Джеймс Келман
Джеймс Келман | |
---|---|
![]() Кельман рассказывает Librairie Mollat о La Route de Lafayette , франкоязычной версии Dirt Road , в 2019 году. | |
Рожденный | Глазго , Шотландия | 9 июня 1946 г.
Занятие | Писатель |
Национальность | шотландский |
Жанр | Поток сознания |
Известные работы | Разочарование (1989) Как поздно было, как поздно (1994) Кирон Смит, Мальчик (2008) |
Заметные награды | Букеровская премия 1994 года: Как поздно было, как поздно Награды Saltire 2008: Кирон Смит, мальчик |
Супруг | Мари Коннорс, м. 1969 год |
Джеймс Келман (родился 9 июня 1946 г.) - шотландский писатель, автор рассказов, драматург и эссеист. Его художественные произведения и рассказы представляют собой отчеты о внутренних психических процессах обычно, но не исключительно, рассказчиков из рабочего класса и их лабиринтной борьбе с властью или социальными взаимодействиями, действие которых происходит в основном в его родном городе Глазго . В рассказах Кельмана, часто использующих эксперименты с потоком сознания , обычно присутствует «атмосфера жестокой паранойи , заключенного в тюрьму минимализма , скуки выживания». [1] [2]
Его роман «Разочарование» вошел в шорт-лист Букеровской премии и получил Мемориальную премию Джеймса Тейта Блэка в области художественной литературы в 1989 году. Келман получил Букеровскую премию 1994 года за книгу « Как поздно было, как поздно» . [3] В 1998 году Келман был награжден премией Glenfiddich Spirit of Scotland . Его роман 2008 года «Кирон Смит, мальчик» получил обе основные литературные награды Шотландии: «Книга года» Общества Салтире и «Книга года» Шотландского совета искусств . [4]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Келман родился в Глазго и говорит: [5]
Мое собственное прошлое так же нормально или ненормально, как и все остальные. Родился и вырос в Говане и Драмчепеле , многоквартирном доме в центре жилого комплекса на окраине города. Четыре брата, моя мать, работающая постоянно родителем, мой отец, занимающийся изготовлением рам для картин и торговлей позолотой, пытающийся вести собственный бизнес, а я бросил школу в 15 лет и т. д. и т. п. (...) По той или иной причине, возраст 21/22 Решила писать рассказы. Истории, которые я хотел написать, основывались на моем собственном опыте, моем социально-культурном опыте. Я хотел писать как один из своих людей, я хотел писать и оставаться членом своего сообщества.
Сам Кельман заявил, что на него оказали основное влияние «две литературные традиции: европейская экзистенциальная и американская реалистическая», хотя на его стиль также повлияло модернистское движение. [6] Кельман упомянул Эмиля Золя , Альберта Камю , Франца Кафку , Федора Достоевского , Кнута Гамсуна , Джека Керуака , Сэмюэля Беккета , Генри Миллера и Джеймса Джойса как тех, кто оказал влияние на его творчество.
Короткие рассказы
[ редактировать ]В 1970-е годы Кельман опубликовал свой первый сборник рассказов. Он стал участвовать в творческой писательской группе Филипа Хобсбаума в Глазго вместе с Томом Леонардом , Аласдером Греем , Лиз Локхед , Аонгасом МакНикейлом и Джеффом Торрингтоном , и его рассказы начали появляться в журналах. [7] Эти рассказы имели особый стиль, выражающий от первого лица внутренние монологи в урезанной прозе с использованием гласвежских речевых моделей , но по большей части избегая квазифонетической интерпретации Тома Леонарда. Развивающийся стиль Келмана оказал влияние на следующее поколение шотландских романистов , в том числе Ирвина Уэлша , Алана Уорнера и Дженис Гэллоуэй .
