Jump to content

Абсурдистская фантастика

Абсурдистская фантастика — это жанр романов , пьес , стихов , фильмов и других средств массовой информации, который фокусируется на переживаниях персонажей в ситуациях, когда они не могут найти какой-либо внутренней цели в жизни , чаще всего представленной в конечном счете бессмысленными действиями и событиями, которые ставят под сомнение уверенность в экзистенциальных концепциях, таких как истина или ценность. [1]

Абсурдистский жанр литературы возник в 1950-х и 1960-х годах, сначала преимущественно во Франции и Германии , вызванный послевоенным разочарованием. Абсурдистская художественная литература является реакцией на всплеск романтизма в Париже в 1830-х годах, крах религиозной традиции в Германии, а также на социальную и философскую революцию, возглавляемую высказываниями Сёрена Кьеркегора и Фридриха Ницше . [2]

Общие элементы абсурдистской художественной литературы включают сатиру , черный юмор , несоответствие, унижение разума и споры относительно философского состояния быть «ничем». [3] Абсурдистская фантастика в игровой форме известна как Театр Абсурдизма . Обоим жанрам свойственна ориентация на переживания героев, в центре которых идея о том, что жизнь несочетаема, непримирима и бессмысленна. [4] Неотъемлемой характеристикой абсурдистской художественной литературы является опыт борьбы за обретение внутренней цели жизни, изображаемый персонажами в их бессмысленных действиях в бесполезных событиях, в которых они принимают участие.

Абсурдизм как философское движение является продолжением или отклонением от экзистенциализма , который фокусируется на бессмысленности человечества и, в частности, на эмоциональной тревоге и тревоге, присутствующих, когда существование цели подвергается сомнению. [5] Экзистенциалистские и агностические перспективы исследуются в абсурдистских романах и театре в их выражении сюжета и персонажей. [6] Основные авторы-абсурдисты включают Франца Кафку , Альберта Камю , Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско . [7]

Характеристики

[ редактировать ]

Большая часть абсурдистской художественной литературы может носить юмористический или иррациональный характер. Абсурдистский юмор описывается как форма комедии, основанная на непоследовательностях , нарушении причинности и непредсказуемых сопоставлениях . [8] Однако отличительной чертой жанра является не комедия и не нонсенс , а, скорее, исследование поведения человека в обстоятельствах (будь то реалистичных или фантастических), которые кажутся бесцельными и философски абсурдными . Абсурдистская художественная литература мало что дает суждений о персонажах или их действиях; эта задача остается за читателем. Кроме того, «мораль» истории, как правило, не выражена явно, а темы или реализации персонажей — если таковые имеются — часто носят неоднозначный характер.

Кроме того, в отличие от многих других форм художественной литературы, абсурдистские произведения не обязательно имеют традиционную структуру сюжета (т. е. нарастающее действие, кульминация, нисходящее действие и т. д.). Традиционные элементы художественной литературы, такие как сюжет, характеристика и развитие, как правило, отсутствуют. [9] Некоторые ученые объясняют, что эта фикция влечет за собой «уход от» нормы. [10] Существует также случай сомнения в обоснованности человеческого разума, из которого возникают представления о законах природы. [10]

Абсурдистская фантастика также не стремится апеллировать к так называемому коллективному бессознательному, поскольку она крайне индивидуалистична и почти исключительно фокусируется на исследовании субъективных ощущений человека или существа по поводу своего существования. [9]

Абсурдистский жанр вырос из модернистской литературы конца 19 - начала 20 веков и находился в прямой оппозиции викторианской литературе , которая была известна незадолго до этого периода. На него в значительной степени повлияли экзистенциалистские и нигилистические движения в философии , а также движения дадаизма и сюрреализма в искусстве. Экзистенциальное и нигилистическое философское влияние на абсурдистскую художественную литературу было результатом послевоенного разочарования. Писатели-абсурдисты и композиторы-фантасты требовали свободы от условностей, преобладавших в философском движении 1940 года во Франции. Другие исторические события, повлиявшие на стиль и философию литературного движения, включают атомную бомбу и холодную войну.

