М. Джон Харрисон
М. Джон Харрисон | |
---|---|
![]() Харрисон в 2017 году | |
Рожденный | Майкл Джон Харрисон 26 июля 1945 г. Регби, Уорикшир , Англия |
Занятие | Писатель |
Период | 1966 – настоящее время |
Жанр | Научная фантастика, фэнтези, ужасы, художественная фантастика, автофантастика |
Заметные награды | 1989 года Премия Бордмана Таскера 2002 года Премия Дж. Типтри-младшего 2007 года Премия Артура Кларка 2007 года Премия Филипа К. Дика 2016 г. Почетный доктор Уорикского университета. 2020 года Премия Голдсмитса |
Веб-сайт | |
Эмбиентотель |
Майкл Джон Харрисон (родился 26 июля 1945 года), известный в издательских целях прежде всего как М. Джон Харрисон , английский писатель и литературный критик. [1] Его работы включают «Вирикониум» серию романов и рассказов (1971–1984), «Альпинисты» (1989) и трилогию «Тракт Кефаучи», в которую входят «Свет» (2002), «Новые качели» (2006) и «Пустое пространство » (2012).
Его широко считают одним из главных стилистов современного фэнтези и научной фантастики , а также «противником жанра». [2] Роберт Макфарлейн сказал: «Харрисон наиболее известен как один из беспокойных отцов современной научной фантастики, но, на мой взгляд, он входит в число самых блестящих современных романистов, для которых вопрос жанра не имеет значения». [3] Литературное приложение к «Таймс» охарактеризовало его как «исключительного стилиста», а « Литературное обозрение» назвало его «остроумным и по-настоящему творческим писателем». [4]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Харрисон родился в Регби, Уорикшир , в 1945 году в семье инженера. [2] Его отец умер, когда он был подростком, и он обнаружил, что ему «скучно, отчуждено, обижено и поймано в ловушку», прогуливая школу Дансмор (ныне школа Эшлон ). [2] Учитель английского языка познакомил его с Джорджем Бернардом Шоу, что привело к интересу к полемике. [2] Он окончил школу в 1963 году в возрасте 18 лет; он работал в разное время конюхом (в Атерстонской охоте ), студентом-учителем (1963–65) и клерком в Королевском масонском благотворительном институте в Лондоне (1966). Его хобби включали электрогитары и написание пародий на темы Х. Х. Манро . [5]
Его первый рассказ был опубликован в 1966 году Кирилом Бонфиглиоли в журнале Science Fantasy , после чего он переехал в Лондон. Там он встретил Майкла Муркока , который редактировал журнал New Worlds . [2] Он начал писать обзоры и рассказы для «Новых миров» , а к 1968 году был назначен редактором книги. [2] Харрисон критически относился к тому, что он считал самоуспокоенностью многих жанровых произведений того времени. В 1970 году Харрисон написал сценарии комиксов, иллюстрированные Р.Г. Джонсом, для таких форумов, как «Циклоп» и «Палец» . [5] Иллюстрация Джонса появляется в первом издании книги Харрисона «Приверженные люди» (1971).
В интервью журналу Zone Харрисон сказал: «Мне нравилось все причудливое, примерно с четырех лет. Я начал с «Дэна Дэйра» и дошел до «Абсурдистов» . Бестера , Сэмюэля Беккета , Чарльза Уильямса , двух или трех имеющихся в наличии Дж. Г. Балларда , «В дороге» Джека Керуака , немного Китса , немного Аллена Гинзберга , может быть, Торна Смита . Я всегда предпочитал миксовать: теперь это философия». [6]
1968–1975: Новые миры , Преданные люди , Пастельный город и Центаврианское устройство.
[ редактировать ]С 1968 по 1975 год он был литературным редактором «Новая волна» научно-фантастического журнала «Новые миры» , регулярно выступая с критикой. Он был важен для стиля Новой волны, в который также входили такие писатели, как Норман Спинрад , Баррингтон Бэйли , Лэнгдон Джонс и Томас М. Диш . В качестве рецензента « Новых миров » он часто использовал псевдоним «Джойс Черчилль» и критиковал многие произведения и писателей, публикуемых в рубрике научной фантастики . Одна из его критических статей, «Теннисон из Диснея», изначально была написана для журнала «Sword and Sorcery Magazine » , публикации, запланированной Кеннетом Балмером , но так и не опубликованной; эта часть была напечатана в New Worlds 2.
Среди его работ того периода есть три рассказа, в которых используется персонаж Джерри Корнелиуса, придуманный Майклом Муркоком . Эти истории не появляются ни в одном из собственных сборников Харрисона, но появляются в « Природе катастрофы» и «Новой природе катастрофы». Другие ранние рассказы, опубликованные с 1966 года, были представлены в таких антологиях, как « Новые произведения в научной фантастике » под редакцией Джона Карнелла , а также в таких журналах, как Transatlantic Review , The Magazine of Fantasy & Science Fiction , New Worlds и Quark .
