Список элементов нематериального культурного наследия Азербайджана

Список нематериального культурного наследия Азербайджана ЮНЕСКО включает двадцать три элемента: двадцать один из них был включен в « Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества », а два ( конная игра « Човган» , в которую играют карабахские лошади и традиционные групповые танцы Нахчывана – яллы, кочари, танзера) были включены в « Нематериальное культурное наследие, нуждающееся в срочной охране» . Ни один пример из Азербайджана не был включен в «Реестр передовой практики охраны». Азербайджанский мугам , первый образец из Азербайджана, внесенный в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, был включен в этот список в 2008 году. [ 1 ]
Понятие нематериального культурного наследия регламентируется Конвенцией об охране нематериального культурного наследия, которая была принята на 32-й сессии ЮНЕСКО в Париже в 2003 году и вступила в силу в 2006 году. [ 2 ] Включение новых элементов наследия в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО определяется Межправительственным комитетом по охране нематериального культурного наследия, учрежденным конвенцией. [ 3 ] По данным ЮНЕСКО, нематериальное культурное наследие включает праздники , фестивали , представления , устные традиции , музыку и ремесла . [ 4 ]
Элементы нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, отобранные из Азербайджана, отнесены к категории « Европа и Северная Америка ». Одиннадцать элементов наследия Азербайджана уникальны для Азербайджана, а двенадцать являются многонациональными. Страны с общим многоэтническим наследием находятся в Западной , Центральной и Южной Азии . Иран , Турция и Казахстан являются странами с наибольшим количеством примеров общего наследия с Азербайджаном.
Некоторые культурные элементы являются эксклюзивными для определенных азербайджанских населенных пунктов ( Нахчыван , Баскал, Лагич, Гейчай , Шеки ). В частности, Исмаиллинский район обладает наибольшим количеством культурных ценностей ( баскальская керамика и лахичское медное искусство).
Первый элемент, азербайджанский мугам , был включен в список в 2008 году. [ 5 ]
Элементы нематериального культурного наследия
[ редактировать ]Легенда и домены:
Репрезентативный список
[ редактировать ]Имя (дата) | Д. | Описание | Изображение | Регистрация | |
---|---|---|---|---|---|
ЮНЕСКО | Национальный | ||||
Азербайджанский мугам (2008) | Хорошо | Мугам – классическое музыкально-поэтическое искусство азербайджанцев. [ 6 ] До 19 века искусство мугама развивалось во дворцах феодалов, а затем и в литературных и музыкальных собраниях. [ 7 ] [ 8 ] В состав азербайджанского мугама в настоящее время входят семь основных мугамов ( Раст , Шур , Сегах , Чахарга , Баяты-Шираз , Шуштар , Хумаюн и Курд-Овшари), а также ударные мугамы ( Хейраты , Аразбари , Самайи-Шамс, Мансурийя, Мани, Овшари). мугамное трио, состоящее из исполнителей тара , кяманчи и , Гейдари, Кара (Махур-хинди, Орта Махур, Баяты-Каджар, Дуга). В Азербайджане для сопровождения мугамных представлений обычно используется гавала.
Тасниф можно совершать как до, так и после мугама. Газели составляют большую часть текстов классификаций, но также могут использоваться куплеты, гарайлы, баяты и другие слоговые стихи. Классификации охватывают такие темы, как песни о любви, социальные проблемы и азербайджанская культура. [ 9 ] [ 10 ] Сопутствующие темы: Суфизм , религиозный опыт и т. д. Биом: горы, городские места. Факторы риска: быстрые социокультурные изменения |
![]() |
00039 | FM0300000001 |
Искусство азербайджанского ашика (2009) | OT Хорошо ТК |
Искусство ашика является продолжением истории менестрелей и представляет собой синтез поэзии, повествования, танца и вокально-инструментальной музыки. [ 11 ] В прошлом ашики во время выступлений в чайханах, караван-сараях, базарных площадях писали стихи в стиле былин, сказок, лирические и сатирические песни о любви, благоустройстве, мастер-стихи, мухаммас, дубейт, додагдымез. [ 12 ] Ашикская музыка распространилась в Гянджинском (северо-западном, Товузском , Газахском ), Карабахском и Нахчыванском районах Азербайджана, а также в Сальянском , Тебризском , Гарадагском, Марагинском , Хойском и Урмийском районах Южного Азербайджана . [ а ] [ 13 ] Тариэль Мамедов называет названия одиннадцати ашикских школ: Гёйче, Товуз , Борчалы , Гянджа- Шамкир , Ширван , Карабах, Гарадаг, Тебриз, Урмия, Чилдир и Дербент . [ 14 ]
Сопутствующие темы: Кочевник , Рассказывание историй и т. д. Факторы риска: Миграция в города из сел. |
![]() |
00253 | FM0100000001 |
Навруз, Новруз, Навруз, Навруз, Навруз, Навруз, Нооруз, Навруз , Навруз, Навруз, Навруз, Навруз (2009) + [ б ] (См. также: Навруз в Азербайджане ) |
КП OT Хорошо СР ТК |
Празднование Новруза знаменует начало нового года и возрождение мира природы. Коса и Кекал — два самых известных героя праздника. Во время праздничных торжеств жонглеры демонстрируют свое мастерство и устраивают различные представления. По ночам люди разводят костры на улицах и прыгают через них, скандируя: «Пусть моя борьба и успехи выльются в огонь, пусть они сгорят в огне». [ 15 ] готовят плов , шакербуру , пахлаву По праздникам дома , гогал. Во время праздника также бьют яйца и проращивают солод. На столе ставится праздничная хонча, украшенная свечами. Каждый должен провести праздник дома в кругу семьи. [ 16 ] Перед праздником проводятся среды, названные в честь четырех стихий.
