Мугамные триады
Мугамное трио или триады мугамов ( азерб . Muğam üçluğı ) — классический ансамбль трех азербайджанских национальных музыкальных инструментов: исполнителей тар , кяманче и кавал . [ 1 ] Это традиционный музыкальный коллектив азербайджанских музыкантов, исполняющий репертуар мугама и представляющий ансамбль хананд и сазандов . [ 2 ]
Исполнение мугамного трио называется полным вокально-инструментальным мугамом дастгяхом . [ 3 ] Дастгях представляет собой весь мугам, включая его форму, все разделы и ответвления, а также последовательное исполнение каждого раздела или диринга. Разделы, составляющие композицию мугама, представляют собой импровизированные речитативы с мелодией, определяющие музыкально-поэтическое содержание произведения. Они чередуются с песнями с четким ритмом, а также с танцевальными эпизодами. Песенные эпизоды называются тасниф , а танцевальные — ранг . [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]Как следует из названия, мугамное трио состоит из трёх человек. Этот ансамбль единственный, кто исполняет полный мугам в форме дастга со всеми его тонкостями, донесенными до слушателя. [ 4 ]



В древние времена в состав сазанды (ансамбля музыкантов) входили тар, каманче и балабан для игры таснифа и рингов. При исполнении мелодий и цветных пьес использовались дайра и кошанакара. После того, как известный музыкант Мирза Садик Асад оглы усовершенствовал тар, необходимость в громком кошанакаре отпала и его заменил мягкий и тонкий звук пастушьей флейты (кавала), которую держит хананда. [ 4 ] В результате в состав этого ансамбля вошли всего три человека: тарист, каманчехист и хананда , и со второй половины XIX века это трио действует и по сей день. [ 1 ] Их роль в развитии азербайджанской народной музыки и создании школы исполнительства мугама неизмерима. [ 4 ]
Главным исполнителем в трио является хананда , играющая на кавале . По своему вкусу и возможностям они создают композиции. Другими словами, именно хананда решает, какие ветви и мелодии следует включить в дастгях, их громкость, звучание, расположение таснифа. При исполнении мугама хананда подносит кавал близко к лицу, следя за тем, чтобы его звук был направлен на слушателей и резонировал. Во время исполнения мелодий различной окраски и строя хананда соревнуется с кавалом и сопровождает его. [ 1 ]
Второй участник трио — тарзен ( азербайджанский : tarzən ), и его инструмент — тар. Когда поет хананда, тарист аккомпанирует ему органной нотой, исполняя сольные произведения мугама между вокальными партиями и модулируя новые лады. Исполнение дастгаха представляет собой диалог между ханандой и таристом, поскольку тар сначала играет любую данную гушу (раздел) инструментально, прежде чем передать ее хананде. В инструментальных произведениях, чередующихся с вокальными партиями мугама, тарист является единственным солистом. Тарист должен иметь острое чувство ансамбля, поддерживать хананду, а также быть чувствительным к своим индивидуальным возможностям и знать, когда дышать. [ 1 ]
Третий участник трио играет на кяманче, который имеет несколько ограниченную функцию в исполнении мугама по сравнению с кавалом и таром. Исполнитель на каманче сопровождает исполнителя на каманче и таре и служит для создания сложного выразительного стиля мугама. [ 1 ] Кроме того, в то время как тар имитирует хананду, имитация тара каманче создает сложный стиль выражения, называемый на музыковедческом языке «двойной имитацией». Однако кяманче – не просто аккомпаниатор. В наиболее лирических и страстных эпизодах мугама, после декламационных пассажей хананды, соло каманче звучат столь же выразительно и выразительно, как человеческий голос. [ 1 ]
Используемые музыкальные инструменты
