Архитектура Мьянмы
Часть серии о |
Культура Мьянмы |
---|
Люди |
Архитектура Мьянмы (ранее известной как Бирма ), расположенной в Юго-Восточной Азии , включает в себя архитектурные стили, отражающие влияние соседних и западных стран и модернизацию . Наиболее известные здания страны включают буддийские пагоды , ступы и храмы , британские колониальные здания, а также современные реконструкции и постройки. Традиционная архитектура Мьянмы в основном используется для поклонения , паломничества , хранения буддийских реликвий , политической активности и туризма . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Pyu period
[ редактировать ]Большая часть архитектуры Мьянмы связана с древней индийской архитектурой и восходит к самым ранним известным жителям страны. [ 2 ] В период Пью цилиндрические ступы с четырьмя арками , часто с хти (зонтиком). [ 3 ] сверху [ 4 ] — были построены. Народы Мон и Пью были первыми двумя влиятельными группами, мигрировавшими в Мьянму, и первыми индокитайскими приверженцами буддизма Тхеравады . [ 2 ] Бейктано, один из первых центров Пью, имеет урбанистический фундамент, включающий монастырь и сооружения, похожие на ступы . Эти ступы Пью, первые индийские фундаменты в Мьянме, были построены с 200 г. до н.э. по 100 г. н.э. и иногда использовались для захоронений. Ранние ступы, храмы и пагоды были увенчаны хтисами и шпилями , символизирующими трансцендентность буддизма Тхеравады. [ 5 ]
-
Пагода Баубавги в Шри Кшетре.
-
Раскопки в Ханлине
График периодов
[ редактировать ]К 9 веку народ Бамара основал королевство с центром в Багане . В 11 веке король Анаврахта объединил регион долины Иравади и основал Языческую империю . и пагод из красного кирпича Мьянмы Баган с более чем 10 000 ступ стал центром буддийской архитектуры . к середине 12 века [ 6 ] в форме тыквы В этот период ступы в стиле Пью были преобразованы в памятники, напоминающие чаши для подаяния или купола , необожженный кирпич , конические и поднимающиеся крыши, ниши Будды, многодольные арки и декоративные дверные проемы под влиянием индийской империи Пала и ее памятников. [ 7 ] Штукатурка широко использовалась в Багане, особенно народом Мон. Лепные особенности построек Багана включают гирлянды, пламя или лучи солнца, перья павлиньего хвоста и мифических существ. [ 8 ]
Пагода Дхаммаязика имеет план, похожий на тантрическую ступу Пахарпур в Индии. У нее нет квадратного основания, как у многих ступ Багана; вместо этого он имеет пятиугольное основание с радиальными залами и низким плинтусом . [ 9 ]
Храм Ананды (закончен в 1090 году), один из первых храмов, возведенных в Багане, находился под влиянием индийской архитектуры . [ 10 ] Сводчатый . храм представляет собой ветвь буддизма Тхеравады , официальной религии Багана на момент его постройки Архитектурные особенности храма включают кирпичные сводчатые залы, статуи Будды, конические крыши и отсутствие террас . [ 11 ] В храме впервые используется пиятат , или многоярусная крыша, что указывает на наличие внутри трона. На многих храмовых изображениях, сочетающих как королевскую, так и религиозную символику, изображен Будда, сидящий перед нечетным количеством ярусов пятатхатов. [ 12 ]
Многие исторические памятники Багана хорошо сохранились благодаря сухому климату. Баган, с одной из крупнейших концентраций храмов в мире, является одним из важнейших паломничества Мьянмы. мест [ 13 ] Многие из картин и фресок храмов все еще можно увидеть. [ 14 ] Известные архитектурные объекты в Багане включают пагоду Бупайя , храмы Дхаммаянджи , Гавдавпалин и Хтиломинло , ступу Инн-хпая, храм Махабодхи , пагоду Мингалазеди , группу ступ Миночантха, монастырь Таунг Кьяунг, , храм Натлаунг Нгаунг. Ступа на-Даунг, храмы Пахто Тхамья и Швегугьи , пагода Швезигон и храмы Суламани и Татбьинню . [ 15 ]
-
Храм Гавдавпалин в Багане был построен в 12 веке.
-
Храм Татбьинню в Багане был построен королем Алаунгситу в середине 12 века.
