Диснейленд со смертной казнью

« Диснейленд со смертной казнью объемом 4500 слов о Сингапуре » — статья Уильяма Гибсона . Его первая крупная научно-популярная работа была впервые опубликована в качестве обложки. [1] для Wired за сентябрь/октябрь 1993 г. (1.4). номера журнала [2] [3]
Статья последовала за наблюдениями Гибсона об архитектуре , феноменологии и культуре Сингапура, а также о чистом, мягком и конформистском впечатлении , которое город-государство произвел во время его пребывания. Его название и центральная метафора — Сингапур как Диснейленд со смертной казнью — были отсылкой к авторитарному искусству, которым автор считал этот город-государство. Сингапуру, как подробно описал Гибсон, недоставало какого-либо чувства креативности или аутентичности, отсутствовали какие-либо признаки его истории или андеграундной культуры . Он считал правительство вездесущим, корпоративистским и технократическим , а судебную систему жесткой и драконовской. Сингапурцев характеризовали как потребителей с пресным вкусом. Статья была подчеркнута репортажами местных новостей об уголовных процессах, которыми автор иллюстрировал свои наблюдения, и заключена в скобки контрастными описаниями аэропортов Юго-Восточной Азии , через которые он прибыл и уехал.
Хотя статья была первой крупной научно-популярной работой Гибсона, она оказала немедленное и продолжительное влияние. Правительство Сингапура запретило Wired после публикации номера. [3] Фраза «Диснейленд со смертной казнью» стала обозначать на международном уровне авторитарную и строгую репутацию, от которой городу-государству было трудно избавиться. [4]
Краткое содержание
[ редактировать ]В Сингапуре нет слабины. Представьте себе азиатскую версию Цюриха, действующую как морскую капсулу у подножия Малайзии ; богатый микрокосм, жители которого обитают в чем-то, напоминающем Диснейленд . Диснейленд со смертной казнью.
- Гибсон, Уильям. «Диснейленд со смертной казнью» [2]


Название «Диснейленд со смертной казнью» отсылало к теме статьи, юго-восточному азиатскому городу-государству Сингапуру , строго охраняемую стерильность которого Гибсон с ужасом описывал. [5] Начав статью метафорой Диснейленда , Гибсон процитировал наблюдение, приписываемое Лори Андерсон, о том, что виртуальная реальность «никогда не будет выглядеть реальной, пока они не научатся добавлять в нее немного грязи» в отношении безупречного состояния аэропорта Чанги , международного аэропорта Сингапура. За пределами аэропорта он отметил, что природная среда была превращена в «слишком совершенные образцы самой себя», например, благодаря обилию полей для гольфа . Сингапурское общество представляло собой «беспощадный опыт с рейтингом G », контролируемое правительством , похожим на мегакорпорацию , зацикленным на конформизме и поведенческих ограничениях и с заметным отсутствием юмора и творчества. [2]
Гибсону было больно пытаться соединиться с викторианским Сингапуром, от которого осталось мало следов. Пытаясь раскрыть основные социальные механизмы Сингапура, автор безуспешно искал изнанку города, несколько раз вставая на рассвете для прогулок с нарушением биоритмов и обнаруживая, что «физическое прошлое города-государства... почти полностью исчезло». [2] [5] Он дал обзор истории Сингапура от основания современного Сингапура сэром Стэмфордом Раффлзом в 1819 году до японской оккупации и создания республики в 1965 году . Он пришел к выводу, что современный Сингапур, по сути являющийся однопартийным государством и капиталистической технократией , был прежде всего продуктом видения трехдесятилетнего премьер-министра Ли Куан Ю. [2] Кроме того, он процитировал заголовок газеты South China Morning Post , в котором подробно описывается судебный процесс над группой экономистов, правительственным чиновником (нынешним президентом Тарманом ) и редактором газеты за разглашение государственной тайны путем раскрытия темпов экономического роста Сингапура . [2]