Похожие темы: Празднование Нового года, ритуал плодородия и т.д. |
01161 | ДБ0102000001 | |
Традиционное искусство азербайджанского ковроткачества в Азербайджанской Республике (2010 г.) | OT СР ТК |
Группы ковров из Азербайджана включают ковры из Абшерона , Гянджи , Газаха , Ширвана, Карабаха , Губы и Тебриза . [ 17 ] в Приход к власти Сефевидов XVI веке положил начало непревзойденному совершенству ковроткачества и его промышленному значению в Азербайджане. [ 18 ] [ 19 ] Основным регионом производства кавказских ковров был Азербайджан, а идеи и ткацкое мастерство азербайджанских ткачей ощущались по всему Кавказу. [ 20 ]
Их отличительной особенностью являются сложные геометрические узоры, встречающиеся на коврах Губы, Ширвана и Газаха, в которых схематические фигуры животных и людей расположены вдоль одной оси в центре многоугольных или звездообразных медальонов. Карабахские ковры отличаются многочисленными цветочными мотивами и разнообразными растительными украшениями. [ 21 ] Среди геометрических фигур, встречающихся на азербайджанских коврах, - свастика, восходящая к историческим верованиям многобожия , и восьмиугольная звезда, окруженная ромбами и квадратами. Позже, под влиянием тебризской культуры, элементы растительного мира появляются и в других школах. [ 22 ] Сопутствующие темы: Азербайджанская мифология , натуральные красители и т.д. Биомы: агроэкосистема |
![]() |
00389 | SD0100000001 |
Мастерство и исполнительское искусство тара , струнного музыкального инструмента с длинной шеей (2012) | Хорошо ТК |
Тар является основным музыкальным инструментом мугамных триад в азербайджанских фольклорных оркестрах и ансамблях и сыграл важную роль в формировании культурной самобытности азербайджанцев. Тар был популярен в Азербайджане с 18 века. [ 23 ] Азербайджанский тар был создан в XIX веке Мирзой Садыком и быстро завоевал популярность в Иране, Азербайджане, Армении, Грузии , а через некоторое время и в Дагестане , Турции, Туркменистане, Таджикистане и Узбекистане. [ 24 ]
Чаша дегтя изготовлена из тутового дерева , ручка — из орехового дерева , а головная часть — из грушевого дерева. Искусство изготовления дегтя часто передается членам семьи, которые работают подмастерьями. В настоящее время в Баку и окрестностях страны имеется множество таких мастеров. [ 25 ] Биомы: пастбища, горы. |
00671 | ST0803000001 | |
Традиционное искусство и символика Келагаи , изготовление и ношение женских шелковых платков (2014 г.) | КП СР ТК |
Кялагаи — головной убор квадратной формы, сотканный из шелковой нити, принадлежащий женщинам Азербайджана. [ 26 ] Искусство изготовления келагаи, истоки которого восходят к традициям Великого Шелкового пути, развивается в городах Шеки и Басгал . Этот процесс включает в себя плетение ткани , роспись и украшение с использованием деревянных форм. Поскольку искусство изготовления калагая передается внутри семьи, каждая семья имеет свои особенности и украшения. Цвет тыквы имеет символическое значение и должен подходить для свадьбы, похорон, повседневных дел и участия в мероприятиях. [ 27 ]
Географические показатели : ялхи испирак келагаи, дуваг келагаи, Хейрати келагаи, 7-цветный келагаи, Аббасали келагаи. [ 28 ] [ 29 ] Сопутствующие темы: печать иллюстраций, натуральные красители и т. д. Биомы: Агроэкосистема , Гора , |
00669 | SD0302000001 | |
Медное мастерство Лагича (2015) | КП СР ТК |
Поселение Лагич издавна славилось медным делом, украшением посуды и оружия. [ 30 ] Посуда Ллахий распространилась на Кавказе, в Персии и Малой Азии. [ 31 ] Развитие медного дела в Лагиче повлияло на структуру поселения и повседневную жизнь жителей, привело к развитию в XIX веке около сорока видов ремесел и вспомогательных отраслей. В конце XIX века ввоз дешевой русской продукции привел к уменьшению числа медных мастерских. Однако, несмотря на это, традиции этого вида мастерства сохранились и по сей день. [ 32 ]
Сопутствующие темы: Гравировка , Мебель и т. д. Биомы: горы, городские места. |
![]() |
00675 | ST0702000001 |
Культура приготовления и распространения лепешек: Лаваш , Катырма, Жупка, Юфка (2016) + [ с ] | КП OT СР |
Лаваш – один из самых распространенных видов хлеба в Азербайджане. [ 33 ] Слово лаваш употребляется в значении «тонкий хлеб». [ 34 ] Этот хлеб выпекают на таве . [ 35 ] Когда невеста возвращается домой после свадьбы в Сабирабадском районе, свекровь бросает ей на плечо лаваш: «С тобой в этот дом приходит благословение, пусть упадут твои ноги». [ 36 ] После траура в Новханах иногда « кулче », лаваш с халвой. подают [ 37 ] В Эрзуруме, учитывая тот факт, что лаваш готовят и в Азербайджане, выражение «ацем хлеб» ( турецкий : acem ekmeği ). используется [ 34 ]
Сопутствующие темы: кочевник , ритуал плодородия, поминовение усопших и т.д. Биомы: агроэкосистема , городские территории. |
![]() |
01181 | ST0901000002 |
Традиция приготовления долмы и обмена ею – признак культурной самобытности (2017 г.) | КП СР |
Азербайджанские долмы различаются по материалу, в который заворачивают фарш (начинка из листьев, фарш из щавеля , голубцы , начинка из баклажанов , начинка из подорожника), а также характеристик готовой начинки (ложная начинка, чудесная начинка). , и т. д.). В Азербайджане долму делят на две группы: листья и начинку. Листовую начинку готовят путем заворачивания начинки в различные овощные листья. Для этой цели используют листья винограда, а также листья шелковицы, подорожника, косточек (арахиса), зыха (щавеля, щавеля), айвы, капустных листьев. Фаршированные пельмени готовят путем начинки овощей или фруктов начинкой. В это блюдо входят помидоры, сладкий перец, баклажаны, яблоки, айва, огуречник, огурец, лук и т. д. Имеется в виду виды начинки. Кроме того, начинкой долмана является тыквенная начинка (из тыквы с начинкой), грибная (начинка делается из сыра и раскрошенного хлеба), айвовая начинка (начинка делается из мяса, айвы, каштана, соли и зелени). , фарш из огурца, фарш из картофеля, фарш из лука хотя и есть виды, но они характерны для определенных регионов. [ 38 ] [ 39 ]
