Экспериментальная литература
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Литература | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Устная литература | ||||||
Основные письменные формы | ||||||
| ||||||
Жанры прозы | ||||||
| ||||||
Жанры поэзии | ||||||
| ||||||
Драматические жанры | ||||||
История | ||||||
Списки и схемы | ||||||
Теория и критика | ||||||
Литературный портал | ||||||
Экспериментальная литература - это жанр литературы, который обычно «трудно определить с какой-либо точностью». [1] Он экспериментирует с условностями литературы, включая границы жанров и стилей; например, он может быть написан в форме прозаических повествований или стихов, но текст может быть расположен на странице в конфигурации, отличной от конфигурации обычных прозаических абзацев или в классической строфической форме стихов. [1] Он также может включать искусство или фотографию. Более того, хотя экспериментальная литература традиционно писалась от руки, в эпоху цифровых технологий наблюдается экспоненциальное использование написания экспериментальных работ с помощью текстовых процессоров . [1]
Ранняя история
[ редактировать ]Первым текстом, обычно цитируемым в этой категории, является Лоуренса Стерна ( «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» 1759) . [ нужна ссылка ] Этот текст встречается так рано в стандартной истории романа, что нельзя ссылаться на его «нарушающие» условности, которые еще не устоялись. Но из-за своей насмешки над повествованием и готовности использовать такие графические элементы, как, например, полностью черная страница, оплакивающая смерть персонажа, роман Стерна считается фундаментальным текстом для многих авторов после Второй мировой войны. Однако работа Стерна даже в свое время не обошлась без недоброжелателей; например, Сэмюэл Джонсон цитируется в «Босуэлле» , как сказал: «Просто странное не длится долго. Тристрам Шенди недолговечен». Дени Дидро В книге «Жак-фаталист и его учитель » многие элементы заимствованы из Тристама Шенди , факт, не скрытый в тексте, что делает его ранним примером метафантастики.
История 20-го века
[ редактировать ]В 1910-е годы художественное экспериментирование стало заметной силой. [2] и различные европейские и американские писатели начали экспериментировать с данными формами. Тенденции, сформировавшиеся в этот период, впоследствии стали частью модернистского движения. [ нужна ссылка ] Эзры «Песни Паунда » после Первой мировой войны , произведения Т. С. Элиота , проза и пьесы Гертруды Стайн были одними из самых влиятельных произведений того времени, хотя » Джеймса Джойса обычно «Улисс считается [ по мнению кого? ] наиболее существенная работа того периода. Роман оказал влияние не только на более писателей-экспериментаторов, таких как Вирджиния Вульф , но и на менее экспериментальных писателей, таких как Эрнест Хемингуэй .
Исторический авангард также способствовал развитию экспериментальной литературы начала и середины 20 в. В дадаистском движении поэт Тристан Цара использовал в своих манифестах газетные вырезки и экспериментальную типографику. Автор футурист - Ф. Т. Маринетти поддержал теорию «свободных слов» на всей странице, разрушая границы как обычного повествования, так и макета самой книги, как это показано в его звуковом стихотворении «Роман» Zang Tumb Tumb . Писатели, поэты и художники, связанные с сюрреалистическим движением, использовали ряд необычных техник, чтобы вызвать мистические и сказочные состояния в своих стихах, романах и прозе. Примеры включают совместно написанные тексты Les Champs Magnétiques ( Андре Бретон и Филипп Супо ) и «Печаль о печали », «роман-мечта», созданный под гипнозом Робертом Десносом .
К концу 1930-х годов политическая ситуация в Европе сделала модернизм неадекватным, эстетизированным и даже безответственным ответом на опасность мирового фашизма , а литературный экспериментализм исчез из поля зрения общественности, сохраняясь на протяжении 1940-х годов только отдельными визионерами. как Кеннет Пэтчен . В 1950-х годах писателей- битников можно рассматривать как реакцию на замкнутость как поэзии, так и прозы того времени, а такие витающие в воздухе, почти мистические произведения, как Джека Керуака роман «Видения Джерарда», представляли собой новый формальный подход к стандартное повествование той эпохи. Американские писатели, такие как Джон Хоукс, начали публиковать романы в конце 1940-х годов, в которых использовались условности повествования.
Дух европейского авангарда пронесся и через послевоенное поколение. Поэт Исидор Ису сформировал группу леттристов и создал манифесты, стихи и фильмы, исследовавшие границы письменного и устного слова. OULIPO . (по-французски Ouvroir de litérature potentielle , или «Мастерская потенциальной литературы») объединил писателей, художников и математиков для изучения инновационных комбинаторных средств создания текстов Основанная писателем Раймоном Кено и математиком Франсуа Ле Лионне , в группу входили Итало Кальвино и Жорж Перек . Кено В «Cent Mille Milliards de Poèmes» сама физическая книга используется для увеличения количества различных комбинаций сонетов, а роман Перека « Жизнь: Руководство пользователя» основан на «Путешествии рыцаря» по шахматной доске.