-
Храм Дхаммаянджи , крупнейший в Багане.
-
Хтиломинло Лепной орнамент храма
-
Фрески храма Губяукги (Мьинкаба)
эпоха Конбаунг
[ редактировать ]Бирманские династии имели долгую историю строительства регулярно планировавшихся городов вдоль долины Иравади в период с 14 по 19 века. Городское планирование в досовременной Бирме достигло своего апогея в период Конбаунг с появлением таких городов, как Амарапура и Мандалай . Алаунгпайя руководил многими градостроительными инициативами, строя укрепленные города с мощной защитой, в том числе город Янгон , который был основан в 1755 году как крепость и морская гавань. Город имел неправильную планировку с частоколами из тиковых бревен на земляном валу . В Рангуне было шесть городских ворот, каждые из которых были окружены массивными кирпичными башнями с типичными зубцами и крестообразными амбразурами . Город был основан недалеко от старого монского города Дагон, а существовавшие ранее ступы Шведагон , Суле и Ботатаунг располагались за пределами городских стен. В городе были основные дороги, вымощенные кирпичом, с водостоками по бокам. [ 16 ]
В этот период также наблюдалось распространение ступ и храмов с развитием техники лепнины. Деревянные монастыри этого периода, замысловато украшенные резьбой по дереву из « Сказок Джатаки», являются одними из наиболее ярких самобытных примеров традиционной бирманской архитектуры, сохранившихся до наших дней. [ 17 ] Ярким примером является монастырь Швейнбин , построенный в 1895 году в традициях бирманской тиковой архитектуры. [ 18 ] Строительство монастыря строго соответствует традиционным правилам бирманской монашеской архитектуры и включает в себя все обозначенные павильоны, увенчанные пиятхатами . [ 19 ] [ 20 ]
-
Королевский дворец Мандалая
-
Монастырь Швейнбин около 1900 года.
Колониальная эпоха
[ редактировать ]К концу 1880-х годов Бирма была частью Британской империи, и это положило начало периоду колониальной архитектуры . [ 21 ] Рангун, ныне известный как Янгон , стал многоэтнической столицей. [ 22 ] Поскольку по всему городу были построены большие колониальные здания, социальные потрясения в Бирме породили националистические митинги и антиколониальные протесты. [ 23 ]
Янгона Центральный деловой район , расположенный вдоль реки Янгон , содержит множество зданий колониальной эпохи. Одним из примеров является Дом министров , построенный как здание Секретариата в 1902 году для размещения британской администрации. Другими постройками в центре города являются рынок Богиок (бывший рынок Скотта) и отель Strand , построенный в 1896 году Авиетом и Тиграном Сарки. [ 24 ] Известные здания включают мэрию Янгона , построенную между 1926 и 1936 годами; Таможня; Здание Высокого суда (построенное в 1914 году и преобразованное в главный офис Высокого суда в 1962 году); здание Управления внутреннего водного транспорта 1920 года и бывшая штаб-квартира железных дорог Мьянмы.
Известные структуры
[ редактировать ]Пагода Шведагон
[ редактировать ]в Пагода Шведагон Янгоне — ступа и центр буддизма в Мьянме. На высоте 99,4 метра (326 футов) [ 22 ] Ступа покрыта сусальным золотом и пластинами . [ 25 ] Он окружен святынями меньшего размера и увенчан инкрустированным драгоценными камнями сейнбу (бриллиантовым бутоном). [ 25 ] и семиуровневый хти [ 26 ] представляющий бирманскую духовность. Каждые четыре или пять лет золото ремонтируется или заменяется. Говорят, что ступа, построенная буддийским обществом Тхеравады, содержит пряди волос Будды. [ 27 ] [ 28 ]
Созданный для прогулок, посетители проходят мимо астрологических изображений восьми дней бирманской недели. Платформа включает в себя религиозные центры по сторонам света. [ 25 ] и десятки ступ поменьше, включая Золотого Старца. Деревья Бодхи , изображения Будды и других духовных фигур, а также 16-тонный колокол Сингу Мин (ранее известный как колокол Маха Ганда) украшают внешний вид. [ 29 ]
Пагода была центром буддийской преданности и форумом политической активности. Во время антиколониальных демонстраций националистической партии Такин в 1938 и 1939 годах вокруг пагоды были созданы «забастовочные центры». В 1988 году, когда Партия бирманской социалистической программы терпела крах , Шведагон стал платформой для политических демонстраций в поддержку демократии. [ 28 ] 26 августа 1988 года Аун Сан Су Чжи говорила перед большой аудиторией о демократии у западных ворот пагоды. [ 30 ]
Мандалай Палас
