Забастовка (фильм 1925 года)
Ударять | |
---|---|
![]() Плакат 1925 года Антона Лавинского | |
Режиссер | Сергей Эйзенштейн |
Написал |
|
Продюсер: | Boris Mikhin |
В главных ролях |
|
Кинематография |
|
Под редакцией | Сергей Эйзенштейн |
Производство компания | |
Распространено | Госкино |
Дата выпуска |
|
Время работы | 82 минуты |
Страна | Советский Союз |
Языки | Немой фильм Русские субтитры |
Стачка ( русский : Стачка , латинизированный : Стачка ) — советский немой пропагандистский фильм 1925 года. [ 1 ] [ 2 ] Режиссер и редактор Сергей Эйзенштейн . », зародившийся как одна из предложенных семисерийных серий под названием «На пути к диктатуре пролетариата», « Страйк представлял собой совместную работу Театра Пролеткульта и киностудии «Госкино» . Будучи первым полнометражным художественным фильмом Эйзенштейна, он ознаменовал его переход от театра к кино, и его следующий фильм «Броненосец «Потемкин» из того же киноцикла вышел .
Состоящий из шести частей фильм изображает забастовку 1903 года рабочих завода в дореволюционной России и их последующее подавление. Он наиболее известен благодаря эпизоду, приближающемуся к кульминации, в котором жестокое подавление забастовки пересекается с кадрами забоя скота, а аналогичные метафоры животных используются на протяжении всего фильма для описания различных людей.
После выхода Strike получил похвалу от критиков, но многих зрителей смутил его эксцентричный стиль. Он не получил большого международного распространения до его переоценки в 1950-х и 1960-х годах. Сейчас она признана одной из наиболее доступных работ Эйзенштейна и оказала большое влияние на многих его современников.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Фильм открывается цитатой Владимира Ленина :
Сила рабочего класса в организации. Без организации масс пролетарий — ничто. Организовано все. Организованность означает единство действия, единство практической деятельности. [ 3 ]
- На заводе всё спокойно / At the factory all is quiet
Используя типографику, к названию главы добавляется слово «но» (но), которое затем оживляется и растворяется в образе движущейся техники. [ 4 ] Администрация шпионит за работниками, просматривая список агентов с яркими кодовыми именами. Из них показаны виньетки. Условия напряженные, агитаторы и большевики планируют забастовку перед каталитическим событием.
- Повод к стачке / Reason to strike
Украден микрометр . стоимостью 25 рублей или оплата за 3 недели Рабочий Яков обвиняется в краже и впоследствии повесился. Начались драки, и работа остановилась. Рабочие покидают мукомольный цех, а на литейном заводе встречают сопротивление. Бастующие бросают камни и металл в окна литейного цеха. Затем, запертая в воротах комплекса, толпа сталкивается с офисом. Они силой открывают ворота и хватают менеджера, увозят его на тачке и сбрасывают с холма в воду. Толпа расходится.
- Завод замер / The factory dies down
Глава начинается с кадров с утятами, котятами, поросятами и гусями. Затем ребенок по иронии судьбы будит отца на работу, и ему нечего делать, они смеются и резвятся. Фабрика показана пустой, и на нее все еще прилетают птицы. Дети разыгрывают то, что сделали их отцы, вгоняя козу в толпу. Владелец расстроен поступающими заказами и замороженным заводом. Сформулированы требования: 8-часовой рабочий день, справедливое отношение со стороны администрации, повышение заработной платы на 30%, 6-часовой рабочий день для несовершеннолетних. Акционеры связываются с директором и читают требования. Они пренебрежительно обсуждают, куря сигары и выпивая. Предположительно по приказу акционеров полиция обыскивает рабочих, и они садятся протестовать. На своем собрании акционеры используют письмо с требованием как тряпку, чтобы вытереть пролитую жидкость, и, соковыжималку для лимона. образно говоря, [ 5 ] отражает давление, которое акционеры намерены оказать на бастующих.
- Стачка затягивается / The strike draws out
Показаны сцены, в которых формируется очередь у закрытого магазина и ребенок, нуждающийся в еде. В доме происходит драка между мужчиной и женщиной, после чего она уходит. Другой мужчина роется в своем доме в поисках товаров для продажи на блошином рынке, расстраивая свою семью. Опубликованное письмо публично демонстрирует отказ администрации от требований. Используя скрытую камеру в карманных часах, шпион по имени «Сова» фотографирует, как кто-то крадет письмо. Снимки передаются другому шпиону. Мужчину избивают, захватывают и снова избивают.
