Космическая опера (ролевая игра)
Дизайнеры | Эдвард Э. Симбалист , А. Марк Рэтнер , Фил МакГрегор |
---|---|
Издатели | Безграничные фэнтезийные игры |
Публикация | 1980 |
Жанры | Космическая опера |
Системы | Обычай |
Space Opera — научно-фантастическая ролевая игра, созданная Эдвардом Э. Симбалистом , А. Марком Ратнером и Филом МакГрегором в 1980 году для Fantasy Games Unlimited (FGU). Хотя систему игры можно использовать для создания любого жанра научной фантастики, в Space Opera по умолчанию есть настройки, ориентированные на создание космической оперы приключений на тему .
Разработка
[ редактировать ]По словам Скотта Бизара , основателя FGU: «Мне нужна была научно-фантастическая ролевая игра, и я поручил эту работу Эду Симбалисту. Во время процесса я никогда не встречал ни Эда, ни Фила МакГрегора и Марка Рэтнера, которые жили на западе Канады». Австралия и восток США соответственно. Проект выполнялся более двух лет исключительно по переписке». [1] Симбалист отвечал за все редактирование и координацию. [2] Фил МакГрегор прислал кое-какие материалы, связанные с технологиями и космическими кораблями, которые так понравились Симбалисту, что он включил их в готовый продукт. [2] Хотя фоновая вселенная была основана на « Космических десантниках » Марка Ратнера , Ратнер мало что внес в саму «Космическую оперу» . [3]
Часть введения Bizar к первому тому описывает это предприятие:
Первоначальная концепция заключалась в создании игры, которая не нуждалась бы в обычных бесчисленных дополнениях к своим правилам, а была бы полноценной научно-фантастической ролевой игрой. Таким образом, мы хотели создать игру, которая позволила бы игрокам отыграть все самые популярные роли персонажей во всем жанре научно-фантастической литературы. Это требовало создания игры, в которой будут представлены будущий воин и наемник, свободный торговец, шахтер астероидов, исследователь планет и человек первого контакта, а также член дипломатического корпуса/шпионской службы. Нам нужна была наука и возможность появления персонажей-ученых, в которых медицина играла бы главную роль.
Как будто этого было недостаточно, было принято решение основать игру на великих традициях «Космической оперы» в духе Э.Э. Дока Смита и совсем недавно «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Это означало, что нам также придется учитывать псионические способности, столь распространенные в сериале «Ленсман» и в «Звездных войнах» с «силой».- Скотт Б. Бизар , Космическая опера: полная научно-фантастическая ролевая игра (1980), страница ii
Создание персонажа
[ редактировать ]Создание персонажа в Space Opera занимает около часа, чтобы создать опытного и проработанного персонажа. [4] Количество случайных бросков ограничено, но игрок может по своему усмотрению распределять очки и выбирать между навыками.
Игроки выбирают один из следующих классов: Стрелок, Астронавт, Техник (с такими подклассами, как Armstech или Crimetech) и Ученый (подклассы Чистый исследователь, Медицинский исследователь, Врач и Инженер). Классы позволяют применять бонусы к личным характеристикам и могут снизить затраты на приобретение навыков. [5]
Личностные характеристики персонажей космической оперы в среднем выше, чем у среднестатистического человека. Игроки бросают d100 для каждой из 14 характеристик. Это телосложение, сила, конституция, ловкость, ловкость, эмпатия, интеллект, псионика, интуиция, храбрость, лидерство, общие технические способности (GTA), механические способности и способности к электронике. К этим броскам можно применить бонусные очки в зависимости от класса. Игроки сравнивают итоговое число с масштабированной таблицей, в результате чего для каждой характеристики получается число от 1 до 19. Во время игры игроки делают броски характеристик (CR) на d20. [5]
Планета Рождения состоит из трех бросков: Гравитация, Атмосфера и Климат. Это может повлиять на личные характеристики выбора расы. [5]
Персонажи игроков могут принадлежать к любой из следующих рас: человек, гуманоид, сверхчеловек, питекин, собачья, кошачья, урсоид, птица и теплокровный ящер. Некоторые из рас имеют характерные предпосылки. [5]
Другие возможности, такие как грузоподъемность, коэффициент урона и выносливость (основанные на личных характеристиках), помогают дополнительно определить характер. [5]
На пути карьеры персонаж проходит процесс найма, участвует в случайном количестве командировок, имеет возможности для продвижения по службе и, наконец, проходит набор, в некоторых случаях с выходным пособием, пенсионными пособиями, сбережениями и личным снаряжением. [5]
Наконец, игрок подсчитывает количество доступных очков навыков, выбирает навыки и распределяет очки по этим навыкам. [5]
Гонки
[ редактировать ]Гонки в космической опере рассматриваются в целом. Вместо того, чтобы присваивать расе уникальное имя, игра называет ее антропоморфно. Это позволяет моделировать любую вымышленную расу.