Ряд рассказов Харрисона этого раннего периода остались несобранными и не вошли ни в его первый сборник «Машина в десятой шахте» , ни в его более поздние сборники.
Роман «Приверженные люди» (1971) (посвященный Майклу Муркоку и его жене Хилари Бэйли ) представляет собой архетипическое видение британской «новой волны» рушащегося будущего с очевидными долгами перед творчеством Майкла Муркока и Дж. Г. Балларда . Действие происходит в Англии после апокалипсиса. Социальная организация рухнула, а выжившие, пораженные раком кожи, влачат жалкое существование на руинах Великого Общества. Несколько причудливых сообществ пытаются сохранить свою структуру в хромовой пустыне, соединенной разрушающимися автомагистралями. Но их ритуалы — это бессмысленные клише, изрекаемые против опустошения. Только бродячие банды «ситуационалистов» в духе хиппи (вероятно, имеется в виду современная им группа ситуационистов ) поняли, что старый порядок с его логикой, его псевдолиберализмом и его непреложными законами причины и следствия теперь упразднен. . Среди мутантов есть группа людей-рептилий – инопланетян, свободных от рака, но преследуемых «гладкокожими». Когда в Тинхаусе от человеческой матери рождается один из них, группа людей отправляется доставить его себе подобным — на поиски преданных своему делу людей для племен мутантов. Дэвид Прингл назвал роман «кратким, мрачным, производным, но написанным стильно». [7]
Первый роман Харрисона из серии Вирикониум , «Пастельный город », также был опубликован в 1971 году. Харрисон продолжал пополнять эту серию до 1984 года. В 1972 году рассказ «Мутабельная Ламия» появился в Харлана Эллисона антологии «Снова опасные видения »; хотя эта сказка является частью последовательности «Вирикониум», на сегодняшний день она исключена из сводных изданий сказок «Вирикониум».
В 1974 году был опубликован третий роман Харрисона, космическая опера «Центаврианское устройство» (до ее публикации журнал New Worlds описывал ее как «своего рода космическую оперу хиппи в барочных традициях Альфреда Бестера и Чарльза Харнесса »). в «Новых мирах » перед публикацией романа под названием «Волк, который следует за ним». Главный герой романа, космический бродяга Джон Трак, является последним из кентаврцев, жертвам геноцида он нужен, чтобы вооружить самых могущественных. оружие в галактике: Центаврианское устройство, которое будет реагировать только на генетический код настоящего центаврианина.
Сам Харрисон сказал об этой книге:
Мне никогда не нравилась эта книга, но, по крайней мере, она разрушила три основных принципа научной фантастики: (1) Персонаж, идентифицирующий читателя, всегда движет действием; (2) Вселенная познаваема; (3) Вселенная устроена антропоцентрически, и ее богатства являются подходящей наградой для
таких колонизаторов, как мы. TCD пыталась представить космическую оперу как своего рода фальшивую бумажку, которая тщательно очистила себя от субботнего вечернего аппетита, вычистив пылесосом все проблемы настоящего криминального чтива, чтобы держать его в поле зрения «Матерей Америки» или как они себя называли. Жажда жизни Пулпа, если повезет, сменилась веселой трущобой и комедийной дракой. В остальном это было lebensraum и кадетство в космической полиции (ныне это прежде всего низкобуржуазные мотивы свободы и приятная дружеская сексуальная разрядка). [8]
Первый сборник рассказов Харрисона «Машина в десятой шахте » (1975) собирает многие (но не все) его ранние рассказы из таких источников, как «New Worlds Quarterly» , «New Worlds Monthly» , «New Writers in SF» , «Transatlantic Review» и других. «Ламия и лорд Кромис» — ранняя сказка Вирикониума . Угрюмая «Лондонская меланхолия» рассказывает о разрушенном будущем Лондоне, населенном крылатыми людьми. Ни один из рассказов, за исключением «Бегущего вниз» (психологического хоррора о человеке, который буквально является ходячей зоной бедствия), не был переиздан в его последующих сборниках рассказов. В «Несущем с окном» фигурирует доктор Гришкин, персонаж, также появляющийся в «Устройстве Центавра» , по-видимому, в повторяющемся вымышленном городе Харрисона Вирикониуме.
Ранние романы Харрисона «Приверженцы» , «Пастельный город» и «Устройство Центавра» переиздавались несколько раз. Последнее название вошло в серию SF Masterworks .
1978–1985: Манчестерское обозрение , Ледяная обезьяна , еще Вирикониум.
[ редактировать ]Позже Харрисон переехал в Манчестер и был постоянным автором New Manchester Review (1978–79). Дэвид Бриттон и Майкл Баттерворт из Savoy Books наняли его писать в своем подвале (где он и делал это «среди стопок старинных Eagles» , «Freindz» , «New Worlds» и «Styng» ). , сложенные аккуратными стопками»). [9] [10] Заказное произведение, первоначально анонсированное в изданиях Savoy как «Противогаз» и «Пожарный гидрант» , в конечном итоге стало романом «В Вирикониуме» .