Гибсон выразил сожаление по поводу отсутствия подлинного столичного чувства. [5] то, что он обвинил в «явном недостатке творчества». [2] Он дал психогеографический отчет об архитектуре города-государства, отметив бесконечный парад молодых, привлекательных и типично одетых представителей среднего класса через множество торговых центров и сравнив город-государство с конференц-районом Атланты, штат Джорджия . Он нашел выбор в музыкальных и книжных магазинах крайне безвкусным, размышляя о том, не связано ли это частично с усилиями Отдела нежелательной пропаганды (UPU), одного из нескольких агентств государственной цензуры . [2] Среди почти полного отсутствия богемы и контркультуры Гибсон не нашел и следа инакомыслия, подполья или трущоб. [2] [5] Вместо секс-торговли автор находит санкционированные правительством «центры здоровья» (на самом деле массажные салоны ) и обязательные свидания, организованные и проводимые государственными учреждениями. «[Здесь] удивительно мало, - писал он о городе-государстве, - того, что не является результатом продуманной и, без сомнения, тщательно продуманной социальной политики». [2]
Творческий дефицит города-государства был очевиден для автора также в одержимости сингапурцев потребительством как развлечением, в однородности розничных торговцев и их продуктов питания, а также в том, что он охарактеризовал как другую их страсть: обедать (хотя он и критикует с разнообразием еды, как он заметил, это было «что-то особенное»). [2] Затем он вернулся к теме уравновешенной безвкусицы города-государства, наблюдая за тревожащей чистотой окружающей среды и самоконтролем населения. Подробно описывая технологический прогресс и стремления Сингапура к созданию информационной экономики , Гибсон поставил под сомнение устойчивость их контролируемого и консервативного характера перед лицом надвигающегося массового воздействия цифровой культуры – «дебрей киберпространства с рейтингом X». [2] «Возможно, - предположил он, - судьба Сингапура будет заключаться в том, чтобы стать не чем иным, как самодовольным нео-швейцарским анклавом порядка и процветания среди моря немыслимых... странностей». [2]
Ближе к концу эссе Гибсон кратко рассказал о двух случаях применения смертной казни в системе правосудия Сингапура ; он привел выдержку из репортажа The Straits Times о Мэт Репин Мамат , малайец, приговоренный к смертной казни за попытку переправить килограмм каннабиса в город-государство, последовал за этим описанием дела Йоханнеса ван Дамма , голландского инженера, у которого нашли значительное количество героина с таким же содержанием. последствие. Он выразил сомнения по поводу справедливости смертной казни и назвал сингапурцев истинными носителями нулевой терпимости . Услышав объявление о приговоре Ван Дамму, Гибсон решил уйти, «в рекордно короткие сроки» выписался из отеля и поймал такси до аэропорта. Поездка примечательна отсутствием полиции вдоль дороги, но в аэропорту Чанги их было много, где Гибсон сфотографировал выброшенный кусок скомканной бумаги, вызвав их гнев. Прилетая в Гонконг, крепости, которые вскоре должны были быть разрушены, он мельком взглянул на трущобы Коулуна- в конце одной из взлетно-посадочных полос хаотичного аэропорта Кай Так и задумался о контрасте с уравновешенным и продезинфицированным городом-государством, который он покинул. позади. Эссе заканчивалось заявлением: «Я ослабил галстук, освобождая воздушное пространство Сингапура». [2]
Влияние и наследие
[ редактировать ]
Правительство Сингапура отреагировало на публикацию статьи запретом Wired въезда в страну. [3] Фраза «Диснейленд со смертной казнью» стала известным и широко используемым описанием нации. [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] принят, в частности, противниками предполагаемого авторитарного характера Сингапура. [13] Авторитарная и строгая репутация города-государства не позволяла избавиться от этого описания; [4] [14] Creative Review назвал это «вопиющим осуждением». [15] в то время как The New York Times помощник редактора Р. У. Эппл-младший в статье 2003 года защищал город-государство как «вряд ли заслуживающий оскорбительно пренебрежительного слогана Уильяма Гибсона». [16]
Рассматривая работу в своем блоге в 2003 году, Гибсон написал:
В этой статье Wired , возможно, и удалось передать уже ставшее клише представление о Сингапуре как жутком, анальном городе-государстве, но она не зашла достаточно далеко, чтобы передать явную скучность этого места. Это ужасная *торговая* среда. Бесконечные торговые центры заполнены магазинами, продающими одни и те же продукты, и все это либо вещи, которые вызывают Кейси у анафилактический шок , либо слегка грустные имитации того же самого в местной промышленности. Вы можете легко собрать более нарядный наряд, совершая покупки исключительно в Хитроу . [17]