[ редактировать ]Каваль – духовой инструмент. Он представляет собой цилиндрический корпус шириной 60–75 мм и диаметром 350–450 мм, обтянутый с одного конца рыбьей кожей. [ 1 ] Внутри цилиндра вырезаны тонкие кольца, которые при игре издают звук. Он широко используется в исполнении мугама и является атрибутом хананды. Хананда участвует в четких ритмических музыкальных эпизодах трио, играя на кавале. Таким образом, инструмент кавал превратился в атрибут хананды. [ 6 ]
Тар — струнный инструмент, на котором играют медиатором, издающий мерцающие и мелодичные звуки. Его корпус напоминает восьмерку и состоит из большой и малой чаши. Передняя часть чаш покрыта кожей. Маленькая чаша имеет двадцать две нити, называемые «Рука», которые привязаны к кишечнику животного, называемому «криф». Струны тара проходят через верхнюю часть инструмента и привязываются к верхней части чаши с помощью «ашуга» сверху и к металлическому якорю внизу большей чаши снизу. [ 1 ] Тар – ведущий инструмент в мугамном трио. [ 6 ]
Азербайджанский тар, используемый в трио «Мугам», уникален по своей структуре, дизайну, художественно-техническим возможностям. Современный азербайджанский тар с одиннадцатью струнами обладает широким диапазоном звуков и богатыми исполнительскими возможностями. [ 6 ] Инструмент был разработан во второй половине XIX века известным азербайджанским художником Мирзой Садыгом, известным как Садыгжан, на основе иранской смолы. Он увеличил количество струн с пяти до одиннадцати, уменьшил корпус, поднял бридж и создал азербайджанский тар, что значительно увеличило тембральные и технические возможности инструмента. [ 1 ]
Каманче — струнный музыкальный инструмент с грушевидным корпусом, покрытым натянутой перепонкой или кожей. Это один из старейших музыкальных инструментов в Азербайджане и единственный смычковый инструмент среди азербайджанских народных инструментов. [ 7 ] Имя каманче упоминается в поэме Низами Гянджеви « Хосров и Ширин» , а также изображено в миниатюрах тебризского искусства ( Агамирак Исфахани , Мир Сеид Али). Каманче в основном изготавливается из древесины ореха. Инструмент состоит из резонатора в форме винной чаши, круглого грифа, «келе» (части, куда «ашики» опираются подбородком) и стального стержня, называемого «шиш». Металлическая скоба, прикрепленная к нижней части корпуса, позволяет играть на кяманче на колене. [ 1 ] Металлическая скоба также удерживает четыре струны, проходящие через дужки и корпус инструмента сверху. [ 6 ] Передняя часть тела покрыта кожей. Звук инструмента получается путем проведения смычка по струнам. Лук состоит из деревянной палки, покрытой конским волосом, с прикрепленным к ее концу металлическим кольцом. Общая длина инструмента составляет от 65 до 90 см. Раньше у кяманче было 1–3 струны, а теперь их четыре. На инструменте исполняются ноты «ля» в малой октаве, «ми» и «ля» в первой октаве и «ми» во второй октаве. Диапазон инструмента – от ноты «ля» в малой октаве до ноты «ми» в третьей октаве (иногда соло). Кеманче имеет тонкий и нежный звук. [ 6 ]
- Музыкальные инструменты мугамного трио
Знаменитые трио
[ редактировать ]

В XIX веке знаменитый тарист Мирза Садыг аккомпанировал великому музыканту Востока Гаджи Хусу , играя на кяманче сначала с Ата Багдагюль оглы, а затем с трио Шуша хананды Мешади Иси . [ 8 ] В 1880 году его пригласили на свадьбу принца Мозаффар ад-Дина Шаха Каджара , сына Насер ад-Дина Шаха Каджара , в Тебризе. [ 8 ] На свадьбе играли и выступали многие артисты, [ 8 ] но Хаджи Хусу был признан лучшим ханандой, а Садыгжан был признан лучшим таристом, и они были награждены престижным орденом «Шири-Хуршид» . [ 8 ]
В начале 20 века ансамбль Кечачиоглу Мухаммеда был одним из знаменитых мугамных трио. Ансамбль даже выступал в Варшаве , столице Польши , в 1912 году. На тот момент в состав ансамбля входили не только сам Мухаммед, но и тарист Гурбан Пиримов и кяманчеист Саша Оканезашвили .

