Доктрина подушек

Доктрина Альмохадов ( араб . الدَّعوَة المُوَحِّدِيَّة ) или Альмохадизм была идеологией, лежащей в основе движения Альмохадов, основанного Ибн Тумартом , которое создало Империю Альмохадов в течение 12-13 веков. [ 1 ] [ 2 ] Ибн Тумартом Фундаментальным для альмохадизма была радикальная интерпретация таухида — «единство» или «единство», от которого альмохады получили свое название: аль-мувахидун ( المُوَحِّدون ). [ 1 ] [ 3 ] : 246
Реформистская идеология и политика Альмохадов включали серию попыток радикальных изменений исламской религиозной и социальной доктрины под их правлением. Эта политика затронула большую часть Магриба и изменила существующий религиозный климат в Аль-Андалусе (исламская Испания и Португалия ) на многие десятилетия. [ 4 ] [ 5 ] Они ознаменовали собой серьезный отход от социальной политики и взглядов прежних мусульманских правительств в регионе, включая предыдущую династию Альморавидов , которая следовала своей собственной реформистской программе. [ 1 ] [ 2 ] Учение Ибн Тумарта было собрано в книге Ааззу Ма Ютлаб. [ 1 ] [ 6 ]
На том основании, что Ибн Тумарт провозгласил себя мехди , отвергли статус Дхиммы . или обновителем – не только ислама, но и «чистого монотеистического послания», общего для ислама, христианства и иудаизма, – альмохады полностью [ 1 ] : 171–172 По мере расширения халифата Альмохадов Абд аль-Мумин приказал евреям и христианам на завоеванных территориях, а также хариджитам , маликитским суннитам и шиитам мусульманского большинства, принять ислам Альмохадов и уйти, иначе они рискуют умереть. [ 1 ] : 171–172 Завоевание Альмохадами Аль-Андалуса привело к эмиграции андалузских христиан из южной Иберии на христианский север, особенно в долину Тежу и Толедо . [ 1 ] : 173–174 Андалузские евреи, городское и заметное население, столкнулись с сильным, часто жестоким давлением Альмохадов, требующим обращения, и многие, вместо того, чтобы оставить жизнь меньшинства в одном месте и рисковать жизнью меньшинства в другом, обратились, по крайней мере, поверхностно, хотя многие из них новообращенные продолжали сталкиваться с дискриминацией. [ 1 ] : 174–176 После краха халифата Альмохадов в XIII веке арабизированное еврейское население вновь появилось в Магрибе, а христианское - нет. [ 1 ] : 176
Происхождение
[ редактировать ]Религиозный климат до Альмохадов
[ редактировать ]В период своего золотого века Аль-Андалус (на территории нынешних Испании и Португалии) был открыт для значительной религиозной терпимости. По большей части Альморавиды позволяли другим Людям Книги или другим религиям, которые считали Ветхий Завет священным текстом, свободно исповедовать свою религию. [ 7 ] Альморавиды, однако, были более фундаменталистскими, чем предыдущие мусульманские правители Испании, отстаивая строгое следование школе Малики . исламского права [ 8 ] [ 9 ]
Золотой век евреев на Пиренейском полуострове приходится на период относительно толерантного правления халифата Омейядов в Аль-Андалусе. Обычно это было время, когда евреи могли свободно вести бизнес, участвовать в управлении государством и исповедовать свою религию, не опасаясь преследований.
Прийти к власти
[ редактировать ]
Альмохадов возглавлял Ибн Тумарт , которого историки считали фундаменталистом, который был убежден, что его судьба — реформировать ислам. Ибн Тумарт утверждал, что он махди , и этот титул возводил его в нечто вроде мессии или лидера искупления праведного исламского порядка. [ 1 ] Он был умным и харизматичным человеком; он утверждал, что является прямым потомком Мухаммеда . Он учился в Александрии , Кордове , Мекке и Багдаде . [ 7 ] и его харизматическая проповедь принесла ему преданную группу последователей.