[ редактировать ]Мандалайский дворец — образец деревянной архитектуры в Мьянме, в которой упор делается на внешнюю эстетику, а не на внутреннее пространство. [ 31 ] Мандалайский дворец был построен в рамках основания Мандалая Миндоном Мином между 1857 и 1859 годами. Большая часть дворца была реконструирована на основе дворца в Амарапуре, который был перенесен в новый город. [ 32 ] [ 33 ] Генеральный план предусматривал создание города с сетчатой структурой из 144 квадратных блоков, закрепленного комплексом королевского дворца площадью 16 квадратных блоков в центре у холма Мандалай . [ 34 ] Комплекс королевского дворца площадью 413 гектаров был окружен четырьмя стенами длиной 2 км (6666 футов) и рвом шириной 64 м (210 футов) и глубиной 4,5 м (15 футов). Вдоль стены располагались бастионы со шпилями с золотыми наконечниками на расстоянии 169 м (555 футов). [ 35 ] Стены имели по три ворот с каждой стороны, всего двенадцать, каждые из которых представляли знак зодиака. [ 32 ] В цитадели было пять мостов через ров. [ 34 ] Некоторые характеристики дворца (например, ворота по сторонам света и центральная дворцовая конструкция) восходят к раннему периоду Пю. Основная ось восток-запад была создана самими дворцовыми постройками. [ 36 ] На иллюстрациях из Pagan XI века изображены деревянные здания, похожие на дворцовые, а также изделия ручной работы, позже найденные в Мандалае.
После пожара 1945 года от первоначального дворца осталась только часть с образцами традиционной лепнины, используемой в бирманском строительстве. Дворцовый центр раздачи цветов содержит несколько деревянных полукруглых арок, которые, возможно, были вдохновлены европейскими зданиями XIX века. Лепнина на этих арках словно изображает лучи солнечного света или лепестки лотоса . [ 37 ]
Помимо резьбы по дереву и лепнины, многоярусные крыши ( пяттат особенностью дворца являются ). Внутри крытые коридоры ведут в небольшой тронный зал, увенчанный пятатхатом . Многие пиятты во дворце, как и другие бирманские постройки, параллельны монастырям и тронным залам. Еще есть пятатх над Большим зрительским залом. Из-за тропического климата деревянно-лепной дворец требовал частых ремонтов; часть оригинального тика была укреплена бетоном. [ 38 ]
Функции
[ редактировать ]Лепнина и резьба по дереву
[ редактировать ]Лепнина , появившаяся в период Багана, тесно связана с наследием Мон . [ 8 ] Резьба по дереву в Мьянме — традиционное искусство, сохранившееся на протяжении веков. Из-за тропического климата (что потребовало реконструкции многих зданий) ремесло передавалось из поколения в поколение. Без этих обновлений искусство резьбы по дереву было бы утрачено и было бы невозможно восстановить традиционные черты. [ 39 ]
Использование золота
[ редактировать ]Золотая облицовка является особенностью традиционной бирманской архитектуры, обычно заметной в позолоченных или позолоченных экстерьерах. [ нужна ссылка ] Пагоды Бупайя Швезигон , Шведагон , . и Лавкананда имеют золотые элементы
Угрозы
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны многие исторические постройки были утрачены или повреждены; большая часть Мандалайского дворца была уничтожена пожаром ближе к концу войны. [ 40 ] В 1962 году по предполагаемому приказу Не Вин Союз Рангунского университета студентов был снесен (хотя в главном кампусе до сих пор сохранились лекционные и общежития колониального периода). [ 41 ] С конца 1980-х годов многие колониальные постройки (в том числе блок кинотеатров) были снесены для строительства новых. [ 42 ]
Сохранение и реконструкция
[ редактировать ]В Мьянме сохранилось лишь несколько зданий колониальной эпохи и около 2200 храмов и пагод. [ 43 ] В результате этих потерь многие группы объединились, чтобы сохранить оставшиеся постройки. [ 44 ]
Комитет развития города Янгона , созданный в 1990 году, работал с Государственным советом мира и развития над восстановлением многих буддийских памятников с планами создания новых и более сложных проектов. [ 45 ] Пагоды и храмы были отремонтированы с целью пропаганды «монументального буддизма», обновления буддийской архитектуры для придания ей аутентичности. [ 3 ] Эти новые буддийские памятники, сочетающие в себе современный и традиционный бирманский стиль, встречаются по всей Мьянме и включают монастыри , пагоды и Международный буддийский миссионерский университет Тхеравады . [ 46 ] Зонтик в форме короны на вершине пагоды Шведагон , подаренный королем Миндоном в 1871 году, был заменен весной 1999 года. [ 3 ]
Фонд наследия Янгона , созданный в 2012 году, является неправительственной организацией, стремящейся сохранить историческую архитектуру Янгона. Фонд добился нескольких успехов в сохранении благодаря кампаниям по повышению осведомленности общественности. Благодаря соглашениям с правительственными чиновниками были сохранены бывшие здания посольств Индии и США, а также зал Ганди . [ 47 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эдвардс 197.
