Абсурдистская фантастика
Литература | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||
Устная литература | ||||||
Основные письменные формы | ||||||
| ||||||
Жанры прозы | ||||||
| ||||||
Жанры поэзии | ||||||
| ||||||
Драматические жанры | ||||||
История | ||||||
Списки и схемы | ||||||
Теория и критика | ||||||
![]() | ||||||
Абсурдистская фантастика — это жанр романов , пьес , стихов , фильмов и других средств массовой информации, который фокусируется на переживаниях персонажей в ситуациях, когда они не могут найти какой-либо внутренней цели в жизни , чаще всего представленной в конечном счете бессмысленными действиями и событиями, которые ставят под сомнение уверенность в экзистенциальных концепциях, таких как истина или ценность. [1]
Абсурдистский жанр литературы возник в 1950-х и 1960-х годах, сначала преимущественно во Франции и Германии , вызванный послевоенным разочарованием. Абсурдистская художественная литература является реакцией на всплеск романтизма в Париже в 1830-х годах, крах религиозной традиции в Германии, а также на социальную и философскую революцию, возглавляемую высказываниями Сёрена Кьеркегора и Фридриха Ницше . [2]
Общие элементы абсурдистской художественной литературы включают сатиру , черный юмор , несоответствие, унижение разума и споры относительно философского состояния быть «ничем». [3] Абсурдистская фантастика в игровой форме известна как Театр Абсурдизма . Обоим жанрам свойственна ориентация на переживания героев, в центре которых идея о том, что жизнь несочетаема, непримирима и бессмысленна. [4] Неотъемлемой характеристикой абсурдистской художественной литературы является опыт борьбы за обретение внутренней цели жизни, изображаемый персонажами в их бессмысленных действиях в бесполезных событиях, в которых они принимают участие.
Абсурдизм как философское движение является продолжением или отклонением от экзистенциализма , который фокусируется на бессмысленности человечества и, в частности, на эмоциональной тревоге и тревоге, присутствующих, когда существование цели подвергается сомнению. [5] Экзистенциалистские и агностические перспективы исследуются в абсурдистских романах и театре в их выражении сюжета и персонажей. [6] Основные авторы-абсурдисты включают Франца Кафку , Альберта Камю , Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско . [7]
Характеристики
[ редактировать ]Большая часть абсурдистской художественной литературы может носить юмористический или иррациональный характер. Абсурдистский юмор описывается как форма комедии, основанная на непоследовательностях , нарушении причинности и непредсказуемых сопоставлениях . [8] Однако отличительной чертой жанра является не комедия и не нонсенс , а, скорее, исследование поведения человека в обстоятельствах (будь то реалистичных или фантастических), которые кажутся бесцельными и философски абсурдными . Абсурдистская художественная литература мало что дает суждений о персонажах или их действиях; эта задача остается за читателем. Кроме того, «мораль» истории, как правило, не выражена явно, а темы или реализации персонажей — если таковые имеются — часто носят неоднозначный характер.
Кроме того, в отличие от многих других форм художественной литературы, абсурдистские произведения не обязательно имеют традиционную структуру сюжета (т. е. нарастающее действие, кульминация, нисходящее действие и т. д.). Традиционные элементы художественной литературы, такие как сюжет, характеристика и развитие, как правило, отсутствуют. [9] Некоторые ученые объясняют, что эта фикция влечет за собой «уход от» нормы. [10] Существует также случай сомнения в обоснованности человеческого разума, из которого возникают представления о законах природы. [10]
Абсурдистская фантастика также не стремится апеллировать к так называемому коллективному бессознательному, поскольку она крайне индивидуалистична и почти исключительно фокусируется на исследовании субъективных ощущений человека или существа по поводу своего существования. [9]
Обзор
[ редактировать ]Абсурдистский жанр вырос из модернистской литературы конца 19 - начала 20 веков и находился в прямой оппозиции викторианской литературе , которая была известна незадолго до этого периода. На него в значительной степени повлияли экзистенциалистские и нигилистические движения в философии , а также движения дадаизма и сюрреализма в искусстве. Экзистенциальное и нигилистическое философское влияние на абсурдистскую художественную литературу было результатом послевоенного разочарования. Писатели-абсурдисты и композиторы-фантасты требовали свободы от условностей, преобладавших в философском движении 1940 года во Франции. Другие исторические события, повлиявшие на стиль и философию литературного движения, включают атомную бомбу и холодную войну.
