Существа Света и Тьмы
![]() Обложка первого издания (твердый переплет) | |
Автор | Роджер Желязны |
---|---|
Художник обложки | Джеймс Старретт |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Даблдей |
Дата публикации | 1969 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 187 |
ISBN | 0-575-07344-6 |
«Существа света и тьмы» — научно-фантастический роман американского писателя Роджера Желязны , вышедший в 1969 году . Давно вышедший из печати, он был переиздан в апреле 2010 года. Действие романа происходит в далеком будущем, когда люди живут во многих мирах. Некоторые обладают богоподобными силами или, возможно, являются богами — используются имена и аспекты различных египетских богов. Элементы ужаса и технологий смешаны, и у него есть общие черты с киберпанком .
«Существа света и тьмы» изначально были задуманы и написаны Роджером Желязны как не более чем писательское упражнение в перспективе. [1] Он написал ее в настоящем времени, построил целую главу в стихах и превратил заключительную главу в сценарий пьесы. Он никогда не собирался публиковать ее, но когда Сэмюэл Р. Делани услышал об этом от Желязны, Делани убедил редактора Doubleday потребовать, чтобы Желязны передал ему рукопись. [2] Следовательно, Желязны посвятил роман Делани. [3]
В отличие от других книг Желязного, таких как «Властелин света» или серии «Хроники Янтаря» , этот роман более поэтичен по стилю и содержит менее прямолинейное действие. Однако, как и другие романы, Желязны включает древний миф, в данном случае египетский и некоторые греческие мифы, и переплетает ультрафутуристические технологии с элементами фэнтези.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Когда-то Вселенной правил бог Тот , который управлял различными силами во Вселенной, чтобы поддерживать баланс. Со временем он передал это управление своим «Ангелам» (другим богоподобным существам), каждый из которых отвечал за разные «станции» или силы во Вселенной. К таким станциям относятся Дом Мертвых, Дом Жизни и Дом Огня.
В какой-то момент Тот пробудил дремлющую злобную силу на далекой планете. Эта темная сила, называемая «Существо, которое плачет в ночи» , настолько могущественна и злонамеренна, что почти уничтожила жену Тота и угрожает поглотить галактику. Тот пытается сдержать и уничтожить существо, и при этом пренебрегает своими обязанностями по поддержанию Вселенной. Ангелы восстают и используют вакуум власти, чтобы бороться между собой за господство.
Сын Тота Сет , который из-за аномалии во Времени также является его отцом, сражается с этим существом на опустошенной планете. Когда Сет собирается уничтожить существо, на него нападает Ангел Осирис , который выпускает Молот, разбивающий Солнца, мощное оружие, которое почти убивает Сета и существо. Брат Тота, Тифон , который помогал Сету в битве, бесследно исчезает и считается погибшим. (Тифон выглядит как черная тень лошади, без лошади, которая могла бы ее отбросить. Он содержит в себе нечто, называемое Бездной Скагганаука , которое напоминает черную дыру , термин, не широко используемый в то время.)
Существо, которое плачет в ночи, пережило взрыв, и поэтому Тот, который тем временем был полностью свергнут своими Ангелами, не имеет другого выбора, кроме как сдерживать темную силу, пока он не найдет способ уничтожить ее. Он также возрождает личность своей жены и сохраняет ее в безопасности в особом, известном только ему мире, где моря находятся над атмосферой, а не под ней. Он также разбрасывает оружие и доспехи Сета по Вселенной на случай, если Сет когда-нибудь будет найден. Будучи свергнутым, теперь все во Вселенной прозвали его «Принцем, которого было тысячей».
Некоторые из выживших Ангелов скрываются среди народов Вселенной как загадочные «бессмертные», но другие — Осирис и Анубис — захватывают Дом Жизни и Дом Смерти соответственно. Другие станции заброшены, а Осирис и Анубис теперь единственные две силы во Вселенной. Осирис культивирует жизнь там, где может, а Анубис стремится ее уничтожить. Изобилие и голод, распространение и чума, перенаселение и уничтожение чередуются в Мирах Жизни между двумя Станциями, во многом в ущерб тем, кто их населяет.
Места
[ редактировать ]География этой вселенной содержит несколько любопытных мест:
- Дом Жизни, которым управляет Осирис , содержит комнату, в которой Осирис превратил различных людей в своем прошлом в мебель. Эта мебель может говорить (или кричать) через настенные динамики.
- Череп (с мозгом) для пресс-папье.
- Враг, чья нервная система вплетена в ковер. Осирис любит прыгать по ковру.
- В Доме Мертвых многочисленные мертвецы Шести разумных рас лежат на невидимых катафалках до тех пор, пока Анубис не требует от них совершать движения удовольствия — есть, пить, танцевать, заниматься любовью — без какого-либо настоящего удовольствия. Анубис любит наблюдать. Он также устраивает бои между чемпионами Шести рас: иногда победитель получает работу и имя.