Следует отметить деятельность мугамного трио, созданного совместно таристом Гурбаном Пиримовым, мастером хананды Джаббаром Гарягдиоглу и кеманчеистом Сашей Оканезашвили . [ 9 ] Это мугамное трио, действовавшее до 20 лет, начиная с 1905 года, стало особым этапом в их творчестве. [ 9 ] Это трио стало известно не только в Азербайджане и на Кавказе , но и во всей Средней Азии. [ 10 ] В этот период деятельности они прославились, совершили концертные туры по разным странам, а их выступления записывались на граммофонные пластинки. [ 9 ] В этой связи можно отметить пластинки, написанные фирмами «Потте», «Спорт-Рекорд» и «Граммофон» в городах Риге , Варшаве и Киеве в период с 1906 по 1916 год. [ 9 ] Следует также отметить, что в этих редких записях Гурбан Пиримов сопровождал не только Джаббара Гарягдыоглу, но и других хананд, таких как Кечачиоглу Мухаммед, Мешади Мамед Фарзалиев , Ислам Абдуллаев , Алескер Абдуллаев и Сеид Шушинский . [ 9 ]
В 1970-е годы мугамное трио возникло в новом формате. Известный композитор, пианист, основоположник стиля -мугам джаз Вагиф Мустафазаде в 1977 году создал джазовое трио «Мугам». [ 11 ] Он возглавил это трио, и они стали лауреатами фестивалей, проходивших в Таллинне и Тбилиси . [ 11 ]
было создано первое мугамное трио В 1987 году в Азербайджанской государственной филармонии имени М. Магомаева , получившее название «Мугамное трио Джаббара Гарягдиоглу» . [ 12 ] В состав ансамбля вошли народные артисты Мохлат Муслюмов (тарист), Фахраддин Дадашов (каманчехист) и Захид Гулиев (хананда). [ 12 ] В последующие годы это мугамное трио сотрудничало со многими ханандами и гастролировало с концертами во многих странах мира. [ 12 ] Их выступления были записаны на различные альбомы, выпущенные в зарубежных странах. [ 12 ]
В 1992 году трио в составе хананды Агахана Абдуллаева , тариста Замика Алиева и кеманче Адалата Везирова создало «мугамное трио Зульфу Адигозелова» . [ 13 ] Это трио выступало на мероприятиях ЮНЕСКО в Иране и Ираке, связанных с 500-летием поэта Мухаммеда Физули . В 1997 году Агахана Абдуллаева сменила неизвестная студентка Симара Иманова . [ 13 ] и выступали они под названием «Мугамное трио Восточного Найтингейла» . [ 14 ] Трио участвовало в «Мелодии Востока» в Самарканде фестивале (Узбекистан) в 1997 году и среди 46 музыкантов из разных стран было удостоено высшей награды «Гран-При». [ 13 ] Успешное выступление трио и яркая победа были отмечены тогдашним Азербайджана президентом Гейдаром Алиевым , который присвоил всем троим почетное звание «Заслуженный артист». [ 15 ] После этого государство стало приглашать это мугамное трио на республиканские мероприятия и оказывать им постоянную поддержку.
В 2005 году «мугамное трио Хана Шушинского» под руководством заслуженного артиста, лауреата Союза композиторов, тар-музыканта Рафика Рустамова выступило в Агдаме в ходе концертного тура, дав выступления в городах Франции, Лилле и Лионе в течение 5 дней. [ 16 ] После концертов музыканты также провели мастер-классы для студентов консерватории Лилля. [ 16 ] Вообще Франция – одна из стран, где больше всего выступают молодые мугамные трио из Азербайджана. Например, в мае 2010 года по приглашению Посольства Азербайджана во Франции и при поддержке Министерства Культуры и Туризма Азербайджанской Республики « мугамное трио Вефы Оруковой» – лауреата Международного фестиваля мугама, молодых хананда Вефа Орукова, тарист Руфат Гасанов и кяманчехист Эльнур Микаилов приняли участие в праздновании 1000-летнего юбилея во Франции. [ 17 ]
Алим Гасымов , считающийся одним из самых ярких исполнителей искусства мугама и возглавляющий знаменитое мугамное трио, неоднократно знакомил искусство мугама во Франции и других зарубежных странах. [ 18 ] С братьями Мансуровыми – таристом Джамалом и кеманчехистом Эльшаном – начал выступать в 1989 году.
