История криминальной фантастики
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Май 2009 г. ) |


Криминальная фантастика — это типичный жанр XIX, XX и XXI веков, в котором доминируют британские и американские писатели. В данной статье исследуется его историческое развитие как жанра.
Криминальная фантастика в истории
[ редактировать ]В 19 веке криминальная фантастика была признана отдельным литературным жанром с авторами-специалистами и преданной читательской аудиторией. Более ранние романы и рассказы, как правило, были лишены систематических попыток раскрытия: был детектив , любитель или профессионал , пытавшийся выяснить, как и кем было совершено конкретное преступление; не было полиции , пытающейся раскрыть дело; не было также никакого обсуждения мотивов , алиби , способа действия или каких-либо других элементов, составляющих современные криминальные произведения.
Ранние арабские криминальные истории
[ редактировать ]Ранним примером криминальной истории на арабском языке является « Три яблока », одна из сказок, рассказанных Шахерезадой в «Тысяче и одной ночи » ( «Арабские ночи »). В этой сказке рыбак обнаруживает у реки Тигр тяжелый запертый сундук и продает его аббасидскому халифу Харуну ар-Рашиду , который затем вскрывает сундук и обнаруживает внутри него труп молодой женщины, которая был разрезан на части. Харун приказывает своему Джафару визирю ибн Яхье раскрыть преступление и найти убийцу в течение трех дней или казнить, если он не выполнит свое задание. [ 1 ] Эту историю охарактеризовали как детективную . тайну убийства [ 2 ] В отличие от современного жанра криминальной фантастики, расследование не проводится, а вместо этого дело раскрывается двумя мужчинами, признавшимися в совершении преступления. Фокус истории смещается на требование халифа найти раба, обвиняемого в романе с женщиной, спровоцировавшем преступление на почве страсти со стороны ее мужа , но расследование снова не проводится. Джафар узнает правдивую историю и случайно оправдывает раба.
Ранние китайские криминальные истории
[ редактировать ]Гунъань - это жанр времен династии Мин китайской криминальной фантастики , включающий Бао Гун Ань (кит. 包 公公案 ) и роман XVIII века Ди Гун Ань (кит. 狄狄公 案 ). Последний был переведен на английский язык как «Ди Гун Ан» ( «Знаменитые дела судьи Ди ») голландским китаистом Робертом Ван Гуликом , который затем использовал стиль и персонажей для написания оригинальной серии «Судья Ди» .
Герой этих романов обычно является традиционным судьей или аналогичным должностным лицом, основанным на исторических персонажах, таких как судья Бао ( Бао Цинтянь ) или судья Ди ( Ди Жэньцзе ). Хотя исторические персонажи могли жить в более ранний период (например, во времена династий Сун или Тан ), действие романов часто происходит в более поздний период Мин или Маньчжурия .
Эти романы отличаются от западного жанра по нескольким пунктам, описанным ван Гуликом:
- Детектив — это местный судья, который обычно участвует одновременно в нескольких несвязанных между собой делах.
- Преступник представлен в начале истории, его преступление и причины тщательно объяснены, таким образом, представляя собой перевернутый детектив, а не «головоломку».
- В этих историях есть сверхъестественный элемент: призраки рассказывают людям об их смерти и даже обвиняют преступника.
- Рассказы были наполнены экскурсами в философию, полными текстами официальных документов и многим другим, что составило очень длинные книги.
- В романах, как правило, присутствовало огромное количество персонажей, обычно насчитывавших сотни, и все они описывались с точки зрения их отношения к различным главным действующим лицам истории.
- Мало времени уделено подробностям того, как было совершено преступление, но много – пыткам и казням преступников, включая даже их дальнейшие мучения в одном из разнообразных адов для проклятых.
Ван Гулик выбрал Ди Гонг Ан для перевода, потому что, по его мнению, это было ближе к западной традиции и с большей вероятностью понравится некитайским читателям.
Описание преступлений и детективов
[ редактировать ]Предшественниками сегодняшней криминальной фантастики являются истории о привидениях, истории ужасов и истории мести. Ранние примеры криминальных рассказов включают анонимный «Ричмонд» Томаса Скиннера Стерра или истории из жизни офицера с Боу-стрит (1827 г.), Стина Стинсена Блихера » «Ректор Вейлбай (1829 г.), Филипа Медоуза Тейлора ( «Исповедь бандита» 1839 г.). ) и Mordet paa Maskinbygger Roolfsen» Маурица Кристофера Хансена « - «Убийство инженера Рульфсена» (1839).
