Jump to content

Экспериментальная литература

Экспериментальная литература - это жанр литературы, который обычно «трудно определить с какой-либо точностью». [1] Он экспериментирует с условностями литературы, включая границы жанров и стилей; например, он может быть написан в форме прозаических повествований или стихов, но текст может быть расположен на странице в конфигурации, отличной от конфигурации обычных прозаических абзацев или в классической строфической форме стихов. [1] Он также может включать искусство или фотографию. Более того, хотя экспериментальная литература традиционно писалась от руки, в эпоху цифровых технологий наблюдается экспоненциальное использование написания экспериментальных работ с помощью текстовых процессоров . [1]

Ранняя история

[ редактировать ]

Первым текстом, обычно цитируемым в этой категории, является Лоуренса Стерна ( «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» 1759) . [ нужна ссылка ] Этот текст встречается так рано в стандартной истории романа, что нельзя ссылаться на его «нарушающие» условности, которые еще не устоялись. Но из-за своей насмешки над повествованием и готовности использовать такие графические элементы, как, например, полностью черная страница, оплакивающая смерть персонажа, роман Стерна считается фундаментальным текстом для многих авторов после Второй мировой войны. Однако работа Стерна даже в свое время не обошлась без недоброжелателей; например, Сэмюэл Джонсон цитируется в «Босуэлле» , как сказал: «Просто странное не длится долго. Тристрам Шенди недолговечен». Дени Дидро В книге «Жак-фаталист и его учитель » многие элементы заимствованы из Тристама Шенди , факт, не скрытый в тексте, что делает его ранним примером метафантастики.

История 20-го века

[ редактировать ]

В 1910-е годы художественное экспериментирование стало заметной силой. [2] и различные европейские и американские писатели начали экспериментировать с данными формами. Тенденции, сформировавшиеся в этот период, впоследствии стали частью модернистского движения. [ нужна ссылка ] Эзры «Песни Паунда » после Первой мировой войны , произведения Т. С. Элиота , проза и пьесы Гертруды Стайн были одними из самых влиятельных произведений того времени, хотя » Джеймса Джойса обычно «Улисс считается [ по мнению кого? ] наиболее существенная работа того периода. Роман оказал влияние не только на более писателей-экспериментаторов, таких как Вирджиния Вульф , но и на менее экспериментальных писателей, таких как Эрнест Хемингуэй .

Исторический авангард также способствовал развитию экспериментальной литературы начала и середины 20 в. В дадаистском движении поэт Тристан Цара использовал в своих манифестах газетные вырезки и экспериментальную типографику. Автор футурист - Ф. Т. Маринетти поддержал теорию «свободных слов» на всей странице, разрушая границы как обычного повествования, так и макета самой книги, как это показано в его звуковом стихотворении «Роман» Zang Tumb Tumb . Писатели, поэты и художники, связанные с сюрреалистическим движением, использовали ряд необычных техник, чтобы вызвать мистические и сказочные состояния в своих стихах, романах и прозе. Примеры включают совместно написанные тексты Les Champs Magnétiques ( Андре Бретон и Филипп Супо ) и «Печаль о печали », «роман-мечта», созданный под гипнозом Робертом Десносом .

К концу 1930-х годов политическая ситуация в Европе сделала модернизм неадекватным, эстетизированным и даже безответственным ответом на опасность мирового фашизма , а литературный экспериментализм исчез из поля зрения общественности, сохраняясь на протяжении 1940-х годов только отдельными визионерами. как Кеннет Пэтчен . В 1950-х годах писателей- битников можно рассматривать как реакцию на замкнутость как поэзии, так и прозы того времени, а такие витающие в воздухе, почти мистические произведения, как Джека Керуака роман «Видения Джерарда», представляли собой новый формальный подход к стандартное повествование той эпохи. Американские писатели, такие как Джон Хоукс, начали публиковать романы в конце 1940-х годов, в которых использовались условности повествования.

Дух европейского авангарда пронесся и через послевоенное поколение. Поэт Исидор Ису сформировал группу леттристов и создал манифесты, стихи и фильмы, исследовавшие границы письменного и устного слова. OULIPO . (по-французски Ouvroir de litérature potentielle , или «Мастерская потенциальной литературы») объединил писателей, художников и математиков для изучения инновационных комбинаторных средств создания текстов Основанная писателем Раймоном Кено и математиком Франсуа Ле Лионне , в группу входили Итало Кальвино и Жорж Перек . Кено В «Cent Mille Milliards de Poèmes» сама физическая книга используется для увеличения количества различных комбинаций сонетов, а роман Перека « Жизнь: Руководство пользователя» основан на «Путешествии рыцаря» по шахматной доске.

