Черная фантастика
Нуар (или роман-нуар ) — поджанр криминальной фантастики .
Определение
[ редактировать ]Нуар означает заметную темноту в теме и предмете, обычно представляющую собой тревожную смесь секса и насилия. [ 1 ]
Хотя это связано с крутой детективной фантастикой и часто путается с ней - из-за регулярной адаптации крутых детективных рассказов в стиле нуар - это не одно и то же. [ 2 ] И то и другое регулярно происходит на фоне системной и институциональной коррупции . Однако нуар (по-французски «черный») сосредоточен на главных героях , которые являются либо жертвами, либо подозреваемыми, либо преступниками, часто склонными к саморазрушению. Типичный главный герой нуара вынужден иметь дело с коррумпированной правовой, политической или другой системой, из-за которой главный герой либо становится жертвой , либо вынужден преследовать других, что приводит к проигрышной ситуации. Отто Пенцлер утверждает, что традиционный крутой детектив и нуар «диаметрально противоположны и имеют взаимоисключающие философские предпосылки». В то время как классический крутой частный детектив, примером которого являются произведения таких писателей, как Дэшил Хэммет , Рэймонд Чендлер и Микки Спиллейн, может обойти или нарушить закон, это делает главный герой, обладающий значительной свободой действий в поисках справедливости, и «хотя и не каждое их дело может иметь счастливый исход, но герой, тем не менее, выйдет с чистого этического листа». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Нуар, с другой стороны, работает,
будь то фильмы, романы или рассказы, это экзистенциально-пессимистические рассказы о людях, включая (или особенно) главных героев, которые имеют серьезные недостатки и морально сомнительны. Тон, как правило, мрачный и нигилистический, с персонажами, чья жадность, похоть, ревность и отчуждение ведут их по нисходящей спирали, поскольку их планы и схемы неизбежно идут наперекосяк. ... Махинации их неустанной похоти заставят их лгать, воровать, обманывать и даже убивать, поскольку они все больше и больше запутываются в паутине, из которой они не могут выбраться. [ 3 ]
Автор и академик Меган Эбботт описала их так:
Вкрутую отличается от нуара, хотя их часто используют как синонимы. Распространенным аргументом является то, что крутые романы являются продолжением повествований о Диком Западе и новаторских повествованиях XIX века. Дикая местность становится городом, а героем обычно оказывается несколько падший персонаж, детектив или полицейский. В конце все в беспорядке, люди погибли, но герой поступил правильно или близко к этому, и порядок в определенной степени восстановлен.
Нуар другой. В нуаре все падшие, а добро и зло четко не определены и, возможно, даже недостижимы. [ 6 ]
Эндрю Пеппер в эссе, опубликованном в журнале «The Cambridge Companion to American Crime Fiction» , перечислил основные тематические общие черты нуара: «разъедающее воздействие денег, бессмысленность и абсурдность существования, тревога по поводу мужественности и бюрократизация общественной жизни, увлечение гротеском, флирт с фрейдистским психоанализом и его неприятие ». [ 7 ] Эдди Дагган обсуждает разницу между крутой фантастикой и нуар-литературой, утверждая, что «психологическая нестабильность является ключевой характеристикой главных героев нуар-писателей, если не ключевой характеристикой самих нуар-писателей». [ 8 ] Точно так же Джонни Темпл, основатель Akashic Books , заметил, что художественная литература в стиле нуар, как правило, пишется «авторами, чьи жизненные обстоятельства часто помещают их в среду, уязвимую для преступности». [ 9 ]
Истоки и более поздние сторонники
[ редактировать ]1940-х годов Начиная с «Невесты в черном» автор Корнелл Вулрич написал серию из шести несвязанных друг с другом романов в стиле нуар со словом «черный» в названии, три из которых были адаптированы для кино в 1940-х годах. Слово «нуар» использовалось парижским издательством «Галимар» в 1945 году в качестве названия своей «Сери Нуар» криминальной фантастики . В англоязычном мире этот термин возник как кинематографический — фильм-нуар . [ 2 ] Этот термин вновь впервые появился во Франции, в 1946 г. [ 3 ] хотя он не пользовался широким распространением до 1970-х годов. [ 10 ] Фильм-нуар относится к кинематографическим произведениям, основанным на романах как жесткой, так и нуарной традиции, демонстрирующих реализм и послевоенное разочарование под влиянием немецкого экспрессионизма .