В течение десятилетия 1976–1986 годов Харрисон жил в Пик-Дистрикт . [11] В 1983 году он опубликовал свой второй сборник рассказов « Ледяная обезьяна и другие истории» , содержащий семь рассказов, в которых отражены пафос, юмор, трепет, отчаяние, боль и черный юмор человеческого существования. «Ледяную обезьяну» похвалил Рэмси Кэмпбелл , который заявил, что «М. Джон Харрисон - лучший британский писатель, пишущий сейчас фантастику ужасов, и, безусловно, самый оригинальный». [12] В «Призвании», истории о захудалой пригородной магии, которая в некотором смысле предвещает его более поздний роман «Путь сердца» , редактора преследуют попытки автора вылечить себя от рака путем исцеления верой. [12] «Призвание» — одна из немногих сказок Харрисона (не считая «Бегущего вниз»), в которой мужской персонаж физически болен; хотя во многих его рассказах персонажи мужского пола психически нездоровы, во многих его произведениях повреждены женщины - либо физически, либо эмоционально больны, либо и то, и другое. «Новые лучи» здесь иллюстрируют эту тенденцию.
В 1980 году Харрисон представил введение к раннему аллегорическому фэнтези Майкла Муркока, написанному Муркоком в возрасте 18 лет и озаглавленному «Золотая баржа» и опубликованному издательством Savoy Books.
Непреходящий фэнтезийный эпизод Харрисона о вымышленном городе Вирикониум состоит из трех романов, а также различных рассказов и романов, написанных между 1971 и 1984 годами. Вирикониум известен как Пастельный город. Как универсальный, так и частный, город имеет меняющуюся топографию и историю, и иногда его называют похожими названиями, например «Урокониум».
Первая книга, «Город пастелей » (1971), представляет цивилизацию, находящуюся в упадке, где средневековые социальные модели сталкиваются с передовыми технологиями и сверхнаучным энергетическим оружием , которым жители города знают, как пользоваться, но разучились создавать. Более сложный второй роман — «Буря крыльев» (1982). Действие происходит на восемьдесят лет позже, чем «Пастельный город». и стилистически он более плотный и продуманный. Раса разумных насекомых вторгается на Землю, поскольку человеческий интерес к выживанию ослабевает. Харрисон блестяще изображает цивилизацию, находящуюся на грани краха, и героические усилия отдельных людей, направленные на то, чтобы помочь ей продержаться еще немного. Третий роман, озаглавленный «В Вирикониуме» (1982) (американское название: «Плавающие боги »), был номинирован на премию Guardian Fiction Prize в 1982 году. Это мрачный портрет художественных субкультур в городе, охваченном загадочной чумой.
Действие рассказа «Путешествие молодого человека в Вирикониум» (1985, позже переименованного в «Путешествие молодого человека в Лондон») происходит в нашем мире и касается идеи побега из него.
1985–1989: Альпинисты .
[ редактировать ]Интерес Харрисона к скалолазанию привел к его полуавтобиографическому роману «Альпинисты» (1989), первому роману, получившему премию Бордмана Таскера в области горной литературы . Харрисон также написал автобиографию одного из лучших британских скалолазов Рона Фосетта ( «Фосетт на скале» , 1987, автор Майк Харрисон). [13] Харрисон неоднократно подтверждал в печати важность скалолазания для своих произведений как попытки разобраться с реальностью и ее последствиями, которыми он в значительной степени пренебрегал, когда писал фэнтези. Разницу в его подходе до и после «Альпинистов » можно наблюдать в крайних стилистических различиях между первым романом из серии Вирикониума «Пастельный город» и вторым, «Буря крыльев» . Примерно во время написания «Альпинистов » он заявил, что навсегда отказался от научной фантастики. [14]
Роберт Макфарлейн написал предисловие к переизданию журнала Climbers 2013 года . Написав о книге в The Guardian , он сказал: «...это, безусловно, лучший роман о скалолазании, когда-либо написанный, хотя такое описание резко ограничивает его достижения». [3]
1990-е: «Путь сердца» , «Признаки жизни » и романы Гэбриэла Кинга.
[ редактировать ]Действие последующих романов и рассказов, таких как «Курс сердца » (1991) и «Пустой» (1993), происходило между Лондоном и Пик-Дистрикт . У них лирический стиль и сильное чувство места, а напряжение они черпают из характерно противоречивых жилок мистицизма и реализма.