Примером ранней истории о преступлении/мести является рассказ американского поэта и писателя Эдгара Аллана По (1809–1849) « Бочка Амонтильядо », опубликованный в 1846 году. [ 3 ] По создал первый вымышленный детектив. [ 4 ] (слово, неизвестное в то время) в образе К. Огюста Дюпена, [ 5 ] как центральный персонаж некоторых из его рассказов (которые он называл «рассказами о рассуждениях»). [ 4 ] По словам Уильяма Л. Де Андреа ( Энциклопедия Mysteriosa , 1994), он
был первым, кто создал персонажа, интерес которого для читателя заключался прежде всего (даже исключительно) в его способности находить скрытые истины. [...] По, кажется, предвидел практически все важные события, которые последуют в этом жанре, от идеи меньшего помощника до детектива как рассказчика (позже воплощенного в рассказах о докторе Ватсоне о Шерлоке Холмсе ) до концепт диванного детектива к прообразу секретной истории.
Загадки «запертой комнаты»
[ редактировать ]Одним из первых разработок, начатых По, была так называемая тайна запертой комнаты в « Убийстве на улице Морг ». [ 6 ] Здесь читателю предлагается загадка и предлагается решить ее, прежде чем закончить историю и сообщить решение.
Эти истории получили такое название потому, что они связаны с преступлением (обычно убийством), которое происходит в «запертой комнате». В простейшем случае это буквально герметически закрытая камера, куда, судя по всему, никто не мог войти или выйти в момент преступления. В более общем смысле, это любая криминальная ситуация, когда – опять же, судя по всему – кто-то должен был войти или покинуть место преступления, но . сделать это было невозможно (Например, одна из таких загадок Агаты Кристи ( «И тогда их не было ») происходит на небольшом острове во время шторма; другая — в поезде, застрявшем в горах и окруженном только что выпавшим, ничем не обозначенным снегом.) Одна из самых знаменитой загадкой запертой комнаты был «Пустой человек» . Развязка такой истории может включать в себя показ того, что комната на самом деле не была «заперта» или что не было необходимости, чтобы кто-то еще приходил или уходил; что убийца все еще прячется в комнате или что человек, «обнаруживший» убийство, когда комната была открыта, на самом деле совершил его именно тогда.
Загадки Шерлока Холмса и доктора Ватсона
[ редактировать ]В 1887 году шотландец сэр Артур Конан Дойл (1859–1930) дал новый толчок возникающей форме детективного рассказа, создав Шерлока Холмса , проживавшего на Бейкер-стрит, 221Б в Лондоне — вероятно, самого известного из вымышленных детективов и первого, кто придумал клиентов, которых нанимают для решения дела. Искусство обнаружения Холмса состоит в логическом умозаключении, основанном на мельчайших деталях, ускользающих от постороннего внимания, и тщательном и систематическом устранении всех улик, которые в ходе расследования ни к чему не ведут. Конан Дойл также представил доктора Джона Х. Ватсона , врача , который работает помощником Холмса и который также живет с Холмсом в квартире на Бейкер-стрит.
Золотой век
[ редактировать ]1920-е и 30-е годы широко известны как « Золотой век » детективной фантастики . Большинство его авторов были британцами: Агата Кристи (1890–1976), Дороти Л. Сэйерс (1893–1957) и многие другие. Некоторые из них были американцами, но с британским оттенком. К тому времени сложились определенные условности и клише, которые ограничивали любые сюрпризы со стороны читателя перипетиями сюжета и, конечно же, личностью убийцы. Большинство романов той эпохи были детективами , и некоторые авторы преуспели, успешно направив своих читателей на ложный путь, убедительно раскрыв им наименее вероятного подозреваемого как настоящего злодея истории. Более того, у них была склонность к определенным персонажам и определенным местам действия, причем уединенный английский загородный дом возглавлял список.
Типичный сюжет мистерии Золотого века следовал следующим строкам:
- Тело, предпочтительно незнакомца, находит в библиотеке горничная, которая только что вошла протереть мебель.
- Так случилось, что несколько гостей только что приехали на выходные в деревню — люди, которые могут знать, а могут и не знать друг друга. В их число обычно входят такие стандартные персонажи , как красивый молодой джентльмен и его красивая и богатая невеста, актриса с прошлой славой и мужем-алкоголиком, неуклюжий начинающий молодой писатель, полковник в отставке, тихий мужчина средних лет, о котором никто не знает. что угодно, который якобы старый друг хозяина, но ведет себя подозрительно, и известный сыщик.