Джеймс М. Кейн считается американским пионером жанров «крутого» и «нуар». [ 8 ] Другие важные ранние американские писатели в жанре нуар включают Корнелла Вулрича, Джима Томпсона , Горация Маккоя и Дэвида Гудиса . В 1950-х годах Fawcett Books сыграло издание Золотой медали важную роль в выпуске нуара и криминальных романов таких писателей, как Эллиот Чейз , Чарльз Уильямс , Гил Брюэр , Гарри Уиттингтон , Питер Рэйб и Лайонел Уайт , а также Гудис и Томпсон. В 1980-х годах американское издательство Black Lizard переиздало многие из этих произведений. [ 11 ] Сегодня издательство Akashic Books представляет тщательно продуманную серию антологий рассказов в стиле нуар. [ 12 ] [ 13 ]
Среди выдающихся европейских авторов этого жанра — Жан-Клод Иззо и Массимо Карлотто . По мнению итальянского издателя Сандро Ферри, «Средиземноморский нуар» примечателен вниманием к двойственности средиземноморской жизни:
В романах жанра «средиземноморский нуар» преобладает пессимистический взгляд. Авторы и их литературные изобретения смотрят на города Средиземноморья и видят места, разрушенные, потрепанные и искаженные преступностью. Эти произведения всегда пронизаны своего рода дуализмом. С одной стороны, средиземноморский образ жизни — хорошее вино и вкусная еда, дружба, веселье, солидарность, голубое небо и прозрачное море — искусство жизни, доведенное почти до совершенства. С другой стороны, насилие, коррупция, жадность и злоупотребление властью. [ 14 ]
Среди современных романистов, пишущих как в крутом стиле, так и в стиле нуар, наиболее выдающимся является Джеймс Эллрой . Назвав нуар «наиболее изученным ответвлением крутой школы художественной литературы», он писал:
Острые ощущения нуара — это прилив моральных убытков и преданность возбуждению. Социальная значимость нуара заключается в том, что он основан на больших темах расы, класса, пола и системной коррупции. Всеобъемлющая и непреходящая привлекательность нуара заключается в том, что он делает дум забавным. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ходжкинс, Джон (осень 2012 г.). «Глаз, адаптирующийся к темноте: Сюзанна Мур, Джейн Кэмпион и расколотый мир постмодернистского нуара» . Колледжская литература . 39 (4): 46–68. дои : 10.1353/лит.2012.0040 .
- ^ Jump up to: а б Шрейдер, Пол (1971). «Заметки о нуаре» . Фильмекс . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Эллрой, Джеймс; Пенцлер, Отто, ред. (2010). Лучший американский нуар века . Книги Маринера. стр. 100-1 х – xiii. ISBN 978-0547577449 .
- ^ Пенцлер, Отто (10 августа 2010 г.). «Нуар — о неудачниках, а не о частных сыщиках» . ХаффПост . Проверено 5 октября 2019 г.
- ^ Крауч, Ян (5 октября 2010 г.). «Нуар: деньги, секс и месть» . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 5 октября 2019 г.
- ^ «Меган Эбботт о разнице между крутыми и нуарами» . Литературный хаб . 26 июня 2018 г. Проверено 5 октября 2019 г.
- ^ Пеппер, Эндрю (2010). «Американский римский нуар». В Никерсоне, Кэтрин Росс (ред.). Кембриджский спутник американской криминальной фантастики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 60.
- ^ Jump up to: а б Сфеа, Эдди Дагган (1 января 1999 г.). « Пишем во тьме: Мир Корнелла Вулрича». Время преступления (1999)» . Время преступления .
- ^ Темпл, Джонни (2013). США Нуар . Книги Акаши. п. 11 . ISBN 978-1-61775-184-4 .
- ^ Нэрмор, Джеймс (зима 1995–1996 гг.). «Американский фильм-нуар: история идеи». Фильм Ежеквартально . 49/2 : 12–28 – через JSTOR.
- ^ Таттл, Джордж. «Нуар-фантастика» . Архивировано из оригинала 27 октября 2009 г. Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ «Серия Нуар | Книги Акаши» . Книги Акаши . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Брэди, Эми (07 февраля 2018 г.). «От Бруклина до Багдада Нуар возвращается» . Чикагский обзор книг . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Европейские издания (16 августа 2016 г.). Читатель «Марсельской трилогии»: Путеводитель по новаторской криминальной трилогии Жан-Клода Иззо . Пингвин. ISBN 9781609454111 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чартерис, Шарлотта. 2015. «Солнце, море и сексуальные отклонения: британский нуар-триллер долгих 1930-х годов». Критический ежеквартальный журнал 57 (3): 22–34.
- Дагган, Эдди (1998). «Жизнь — сука: паранойя и сексуальность в романах Дэвида Гудиса». Время преступлений . 2.1 : 14–20 – через Academia.edu .
- Дункан, Пол (2000). Нуар-фантастика: Темные дороги . Карманные предметы первой необходимости. ISBN 978-1-903047-11-8 .
- Эмануэль, Мишель (2006). От сюрреализма к менее изысканным трупам: Лео Мале и эволюция французского римского нуара . Родопи Б.В. Издания. ISBN 978-90-420-2080-1 .
- Горрара, Клэр (2000). «Рассказы о протесте и римском нуаре во Франции после 1968 года». Французские исследования . ЛИВ : 313–325.
- Горрара, Клэр (2003). Римский нуар в послевоенной французской культуре: мрачные вымыслы . Издательство Оксфордского университета по запросу. ISBN 978-0-19-924609-0 .
- Горрара, Клэр (2007). «Французская криминальная фантастика: от минера к культурному наследию ». Французские исследования . LXI : 209–214.
- Ирвин, Джон Т. (2006). Если только за ними не стоит угроза смерти: крутая фантастика и фильм-нуар . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-8435-1 .
- Клеттер, Дана (26 апреля 2006 г.). «Мед Нуар» . Бостон Феникс .
- Оливер, Брайан (30 января 2005 г.). «Я не заинтересован в победе хороших парней» . Хранитель .
- Рейнольдс, Майкл (2006). «Черное и синее: Введение в средиземноморский нуар-роман» . Европейские издания.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Очерк Джорджа Таттла «Нуар-фантастика» об истории этого стиля, включая избранный и аннотированный список значительных произведений.
- FIRN. Архивировано 11 января 2009 г. на Wayback Machine ежегодном фестивале нуар-фантастики , проходившем во Фронтиньяне , Франция.
- Список « Десяти основных авторов нео-нуара », составленный Ричардом Томасом из Flavorwire.