Полый человек (роман Карра)
Автор | Джон Диксон Карр |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Гидеон Фелл |
Жанр | Тайна , Детектив |
Издатель | Хэмиш Гамильтон [ 1 ] (Великобритания) и Харпер (США) |
Дата публикации | 1935 [ 1 ] |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 303 [ 1 ] |
Предшественник | Дозор смерти (1935) |
С последующим | Убийство в «Тысячи и одной ночи » (1936) |
«Полый человек» ( «Три гроба» в США) — «Запертая комната» детективный роман американского писателя Джона Диксона Карра 1935 года , в котором рассказывается о его постоянном следователе Гидеоне Фелле . В главе 17 он содержит часто переиздаваемую «лекцию о запертой комнате», в которой доктор Фелл обращается непосредственно к читателю, излагая различные способы совершения убийства в очевидно запертой комнате или в иной невозможной ситуации.
Книга получила высокую оценку многих критиков, а в 1981 году назвала ее лучшим детективом запертой комнаты всех времен. комиссия из 17 авторов и рецензентов [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]Встреча профессора Шарля Гримо с друзьями в лондонской таверне прерывается иллюзионистом Пьером Флеем, который угрожает Гримо и предупреждает о еще более опасном брате, который ищет жизни Гримо. Гримо велит ему отправить брата и будь он проклят.
Несколько ночей спустя в дом Гримо приходит посетитель, скрывающий свою личность под вымышленным лицом, и экономка мадам Дюмон проводит его в кабинет. Секретарь Гримо, находящийся с видом на дверь кабинета, видит, как Гримо приветствует посетителя и впускает его; он продолжает смотреть, пока не раздастся выстрел. Внутри комнаты обнаруживается, что Гримо умирает; но ни гостя, ни оружия не найти, а за единственным окном лежит сплошной снег. На смертном одре Гримо делает запутанное заявление, утверждая, что виноват его брат.
Гидеон Фелл обнаруживает, что до того, как Гримо поселился в Лондоне, он был известен как Короли Гримо Хорват и что у него было два брата, один из которых теперь называет себя Флеем. Несколькими годами ранее все трое пытались сбежать из трансильванского трудового лагеря, инсценировав собственную смерть и будучи похороненными заживо в гробах.
Газета сообщает, что через несколько минут после того, как свидетели расстрела Гримо увидели, как Флей шел один по заснеженному тупику , и услышали голос, кричащий: «Вторая пуля для тебя!» последовал выстрел. Фли найден мертвым в снегу, а рядом лежит револьвер, из которого убили его и Гримо. На снегу нет никаких следов, кроме его.
Фелл получает известие из Трансильвании, что трое братьев были заключены в тюрьму за ограбление банка и что после побега из гроба Гримо намеренно оставил двух других умирать. Фли был спасен и возвращен в тюрьму, но третий брат погиб.
Фелл заключает, что Флей шантажировал Гримо и угрожал раскрыть свою причастность к смерти третьего брата. Именно Гримо в отместку планировал убить Флея, а не наоборот. Гримо тщательно создал иллюзию, что Флей вошел в кабинет, выстрелил в него, затем сбежал из окна и вернулся в свою квартиру, чтобы покончить жизнь самоубийством.
На самом деле Гримо пришел в квартиру Флея, застрелил его, изобразил самоубийцу с пистолетом в руке, а затем надел картонное пальто и маску, готовый выдать себя за своего посетителя. Но его план провалился, поскольку Фли не был убит сразу, и ему удалось выбраться на улицу в поисках врача. Когда Гримо случайно показался, Флей закричал: «Вторая пуля для тебя!» и выстрелил, умирая от усилий. Несмотря на ранение, Гримо сумел вернуться в свой дом и приступить к осуществлению своего плана. Ранее он разместил большое зеркало прямо внутри двери кабинета, и, когда дверь открылась, он снял шляпу и маску, создавая у наблюдающего секретаря впечатление, что он уже был в комнате и идет вперед, чтобы поприветствовать своего посетителя. Оказавшись внутри, он сжег картонные предметы и спрятал тяжелое зеркало в дымоход, что привело к последнему кровотечению . У него было достаточно времени, чтобы запустить петарду и имитировать выстрел.