«Курс сердца» частично посвящен неудачному эксперименту в ритуальной магии , воображаемой стране, которая может существовать в самом сердце Европы, а также гностическим темам, таким как Плерома . В нем переплетаются мифология, сексуальность, тревожное прошлое и настоящее Восточной Европы. Истоки повествования лежат в том случае, когда трое студентов Кембриджа совершают ритуальное действие (никогда не показанное и не описанное полностью), которое меняет их жизнь. Спустя годы никто из участников не может вспомнить, что именно произошло; но их смутные воспоминания не могут избавить их от всепоглощающего чувства страха. Пэм Стуйвесант — эпилептик, которого преследуют странные чувственные видения. Ее муж Лукас считает, что его преследует карликовое существо. Самозваный колдун Яксли становится одержимым пугающе трансцендентной реальностью. Рассказчик, казалось бы, наименее затронутый участник ритуала (которого преследует запах роз), пытается помочь своим друзьям избежать мучений, охвативших их жизнь. Джоэл Лейн описал «Путь сердца» как «блестящее использование сверхъестественных тем для исследования смертности и потерь человечества». [12] Роман включает в себя версии нескольких других рассказов Харрисона, включая «Великий бог Пан», «Каменоломни» и «Призвание».
Роман « Признаки жизни » (1996) — это романтический триллер, в котором исследуются проблемы генетики и биотехнологии на фоне суматохи того, что можно было бы назвать трехсторонним любовным романом между его главными героями.
Начиная с «Дикой дороги» в 1996 году и заканчивая «Нет такого» стал соавтором четырех связанных фантазий о кошках (2001), Харрисон вместе с Джейн Джонсон под совместным псевдонимом «Габриэль Кинг». [15]
Харрисон сотрудничал с Саймоном Ингсом над несколькими рассказами и с Саймоном Паммелом над короткометражным фильмом «Ray Gun Fun» (1998). Его работы были классифицированы некоторыми как часть стиля, получившего название New Weird , наряду с такими писателями, как Чайна Мьевиль , хотя сам Харрисон сопротивляется тому, чтобы его называли частью какого-либо литературного стиля.
Харрисон выиграл премию Ричарда Эванса в 1999 году (названную в честь почти легендарного деятеля британского издательского дела), вручаемую автору, который внес значительный вклад в жанр научной фантастики, не добившись сопутствующего коммерческого успеха.
2002–2012: Трилогия «Тракт Кефаучи» и другие произведения.
[ редактировать ]Харрисон продолжал публиковать короткие художественные рассказы в самых разных журналах в конце 1990-х - начале 21 века. Такие истории публиковались в таких различных журналах, как Conjunctions («Развлекательные ангелы врасплох», осенний выпуск 2002 г.), The Independent on Sunday («Cicisbeo», 2003 г.), The Times Literary Supplement («Наука и искусство», 1999 г.) и Woman's . Журнал («Старушки», 1982). Они были собраны в его основные сборники рассказов «Путешествие» (2000) и «Вещи, которые никогда не случаются» (2002).
В 2007 году Харрисон предоставил материал для выступления Барбары Кэмпбелл ( «1001 ночь» , 2007, 2008) . [16] ) и Кейт Макинтош ( «Свободное обещание» , 2007 г. ) [17] ).
В 2002 году «Лайт» ознаменовал возвращение Харрисона к научной фантастике и положил начало трилогии «Трактат Кефаучи». Лайт был одним из лауреатов премии Джеймса Типтри-младшего в 2003 году. Его продолжение, Nova Swing (2006), содержащее элементы нуара , получило премию Артура Кларка в 2007 году. [18] и Премия Филипа К. Дика в 2008 году. [19] Третий роман «Пустое пространство: Призраки » был опубликован в августе 2012 года.
2012 – настоящее время: Ты должен пойти со мной сейчас , Затонувшая земля снова начинает подниматься , и мне хотелось бы быть здесь
[ редактировать ]Харрисон опубликовал на Kindle два рассказа: «Пещера и Джулия» (2013) и «Четвертый домен» (2014).
В 2014 году Рис Уильямс и Марк Боулд организовали конференцию, посвященную работе Харрисона, в Уорикском университете, Великобритания, под названием «Облучение объекта: М. Джон Харрисон». Основными докладчиками выступили Фред Боттинг (Кингстонский университет) и Сара Уоссон (Эдинбург-Нейпирский университет). [20] Документы конференции, включая программную речь Тима Этчеллса , были опубликованы под названием «М. Джон Харрисон: критические эссе» под редакцией Риса Уильямса и Марка Боулда. [21]
В 2016 году он получил почетную степень Д. Литт. из Университета Уорика, Великобритания. [22]
Сборник рассказов « Ты должен пойти со мной сейчас » вышел в ноябре 2017 года. [23]
В 2020 году вышли две новые книги: роман « Затонувшая земля снова начинает подниматься» . [24] и «Заселение мира: избранные истории 1970–2020 гг.» . [25] Книга «Затонувшая земля снова начинает подниматься» получила премию Goldsmiths Prize 2020 года . [26] и вошел в лонг-лист премии BSFA 2020 года .
