Тайна запертой комнаты

« запертой комнаты » или « невозможного преступления » Тайна — это тип преступления, встречающийся в криминальной и детективной литературе . Рассматриваемое преступление, обычно убийство («убийство в запертой комнате»), совершается при обстоятельствах, при которых преступнику казалось невозможным проникнуть на место преступления , совершить преступление и уйти незамеченным. [ 1 ] Рассматриваемое преступление обычно связано с ситуацией, когда злоумышленник не мог уйти; например, оригинальное буквальное «запертая комната»: жертва убийства, найденная в комнате без окон, запертой изнутри на момент обнаружения. Следуя другим традициям классической детективной литературы, читателю обычно представляют загадку и все подсказки , и ему предлагается разгадать тайну до того, как решение будет раскрыто в драматической кульминации .
На первый взгляд от преступления в запертой комнате создается впечатление, что преступник является опасным сверхъестественным существом, способным бросать вызов законам природы, проходя сквозь стены или растворяясь в воздухе. Потребность в рациональном объяснении преступления — вот что заставляет главного героя выйти за рамки этих явлений и решить загадку.
История
[ редактировать ]Ранние мистерии запертой комнаты: 1830–1930-е гг.
[ редактировать ]» Эдгара Аллана По « Убийство на улице Морг (1841) обычно считается первой загадкой запертой комнаты. [ 1 ] [ 2 ] Однако Роберт Эйди благодарит Шеридана Ле Фаню за «Отрывок из тайной истории ирландской графини» (1838), который был опубликован за три года до «Рю Морг» По. [ 1 ]
Среди других ранних загадок запертой комнаты - Исраэля Зангвилла » «Тайна большого лука (1892); [ 3 ] « Приключение крапчатой ленты » (1892) и « Приключение пустого дома » (1903), два о Шерлоке Холмсе рассказа Артура Конан Дойла ; « Проблема ячейки 13 » (1905) Жака Фютреля с участием «Мыслящей машины» Огастеса SFX Ван Дюзена ; [ 3 ] и Le Mystère de la Chambre Jaune ( «Тайна Желтой комнаты »), написанная в 1907 году французским журналистом и писателем Гастоном Леру . [ 3 ] Рассказы Г. К. Честертона об отце Брауне , начиная с 1911 г., [ 4 ] часто раскрывались загадки запертой комнаты. [ 3 ]
Золотой век: 1920–1950-е гг.
[ редактировать ]В 1920-х и 1930-х годах многие авторы писали детективы о запертых комнатах, например, С.С. Ван Дайн в «Дело об убийстве на Канарских островах» (1927), [ 3 ] Эллери Куин в «Тайне китайского апельсина» (1934), [ 3 ] и Фримен Уиллс Крофтс в таких романах, как «Внезапная смерть» и «Конец Эндрю Харрисона» (1938). [ 3 ]
Журналы Pulp в 1930-х годах часто публиковали невероятные криминальные истории, получившие название «странная угроза» , в которых серия сверхъестественных или научно-фантастических событий в конечном итоге объяснялась рационально. Известными практиками того периода были Фредрик Браун , Пол Чедвик и, в определенной степени, Корнелл Вулрич , хотя эти писатели, как правило, редко использовали главных героев «Частного сыщика», которые у многих ассоциируются с криминальным чтивом. Многие невозможные преступления из комиксов, похоже, основаны на традиции «странных угроз» в криминальных хрониках. Однако такие знаменитые писатели, как Г. К. Честертон , Артур Конан Дойл , Клейтон Роусон и Сакс Ромер , также адаптировали свои произведения в форме комиксов. В 1934 году Дэшил Хэмметт создал комикс « Секретный агент X9» , иллюстрированный Алексом Рэймондом , который содержал эпизод с запертой комнатой. » Майка Барра Одна из американских серий комиксов, в которой хорошо использованы загадки запертых комнат, — это «Агентство лабиринтов .
Джон Диксон Карр , который также писал как Картер Диксон, был известен как «мастер тайны запертой комнаты». [ 5 ] Его роман 1935 года «Полый человек» (американское название: «Три гроба ») был в 1981 году признан лучшим детективным романом о запертой комнате всех времен 17 авторами и рецензентами. [ 6 ] [ 7 ] » Леру хотя сам Карр называет «Тайну Желтой комнаты своим любимым. [ 6 ] (Роман Леру был назван третьим в том же опросе; Хэка Талбота роман «Край ямы » (1944). второе место занял [ 6 ] Еще три романа Карра/Диксона вошли в первую десятку списка 1981 года: «Кривая петля» (1938), «Окно Иуды» (1938) и «Убийства павлиньим пером» (1937). [ 6 ]
На французском языке Пьер Буало , Томас Нарсежак , Гастон Бока, Марсель Лантом, Пьер Вери , Ноэль Виндри и бельгиец Станислас-Андре Стиман были другими важными авторами «невозможных преступлений», Виндри был самым плодовитым, написав 16 романов. Эдгар Фор , ставший впоследствии премьер-министром Франции, также писал в этом жанре, но не имел особого успеха.