- Планета Блис до отказа заполнена людьми, неисчерпаемо плодородными и не знающими смерти: вся планета покрыта 14 взаимосвязанными городами. Действительно, один мужчина соглашается покончить жизнь самоубийством на глазах у публики, чтобы деньги были переданы его семье, потому что большинство людей на Блисе никогда не видели смерти. Он делает это путем самосожжения после получения «Возможно правильной смертельной литании» (также называемой «Молитвой агностика»).
- На окутанном туманом Д'донори военачальники совершают набеги друг на друга исключительно для того, чтобы захватить пленников, которых затем подвергнет вивисекции городской провидец или авгур . Исследуя их внутренности, он предсказывает будущее и отвечает на вопросы.
- На безымянной планете море находится над атмосферой. Здесь Принц-Который-Тысячи хранит Нефиту , свою жену, которая была бестелесной и не может выжить на обычной планете.
- В пещере собака теребит перчатку, видавшую лучшие столетия. Трехголовый пес, по-видимому, — Цербер .
- На другой планете одержимые наркотиками копейщики защищают, а кастрированные священники поклоняются паре старых ботинок.
Молитва агностика
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2024 г. ) |
Поскольку меня может услышать кто-либо, кому небезразлично или безразлично то, что я говорю, я прошу, если это имеет значение, чтобы вы были прощены за все, что вы сделали или не сделали, что требует прощения.
И наоборот, если для обеспечения какой-либо возможной выгоды, на которую вы можете иметь право после уничтожения вашего тела, может потребоваться не прощение, а что-то еще, я прошу, чтобы это, каким бы оно ни было, было предоставлено или отказано в зависимости от обстоятельств, таким образом, чтобы гарантировать получение вами указанной выгоды. Я прошу об этом в качестве избранного вами посредника между вами и тем, что может и не быть вами, но может быть заинтересовано в том, чтобы вы получили от этой вещи как можно больше, и что может в каким-то образом подвергнуться влиянию этой церемонии.
Аминь.
Эту молитву, также называемую «Возможно правильной смертельной литанией», произносит один из главных героев, Мадрак, чтобы спасти человека, собирающегося покончить жизнь самоубийством, за деньги (отданные его семье).
Молитва агностика цитируется Ларри Нивеном в его рассказе «Что вы можете сказать о крышках люков, покрытых шоколадом», где она используется в качестве причастия на официальной церемонии развода.
Прием
[ редактировать ]Альгис Будрис дал «Существам света и тьмы» тревожно положительную рецензию, похвалив ее «богатые, удовлетворительные детали и действительно трогательное человеческое взаимодействие», но предупредив, что ее необычная повествовательная техника «вероятно, сбивает с толку и приводит в ярость» многих читателей. [4] Джеймс Блиш , однако, счел роман «полным провалом», хотя «некоторые части вызывают воспоминания в аутентичной и уникальной манере Желязны». Он особенно раскритиковал решение Желязны закончить «Существа» как сцену из пьесы, но «сцену, которая абсолютно требует простого, стандартного повествования и для которой сценарий пьесы является худшим из возможных вариантов». [5]
Ошибка издателя
[ редактировать ]На момент публикации романа у Doubleday не осталось непроданной научной фантастики, когда цикл продаж был завершен; вместо этого он просто уничтожил непроданные копии. После того, как «Существа жизни и тьмы» были выпущены в мягкой обложке, Doubleday неправильно распорядилась инвентаризацией, в результате чего большая часть тиража следующего романа Желязны, только что опубликованного « Девять принцев в янтаре », была по ошибке уничтожена. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «...И зови меня Роджером»»: Литературная жизнь Роджера Желязны, Часть 2, Кристофер С. Ковач. В: Сборник рассказов Роджера Желязны, Том 2: Сила и свет , NESFA Press, 2009.
- ^ «...И зови меня Роджером»»: Литературная жизнь Роджера Желязны, Часть 2, Кристофер С. Ковач. В: Сборник рассказов Роджера Желязны, Том 2: Сила и свет , NESFA Press, 2009.
- ^ марзаат (21 ноября 2015 г.). «Существа Света и Тьмы» . МарзАат . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ "Книжная полка Галактики", научная фантастика о Галактике , ноябрь 1969 г., стр. 141-42.
- ^ «Книги», F&SF , апрель 1970 г., стр. 49-51
- ^ «...И зови меня Роджер»: Литературная жизнь Роджера Желязны, Часть 3, Кристофер С. Ковач. В: Сборник рассказов Роджера Желязны, Том 3: Эта смертная гора , NESFA Press, 2009.
Источники
[ редактировать ]- Левак, Дэниел Дж. Х. (1983). Янтарные мечты: Библиография Роджера Желязны . Сан-Франциско: Андервуд/Миллер. стр. 25–26. ISBN 0-934438-39-0 .