Психологи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и Университета Британской Колумбии в 2009 году опубликовали отчет, показывающий, что чтение абсурдистских историй улучшает способность испытуемых находить закономерности. Их выводы показали, что, когда людям приходится работать, чтобы найти последовательность и смысл в фрагментированной истории, это усиливает «когнитивные механизмы, ответственные за неявное изучение статистических закономерностей». [11] [12]
Контекст и происхождение
[ редактировать ]Франц Кафка , Жан-Поль Сартр , Сэмюэл Беккет , Эжен Ионеско , Альбер Камю , Сол Беллоу , Дональд Бартельм и Кормак Маккарти считаются самыми известными композиторами абсурдистской фантастики. Кафка (1883–1924) был немецкоязычным богемным писателем и известным абсурдистом. Среди писателей, оказавших влияние на Кафку, — Фридрих Ницше , Эдгар Аллан По , Чарльз Диккенс и многие другие. Среди самых популярных художественных рассказов Кафки — « Суд », опубликованный в 1912 году; «Метаморфоза» , опубликованная в 1915 году; « В исправительной колонии », изд. 1919 г.; и « Голодный художник », опубликованный в 1922 году. «Процесс» , написанный между 1914 и 1915 годами, признан самым известным художественным произведением Кафки. В своем «мифическом символизме обезумевшего мира» [13] Использование Кафкой мифологии, комедии, афоризмов и сюрреализма воплощает отличительные черты абсурдистской фантастики. [14] Влияние Франца Кафки на абсурдизм было настолько велико, что некоторые называют его «королем абсурда» и лидером абсурдного движения. Другие утверждают, что Кафка был преимущественно сюрреалистом , однако Кафка поясняет свой уникальный стиль как «смесь абсурда, сюрреализма и обыденности, которая породила прилагательное «кафкианский». [15] Сэмюэл Беккет также был одним из первых абсурдистов; ирландский писатель, драматург, автор рассказов, театральный режиссер, поэт и литературный переводчик. Знаменитое произведение Беккета « В ожидании Годо» , премьера которого состоялось в 1953 году, относится к абсурдистскому театру, использующему приемы трагикомедии. Характеристики, представленные Беккетом, включали горький юмор и отчаяние, а также яркую и спонтанную импровизацию на тему абсурда театра (Диксон, Эндрю, 2017). Эжен Ионеско — румынский французский драматург, один из выдающихся композиторов французского авангардного театра и лидер абсурдизма . Ионеско «Стулья» (1952) был назван самим Ионеско «трагическим фарсом» из-за экспериментов с абсурдистскими мотивами, экзистенциализмом и бессмысленными стихами, в которых подробно рассматривается непередаваемость в нашей человеческой жизни. [4]
Идеология
[ редактировать ]Термин «абсурд» имеет корни от латинского «absurdus», что означает «противоречащий разуму» или «дисгармоничный». [16] Термин развивает концепцию современного слова, соответствующую выявлению иррациональной и нелепой природы повседневной жизни. Идеология и философия жанра абсурдистской фантастики проистекают из нигилизма и экзистенциализма, извлеченных из мира 20-го века. Сёрен Кьеркегор (1813–1855), известный как «отец экзистенциализма», был плодовитым датским писателем, выступавшим против общепринятых границ философии , психологии , теологии , художественной литературы и литературной критики . [17] Философия Кьеркегора борется с правдоподобием христианского мира и по своей сути оспаривает целеустремленность, которую она пробуждает в личной жизни. Понятие абсурда использовалось Кьеркегором для обозначения точки, в которой вера становится незащищенной, но действительной для тех, кто ее использует, и только для нее. [6] Кьеркегор оказал сильное влияние на творчество Жана-Поля Сартра и Альбера Камю . Экзистенциализм как философский подход или теория отдельного человека подчеркивает