Во время Золотого века детективной фантастики в этом жанре доминировали англоязычные писатели, но после 1940-х годов англоязычная продукция пошла на убыль. Французские авторы продолжали писать в 1950-х и начале 1960-х годов, в частности Мартен Мерой и Буало-Нарсежак , которые объединили усилия, чтобы написать несколько романов о запертой комнате. Они также стали соавторами психологических триллеров , принесших им международную известность, два из которых были экранизированы: «Головокружение» ( роман 1954 года ; фильм 1958 года) и «Дьяволик» (фильм 1955 года). Самым плодовитым писателем периода сразу после Золотого века был японец: Акимицу Такаги написал почти 30 тайн запертой комнаты, начиная с 1949 года и продолжая до своей смерти в 1995 году. Некоторые из них были переведены на английский язык. В Роберта ван Гулика детективном романе «Убийства в китайском лабиринте » (1951) одно из дел, раскрытых судьей Ди, является примером поджанра запертой комнаты.
Конец двадцатого века: 1970-е годы — настоящее время.
[ редактировать ]Жанр продолжался в 1970-е годы и позже. В романах Билла Пронзини « Безымянный детектив» есть головоломки с запертыми комнатами. Самым плодовитым создателем невозможных преступлений является Эдвард Д. Хох , в чьих рассказах рассказывается о детективе докторе Сэме Хоторне, главная роль которого — деревенский врач. В большинстве рассказов Хоха рассказывается о невозможных преступлениях; один появлялся в EQMM каждый месяц с мая 1973 года по январь 2008 года. Главный герой Хоха - одаренный детектив-любитель, который использует чистый умственный потенциал для раскрытия своих дел.
Французский писатель Поль Холтер , написавший более 30 романов, почти исключительно в жанре «запертая комната», считается естественным преемником Джона Диксона Карра . [ 6 ] Несмотря на сильное влияние Карра и Агаты Кристи , [ 7 ] у него уникальный стиль письма с оригинальными сюжетами и головоломками. Сборник из десяти его рассказов под названием « Ночь волка » переведен на английский язык. Японский писатель Соджи Симада пишет невозможные криминальные истории с 1981 года. Первый, «Убийства по токийскому зодиаку» (1981), и второй, «Убийство в Кривом доме» (1982), — единственные, которые были переведены на английский язык. Темы японских романов гораздо более ужасны и жестоки, чем у более благородных англосаксов. Расчленение является предпочтительным методом убийства. Несмотря на жестокость, большинство норм классического детективного романа строго соблюдаются.
Умберто Эко в своем 2000 года романе «Баудолино» переносит тему запертой комнаты в средневековье. Сюжет книги предполагает, что император Священной Римской империи Фридрих I не утонул в реке, как свидетельствует история, а умер загадочным образом ночью, будучи гостем в замке зловещего армянского дворянина. В книге представлены различные подозреваемые, каждый из которых имел хитрый способ убить Императора, не заходя в комнату, где он спал - все эти способы были доступны в средневековье.
Жанр запертой комнаты появляется и в детской детективной литературе, хотя совершаемое преступление обычно менее тяжкое, чем убийство. Одним из известных авторов является Энид Блайтон , написавшая несколько сериалов о юных детективах, часто рассказывающих о, казалось бы, невозможных преступлениях, которые ее молодые детективы-любители намеревались раскрыть. « Харди Бойз» В романе «Пока тикали часы » (изначально) речь шла о запертой и изолированной комнате, где мужчина ищет уединения, но получает там загадочные сообщения с угрозами. Сообщения доставляются с помощью механического устройства, опускаемого в помещение через дымоход. «Скипетр короля Оттокара» (1938–1939) — единственное приключение Тинтина , загадка которого заперта в запертой комнате. Никакого убийства здесь нет; скорее преступлением является исчезновение королевского скипетра, что неизбежно будет иметь катастрофические последствия для короля.
Британский сериал « Джонатан Крик» имеет особую «специализацию» на детективах в стиле убийств в запертой комнате. Одноименный главный герой, Джонатан Крик, придумывает фокусы для фокусников, и его часто привлекают к раскрытию дел, где самым важным элементом тайны явно является то, как было совершено преступление, например, человек, который предположительно застрелился в запечатанном бункере. когда у него был ужасный артрит в руках, как в запертой комнате без оружия застрелили женщину, не открывая и не разбивая окно, как мертвое тело могло исчезнуть из запертой комнаты, когда единственная дверь была на виду у всех кто-то другой и т. д.