В 1998 году Келман получил премию Стакиса в номинации «Шотландский писатель года» за сборник рассказов « Хорошие времена» , одну из нескольких опубликованных книг его рассказов. [8] В 2012 году по рассказу «Борзая на завтрак» был снят фильм. [9]
Романы
[ редактировать ]Первым опубликованным романом Келмана был «Автопроводник Хайнс» (1984), хотя он был написан после «Шансера» , опубликованного в 1985 году. [10] Его роман 1989 года «Разочарование» вошел в шорт-лист Букеровской премии и получил Мемориальную премию Джеймса Тейта Блэка в области художественной литературы, а в 1994 году он получил Букеровскую премию за « Как поздно было, как поздно» . [11] Его роман 2008 года «Кирон Смит, мальчик» получил награду «Книга года» по версии Saltire Society. [12] и Книга года Шотландского совета искусств . [13]
Последний роман Кельмана, « Зубы Бога и другие явления» (2022), был описан в рецензии Джерри Хассана как «проявление силы, [которое] работает как римский ключ, как учебник для начинающих и как путеводитель по миру литературы». и публикацию... удивительной книги, которая вне всяких сомнений подтверждает право Джеймса Келмана считаться мировой литературной фигурой». [14]
Критический прием
[ редактировать ]Победа Кельмана в Букеровской премии 1994 года в то время вызвала споры из-за того, что некоторые сочли небрежным использованием в книге ненормативной лексики: один из судей, раввин Юлия Нойбергер , осудил присуждение премии книге Кельмана как «позор». [15] [16] Другой судья, критик Джеймс Вуд , вспоминает, что «Кельман появился на глупо формальном торжественном ужине, посвященном награждению, в обычном деловом костюме и рубашке с открытым воротом, бунтарскую семиотику которого быстро поняли, и рассказал о том, как писатель должен противостоять угнетению: «Моя культура и мой язык имеют право на существование, и никто не имеет права игнорировать это. В вопросах, касающихся языка и культуры, может существовать тонкая грань. иногда может вообще перестать существовать » . [6] Келман с тех пор заявил, что его победа на Букеровской премии, особенно негативная огласка и нападки, возникшие в результате этого, заставили издателей более неохотно брать на себя его работу. [17]
Дебаты вокруг использования этого «оскорбительного» языка были подхвачены самим Кельманом, который утверждает, что « стандартный английский » традиционных английских романов нереален. В своем эссе «Важность Глазго в моей работе» он сравнивает представление персонажей рабочего класса и шотландцев с персонажами традиционного английского главного героя «высшего класса»:
Все выходцы из Глазго или рабочего класса, фактически все из любой региональной части Британии – никто из них не умел говорить! Какие жаворонки! Каждый раз, когда они открывали рот, из них шел поток тарабарщины. Красивый! их язык — нечто среднее между семафором и азбукой Морзе; апострофы здесь и апострофы там; странная смесь плохой фонетики и ужасного правописания - в отличие от милого, стойкого английского Героя из высшего общества (иногда шотландца, но без лингвистических вариаций), чьи слова на странице всегда были абсолютно великолепными, чистыми и безупречно точными, будь то в диалоге или без него. И какая грамматика! Двоеточия и точки с запятой! Прямо из их уст! Невероятное владение языком. Самое интересное для меня как писателя то, что повествование принадлежало им и только им. Они владели им. [5] [18]
В 2020 году Дуглас Стюарт , став вторым шотландским писателем, получившим Букеровскую премию за роман «Шагги Бейн» , сказал, что его жизнь изменилась после победы Келмана в фильме « Как поздно было, как поздно »: «Это такая смелая книга, проза и поток сознания действительно изобретательны, но это также один из первых случаев, когда я увидел на странице свой народ, свой диалект». [19] Как отметил Стюарт: «Когда Джеймс победил в середине 90-х, шотландские голоса считались разрушительными и выходящими за рамки нормы». [20]
Политические взгляды и активизм