существование и концепцию человека как свободного агента в определении своего собственного смысла или цели в жизни. С другой стороны, нигилизм — это признание того, что жизнь не имеет внутреннего смысла. Абсурдистская фантастика по отношению к экзистенциализму выражает то, что происходит, когда человеческое существование не имеет смысла и цели, поэтому всякое общение прерывается. Эжена Ионеско «Лысое сопрано» (1950) представляет собой абсурдистский художественный текст, глубоко подчеркивающий идею неспособности человечества общаться друг с другом. Фридрих Ницше (1844–1900) был культурным критиком, композитором, поэтом, филологом, исследователем латинских и греческих яиц, который также принес глубокое вдохновение в западную философию и современную интеллектуальную историю. Ницше — еще один влиятельный человек в философии и идеологии абсурда. Его интерес к нигилизму, в частности его взгляды на «Христианство и Бог » отсылает к традициям западного мира , полагающимся на религию как «моральный компас» и источник смысла. [18] Ницше утверждал, что эта зависимость теперь нежизнеспособна, появившись в своем романе «Веселая наука» , опубликованном в 1882 году и переведенном в 1974 году. Сочинения Ницше оказали влияние на абсурдистскую художественную литературу, влияя на Сартра и Альбера Камю. В частности, понимание Камю нигилизма было в значительной степени мотивировано выдвинутой Ницше концепцией жизни и смерти и нигилистическими взглядами на них. [18]
Абсурдистская фантастика в романах
[ редактировать ]Французский писатель Альбер Камю — романист, которому большинство литературных критиков приписывают концепцию абсурдистской фантастики, начиная с самого известного романа Камю «Незнакомец» ( «Незнакомец », 1942) и его философского эссе « Миф о Сизифе » (1942). Богемный — еще один писатель - , немецкоязычный Франц Кафка абсурдист. Роман Кафки «Процесс» был опубликован в 1925 году после смерти Кафки в 1924 году. Роман Кафки описывает неспособность человечества к общению в бесцельном мире.
Примеры
[ редактировать ]Примеры писателей-абсурдистов:
- Джон Шварцвелдер
- Эдвард Олби
- Сэмюэл Беккет (например, «В ожидании Годо» , «Безымянный »)
- Альбер Камю
- Федор Достоевский
- Жан Жене (например, «Служанки »)
- Николай Гоголь
- Джеймс Келман (например, «Как поздно было», «Как поздно »)
- Франц Кафка (например, «Метаморфозы» , «Процесс» , «Замок» )
- Харуки Мураками
- Жан-Поль Сартр [19]
- Филип К. Дик (например, A Scanner Darkly )
- Маччо Капатонда
- Курт Воннегут
- Кобо Абэ
- Daniil Kharms
- Осаму Дазай
- Борис Виан (например, «Пена в мечтах »)
- Терри Пратчетт (например, «Плоский мир »)
Отдельные абсурдистские произведения включают:
- Дино Буззати » «Татарская степь
- Ральфа Эллисона Человек-невидимка
- Мюриэл Спарк « Место водителя» и «Теплица у Ист-Ривер»
- Эдварда Олби и Морской пейзаж американская мечта
- Джозефа Хеллера Уловка-22
- Томас Пинчон « В. и плач Лота 49»
- Джон Ирвинг « Мир глазами Гарпа»
- Стэнли Кубрика Доктор Стрейнджлав
- Пьесы Эжена Ионеско (например, «Лысое сопрано» , «Урок » и др.)
- Некоторые ранние пьесы Гарольда Пинтера
- Некоторые работы Тома Стоппарда (например, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы ») [20]
- Сухово-Кобылина Александра Смерть Тарелкина
- Витольда Гомбровича. «Космос»
- Netflix Сериал «Конь БоДжек» [21]
- Ларса фон Риге Триера
- Брайана Патрика Батлера Друг мира [22]
- Баумбаха Ноя Белый шум
Примеры известных режиссеров-абсурдистов включают:
- Ингмар Бергман [23]
- Луис Бунюэль [24]
- Дэниелс (например, «Швейцарский армейский и все повсюду одновременно »)
- Вернер Херцог
- Корин Гармония
- братья Коэн [25]
- Чарли Кауфман
- Йоргос Лантимос [26]
- Дэвид Линч
- Роман Полански (например, «Нож в воде» , «Отталкивание» , «Тупик» , «Резня» и т. д.)