Психологи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и Университета Британской Колумбии в 2009 году опубликовали отчет, показывающий, что чтение абсурдистских историй улучшает способность испытуемых находить закономерности. Их выводы показали, что, когда людям приходится работать, чтобы найти последовательность и смысл в фрагментированной истории, это усиливает «когнитивные механизмы, ответственные за неявное изучение статистических закономерностей». [11] [12]

Контекст и происхождение

[ редактировать ]

Франц Кафка , Жан-Поль Сартр , Сэмюэл Беккет , Эжен Ионеско , Альбер Камю , Сол Беллоу , Дональд Бартельм и Кормак Маккарти считаются самыми известными композиторами абсурдистской фантастики. Кафка (1883–1924) был немецкоязычным богемным писателем и известным абсурдистом. Среди писателей, оказавших влияние на Кафку, Фридрих Ницше , Эдгар Аллан По , Чарльз Диккенс и многие другие. Среди самых популярных художественных рассказов Кафки — « Суд », опубликованный в 1912 году; «Метаморфоза» , опубликованная в 1915 году; « В исправительной колонии », изд. 1919 г.; и « Голодный художник », опубликованный в 1922 году. «Процесс» , написанный между 1914 и 1915 годами, признан самым известным художественным произведением Кафки. В своем «мифическом символизме обезумевшего мира» [13] Использование Кафкой мифологии, комедии, афоризмов и сюрреализма воплощает отличительные черты абсурдистской фантастики. [14] Влияние Франца Кафки на абсурдизм было настолько велико, что некоторые называют его «королем абсурда» и лидером абсурдного движения. Другие утверждают, что Кафка был преимущественно сюрреалистом , однако Кафка поясняет свой уникальный стиль как «смесь абсурда, сюрреализма и обыденности, которая породила прилагательное «кафкианский». [15] Сэмюэл Беккет также был одним из первых абсурдистов; ирландский писатель, драматург, автор рассказов, театральный режиссер, поэт и литературный переводчик. Знаменитое произведение Беккета « В ожидании Годо» , премьера которого состоялось в 1953 году, относится к абсурдистскому театру, использующему приемы трагикомедии. Характеристики, представленные Беккетом, включали горький юмор и отчаяние, а также яркую и спонтанную импровизацию на тему абсурда театра (Диксон, Эндрю, 2017). Эжен Ионеско — румынский французский драматург, один из выдающихся композиторов французского авангардного театра и лидер абсурдизма . Ионеско «Стулья» (1952) был назван самим Ионеско «трагическим фарсом» из-за экспериментов с абсурдистскими мотивами, экзистенциализмом и бессмысленными стихами, в которых подробно рассматривается непередаваемость в нашей человеческой жизни. [4]

Идеология

[ редактировать ]

Термин «абсурд» имеет корни от латинского «absurdus», что означает «противоречащий разуму» или «дисгармоничный». [16] Термин развивает концепцию современного слова, соответствующую выявлению иррациональной и нелепой природы повседневной жизни. Идеология и философия жанра абсурдистской фантастики проистекают из нигилизма и экзистенциализма, извлеченных из мира 20-го века. Сёрен Кьеркегор (1813–1855), известный как «отец экзистенциализма», был плодовитым датским писателем, выступавшим против общепринятых границ философии , психологии , теологии , художественной литературы и литературной критики . [17] Философия Кьеркегора борется с правдоподобием христианского мира и по своей сути оспаривает целеустремленность, которую она пробуждает в личной жизни. Понятие абсурда использовалось Кьеркегором для обозначения точки, в которой вера становится незащищенной, но действительной для тех, кто ее использует, и только для нее. [6] Кьеркегор оказал сильное влияние на творчество Жана-Поля Сартра и Альбера Камю . Экзистенциализм как философский подход или теория отдельного человека подчеркивает существование и концепцию человека как свободного агента в определении своего собственного смысла или цели в жизни. С другой стороны, нигилизм — это признание того, что жизнь не имеет внутреннего смысла. Абсурдистская фантастика по отношению к экзистенциализму выражает то, что происходит, когда человеческое существование не имеет смысла и цели, поэтому всякое общение прерывается. Эжена Ионеско «Лысое сопрано» (1950) представляет собой абсурдистский художественный текст, глубоко подчеркивающий идею неспособности человечества общаться друг с другом. Фридрих Ницше (1844–1900) был культурным критиком, композитором, поэтом, филологом, исследователем латинских и греческих яиц, который также принес глубокое вдохновение в западную философию и современную интеллектуальную историю. Ницше — еще один влиятельный человек в философии и идеологии абсурда. Его интерес к нигилизму, в частности его взгляды на «Христианство и Бог » отсылает к традициям западного мира , полагающимся на религию как «моральный компас» и источник смысла. [18] Ницше утверждал, что эта зависимость теперь нежизнеспособна, появившись в своем романе «Веселая наука» , опубликованном в 1882 году и переведенном в 1974 году. Сочинения Ницше оказали влияние на абсурдистскую художественную литературу, влияя на Сартра и Альбера Камю. В частности, понимание Камю нигилизма было в значительной степени мотивировано выдвинутой Ницше концепцией жизни и смерти и нигилистическими взглядами на них. [18]