- ^ Перейти обратно: а б "Искусство". Мьянма . Чикаго: World Book Inc., 2016.
- ^ Перейти обратно: а б с Сикинс. «Государство и город». Тихоокеанские дела : 273.
- ^ Майер. Ступы и ступы-святыни . п. 26.
- ^ Сикинс. «Священное и общественное место». Университет Мейо : 4.
- ^ «Языческое царство». Мьянма . Чикаго: World Book, Inc., 2016.
- ^ Майер. «Ступы и ступы-святыни». Искусство Азии : 30–34.
- ^ Перейти обратно: а б Мур. «Реконструкция Мандалайского дворца». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета : 341.
- ^ Майер. «Ступы и ступы-святыни». Искусство Азии : 30
- ^ Фиала. «Храм Ананда Пахто, Баган, Мьянма» .
- ^ Майер. «Ступы и ступы-святыни». Искусство Азии : 30–31.
- ^ Мур. «Реконструкция дворца Мандалай: промежуточный отчет по аспектам дизайна». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета : 339–340.
- ^ Ян. «Культурная устойчивость против сохранения исторического наследия». Обзор традиционных жилищ и поселений : 75.
- ^ Пишар, Пьер (2013). Сегодняшнее язычество: сохранение под властью генералов . Шпрингер Берлин Гейдельберг. п. 2. ISBN 978-3-642-35869-2 .
- ^ Флакон. «Баган, Мьянма» .
- ^ Хла, У Кан (1978). «Традиционное градостроительство в Бирме» . Журнал Общества историков архитектуры . 37 (2): 92, 97–98. дои : 10.2307/989177 . ISSN 0037-9808 . JSTOR 989177 . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Круче, Ричард. «Постязыческий период - с 14 по 20 века, часть 3» . Университет Северного Иллинойса.
- ^ Уилсон, Констанс. «Часть II — Мандалай, сердце Бирмы» . Университет Северного Иллинойса . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ Ма Танеги. «Религиозная архитектура» (PDF) . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ Ма Танеги (2005). Архитектура Мьянмы: золотые города . Маршалл Кавендиш. п. 100. ИСБН 9789812329165 .
- ^ «Британская империя / Бирма (Мьянма) | Проект колониальной архитектуры» .
- ^ Перейти обратно: а б Сикинс. Священное и общественное пространство . Университет Мейо. п. 1.
- ^ «Династия Конбаунг и англосаксонские бирманские войны». Мьянма . Мировая книга, Inc.
- ^ Сикинс. «Штат и город: 1988 год и трансформация Рангуна». Тихоокеанские дела : 258.
- ^ Перейти обратно: а б с Сикинс. «Священное и общественное место». Университет Мейо : 5.
- ^ Сикинс. «Священное и общественное место». Университет Мейо : 1–4.
- ^ Эдвардс. «Основания для протеста». Институт постколониальных исследований : 197.
- ^ Перейти обратно: а б Сикинс. «Священное и общественное место». Университет Мейо : 2.
- ^ Сикинс. «Священное и общественное место». Университет Мейо : 3–4.
- ^ Сикинс. «Государство и город». Тихоокеанские дела : 255.
- ^ Мур. «Реконструкция Мандалайского дворца». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета : 349.