Расы персонажей игрока:
- Птичьи: антропоморфные расы птиц.
- Собаки: Антропоморфные собачьи расы.
- Кошки: Антропоморфные кошачьи делятся на две основные породы: Мекпурр, более мелкую и технически искусную, и Аватар, более крупную разновидность охотничьих кошек. Пример: Кзинти
- Люди: К ним относятся современные земные homo sapiens, а также все известные биологически схожие расы из научной фантастики. Пример: Свободные
- Гуманоиды: представители человеческих рас, которые произошли от основной расы в результате эволюционной адаптации к местной среде и, как правило, генетически несовместимы с людьми. Устройство и даже функции внутренних органов различаются. У них могут быть адаптивные дополнительные органы, такие как пустынной планеты гуманоидов мигательные перепонки и органы обоняния, более чувствительные (похожие на акул и кровь ) к воде.
- Питецины: антропоморфные расы приматов, напоминающие горилл и им подобных, более эмоциональные и легко возбуждающиеся. Пример: Планета обезьян.
- Саурианцы: антропоморфные теплокровные расы динозавров. Это «хладнокровная» группа, если говорить эмпатически, по человеческим меркам, с лояльностью к расе, а не к семье. Пример: Горн
- Транслюди: Любой вид гуманоидной расы, достигший более высокого уровня эволюции, чем люди/гуманоиды, более интеллектуально ориентированный и обладающий более высокими псионическими способностями. Пример: Вулкан
- Урсоиды/Бларад: Антропоморфные медвежьи расы. Пример: Вуки
- ИРСОЛ: Технически это не отдельная раса, а любая из вышеперечисленных рас, имеющая хрупкое, более высокое и тонкое телосложение, возникшая на орбитальных установках с управляемой атмосферой с низкой гравитацией, таких как космические станции, купольные города на астероидах или блуждающие «Звездные города».
Расы неигровых персонажей:
«Космическая опера» также включает список рас для неигровых персонажей и для встреч, состоящих из какого-либо значимого контакта:
- Амебоиды
- Птичий/Уистлер
- Собаки/Раувуф
- Существа холодной планеты
- Кошка/Аватар
- Кошачий/МекПурр
- Человек
- Гуманоид
- Ихтиоид/Клакон
- Ихтиоид/Мертун
- Насекомое/Арахноид
- Инсектоид/Жук
- Инсектоид/Скорпионоид
- Инсектоид/Ззз'Ккк
- ПЕРЕВОЗКИ
- Питецин
- Ящер/Шипение
- Силикаты
- Трансчеловеческий
- Урсоид/Бларад
Планета рождения
[ редактировать ]Персонажи могут родиться на планете с любым гравитационным полем в диапазоне от нуля до 2,5 G. Персонажи также могут родиться на планете со многими типами атмосферы, от низкой атмосферы или ее отсутствия в городах-куполах до атмосфер с очень высоким давлением, с атмосферой или без нее в городах-куполах, до атмосфер с очень высоким давлением, без каких-либо примесей или частично экзотических компонентов . Наконец, персонажи могут родиться на планете со многими типами климата:
Планетарный тип 1:
Планета занимает выгодное положение в звездной экосфере. Осевой наклон составляет от 10° до 30°, эксцентриситет орбиты менее 0,2, продолжительность дня 6-72 часа. Все условия освещения и обогрева обычные для Террана. Короче говоря, планета обладает теми характеристиками климата и температуры, которые сделали бы ее настоящим «близнецом» Терры. Планеты первого типа высоко ценятся за колонизацию.