В 2009 году Джон Кампфнер заметил, что фраза «Диснейленд со смертной казнью» все еще «цитируется хулителями Сингапура как хорошее описание его ситуации с правами человека , а сторонники страны как пример иностранного своеволия». [18] «Диснейленд со смертной казнью» был задан в качестве чтения по теме «Прогресс Сингапура» на курсе «Письмо и критическое мышление» Национального университета Сингапура в 2008 году . [19] Произведение было включено в сборник научно-популярных произведений Гибсона « Не доверяй этому особому вкусу» в 2012 году .
В эпизоде сериала «Энтони Бурден: Неизвестные детали» 2017 года , снятом в Сингапуре, Бурден рассказал группе коренных сингапурцев, что многие американцы могут думать о городе как о «Диснейленде со смертной казнью». [20] Бурден также сослался на эссе Гибсона в кратком изложении эпизода. [21]
Критический прием
[ редактировать ]Статья вызвала резкую критическую реакцию. Газета Boston Globe охарактеризовала это как «острый кусок технократического государства в Сингапуре». [22] рекомендовал его Постмодернистский политический географ Эдвард Соджа как «замечательную экскурсию по киберпространственным городам» города-государства. [23] Журналист Стивен Пул назвал его «ужасным отчетом» и заявил, что он показывает, что автор «презирает цельные, строгие плоскости крупного корпоративного бизнеса» и является «поборником промежуточной рекламы». [24] В рецензии на роман Гибсона « Нулевая история» 2010 года для The Observer Джеймс Пердон назвал «Диснейленд» одним из ярких моментов карьеры Гибсона: «остроумный, проницательный репортаж, намекающий на научно-популярный талант, равный видению, которое возвысил Гибсона до гуру цифровой эпохи». [25]
Философ и писатель-технолог Питер Ладлоу интерпретировал эту статью как нападение на город и отметил как иронию тот факт, что настоящий Диснейленд находился в Калифорнии - штате, чей «репрессивный уголовный кодекс включает смертную казнь». [26] Теоретик урбанистики Маартен Дельбеке отметил, что Гибсон назвал компьютеризированный контроль над городом-государством ответственным за его очищенный недостоверный характер, и Дельбек назвал это утверждение «традиционной, почти старомодной жалобой на технократию». [5] В статье 2004 года в «Форуме современного искусства и общества » Пол Рэй отметил, что «хотя к способности уловить дух времени следует относиться серьезно в таком контексте, как этот, журналистский репортаж Гибсона неизбежно является неочищенным», и процитировал обвинение живущего в Сингапуре британского академика Джона Филлипса в том, что Гибсон «не может по-настоящему продумать [свою критику]». [27]
В книге S,M,L,XL (1995) урбанист и теоретик архитектуры Рем Колхас не согласился с резким и ироничным тоном статьи, осудив ее как типичную реакцию «мертвых родителей, сожалеющих о беспорядке, который [их] дети устроили из их наследство». [5] [28] Колхас утверждал, что реакции, подобные реакции Гибсона, подразумевают, что позитивное наследие современности может быть разумно использовано только жителями Запада , и что попытки, подобные сингапурской, принять «новизну» современности без понимания ее истории приведут к далеко идущим и прискорбным искоренению. [5]
Сингапурец Тан Вен Хун, в свою очередь, написал критический ответ как Гибсону, так и Колхасу. [29]
См. также
[ редактировать ]- Технократия
- Азиатские ценности
- Товарный фетишизм
- Патернализм
- Постмодерн
- Симулякры и моделирование
- Городское планирование в Сингапуре
- Смертная казнь в Сингапуре
- Порка тростью в Сингапуре
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Обложка выпуска 1.4 Wired, в котором изначально появился Диснейленд со смертной казнью.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Гибсон, Уильям (сентябрь – октябрь 1993 г.). «Диснейленд со смертной казнью» . Проводной . Том. 1, нет. 4. Публикации Condé Nast . Проверено 23 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мехеган, Дэвид (1 марта 1995 г.). «Мультимедийный провидец Animal Wired Николас Негропонте - громкий голос будущего Массачусетского технологического института» . Бостон Глобус . Компания Нью-Йорк Таймс.