В 2023 году Харрисон выпустил «Wish I Was Here» , «антимемуары». [27]
Анализ, оценка и обучение
[ редактировать ]О работе Харрисона в New Worlds журнале см. выше. Основная часть его рецензий собрана в сборнике «Темовые игры» (2005; см. ниже).
С 1991 года Харрисон рецензировал художественную и документальную литературу для The Guardian , The Daily Telegraph , Times Literary Supplement и The New York Times .
В 2003 году Харрисон входил в состав жюри премии Майкла Пауэлла на Эдинбургском международном кинофестивале .
Он преподавал курсы творческого письма в Девоне и Уэльсе, уделяя особое внимание пейзажам и автобиографии, вместе с Адамом Лайвли и писателем-путешественником Джимом Перрином .
В 2009 году Харрисон разделил (с Сарой Холл и Николасом Ройлом ) судейство Манчестерской премии в области художественной литературы .
Стиль
[ редактировать ]Его работы были высоко оценены такими писателями, как Анджела Картер . [28] Нил Гейман , [29] Иэн Бэнкс (назвавший его «дзэн-мастером прозы»), [30] Чайна Мьевиль , [31] Уильям Гибсон , [32] Роберт Макфарлейн [3] и Клайв Баркер , который назвал его «ярким оригиналом». [33] Оливия Лэнг сказала о нем: «Никто из ныне живущих не может писать предложения так, как он. Он — недостающее эволюционное звено между Уильямом Берроузом и Вирджинией Вульф». [34] В интервью журналу Locus Харрисон описывает свою работу как «сознательное намерение проиллюстрировать человеческие ценности, описывая их отсутствие». [35]
Многие романы Харрисона включают расширения или переработку ранее опубликованных рассказов. Например, «Ледяная обезьяна» (заглавный рассказ сборника) легла в основу романа «Альпинисты» (1989); роман «Путь сердца » (1992) основан на его рассказе «Великий бог Пан». Рассказ «Изобель Авенс возвращается в Степни весной» расширен как роман « Признаки жизни» (1996); рассказ «Анима», впервые опубликованный в журнале Interzone , также образует одну из центральных тематических нитей « Признаков жизни» .
В интервью Харрисон называл себя анархистом. [36] а Майкл Муркок написал в эссе, озаглавленном «Звёздные штурмовики», что «в его книгах полно анархистов – некоторые из них очень причудливы, как анархистские эстеты из «Устройства Центавра ». [37]
Критический ответ
[ редактировать ]Чайна Мьевиль писал: «То, что Джон Харрисон не является лауреатом Нобелевской премии, доказывает банкротство литературного истеблишмента. Строгий, непоколебимый и отчаянно трогательный, он один из величайших писателей, живущих сегодня. И да, он пишет фэнтези и научную фантастику. , хотя форма, масштаб и блеск позорят не только остальную часть области, но и большую часть современной художественной литературы». [38]
Дэвид Вингров писал о Харрисоне: «Используя формы из фильмов о мече и колдовстве , космической оперы и фантастики ужасов , Харрисон преследует своеобразное видение: часто мрачное, но с сильной жилкой сардонического юмора и чувственных деталей. Как правило, его персонажи заключать разрозненные союзы, чтобы участвовать в маниакальных и часто ритуальных поисках неясных целей. В результате борьбы возникают непризнанные мотивы, часто приводящие к ужасающему результату, которого, как предполагается, тайно желал Харрисон с самого начала. законченная проза убеждает читателя во всем». [39]
Библиография
[ редактировать ]- Вымысел
Год | Заголовок | Примечания | |
---|---|---|---|
1971 | Преданные мужчины | Научно-фантастический роман, действие которого происходит в постапокалиптической Британии. Лондон: Хатчинсон и Нью-Йорк: Doubleday. Посвящается Хилари Бэйли и Майклу Муркоку . Издание Doubleday имеет текстовые различия. | |
Пастельный город | Первый роман серии «Вирикониум» . Лондон: NEL, 1971 (PBK, первое издание); Нью-Йорк: Книги Эйвона, 1971; Нью-Йорк: Doubleday, 1972 (первое издание). Эти выпуски посвящены Морису и Линетт Кольер и Линде и Джону Люттерам. Перепечатка: Лондон: Анвин, 1987 (посвящается Дэйву Холмсу). | ||
1975 | Устройство Центавра | Отдельная космическая опера . Нью-Йорк: Даблдей, 1974; Лондон: Пантера, 1975. Первое издание посвящено Джону Прайсу. Перепечатки: Лондон: Орион/Анвин, 1986 (посвящён Джону Прайсу); Лондон: Миллениум, 2000 (серия Sf Masterworks) (без посвящения). | |
