Садыгжан
Садыгжан | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Мирза Садыг |
Рожденный | 1846 Скачать , Российская Империя |
Источник | Скачать , Азербайджан |
Умер | 1902 | ( 1902-00-00 )
Жанры | Азербайджанская народная музыка , Мугам |
Инструмент(ы) | Начальный: принимая |
Члены | Сын: Садыгов Бахадур
Внук: Садыгов Рахим Результат: Садыгов Эльчин Вкратце: Садыгов молодец. |
Мирза Садыг , более известный как Садыгжан ( азербайджанский : Sadıqcan ; 1846–1902), был азербайджанским народным музыкантом. [ 1 ] [ 2 ] тар-плеер и создатель азербайджанского тара (также известного как модернизированный тар).
Садыгжан – один из известных азербайджанских таристов. Совершенствуя этот инструмент, Садыгжан расширил возможности виртуозной игры на этом инструменте. Он увеличил количество струн с 5 до 13, внес дополнительные изменения в корпус инструмента, полностью изменил систему ладов на грифе тара, уменьшив их количество с 27–28 до 22.
Садыгжан внес существенные новшества в азербайджанский мугам, улучшив мугамы « Сегах », «Мирза Гусейн Сегях» и «Махур». Появление в азербайджанской музыке мугамов «Махур-Хинди», «Орта Махур», «Забул Сегях», «Харидж Сегях», «Йетим Сегях», «Чобан Баяти» связано с творчеством Садыгжана и азербайджанским таром.
В 1890-х годах под руководством Садыгжана в Шуше был создан ансамбль . Сюда входили известные певцы и музыканты того времени. Среди учеников тара были такие известные музыканты, как Гурбан Примов , Машади Зейнал , Арсен Ярамишев, Марди Джанибеков, Малибейли Хамид , Машади Джамиль Амиров , Ширин Ахундов и другие.
Биография
[ редактировать ]Детство и юность
[ редактировать ]Садых Мирза Асад оглы родился в семье сторожа в городе Шуша , по большинству источников, в 1846 году. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] (по другим данным - в 1842 г. [ 7 ] [ 8 ] ) в одном этажный дом, состоящий из двух комнат. Позже, когда к нему пришла слава, Мирза Садых построил трехэтажный дом на одной из лучших улиц Шуши и сам в течение нескольких дней принимал участие в его строительстве в качестве рабочего.
С детства Садых проявлял большой интерес к искусству, прекрасно пел народные песни. Отец Асадулла отвел его в школу известного музыковеда Харрата Гулу. После проверки его вокальных данных Садыха приняли туда. Выпускниками этой школы, помимо Садыгджана, были самые известные исполнители мугама Шуши - Гаджи Хуси, Мешади Иси, Дели Исмаил, Шахназ Аббас, Бюльбулжан , Кештазлы Хашим, Кечачиоглу Магомед , Джаббар Гарягдыоглу . Эта школа оказала большое влияние на становление Садыха как музыканта. В 18 лет Садыгжан потерял голос и после этого научился играть на различных музыкальных инструментах, таких как: кяманча , флейта, най и тар . Играть на таре его научил известный шушинский тарист Мирза Али Аскер , который, впечатленный его игрой, сказал:
Я бы хотел, чтобы у Садыха было мое богатство, а у меня - его пальцы.
В ансамбле Мирзы Али Асгара Мирза Садых был кеманчистом. Но однажды, когда Мирза Али Асгар заболел, Садыгжан заменил его на посту тариста и сумел продемонстрировать свои способности в игре на этом инструменте. Вдохновленный своим успехом, Садыгжан полностью посвятил себя смоле и с тех пор постоянно оттачивает свое мастерство.
Успех
[ редактировать ]К началу 19 века Шуша была одним из культурных центров. Сюда приезжали поэты, драматурги, известные музыканты и художники со всего Кавказа, где ставились театральные представления и проводились музыкальные собрания. Музыкальные встречи были самыми известными в Азербайджане и сыграли важную роль в признании Садыгжана как тариста. [15] Среди этих меджлисов, организованных Миром Мохсуном Наввабом, «Меджлиси-Фарамушан» («Меджлис забытых»), «Меджлиси-хананда» («общество музыкантов») и меджлисы, организованные Хуршидбану Натаван, где певцы и музыканты демонстрировали свои искусства, велись дискуссии по проблемам теории музыки, исполнялись произведения поэтов, устраивались конкурсы. Садых принимал участие в подобных мероприятиях Меджлиса, благодаря чему его имя стало известно в соседних странах.