Абсурдистская фантастика в романах

[ редактировать ]

Французский писатель Альбер Камю — романист, которому большинство литературных критиков приписывают концепцию абсурдистской фантастики, начиная с самого известного романа Камю «Незнакомец» ( «Незнакомец », 1942) и его философского эссе « Миф о Сизифе » (1942). Богемный — еще один писатель - , немецкоязычный Франц Кафка абсурдист. Роман Кафки «Процесс» был опубликован в 1925 году после смерти Кафки в 1924 году. Роман Кафки описывает неспособность человечества к общению в бесцельном мире.

Примеры писателей-абсурдистов:

Отдельные абсурдистские произведения включают:

Примеры известных режиссеров-абсурдистов включают:

Характеристики и методы

[ редактировать ]

В книге Альбера Камю « Миф о Сизифе» (1942) взяты отрывки из греческой басни о человеке, вынужденном непрерывно катить камень на гору только для того, чтобы он скатился обратно с горы под действием собственного веса - дилемма, которая длится вечно . Камю поясняет свой собственный символизм как представление человеческого положения в мире, где мы сталкиваемся с универсальной трудностью осмысления событий; однако вместо того, чтобы обращаться к самоубийству, мы должны смириться с «неуловимым чувством абсурда» и перенести его в меру своих возможностей. [27] В произведении Франца Кафки «Процесс» (1925) рассказывается история Йозефа К., человека, арестованного и преследуемого властью, отдаленной и недоступной; ни ему, ни читателю не сообщают о характере его преступления и о том, почему он был привлечен к ответственности. Кафка использует сдержанную прозу на протяжении всего романа, чтобы добавить драматической иронии. [28] а также нелогичная и непоследовательная линия событий ареста и судебного дела в романе Джозефа К. Кафки может быть воспринята как подразумевающая разрыв в рациональном мире в результате гиперрационализации общества потребления. судебная власть . Кафка использует ошибочную аллитерацию и литературные манипуляции, чтобы создать бессмысленный экзистенциалистский роман, который иллюстрирует бесчеловечность, отчуждение и абсурд, существующие в современном мире наряду с воздействием тоталитаризма , несправедливости и бюрократии в целом. [29]

Театр Абсурда

[ редактировать ]

Театр абсурда называют после Первой мировой войны абсурдистскими художественными пьесами, особенно написанными преимущественно европейскими драматургами в конце двадцатого века, а также стилем театра, который развился из их произведений. Мартин Эсслин , литературный критик, ввел термин «Театр абсурда» в своем эссе 1960 года «Театр абсурда» . Эсслин связал эти избранные пьесы, основываясь на широкой теме абсурда , подобно тому, как Камю использовал этот термин в своем эссе 1942 года «Миф о Сизифе» . Идеология театра абсурда заимствована из экзистенциализма и выражает результат того, что человеческое существование лишается смысла и цели, и результат того, что всякое общение разрушается. Логическое построение и аргументация в абсурдистском театре уступили место характеристикам иррациональной и нелогичной речи и окончательному заключению молчания. Театр абсурда включает в себя увлечение абсурдом в самых разных формах; экзистенциальный , философский , эмоциональный и драматургический . Театр абсурда как драматическая форма по своей сути доводит театр до крайности, одновременно ставя вопросы о том, как реальность и нереальность . на самом деле выглядят [27] Мартин Эсслин назвал четырех определяющих драматургов движения Театра абсурда: Сэмюэля Беккета , Артура Адамова , Эжена Ионеско и Жана Жене . [30] В более поздние издания своего эссе он включил пятого драматурга, Гарольда Пинтера . Другими писателями, которые также связаны с этим движением Эсслина и других критиков, являются Том Стоппард , Фридрих Дюрренматт , Фернандо Аррабаль , Эдвард Олби , Борис Виан и Жан Тардье .

Характеристики

[ редактировать ]

Театр абсурда ниспровергает традиционные театральные формы, которые зрители привыкли ожидать при просмотре пьесы. Движение сюжета произвольное ; персонажи абсурдистского театра по большей части незнакомы и странно мотивированы, декорации часто неузнаваемы, а иногда неизменны или пустынны, а диалоги кажутся бессмысленными. Для драматургов-абсурдистов хаос и иррациональность представляют реальность лучше, чем рациональность и порядок. Пьесы могут носить как трагический, так и комический характер, что характерно для жанра трагикомедии в театре.