Географические указания: фаршированный с лимоном, фарш сухой, фарш из белого яйца, фарш из оливок, фарш из киры, с ореховой начинкой, с начинкой из яблок , с рыбной начинкой, с начинкой из косточек, с начинкой из губы. [ 28 ] [ 40 ] Сопутствующие темы: гостеприимство, гендерное распределение работы и т. д. Биомы: агроэкосистема , горы, городские территории. |
01188 | ST0902040001 | |
Искусство изготовления и игры на Каманче/Каманча (2017) + смычковом струнном музыкальном инструменте [ д ] | Хорошо ТК |
Каманча является основным элементом азербайджанской классической музыки и азербайджанской народной музыки . Искусство игры на каманче играет важную роль в общественных и культурных мероприятиях. [ 41 ] По данным «Иранской энциклопедии» , азербайджанское музыкальное искусство было распространено и в других регионах Кавказа , особенно среди армян, освоивших систему мугама и струнные музыкальные инструменты, такие как тар и кяманча. [ и ] [ 42 ]
Сопутствующие темы: эпическая поэзия, гостеприимство и т. д. Биомы: агроэкосистема , городские территории. |
![]() |
01286 | ST0803000002 |
Наследие Деде Коркуд/Коркыт Ата/Деде Коркут , эпическая культура, народные сказания и музыка (2018) + [ ж ] | OT Хорошо СР |
Сага о Деде Горгуде рассказывает о войнах «против неверных» на кавказских землях, захваченных огузами -бахадирами . Хотя его происхождение – Центральная Азия, оно сформировалось на территории Азербайджана, где густо заселены огузы. [ 43 ] Последняя форма саги была написана в 15 веке на территории современного Азербайджана. [ 44 ] Эпос написан на азербайджанском языке в дрезденской рукописи и на анатолийском турецком языке в ватиканской копии. [ 45 ] проходят фантастические мотивы азербайджанских сказок . Вдоль границы [ 46 ] Тема саги о Деде Горгуде нашла свое отражение в азербайджанской литературе , театре и кинематографе . [ 45 ]
В 2018 году третий экземпляр эпоса «Деде Горгуд» был написан на диалекте Южного Азербайджана, особенно Тебриза. [ 47 ] Он относится к 17–18 векам. [ 48 ] Сопутствующие темы: кочевник , Мифология Азербайджана и т.д. Биомы: агроэкосистема , горы. |
![]() |
01399 | FL0104010003 |
Нар Байрами , традиционный праздник и культура граната (2020 г.) | КП OT Хорошо СР ТК |
День граната — праздник, посвященный традиционному использованию и символическому значению продукта из граната в Гейчайском районе каждый год в октябре-ноябре. Выращивание граната является источником вдохновения не только для кулинарного искусства, но и для ремесел, декоративного искусства, легенд, рассказывания историй и других творческих областей. И гранат, и сам праздник выполняют множество культурных и социальных функций: от традиционной еды до поэзии. Символически гранат ассоциируется с продолжительным плодородием и изобилием и считается источником энергии. В азербайджанских легендах гранат является символом любви и желания. [ 49 ]
Праздник граната отметили в Москве по инициативе Культурной автономии московских азербайджанцев. [ 50 ] Сопутствующие темы: Мифы, рассказывание историй и т. д. Биомы: агроэкосистема , гора. |
![]() |
01511 | |
Искусство миниатюры (2020) + [ г ] | КП ТК |
В середине XV века возникает « туркменский » стиль тебризской школы миниатюры, широко распространенный на территории государств Кара-Коюнлу , а позднее и Ак-Коюнлу. Множество миниатюрных образцов этого стиля появилось не только в Тебризе, но и в некоторых средневековых городах, расположенных на территории современного Азербайджана, в Шемахе , столице государства Ширваншахов (рукопись Шамахинского альманаха, 1468, Британский музей, Лондон). [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
В средние века книжная иллюстрация была традиционным искусством в Азербайджане. [ 54 ] известные миниатюристы XIX века Авазали Мугани (« Калила и Димна », 1809), Мирза Алигулу (« Шахнаме », 1850), Наджафгулу Шамахили (« Юсуф и Зулайха Продолжили это искусство книжные миниатюры художника Мира Мохсена Наваба », 1887). До нашего времени дошли . Самыми известными из них являются пять миниатюр, написанных им в 1864 году для «Бахр уль-хазан» («Море скорби»). [ 55 ] Искусство миниатюры продолжалось и в советский период, и в период независимости. [ 53 ] [ 56 ] Сопутствующие темы: технология окраски , почерк и т. д. |
![]() |
01598 | SV0400000001 |
Культура Пехлеванлык : традиционные игры зорхана, спорт и борьба (2022 г.) | Хорошо СР ТК |
Во второй половине XVIII века во всех азербайджанских ханствах были борцы, которых простые люди называли дорогими. [ 57 ] Игры, проводимые борцами, включают в себя шоу рук (игра в грудь, подбор зубов с земли определенных предметов и др.), игру в екбу с камнями пудук, элементы танца на веревке. [ 58 ]
После Ирана Азербайджан является вторым местом распространения насилия. [ 59 ] В Азербайджане зорхана представляет собой серию сложных игр («сино-игра» или «бой на мечах», «мил-игра», «ножная пуговица», «кеббада» или «скрипка», «санги-метание камней», «колесо», или «тандувр», «борьба» или «борьба»). XV века Одним из старейших зорхане в Азербайджане является зорхане Ичеришехер в Баку. [ 60 ] С XIX века тюрьмы были построены в городах Гянджа, Шуша, Шеки, Нахчыван и Ширван. Со временем зорхана утратила статус школы, где преподавали военные методы, и приобрела церемониальный характер. [ 61 ] В национальной борьбе Азербайджана широко распространено удержание за ноги и штаны, разрешены приемы палки, крюка, мельницы, броска. Для разминки перед схваткой борцы приветствуют друг друга и танцевальными шагами расходятся по противоположным сторонам ковра. При этом совершают движения руками: одна рука сначала идет вверх, затем вниз, другая сначала вниз, затем вверх, а затем движения меняются местами. После свистка рефери начинается бой, и участники приветствуют друг друга в центре ковра. Бой проводится под аккомпанемент труб и барабанов. [ 62 ] |