Машина в десятой шахте и другие истории | Сборник рассказов. Лондон: Пантера, 1975. Посвящается «Дайане». Содержит: «Машина в десятой шахте»; «Ламия и лорд Кромис»; «Принцип приманки»; «Бегущий вниз»; «Группа оргазма»; «Видения Монады»; «События, засвидетельствованные из города»; «Лондонская меланхолия»; «Кольцо боли»; «Дорога», «Несущий с окном», «Идущий сзади». Примечание: «Бегущий вниз» был позже переработан для его появления в «Ледяной обезьяне и других историях» . | ||
1980 | Буря крыльев | Второй роман серии «Вирикониум» . Лондон: Сфера, 1980 (посвящен Джону Моттерсхеду, Майку Баттерворту, Тому Шеридану и Дэйву Бриттону) и Нью-Йорк: Даблдей, 1980 (посвящен Харлану Эллисону ). Номинант на премию Британского фэнтези , 1981 г. [40] Перепечатка: Лондон: Анвин, 1987 (посвящается Крису Фаулеру). | |
1982 | В Вирикониуме | Третий роман серии «Вирикониум». Лондон: Голланц, 1982 (посвящается Питеру Уэзерберну и Джойс Миддлмисс). Опубликовано в США под названием «Плавающие боги» , Нью-Йорк: Pocket Books, 1983 (посвящено Фрицу Лейберу ). Номинирован на премию Guardian Fiction Prize . Премия Британского фэнтези и номинант на премию Филипа К. Дика , 1983 г. [41] | |
1985 | Вирикониевые ночи | Сборник рассказов, дополняющих серию «Вирикониум» . Нью-Йорк: Ace (мягкая обложка), 1984 (посвящается Альгису Будрису ); исправленное/окончательное издание, (1-е издание в твердом переплете) Лондон: Голланц, 1985 (посвящение Будрису удалено). Рассказы в британском издании в твердом переплете переработаны и содержат предпочтительные тексты автора. Издания Эйса и Голланца, хотя у них есть пять общих историй, фактически представляют собой разные книги под одним и тем же названием. Истории в издании Ace: «Ламия и лорд Кромис», «Мутабельная Ламия», «Рыцари Вирикония», «События, засвидетельствованные в городе», «Удача в голове», «Повелители беспорядка», «В Вирикониум» (сокращенная версия одноименного романа 1982 года), «Странные великие грехи». Издание Gollancz представляет свои истории в другом порядке; в нем также отсутствуют «Мутабельная Ламия», «События, наблюдаемые в городе» и «В Вирикониуме». «Повелители беспорядков» в издании Голланца переименованы в «Повелители беспорядков». Издание Голланца содержит рассказы, отсутствующие в издании Ace, а именно «Танцор из танца» и «Путешествие молодого человека в Вирикониум». | |
Ледяная Обезьяна | Сборник рассказов. Лондон: Голланц, 1983. Содержание полностью перепечатано в « Вещи, которые никогда не случаются» (2002). Включенная версия « Running Down» представляет собой версию, переработанную по сравнению с ее ранним появлением в «Машине в десятой шахте» и «Других историях» . | ||
1989 | Альпинисты | лауреат премии Бордмана Таскера . Харрисон был первым писателем, получившим эту награду за художественное произведение. Переиздан в 2013 году с предисловием Роберта Макфарлейна . | |
1992 | Путь сердца | роман. Великобритания: Голланц, Фламинго. В издание Night Shade Books 2004 года (первое издание в США) добавлен рассказ «Великий бог Пан», который Харрисон описывает в примечании как «репетицию» романа. Британское издание (Gollancz, 1992) посвящено «Джей-Джею с любовью», хотя это посвящение не воспроизводится в издании 2004 года. | |
1996 | Признаки жизни | роман, номинант на премию Британской научной фантастики, 1997 г.; [42] Номинант на премию Британского фэнтези, 1998 г. [43] | |
1997 | Дикая дорога | в роли Габриэля Кинга, написано в сотрудничестве с Джейн Джонсон | |
1998 | Золотой кот | в роли Габриэля Кинга, написано в сотрудничестве с Джейн Джонсон | |
2000 | Организация поездок | сборник рассказов. Содержание полностью перепечатано в « Вещи, которые никогда не случаются» (2002). | |
Узелковый сад | в роли Габриэля Кинга, написано в сотрудничестве с Джейн Джонсон | ||
2001 | Нет такого | в роли Габриэля Кинга, написано в сотрудничестве с Джейн Джонсон | |
2002 | Свет | рабочее название «Разрыв Кефаучи» (о чем свидетельствует статья о Харрисоне в книге Дэвида Прингла, изд. «Полная энциклопедия фэнтези» . Лондон: Carlton Books, 1998, 2002, 2006, стр. 175) | один из лауреатов премии Джеймса Типтри-младшего 2002 года ; Номинант на премию Британской научной фантастики, 2002 г.; [44] Номинант на премию Артура Кларка, 2003 г. [45] Лауреат премии Tähtvaeltaja Award , 2005 г. |