В 21 веке примерами популярных детективных сериалов, включающих головоломки типа запертой комнаты, являются «Девушка с татуировкой дракона» (2005) Стига Ларссена , «Бладхаунды» (2004) Питера Лавси и «Утром я уйду » ( 2014) Адриана МакКинти , в то время как головоломки в запертой комнате являются основным сюжетным моментом и подробно обсуждаются в визуальных новеллах «Уминэко, когда они плачут» и «Данганронпа» .
Примеры из реальной жизни
[ редактировать ]- Профессиональный игрок в бридж и писатель Джозеф Боун Элвелл был застрелен в 1920 году в своем запертом доме на Манхэттене. Этот случай послужил вдохновением для написания детективного романа 1926 года «Дело об убийстве Бенсона» . [ 8 ]
- Согласно сообщению газеты «Нью-Йорк Таймс» от 10 и 11 марта 1929 года, Исидор Финк, живший по адресу 4 East 132nd Street, Нью-Йорк , в ночь на 9 марта 1929 года находился в своей прачечной на Пятой авеню с закрытыми окнами и дверь комнаты заперта. Сосед услышал крики и звуки ударов, но не выстрелов, и вызвал полицию, которая не смогла проникнуть внутрь. Мальчика подняли через фрамугу и смогли отпереть дверь. Полиция нашла Финка мертвым с двумя пулевыми ранениями в грудь и одним в левое запястье. Деньги не были изъяты, а оружие на месте происшествия обнаружено не было. Было высказано предположение, что убийца, возможно, вылез на улицу и выстрелил через фрамугу, но ожог порохом на запястье Финка указывал на то, что в него стреляли с близкого расстояния. В интервью несколько лет спустя комиссар полиции Малруни назвал убийство Финка «неразрешимой тайной». [ 9 ]
- 16 мая 1937 года Летиция Туро была найдена зарезанной в пустом купе первого класса парижского метро . Поезд метро покинул конечную станцию Порт-де-Шарантон в 18:27 и прибыл на следующую станцию, Порт-Доре, в 18:28. Свидетели не видели, чтобы кто-то еще входил или выходил из купе, где мадемуазель. Тело Туро было найдено. В распоряжении убийцы была одна минута и двадцать секунд. Ни убийца, ни способ их побега так и не были раскрыты. [ 10 ]
- В 2010 году невредимое тело Гарета Уильямса , сотрудника Секретной разведывательной службы (МИ-6), было обнаружено в сумке, застегнутой на молнию и запертой снаружи на висячий замок с ключом внутри. Никаких судебно-медицинских доказательств чьего-либо участия не было. Два эскаполога выясняли, мог ли он каким-то образом запереться в сумке. После 400 неудачных попыток одна из них все еще не исключала полностью такую возможность. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Замкнутый круг подозреваемых (жанр)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Пенцлер, Отто (28 декабря 2014 г.). «Тайны запертой комнаты: когда выходит новый сборник лучших произведений жанра, его редактор Отто Пенцлер объясняет правила взаимодействия» . Независимый . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ Эшнер, Кэт (20 апреля 2017 г.). «Без Эдгара Аллана По у нас не было бы Шерлока Холмса» . Смитсоновский институт . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Усби, Ян (1997). Виновные стороны . Темза и Гудзон . стр. 70–71. ISBN 0-500-27978-0 .
- ^ Честертон, ГК (1911). Невиновность отца Брауна . Касселл и Компания, ООО.
- ^ МакКинти, Адриан (29 января 2014 г.). «10 главных загадок запертой комнаты» . Хранитель . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Пагмайр, Джон. «Библиотека в запертой комнате» . Mysteryfile.com . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Почему загадки запертых комнат так популярны?» . Би-би-си . 21 мая 2012 года . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ Ирвин, Джон Т. (25 октября 2006 г.). Если только за ними не стоит угроза смерти: крутая фантастика и фильм-нуар . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-8938-7 .
- ^ Форт, Чарльз (1975), Полное собрание книг Чарльза Форта , стр. 916
- ^ Финли-Кросуайт, Аннетт; Брунель, Гейл К. (2006), Убийство в метро , Университет Олд Доминион , получено 3 марта 2008 г.
- ^ «Гарет Уильямс: ключевые вопросы без ответа» . Хранитель . 2 мая 2012 года . Проверено 21 мая 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Запертая комната» . Дональд Э. Вестлейк. Убийственные схемы: Антология классических детективных рассказов . Издательство Оксфордского университета, 1996.
- Главы 19,20,22 . Джон Т. Ирвин. От тайны к разгадке: По, Борхес и аналитический детектив . JHU Press, 1996. 482 страницы.
- Криминальная фантастика Джона Скэггса. Рутледж, 2005. 184 страницы.
- Майкл Кук. Рассказы о закрытии в детективной фантастике: Тайна запертой комнаты . Пэлгрейв Макмиллан, 2011. 210 страниц.