Великолепное выступление Садыгжана привлекло внимание Шамахинского Махмуда-аги. Известен по произведению поэта и музыковеда «Карабах-нама». Мухаммед-ага Мужтехидзаде, в котором рассказывает, что «Махмуд-ага Ширванский, услышав о славе Садыгжана, попросил его посетить Ширван». По приглашению Махмуда-аги Садыгжан посетил Шемаху и принял участие в музыкальном вечере. Однажды Махмуд-ага отправил в Шушу вслед за Мирзой Садыхом Сеида Азима Ширвани, тот посвятил Садыгджану одну из своих мухамм. Будучи поклонником творчества Мирзы Садыха, Махмуд-ага часто приглашал его к себе вместе с Хаджи Хуси и даже дарил ему смолу, корпус которой был сделан из золота. С этого времени музыкальные встречи у Махмуд-аги не могли проходить без Садыгжана. Это сильно раздражало Хуршидбану Натаван, поскольку выступление Садыха было украшением организованных ею «Маджлиси-Унов», а также торжеств в ханском дворце, не проходивших без его участия. Предполагается, что благодаря ему Натаван и Махмуд-ага долгое время переписывались.
Помимо участия в торжествах и музыкальных встречах, Садых давал концерты в перерывах выступлений, проходивших в Шуше и Тифлисе. 29 декабря 1886 года в здании театра Арцруни в Тифлисе был поставлен спектакль «Господин Журдан – ботаник и дервиш Масталишах» по пьесе Мирзы Фатали Ахундова, а в антрактах Мирза Садых и знаменитый ханенде Ожидалось выступление (исполнителя мугама) Мирзали. Вышедшее в Тифлисе «Кавказское обозрение» в рубрике «Театр и музыка» о Садыхе писало:
Из воспоминаний современников Мирзы Садыха следует, что большую часть жизни он провел в разъездах, участвуя в празднествах, проходивших на Кавказе, в Иране, Средней Азии и Турции. В марте 1872 года по случаю празднования Новруза он был приглашен послом Ирана в России в Санкт-Петербург, где выступал со знаменитым ханенде Саттаром.
Известно, что начиная с XVIII века в странах Ближнего Востока, в том числе в Азербайджане, певцам и исполнителям, получившим признание и известность в народе, давали имя или псевдоним с использованием «джан» («душа»). В народе Мирза Садых также получил имя Садыгжан. Такой чести, кроме него, удостоился только известный певец – Абдул-Баги Зулалов, которого звали Бюльбульжан.
Шири-Хуршид
[ редактировать ]Вначале Садыгжан, аккомпанируя Гаджи Хуси, составил трио вместе с ним и кеманчистом Ата Багдагюль оглы. Позже он перешел в трио «Шуша ханенде Машади Иси». В 1880 году в его рамках он получил приглашение в Тебриз на свадьбу Мозафереддина Каджара Мирзы, сына Насреддина Шаха Каджара. На свадьбе выступали также многие другие музыканты и певцы, но Хаджи Хуси и Садых были признаны лучшими ханенде и таристами и награждены орденом Шири-Хуршида.
По словам автора оперы «Гарун ар-Рашид», знатока азербайджанской музыкальной истории Агаларбея Аливердибекова, на упомянутой свадьбе известный тарист вызвал Садыгжана на музыкальную дуэль. Он также заявил, что хорошее исполнение Мирзы Садыха стало возможным благодаря изменениям, внесенным на грифе инструмента, в ладовую систему тара. Садыгжан принял вызов, но при этом срезал все указатели на шейке инструмента. Увидев это, оппонент отказался от участия и поцеловал Мирзе Садыху пальцы.
Набор Садыгжана
[ редактировать ]В 1890-х годах под руководством Садыгжана в Шуше был создан ансамбль , в который вошли известные певцы и музыканты того времени. Среди них были Гаджи Хусу , Мешади Иси, Джаббар Гарягдыоглу , Дели Исмаил, Ханлыг Шукюр, Бюльбулжан , Кечачиоглу Мухаммед , тарист Тер-Вартанесов, Мешади Зейнал и другие. В составе ансамбля также участвовали две девушки, исполнявшие азербайджанские, грузинские, армянские танцы, а также танец живота. Среди участников был мутруб Мирза Исмаил, сыгравший в ансамбле заметную роль. Хотя для его роли это не было необходимо, он был не только хорошим таристом, но и обладал прекрасным голосом. Среди музыкантов ансамбля, помимо азербайджанцев, были грузины, армяне и лезгины. Выступления ансамбля проходили в концертных залах Шуши , Баку , Гянджи , Ашхабада , Тегерана , Стамбула , Дербента , Владикавказа , на музыкальных собраниях Хуршидбану Натаван , Махмуд-аги, Машади Мелика, в садах Тифлиса («Муштехид»). ) и Иреван («Хюррем»).