- Полиция на данный момент либо недоступна, либо некомпетентна для проведения расследования.
Крутая американская криминальная фантастика
[ редактировать ]Американской реакцией на уютную традицию британских детективных убийств стала американская крутая школа криминального письма (некоторые произведения в этой области также называются нуар-фантастикой ). Писатели Дэшил Хэммет (1894–1961), Рэймонд Чендлер (1888–1959), Джонатан Латимер (1906–1983), Микки Спиллейн (1918–2006) и многие другие выбрали совершенно иной, новаторский подход к криминальной фантастике. Это создало совершенно новые стереотипы написания криминальной фантастики. Типичный американский сыщик в этих романах был смоделирован следующим образом:
Он работает один. Ему от 35 до 45 лет или около того, он одновременно одиночка и крутой парень. Его обычная диета состоит из яичницы, черного кофе и сигарет. Он тусуется в тенистых ночных барах. Он сильно пьет, но всегда осознает свое окружение и способен дать отпор при нападении. Он всегда «носит» пистолет. Он стреляет в преступников или терпит избиение, если это помогает ему раскрыть дело. Он всегда беден. Дела, которые на первый взгляд кажутся простыми, зачастую оказываются довольно запутанными, заставляя его отправиться в одиссею по городскому пейзажу. Он связан с организованной преступностью и другими низшими слоями жизни на «злых улицах» предпочтительно Лос-Анджелеса , Сан-Франциско , Нью-Йорка или Чикаго . У крутого частного сыщика двойственное отношение к полиции. Его амбиции — в одиночку спасти Америку и избавить ее от подлых элементов.
Как признается своему клиенту, генералу Стернвуду, главный герой Рэймонда Чендлера Филип Марлоу, увековеченный актером Хамфри Богартом в экранизации (1946) романа «Большой сон» (1939), он, как индивидуалист, находит довольно утомительным вписываться в общество. обширный свод правил и положений для полицейских детективов:
«Расскажите мне о себе, мистер Марлоу. Полагаю, я имею право спросить?»
«Конечно, но рассказывать особо нечего. Мне 33 года, я однажды учился в колледже, и до сих пор могу говорить по-английски, если на это есть спрос. В моей профессии не так уж много. Я работал на мистера Уайльда, окружной прокурор , как-то следователь [...] Я не женат, потому что не люблю жен полицейских». «И немного циник », — улыбнулся старик. «Вам не нравилось работать на Уайльда?»
«Меня уволили. За неподчинение . У меня очень высокие показатели неподчинения, генерал».
В крутых криминальных произведениях просто используется другой набор клише и стереотипов. Как правило, это включает в себя детективное убийство, но атмосфера, создаваемая крутыми писателями, и обстановка, которую они выбирают для своих романов, отличаются от убийств в английских загородных домах или тайн, окружающих богатых старушек, элегантно сбитых с толку на круизном лайнере, где происходит детектив. быть на борту. Ян Усби пишет:
Крутая фантастика в любом случае случилась бы, даже если бы Агата Кристи и Дороти Л. Сэйерс [...] не писали так, как они, или если бы Нокс не сформулировал свои правила. Толчком послужили условия американской жизни и возможности, доступные американскому писателю в 1920-е годы. Экономический бум после Первой мировой войны в сочетании с введением сухого закона в 1920 году способствовал росту гангстеров. Знакомые проблемы закона и беззакония в обществе, которое решило судить себя по самым идеальным стандартам, приобрели новую актуальность. В то же время бульварные журналы уже использовали готовый рынок для приключенческих рассказов — тех, которые Рональд Нокс назвал бы «шокерами», — героями которых были ковбои, солдаты, исследователи и мстители в масках. Им не потребовалось большого воображения, чтобы справиться с современными преступлениями и их раскрытием, только что появившимися в газетных заголовках того времени, и создать героев с такой же энергией [...].
Другой автор, которому нравилось писать о неряшливой стороне жизни в США, — Джонатан Латимер . В своем романе «Виноградник Соломона» (1941) частный сыщик Карл Крейвен стремится спасти молодую наследницу из лап странного культа. Помимо остросюжетного триллера, роман содержит открытые упоминания о сексуальном влечении детектива, а также намеки и краткое описание извращенных сексуальных практик. Роман сочли «слишком горячим» для американских издателей Латимера, поэтому он не публиковался до 1950 года в сильно боудлеризованной версии. Неочищенный роман вышел в Великобритании во время Второй мировой войны .