- Тим Хайдекер и Эрик Варехайм
- Квентин Дюпье
Характеристики и методы
[ редактировать ]В книге Альбера Камю « Миф о Сизифе» (1942) взяты отрывки из греческой басни о человеке, вынужденном непрерывно катить камень на гору только для того, чтобы он скатился обратно с горы под действием собственного веса - дилемма, которая длится вечно . Камю поясняет свой собственный символизм как представление человеческого положения в мире, где мы сталкиваемся с универсальной трудностью осмысления событий; однако вместо того, чтобы обращаться к самоубийству, мы должны смириться с «неуловимым чувством абсурда» и перенести его в меру своих возможностей. [27] В произведении Франца Кафки «Процесс» (1925) рассказывается история Йозефа К., человека, арестованного и преследуемого властью, отдаленной и недоступной; ни ему, ни читателю не сообщают о характере его преступления и о том, почему он был привлечен к ответственности. Кафка использует сдержанную прозу на протяжении всего романа, чтобы добавить драматической иронии. [28] а также нелогичная и непоследовательная линия событий ареста и судебного дела в романе Джозефа К. Кафки может быть воспринята как подразумевающая разрыв в рациональном мире в результате гиперрационализации общества потребления. судебная власть . Кафка использует ошибочную аллитерацию и литературные манипуляции, чтобы создать бессмысленный экзистенциалистский роман, который иллюстрирует бесчеловечность, отчуждение и абсурд, существующие в современном мире наряду с воздействием тоталитаризма , несправедливости и бюрократии в целом. [29]
Театр Абсурда
[ редактировать ]Театр абсурда называют после Первой мировой войны абсурдистскими художественными пьесами, особенно написанными преимущественно европейскими драматургами в конце двадцатого века, а также стилем театра, который развился из их произведений. Мартин Эсслин , литературный критик, ввел термин «Театр абсурда» в своем эссе 1960 года «Театр абсурда» . Эсслин связал эти избранные пьесы, основываясь на широкой теме абсурда , подобно тому, как Камю использовал этот термин в своем эссе 1942 года «Миф о Сизифе» . Идеология театра абсурда заимствована из экзистенциализма и выражает результат того, что человеческое существование лишается смысла и цели, и результат того, что всякое общение разрушается. Логическое построение и аргументация в абсурдистском театре уступили место характеристикам иррациональной и нелогичной речи и окончательному заключению молчания. Театр абсурда включает в себя увлечение абсурдом в самых разных формах; экзистенциальный , философский , эмоциональный и драматургический . Театр абсурда как драматическая форма по своей сути доводит театр до крайности, одновременно ставя вопросы о том, как реальность и нереальность . на самом деле выглядят [27] Мартин Эсслин назвал четырех определяющих драматургов движения Театра абсурда: Сэмюэля Беккета , Артура Адамова , Эжена Ионеско и Жана Жене . [30] В более поздние издания своего эссе он включил пятого драматурга, Гарольда Пинтера . Другими писателями, которые также связаны с этим движением Эсслина и других критиков, являются Том Стоппард , Фридрих Дюрренматт , Фернандо Аррабаль , Эдвард Олби , Борис Виан и Жан Тардье .
Характеристики
[ редактировать ]Театр абсурда ниспровергает традиционные театральные формы, которые зрители привыкли ожидать при просмотре пьесы. Движение сюжета произвольное ; персонажи абсурдистского театра по большей части незнакомы и странно мотивированы, декорации часто неузнаваемы, а иногда неизменны или пустынны, а диалоги кажутся бессмысленными. Для драматургов-абсурдистов хаос и иррациональность представляют реальность лучше, чем рациональность и порядок. Пьесы могут носить как трагический, так и комический характер, что характерно для жанра трагикомедии в театре.
Примеры
[ редактировать ]- Аллитерация
- Повторение
- Списки
- Аллюзия
- Драматические устройства
- Неологизм
- Свертка
- Поток сознания
- Ирония
- Сатира
Театр абсурда
[ редактировать ]Эжена Ионеско «Лысое сопрано» (1950) — запоминающаяся абсурдистская театральная пьеса. Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо» (1953) — абсурдистская театральная пьеса в двух действиях с использованием драматических приемов. Другие примеры включают пьесу Жана-Поля Сартра « Нет выхода» (1944), пьесу Макса Фриша «Поджигатели» (1953) и пьесу Эцио Д'Эррико «Муравейник и время саранчи» (1954). Торнтона Уайлдера «Долгий рождественский ужин» » Жана Тардье (1931) и «Подземные любовники (1934) являются более ранними примерами.