Sadigjan also showed himself as a teacher. Among his students were such famous musicians as Gurban Pirimov , Mashadi Zeynal, Arsen Yaramyshev, Mardi Janibekov, Hamid Malybeyli, Tatevos Artyunyan, Mashadi Jamil Amirov , Shirin Akhundov and others.
Садыгжан умер в 1902 году в Шуше в возрасте 56 лет.
Техника исполнения
[ редактировать ]Садыгжан в свое время был признан «первым таристом на всем Кавказе». По словам заслуженного артиста Азербайджана Сахиба Пашазаде, "возможности его исполнительской техники превосходят все границы". С юных лет Садыгжан с большим упорством изучал технику исполнения. По словам композитора и музыковеда Афрасияба Бадалбейли, он иногда добивался различных звуков, не используя правую руку (без мизраба), только пальцами левой руки, особым образом ударяя по струнам или нажимая на струны, натягивая их по ладам. для удлинения различных звуков, напоминающих глиссандо. Помимо них, Мирза Садых создал такие исполнительские приемы, как эффект «хун» (основанный на резонансе всего тела тара, получаемом при покачивании грифа инструмента в соответствии с характером исполнения), использование небольшим корпусом или прижатием струны к шейке тара, извлечением звуков путем перещипывания для изменения тембра инструмента и т. д.
Чтобы сделать кончики пальцев левой руки более твёрдыми, Мирза Садых смазал их жидкостью собственного приготовления, держа их также над горящей свечой. Известно, что использование мизраба со временем приводит к порче ладов. Чтобы этого избежать, Садых покрыл их специальным раствором.
Сын организатора бакинского музыкального собрания Мешади Мелик, известный тарист и отец Бахрама Мансурова, Машади Сулейман Мансуров, впервые увидев Мирзу Садыха в Тифлисе, вспоминал, что «его удивительная игра на таре имела какую-то непостижимую власть над людьми». ». Он виртуозно играл без мизраба, поднося инструмент к подбородку, а иногда играл, прислонив его к шее таром. Иногда, подобно ашугам, он поднимал смолу над головой.
По свидетельствам очевидцев, Садихжан смог научить дрозда нескольким небольшим теснифам и песням, играя на таре. По рассказу его ученика Гурбана Пиримова, Мирза Садых попросил его поймать для него соловья из Гуляблы. Пиримов вместе с соловьем принес и дрозда. Однажды, придя вновь в Садыгжан, он увидел, что поставил перед дроздом зеркало, а сам играл на дегте тесниф, похожий по звуку на пение дроздов в дикой природе. Дрозд, увидев свое отражение в зеркале, запел.
Создание азербайджанского тара
[ редактировать ]Во второй половине XIX века исполнительские возможности пятиструнного тара уже не отвечали требованиям бурно развивающегося азербайджанского искусства мугама, и возникла необходимость коренной реконструкции инструмента. Садыхжан впервые внес ряд значительных и смелых новшеств в исполнении тара и в строении инструмента. Это были принципиальные изменения в корпусе, струнах и ладах инструмента. Время показало, что это нововведение оправдало себя.
Корпус пятиструнного тара имеет большой объём, и это не позволяет поднять его на грудь. В нее играют на коленях, иногда на подставке для ног. Длина стандартной смолы в Иране 950 мм, максимальная ширина 250 мм, глубина 200 мм, длина горловины 600 мм. Большие габариты уменьшают возможности техники исполнения. Звук мягкий и тихий.
Струны
[ редактировать ]Садыхан сначала увеличил количество струн с 5 до 18, затем сократил их количество до 13 — две треххорные внизу («кок» — белая, желтая основные струны), посередине — одинарная («бэм кок - тон толстая красная струна, используемая для более насыщенного звучания, а также для аккордов) и парная ("дем" - основные струны для исполнения мелодии) - басовые, а на верхней стороне грифа - две парные звонкие («цзэн симлер», «джингэнэ симлер» — белые резонансные струны). Добавленные Мирзой Садых аликвотные струны (резонансные струны, не используемые во время исполнения) — звонкие и тональные — передавали звучание тембровых эффектов инструмент стал богаче и расширил возможности техники исполнения. Наличие этих струн способствовало возникновению особой интерпретации мугама на таре. Во время аккомпанемента ханенде аликвотные струны создают органную точку с помощью вибрационного эффекта «хун», делая мелодии мугама разнообразнее и ярче. Они играют большую роль в исполнении сложных произведений, обеспечивая совершенство звучания. Так, в процессе исполнения мугамов, а также концертов и пьес, написанных на таре, богатство звучания достигается благодаря этим струнам. В ходе работы над усовершенствованием инструмента Садихжан использовал теоретические знания музыковедов Сафиаддина Урмави и Мира Мохсуна Навваба. После смерти Садыхжана количество струн сократилось до 11.
