Пяттат


Пьяттхат ( бирманский ပြာသာဒ်: IPA: [pjaʔθaʔ] ; из санскритского прасада ; Пн : Куча денег. IPA: [tan.cʰi̤ŋ] ; пишется также пятат ) — название многоступенчатой крыши, с нечётным числом ярусов (от трёх до семи). [1] Пьят обычно используется в бирманской буддийской и королевской архитектуре (например, кьяунги , дворцовые здания, пагоды) и возвышается над изображением Будды или другими священными местами (например, королевскими тронами и городскими воротами). [1]
Строительство
[ редактировать ]Пять состоит из последовательных остроконечных прямоугольных крыш преувеличенной пирамидальной формы с промежуточной коробчатой конструкцией, называемой лебав ( လည်ပေါ် ), между каждой крышей. [1] Пятат увенчан деревянным шпилем, который называется таинг бу ( တိုင်ဖူး ) или кун бу ( ကွန်းဖူး ) в зависимости от его формы, похожий на хти , зонтичный орнамент, венчающий бирманские пагоды. Края каждого яруса представляют собой позолоченные декоративные узоры из листового металла с декоративными орнаментами, называемыми ду инь ( တုရင် ) по углам (аналог тайской чофы ). Существует три основных вида пиятта, вариация которых заключается в количестве ярусов, называемых боун ( ဘုံ , от палийского бхуми ). Трехъярусные, пятиярусные и семиярусные крыши называются яхма , туба и туяхма соответственно. [2]
История
[ редактировать ]
Использование пиата началось в начале бирманской архитектуры, примеры которого относятся к языческому периоду . [3] Яркие примеры этой эпохи, включающие в себя пиат, включают храм Ананды и храм Гавдавпалин .
В доколониальной Бирме пиат был заметной особенностью королевских зданий, который сам по себе символизировал Таватимсу , буддийский рай. Над главным троном в главном зале аудиенций короля находился девятиъярусный пиатхат, вершина которого представляла гору Меру ( မြင်းမိုရ် ), а шесть нижних ярусов представляли шесть обителей дэвов и людей. [4] Кроме того, 12 городских ворот королевских столиц Бирмы были увенчаны пияттами, причем главные из них, используемые членами королевской семьи, имели пять ярусов, а остальные - пять ярусов. [5]
В доколониальной Бирме законы о роскоши ограничивали использование пиятт в королевских и религиозных зданиях. [6] и регулировал количество ступеней, принадлежащих каждой степени официального звания, [7] Девятиуровневый пиятт был зарезервирован исключительно для суверена королевства, в то время как саубва важных подчиненных государств имели право на семиуровневый пиятт. [8]
Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Хла, У Кан (1977). «Языческий: развитие и градостроительство». Журнал Общества историков архитектуры . 36 (1): 15–29. дои : 10.2307/989143 . JSTOR 989143 .
- ^ Скотт, Джеймс Джордж (1910). Бирманец, его жизнь и представления . БиблиоБазар. п. 126. ИСБН 978-1-115-23195-4 .
- ^ Страчан, Пол (1990). Имперский языческий: искусство и архитектура Бирмы . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-1325-3 .
- ^ Фергюсон, Джон (1981). Очерки о Бирме . Архив Брилла. п. 53. ИСБН 978-90-04-06323-5 .
- ^ Майкл, Аунг-Твин (1986). «Небо, Земля и сверхъестественный мир: размеры образцового центра в истории Бирмы». Журнал развивающихся обществ . 2 . ПроКвест 1307834694 .
- ^ Фрейзер-Лу, Сильвия (1994). Бирманские ремесла: прошлое и настоящее . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195886085 .
- ^ Тилли, Генри Л. (1903). Резьба по дереву Бирмы . Бирма: суперинтендант государственной типографии.
- ^ Нисбет, Джон (1901). Бирма под британским правлением – и до этого . А. Констебль.
См. также
[ редактировать ]