Британские разгневанные молодые люди 1950-х годов отвергли экспериментализм. [3] но 1960-е годы принесли с собой краткое возвращение славных дней модернизма и первые основания постмодернизма . Публикация, вызванная судебным разбирательством по делу о непристойности в отношении « Уильяма С. Берроуза, » Голого обеда привела к широкому осознанию и восхищению крайней свободой, не подвергающейся цензуре. Берроуз также был пионером стиля, известного как нарезка , при котором газеты или напечатанные рукописи разрезались и переставлялись для получения строк в тексте. В конце 1960-х годов экспериментальные движения стали настолько заметными, что даже авторы, считавшиеся более традиционными, такие как Бернард Маламуд и Норман Мейлер, проявили экспериментальные тенденции. Метафикция была важной тенденцией в этот период, наиболее подробно проиллюстрированной в работах Джона Барта , Джонатана Бэйлисса и Хорхе Луиса Борхеса . [ нужна ссылка ] В 1967 году Барт написал эссе «Литература истощения» . [2] что иногда считают манифестом постмодернизма. Главным пробным камнем этой эпохи стала книга Томаса Пинчона « Радуга гравитации» , которая в конечном итоге стала бестселлером. Важными авторами рассказов были Дональд Бартельм , а также, как в короткой, так и в длинной форме, Роберт Кувер и Рональд Сукеник . В то время как в 1968 году Уильяма Х. Гасса « роман Одинокая жена Уилли Мастерса» добавил к чтению сложные аспекты, поскольку некоторые страницы написаны зеркально, где текст можно прочитать, только если зеркало держать под углом к ​​странице.

Некоторыми более поздними известными писателями-экспериментаторами 1970-х и 1980-х годов были Итало Кальвино , Майкл Ондатже и Хулио Кортасар . Самые известные книги Кальвино — «Если зимней ночью путешественник» , где в некоторых главах изображен читатель, готовящийся прочитать книгу под названием «Если зимней ночью путешественник», а другие составляют повествование, и «Невидимые города» , где Марко Поло объясняет свои путешествия Кубла-хану. хотя это всего лишь отчеты о том самом городе, в котором они общаются. [4] Ондатже В «Собрании сочинений Билли Кида» используется стиль альбома для вырезок, в то время как « Классики Кортасара» можно читать с главами в любом порядке.

аргентинец Хулио Кортасар и натурализованная бразильская писательница Кларис Лиспектор латиноамериканские писатели , создавшие шедевры экспериментальной литературы 20-го и 21-го веков, сочетающие пейзажи снов, журналистику и художественную литературу; Региональная классика, написанная на испанском языке, включает мексиканский роман « Педро Парамо » Хуана Рульфо , колумбийскую семейную эпопею « Сто лет одиночества » Габриэля Гарсиа Маркеса , перуанскую политическую историю « Война конца света » Марио Варгаса. Льоса , пуэрториканский испанский драматический диалог « Йо-Йо Боинг! » Джаннины Браски и кубинский революционный роман « Рай » Хосе Лесамы Лимы . [5]

Современные американские авторы Дэвид Фостер Уоллес , Джаннина Браски и Рик Муди сочетают некоторые экспериментальные формы игры писателей 1960-х годов с более эмоционально дефляционной иронией и большей тенденцией к доступности и юмору. Уоллеса» «Бесконечная шутка пост-постмодернистское максималистское произведение, описывающее жизнь в теннисной академии и реабилитационном центре; отступления часто превращаются в сюжетные линии, а в книге более 100 страниц сносок. Другие писатели, такие как Николсон Бейкер, были известны своим минимализмом в таких романах, как «Мезонин» о человеке, который едет на эскалаторе на 140 страницах. Американский писатель Марк Данилевски объединил элементы романа ужасов с формальным академическим письмом и типографскими экспериментами в своем романе « Дом из листьев» .

Греческий автор Димитрис Лиакос в книге «Z213: Выход» объединяет в своего рода современный палимпсест дневниковые записи двух рассказчиков в сильно фрагментированном тексте, перемежающемся отрывками из библейского Исхода, чтобы рассказать о путешествии, в ходе которого различные реальности внутреннее я и внешний мир постепенно сливаются.

История 21 века

[ редактировать ]

В начале 21 века многие примеры экспериментальной литературы отражают появление компьютеров и других цифровых технологий, некоторые из них фактически используют среду, о которой они размышляют, например, Патрисии Локвуд 2021 года интернет- роман «Никто об этом не говорит » который в основном был написан на iPhone . Такое письмо по-разному относилось к электронной литературе , гипертексту и кодовой работе . Другие сосредоточились на изучении множественности повествовательных точек зрения, как, например, американский писатель уругвайского происхождения Хорхе Маджфуд в книгах «Королева Америки» и «Город луны» .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Мотт, Уоррен (2018). «Экспериментальное письмо, экспериментальное чтение» . Исследования литературы 20 и 21 веков . 42 (2). дои : 10.4148/2334-4415.1927 .
  2. ^ Jump up to: а б Джон Барт (1984) введение к «Литературе истощения » в «Пятничной книге» .
  3. ^ «Почему разгневанные молодые люди Британии вскипают» . Жизнь . 1958-05-26. п. 138 . Проверено 13 мая 2023 г.
  4. ^ Кули, Марта. «О творчестве Итало Кальвино», The Writer's Chronicle , май 2008 г., стр. 24–32.
  5. ^ Список латиноамериканской литературы Американского общества , 2005.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бэкстрем, Пер . Наша брокигас очелерике! Об экспериментальной поэзии (Наш Гауди Андорно!. Об экспериментальной поэзии), Лунд: Эллерстрем, 2010.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7ca1c5742a8eaf878b8f3c3e13a5c585__1722586380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/85/7ca1c5742a8eaf878b8f3c3e13a5c585.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Experimental literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)