  • Аллитерация
  • Повторение
  • Списки
  • Аллюзия
  • Драматические устройства
  • Неологизм
  • Свертка
  • Поток сознания
  • Ирония
  • Сатира

Театр абсурда

[ редактировать ]

Эжена Ионеско «Лысое сопрано» (1950) — запоминающаяся абсурдистская театральная пьеса. Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо» (1953) — абсурдистская театральная пьеса в двух действиях с использованием драматических приемов. Другие примеры включают пьесу Жана-Поля Сартра « Нет выхода» (1944), пьесу Макса Фриша «Поджигатели» (1953) и пьесу Эцио Д'Эррико «Муравейник и время саранчи» (1954). Торнтона Уайлдера «Долгий рождественский ужин» » Жана Тардье (1931) и «Подземные любовники (1934) являются более ранними примерами.

Примеры методик и устройств

[ редактировать ]

румынского и французского драматурга Эжена Ионеско » «Лысое сопрано (1950) является доминирующей пьесой, занимающей центральное место в Театре абсурда , ее «сказочная симфония бессмысленной речи и бессвязных ассоциаций раскрывает, насколько безнадежно человеческое общение ». [31] «Бессмысленная речь» и «бессвязные ассоциации» — ключевые элементы Театра абсурда. Большая часть диалогов в пьесе Ионеско малозначительна, а в речах актеров зачастую присутствует откровенная тарабарщина. Сатира и бессмысленный дискурс , присутствующие в тексте Ионеско, служат его цели, показывая, насколько бессмысленной может быть мирская жизнь. Увлечение Ионеско экзистенциализмом также характерно для абсурдистского театра и отличается использованием, казалось бы, нелепого английского языка и нежеланием общества общаться друг с другом. [32] » Ионеско «Лысое сопрано охватывает неспособность человечества участвовать в общении в бесцельном мире, вновь подтверждая влияние экзистенциализма на абсурдистскую художественную литературу и то, как это проявляется в текстах литературного жанра Театра абсурда .