- Провокация на разгром / Provocation and debacle
Сцена начинается с мертвых кошек, свисающих со строения. Представлен персонаж, «Король воров», чей трон сделан из заброшенного автомобиля среди мусора, и который возглавляет сообщество, которое живет в огромных бочках, закопанных так, что над землей находятся только верхние отверстия. После сделки с агентом царской полиции «Король» нанимает нескольких провокаторов из своей общины, чтобы те подожгли, снесли и разграбили винный магазин. У костра собирается толпа, звучит тревога. Толпа уходит, чтобы не быть спровоцированной, но пожарные, тем не менее, нападают на нее со шлангами.
- Ликвидация / Extermination
Губернатор посылает армию. Ребенок проходит под солдатскими лошадьми, а его мать пытается его схватить и получает удар. Начинаются беспорядки, и толпу прогоняют через ряд ворот и барьеров, направляясь к кузнице, а затем к их квартирам. Толпу гонят и бьют по балконам. Полицейский убивает маленького ребенка. Армия выгоняет рабочих в поле и массово расстреливает. Это показано на чередующихся кадрах забоя коровы.
Бросать
[ редактировать ]- Maksim Shtraukh — Police spy
- Grigori Aleksandrov — Factory foreman
- Михаил Гоморов — Рабочий
- И. Иванов — Начальник полиции
- Ivan Klyukvin — Revolutionary
- Александр Антонов — Член стачечного комитета
- Юдиф Глизер — Королева воров
- Anatoli Kuznetsov
- Vera Yanukova
- Владимир Уральский (в роли В. Уральского)
- Миша Мамин
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]
До «Страйка » Эйзенштейн в основном работал в экспериментальном театре в качестве художника и режиссера театра «Пролеткульт» . [ 6 ] Борис Михин Первого Госкино, хотел привлечь Эйзенштейна для работы в кино, но Пролеткульт хотел его оставить Они провели переговоры и приняли решение о совместном сотрудничестве — цикле фильмов под названием «На пути к диктатуре пролетариата». [ 7 ] Цикл должен был стать исторической панорамой, сосредоточенной на уроках, извлеченных российским рабочим классом в дореволюционный период посредством политической деятельности, такой как забастовки и подпольные публикации . В нем было семь частей: «Женева-Россия» , «Подполье» , «Первомай» , «1905 год» , «Забастовка» , «Тюремные бунты и побеги» и «Октябрь» . [ 8 ]
Из них «1905» и «Страйк» были признаны пользующимися массовой популярностью. «Страйк» был выбран первым для запуска в производство как совместное производство «Пролеткульта» и «Госкино». [ 9 ] Один из эпизодов 1905 года позже будет расширен и станет вторым полнометражным фильмом Эйзенштейна « Броненосец Потемкин» . [ 10 ] Сценарий написали Валериан Плетнёв , Григорий Александров , Илья Кравчуновский и Эйзенштейн. они использовали мемуары большевиков и множество исторических документов. В качестве исходного материала для сценария [ 7 ]
Подготовка к производству
[ редактировать ]Руководитель студии Борис Михин познакомил Эйзенштейна с кинематографистом Эдуардом Тиссе , начавшим свою карьеру в качестве кинооператора во время Гражданской войны . [ 9 ] Эйзенштейн провел несколько месяцев, исследуя трудовую борьбу. Он брал интервью у забастовщиков и активистов, посещал фабрики и читал Эмиля Золя роман « Жерминаль ». [ 11 ] Над сценарием он работал вместе с Эсфирью Шуб у нее дома; однако после того, как это было официально принято, он удалил ее из проекта. [ 12 ]
Многие роли Эйзенштейн сыграл в Театре Пролеткульта . Остальные части заполнили актеры и студенты студии, а массовые сцены — заводчане из Москвы. [ 13 ]
Съемки
[ редактировать ]Производство началось в начале 1924 года. [ 9 ] Правление Госкино опасалось, что Эйзенштейн произведет бессюжетный «монтаж аттракционов». [ 14 ] Ему предложили начать с пробных съемок в их студии на в . [ 15 ] После двух дней тестовых съемок совет решил исключить Эйзенштейна из проекта. [ 14 ] Только после того, как Михин и Тиссе лично гарантировали завершение фильма, Эйзенштейну дали третью пробную съемку и разрешили продолжить производство. Во время съемок он продолжал ссориться со студией из-за огромных требований, например, тысячи статистов для формирования толпы в сцене из пятой части. Большая часть съемочной группы возмущалась его строгим производственным процессом, но Эйзенштейн, как правило, об этом не знал. [ 16 ]
Стиль и темы
[ редактировать ]
Страйк применяет принцип «монтажа достопримечательностей» Эйзенштейна. Выработанный им во время работы в театре принцип предусматривает, что каждый момент произведения должен быть наполнен неожиданностью и интенсивностью. [ 17 ] Его влиятельное эссе «Монтаж достопримечательностей » было написано между производством и премьерой. [ 18 ]
