Абу аль-Миск Кафур
Абу аль-Миск Кафур | |||||
---|---|---|---|---|---|
Автономный правитель Египта, Сирии и Хиджаза. | |||||
![]() Золотой динар Абу аль-Миска Кафура, отчеканенный в 966 году в Рамле , Палестина , с Аббасидов. именем халифа | |||||
Правило | 8 февраля 965 г. - 23 апреля 968 г. | ||||
Предшественник | Абуль-Хасан Али ибн аль-Ихшид | ||||
Преемник | Абу'л-Фаварис Ахмад ибн Али | ||||
Визирь Египта | |||||
В офисе | 946 - 8 февраля 965 г. | ||||
Умер | Апрель 968 г. Иерусалим | ||||
Похороны | аль-Харам аш-Шариф , Иерусалим | ||||
| |||||
Религия | ислам |
Абу аль-Миск Кафур ( араб . أبو المسك كافور ) (905–968), также известный как аль-Лайти , аль-Сури , аль-Лаби, был доминирующей фигурой ихшидидов в Египте и Сирии . [ 1 ] Первоначально черный раб, он стал визирем Египта, став его фактическим правителем с 946 года после смерти своего хозяина Мухаммада бин Тугджа . После этого он правил владениями Икшидидов — Египтом, южной Сирией (включая Дамаск ) и Хиджазом — до своей смерти в 968 году. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Абу аль-Миск Кафур, имя которого означает «мускусная камфора», [ 3 ] в источниках описывается по-разному как выходец из Абиссинии (Эфиопии), Билад аль-Судана (Земли черных) или Нубии . [ 4 ] Мухаммад ибн Тугдж , основатель династии Ихшидидов в Египте, купил его в качестве раба в 923 году. Записано, что он имел смуглую кожу и был евнухом . Признав ум и талант раба, Ибн Тугдж освободил его. [ 2 ] История гласит, что Кафур был освобожден, потому что он не спускал глаз со своего хозяина, в то время как другие следили за дарами хозяина. Таким образом, как отметил историк Филип Хитти , Кафур будет щедро вознагражден за такую лояльность. [ 5 ]
Ибн Тугдж назначил Кафура руководителем княжеского образования для двух своих сыновей. Затем египетский правитель повысил Кафура до звания военного офицера. В качестве полевого командира Кафур провел военную миссию в Сирию в 945 году. Ему было поручено руководить некоторыми кампаниями в Хиджазе . Кафур участвовал в некоторых дипломатических обменах между Ихшидидами и халифом Багдада. [ 6 ]
Кафур стал фактическим правителем Египта в 946 году (поскольку Кафур был опекуном сыновей бин Туга, он правил вместо них после смерти их отца). Хотя последующие историки изображали его справедливым и умеренным правителем, во многом своей известностью он обязан язвительным сатирическим стихам, направленным против него аль-Мутанабби , средневекового арабского поэта.
Кафур умер в апреле 968 года и был похоронен в Иерусалиме рядом с эмирами Ихшидидов, в месте недалеко от Ворот Племен на Храмовой горе . [ 7 ]
Статус бывшего раба
[ редактировать ]Статус Кафура как бывшего раба не помешал ему прийти к власти при Ихшидидах. было принято вступать в военную организацию и даже достигать в ней высоких должностей, Мамлюкам (то есть бывшим рабам) [ 8 ] и многие африканцы, такие как Кафур, были заняты в различных профессиях и поддерживали сплоченную культуру, взаимодействующую с культурой своих хозяев. [ 9 ] Приход Кафура к власти, от африканского раба до правителя Египта и некоторых частей Сирии, является одним из самых ранних в истории ислама примеров суверена самого низкого происхождения. [ 5 ]
Политика
[ редактировать ]Внутренняя политика
[ редактировать ]Хотя Кафур де-факто контролировал Египет, он действовал под прикрытием правителей Ихшдидов. На смертном одре Ибн Тугдж назначил Кафура опекуном над двумя своими сыновьями. В 946 году Кафур помог старшему сыну Ануджуру обеспечить наследование Ибн Тугджа. А в 961 году он помог Али ибн аль-Ихшиду, младшему брату Ануджура, закрепить за собой египетский трон. Лишь в 966 году, после смерти Али, Кафур публично объявил себя единоличным господином Египта. [ 6 ]
Кафур, несмотря на оказанное на него огромное давление, сохранил стабильность внутри Египта. В 947 и 948 годах он сражался и подавил восстание Галбуна. В 954 году он успешно предотвратил неудавшийся государственный переворот, устроенный Ануджуром. Он также пережил распространение против него подрывной исмаилитской пропаганды. Считается, что его способность разрешать внутриполитические осложнения значительно продлила жизнь Ихшидидов. [ 6 ]
Внешняя политика
[ редактировать ]Одним из величайших достижений Абу аль-Миска Кафура была его успешная защита истеблишмента Ихшидидов от Хамданидов (в Сирии), Фатимидов (в северной Африке, к западу от Египта), карматов (на Аравийском полуострове) и нубийцев ( с юга Египта). [ 6 ]
Ранее хозяин Кафура Мухаммад ибн Тугдж поручил ему вести военные кампании в Сирии и Хиджазе (на Аравийском полуострове). Его военные и дипломатические меры обеспечили Дамаск Ихшидидам (от Хамданидов) в 947 году. [ 6 ] Сайф ад-Даула , губернатор Алеппо, пытался захватить Сирию, но его усилия были сорваны Кафуром, и первый признал господство второго над частями Сирии. [ 5 ]
Ему также удалось задержать экспансию Фатимидов в Египет, сорвав усилия агентов последнего. Пока Кафур был жив, истеблишмент Ихшидидов сдерживал Фатимидов; Фатимиды после его смерти власть захватили . [ 6 ]
Экономика
[ редактировать ]Кафур в целом сохранил экономическую стабильность в Египте, несмотря на серьезные неудачи: [ 6 ]
- В 954 году пожар опустошил деловой район Фустата ;
- Сильное землетрясение потрясло Египет в 955 или начале 956 года;
- Повторение инфляции цен на продукты питания (иногда приводившей к голоду) и, как следствие, гражданские волнения в 949, 952, 955 и 963–968 годах.