Кажущаяся невозможность преступлений возникла совершенно случайно. Стрельба Фли произошла через несколько минут после стрельбы Гримо из-за неправильно установленных часов в витрине магазина; и Гримо не ожидал снега, что сделало невозможным предполагаемый побег Флея из окна.
Мадам Дюмон (теперь выяснилось, что она сообщница и любовница Гримо) подтверждает правильность решения Фелла и убивает себя.
Главные персонажи
[ редактировать ]- Доктор Гидеон Фелл: следователь
- Professor Charles Vernet Grimaud (Koroly Grimaud Horváth)
- Розетта Гримо: его дочь
- Пьер Флей: его брат; иллюзионист
- Мадам Эрнестина Дюмон: экономка Гримо.
- Стюарт Миллс: секретарь Гримо
- Юбер Дрейман: бухгалтер Гримо
- Энтони Петтис: коллекционер историй о привидениях
- Джером Бернаби: криминолог-любитель
- Бойд Манган: журналист
Лекция в запертой комнате
[ редактировать ]Роман стал примечателен благодаря «лекции о запертой комнате» в главе 17, объяснению доктора Фелла читателю различных способов, которыми человек может совершить почти идеальное убийство в явно запертой комнате или в другой невозможной ситуации. В своем «Каталоге преступлений» (2-е изд. 1982 г.) Барзун и Тейлор отмечают, что эта лекция действительно очень хороша: «двадцать страниц здравых рассуждений и прекрасного воображения в ярких словах». [ 3 ] Они считают, что книга уже за одну эту лекцию заслуживает постоянного места на полке. [ 3 ]
В «Истории классического преступления в 100 книгах » (2017) Мартин Эдвардс назвал эту главу, в которой доктор Фелл откровенно признает, что он персонаж романа, «чрезвычайно смелым шагом». Эдвардс отмечает, что эта глава много раз переиздавалась как отдельное эссе и что ее анализ различных сценариев запертых комнат никогда не был превзойден. [ 4 ]
Литературное значение и критика
[ редактировать ]Барзуну и Тейлору сама история понравилась гораздо меньше, чем лекция. Признавая гениальность сюжета, они посчитали персонажей «даже не заслуживающими доверия марионетками», а доктора Фелла — «скучной собакой». Они также раскритиковали чрезмерную проблему невозможности и необходимость того, чтобы читатель принимал «одну корректировку за другой». [ 3 ]
назвала книгу лучшим детективом запертой комнаты всех времен. Многие другие критики придерживались совершенно иной точки зрения, и в 1981 году группа из 17 авторов и рецензентов [ 2 ] Мартин Эдвардс в 2017 году назвал книгу «удивительно уверенной» с великолепным первым абзацем. Он особенно похвалил мастерство и оригинальность автора, его чутье на жуткую атмосферу и ловкость его ярких описаний. [ 4 ]
Книга заняла 40-е место в составленном Ассоциацией криминальных писателей. списке 100 лучших криминальных романов всех времен, [ 5 ] и 96-е место в списке детективных романов Америки 100 лучших всех времен по версии детективных писателей . [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Подробности о предмете Британской библиотеки» . primocat.bl.uk . Проверено 10 января 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «Почему загадки запертых комнат так популярны?» . Новости Би-би-си . Би-би-си. 21 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Барзун Тейлор 1989 , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б Эдвардс 2017 , стр. 82–83.
- ^ Сьюзан Муди, изд. (1990). Криминальный компаньон Хэтчардса : 100 лучших криминальных романов, выбранных Ассоциацией писателей-криминалистов . Лондон. ISBN 0-904030-02-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Микки Фридман, составитель; Отто Пенцлер, Аннотации (1995). The Crown Crime Companion: 100 лучших детективных романов всех времен , выбранных американскими детективными писателями . Нью-Йорк. ISBN 0-517-88115-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Барзун, Джеймс; Тейлор, Вендалл Ноубл (1989). Каталог преступности (2-е изд.). Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 0-06-015796-8 .
- Эдвардс, Мартин (2017). История классического преступления в 100 книгах . Лондон: Британская библиотека. ISBN 978-0-7123-5696-1 .