Мегакорпорация
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2018 г. ) |
Мегакорпорация , мегакорпорация или мегакорпорация — термин, первоначально придуманный Альфредом Эйхнером в его книге «Мегакорпорация и олигополия: микрооснования макродинамики». [1] но популяризированный Уильямом Гибсоном , [2] [3] происходит от сочетания приставки мега- со словом корпорация . Он получил широкое распространение в киберпанк -литературе. Это синоним синдиката , глобалистского или транснационального капитала . Это относится к корпорации (обычно вымышленной), которая представляет собой крупный конгломерат (обычно частный ), обладающий монопольным или почти монопольным контролем над несколькими рынками (таким образом демонстрируя как горизонтальную, так и вертикальную монополию). Мегакорпорации настолько могущественны, что стоят над правительственными законами , обладают собственными хорошо вооруженными (часто военными ) частными армиями , являются операторами приватизированных полицейских сил , владеют «суверенной» территорией и даже действуют как прямые правительства. Они часто осуществляют значительную степень контроля над своими сотрудниками, доводя идею « корпоративной культуры » до крайности.
Примеры в литературе
[ редактировать ]Такие организации, являющиеся основным продуктом научной фантастики, появились задолго до киберпанка и появились в произведениях таких писателей, как Филип К. Дик (« Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» , 1968), Теа фон Харбу ( «Метрополис» , 1927), Роберт А. Хайнлайн ( Гражданин Галактики , 1957), Роберт Асприн ( «Холодная война за деньги» , 1977) и Андре Нортон ( «Солнечная королева» романы ). Явное использование этого термина в «Путешественник» научно-фантастической ролевой игре 1977 года предшествовало его использованию Гибсоном. [4] Транснациональные корпорации, а затем и метанациональные корпорации в « Кима Стэнли Робинсона Марсианской трилогии» являются примером мегакорпораций, превосходящих большинство стран по политическому влиянию. [5]
Примеры в кино
[ редактировать ]В франшизе фильма «Чужой» персонажами неоднократно манипулирует и подвергает опасности беспринципная мегакорпорация Вейланд-Ютани, которая стремится получить прибыль от Чужих.
В анимационном Pixar фильме «ВАЛЛ-И» мегакорпорация Buy n’ Large полностью вытеснила все планетарные правительства.
В серии фильмов «Аватар» Администрация развития ресурсов (RDA) представляет собой мегакорпорацию, превосходящую большинство правительств по богатству, влиянию и военной мощи. RDA монополизировало право собственности на все внеземные колонии и активы, предоставленные навечно международным комитетом.
Примеры в играх
[ редактировать ]В научно-фантастической стратегической игре игроки Stellaris могут выбрать контроль над мегакорпорацией, которая поглотила все аспекты своего инопланетного правительства, с различными политиками, такими как кабальное рабство , медиа-конгломераты или даже воскрешение сотрудников. [6]
В видеоигре The Outer Worlds многие мегакорпорации покупают права на солнечные системы у правительств Земли. Корпоративные колонии, находящиеся вдали от государственного влияния, эффективно управляются своими материнскими компаниями, а занятость выступает в качестве гражданства. [ нужна ссылка ]
Во Doom франшизе видеоигры Union Aerospace Corporation (UAC) — многопланетный конгломерат — часто называют мегакорпорацией. [7]
Во Ratchet & Clank франшизе в каждой из представленных галактик доминирует производитель оружия с практически полной монополией на коммерческую деятельность, крупнейшая из которых называется просто «Мегакорп» . [ нужна ссылка ]
В сборнике Final Fantasy VII электроэнергетическая компания Шинра упоминается как мегакорпорация из-за ее доминирования в области энергии и электричества Мако и активно конкурирует с нацией Вутай, имея собственную армию, которая помогает им доминировать среди населения. [ нужна ссылка ]