![]() |
01703 | DA0104000004 FO0105000003 FO0105000002 FO0105000005 FO0105000006 FO0105000004 |
Культура чая ( чай ), символ идентичности, гостеприимства и социального взаимодействия (2022 г.) + [ ч ] (См. также: Чайная культура в Азербайджане ) |
КП OT СР ТК |
Азербайджан считается традиционно чаепитной страной на Кавказе. [ 63 ] Перед основным приемом пищи принято подавать чай на стол. К чаю подают варенье, сахар или сладости. [ 64 ] Чай считается символом гостеприимства и уважения к гостю. [ 64 ]
всегда есть чайхана В любой резиденции в Азербайджане . Там люди обсуждают происходящее, читают газеты и играют в нарды . [ 65 ] [ 66 ] |
![]() |
01685 | ДБ0201000001 |
Рассказывание традиции Ходжи Насреддина/ Молла Несреддин / Молла Эпенди/ Апенди/ Афенди Кожанасыр Анекдоты (2022) + [ я ] | OT Хорошо СР |
Анекдоты Моллы Насреддина известны в Азербайджане уже много лет и записываются с XIX века. [ 67 ] Сатирический журнал « Молла Насреддин » издавался азербайджанскими писателями в 1906–1932 годах. [ 68 ] Согласно азербайджанской традиции, человек, упоминающий имя Моллы Насреддина, должен рассказать семь его анекдотов, и те, кто его слушает, должны продолжать это делать. [ 69 ] | ![]() |
01705 | FL0108020001 |
Шелководство и традиционное производство шелка для ткачества (2022 г.) + [ Дж ] (См. также: Шелковая промышленность Азербайджана ) |
КП OT СР ТК |
Шелковая промышленность существовала в Азербайджане с древних времен. Ширван был важнейшим центром производства шелка в Азербайджане. Население Шамахы, Басгала, Гянджи, Шеки и Шуши занималось шелководством. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] | ![]() |
01890 | DA0104000012 SD0700000001 |
Мастерство и исполнительское искусство балабана / мей (2023) + [ к ] | КП Хорошо СР ТК |
Балабан используется как в музыке ашика , так и в искусстве мугама . [ 73 ] [ 74 ] По словам музыковеда был обнаружен духовой музыкальный инструмент из кости, который можно считать прообразом современного балабана. Губада Гасымова, на территории Мингячевира в I веке до нашей эры [ 73 ] В число музыки, отправленной в космос кораблем «Вояджер-1» в 1977 году, вошел и азербайджанский мугам в исполнении балабана. [ 75 ] [ 76 ] | ![]() |
01704 | ST0802000004 |
Мастерство перламутровой инкрустации (2023 г.) + [ л ] | КП ТК |
используется метод «резьба» В искусстве инкрустации . Метод инкрустации применяется для украшения музыкальных инструментов таких профессий, как саз и тар . Музыкальные инструменты, такие как тар, саз, кяманча, бубен, барабан, кинжалы, а также различные бытовые принадлежности, изготовленные азербайджанскими мастерами, экспонируются в местных и зарубежных музеях. [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] | ![]() |
01874 | DA0104000054 |
Ифтар /Эфтари/Ифтар/Ифтор и его социокультурные традиции (2023 г.) + [ м ] | КП OT Хорошо СР |
01984 | |||
Искусство освещения : Тажиб/Тажиб/Зархалкори/Тежип/Наккошлик (2023) + [ н ] | КП ТК |
01981 |
Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране
[ редактировать ]Имя (дата) | Д. | Описание | Изображение | Регистрация | |
---|---|---|---|---|---|
ЮНЕСКО | Национальный | ||||
Човган — традиционная карабахская конная игра в Азербайджанской Республике (2013 г.) | СР | Чоуган (или човган) — национальный вид спорта в Азербайджане. [ 80 ] Изображение фрагментов игры човган на чаше, найденной в Орангале, свидетельствует о том, что эта игра существовала в Бейлагане (Бейлаганский район) в XI веке. В Низами Гянджеви произведении « Хосров и Ширин » и в эпосе «Китаби-Дада Горгуд» встречается метель. Начиная с 1960 года соревнования по пурге проводились в Азербайджане сначала в демонстрационном, а затем и официальном порядке. [ 81 ]
Сопутствующие темы: игры на лошадях, кочевники и т. д. Биомы: агроэкосистема , горы. Факторы риска: конфликты, снижение интереса молодежи, недостаточность финансовых ресурсов, потеря актуальности, нехватка материалов, быстрые экономические изменения, репрессивная политика, миграция из села в город. |
![]() |
00905 | FO0101000002 |
Яллы ( Кочари , Тензере ), традиционные групповые танцы Нахчывана (2018) | OT Хорошо СР |
Яллы — азербайджанский танец, исполняемый в группе. [ 82 ] Азербайджанский исследователь М.К.Аллахвердиев делит танцы гривы на две группы. В первую группу входят кочевники, «qазы-qазы», «çop-çoğu», а во вторую группу входят «urfanı», «tənzərə», «dönə». [ 83 ]
Кочевой танец отражает элементы пасторальной игры. В отношении тотемизма в хореографии кочевников движения и повадки животных указывают на архаичный характер танца. [ 84 ] Поскольку танец танзаре более прост в хореографическом отношении, чем ношери, его чаще исполняют во время развлечений ( свадьбы , народные обряды). трубы и барабаны . Танец сопровождают [ 85 ] [ 84 ] Сопутствующие темы: игры , мим Биомы: агроэкосистема , засушливые районы, горы. Факторы риска: конфликты, сокращение количества исполнителей, потеря значимости, неиспользование, сокращение репертуара, миграция из села в город, театрализация. |
![]() |
01190 | FM0401000001 FM0401020006 FM0401020002 |
Реестр передовой практики охраны
[ редактировать ]Ни один пример из Азербайджана не включен в этот список ЮНЕСКО.