[ редактировать ]Работа Кельмана была описана как основанная «не только на том, что он был активным писателем, но и культурным и политическим активистом». [21] Во время Года Глазго как города культуры Кельман занимал видное место в группе Рабочего города , критикуя празднования. Название было выбрано, чтобы привлечь внимание к переименованию части центра города в Торговый город , которое они описали как пропаганду «заблуждения о том, что Глазго каким-то образом существует из-за (...) предпринимателей 18-го века и дальновидных политиков. (Купцы) были людьми, которые торговали деградацией, вызывая неисчислимые страдания, смерть и голод тысячам людей». [22] Группа «Город рабочих» провела кампанию против того, что было расценено как преследование куратора Народного дворца Элспет Кинг и попытки Совета распродать треть Глазго-Грин . Их деятельность вызвала гнев советников и комментаторов Лейбористской партии , а Келмана и его коллег Хью Сэвиджа и Фаркуара Маклея назвали «позором» для «культурной рабочей силы » города ». [22]
Кельман принимал участие в работе Эдинбургского центра безработных , выступив с речью на его открытии. [23] и он выразил поддержку Автономному центру Эдинбурга (ACE) , его организации-преемнице. [24]
Кельман был видным активным участником кампании, особенно в вопросах социальной справедливости и традиционных левых идей, хотя он решительно не является партийным человеком и в глубине души остается либертарианским социалистическим анархистом , заявляя, что «парламентские оппозиционные партии необходимы для политической жизни». аппарат этой страны, предназначенный для ареста правосудия». [22] [24]
В 1990 году Кельман принял участие в вечере международных чтений прозы на девятой Международной книжной ярмарке радикально черных книг и книг третьего мира , впоследствии присоединившись к организационному комитету книжной ярмарки и основав связанную с ней Шотландскую книжную ярмарку радикально черных книг и книг третьего мира, которая проводилась в Глазго, 1993 и 1995 годы. [25] [26]
Во введении к книге « Рожденный близко: Мемуары бригтонского мальчика» (2006), изданию сочинений политического активиста из Глазго Хью Сэвиджа, Келман резюмирует свое понимание истории национальных и классовых конфликтов следующим образом:
В оккупированной стране история коренных народов может быть только радикальной. Это классовая проблема. Интеллектуальная жизнь людей рабочего класса «оккупирована». В колонизированной стране интеллектуальная занятость имеет место во всем обществе. Чем ближе мы становимся к правящему классу, тем меньше различий существует в языке и культуре, пока, наконец, мы не обнаружим, что вопросы, фундаментальные для общества на его самом широком уровне, решаются членами одного и того же тесно сплоченного круга, а иногда даже одной семьи или «родословной». '. И итогом этого может стать война, резня рабочего класса.
Несмотря на сомнения по поводу национализма, Кельман выразил поддержку независимости Шотландии , заявив: «Любая форма национализма опасна, и к ней следует относиться с осторожностью. Я не могу принять национализм, и я не шотландский националист. Но как только это будет сказано, я Поддержу решение «да» или «нет» относительно независимости, и я проголосую за независимость». [27] Он высказал критику шотландского совета по финансированию искусства Creative Scotland . [28] [29]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1969 году Келман женился на Мари Коннорс из Южного Уэльса. [30] Он живет в Глазго со своей женой и детьми, но также жил в Лондоне, Манчестере, на Нормандских островах, в Австралии и Америке. [31]
Библиография
[ редактировать ]Сборники рассказов
[ редактировать ]- Старый паб возле ангела (1973)
- Три писателя из Глазго (1976, с Алексом Гамильтоном и Томом Леонардом)
- Короткие рассказы ночной смены (1978)
- Не, не во время Джиро (1983)
- Lean Tales (1985, с Аласдером Греем и Агнес Оуэнс )
- Борзая на завтрак (1987) (лауреат Челтнемской премии по литературе )
- Ожог (1991)
- Семь историй (аудиозапись на компакт-диске, прочитанная Кельманом, AK Press, 1996)
- Хорошие времена (1998)
- Где я был (подборка рассказов из Lean Tales ; «Пингвин», 2005).
- Если это твоя жизнь (2010)
- Сухая треть (2014)
- Это была дрожь (2017)
- Сказки здесь и тогда (2020)
- Продолжайте двигаться и никаких вопросов (2023)
Романы
[ редактировать ]- Автобусный проводник Хайнс (1984)
- Шанс (1985)
- Разочарование (1989)
- Как поздно было, как поздно (1994) (лауреат Букеровской премии )
- Переведенные отчеты (2001)
- Вы должны быть осторожны в стране свободных (2004)
- Кирон Смит, Мальчик (2008)
- Мо сказал, что она необычная (2012; ISBN 978-0141041612 )
- Грунтовая дорога (2016; ISBN 978-1782118251 )
- Зубы Бога и другие явления (PM Press, 2022; ISBN 9781629639390 )
Эссе и интервью
[ редактировать ]- Некоторые недавние атаки: очерки культурного и политического характера . Стирлинг: АК Пресс. 1992. с. 92. ИСБН 1-873176-80-5 .