- Космическая опера: полная научно-фантастическая ролевая игра , стр. 80.
- Стандартная планета терранов Типа 1
- Степная планета типа 1
- Засушливая планета типа 1
- Пустынная планета типа 1
- Болотная планета типа 1
- Планета джунглей типа 1
- Планета Тундры Типа 1
- Планета-океан типа 1
- Планета-терран типа 2 без сезонности
- Планета-терран 3-го типа с чрезвычайной сезонностью
- Планета Терран типа 4 с нормальным наклоном оси на внешнем крае звездной экосферы
- Планета Терран типа 5 с минимальным осевым наклоном на внешнем крае звездной экосферы
- Планета Терран типа 6 с экстремальным наклоном оси на внешнем крае звездной экосферы
- Планета-терран 7-го типа с нормальным наклоном оси на внутреннем крае звездной экосферы
- Планета Терран типа 8 с минимальным осевым наклоном на внутреннем крае звездной экосферы
- Планета Терран типа 9 с экстремальным наклоном оси на внутреннем крае звездной экосферы
- Планета-терран типа 10 с эксцентричной орбитой, пересекающая внешнюю экосферу
- Планета-терран типа 11 с эксцентричной орбитой, пересекающая внутреннюю экосферу
- Планета-терран типа 12 с эксцентричной орбитой, пересекающей внутреннюю и внешнюю экосферу.
- Планета-терран типа 13, находящаяся на 10% за пределами внутренней экосферы (13/7, 13/8, 13/9)
- Планета-терран типа 14 до 30% вне звездной экосферы (14/4, 14/5, 14/6)
- Тип 13 Безвоздушное/низкое давление, управляемая куполообразная среда с экстремальными температурами, подобными лунным.
- Тип 14 Безвоздушное/низкое давление, управляемая куполообразная среда, холодная экзотическая атмосфера
- Тип 15 Безвоздушное/низкое давление, управляемая куполообразная среда, близкая к первичной, с высоким уровнем радиации
- Тип 15. Высокое давление, управляемая куполообразная среда, высокие температуры поверхности.
- Тип 16 Вдали от основной, высокие полуденные температуры от -80 °C до -185 °C.
- Тип 17 Вдали от первичной, высокие полуденные температуры от -185 °C до -225 °C.
- Тип 18 Вдали от основной, высокие полуденные температуры от -225 °C до -273 °C.
- Планета-изгой типа 19, полностью замороженная
- Газовые гиганты типа 20 с орбитальными позициями, обозначенными как 20/15, 20/16, 20/17, 20/18, 20/19.
Там, где не указано иное, подразумеваются нормальные (от 10° до 30°) осевые наклоны, экстремальные минимумы обозначаются суффиксом -А, экстремальные максимумы обозначаются суффиксом -В, за исключением типов 2 и 3, которые относятся к категориям осевого наклона.
Псионика
[ редактировать ]Некоторые персонажи могут использовать псионику , передовую науку с несколькими областями исследований, тремя уровнями функционирования (псионически мертвыми, псионически открытыми, псионически пробуждёнными) и несколькими навыками. Персонажи, которые открыты и подвергаются псионической атаке или контактируют с необработанным ПК-кристаллом, могут пробудиться и изучить навыки методом проб и ошибок. С персонажами с высокими показателями псионики можно «связаться» и обучить их. К псионическим полям относятся:
- Телепатия - 29 навыков
- Телекинез - 25 навыков
- Телепортация - 4 навык
- Ясновидение - 15 навыков
- Телургия и самосознание — 12 навыков
- Сила - 11 навыков
Технология
[ редактировать ]Технология «Космической оперы» отражает технологию в рассказах, традиционных для этого жанра. Отсутствует влияние киберпанка, роботов и нанотехнологий, которые появились позже, чем публикация игры.
Мультикомпьютеры (500 кг - 50 тонн) основаны на монолитном мейнфрейме , который предназначен для управления как минимум таким же количеством процессов, как человеческий мозг заботится о человеческом теле, но для космических кораблей или городов. В Space Opera также входят мини-компьютеры более высокого технологического уровня, сравнимые с современными смартфонами . Доступно разнообразное программное обеспечение для компьютеров, охватывающее «большую часть важных знаний о расе». Мультикомпьютеры более высокого уровня (от Mk.X до Mk.XIV) считаются разумными с «кибернетическими правами».