Вещи, которые никогда не случаются | Сводное издание The Ice Monkey and Travel Arrangements , а также некоторые ранее не собранные материалы; избранные автором его лучшие рассказы, расположенные в хронологическом порядке составления. Вступление Чайны Мьевиля . Было выпущено всего около 600 экземпляров коммерческого издания. Версия ограниченного выпуска (150 экземпляров) подписана обоими авторами и выложена в отдельный буклет The Rio Brain (совместная работа Харрисона и Саймона Ингса ). | ||
2005 | Душа | Сводное издание романов «Признаки жизни» и «Путь сердца» . Его название дает ключ к разгадке юнгианских тем в творчестве Харрисона. | |
2006 | Нова Свинг | Голланц, 2006 г.; ограниченное издание Easton Press; продолжение фильма «Свет» , Артура Кларка и Филипа К. Дика премии лауреат , 2007 г.; [46] Номинант BSFA, 2006 г.; [47] Номинант на премии British Fantasy и John W. Campbell Awards, 2007. [46] | |
2012 | Пустое пространство | роман; третий в последовательности тракта Кефаучи, начинающейся с Light и Nova Swing. | |
2017 | Тебе следует пойти со мной сейчас: Истории о привидениях | сборник рассказов; Комма Пресс , 2017. | |
2020 | Затонувшая земля снова начинает подниматься | novel; Gollancz, June 2020. | |
2020 | Заселение мира: избранные истории 1970-2020 гг. | сборник рассказов; Комма Пресс, август 2020 г. |
- Графические романы
Год | Заголовок | Примечания |
---|---|---|
1991 | Удача в голове | Рассказ «Вирикониум», адаптированный в сотрудничестве с иллюстратором Яном Миллером , на основе одноименного рассказа. |
2000 | Вирикониум | Адаптация книги « In Viriconium» на немецком языке с иллюстрациями Дитера Юдта . |
- Художественная литература
Год | Заголовок | Примечания |
---|---|---|
1987 | Фосетт на Скале | как «Майк Харрисон», автобиография легендарного британского скалолаза, написанная призраком. |
2005 | Теменные игры | под редакцией Марка Боулда и Мишель Рид, собирает обзоры и эссе Харрисона с 1968 по 2004 год, а также восемь эссе о художественной литературе Харрисона, написанных другими авторами. |
2023 | Хотел бы я быть здесь | «антимемуары» |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Келли, Джордж. «Харрисон, М. (Майкл) Джон» в справочнике Джея П. Педерсона (ред.) Сент-Джеймс для писателей-фантастов . Нью-Йорк: Сент-Джеймс Пресс, 1996. ISBN 9781558621794 (стр. 422-3).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ричард Ли (20 июля 2012 г.). «М. Джон Харрисон: жизнь в письменной форме» . Хранитель . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Макфарлейн, Роберт (20 июля 2012 г.). «Роберт Макфарлейн: перечитывание «Альпинистов» М. Джона Харрисона» . Хранитель . Guardian News and Media Limited . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Цитируется в «М. John Harrison News, Interzone 13 (осень 1985 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Рекламный ролик на куртке, М. Джон Харрисон, «Преданные люди» . Лондон: New Authors Limited, 1971.
- ^ «Разочарованный реальностью: интервью с М. Джоном Харрисоном» Патрика Хадсона
- ^ Дэвид Прингл. Полное руководство по научной фантастике . Графтон, 1990, с. 67
- ^ Харрисон, М. Джон (2 апреля 2012 г.). «устройство Центавра» . Блог М. Джона Харрисона . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Савойские мечты , с. 14
- ^ Эндрю Дарлингтон, «Doin' That Savoy Shuffle», International Times ; онлайн по адресу [1]
- ^ «М. Джон Харрисон: профиль, произведения, критические очерки и список книг автора М. Джона Харрисона» . www.paperbackswap.com . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лейн, Джоэл . «Харрисон, М. (Майкл) Джон», в книге Дэвида Прингла, (ред.) Путеводитель Сент-Джеймса по писателям ужасов, призраков и готики . Детройт: Сент-Джеймс Пресс/Гейл, 1998, ISBN 1558622063 (стр. 252-4)
- ^ Фосетт, Рон; Битти, Джон; Харрисон, Майк (1987). Фосетт о Роке . Анвин Хайман. ISBN 9780044400769 .
- ^ M. John Harrison News, Interzone 13 (осень 1985 г.).
- ^ «Постоянная ссылка Библиотеки Конгресса LCCN n97106123» .