Номинации
[ редактировать ]Зарезервированные номинации
[ редактировать ]Имя (дата) | Д. | Описание | Изображение | Регистрация | |
---|---|---|---|---|---|
ЮНЕСКО | Национальный | ||||
Культурная среда Ниджа (2012) | СР | удины , азербайджанцы и лезгины . В Нидже живут [ 86 ] Есть три церкви ( церковь Святого Елисея , церковь Святой Марии, Цилинская церковь ) и мечеть. Никские удины имеют отдельный диалект и традиционно празднуют Пасху и Кала Ахсибай. [ 87 ] [ 88 ] | ![]() |
[ 89 ] | |
Культурная среда Кырмызы Касаба (2012) |
СР | Гырмызы Гасаба — последнее сохранившееся местечко в мире. на языке джухури . Здесь говорят [ 90 ] [ 91 ] Горская еврейская община Красной слободы уже 300 лет традиционно занимается сельским хозяйством, садоводством и ковроткачеством. Образцы ковроткачества, которое является одним из основных показателей хозяйственной деятельности горских евреев, ткутся на основе шерсти и относятся к губинской школе ковроткачества . [ 92 ] [ 93 ] | ![]() |
Сотрудничество в области нематериального культурного наследия
[ редактировать ]Зарегистрированное нематериальное культурное наследие | Общий | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Страны | Навруз | Лаваш | Каманче | Дедушка Коркут | Миниатюра | Чайная культура | Молла Насреддин | Шелковая культура | Балабан | Жемчужная инкрустация | Ифтар | Подстрекательство | |
![]() |
![]() |
![]() |
2 | ||||||||||
![]() |
![]() |
1 | |||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
7 | |||||
![]() |
![]() |
1 | |||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
4 | ||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
3 | |||||||||
![]() |
![]() |
1 | |||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
4 | ||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
3 | |||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
11 | |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
6 |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Музыку ашыга можно найти в основном на юге, прежде всего в Кировабадском (северо-востоке, Тауусском, Казахском), Карабахском и Нахчыванском (юго-западном) районах Азербайджана, а также в Сальянском (юго-западном) районах Азербайджана. ) и в азербайджанском Иране в Тебризе, Карадаге, Мараге, Хое и до Орумийе (Резае). В некоторых регионах, таких как Гянджа, обе традиции существуют бок о бок. Ашыг предпочитают выступать в сельских и провинциальных регионах. Мугам, напротив, имеет преимущественно городскую аудиторию. Помимо собраний специалистов, торжества, организуемые на свадьбах (тодж), являются предпочтительной возможностью для выступлений в обоих жанрах.
- ^ Совместно с Афганистаном, Индией, Ираном, Ираком, Казахстаном, Кыргызстаном, Пакистаном, Таджикистаном, Турцией, Туркменистаном и Узбекистаном.
- ^ Совместно с Ираном, Казахстаном, Кыргызстаном и Турцией. Лаваш — это название, используемое в Азербайджане. Катырма, юпка и юфка — названия, используемые в других странах.
- ^ Совместно с Ираном.
- ^ Азербайджанская художественная музыка исполняется и в других регионах Кавказа, особенно среди армян, перенявших систему макама и инструменты каманча и тар.
- ^ Совместно с Казахстаном и Турцией.
- ^ Совместно с Ираном, Турцией и Узбекистаном.
- ^ Совместно с Турцией.
- ^ Совместно с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Турцией, Туркменистаном и Узбекистаном. Молла Насреддин — имя, используемое в Азербайджане. Насреддин Ходжа, Молла Эпенди, Апенди и Аффенди Кожанасыр - имена, используемые в других странах.
- ^ Совместно с Афганистаном, Ираном, Таджикистаном, Турцией, Туркменистаном и Узбекистаном.
- ^ Совместно с Турцией. Балабан в Азербайджане, мей в Турции.
- ^ Совместно с Турцией.
- ^ Совместно с Ираном, Турцией и Узбекистаном.
- ^ Совместно с Ираном, Таджикистаном, Турцией и Узбекистаном.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Азербайджан и Конвенция 2003 года» . Архивировано из оригинала 3 октября 2017 года . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ «Встречи по нематериальному культурному наследию, (совместно) организованные ЮНЕСКО» . Архивировано из оригинала 20 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ «Функции Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия» . Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ «Периодический отчет по Конвенции об охране нематериального культурного наследия» . Архивировано из оригинала 20 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Азербайджан - Информация, касающаяся нематериального культурного наследия.
- ^ Гуревич П. С. Музыка народов нашей страны. - М.: Знание, 1975. - С. 27. - 143 с.
- ^ Карагичева Л. В. Азербайджанская ССР. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. — С. 37. — 100 с.
- ^ Всемирное наследие Содружества Независимых Государств. — М.: Новая Элита, 2013. — С. 480.
- ^ «Таснифс» . Архивировано из оригинала 1 июля 2020 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Азербайджанские народные песни и классификации / Азербайджанские народные песни и классификации. Гафар Намазалиев / Гафар Намазалиев, 1985 год.