Включены многие другие инновационные научно-фантастические технологии, например: искусственные жабры, неподвижные костюмы , медицинские и антивозрастные препараты, электробинокли (диапазон 1000 световых лет), ECM для связи и сенсорного сканирования, персональные генераторы силового экрана размером с пояс, индивидуальная броня с силовым усилением, гравитационные/прыжковые пояса, роботы всех типов, лазерные/бластерные пушки, лазерные и световые мечи, антироботные позитронные разрушители мозга (APROBDIF) и т. д.
Боевая система
[ редактировать ]Бой обычно представляет собой четырехэтапный процесс. Сначала определяется, попадет ли персонаж выбранным им оружием. В игру вступают такие вещи, как дальность, размер цели, движение и количество укрытий. Если кто-то попадает, то нужно сделать бросок, чтобы определить место попадания. После определения места попадания определяется, пробила ли атака броню. Наконец, ущерб определяется. Охвачен полный спектр возможных технологий вооружения, от самого низкого технологического уровня « Атлатл » до высокотехнологичных орудий и экранов «Антироботный позитронный разрушитель мозга (APROBDIF)».
Официальная вселенная
[ редактировать ]Хотя правила Космической оперы могут быть адаптированы к любой воображаемой вселенной, официальная вселенная была основана на странах, описанных в «Космических десантниках » Марка Ратнера , и дополнительно определена в серии Атласов звездных секторов.
Звездная культура: | Примечания / АКА |
---|---|
Империя Азуриах | "Аззис" |
Бларад: Звездное Королевство Бларад | Урсоиды |
Ошибки | Инсектоиды |
Альянс Конфедеративных систем | |
Галактическая Народная Республика | "ГПР" |
Хисссист | Теплокровные динозавроиды |
ПЕРЕВОЗКИ | Обитатели космоса с нулевой гравитацией |
Клаконы | ихтиоиды |
Кореллианская Империя | Шестизначные гуманоиды |
МекПурр | кошачий |
Торговая лига | |
День: Всемирный день Объединенных Наций | «Ранан Орда» |
Миры Раувуфа | Клыки |
Объединенная Федерация Планет | "УФП" |
Уистлерс | птичий |
Книги
[ редактировать ]Заголовок | Тип | Год | СОЛЬ [а] |
---|---|---|---|
Космические десантники | связанный варгейм | 1979 | |
Космическая опера: Том 1 и 2. | основные правила (2 книги): Том 1: создание персонажей, псионика и звездолеты. |
1980 | B000721GY0 B0018ZCENM |
Космическая опера: полноценная научно-фантастическая ролевая игра. | основные правила (1 книга, т. 1 и 2, один переплет, 1 обложка) |
1982 | B000EOIYLY |
Наземное и воздушное оборудование | добавка | 1981 | B000G7ST32 |
Справочник Селдона по Star Craft 1 — Корабельные катера, торговцы, лайнеры и патрульные суда | добавка | 1981 | B000B8AFUQ |
Справочник Селдона по Star Craft 2 — Звездные корабли войны Азуриах, GPR, Торговая лига и Терран | добавка | 1984 | B000B88PAI |
Справочник Селдона по Star Craft 3 — Звездные корабли войны Бларад, Мекпурр, Ранан и Хиссс'ист | добавка | 1988 | B000B8511Y |
Внешние миры | добавка | 1981 | |
Атлас Звездного Сектора 1 - Сектор Терранов | добавка | 1981 | B000EOIYRI |
Атлас Звездного Сектора 2 — Торговая Лига | добавка | 1983 | B000F6MFAM |
Атлас Звездного Сектора 3 — Империя Азуриаха | добавка | 1984 | B000FDKZSE |
Атлас звездного сектора 4 — Галактическая Народная Республика (ГПР) | добавка | 2015 | |
Атлас звездного сектора 5 — Объединенные миры Ранана | добавка | 1985 | B0047MTQ2K |
Атлас звездного сектора 6 — Шипение | добавка | 2018 | |
Атлас Звездного Сектора 7 - Звездное Королевство Бларад | добавка | 2016 | |
Атлас Звездного Сектора 11 - Альянс Конфедеративных Систем | добавка | 1982 | |
Атлас Звездного Сектора 12 - Кореллианская Империя | добавка | 1984 | |
База пришельцев | модуль | 1980 | |
Пояс Мартиган - Приключение на астероидах | модуль | 1981 | |
Зонд NCG 8436 | модуль | 1981 | |
Фасольт в опасности: антитеррористическое приключение | модуль | 1982 | |
Rowsion II - Приключение в торговой службе | модуль | 1982 | |
Хранилище Ниэр Кейона | модуль | 1982 | |
Атака III | модуль | 1982 | |
Агенты восстания | модуль | 1983 | |
Казино Галактика – сеттинг и сценарии приключений | модуль | 1983 | |
Операция «Сапсан» — Заговор Кванчиовта | модуль | 1983 |
Основная игра Space Opera состояла из двух томов и четырех двусторонних листов данных размером 8x11 дюймов в коробке. Было три разных обложки коробки. [6] вероятно, соответствует трем тиражам, и две основные книги были объединены в один переплет в последнем издании, но содержание оставалось неизменным.