Мугамное трио «Айпара» , действующее с декабря 2009 года, стало молодым представителем азербайджанского мугама, участвуя в республиканских и международных конкурсах, фестивалях и мероприятиях. [ 19 ] Исполнителями этого трио, являющимися молодыми продолжателями знаменитого мугамного трио «Карабах» , являются Айтан Магеррамова (хананда), Адалат Бейбутов (тар) и Первиз Фархадов (каманче), все они ученики народного артиста Мансума Ибрагимова . Заслуженный артист Эльчин Гашимов и Заслуженный артист Эльнур Ахмедов соответственно. [ 19 ] Они добились большого успеха, завоевав первую премию на II республиканском конкурсе мугама 2011 года. [ 19 ]
В результате возросшего интереса женщин к этой области также сформировалось несколько трио мугама, состоящих только из женщин. Сакина Исмаилова создала первое женское мугамное трио в 1989 году. [ 20 ] и этот небольшой коллектив выступал в нескольких зарубежных странах. [ 21 ] Их первый тур состоялся во Франции в 1992 году, где они добились большого успеха. [ 20 ] Позже это трио выступило с концертами в Великобритании, Италии, Иране, Турции , Нидерландах , Индии и других странах и получило несколько дипломов и наград. [ 20 ] Эти концерты широко освещались в средствах массовой информации этих стран. [ 20 ]
В разных сферах
[ редактировать ]Культура
[ редактировать ]Трио мугамов занимает особую роль в национальных свадебных обычаях Азербайджана . Например, традиционные мугамы играют особую роль в пиковом этапе свадебной церемонии мальчика в Лянкяране , который является самым ответственным этапом. Часто музыкантов, приглашенных играть на свадьбе, сначала приглашают в деревенскую чайхану, где им предоставляют хорошее место для выступления. После этого все старейшины и сановники села давали свое согласие, и этим музыкантам поручали выступление на свадьбе. Мугамное трио выступало на свадьбе мальчика, особенно во второй день, с «концертной программой», посвященной свадьбе. Вторая ночь свадьбы мальчика считалась ответственной ночью для исполнителей мугама, поскольку послушать мугамы собирались старейшины, солидные мужчины и сановники села. Начиная с 1950-х годов, на эти свадьбы часто приглашалось трио мугамов Лянкяраня и его деревень. [ 22 ] Вот что в последние годы об этих свадьбах говорил Тариэль Алиев , кяманчеист, инициатор и активный участник недавно открытого в Лянкяране театра мугама: [ 22 ]
Они также зарезервировали комнату для нашего мугамного трио. Мы отдыхали и тренировались там в зависимости от наших потребностей. За час до нашего входа в собрание вместо черного кларнета играл низкий балабан. Это дало возможность услышать тонкое звучание нашего мугамного трио.
Этот коллектив, раньше участвовавший в свадебных и других торжественных мероприятиях, в наше время выступает в театрах и концертных залах. [ 4 ] На самом деле история этого изменения уходит корнями в конец XIX века. В это время искусство пения переместилось из собраний, свадеб и фестивалей в театры и концертные залы, стали возникать музыкальные представления. [ 23 ] Впервые эту идею реализовал выдающийся писатель Абдуррахим бек Хагвердиев , который тогда был студентом Санкт-Петербургского университета в Шуше . В 1897 году под его руководством было организовано музыкальное представление «На могиле Меджнун Лейлы». Это была театрально-музыкальная интерпретация последней части поэмы «Лейля и Меджнун» великого азербайджанского поэта Мухаммада Физули. Здесь впервые театр, поэзия соединились и мугам. Исполнители-мугамисты исполнили на мугаме отдельные части текста стихотворения. [ 23 ] Роли исполнили известные исполнители мугама того времени Джаббар Гарягдыоглу и Ахмед Агдамский , а аккомпанировало им традиционное мугамное трио под руководством Мирзы Садыга Асада оглы. [ 24 ] Их выступление Мирзы Садика Асада . сопровождало традиционное мугамное трио под руководством [ 24 ]
Искусство
[ редактировать ]«Трио Мугама» — тема, широко исследуемая азербайджанскими художниками (такими, как картина Тогрула Нариманбекова ). [ 25 ] работа «Мугам») и скульпторы (такие как Закир Ахмедов [ 26 ] ). [ 4 ] Кроме того, были представлены коллекции одежды, вдохновленные этим трио инструментов – кавалом, таром и каманче. [ 27 ] Более того, например, художница-вышивальщица Мехрибан Халилзаде создала с помощью иглы работу «Мугамное трио». [ 28 ] [ 29 ] Обращает на себя внимание и фотография Самадаги Джафарова «Мугамное трио», сделанная на скалистом уступе в этой тематике. [ 30 ]
Кино
[ редактировать ]Трио мугамов снимались в ряде фильмов. Например, в азербайджанском фильме 1956 года « Если не тот, то этот трио в составе Хана Шушинского , Бахрама Мансурова и Талата Бакиханова . » сыграла роль [ 31 ]
Филателия
[ редактировать ]
в качестве азербайджанского филателистического продукта выпустила почтовую марку с изображением мугамного трио 17 февраля 2014 года Азермарка . Часть изображения кавала также была выпущена отдельно в виде почтовой марки. [ 32 ]
Экономика
[ редактировать ]Музыкальные инструменты мугамного трио были изображены на достоинством 1 манат банкнотах , выпущенных Центральным банком Азербайджанской Республики в 2005 и 2009 годах, а также на азербайджанской монете достоинством 1 гапик, выпущенной в 2006 году.