Примеры методик и устройств
[ редактировать ]румынского и французского драматурга Эжена Ионеско » «Лысое сопрано (1950) является доминирующей пьесой, занимающей центральное место в Театре абсурда , ее «сказочная симфония бессмысленной речи и бессвязных ассоциаций раскрывает, насколько безнадежно человеческое общение ». [31] «Бессмысленная речь» и «бессвязные ассоциации» — ключевые элементы Театра абсурда. Большая часть диалогов в пьесе Ионеско малозначительна, а в речах актеров зачастую присутствует откровенная тарабарщина. Сатира и бессмысленный дискурс , присутствующие в тексте Ионеско, служат его цели, показывая, насколько бессмысленной может быть мирская жизнь. Увлечение Ионеско экзистенциализмом также характерно для абсурдистского театра и отличается использованием, казалось бы, нелепого английского языка и нежеланием общества общаться друг с другом. [32] » Ионеско «Лысое сопрано охватывает неспособность человечества участвовать в общении в бесцельном мире, вновь подтверждая влияние экзистенциализма на абсурдистскую художественную литературу и то, как это проявляется в текстах литературного жанра Театра абсурда .
Сэмюэля Беккета ( «В ожидании Годо» 1953), первоначально французский текст, представляет собой абсурдистскую театральную драму , которую называют одной из самых важных пьес 20-го века. [33] несмотря на ранний прием. Впервые спектакль был показан 5 января 1953 года в Театре Вавилон в Париже. Восприятие пьесы в 1950-х годах можно интерпретировать по отзывам критиков. Литературный критик Вивиан Мерсер заявила, что пьеса - это «пьеса, в которой ничего не происходит дважды», имея в виду два действия, которые принимают циклическую форму. [34] Альфонсо Састре , другой литературный критик, рецензировавший текст Беккета, назвал пьесу «свидетельством о смерти надежды»; он продолжает: «Что такого увлекательного в ожидании Годо? То, что ничего не происходит. Это яркое свидетельство небытия». [35] Пустынная вселенная Беккета в его пьесе передана абсурдистскими приемами; неизменный пейзаж, персонажи, подвергающиеся случайным и причудливым актам насилия, с циклическим дискурсом. Беккет уловил чувство постоянного ожидания смысла в человечестве, изображая отношения между «Гого» и «Диди», сильную взаимозависимость, смешанную с раздражительностью. Элемент трагикомедии к абсурдистской художественной пьесе Беккета добавляет комическую бесполезность, которую можно сравнить с фарсовыми комедийными и мультипликационными персонажами, такими как Том и Джерри. Отношения между двумя персонажами «В ожидании Годо» (Владимир и Эстрагон) причудливы, взаимозависимы, но раздражительны. Их характер, диалог и взаимодействие напоминают знакомые комические дуэты, такие как Лорел и Харди и Том и Джерри . [36]
См. также
[ редактировать ]- Абсурдизм
- Абсурдный юмор
- Экзистенциализм
- Литературный бред
- Самореферентный юмор
- Театр Абсурда
- Список жанров
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хендерсон, Грейг Э.; Браун, Кристофер (31 марта 1997 г.). «Глоссарий теории литературы — абсурдизм» . Университет Торонто . Архивировано из оригинала 12 января 2016 г.
- ^ Вегенер, А. (1967). Абсурд в современной литературе. Книги за рубежом, 41 (2), 150–156. дои: 10.2307/40121546
- ^ Корнуэлл, Нил (2006), Абсурд в литературе , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета, ISBN 978-0-7190-7409-7
- ^ Перейти обратно: а б Эсслин, М. (1961). Театр абсурда (Преподобный и английский ред.). Хармондсворт, Миддлсекс: Пингвин.
- ^ Кроуэлл, Стивен, «Экзистенциализм», Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2017 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
- ^ Перейти обратно: а б Пол, М. (2016). Абсурд за пределами модернизма. Университет Сиднея.