Он представил иную религиозную точку зрения, вызвавшую откровенную враждебность на Пиренейском полуострове. [ 10 ] после того, как Альмохады пересекли Гибралтарский пролив в 1146 году. [ 11 ] Их правление быстро распространилось на мусульманские территории полуострова (известного как Аль-Андалус). На пике своего развития они были одной из самых мощных сил в западном Средиземноморье . Они были решительной военной и экономической силой, победившей христианские силы, состоящие в основном из кастильцев, в битве при Аларкосе . [ 12 ]
Сам Ибн Тумарт умер в 1130 году, задолго до главных военных успехов Альмохадов, и не имел духовного преемника. Однако политическое руководство его движением перешло к Абд аль-Мумину , который фактически основал правящую династию Альмохадов. Он и его преемники по характеру сильно отличались от Ибн Тумарта, но, тем не менее, продолжали свои реформы, кульминацией которых стал особенно агрессивный натиск Якуба аль-Мансура (который, возможно, правил в период апогея власти Альмохадов в конце 12 века). [ 1 ] : 255–258
Религиозное учение и идеология
[ редактировать ]Таухид
[ редактировать ]Идеология Альмохадов, проповедуемая Ибн Тумартом, описывается Амирой Беннисон как «сложная гибридная форма ислама, которая сплела воедино нити хадисной науки, захиритского и шафиитского фикха , газелей социальных действий ( хисба ) и духовного взаимодействия с шиитскими представлениями. имама » и Махди . [ 1 ] : 246 Это контрастировало с крайне ортодоксальной или традиционалистской Малики школой ( мадхабом ) суннитского ислама , которая до того момента преобладала в регионе. Центральное место в своей философии Ибн Тумарт проповедовал фундаменталистскую или радикальную версию таухида , имея в виду строгий монотеизм или «единство Бога». Это понятие дало движению название: аль - Мувахидун ( араб . المُوَحِّدون ), что примерно означает «те, кто защищает таухид », что было адаптировано к «Альмохадам» в европейских писаниях. [ 1 ] : 246 Ибн Тумарт рассматривал свое движение как революционное реформаторское движение во многом так же, как ранний ислам рассматривал себя по отношению к христианству и иудаизму, которые ему предшествовали, с самим собой в качестве его Махди и лидера. [ 1 ] : 246 В то время как Альморавиды до него считали себя эмирами, номинально признававшими , Альмохады Аббасидов халифами основали свой собственный конкурирующий халифат, отвергая моральный авторитет Аббасидов, а также местный истеблишмент Малики. [ 14 ] [ 1 ]
Закон
[ редактировать ]Судебная система Альмохадов была описана как ориентированная на букву закона, а не на более глубокую предполагаемую цель закона. [ нужна ссылка ] В первую очередь они следовали захиритской юридической школе в рамках суннитского ислама ; Во время правления Абу Якуба Юсуфа главный судья Ибн Мадах курировал запрет любых религиозных материалов, написанных незахиритами. [ 15 ] Сын Абу Якуба Абу Юсуф пошел еще дальше, фактически сжигая незахиритские религиозные произведения, а не просто запрещая их. [ 16 ] Они обучали новых судей, которые обучались как религиозному, так и военному искусству. [ 10 ]
Теология
[ редактировать ]С точки зрения исламской теологии , Альмохады были ашаритами , их захирит-ашаризм породил сложную смесь буквалистской юриспруденции и эзотерической догматики. [ 17 ] [ 18 ] Некоторые авторы иногда описывают Альмохадов как людей, находящихся под сильным влиянием мутазилизма . [ 19 ] Ученый Мэдлин Флетчер утверждает, что, хотя одно из оригинальных учений Ибн Тумарта, муршиды (сборник высказываний, заученных его последователями), придерживается позиций в отношении атрибутов Бога , которые можно истолковать как умеренно мутазилитские (и которые подвергались критике как таковые). Ибн Таймийя ), отождествлять его с мутазилитами было бы преувеличением. Она указывает, что другой из его основных текстов, «Акида» (которая, вероятно, редактировалась другими после него), демонстрирует гораздо более четкую позицию ашаритов по ряду вопросов. [ 20 ]
Тем не менее, Альмохады, особенно начиная с правления халифа Абу Юсуфа Якуба аль-Мансура , стали использовать логические рассуждения как метод подтверждения более центральной альмохадской концепции таухида . Это фактически обеспечило религиозное оправдание философии и рационалистического интеллектуализма в религиозной мысли Альмохадов. Отец Аль-Мансура, Абу Якуб Юсуф , также проявлял некоторую благосклонность к философии и держал философа Ибн Туфайла в качестве своего доверенного лица. [ 20 ] [ 21 ] Ибн Туфайл, в свою очередь, представил Ибн Рушда (Аверроэса) двору Альмохадов, которому Аль-Мансур оказал покровительство и защиту. Хотя Ибн Рушд (который также был исламским судьей ) считал рационализм и философию дополняющими религию и откровение, его взгляды не смогли убедить традиционных маликитских улемов , с которыми Альмохады уже были в разногласиях. [ 21 ] : 261 После упадка альмохадизма маликитский суннизм в конечном итоге стал доминирующей официальной религиозной доктриной региона. [ 22 ] Напротив, учение Ибн Рушда и других философов, подобных ему, оказало гораздо большее влияние на еврейских философов, включая Маймонида , его современника, и христианских латинистов, таких как Фома Аквинский , которые позже продвигали его комментарии к Аристотелю . [ 21 ] : 261