Интересные факты
[ редактировать ]Во время поездки в Париж известного азербайджанского миллионера и филантропа Гаджи Зейналабдина Тагиева сопровождала не только его бизнес-команда, но и мугамное трио. Он взял с собой группу музыкантов по своему духовному требованию в Европу, не ради славы или для того, чтобы произвести впечатление на иностранцев, а по личным причинам. [ 33 ]
Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хаджар Бабаева . Азербайджанское мугами. Архивировано 19 октября 2021 года в Wayback Machine . strategiya.az, 30 апреля 2013 г. (на азербайджанском языке)
- ↑ Трилогия мугама. Архивировано 17 октября 2021 года в Wayback Machine . mugam.musigi-dunya.az (на азербайджанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Ахмед, Вугар (2010). Мысли о научно-филологических источниках, литературных деятелях (PDF) . Баку. Архивировано из оригинала (PDF) 28 октября 2019 года . Проверено 19 января 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Саадат Абдуллаева . АНСАМБЛИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ АЗЕРБАЙДЖАНА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine . azyb.net (на азербайджанском языке)
- ^ Низами Гянджеви, Хамса, Хосров и Ширин, 70тн XVI века, СПЛ, Дорн 341. ф. 70 б.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Азербайджанское мугами. Архивировано 5 марта 2016 года в Wayback Machine . 9 мая 2013 г. (на азербайджанском языке)
- ↑ Каманса. Архивировано 15 марта 2017 года в Wayback Machine . mugam.musigi-dunya.az (на азербайджанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д Ирада Сариева. Музыкант-виртуоз, поднимающий тар с колен на грудь - Садыгджан... Архивировано 25 марта 2022 года в газете Wayback Machine "Баку Хабар" . 26 ноября 2014 г., стр. 15. (на азербайджанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Саадат Тахмиразгизи . Сельское хозяйство без жертв . Архивировано 31 марта 2022 года в Wayback Machine . Газета «Культура» , 3 ноября 2010 г., с. 12. (на азербайджанском языке)
- ^ Магеррамова Т. Гурбан Пиримов, отец азербайджанской музыки, был примером для всех. Архивировано 25 октября 2021 года в Wayback Machine . Газета «Каспи» , 28 августа 2011 г., с. 11. (на азербайджанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Хамида Низамигизи. Четыре красавицы «Севильи». Архивировано 25 марта 2022 года в Wayback Machine . Газета «Меданият» , 9 декабря 2011 г., с. 12. (на азербайджанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д Мугамное трио имени Джаббара Гарьягды оглу. Архивировано 25 марта 2022 года в Wayback Machine . mugam.musigi-dunya.az (на азербайджанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с Алиев Замик Баларза оглу (25 мая 1950, Баку). Архивировано 23 февраля 2018 года на сайте Wayback Machine mugam.musigi-dunya.az (на азербайджанском языке).