- ^ К.Ф. Олбрайт. ʿĀŠEQ (английский) // Иранская энциклопедия. - 2011. - Вып. II. - стр. 741–742.
- ^ К. А. Касимов. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. азербайджанцы. Народное творчество / Под редакцией Б. А. Гарданова, А. Н. Гулиева, С. Т. Еремяна, Л. Я. Лаврова, Г. А. Нерсесова, Г. С. Чтение. — Народы Кавказа: Этнографические очерки: Издательство АН СССР, 1962. — Вып. 2. — П. 160. - 684 с.
- ^ Жан Дюринг. Азербайджан 2. Музыкальные категории. // Словарь музыки и музыкантов New Grove / Стэнли Сэди, Джон Тиррелл. — 2. — Издательство Оксфордского университета, 2001. — 2500 с. — ISBN 978-0-19-517067-2
- ^ Мамедов, Тариэль. «Азербайджанская народно-профессиональная музыка: Искусство любви. Баку, «Музыкальный мир» » . Архивировано из оригинала 14 января 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Euronews (23 March 2011). "Novruz in Azerbaijan/Новруз в Азербайджане" . Archived from the original on 9 July 2022 . Retrieved 20 July 2022 .
- ^ Рафаэль Гусейнов. Азербайджанский Новруз. — журнал «ИРС», 2004. — № 3. — С. 16.
- ^ Лятиф Керимов. Азербайджанский ковер. Том III. VI. Тип Тебриза. А) Тебризская группа. Б.: «Гянджлик»,
- ^ Сиавош АЗАДИ; Лятиф КЕРИМОВ; Вернер ЦОЛЛИНГЕР. Азербайджано-Кавказские ковры. — Швейцария Коллекция Ульмке, 2001. — с. 135. — ISBN 978-3-925813-10-8 Английский: С 15 века и особенно со второй половины 16 века ткачи переняли Афшанскую, Лачак-турунджскую, Гельбендликскую и другие ковровые композиции, разработанные в Южном Азербайджане. в городах северного Азербайджана (Карабах, Баку, Ширван). Цветочный узор, на котором основывались эти рисунки, вскоре был преобразован в геометрические узоры, отражающие местные технические и художественные предпочтения. Русский: Согласно историческим источникам, в 1843 году в шести прикаспийских районах Азербайджана производилось 18 тысяч ковров и ковровых тканей. Ширванские и губинские ковры продавались в Баку, а казахские и гянджинские - в Тебризе и Стамбуле.
- ^ Британская энциклопедия. Иран. Шах Аббас. Русский: «Торговля шелком, в которой правительство владело монополией, была основным источником дохода. Преемник Исмаила Тахмасп I (годы правления 1524–1576 гг.) поощрял ковроткачество в масштабах государственной промышленности. Аббас I (годы правления 1588–1629) установил торговые контакты напрямую с Европой, но удаленность Ирана от Европы, за внушительной османской ширмой, сделала поддержание и развитие этих контактов трудным и спорадическим».
- ^ Ковры по-прежнему производятся в Дагестане, Грузии и Армении, но настоящим домом русских кавказских ковров остается Азербайджан, а навыки и идеи азербайджанских ткачей ощущаются по всему Кавказу. PRJ Форд. Восточный ковер: история и путеводитель по традиционным мотивам, узорам и символам. Абрамс, 1981 год. ISBN 978-0-8109-1405-6 , стр. 225.
- ^ Джойс К. Уэр. Официальный справочник по идентификации и ценам восточных ковров. — Дом Коллекционирования: 1992, с. 221. — ISBN 978-0-87637-882-3
- ^ Мехди Зариф. Ковры. Перевод с итальянского. И. Замойская. - М: АСТ, 2006 — стр. 19 — ISBN 978-5-17-033764-4
- ^ Саадет Абдуллаева (доктор искусствоведения, профессор). Музыкальный инструмент мирового звучания // ИРС : журнал. — 2011. — № 1 (49).
- ^ F.I. Chelebiev Морфология дастгяха . — S. Petersburg , 2009.
- ^ Меджнун Керимов. Тар // Атлас традиционной азербайджанской музыки: сайт.
- ^ ОДЕЖДА XXI. Тюркская и курдская одежда Азербайджана — статья из Энциклопедии Ираника. П.А. Эндрюс и М. Эндрюс
- ^ Традиционное искусство и символика Келагаи, изготовление и ношение женских шелковых платков // ЮНЕСКО .
- ^ Перейти обратно: а б Аналитический обзор отраслевых примеров, географических указаний и товарных знаков в Азербайджане. Агентство интеллектуальной собственности Азербайджанской Республики. Баку, 2020 г.
- ^ «Подготовлен перечень товаров и продукции, которым может быть присвоен статус географического указания» . marja.az . 24 июня 2017 г. Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Миклашевская Н. М. Настенные росписи Азербайджана XVIII–XIX веков. // Архитектура Азербайджана. Эссе. - Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1952. - С. 471.
- ^ Фитуни А. История последней столицы Ширвана . (Историко-этнографический и археологический очерк.) // Известия Азербайджанского комитета по охране древностей, искусства и природы (Азкомстарис). Проблема. 3. - Баку, 1927.
- ^ Ализаде А. Лагич, историко-культурный заповедник Азербайджана // журнал: ИРС. - 2005. - Нет. 4.
- ^ «Вкусы памяти: Как испечь настоящий армянский лаваш» . Смитсоновский институт .
- ^ Перейти обратно: а б ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРЕВРАЩЕНИЮ ХЛЕБА ЭРЗУРУМСКОЙ ЛАВЫ (ACEM) В ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ. НЕСЛИХАН ЦЕТИНКАЯ, САЛИХ ЙЫЛДИЗ. Журнал текущих исследований туризма.