Монтаж Эйзенштейна быстрый, даже по сравнению с другими советскими режиссерами того времени. Средняя продолжительность кадра «Страйка» составляет 2,5 секунды, что вдвое меньше, чем в типичном голливудском фильме. [ 19 ] Растворение , традиционно используемое для обозначения промежутка времени между кадрами, вместо этого используется как визуальный эффект. В некоторых сценах соотношение сторон является динамическим: маски перед камерой добавляются или удаляются, чтобы изменить кадрирование кадра. В фильме также используются мультиэкспозиция и снимки диафрагмы . [ 17 ] [ 20 ]
Эйзенштейн использует множество визуальных мотивов, которые, установившись с одной стороной конфликта, меняются по ходу повествовательной арки. Вначале полицейские шпионы различаются по характеру животных, и толкать козла в тачке приравнивается к выгону директора фабрики. В конце фильма кадры забоя быка символизируют насилие над рабочими. Изображения луж и плавания связывают воду с рабочими в начале фильма. Позже во время захвата первого руководителя начинается сильный дождь, и пожарные атакуют рабочих большими струями воды. Круглые формы изначально ассоциировались с рабочими через изображения вращающихся маховиков и турбин. Во время забастовки колеса останавливаются, и вновь появляется мотив в виде бочек, в которых живут провокаторы, и колес пожарной машины. [ 21 ]
Выпускать
[ редактировать ]
Хотя «Страйк» был завершен в конце 1924 года, его выпуск был отложен из-за нехватки положительной пленки. Премьера фильма состоялась 1 февраля 1925 года в Ленинграде. [ 22 ] [ 23 ] 9 марта он прошел публичный просмотр, а 28 апреля состоялся его прокат в кинотеатрах. [ 24 ] Спустя годы после первого выпуска Strike получил мало международного распространения, только в Германии и Австрии. [ 25 ] В 1967 году фильм был переиздан с музыкальным сопровождением. [ 26 ]
Прием
[ редактировать ]Для «Правды » Михаил Кольцов назвал «Страйк » «первым революционным творением нашего кино». [ 8 ] [ 22 ] Однако общественная реакция на фильм была неоднозначной, особенно в отношении его сатиры и гротеска. [ 22 ] Представители Пролеткульта раскритиковали фильм за «излишний формализм и уловки». [ 27 ] Власти критиковали его эксцентричность и соотношение идеологического содержания и формы. [ 22 ]
На Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже Эйзенштейн был награжден золотой медалью за «Забастовку» . [ 28 ] После первого показа фильма в Великобритании в 1956 году Айвор Монтегю отметил сочетание реализма и «фантастической клоунады», отметив, что «происходит обильный фейерверк: нарушения всех канонов, методические эксперименты, такое обилие пробных запусков, какое было никогда раньше не снившийся в кино и не виденный с тех пор ни в одной работе; дьявольские и колеблющиеся перемены настроения… все в таком непреодолимом количестве». [ 20 ] В New Statesman Дэвид Сильвестр сравнил его ритмическое редактирование со Т.С. Элиота стихотворением «Бесплодная земля» , написав, что «оно действует через… разрозненные образы, каждый из которых совершенно конкретен, но в то же время символичен, сопоставление которых поражает и удивляет». [ 29 ]
Зрители западного кино заново открыли для себя «Страйка» в середине 1960-х годов, оценив его яркую эксцентричность. [ 30 ] В обзоре для Les Temps Modernes Кристиан Циммер охарактеризовал фильм как «воспоминание о будущих стрельбах». [ 26 ] Джефф Эндрю из Time Out назвал его «самым смотрибельным» фильмом Эйзенштейна, добавив, что «резко красивые образы… легко укореняют фильм в приземленной реальности, но его неустанная энергия и изобретательность превращают весь фильм в хриплый, воодушевляющий гимн. человеческому достоинству и мужеству». [ 31 ]
Наследие
[ редактировать ]Фильм оказал влияние на режиссеров Александра Довженко и Фридриха Эрмлера . [ 23 ] Его нововведения были поддержаны группой «Фабрика эксцентричного актера» , а режиссер Григорий Козинцев заявил: «Мы все должны смотреть «Страйк» снова и снова, пока не сможем понять его и перенять его силу для себя». [ 32 ]
В Соединенных Штатах «Страйк» теперь является частью Anthology Film Archives . коллекции «Основной кинорепертуар» [ 33 ]
Фрэнсис Форд Коппола возрождает/цитирует метафору забоя коровы в конце «Апокалипсиса сегодня» (1979) .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ниланд, Юстус (2016), «Забастовка (Сергей Эйзенштейн, 1925)» , Энциклопедия модернизма Routledge (1-е изд.), Лондон: Routledge, doi : 10.4324/9781135000356-rem1221-1 , ISBN 978-1-135-00035-6 , получено 4 июня 2024 г.