- ^ Перейти обратно: а б Адамс, Лаура Л. (7 сентября 2007 г.). «Глобализация культуры и искусства». Социологический компас . 1 (1): 127–142. дои : 10.1111/j.1751-9020.2007.00024.x .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дельбеке, Мартен (1999). «Трансформация киберпространства в «Нейроманте» Уильяма Гибсона : от высотной сети к улью». В Де Мейере, Дирк; Верслуйс, Кристиан (ред.). Городские условия: пространство, сообщество и личность в современном мегаполисе . Роттердам: Издательство Uitgeverij 010. стр. 408–410. ISBN 978-90-6450-355-9 .
- ^ Калшоу, Питер (26 февраля 2005 г.). «Теперь вы будете творческими!» . Телеграф . Архивировано из оригинала 1 октября 2008 года . Проверено 23 сентября 2008 г.
- ^ Фриман, Январь (15 сентября 1993 г.). «Игра Крузо; бэби-бумеры перестраиваются». Бостон Глобус . Компания Нью-Йорк Таймс.
Отчет о путешествии Гибсона неплох, но его в значительной степени резюмирует строка, которую редакторы украли для обложки: «Диснейленд со смертной казнью».
- ^ Миан, Имран-Винсент (16 сентября 2005 г.). «Другая сторона Сингапура; придерживаемся линии» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Компания «Нью-Йорк Таймс» . Проверено 23 сентября 2008 г.
- ^ Вест, Джейсон (15 апреля 1994 г.). «Правосудие под плеткой; Сингапур выбил признание из молодого американца?». Вашингтон Пост .
- ^ Хилсум, Линдси (5 октября 2007 г.). «Почему была разгромлена Бирма» . Канал 4 . Архивировано из оригинала 21 октября 2012 года . Проверено 24 сентября 2008 г.
Он превратил Сингапур в чрезвычайно богатый, пугающе чистый, политически репрессивный город-государство, описанный писателем-фантастом Уильямом Гибсоном как «Диснейленд со смертной казнью».
- ^ «Безопасно в Городе Льва: бесплодный имидж Сингапура высмеивался на протяжении многих лет, но Беверли Фирис обнаруживает, что забота о безопасности может принести дивиденды в сегодняшнем стрессовом климате». Деловой путешественник . 1 февраля 2003 г.
Сингапур, известный как «Диснейленд со смертной казнью» писателем Уильямом Гибсоном, подвергся немалой критике.
- ^ МакКаллах, Деклан (1 августа 2003 г.). «Что-то в воздухе: свобода перед лицом атипичной пневмонии и других инфекционных заболеваний» . Причина .
Еще одним объяснением сравнительного успеха Сингапура в сдерживании атипичной пневмонии является его целеустремленная решимость предпринять все необходимые шаги, почти не учитывая такие индивидуальные свободы, как право свободно путешествовать и объединяться. Это город-государство, который писатель-киберпанк Уильям Гибсон однажды назвал «Диснейлендом со смертной казнью»: Хотя свободная торговля широко приветствуется, хаос запрещен.