Вклад в азербайджанскую музыку
[ редактировать ]Совершенствование тара открыло новую страницу в истории как самого инструмента, так и азербайджанского мугамного искусства в целом. Изменения, внесенные в расположение ладов и в целом в конструкцию инструмента, повлияли на ладовую систему мугама. Это, в свою очередь, привело к изменениям в искусстве пения мугама. Новый стиль инструментального исполнения отразился на самой манере пения ханенде, поскольку его исполнение всегда сопровождалось таром и кеманчей.
Садыгжан внес значительные новшества в азербайджанский мугам. Он усовершенствовал мугам «Сегях», добавив тона «Забул», а к мугаму «Мирза Гусейн Сегях» - добавив тона мугама «Мухалиф». Он значительно усовершенствовал мугам «Махур». По некоторым данным, нам разрешено говорить о нем как о композиторе. К мугамам «Орта Сегях» и «Баяты Шираз» Мирза Садых написал инструментальные дополнения (рянг). Наивысшего развития рянги достигли именно после реконструкции инструмента, проведенной Мирзой Садыхом. Садыгжан и его ученики стали авторами многих известных образцов этого жанра, впоследствии отнесенных к классическим. По мнению искусствоведа Фикрета Абулгасимова, написанные им песни, теснифы, рянги, посвященные Родине, демонстрируют силу народного творчества, это ясно видно благодаря их эстетической силе воздействия и глубокой жизненности.
В 1897 году в Шуше Мирза Садых принял активное участие в постановке спектакля «Лейли и Меджнун» по поэме Физули с обработками в религиозном стиле «Шабе», а также занялся ее музыкальным оформлением. Спектакль был поставлен в театре Хандамирова по сценарию Абдуррахим бека Хагвердиева писателя . Ансамбль Садыгжана исполнил для хора композицию «Шеби-Хиджран». Спустя много лет Узеир Гаджибеков , певший в хоре этого спектакля, вспоминал:
Работать над оперой я начал в 1907 году, однако эта идея пришла мне в голову гораздо раньше, примерно в 1897-1898 годах, когда, будучи тринадцатилетним ребенком, я увидел в моем исполнении сцену "Меджнун над могилой Лейли" в исполнении актеров-любителей. родной город Шуша. Эта сцена настолько меня впечатлила, что, приехав через несколько лет в Баку, я решил написать что-нибудь вроде оперы.
Садыгжан также известен как создатель нескольких мугамов. До него существовал только один дастгях (самая большая форма мугама) мугама «Махур», позже появились две формы его исполнения – «Махур-хинди» и «Орта Махур». Из воспоминаний известного исполнителя мугама Джаббара Гарягдыоглу :
Во второй половине XIX века «Махур-хинди» был создан известным таристом Азербайджана Садыхджаном для певцов, поющих низким голосом.
Появление в азербайджанской музыке таких мугамов, как «Махур-Хинди», «Орта Махур», «Забул Сегях», «Харидж Сегях», «Мирза Гусейн Сегахи», «Этим Сегях», «Чобан Баяты». связаны с созданием Мирзы Садыха и с азербайджанским таром. Известный азербайджанский композитор и музыковед Афрасияб Бадалбейли о нововведениях привнесенный в азербайджанскую музыку Садыхжаном, писал, что «начиная с Мирзы Садыха сущность мугамата, средства его выражения, сила его воздействия и стиль исполнения поднялись на новый уровень. Мирза Садых открыл новую страницу азербайджанской музыки».
В 1901 году Садыхжан принял участие в первом восточном концерте в Шуше, исполнив сольно мугам «Махур».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Садых / Большой энциклопедический словарь. Музыка . Moscow : Большая Российская Энциклопедия. 1998. p. 480.
- ^ под ред. Ю. В. Келдыша (1978). Садых М. А. // Музыкальная энциклопедия . Vol. IV. Moscow : Советская энциклопедия, Советский композитор.
- ^ Firudin Shushinski (1979). Народные певцы и музыканты Азербайджана . Moscow : Советский композитор. p. 41.
- ^ Фирудин Шушинский (1968). Шуша . Баку : Азернашр . п. 111.
- ^ Под ред. И. А. Гусейнова (1960). История Азербайджана . Vol. II. Baku : Издательство Академии наук Азербайджанской ССР. p. 415.
- ^ Elmira Abbasova (1985). Узеир Гаджибеков: путь жизни и творчества . Baku : Elm. p. 64.
- ^ Садых М. А. (1978). Курбан Примов . Том. IV. Москва : Советская энциклопедия, советский композитор. п. 111.
- ^ Elmira Abbasova (1963). Курбан Примов . Moscow : Советский композитор. p. 6.