- ^ Гаджиева С.Ш. Азербайджанцы Дагестана, XIX — начало XX веков: историко-этнографическое исследование. - М. : Восточная литература РАН, 1999. - С. 118. - 358 с.
- ^ Кулиева Н.М. Современная сельская семья и семейный быт в Азербайджане / Под ред. Доктор исторических наук Т.Г. Мусаева. - Б. : «Вяз», 2011. - С. 97.
- ^ Кулиева Н.М. Современная сельская семья и семейный быт в Азербайджане / Под ред. Доктор исторических наук Т.Г. Мусаева. - Б. : «Вяз», 2011. - С. 122.
- ^ Сердар Октай и Саиде Садыкоглу, Гастрономическое культурное влияние русской, азербайджанской и иранской кухонь, Международный журнал гастрономии и пищевых наук, https://doi.org/10.1016/j.ijgfs.2018.03.003
- ^ «Долма» (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Информационное уведомление - Общественные консультации - Названия из Азербайджана будут защищены как географические указания в Европейском Союзе.
- ^ «Искусство изготовления и игры на смычковом струнном музыкальном инструменте Каманче/Каманча» . сайт ЮНЕСКО.org . Официальный сайт ЮНЕСКО . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Энциклопедия Ираника. Азербайджан. Музыка Азербайджана
- ^ Мелетинский Е. М. Огузский эпос "Китаб-и дедем Коркут" // История мировой литературы: В 8 томах / Академия наук СССР; Институт мировой литературы. их. А. М. Горький. - М.: Наука, 1985. - Т. III. — С. 588–590.
- ^ Якубовский А.Ю. «Китаб-и Коркуд» и его значение для изучения туркменского общества раннего средневековья» // Книга моего деда Коркута. - М.Л.: Издательство АН СССР, 1962.
- ^ Перейти обратно: а б Китаби Деде Горгуд = Китаби-Даде Горгуд / Составитель, транскрипция, упрощенная версия и предисловие Фархада Зейналова и Самета Ализаде. - Б.: Писатель, 1988. - 265 с. — ISBN 978-5-560-00251-0 . (азербайджанский)
- ^ Ариф М. Азербайджанская литература. – М.: Высшая школа, 1979. – 232 с.
- ^ НОВЫЙ ЭКСПРЕСС КНИГИ ДЭДЕ КОРКУТ И ПУБЛИКАЦИИ ПО НЕЙ. проф. Доктор Ахмет Биджан ЭРСИЛАСУН
- ^ ТЕМА – ССЫЛКИ – МЕСТО – ВРЕМЯ – ЧТЕНИЕ НОВОГО ИЗДАНИЯ DEDE KORKUT. проф. Доктор Ахмет Биджан ЭРСИЛАСУН
- ^ «Нар Байрами, традиционный гранатовый праздник и культура» . сайт ЮНЕСКО.org . Официальный сайт ЮНЕСКО . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ Media.Az. "Москва отметила азербайджанский праздник граната/Moscow celebrated Azerbaijani pomegranate holiday" (in Russian). media.az . Retrieved 1 January 2019 .
- ^ "Популярная художественная энциклопедия." Ed. Field V. M.; M.: Publishing house "Soviet Encyclopedia"", 1986.
- ^ Исламские миниатюры-музей дворца Топкапы. Филиз Чагман, Признание Зерена, 1979.p
- ^ Перейти обратно: а б Эфенди Р. Азербайджанское искусство. — Б.: Восток-Запад, 2007. — 160 с. — ISBN 978-9952-34-116-4
- ^ Блум, Джонатан М .; Блэр, Шейла (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. п. 241. ИСБН 978-0-19-530991-1 . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ Ученый-энциклопедист XIX века Мир Мохсен Навваб . science.gov.az
- ^ Искусствовед Зиядхан Алиев. «Ариф Гусейнов. Мудрость линий». Баку. Асполиграф. 2013 год
- ^ Багирова М., Мамедов Э. Из истории спорта в древнем и средневековом Азербайджане // ИРС. - Баку, 2015 № 1 (73). - С. 16–22.
- ^ Асгар, Наиля (2017), ИСЛАМСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ИГРЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ , Баку: Фольклорный институт AMEA/Фольклорный институт НАНА
- ^ Хоучанг Э. Чехаби (15 августа 2006 г.). "ЗУР-ХАНА " Энциклопедия Ираника Получено 27 февраля.
- ^ Старый город Баку. Воспоминания о том, как это было. Фарид Алекперли
- ^ Материалы Международной научной конференции (2016), НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПОЛЕВЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ В ИСЛАМСКОЙ ГЕОГРАФИИ И АЗЕРБАЙДЖАНЕ , Баку: AMEA Folklor İnstitutu/NANA Folk İnstitutu
- ^ И. Васьянов (2016), Гюлеш - национальная азербайджанская борьба , ussrwrestling.narod.ru
- ^ В.П. Кобычев. Изменение материальной культуры народов Кавказа за годы Советской власти / под ред. В. К Гарданова. — Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в XIX–XX вв: материалы к "Кавказскому историко-этнографическому атласу": Наука; Глав. ред. восточной литературы, 1971. — Т. 1. — С. 26/V.P. Kobychev. Changes in the material culture of the peoples of the Caucasus during the years of Soviet power / ed. V. K. Gardanova. — Economy and material culture of the peoples of the Caucasus in the 19th–20th centuries: materials for the "Caucasian Historical and Ethnographic Atlas": Science; Head. ed. Eastern Literature, 1971. - T. 1. - S. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Азербайджанская кухня. Шербеты. Чай. Сладости. Печенья. — DirectMEDIA. — ISBN 978-5-9989-3746-0 /Азербайджанская кухня. Шербеты. Чай. Сладости. Печенье. — ДиректМЕДИА. — ISBN 978-5-9989-3746-0
- ^ Рустам Гаджиев. Отчаянные азербайджанцы // Коммерсант-Власть : журнал. — 2000. — № 35.|Rustam Hajiyev. Desperate Azerbaijanis // Kommersant-Vlast: magazine. - 2000. - No. 35.