Распространение
[ редактировать ]Арабо-берберское двуязычие
[ редактировать ]Хутбы , пятничная проповедь ) (от خطبة Альмохадов были важны для распространения доктрины и идеологии Альмохадов. [ 23 ] Одним из наиболее важных нововведений Альмохадов в хутбе было введение берберского языка — или аль-лисан аль-гарби ( اللسان الغربي «западный язык»), как его описал андалузский историк Ибн Сахиб ас-Салат — как официальный литургический язык; двуязычие стало характерной чертой проповеди Альмохадов как в Аль-Андалусе, так и в Магрибе. [ 23 ] Ибн Тумарт был описан анонимным летописцем Альмохадов как « афсах ан-насс (самый красноречивый из людей) на арабском и берберском языках». [ 23 ] При Альмохадах хатиб , или проповедник мечети аль-Каравийин в Фесе, Махди б. Ису сменил Абу ль-Хасан б. 'Атия хатиб, потому что последний свободно говорил по-берберски. [ 23 ]
Кредо Альмохадов
[ редактировать ]было обязательным В хутбе повторять «Кредо веры Альмохадов» с благословением Махди ибн Тумарта и подтверждением его заявленной хидая и пророческого происхождения . [ 23 ] При Абд аль-Мумине проповедь Ибн Тумарта стала официально оформленной как то, что современные источники называли хутбат аль-Мувахидин ( проповедь Альмохадов , «хутба Альмохадов») или аль-хутба л-ма'люма ( известная проповедь , «известная проповедь»). [ 23 ] Эту хутбу доставлял каждый Альмохад- хатиб , а также на хараках султана и его дворах между Марракешем и Севильей . [ 23 ]
Обращение с немусульманами
[ редактировать ]На пике своего развития в 1170-х годах Альмохады твердо контролировали большую часть исламской Испании, и им не угрожали христианские силы на севере. [ 12 ] Когда Альмохады взяли под свой контроль южную Испанию и Португалию, они ввели ряд очень строгих религиозных законов. Еще до того, как они взяли полный контроль в 1170-х годах, они начали отстранять немусульман от власти. [ 24 ]

Евреям и христианам было отказано в свободе религии, при этом многие источники сообщают, что Альмохады отвергли саму концепцию зимми (официального защищенного, но подчиненного статуса евреев и христиан при исламском правлении) и настаивали на том, чтобы все люди признали Ибн Тумарта как Махди . [ 1 ] : 171 Во время осады норманнов в Махдии Абд аль-Мумин позорно заявил, что христиане и евреи должны выбирать между обращением или смертью . [ 1 ] : 173 Точно так же альмохады официально считали всех неальмохадов, включая мусульман-неальмохадов, ложными монотеистами и во многих случаях убивали или наказывали все население города, как мусульманское, так и немусульманское, за неповиновение им. [ 1 ] Однако в целом соблюдение этой идеологической позиции сильно различалось от места к месту и, по-видимому, было особенно привязано к тому, сопротивлялись ли местные общины армиям Альмохадов по мере их продвижения. [ 1 ] Однако, поскольку Альмохады вели самопровозглашенный джихад , они были готовы использовать жестокие методы для поддержки своей священной войны. [ 25 ] В некоторых случаях угрозы насилием применялись на местном уровне в качестве предупреждения другим, даже если у властей не было возможности реализовать их в более широком масштабе. [ 1 ] Коренные христиане в Аль-Андалусе, которые до этого момента жили под властью мусульман, имели возможность бежать на контролируемые христианами земли на севере, и многие так и сделали. Альфонсо VII Леонский . и Кастилийский также призвал их бежать, предложив им земли, если они мигрируют на его территорию [ 1 ] : 173–174 Однако евреи были особенно уязвимы, поскольку они сталкивались с неопределенным статусом меньшинства как на христианской, так и на мусульманской территории, а также потому, что они жили в основном в городских районах, где они были особенно заметны властям. [ 1 ] Многие были убиты в ходе вторжений или репрессий Альмохадов. [ 24 ]