Сэмюэля Беккета ( «В ожидании Годо» 1953), первоначально французский текст, представляет собой абсурдистскую театральную драму , которую называют одной из самых важных пьес 20-го века. [33] несмотря на ранний прием. Впервые спектакль был показан 5 января 1953 года в Театре Вавилон в Париже. Восприятие пьесы в 1950-х годах можно интерпретировать по отзывам критиков. Литературный критик Вивиан Мерсер заявила, что пьеса - это «пьеса, в которой ничего не происходит дважды», имея в виду два действия, которые принимают циклическую форму. [34] Альфонсо Састре , другой литературный критик, рецензировавший текст Беккета, назвал пьесу «свидетельством о смерти надежды»; он продолжает: «Что такого увлекательного в ожидании Годо? То, что ничего не происходит. Это яркое свидетельство небытия». [35] Пустынная вселенная Беккета в его пьесе передана абсурдистскими приемами; неизменный пейзаж, персонажи, подвергающиеся случайным и причудливым актам насилия, с циклическим дискурсом. Беккет уловил чувство постоянного ожидания смысла в человечестве, изображая отношения между «Гого» и «Диди», сильную взаимозависимость, смешанную с раздражительностью. Элемент трагикомедии к абсурдистской художественной пьесе Беккета добавляет комическую бесполезность, которую можно сравнить с фарсовыми комедийными и мультипликационными персонажами, такими как Том и Джерри. Отношения между двумя персонажами «В ожидании Годо» (Владимир и Эстрагон) причудливы, взаимозависимы, но раздражительны. Их характер, диалог и взаимодействие напоминают знакомые комические дуэты, такие как Лорел и Харди и Том и Джерри . [36]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хендерсон, Грейг Э.; Браун, Кристофер (31 марта 1997 г.). «Глоссарий теории литературы — абсурдизм» . Университет Торонто . Архивировано из оригинала 12 января 2016 г.
  2. ^ Вегенер, А. (1967). Абсурд в современной литературе. Книги за рубежом, 41 (2), 150–156. дои: 10.2307/40121546
  3. ^ Корнуэлл, Нил (2006), Абсурд в литературе , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета, ISBN  978-0-7190-7409-7
  4. ^ Перейти обратно: а б Эсслин, М. (1961). Театр абсурда (Преподобный и английский ред.). Хармондсворт, Миддлсекс: Пингвин.
  5. ^ Кроуэлл, Стивен, «Экзистенциализм», Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2017 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
  6. ^ Перейти обратно: а б Пол, М. (2016). Абсурд за пределами модернизма. Университет Сиднея.
  7. ^ Диксон, А., 2020. Чепуха: Театр абсурда. [онлайн] Британская библиотека
  8. ^ Рейнш, Пол; Уитфилд, Линн; Вайнер, Роберт (2017). Python за пределами Python: критическое взаимодействие с культурой . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. п. 224. ИСБН  9783319513843 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Цай, Ронг (2004). Кризисная тема в современной китайской литературе . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 92. ИСБН  0824827619 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Харпер, Грэм (2002). Комедия, фэнтези и колониализм . Лондон: Континуум. п. 111. ИСБН  0826448666 .
  11. ^ Джейкобс, Том (16 сентября 2009 г.). «Это твой мозг по Кафке» . Тихоокеанский стандарт .
  12. ^ Пру, Трэвис; Хейне, Стивен Дж. (сентябрь 2009 г.). «Связи Кафки: воздействие смысловых угроз улучшает неявное изучение искусственной грамматики». Психологическая наука . 20 (9): 1125–1131. дои : 10.1111/j.1467-9280.2009.02414.x . ПМИД   19656338 . S2CID   7630993 .
  13. ^ Эдвардс, И., 2020. Сущность кафкианского стиля. Нью-Йорк Таймс.
  14. ^ Эдвардс, И., 2020. Сущность кафкианского стиля. Нью-Йорк Таймс
  15. ^ Кафка Ф., Бернофски С. и Андерсон М. (2016). Метаморфоза: новый перевод, тексты и контексты, критика (Первое издание). Нью-Йорк: WW Norton & Company.
  16. ^ Гэвинс, Дж. (2013). Литературный абсурд. В чтении абсурда (стр. 1–9). Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.
  17. ^ Макдональд, В. Сорен Кьеркегор, Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2017 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
  18. ^ Перейти обратно: а б Гордон, М. (2015). Камю, Ницше и абсурд: бунт и презрение против юмора и смеха. Философия и литература 39 (2), 364–378.
  19. ^ Кромвель, Нил (2006). Абсурд в литературе . Издательство Манчестерского университета. стр. 2–3, 45, 186–7.
  20. ^ Абрамс, Миннесота; Харфам, Джеффри (2013). «Литература абсурда». Словарь литературных терминов . Cengage Обучение. стр. 2–3.
  21. ^ «Возрождение абсурдизма: анимация и неоабсурдистское движение» .
  22. ^ Ректор Роб (2020). «Сюрреалистический «Друг мира» больше похож на спектакль, чем на фильм» . Проверено 12 сентября 2021 г.
  23. ^ Риддхиман, Басу (15 июля 2011 г.). «Абсурдистские темы в Девственной весне» . Проверено 4 июля 2016 г.
  24. ^ Сантандер, Хьюго Н. (2002). «Луис Бунюэль, режиссер-экзистенциал» . Архивировано из оригинала 2 мая 2015 года . Проверено 4 июля 2016 г.
  25. ^ Конрад, Марк Т. (1 марта 2009 г.). Философия братьев Коэнов . Университетское издательство Кентукки. ISBN  978-0-8131-3869-5 .
  26. ^ Ромни, Джонатан (2018). «Йоргос Лантимос, режиссер «Лобстера», о своей дикой, звездной жизни королевы Анны» . TheGuardian.com . Проверено 9 декабря 2018 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б Диксон А., 2020. Чепуха: Театр абсурда. [онлайн] Британская библиотека.
  28. Винтерхальтер, Б., 2019. Суд Франца Кафки — это смешно, потому что это правда | JSTOR Daily.
  29. ^ Робертсон, Р. (2015). Тщательно построенный: язык Франца Кафки | ОУПблог.
  30. ^ Эсслин, Мартин (1961). Театр абсурда. ОСЛК 329986
  31. ^ Сантилли, П., (2020). Абсурд поет в «Лысом сопрано» Ионеско. Сан-Диего Юнион-Трибьюн.
  32. ^ Эшли, Л. (2018). Лысое Сопрано и Абсурдизм | АКТ I, Inc.
  33. ^ Кофлан, С. (2013). Все еще жду Годо. BBC News Образование.
  34. ^ Смайт, Дж. (2020). В ОЖИДАНИИ ГОДО – насыщен яркими снимками состояния человека. Театробзор.
  35. ^ Пронько, Л. (1962). Авангард: экспериментальный театр во Франции. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  36. ^ Брантли, Б. (2018). Рецензия: «В ожидании Годо» столь же комично бесполезно, как и «Веселая мелодия». Нью-Йорк Таймс.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e165a7dca1cd8c662c1a0f036ff622fe__1718940720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/fe/e165a7dca1cd8c662c1a0f036ff622fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Absurdist fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)