Иго
Часть серии о |
Культура Мьянмы |
---|
![]() |
Люди |

Yoke the ( бирманский : Марионетка ; МЛЦТС : рупсе: , IPA: [joʊʔ θé] , буквально «миниатюры») — бирманское название кукольного театра -марионетки . Хотя этот термин можно использовать для обозначения кукольного театра в целом, его использование обычно относится к местной форме кукольного театра на струнах. Как и большинство произведений изысканного бирманского искусства, эти представления возникли под покровительством королевской семьи и постепенно были адаптированы для более широких слоев населения. Yoke thé почти всегда исполняются в форме бирманских опер.
Бирманские марионетки очень сложны, и их использование требует ловких навыков, поскольку в них используется 18 или 19 проводов для мужских и женских персонажей соответственно, и каждой марионеткой управляет только один кукловод.
История
[ редактировать ]Вероятная дата происхождения бирманских марионеток датируется примерно 1780 годом, во время правления Сингу Мина , а их появление приписывают министру королевских развлечений У Тау. С момента своего появления марионетки пользовались большой популярностью при дворах династии Конбаунг . Мало что изменилось с момента создания рисунка У Тау, и разработанный им набор персонажей используется до сих пор. До завоевания Верхней Бирмы британцами в конце 1885 года во время Третьей англо-бирманской войны эти труппы процветали под королевским покровительством.
Список персонажей
[ редактировать ]
Труппа бирманских марионеток состоит из 27 фигурок персонажей.
- Нат вотаресса ( Нат Кадо ) — две фигуры
- Лошадь ( Мьин ) – одна фигура
- Слон (ဆင်, Синь ) – две фигуры (одна белая, другая черная)
- Тигр (Тигр, Кьяр ) – одна фигурка
- Обезьяна ( Мяук ) — одна фигурка
- Попугай ( Талика ) – две фигуры
- Алхимик (Завги ) – одна фигура
- Министр ( Вунги ) – четыре фигуры
- Король ( Минтаяр гьи ) – одна фигура
- Принц (பூர்கு, Минтар ) – одна фигура
- Принцесса (ស្រ្រ, Минтами ) — одна фигура
- Принц-регент ( Упараджа или Айн-шей-Минтар ) — две фигуры (одна белолицая, одна краснолицая)
- Брамин – одна фигура
- Отшельник ( Ятей ) — одна фигура
- Нат (Нэт, Нэт ) – одна фигура
- Дева ( Маха Дейва ) — одна фигура
- Старик ( Афо-О ) — одна фигура
- Старуха ( Афва-О ) — одна фигура
- Шутов ( Счастливчик ) – две фигуры
Музыка
[ редактировать ]традиционный бирманский оркестр, известный как сасайн вайн Музыку обычно исполняет . Голоса персонажей часто озвучивают сами кукловоды.
Политическая роль
[ редактировать ]Бирманский суд заботился о сохранении достоинства своих членов, и марионетки часто использовались для сохранения уважения совершивших ошибку лиц. Царь мог таким образом отчитать своих детей или жену, попросив кукловодов разыграть притчу, предупреждающую заблудших детей или нерадивых жен об их безрассудных поступках. Хотя выговор был бы очевиден для любого, кто был в курсе, он по большей части остался бы незамеченным для наблюдавших за ним людей, что имело большую ценность в суде, который мог и действительно содержал сотни людей.
Бирманские марионетки также служили связующим звеном между правителем и его подданными. Часто люди просили кукловодов в завуалированной форме упомянуть о текущем событии или предупреждении правителя. Таким образом, информация или народное недовольство могли передаваться без какого-либо неуважения, поскольку марионетки могли говорить вещи, за которые человека можно было наказать смертью. [ 1 ]
Упадок и возрождение
[ редактировать ]Труппы , как и большинство ремесленников в доколониальной Бирме наряду с Сангхой , пользовались большим королевским покровительством. Однако, как и большинство форм традиционного искусства, покровительство исчезло после колонизации Верхней Бирмы британцами в ноябре 1885 года, после Третьей англо-бирманской войны .
В конце 1990-х генерал Хин Ньюнт из правящей хунты оказывал официальную поддержку актерам и труппам марионеток. [ 2 ] тем самым возрождая быстро умирающую традицию. [ 3 ] В настоящее время марионетки очень распространены в качестве туристических достопримечательностей, а также среди населения, и они снова стали играть роль относительно безопасной политической сатиры, отражающей народное недовольство. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Кроме того, появляется новый жанр ига , в котором персонаж и реальный актер разыгрывают одно и то же представление, обычно с игом- марионетками, способными имитировать, а иногда и превосходить своих человеческих коллег.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История марионеток» . Puppetsnow.com . Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ Скидмор, Моник (2005). Бирма на рубеже XXI века . Гонолулу, штат Хай: Издательство Гавайского университета . п. 242. ИСБН 978-0-8248-2857-8 .
- ^ «Кукольный спектакль Мандалайского театра марионеток» . Цифровая библиотека Юго-Восточной Азии . Попечительский совет Университета Северного Иллинойса . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Возвращение марионеток» . Мьянма Таймс . 2018-03-30. Архивировано из оригинала 22 октября 2019 г. Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ «Мьянма» . Всемирная энциклопедия кукольного искусства . 20 апреля 2016 г. Проверено 22 октября 2019 г.
- ^ «Дергание за ниточки: история кукольного театра» . Мьянма Таймс . 26 января 2014 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2019 г. Проверено 22 октября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брунс, Аксель: бирманский кукольный театр , Бангкок, White Lotus Press, 2006, ISBN 9789744800886
- Брунс, Аксель: Бирманский театр марионеток В: Журнал Сиамского общества, том. 82, нет. 1, 1994, с. 89–96
- Фоли, Кэти: Бирманские марионетки: Йокте Тай в переходный период. В: Азиатский театральный журнал, Bd. 18 нет. 1, весна 2001 г., с. 69–80
- Маунг, Хтин Аунг (1962). Народные элементы в бирманском буддизме . Лондон, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ОСЛК 378392 .
- Мюллер, Доминик: Культурная политика национальной идентичности и влияние туризма в современной Мьянме – пример кукольного театра Йокте. Интенсивная программа ERASMUS по исследованиям в Юго-Восточной Азии (IP-SEAS), 2007 г.
- Певец Ноэль Ф.: Бирманские куклы . Издательство Оксфордского университета, Сингапур, 1992 г.
- Танеги, Ма: Иллюзия жизни: бирманские марионетки. Orchid Press, Бангкок, 2009 г.
- У, Кхин Зау (1981). Бирманская культура: общее и частное . Рангун: издательство Sarpay Beikman Corporation Press . OCLC 15698412 .