Это давление с целью обращения в другую веру привело к тому, что многие христиане и евреи официально обратились в другую веру, чтобы избежать насилия, сохранив при этом свои средства к существованию. Сообщалось, что даже знаменитый еврейский философ Маймонид официально принял ислам при правлении Альмохадов, когда он переехал из Кордовы в Фес , прежде чем, наконец, уехать в Египет, где он снова смог открыто жить как еврей. [ 1 ] : 174 Нерешительные клятвы, конечно, не считались идеальными и принесли много проблем населению Аль-Андалуса, во многом так же, как это произошло во время насильственного обращения мусульман и евреев в Испанию и Португалию несколько столетий спустя. [ 1 ] Альмохады признавали, что многие обращения евреев не были особенно искренними, что, конечно, не способствовало социальному и религиозному единству. [ 24 ] В ответ они ввели строгие правила в отношении бизнеса бывших евреев. Абу Юсуф Якуб аль-Мансур установил строгий дресс-код для евреев, живущих на территории Альмохадов: евреи должны были носить темно-синий или черный цвет — традиционные цвета траура в исламе, что еще больше усиливало дискриминацию. [ 26 ]
Отклонить
[ редактировать ]
В Аль-Андалусе халифат Альмохадов потерпел решительное поражение от объединенных христианских сил Португалии , Кастилии и Арагона в битве при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году. [ 27 ] Битва признана одним из важнейших событий движения реконкисты в Испании. Это было не только решающее поражение мусульманских сил, но и один из первых случаев, когда разрозненные христианские королевства севера объединились ради общей цели — возвращения полуострова. [ нужна ссылка ]
После 1212 года власть Халифата Альмохадов пришла в упадок, и революционный религиозный догматизм Ибн Тумарта начал исчезать, поскольку более поздние династические правители Альмохадов были более озабочены практическими вопросами поддержания империи в обширном регионе, население которого в основном не придерживалось альмохадизма. Кульминацией этого стал 1229 год, когда халиф аль-Мамун публично отказался от статуса Ибн Тумарта как махди. [ 1 ] : 116 Эта декларация, возможно, была попыткой умиротворить мусульманское население Аль-Андалуса, но она также позволила одной фракции Альмохадов, Хафсидам , отречься от своего руководства и объявить восточную часть империи в Ифрикии ( Тунис ) независимой. таким образом основав государство Хафсидов. [ 1 ] [ 2 ]
К 1270 году Альмохады уже не представляли собой какой-либо значимой силы на Пиренейском полуострове или в Марокко. После их падения фундаменталистская религиозная доктрина, которую они поддерживали, снова была смягчена. Некоторые ученые считают, что общая идеологическая миссия Ибн Тумарта в конечном итоге провалилась, но, как и Альморавиды, его движение, тем не менее, сыграло роль в истории исламизации в регионе. [ 1 ] : 246 Одним из пережитков для евреев был закон, который гласил, что люди, принявшие ислам, будут казнены, если они снова обратятся. [ 28 ]
Хафсиды Туниса, в свою очередь, официально объявили себя истинными «Альмохадами» после обретения независимости от Марракеша, но со временем значение этой идентичности и идеологии уменьшилось. Раннее руководство Хафсидов в основном пыталось сохранить Альмохадов как политическую элиту, а не религиозную элиту в регионе, который в остальном был преимущественно маликитской суннитской ориентацией. В конце концов, Альмохады стали всего лишь одной из множества фракций, борющихся за власть в своем государстве. [ 2 ] После 1311 года, когда султан аль-Лихьяни пришел к власти с помощью Арагона , имя Ибн Тумарта было исключено из хутбы (главной общественной проповеди по пятницам), что фактически сигнализировало о прекращении общественной поддержки доктрины Альмохадов. [ 2 ] : 127 В течение 14 века маликитские улемы (ученые) все чаще занимали должности в государстве и были де-факто религиозными властями. [ 2 ] : 132–133
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748646821 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ «7. Фикх» . Брокельманн на английском языке: История арабской письменной традиции в Интернете . дои : 10.1163/97890043200862542-8098_breo_com_122070 . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Паскаль Бурези и Хишам Эль Аллауи, Управление империей: провинциальная администрация в халифате Альмохадов 1224-1269 гг ., стр. 170. Том 3 «Исследований по истории и обществу Магриба». Лейден: Издательство Brill, 2012. ISBN 9789004233331
- ^ Доминик Урвой, Улама Аль-Андалуса , стр. 868. Взято из «Наследия мусульманской Испании» , том 12 «Справочника по востоковедению: Ближний и Средний Восток». Ред. Сальма Хадра Джайюси и Мануэла Марин. Лейден: Издательство Brill, 1992. ISBN 9789004095991
- ^ Перейти обратно: а б Ибн Тумарт, Мухаммад (1997) [первоначально записано около 1130 г.]. Абу аль-Азм, Абд аль-Гани (ред.). Ааз не спрашивал . Рабат: Муассат аль-Гани лил-Нашр. ISBN 9981-891-11-8 . ОСЛК 40101950 .