Дополнения Denoba Class Small Merchant и Nike Class Patrol Cruiser были написаны Эдвардом Симбалистом , Робертом Н. Шарреттом и С.Р. Грином и опубликованы в 1988 году компанией Seeker Gaming Systems.
Перепечатки
[ редактировать ]Некоторые компоненты Space Opera снова изданы после долгого отсутствия и доступны в интернет-магазине FGU и на сайтах загрузки ролевых игр DriveThruRPG и RPGNow.
Права на игру принадлежат совместно авторам и Fantasy Games Unlimited, тогда как права на название, вероятно, принадлежали исключительно FGU. Права на игру должны были вернуться к авторам, если компания обанкротится. Несмотря на то, что ФГУ пережил периоды бездействия как компания только по названию, он все еще работает. Эд Симбалист пытался купить права у издателя Скотта Бизара , однако запрашиваемая цена Бизара была сочтена слишком высокой.
Из интервью с Эдом Симбалистом в декабре 2000 года:
Я не буду писать еще одну версию «Космической оперы». Скотт Бизар владеет этой собственностью, не сделал ничего особенного для ее продвижения, не выплатил гонорары, которые дают хоть какую-то надежду на то, что автор получит компенсацию за свои значительные усилия, и не вернет ее авторам. Я знаю о многих неудачах в его личности, и я сомневаюсь, что FGU когда-либо станет жизнеспособной издательской компанией в будущем. Любая доработка с моей стороны будет пустой тратой времени. Точно так же не окупаются затраты на юридическое восстановление права на публикацию «Космической оперы». Помимо сильно завышенной цены, которую FGU придает игре (фактически НАЗВАНИЕ), зачем мне покупать несколько тысяч копий недавнего переиздания, которое просто не будет продаваться на текущем рынке? Это не имеет смысла. [7]
Сообщается, что запрашиваемая цена составляла 100 000 долларов, хотя авторы считали, что она стоила всего 10 000 долларов. [8]
Новые публикации
[ редактировать ]Три новых атласа звездных секторов, №4, №7 и №6, были опубликованы в 2014, 2016 и 2018 годах. [9] [10]
Прием
[ редактировать ]Стефан Джонс сделал рецензию на космическую оперу в The Space Gamer No. 33. [11] Джонс прокомментировал: «Несмотря на недостатки, я настоятельно рекомендую Space Opera . В этой игре есть все лучшее, что есть в других крупных SFRPG на рынке, и даже больше». [11]
Эрик Голдберг сделал обзор «Космической оперы» в журнале Ares Magazine №5 и прокомментировал: «Если бы только внимание к научной фантастике в «Космической опере» можно было совместить с плавностью игры «Путешественник », ролевым игрокам в научной фантастике не пришлось бы искать дальше». [12] [13]
Энди Слэк сделал рецензию на Space Opera для White Dwarf #25, присвоив ей общую оценку 8 из 10, и заявил, что «это чрезвычайно сложная игра, для правильной настройки которой потребуется очень много времени. детальная игра должна быть «героической», а не «реалистичной». Тем не менее, для того, кто готов потратить необходимое время, чтобы отдать должное, это может быть полезной и интересной игрой». [14]
Уильям А. Бартон сделал обзор «Космической оперы» , 2-е изд. в «Космическом геймере № 49». [15] Бартон прокомментировал, что «тем, кому изначально нравилась «Космическая опера» , или тем, кто думал, что у нее есть потенциал, но были отключены опечатками, упущениями и т. д., второе издание определенно стоит того, чтобы его приобрести». [15]