- «И судьи сказали...» Очерки (Эдинбург: Бирлинн, 2002; ISBN 9780857901415 )
- Свобода мысли в Курдистане (thi wurd, 2019)
- С Ноамом Хомским , Между мыслью и выражением лежит вся жизнь: почему идеи имеют значение (PM Press, 2021)
- Государство - враг: очерки освобождения и расовой справедливости (PM Press, 2023)
- Все, что у нас есть, это история: избранные интервью (1973–2022) (PM Press, 2023)
- случаю презентации книги Интервью по «Между мыслью и выражением — ложь на всю жизнь: почему идеи имеют значение» с Джеймсом Кельманом и Ноамом Хомским . (Радикальное руководство, 2021 г.)
Пьесы
[ редактировать ]- Харди, Бэрд и другие пьесы (1991)
Мемуары
[ редактировать ]- Что я делаю (2020)
Как редактор
[ редактировать ]- Антология Ист-Энда , изд. Джим Келман (1988)
- Хью Сэвидж, Рожденный в тесноте: Мемуары мальчика из Бригтона , изд. Джеймс Келман (2006)
Награды и почести
[ редактировать ]- 1987: Челтнемская премия по литературе ( «Борзая на завтрак »)
- 1989: Мемориальная премия Джеймса Тейта Блэка ( Разочарование )
- 1994: Букеровская премия ( «Как поздно было, как поздно »)
- 1994: Премия Гильдии писателей за лучшую художественную литературу ( «Как поздно было, как поздно »)
- 1998: Премия Glenfiddich Spirit of Scotland
- 1998: Премия Стакиса шотландскому писателю года ( The Good Times )
- 2009: Премия Шотландского совета искусств за книгу года ( Кирон Смит, мальчик )
- 2009: Премия Aye Write ( Кирон Смит, мальчик )
- 2009: Премия Saltire ( Кирон Смит, Мальчик )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дитмар Бёнке, Кельман пишет в ответ (1999)
- Х. Густав Клаус, Джеймс Кельман: Писатели и их работы (2004)
- Дж. Д. Макартур, Претендуя на свою часть космоса: исследование рассказов Джеймса Келмана (2007)
- Саймон Кёвеси, Джеймс Келман (издательство Манчестерского университета, 2007)
- Скотт Хеймс (редактор), Эдинбургский товарищ Джеймса Келмана (издательство Эдинбургского университета, 2010)
- Митч Миллер и Джонни Роджер, Красный какаду: Джеймс Келман и искусство приверженности (Sandstone Press, 2011)
- Аарон Келли, Джеймс Келман: политика и эстетика (Питер Лэнг, 2013)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маккуиллан, М. «Джеймс Келман» . Британский Совет . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Вуд, Джеймс. «В раздумьях о вещах» . Житель Нью-Йорка . Житель Нью-Йорка . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Уиндер, Роберт (12 октября 1994 г.). « Роман «сквернословие» стал лауреатом Букеровской премии в 20 000 фунтов» . Независимый . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ «Келман получает награду «Шотландский роман года»» . Вестник . 20 июня 2009 года . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Кельман, Джеймс (1992). «Важность Глазго в моей работе». Некоторые недавние атаки) . Стирлинг: АК Пресс. стр. 78–84. ISBN 1-873176-80-5 .
- ^ Jump up to: а б Вуд, Джеймс (18 августа 2014 г.). «В раздумьях о вещах» . Житель Нью-Йорка . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Кравиц, Питер (1997). Книга Пикадора современной шотландской фантастики . Пикадор. стр. XIII – XV. ISBN 0330335502 .
- ^ «Джеймс Келман – Биография» . Литература . Британский Совет . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Джо, Денис (декабрь 2011 г.). «Также работал: Производство проекта «Паук»» . Манчестерский салон . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Хамес, Скотт, изд. (2010). Эдинбургский компаньон Джеймса Келмана . Издательство Эдинбургского университета. стр. ix.
- ^ Олесен, Алекса (11 октября 1994 г.). «Произведение Келмана «Как поздно» получило Букеровскую премию» . Архивы УПИ .
- ^ Флад, Элисон (1 декабря 2008 г.). «Шотландская книга года достается Кирону Смиту, мальчик» . Хранитель .