- ^ Перейти обратно: а б Аллен Фромхерц , «Северная Африка и Возрождение двенадцатого века: христианская Европа и исламская империя Альмохадов», Ислам и христианско-мусульманские отношения 20, вып. 1 (январь 2009 г.): 43–59.
- ^ Лэй, Стивен (2008). Короли-реконкисты Португалии: политическая и культурная переориентация на средневековом фронтире . Спрингер. п. 31. ISBN 978-0-230-58313-9 .
- ^ Мессье, Рональд А. (2010). Альморавиды и значение джихада . Издательство Блумсбери США. стр. XIV, 206 (и др.). ISBN 978-0-313-38590-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Мадлен Флетчер, «Альмохад Таухид: теология, опирающаяся на логику», Нумен , т. 38, вып. 1 (1 июня 1991 г.): 110–127.
- ^ Амира Беннисон , «Альмохады и Коран Усмана: Наследие Омейядов Кордовы в Магрибе двенадцатого века», Аль-Масак: Ислам и средневековое Средиземноморье 19, вып. 2 (2007): 131–154.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Ф. Пауэрс , «Епископат раннего завоевания Куэнки, 1177–1284», The Catholic Historical Review , т. 87, вып. 1 (2001): 1–16.
- ^ Беннисон, Амира (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 99. ИСБН 9780748646821 . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Марибель Фиерро, «Альфонсо X «Мудрый»: Последний халиф Альмохадов?», Medieval Encounters 15, вып. 2–4 (декабрь 2009 г.): 175–198.
- ^ Кес Верстиг , Арабская лингвистическая традиция , стр. 142. Часть серии «Вехи лингвистической мысли», том. 3. Нью-Йорк : Рутледж , 1997. ISBN 9780415157575
- ^ Шауки Даиф Ибн Мады , Введение в «Опровержение грамматиков» , стр. 6. Каир, 1947 год.
- ^ Кодзиро Накамура , «Критика арабских грамматистов Ибн Мадой». Восток , т. 10, стр. 89–113. 1974 год
- ^ Паскаль Бурези и Хишам Эль Аллауи, Управление империей: провинциальная администрация в Халифате Альмохадов 1224–1269 , стр. 170. Том 3 «Исследований по истории и обществу Магриба». Лейден: Издательство Brill, 2012. ISBN 9789004233331
- ^ Назир Ахмед, доктор (10 июля 2001 г.). Ислам в глобальной истории: Том первый: От смерти Пророка Мухаммеда до Первой мировой войны . ISBN 9781462831302 .
- ^ Перейти обратно: а б Флетчер, Мадлен (1991). «Альмохад Таухид: теология, опирающаяся на логику». Нумен . 38 : 110–127. дои : 10.1163/156852791X00060 .
- ^ Перейти обратно: а б с Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748646821 .
- ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Проповедь Альмохадов: верность и сопротивление через Гибралтарский пролив» , Spanning the Strait , BRILL, стр. 71–101, 01 января 2013 г., doi : 10.1163/9789004256644_004 , ISBN 9789004256644 , получено 13 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Норман Рот, «Евреи и мусульманское завоевание Испании», Еврейские социальные исследования 38, вып. 2 (весна 1976 г.): 145–158.
- ^ Марибель Фиерро , «Обезглавливание христиан и мусульман на средневековом Пиренейском полуострове: повествования, образы, современные представления», Сравнительное литературоведение , т. 45, вып. 2 (2008): 137–164.
- ^ Сравнительное литературоведение , «Упадок Альмохадов: размышления о жизнеспособности религиозных движений», История религий , т. 4, вып. 1 (1 июля 1964 г.): 23–29.
- ^ Изабель О'Коннор, «Падение империи Альмохадов глазами современных испанских историков», Ислам и христианско-мусульманские отношения 14, вып. 2 (апрель 2003 г.): 145
- ^ Амира Беннисон, «Альмохады и Коран Усмана: Наследие Омейядов Кордовы в Магрибе двенадцатого века», Аль-Масак: Ислам и средневековое Средиземноморье 19, вып. 2 (2007): 131–154.