- ^ Алим Набиоглу. Как быстро пролетели мои годы, как быстро пролетели мои дни. Архивировано 27 сентября 2022 года в Wayback Machine . Газета «Олайлар» , 21 мая 2010 г., с. 12. (на азербайджанском языке)
- ^ о присвоении почетного звания "Заслуженный артист". Президента Азербайджанской Республики от 24 мая 1998 года № 711 " Указ Архивировано 25 марта 2022 года в Wayback Machine . e-ganun.az (на азербайджанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б ТРИО МУГАМА АГДАМИНА ХАНА ШУШИНСКОГО ВЫСТУПАЛО ВО ФРАНЦИИ И ПРОВЕЛО МАСТЕР-КЛАССЫ . azertag.az, 19 декабря 2005 г. (на азербайджанском языке)
- ^ Тарана. Французов привлекает азербайджанский мугам. Архивировано 25 октября 2021 года в Wayback Machine . Газета «Культура» , 21 мая 2010 г., с. 5. (на азербайджанском языке)
- ^ Тофик Абдин . ОНИ И НАША СТРАНА. Архивировано 25 октября 2021 года в Wayback Machine . Газета «Адалат» . 23 июля 2011 г., с. 15. (на азербайджанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с Джейхун Зарбалиев. «Любовь к Мугаме свела нас вместе». Разговор с участниками мугамного трио «Айпара». Архивировано 25 октября 2021 года в Wayback Machine . Газета «Меданият» , 24 июля 2013 г., с. 12. (на азербайджанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д Годжаева А. Мугам и искусная исполнительница наших народных песен. Архивировано 3 декабря 2021 года в Wayback Machine . Газета «Ики сахил» , 31 октября 2007 г., с. 8. (на азербайджанском языке)
- ↑ Кафедра факультета «Музыкальное искусство» . Архивировано 21 октября 2021 года в Wayback Machine . admiu.edu.az (на азербайджанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б СВАДЕБНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ В ЛАНКАРАНЕ Архивировано 3 июля 2020 года в Wayback Machine . musigi-dunya.az (на азербайджанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б КАРАБАХСКАЯ ШКОЛА МУГАМА. Архивировано 6 июля 2011 года в Wayback Machine , с. 3, e-library.musigi-dunya.az (на азербайджанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б КАРАБАХСКАЯ ШКОЛА МУГАМА. Архивировано 3 марта 2022 года в Wayback Machine , с. 4, e-library.musigi-dunya.az (на азербайджанском языке)
- ^ Тогрул Нариманбеков - «Мугам». Архивировано 12 июня 2018 года в Wayback Machine . баку.ру (на русском языке)
- ^ Закир Ахмедов – Мугам Archived 12 June 2018 at the Wayback Machine . baku.ru (in Russian)
- ^ Состоялся показ мод «Мугам и национальная одежда». Архивировано 13 августа 2020 года в Wayback Machine . anspress.com, 18 мая 2010 г. (на азербайджанском языке)
- ^ Дурна Сафарли. Художник «рисует» иглой. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine . azadliq.org, 16 августа 2011 г. (на азербайджанском языке)
- ^ Мухаммад Нариманоглу. По следам вышивки. Архивировано 25 марта 2022 года в Wayback Machine . Газета «Азербайджан» . 29 июля 2011 г., с. 5.
- ^ Саадат Абдуллаева . АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine . azyb.net (на азербайджанском языке)
- ↑ Хан Шушинский, Бахрам Мансуров, Талят Бакиханов в фильме «Да будет, пусть будет». Архивировано 12 июня 2018 года в Wayback Machine . баку.ру (на русском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Европа 2014. Национальные музыкальные инструменты. Архивировано 4 марта 2016 г. на сайте Wayback Machine azermarka.az, 17 февраля 2014 г. (на азербайджанском языке).
- ↑ Дом-музей Гаджи Зейнала Абдина Тагиева. Архивировано 10 февраля 2015 года в Wayback Machine . azhistorymuseum.az (на азербайджанском языке)
- ^ Шушинский Ф. Азербайджанские народные музыканты / Под ред. Т. Ахмедова. - Б.: Языки, 1985. - С. 182. — 478 с. (на азербайджанском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вугар Ахмад . «Легендарный Тарзан». Архивировано 14 октября 2015 года в Wayback Machine . Баку , 2010 (на азербайджанском языке)
- выступление « Айпара в совместной программе телеканала TRT Avaz канала İcimai TV «Ени Гюн» » и мугамного трио представлено Было .
- «YouTube: Азербайджанский мугам. Архивировано 14 октября 2015 года на канале Wayback Machine .
- Мугамное трио имени Зульфу Адыгозалова. Архивировано 5 марта 2016 года в Wayback Machine . maisondesculturalsdumonde.org (на английском языке)
- Ночи мугама. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine . icherisheher.gov.az (на азербайджанском языке)