За исключением больших государственных расходов, администрация Кафура воздерживалась от грабительской финансовой практики. Его чеканка золотых монет демонстрировала удивительную стабильность, хотя и колебалась. Кафур также воспользовался услугами компетентных администраторов и торговцев, таких как Якуб ибн Киллис , что способствовало его экономическим достижениям. [ 6 ]
Покровительство искусству
[ редактировать ]Абу аль-Миск Кафур приобрел популярность, будучи покровителем ученых и писателей. По мнению А. С. Эренкройца, самым известным покровителем, пожалуй, было покровительство поэта аль-Мутанабби . [ 6 ] В ответ аль-Мутанабби похвалил бывшего раба. Однако после того, как Кафур не смог наградить его высоким постом, к которому он стремился, аль-Мутанабби высмеял Кафура. Таким образом, Кафур был увековечен в поэзии аль-Мутанабби, который, по словам Филиппа Хитти, был величайшим поэтом времени Кафура. [ 5 ]
Поскольку Кафур был набожным человеком, ему было удобнее общаться с улемами (мусульманскими учеными), чем с поэтами. Он окружил себя религиозными людьми, некоторых из которых осыпал подарками. Он построил две мечети в Гизе и на аль-Мукаттаме, а также больницу. [ 6 ] Тем не менее, он все еще цеплялся за суеверия, однажды покинул дом, полагая, что он находится под властью джиннов . [ 10 ]
Кафур также содержал великолепный и роскошный двор. Однако во времена голода это плохо воспринималось населением в целом. [ 2 ] Помимо мечетей и больницы, Кафур построил Кафурия в своей столице ряд роскошных дворцов и сады . Никаких археологических остатков его вкладов до сих пор обнаружено не было. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кафур, Абул Миск аль-Ихсиди». Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла 1913-1936 гг . Под редакцией: М.Т. Хоутсма, Э. ван Донзель. Брилл, 1993. с. 623
- ^ Jump up to: а б с Абу аль-Миск Кафур». Британская энциклопедия. 2008. Британская энциклопедия онлайн. Июль 2008 г.
- ^ Фромхерц 2012 .
- ^ Юсуф Фадл Хасан, Арабы и Судан с седьмого по начало шестнадцатого века (Edinburgh University Press, 1967), стр. 225 н. 36.
- ^ Jump up to: а б с д Хитти, Филип К. История Сирии, включая Ливан и Палестину . ООО «Горгиас Пресс». стр.562-3
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Эренкройц 1978 , стр. 418–419.
- ^ ван Берхем 1927 , стр. 13–14.
- ^ Кашиф, С.И. Египет в Аср аль-Ихшидиин, 2 изд. (Каир, 1970), с. 255
- ^ Джейкоб Ф. Аде Аджайи. Всеобщая история Африки: Африка в девятнадцатом веке до 1880-х годов . Издательство Калифорнийского университета. п. 749
- ^ Бианкис 1998 , стр. 115–116.
Источники
[ редактировать ]- Бьянки, Тьерри (1998). «Автономный Египет от Ибн Тулуна до Кафура, 868–969» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том 1: Исламский Египет, 640–1517 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 86–119. ISBN 0-521-47137-0 .
- Эренкройц, А.С. (1978). «Кафур» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 418–419. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_3781 . OCLC 758278456 .
- Фромхерц, Аллен Дж. (2012). «Неверующий, Абу аль-Миск» В Эммануэле Кваку; Генри Луис Гейтс-младший. (ред.). Словарь африканской биографии Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195382075 .
- ван Берхем, Макс (1927). Материалы для Corpus Inscriptionum Arabarum, Часть вторая: Южная Сирия. Том второй: Иерусалим «Харам» (на французском языке). Каир: Типография Французского института археологии Ориантеле.