Крутое явление появилось несколько раньше Золотого века научной фантастики . «Очевидно, что-то незадолго до войны [Второй мировой войны] способствовало появлению авторов бульварной литературы, которые были готовы вырваться из оболочки клише «Ниверленд», возникшей после Первой мировой войны, которые сохранялись в прессе до середины 1930-х годов», Альгис Будрис. сказал в 1965 году. Крупные ведущие книжные компании публиковали криминальную фантастику во время Второй мировой войны, предвещая аналогичный выход на рынок научной фантастики в 1950-х годах. [ 7 ]
Ветеран войны — крутой главный герой
[ редактировать ]Несколько крутых героев были ветеранами войны : Х. К. Макнейла (Сапер) из Бульдог Драммонд из Первой мировой войны , Микки Спиллейна из Майк Хаммер и многие другие из Второй мировой войны , а также из Джона Д. Макдональда . Трэвис МакГи из Корейской войны . В первом появлении Бульдога Драммонда он представляет собой скучающего бывшего военнослужащего, ищущего приключений. Молот Спиллейна мстит за старого приятеля, спасшего ему жизнь на Гуадалканале . Частое столкновение со смертью и лишениями часто приводит к циничному и бессердечному отношению, а черта характера, известная сегодня как посттравматический стресс, характеризует многих крутых главных героев.
Современное криминальное письмо
[ редактировать ]Переход от сюжетных тем к анализу персонажей
[ редактировать ]
За десятилетия детектив превратился в криминальный роман (см. также название « Джулиана Саймонса Истории жанра» ). Начиная с таких писателей, как Фрэнсис Айлс , которого называют «отцом психологического детективного романа, каким мы его знаем сегодня», все больше и больше авторов делали упор на персонажей, а не на сюжет. До сих пор многие авторы пробовали свои силы в написании романов, в которых личность преступника известна читателю с самого начала. Интрига создается тем, что автор предлагает читателю поделиться мыслями преступника (то есть до определенного момента) и заставляет его угадать, что произойдет дальше (например, еще одно убийство или фатальная ошибка потенциальной жертвы). и будет ли преступник в конце концов привлечен к ответственности. Например, Саймона Бретта » «Шок для системы (1984) и Стивена Добинса » «Мальчик в воде (1999) раскрывают личность убийцы довольно рано в повествовании. В фильме «Шок системы» рассказывается о мести до сих пор законопослушного бизнес-менеджера, вызванной тем, что его не продвинули по службе, и о сложном плане, который он придумывает, чтобы отомстить своим конкурентам. «Мальчик в воде» — это психологическое исследование человека, который, подвергшийся жестокому насилию в детстве, пытается отомстить миру в целом теперь, когда у него есть для этого физические и умственные способности. Из-за детской травмы убийца случайным образом выбирает своих жертв, сначала пугая их, а затем убивая. Но «Мальчик в воде» также прослеживает психические состояния группы людей, которым довелось вступить в контакт с сумасшедшим, и их реакцию на него.
Криминальная фантастика на определенные темы
[ редактировать ]Помимо появления психологических триллеров и продолжения старых традиций, таких как детективы и романы «Частный сыщик», можно выделить несколько новых тенденций. Одним из первых мастеров шпионского романа был Эрик Эмблер , чьи ничего не подозревающие и невинные главные герои часто попадают в сети шпионажа , предательства и насилия и единственное желание которых — как можно скорее благополучно вернуться домой. Шпионские триллеры продолжают очаровывать читателей, даже несмотря на то, что период холодной войны уже позади. Еще одним событием является роман о зале суда, который, в отличие от судебной драмы, также включает в себя множество сцен, действие которых происходит не в самом зале суда, а в основном вращается вокруг суда над главным героем, который утверждает, что невиновен, но не может (пока) доказать это. Довольно много американских юристов бросили работу и начали постоянно писать романы, в том числе Скотт Туроу , начавший свою карьеру с публикации книги «Презумпция невиновности» (1987) (фраза в названии взята из книги «Предполагаемая невиновность» (1987)). старый правовой принцип, согласно которому любой обвиняемый должен считаться невиновным до тех пор, пока он/она не будет окончательно осужден). Но есть и авторы, специализирующиеся на исторических детективах, — романы, действие которых происходит во времена Римской империи, в средневековой Англии, в Соединенных Штатах 1930-40-х годов или где бы то ни было (см. исторические детективы ) — и даже в тайнах, действие которых происходит в будущем. Замечательные примеры можно найти в любом количестве рассказов и романов Филипа К. Дика .