- ^ Перейти обратно: а б «Мандалайский дворец» (PDF) . Управление археологических исследований Бирмы. 1963. Архивировано из оригинала (PDF) 28 января 2018 года . Проверено 22 августа 2006 г.
- ^ Список древних памятников Бирмы (I. Мандалайский отдел) . Том. 1. Рангун: Управление суперинтенданта государственной типографии, Бирма. 1910. с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Чжо Тейн (1996). Управление второстепенными городами Юго-Восточной Азии. Практический пример: Мандалай . ООН-Хабитат. ISBN 9789211313130 .
- ^ Винсент Кларенс Скотт О'Коннор (1907). Мандалай и другие города прошлого в Бирме . Хатчинсон и Ко, стр. 6–9.
- ^ Мур. «Реконструкция Мандалайского дворца». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета : 339.
- ^ Мур. «Реконструкция Мандалайского дворца». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета : 342.
- ^ Мур. «Реконструкция Мандалайского дворца». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета : 346.
- ^ Мур. «Реконструкция Мандалайского дворца». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета : 335 и 343.
- ^ «Мандалай Палас – Мьянма Трэвел» . www.gandawunshwebagan.com . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ^ Сикинс. «Государство и город». Тихоокеанские дела : 258.
- ^ Сикинс. «Государство и город». Тихоокеанские дела : 270–272.
- ^ Джон М. Журнал исследований Юго-Восточной Азии . Издательство Кембриджского университета. стр. 479–480.
- ^ Ян. «Культурная устойчивость против сохранения исторического наследия». Обзор традиционных жилищ и поселений : 75.
- ^ Сикинс. «Государство и город». Тихоокеанские дела : 265.
- ^ Сикинс. «Государство и город». Тихоокеанские дела : 273–274.
- ^ Гирке. «Здания суда Янгона». Пребывание: Журнал социальных проблем Юго-Восточной Азии : 72–104.
Библиография
[ редактировать ]- «Искусство» (2016), Мьянма, Chicago World Book Inc.
- Эдвардс, Пенни. (2006) «Основания для протеста: включение пагоды Шведагон в колониальную и постколониальную историю». Институт постколониальных исследований, том. ix, стр. 197–211.
- Фиала, Роберт Д., « Храм Ананда Пахто, Баган, Мьянма» , « Восточная архитектура ».
- Фиала, Роберт Д., « Баган, Мьянма» , « Восточная архитектура ».
- Гирке, Феликс (1999), «Здания суда Янгона: между богатым и тонким наследием». Пребывание: Журнал социальных проблем Юго-Восточной Азии, том. ххх, стр. 72–104.
- Микшич, Джон Н. (1990), Журнал исследований Юго-Восточной Азии, Cambridge University Press, том xxi, стр. 479–480.
- «Династия Конбаунг и англосаксонские бирманские войны» (2016), Мьянма, Чикаго: World Book, Inc.
- «Военная диктатура» (2016), Мьянма, Чикаго: World Book, Inc.
- Мур, Элизабет (1993), «Реконструкция дворца Мандалай Палас: промежуточный отчет по аспектам дизайна». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, том. льви, стр. 339–346.
- Майер, Пруденс Р. (1961), «Ступы и святилища ступ», Arts of Asia, vol. XXIV, стр. 26–34
- «Языческое королевство» (2016), Мьянма, Чикаго: World Book Inc.
- Пишар, Пьер (2013), Сегодняшний язычник: сохранение под властью генералов. Шпрингер Берлин Гейдельберг, ISBN 978-3-642-35869-2
- Сикинс, Дональд М. (2005), «Штат и город: 1988 год и трансформация Рангуна». Тихоокеанские дела , том lxxviii, стр. 265–274.
- Сикинс, Дональд М. (2013), «Священное место или общественное место», «Пэлгрейв Макмиллан, США», стр. 139–159.
- Стовер, бакалавр наук, Эрик; Винк, доктор философии, Патрик (2008 г.), «Циклон Наргис и политика оказания чрезвычайной помощи и помощи в восстановлении в Бирме (Мьянма)», Американская медицинская ассоциация , том vi, стр. 729.
- Ян, Цзяо-Йен (2012 г.), «Культурная устойчивость против сохранения исторического наследия: управление изменениями в Багане, Мьянма». Обзор традиционных жилищ и поселений , том xxv, стр. 75.