- ^ Парсонс, Тони (4 ноября 2002 г.). «Комментарий к штрафам за мусор». Зеркало .
- ^ Чонг, Теренс (2005). «От глобального к локальному: культурная политика Сингапура и ее последствия». Критические азиатские исследования . 37 (4): 553–68. дои : 10.1080/14672710500348455 . S2CID 153634282 .
- ^ Синклер, Марк (1 августа 2004 г.). «Десятилетие упадка: авторитарное общество Сингапура превратило четырех бывших военных полицейских в дизайнеров-бунтовщиков. Марк Синклер встречает Phunk Studio». Креативный обзор .
Но с процветанием пришла вялость: стереотипное представление о Сингапуре представляет собой финансовый центр, рай для эмигрантов, строго управляемое, свободное от мусора государство с небольшой культурной деятельностью и интересом. Диснейленд со смертной казнью – одно из самых убийственных описаний.
- ^ Р.В. Эппл-младший (10 сентября 2003 г.). «Азиатское путешествие; Закусочный рай: пожирание бесконечного ужина Сингапура» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 сентября 2008 г.
- ^ Гибсон, Уильям (22 мая 2003 г.). «С'ПОРЕ, ОБРАТНО» . WilliamGibsonBooks.com. Архивировано из оригинала 21 января 2013 года . Проверено 24 января 2010 г.
- ^ Кампфнер, Джон (3 сентября 2009 г.). Свобода на продажу: как мы заработали деньги и потеряли свободу . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-84737-818-7 .
- ^ «Программа университетских стипендиатов» . Национальный университет Сингапура . Архивировано из оригинала 3 октября 2008 года . Проверено 24 сентября 2008 г.
- ^ «Бурден, без манжеты: Сингапур» . Исследуйте неизвестные части . 27 сентября 2017 г. Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ «Полевые заметки Бурдена: Сингапур» . Исследуйте неизвестные части . 27 сентября 2017 г. Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Гилберт, Мэтью (18 сентября 1994 г.). « Подключаемся : этот журнал из Сан-Франциско — перекачивающийся камень цифровой революции». Бостон Глобус . Компания Нью-Йорк Таймс.
- ^ Соджа, Эдвард (2000). «Шесть бесед о постметрополисе». Постметрополис: критические исследования городов и регионов . Кембридж: Издательство Блэквелл. п. 336 . ISBN 978-1-57718-001-2 .
- ^ Пул, Стивен (3 октября 1996 г.). «Практически влюблен» . Хранитель . Проверено 8 октября 2009 г.
- ^ Пердон, Джеймс (12 сентября 2010 г.). « Нулевая история » Уильяма Гибсона . Наблюдатель . Guardian.co.uk (Медиа-группа Guardian) . Проверено 12 сентября 2010 г.
- ^ Ладлоу, Питер (2001). Криптоанархия, кибергосударства и пиратские утопии . Кембридж: Массачусетский технологический институт. п. 386 . ISBN 978-0-262-62151-9 .
Поскольку эти статьи представляют собой нападение на Сингапур, иронично, что настоящий Диснейленд находится в Калифорнии, чей репрессивный уголовный кодекс включает смертную казнь.
- ^ Рэй, Пол (2004). « 12.10»: Когда Сингапур стал Бали XXI века?» (PDF) . Форум современного искусства и общества . №5. Сингапур: Подстанция. стр. 218–255. Архивировано из оригинала (PDF) 7 января 2009 г.
Хотя в таком контексте следует серьезно относиться к способности уловить дух времени, журналистский репортаж Гибсона неизбежно является неочищенным.
- ^ Колхас, Рем (1995). «Сингапурские песни». S,M,L,XL . Роттердам : ОМА . стр. 1009–1089.
- ^ Что такое подлинность? Сингапур как потемкинский мегаполис » Тан Вен Хун, ответ Гибсону и Колхасу (архив)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Диснейленд со смертной казнью» на Wired.com