- ^ Диксон, А., 2020. Чепуха: Театр абсурда. [онлайн] Британская библиотека
- ^ Рейнш, Пол; Уитфилд, Линн; Вайнер, Роберт (2017). Python за пределами Python: критическое взаимодействие с культурой . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. п. 224. ИСБН 9783319513843 .
- ^ Перейти обратно: а б Цай, Ронг (2004). Кризисная тема в современной китайской литературе . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 92. ИСБН 0824827619 .
- ^ Перейти обратно: а б Харпер, Грэм (2002). Комедия, фэнтези и колониализм . Лондон: Континуум. п. 111. ИСБН 0826448666 .
- ^ Джейкобс, Том (16 сентября 2009 г.). «Это твой мозг по Кафке» . Тихоокеанский стандарт .
- ^ Пру, Трэвис; Хейне, Стивен Дж. (сентябрь 2009 г.). «Связи Кафки: воздействие смысловых угроз улучшает неявное изучение искусственной грамматики». Психологическая наука . 20 (9): 1125–1131. дои : 10.1111/j.1467-9280.2009.02414.x . ПМИД 19656338 . S2CID 7630993 .
- ^ Эдвардс, И., 2020. Сущность кафкианского стиля. Нью-Йорк Таймс.
- ^ Эдвардс, И., 2020. Сущность кафкианского стиля. Нью-Йорк Таймс
- ^ Кафка Ф., Бернофски С. и Андерсон М. (2016). Метаморфоза: новый перевод, тексты и контексты, критика (Первое издание). Нью-Йорк: WW Norton & Company.
- ^ Гэвинс, Дж. (2013). Литературный абсурд. В чтении абсурда (стр. 1–9). Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.
- ^ Макдональд, В. Сорен Кьеркегор, Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2017 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
- ^ Перейти обратно: а б Гордон, М. (2015). Камю, Ницше и абсурд: бунт и презрение против юмора и смеха. Философия и литература 39 (2), 364–378.
- ^ Кромвель, Нил (2006). Абсурд в литературе . Издательство Манчестерского университета. стр. 2–3, 45, 186–7.
- ^ Абрамс, Миннесота; Харфам, Джеффри (2013). «Литература абсурда». Словарь литературных терминов . Cengage Обучение. стр. 2–3.
- ^ «Возрождение абсурдизма: анимация и неоабсурдистское движение» .
- ^ Ректор Роб (2020). «Сюрреалистический «Друг мира» больше похож на спектакль, чем на фильм» . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Риддхиман, Басу (15 июля 2011 г.). «Абсурдистские темы в Девственной весне» . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ Сантандер, Хьюго Н. (2002). «Луис Бунюэль, режиссер-экзистенциал» . Архивировано из оригинала 2 мая 2015 года . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ Конрад, Марк Т. (1 марта 2009 г.). Философия братьев Коэнов . Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0-8131-3869-5 .
- ^ Ромни, Джонатан (2018). «Йоргос Лантимос, режиссер «Лобстера», о своей дикой, звездной жизни королевы Анны» . TheGuardian.com . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Диксон А., 2020. Чепуха: Театр абсурда. [онлайн] Британская библиотека.
- ↑ Винтерхальтер, Б., 2019. Суд Франца Кафки — это смешно, потому что это правда | JSTOR Daily.
- ^ Робертсон, Р. (2015). Тщательно построенный: язык Франца Кафки | ОУПблог.
- ^ Эсслин, Мартин (1961). Театр абсурда. ОСЛК 329986
- ^ Сантилли, П., (2020). Абсурд поет в «Лысом сопрано» Ионеско. Сан-Диего Юнион-Трибьюн.
- ^ Эшли, Л. (2018). Лысое Сопрано и Абсурдизм | АКТ I, Inc.
- ^ Кофлан, С. (2013). Все еще жду Годо. BBC News Образование.
- ^ Смайт, Дж. (2020). В ОЖИДАНИИ ГОДО – насыщен яркими снимками состояния человека. Театробзор.
- ^ Пронько, Л. (1962). Авангард: экспериментальный театр во Франции. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Брантли, Б. (2018). Рецензия: «В ожидании Годо» столь же комично бесполезно, как и «Веселая мелодия». Нью-Йорк Таймс.