- ^ Альтштадт, Одри Л., Азербайджанские турки: сила и идентичность под властью России, Hoover Press, 1992, 331.
- ^ Октан, Тарана (сентябрь 2012 г.). «Восприятие Ходжи Насреддина в Азербайджане». Эски Йени, 43 года. Публикации губернатора Эскишехира. стр. 40–44. ISSN 1309-1956./Октан, Тарана (сентябрь 2012 г.). «Восприятие Ходжи Насреддина в Азербайджане». Эски Йени, 43 года. Публикации губернатора Эскишехира. страницы. 40–44. ISSN 1309-1956.
- ^ ^ Адыгюзель, Седат (весна 2007 г.). «Журнал «Мулла Насреддин» в Тбилисском литературном кружке и темы, обсуждаемые в журнале». Билиг, 41 год. Анкара: Университет Ахмета Есеви. стр. 1–21. ISSN 1301-0549.
- ^ Ченикоглу, Гекхан Тариман (2014). «Шутки Ходжи Насреддина в тюркском мире». Всемирный тюркский саммит мудрецов: Материалы встречи султанов сердец. Эскишехир: Эскишехир, 2013, Агентство культурной столицы турецкого мира. стр. 241–255./Ченикоглу, Гохан Тариман (2014). «Шутки Ходжи Насреддина в тюркском мире». Саммит мудрецов тюркского мира: Материалы встречи султанов сердец. Эскишехир: Эскишехир, 2013, Агентство культурной столицы турецкого мира. страницы 241–255.
- ^ «Шеки: город караванов и ханов на Шелковом пути Азербайджана» . CNN Трэвел . 31 июля 2018 года . Проверено 8 сентября 2018 г.
- ^ «Шелковый путь: Азербайджан» . сайт ЮНЕСКО.org .
- ^ «Азербайджан в экономическом поясе Шелкового пути: взгляд Китая» . www.ciis.org.cn. Проверено 8 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Касимов К.А. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Азербайджанцы. Народное творчество // Народы мира. Этнографические очерки. Народы Кавказа. Том 2 / Под общ. ред. С.П. Толстова. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. — С. 158–159. — 685 с./Kasimov K.A. Peoples of the Azerbaijan Soviet Socialist Republic. Azerbaijanis. Folk art // Peoples of the world. Ethnographic essays. Peoples of the Caucasus. Volume 2 / Under the general. ed. S.P. Tolstov. - M .: Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1962. - pages 158–159. — 685 p.
- ^ Абдуллаева С. А. Народный музыкальный инструментарий Азербайджана. — Б.: Элм, 2000. — С. 486./Abdullayeva S.A. Folk musical instruments of Azerbaijan. - B .: L M, 2000. - page 486.
- ^ Энн Кресслер. Азербайджанская музыка выбрана для космического корабля "Вояджер" (англ.) // Азербайджанский международный. - Лето 1994 г. (2.2). — С. 24–25.
- ^ Натали Энджер. Канон: прекрасные основы науки. — Фабер и Фабер, 2009. — с. 408.
- ^ Государственный реестр образцов нематериального культурного наследия Азербайджана. «Профессия перламутра» (на азербайджанском языке). Министерство культуры Азербайджана.
- ^ Ибрагимов Ф. История металлообработки в Баку (IX-XVII вв.). Баку: «Наука», 1995, 88 с.
- ^ Мустафаев А.Н. Ремесла в Азербайджане (историко-этнографическое исследование). Баку: «Алтай», 1999, 305 с.
- ^ Дэвид К. Кинг. Культуры мира. Азербайджан (неопр.). — Маршалл Кавендиш, 2006. — С. 108. — ISBN 978-0-7614-2011-8
- ^ Чөвкән / Ред. Ж. Кулиева. - Азербайджанская Советская Энциклопедия: Основное издание Азербайджанской Советской Энциклопедии, 1987. - Техас - С. 377.
- ^ Азербайджанская музыка / Абасова Е.А. // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973–1982. — (Энциклопедии. Словарь. Справочная информация: Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыша; 1973–1982).
- ^ Аллахвердиев М. К. Парадные стены «свободные» // Издательство Академии наук Азербайджанской ССР. — Б., 1972.
- ^ Перейти обратно: а б Алекперова А. М. Бальные танцы «свободные» Нахичеванской зоны. - Б., 1994. - 24 с.
- ^ Угур. Танцевальная культура разных народов // Народный фронт. — 2016. — 8 ноября. — С. 13.
- ^ Джон М. Клифтон, Дебора А. Клифтон, Питер Кирк и Роар Льёкьель. Социолингвистическая ситуация удинов в Азербайджане. — 2005.
- ^ Панчевидзе В. Н., Джейранишвили Е. Ф. — Удинский язык//Языки народов СССР. Т.4, Иберийско-кавказские языки М., 1967.
- ^ Севиндж Мурватгизи (12 января 2013 г.). «Удины в селе Ник Габалы отметили «Пасху» и «Кала Ахсибай»/Удины в селе Ник Габалы отметили «Пасху» и «Кала Ахсибай » . 525-я газета . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ «Казахстан впервые присоединится к миротворческой деятельности ООН» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Еда с горскими евреями Азербайджана» . Food52.com . 10 января 2017 года . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ «Еврейское местечко в Азербайджане выживает среди мусульманского большинства» . Таймс Израиля . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ "Ковроплетение — древнейший вид декоративно-прикладного искусства" . Archived from the original on 5 March 2016 . Retrieved 26 August 2017 .
- ^ "Азербайджанских ковры: Ширван, Куба, Баку, Карабах, Гянджа, Казах, Ардебиль, Тебриз" . www.heriz.ru (in Russian) . Retrieved 31 March 2021 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО : Официальный сайт
- Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО в Азербайджане : Официальный сайт