- ^ Кэмпбелл, Барбара. «1001 ночь» . Актерский состав сериала "1001 ночь" . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Невыполненное обещание» . Вращаться . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ [2] статья на Guardian.co.uk
- ^ [3] Ansible Информационный бюллетень
- ^ «Конференции» . Университет Уорика . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Современные писатели: критические очерки . Проверено 20 сентября 2017 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Почетный выпускник и биографии – зима 2016» . Университет Уорика . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Тебе следует пойти со мной сейчас — CommaPress» . Запятая Пресс . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Лэнг, Оливия (19 июня 2020 г.). «Затонувшая земля снова начинает подниматься» (рецензия М. Джона Харрисона – блестяще тревожит) . Хранитель . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ «Заселение мира: Избранные истории 1970-2020-CommaPress» . Запятая Пресс . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ «Приз ювелиров, полученный Харрисоном за« литературный шедевр » | Книготорговец» . www.thebookseller.com . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ «ХОЧУ БЫТЬ ЗДЕСЬ» . Змеиный хвост . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Тебе следует пойти со мной сейчас» М. Джона Харрисона » .
- ^ Джон Харрисон, М. (23 ноября 2017 г.). Тебе следует пойти со мной сейчас: Истории о привидениях . Запятая Пресс. ISBN 9781910974346 .
- ^ Джон Харрисон, М. (30 декабря 2010 г.). Устройство Центавра . Орион. ISBN 9780575088054 .
- ^ «Многие художественные произведения стали самостоятельными клише и стали очень манерными. Конечно, есть много ужасно плохого криминального чтива, но когда этот материал находит что-то новое и становится частью традиции, это ничуть не хуже. Там Есть ли писатели этой традиции, которые в плане использования языка как стилисты равны любому живому человеку, я имею в виду таких людей, как Джон Кроули, М. Джон Харрисон, Джин Вулф». Маршалл, Ричард. «Дорога в Пердидо: Интервью с Чайной Мьевилем» . 3: Журнал AM . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Джон Харрисон, М. (15 апреля 2021 г.). Затонувшая земля снова начинает подниматься . Издательская группа Орион, Лимитед. ISBN 9780575096363 .
- ^ «Книги М. Джона Харрисона | Страница 1 | Мир книг» . www.wob.com . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Затонувшая земля снова начинает подниматься» (рецензия Джона Харрисона – блестяще тревожит) . Хранитель . 19 июня 2020 г. Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ « Вириконий» М. Джона Харрисона — Стивен Кинг: Темная Башня» . www.forum.king-bg.info . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Интервью Spectrum SF. Архивировано 27 января 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Муркок, Майкл (1977). «Звездные штурмовики» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2002 года . Проверено 4 марта 2006 г.
- ^ Харрисон, М. Джон (18 декабря 2007 г.). Вириконий . Издательская группа Random House. ISBN 9780307418692 .
- ^ Дэвид Вингров, Справочник по научной фантастике . Prentice Hall Press, 1984, стр. 162
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 1981 года» . Миры без конца . Проверено 29 июня 2009 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 1983 года» . Миры без конца . Проверено 29 июня 2009 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 1997 года» . Миры без конца . Проверено 29 июня 2009 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 1998 года» . Миры без конца . Проверено 29 июня 2009 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 2002 года» . Миры без конца . Проверено 29 июня 2009 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 2003 года» . Миры без конца . Проверено 29 июня 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лауреаты и номинанты премии 2007 года» . Миры без конца . Проверено 29 июня 2009 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 2006 года» . Миры без конца . Проверено 29 июня 2009 г.
- Критические очерки
- Ли Блэкмор . «Отмена механизмов: жанровые ожидания, подрывная деятельность и антиутешение в романах М. Джона Харрисона из трактата Кефаучи». Исследования в области фантастики . 2 (зима 2008 г./весна 2009 г.). (Университет Тампы Пресс). [4]
- Различные руки. Теменные игры (2005), под редакцией Марка Боулда и Мишель Рид, собирают обзоры и эссе Харрисона с 1968 по 2004 год, а также восемь эссе о художественной литературе Харрисона, написанных другими авторами. Предисловие Элизабет Хэнд .
- Марк Боулд и Рис Уильямс, ред. М. Джон Харрисон: Критические очерки . Гильфи, март 2019 г. ISBN 9781780240770. [5]
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- блог М. Джона Харрисона (с июня 2008 г.)
- Окно дяди Зипа (блог Харрисона, декабрь 2006 г. - апрель 2008 г.)
- М. Джон Харрисон в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Infinity Plus Интервью с Дэвидом Мэтью
- Подкаст интервью с М. Джоном Харрисоном во время конференции Irradiating the Object, посвященной работе Харрисона в Уорикском университете, 21 августа 2014 г.
- Джон Култхарт, Покрытие вирикониума
- Профиль М. Джона Харрисона от The Guardian
- 1945 рождений
- английские писатели-фантасты
- Английские писатели-фантасты
- Английские писатели ужасов
- Английские авторы рассказов
- Критики научной фантастики
- Британские критики-спекулятивной фантастики
- Лауреаты премии Бордмана Таскера
- Лауреаты премии Голдсмитс
- Люди из Регби, Уорикшир
- Живые люди
- Английские романисты-мужчины
- Британские писатели-фантасты
- Авторы криминального чтива