ЛГБТ-криминальная фантастика
[ редактировать ]ЛГБТ также оставил свой след в жанре криминальной фантастики. Многочисленные частные сыщики – как профессионалы, так и любители – теперь являются женщинами, некоторые из них лесбиянками . Тэлли МакГиннис, например, молодая гей-героиня серии романов американской писательницы Нэнси Санра (род. 1944). Загадки Санры Тэлли МакГиннис, такие как «Нет спасения» (1998), действие которых происходит в Сан-Франциско , в других отношениях вполне традиционны. В Великобритании уроженец Шотландии Вэл Макдермид создал лесбиянку-журналистку-сыщика Линдси Гордон, а Джоан Смит (род. 1953) приобрела популярность как автор серии романов Лоретты Лоусон. Лоусон — преподаватель университета и сыщик-любитель. В «Полной остановке» (1995) она останавливается в Нью-Йорке , и город быстро ее поглощает. Писательница из Сиэтла Барбара Уилсон опубликовала «Коллективное убийство» и другие криминальные книги с персонажами ЛГБТ.
Темы полицейского расследования
[ редактировать ]Однако самой богатой сферой деятельности стал полицейский роман. Роман американского писателя (мужчины) Хиллари Во (1920–2008) « Последний раз видели в одежде…» (1952) является ранним примером такого типа криминальной фантастики. В отличие от крутых криминальных писаний, действие которых происходит на убогих улицах большого города, « Последнее посещение в ношении…» тщательно и подробно ведет хронику работы полиции, включая всю скучную, но необходимую работу, в маленьком американском колледже. город, где в разгар зимы исчезает привлекательная студентка. В отличие от кабинетных детективов, таких как доктор Гидеон Фелл или Эркюль Пуаро, начальник полиции Фрэнк Форд и его люди никогда не скрывают информацию от читателя. Путем исключения они исключают всех подозреваемых, которые не могли совершить преступление, и в конечном итоге приходят к правильному выводу, решение, которое становится неожиданностью для большинства из них, но которое, благодаря их кропотливому исследованию, является безошибочным. Роман, конечно, является детективом, но все условности уютного британского жанра оставлены. Однако полиции предстоит провести множество рассуждений, включая тщательное изучение и повторное изучение всех имеющихся доказательств. В полицейском романе Во отсутствует «действие» в виде опасных ситуаций, из которых персонажи могут выбраться лишь с трудом, но, тем не менее, книга переворачивает страницы романа, со всем напряжением, которое читатели создают благодаря их способности Станьте свидетелем каждого шага полиции, направленного на раскрытие преступления.
Другой пример - американская писательница Фэй Келлерман (род. 1952), написавшая серию романов о Питере Декере и его дочери от первого брака Синди, которые оба работают в полицейском управлении Лос-Анджелеса . Местный колорит придан автором, особенно благодаря еврейскому происхождению Питера Декера. В «Сталкере» (2000) 25-летняя Синди сама становится жертвой сталкера , который неоднократно пугает ее, а также пытается причинить ей телесные повреждения . Помимо личных затруднений, Синди поручено раскрыть серию убийств, совершенных в районе Лос-Анджелеса. Опять же, работа полиции подробно фиксируется, но это не было бы фикцией, если бы не вмешались возмутительные вещи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пино, Дэвид (1992), Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» , Brill Publishers , стр. 86–91, ISBN 90-04-09530-6
- ^ Марцольф, Ульрих (2006), Читатель «Тысячи и одной ночи» , издательство Wayne State University Press , стр. 239–246 (240–242), ISBN 0-8143-3259-5
- ^ Сова, Дон Б. Эдгар Аллан По: от А до Я. Книги с галочкой, 2001. ISBN 0-8160-4161-X стр. 45
- ^ Jump up to: а б Сильверман, Кеннет (1991), Эдгар А. По: скорбные и бесконечные воспоминания (изд. в мягкой обложке), Нью-Йорк: Harper Perennial, стр. 171 , ISBN 0-06-092331-8
- ^ Сильверман, Кеннет (1991), Эдгар А. По: скорбные и бесконечные воспоминания (изд. в мягкой обложке), Нью-Йорк: Harper Perennial, стр. 173 , ISBN 0-06-092331-8
- ^ Сильверман, Кеннет (1991), Эдгар А. По: скорбные и бесконечные воспоминания (изд. в мягкой обложке), Нью-Йорк: Harper Perennial, стр. 174 , ISBN 0-06-092331-8
- ^ Будрис, Альгис (октябрь 1965 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 142–150.