В Cyberpunk 2077 несколько мегакорпораций (в первую очередь Arasaka и Militech) предоставляют услуги безопасности и продают оружие. Одновременно с этим контролируя население различными антиутопическими методами. [8]
Во франшизе Titanfall , которая содержит Apex Legends , мегакорпорация под названием Interstellar Manufacturing Corporation [IMC] доминирует над всей горнодобывающей и обрабатывающей промышленностью по всему Фронтиру (галактике), базирующейся на Земле, а также поддерживает частных военных подрядчиков для подавления диссидентов. [9]
Примеры из реальной жизни
[ редактировать ]В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Хотя сам термин возник из научной фантастики , [ нужна ссылка ] некоторые реальные корпорации, такие как чартерные компании колониальной эпохи и дзайбацу , достигли или приблизились к статусу мегакорпорации различными способами. [ нужна ссылка ] Частная голландская Ост-Индская компания , например, имела 40 военных кораблей и 10 000 частных солдат для наблюдения за своей обширной империей специй, в то время как Британская Ост-Индская компания контролировала большую колониальную империю и в середине XIX века содержала 300-тысячную постоянную армию. компания была распущена, а ее территории присоединены к Британской империи. Во французской колониальной империи компания Гудзонова залива когда-то была крупнейшим в мире землевладельцем, осуществлявшим юридический контроль и торговую монополию на своей территории, известной как Земля Руперта , которая составляла 15% территории Северной Америки. [ нужна ссылка ]
Сегодня во многих странах действуют законы о конкуренции (также известные как антимонопольные законы), которые не позволяют реальным корпорациям иметь черты мегакорпораций. С другой стороны, некоторые страны защищают определенную отрасль, считающуюся важной, предписывая, чтобы в ней могла работать только одна компания, обычно принадлежащая государству. Примером последнего является Саудовская Аравия , которая получает большую часть своих государственных доходов через свою мегакорпорацию Saudi Aramco . [ нужна ссылка ]
В книге «Эффект Wal-Mart » Чарльз Фишман описывает Wal-Mart как «целый класс мегакорпораций, из которых Wal-Mart является лишь самым крайним и ярким примером». [10]
См. также
[ редактировать ]- Город компании
- Корпоративная война
- Корпоратократия
- Чеболь
- Злая корпорация
- Кейрецу
- Дзайбацу
- Список крупнейших корпораций
- Олигархия
- Плутократия
- Сверхдержава (более правительственная версия огромного бизнеса)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эйхнер, Альфред С., изд. (1976), «Природа мегакорпорации» , Мегакорпорация и олигополия: микрооснования макродинамики , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 19–54, doi : 10.1017/CBO9780511895647.003 , ISBN 978-0-521-06861-1 , получено 2 января 2023 г.
- ^ Тацуми, Такаюки (2006). Цельнометаллический апач: сделки между киберпанковой Японией и авангардной Америкой . Интернет-архив. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-3762-1 .
- ^ «Салон Книги | «Двигатель анархии» » . 08 января 2008 г. Архивировано из оригинала 8 января 2008 г. Проверено 5 января 2023 г.
- ^ «Библиотечные данные (АМ) – Путешественник» . РПГ-путешественник вики . Проверено 12 июня 2017 г.
- ^ «Транснациональный | KimStanleyRobinson.info» . www.kimstanleyrobinson.info . Проверено 20 июля 2023 г.
- ^ «Stellaris: MegaCorp — Paradox Interactive» .
- ^ «ОАК» . DoomWiki.org . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Харви, Энджи; Л, Уэсли; Хулихан, Ханна (30 октября 2020 г.). «Руководство по Cyberpunk 2077 – Корпорации» . ИГН . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Мэйси, Сет Г. (26 октября 2016 г.). «Объяснение истории и лора Titanfall» . ИГН . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Фишман, Чарльз (2007). Эффект Wal-Mart: как загородный супермаркет стал сверхдержавой . Пингвин. п. 233. ИСБН 978-0141019796 .