- ^ «Келман выигрывает Шотландскую книжную премию» . Новости Би-би-си . 19 июня 2009 года . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ « ЗУБЫ БОГА…» Новый роман Джеймса Келмана в рецензии Джерри Хассана» . Засуха . 2022 . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ Лайалл, Сара (29 ноября 1994 г.). «В негодовании по поводу премии писатель высказывается в защиту своего языка» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Джордисон, Сэм (14 сентября 2011 г.). «Букер-клуб: Как поздно было, как поздно», Джеймс Келман . Хранитель .
- ^ статья6036703.ece
- ^ Додсон, Сэмюэл (9 марта 2013 г.). «Тайна пропавших шотландцев» . Журнал «Литро» . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ Дойл, Мартин (19 ноября 2020 г.). «Дуглас Стюарт получил Букеровскую премию 2020 года за Шагги Бэйн» . Ирландские Таймс .
- ^ Флад, Элисон (19 ноября 2020 г.). «Дуглас Стюарт получает Букеровскую премию за дебют Шугги Бэйн» . Хранитель .
- ^ Некоторые недавние атаки: очерки культурные и политические . Стирлинг: АК Пресс. 1992. ISBN 1-873176-80-5 .
- ^ Jump up to: а б с Кельман, Джеймс (1992). «Предисловие». Некоторые недавние атаки: очерки культурные и политические . стр. 1–4.
- ^ Келман, Джеймс (10 августа 2012 г.). «Открытие Эдинбургского центра безработных» . «И сказали судьи...»: Очерки . Бирлинн. ISBN 9780857901415 .
- ^ Jump up to: а б Келман, Джеймс (10 августа 2012 г.). И судьи сказали...»: Очерки . Бирлинн. ISBN 9780857901415 .
- ^ «Международные книжные ярмарки радикальных черных книг и книг третьего мира, 1970–2005» . Институт Джорджа Падмора . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ «Первая шотландская книжная ярмарка радикальных черных книг и книг третьего мира» . Архив Духа Бунта . 1993 год . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Уитакер, Эндрю (3 апреля 2012 г.). «Независимость Шотландии: автор Джеймс Келман планирует проголосовать за «с осторожностью» » . Шотландец . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ «Художники критикуют Креативную Шотландию» . Би-би-си. 9 октября 2012 года . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ «Художественная встряска после протеста» . Би-би-си. 23 октября 2012 года . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ «Келман, Джеймс 1946-» . Энциклопедия.com . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Кинесбергер, Мария (2012). «Ирландство против шотландства, отраженное в произведениях Эйлис Ни Дуибне «Танцующие танцоры» и «Киерон Смит, мальчик» Джеймса Келмана» (PDF) . Университет Вены. п. 47 . Проверено 20 февраля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джеймс Келман в Британском Совете : Литература (включает раздел «Критическая перспектива»)
- «Как поздно было, как поздно» : пьеса, созданная Rude Mechanicals в Остине, штат Техас (2003).
- «Дайте свою точку зрения»: Джеймс Келман, The Guardian , 11 августа 2007 г. Эта статья была удалена, поскольку срок действия авторских прав истек.
- «Коллекция Джеймса Келмана» , Дух восстания.
- УБ Гудерхэм, «Другой взгляд на Джеймса Келмана» , The Guardian , 21 сентября 2010 г.
- Бетани Стюарт, «Джеймс Кельман: любимый вандал британской литературы» , Культурная поездка , 12 декабря 2015 г.
- Кэмерон Твидди, «Аудиенция у Джеймса Келмана» , «Обзор искусств Университета Данди» , 28 июля 2017 г.
- «Вечер с Джеймсом Келманом» , PM Press.
- Скотт Хеймс, «Библиография Джеймса Келмана»
- 1946 года рождения
- Британские романисты XX века
- Британские писатели рассказов XX века
- Британские эссеисты XX века
- Британские романисты XXI века
- Британские авторы рассказов XXI века
- Британские эссеисты XXI века
- Лауреаты Букеровской премии
- Лауреаты Мемориальной премии Джеймса Тейта Блэка
- Живые люди
- Люди из Гована
- Пролетарская литература
- Шотландские драматурги и драматурги
- шотландские эссеисты
- шотландские романисты
- Шотландцы ирландского происхождения
- шотландские республиканцы
- Шотландские писатели рассказов
- Шотландские социалисты
- шотландские писатели
- Писатели из Глазго