Британские разгневанные молодые люди 1950-х годов отвергли экспериментализм. [3] но 1960-е годы принесли с собой краткое возвращение славных дней модернизма и первые основания постмодернизма . Публикация, вызванная судебным разбирательством по делу о непристойности в отношении « Уильяма С. Берроуза, » Голого обеда привела к широкому осознанию и восхищению крайней свободой, не подвергающейся цензуре. Берроуз также был пионером стиля, известного как нарезка , при котором газеты или напечатанные рукописи разрезались и переставлялись для получения строк в тексте. В конце 1960-х годов экспериментальные движения стали настолько заметными, что даже авторы, считавшиеся более традиционными, такие как Бернард Маламуд и Норман Мейлер, проявили экспериментальные тенденции. Метафикция была важной тенденцией в этот период, наиболее подробно проиллюстрированной в работах Джона Барта , Джонатана Бэйлисса и Хорхе Луиса Борхеса . [ нужна ссылка ] В 1967 году Барт написал эссе «Литература истощения» . [2] что иногда считают манифестом постмодернизма. Главным пробным камнем этой эпохи стала книга Томаса Пинчона « Радуга гравитации» , которая в конечном итоге стала бестселлером. Важными авторами рассказов были Дональд Бартельм , а также, как в короткой, так и в длинной форме, Роберт Кувер и Рональд Сукеник . В то время как в 1968 году Уильяма Х. Гасса « роман Одинокая жена Уилли Мастерса» добавил к чтению сложные аспекты, поскольку некоторые страницы написаны зеркально, где текст можно прочитать, только если зеркало держать под углом к странице.
Некоторыми более поздними известными писателями-экспериментаторами 1970-х и 1980-х годов были Итало Кальвино , Майкл Ондатже и Хулио Кортасар . Самые известные книги Кальвино — «Если зимней ночью путешественник» , где в некоторых главах изображен читатель, готовящийся прочитать книгу под названием «Если зимней ночью путешественник», а другие составляют повествование, и «Невидимые города» , где Марко Поло объясняет свои путешествия Кубла-хану. хотя это всего лишь отчеты о том самом городе, в котором они общаются. [4] Ондатже В «Собрании сочинений Билли Кида» используется стиль альбома для вырезок, в то время как « Классики Кортасара» можно читать с главами в любом порядке.
аргентинец Хулио Кортасар и натурализованная бразильская писательница Кларис Лиспектор — латиноамериканские писатели , создавшие шедевры экспериментальной литературы 20-го и 21-го веков, сочетающие пейзажи снов, журналистику и художественную литературу; Региональная классика, написанная на испанском языке, включает мексиканский роман « Педро Парамо » Хуана Рульфо , колумбийскую семейную эпопею « Сто лет одиночества » Габриэля Гарсиа Маркеса , перуанскую политическую историю « Война конца света » Марио Варгаса. Льоса , пуэрториканский испанский драматический диалог « Йо-Йо Боинг! » Джаннины Браски и кубинский революционный роман « Рай » Хосе Лесамы Лимы . [5]
Современные американские авторы Дэвид Фостер Уоллес , Джаннина Браски и Рик Муди сочетают некоторые экспериментальные формы игры писателей 1960-х годов с более эмоционально дефляционной иронией и большей тенденцией к доступности и юмору. Уоллеса» «Бесконечная шутка — пост-постмодернистское максималистское произведение, описывающее жизнь в теннисной академии и реабилитационном центре; отступления часто превращаются в сюжетные линии, а в книге более 100 страниц сносок. Другие писатели, такие как Николсон Бейкер, были известны своим минимализмом в таких романах, как «Мезонин» о человеке, который едет на эскалаторе на 140 страницах. Американский писатель Марк Данилевски объединил элементы романа ужасов с формальным академическим письмом и типографскими экспериментами в своем романе « Дом из листьев» .
Греческий автор Димитрис Лиакос в книге «Z213: Выход» объединяет в своего рода современный палимпсест дневниковые записи двух рассказчиков в сильно фрагментированном тексте, перемежающемся отрывками из библейского Исхода, чтобы рассказать о путешествии, в ходе которого различные реальности внутреннее я и внешний мир постепенно сливаются.
История 21 века
[ редактировать ]В начале 21 века многие примеры экспериментальной литературы отражают появление компьютеров и других цифровых технологий, некоторые из них фактически используют среду, о которой они размышляют, например, Патрисии Локвуд 2021 года интернет- роман «Никто об этом не говорит » который в основном был написан на iPhone . Такое письмо по-разному относилось к электронной литературе , гипертексту и кодовой работе . Другие сосредоточились на изучении множественности повествовательных точек зрения, как, например, американский писатель уругвайского происхождения Хорхе Маджфуд в книгах «Королева Америки» и «Город луны» .
См. также
[ редактировать ]- Абсурдизм
- Антироман
- Асемическое письмо
- Поколение битов
- Причудливая фантастика
- Код поэзии
- Конкретная поэзия
- Грудь
- Цифровая поэзия
- Эргодическая литература
- Фларф поэзия
- Тактильная поэзия
- L=A=N=G=U=A=G=E
- Леттризм
- Литературный модернизм
- Магический реализм
- Модернистская литература
- Сетевая поэзия
- Новый роман
- Нелинейный (искусство)
- Нуйориканский
- 'Патафизика
- Постмодернистская литература
- Слипстрим (жанр)
- Сюрреализм
- Визуальная поэзия
- Бессловесный роман
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Мотт, Уоррен (2018). «Экспериментальное письмо, экспериментальное чтение» . Исследования литературы 20 и 21 веков . 42 (2). дои : 10.4148/2334-4415.1927 .
- ^ Jump up to: а б Джон Барт (1984) введение к «Литературе истощения » в «Пятничной книге» .
- ^ «Почему разгневанные молодые люди Британии вскипают» . Жизнь . 1958-05-26. п. 138 . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ Кули, Марта. «О творчестве Итало Кальвино», The Writer's Chronicle , май 2008 г., стр. 24–32.
- ^ Список латиноамериканской литературы Американского общества , 2005.
Библиография
[ редактировать ]- Бэкстрем, Пер . Наша брокигас очелерике! Об экспериментальной поэзии (Наш Гауди Андорно!. Об экспериментальной поэзии), Лунд: Эллерстрем, 2010.