- ^ "УДАРЯТЬ" . Ирландский институт кино . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Бордвелл 1993 , с. 51
- ^ Бордвелл 1993 , с. 54
- ^ Бордвелл 1993 , с. 58
- ^ Лейда 1960 , с. 180
- ^ Перейти обратно: а б Юренев 1974 , с. 170
- ^ Перейти обратно: а б Лейда 1960 , с. 181
- ^ Перейти обратно: а б с Лейда и Войнов 1982 , с. 16
- ^ Бордвелл 1993 , с. 10
- ^ Берган 1997 , с. 91
- ^ Берган 1997 , стр. 91–92
- ^ Берган 1997 , с. 92
- ^ Перейти обратно: а б Юренев 1974 , с. 171
- ^ Берган 1997 , стр. 91–92
- ^ Берган 1997 , стр. 91–93
- ^ Перейти обратно: а б Лейда 1960 , стр. 182–183
- ^ Лейда и Войнов 1982 , с. 154
- ^ Берган 1997 , с. 46
- ^ Перейти обратно: а б Монтегю, Айвор (1956). "Ударять". Вид и звук . Том. 26, нет. 2. п. 107.
- ^ Бордвелл 1993 , с. 54–56
- ^ Перейти обратно: а б с д Берган 1997 , с. 97
- ^ Перейти обратно: а б Лейда 1960 , с. 184
- ^ Iampolski, Mikhail (1999). "Сублимация как формообразование" [Sublimation as Form Production]. Kinovedcheskie zapiski (in Russian). 43 : 66–87 . Retrieved 28 September 2022 .
- ^ Лейда 1960 , с. 218
- ^ Перейти обратно: а б Берган 1997 , с. 263
- ^ Берган 1997 , с. 8
- ^ Лейда 1960 , с. 205
- ^ Лейда 1960 , с. 183
- ^ Берган 1997 , с. 50
- ^ Эндрю, Джефф (10 сентября 2012 г.). "Ударять" . Тайм-аут . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Лейда 1960 , с. 201
- ^ «Необходимое кино» . Архив фильмов-антологий . Проверено 28 сентября 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Берган, Рональд (1997), Сергей Эйзенштейн: Жизнь в конфликте , Вудсток, Нью-Йорк: The Overlook Press, ISBN 0-87951-924-Х .
- Бордвелл, Дэвид (1993), Кино Эйзенштейна , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-13138-5 .
- Лейда, Джей (1960), Кино: История российского и советского кино , Нью-Йорк: Macmillan, hdl : 2027/mdp.39015003853564 , OCLC 1683826 .
- Лейда, Джей; Войнов, Зина (1982), Эйзенштейн за работой , Нью-Йорк: Пантеон, ISBN 978-0-394-74812-2 .
- Yurenev, Rostislav , ed. (1974), Эйзенштейн в воспоминаниях современников [ Eisenstein in the Memoirs of Contemporaries ] (in Russian), Iskusstvo .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Забастовка на IMDb
- Удар по базе данных фильмов TCM
- Strike доступен для бесплатного просмотра и загрузки в Интернет-архиве.
- Забастовка в AllMovie
- Забастовку можно посмотреть на RussianFilmHub.com с английскими субтитрами.
- фильмы 1925 года
- Драматические фильмы 1925 года
- Советские черно-белые фильмы.
- Советские немые художественные фильмы
- Советские драматические фильмы
- Русские драматические фильмы
- Фильмы о рабочем движении
- Фильмы, снятые в Москве.
- фильмы Мосфильма
- Фильмы Сергея Эйзенштейна
- Режиссерские дебютные фильмы 1925 года
- Российские черно-белые фильмы.
- Русское немое художественное кино.
- Фильмы, действие которых происходит в Российской Империи.
- Фильмы о трудовых отношениях
- Немые драматические фильмы