В восьмом выпуске французского игрового журнала Casus Belli Тьерри Марин сравнил эту игру со сложной и насыщенной формулами фэнтезийной игрой Chivalry & Sorcery , назвав Space Opera «на данный момент самой полной научно-фантастической ролевой игрой из когда-либо опубликованных». Марин отметил, что эта сложность особенно ощущается во время космического боя, и рекомендовал, чтобы и гейммастер , и игроки имели по калькулятору. В заключение Марин дала положительную рекомендацию, сказав: « Космическая опера — это очень полноценная научно-фантастическая ролевая игра; симуляция очень хорошая. С другой стороны, люди, которые боятся сложных, а иногда и очень сложных правил, могут быть несколько отстранены. .но игра того стоит!» [16]
В своей книге « Полное руководство по ролевым играм » 1990 года игровой критик Рик Свон назвал эту игру «неумолимой игровой системой, которая… проверяет толерантность игрока к таблицам, диаграммам и формулам… Хотя система выдает всестороннюю информацию». ПК, это до боли запутанная проблема, которая преследует всю космическую оперу . Правила проектирования космических кораблей требуют знаний физики, а боевые правила могут соперничать с деталями тактических варгеймов». Свон обнаружил, что эта сложность и внимание к деталям привели игру к черепашьему темпу. «Каждая часть игровой механики основана на сложных процедурах — на выполнение простого сценария могут уйти выходные». Свон также обнаружил, что сложные правила игры были вытеснены более новыми и простыми играми, комментируя: «Правила работоспособны, но они также устарели и суховаты, особенно в свете таких оптимизированных, насыщенных действием игр, как « Звездный путь» и «Звездный путь». Войны ». В заключение Свон присвоил этой игре оценку 2,5 из 4, сказав: «Для игроков, у которых есть время и которые считают «Звездный путь» слишком детский, «Звездные войны» слишком простодушные, «Космическую оперу», возможно, стоит посмотреть». [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Интервью со Скоттом Бизаром» . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Интервью с Филом МакГрегором» . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Интервью с Марком Ратнером» . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ "Космическая опера - Стартовый комплект" . www.space-opera.net . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Космическая опера» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2012 г. Проверено 17 февраля 2013 г.
- ^ Лапорт, Доминик. «Космическая опера» . Проверено 6 октября 2009 г. показаны три разные крышки коробок.
- ^ «Интервью с Эдом Симбалистом» . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Размещение на доске объявлений» . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Космическая опера: Атлас звездного сектора 4: Галактическая Народная Республика — Неограниченные фэнтезийные игры | Космическая опера | DriveThruRPG.com» . www.drivethrurpg.com . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Космическая опера: Атлас звездного сектора 7: Звездное королевство Бларад — Fantasy Games Unlimited | Space Opera | DriveThruRPG.com» . www.drivethrurpg.com . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Стефан (ноябрь 1980 г.). «Капсульные обзоры». Космический геймер . № 33. Игры Стива Джексона . п. 30.
- ^ Голдберг, Эрик (ноябрь 1980 г.). «Книги». Журнал «Арес» . № 5. Simulations Publications, Inc. с. 36.
- ^ Голдберг, Эрик (ноябрь 1980 г.). «Цитадель Крови» . Журнал «Арес» . № 5. с. 36.
- ^ Слэк, Энди (1981). «Открытая коробка». Белый Карлик . № 25. Мастерская игр . п. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Бартон, Уильям А. (март 1982 г.). «Капсульные обзоры». Космический геймер . № 49. Игры Стива Джексона . п. 27.
- ^ Марин, Тьерри (апрель – май 1982 г.). «Космическая опера». Casus Belli (на французском языке). № 8. с. 25.
- ^ Свон, Рик (1990). Полное руководство по ролевым играм . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 187–188.