Jump to content

О воздержании от употребления в пищу животных

Изображение Порфирия с Древа Иессеева в монастыре Сучевица , 1535 г.

О воздержании от употребления в пищу животных [а] ( Koinē греческий : Περὶ ἀποχῆς ἐμψύχων , латинизированный: Peri apochēs empsychōn , латынь : De abstinentia ab esu Animalium ) — трактат Порфирия III века об этике вегетарианства . Трактат из четырех книг был составлен философом как открытое письмо Кастрицию Фирму , однокурснику Плотина , отказавшемуся от вегетарианской диеты.

De abstinentia - наиболее подробная из сохранившихся работ, посвященных вегетарианству классической античности. Порфирий выступает за вегетарианство как по духовным, так и по этическим соображениям, применяя аргументы своей собственной школы неоплатонизма , чтобы противостоять сторонникам мясоедения стоической , перипатетической и эпикурейской школ . Порфирий утверждает, что существует моральное обязательство распространять справедливость на животных, поскольку они являются разумными существами . Он обсуждает общества, которые исторически были вегетарианцами, последствия метемпсихоза (переселения души) и предлагает аргументы против жертвоприношения животных . Порфирий обращается к философам и не призывает таких людей, как солдаты или спортсмены, переходить на вегетарианскую диету.

По словам философа Даниэля Домбровского , в «О воздержании» Порфирий выдвинул аргумент, основанный на маргинальных случаях , то есть, что если животным не предоставляется моральный статус, то не следует также и «маргинальным случаям» людей, таких как младенцы, люди с тяжелыми когнитивными нарушениями и старческий.

Трактат написан на греческом языке койне , но в академических кругах его часто называют сокращением латинского названия De abstinentia . Хотя рукописные традиции текста, кажется, точно отражают идеи и аргументы Порфирия, они содержат ошибки и не соответствуют оригиналу. Произведение сохранилось полностью, за исключением финала четвертой книги.

Средневековый иллюминированный манускрипт, изображающий Порфирия и Плотина, обсуждающих очищение души посредством теургии.

Порфирий родился ок. 234 г. в Тире , Римская Финикия . Он учился у Плотина и распространял философию неоплатоников . Он сочинил оригинальные произведения на греческом языке и написал «О воздержании от употребления в пищу животных» между 263 и 301 годами. [1] наиболее вероятно между 268 и 271 годами, когда он жил на Сицилии. [2]

Порфирий сочинил О воздержании [б] как расширенное открытое письмо Кастрицию Фирму , однокурснику Плотина , который отказался от вегетарианства и начал есть мясо после обращения в перипатетическую философию, возможно, около 270 г. [3] Кастриций Фирм не считал вегетарианскую диету теоретически оправданной и обнаружил, что она несовместима с требованиями общественной жизни и установленной религии. Он сделал публичные заявления, объясняя свое отношение, и предложил аргументы в оправдание мясоедения. [4] [3]

Как трактат, в котором собраны различные аргументы за и против вегетарианства , «De abstinentia» является свидетельством существования более широких дебатов по этому вопросу во времена Порфирия. [1] Он следует за другими работами классической античности, посвященными вегетарианству и этике животных , в том числе Плутарха «Одиссею и Гриллу» , «Об умении животных » и «О поедании плоти », все из которых были собраны в « Моралии» . Помимо Плутарха, было известно или считалось, что некоторые философские предшественники Порфирия были вегетарианцами, в том числе Пифагор , Сенека Младший , Эмпедокл , Теофраст и Овидий . [5]

В четырехкнижном трактате Порфирий приводит различные аргументы, побуждающие Кастриция Фирма вернуться к вегетарианской диете. [5] De abstinentia включает полемический обзор аргументов как за, так и против вегетарианства. Он основан на цитатах, эмпирических отчетах и ​​аргументах других авторов. [6] Многие из аргументов, которые выдвигает Порфирий, являются опровержением аргументов в пользу мясоедения, которые были распространены в его эпоху. Обоснования, предлагаемые для принятия вегетарианской диеты, весьма разнообразны и включают в себя убеждения в переселении души , в то, что мясоедение вредно для души и тела и что оно причиняет ненужные страдания животным. [5] В трактате поднимаются философские вопросы о том, разумны ли животные, кроме человека, есть ли у них душа и как тогда к ним следует применять концепцию справедливости. [7]

сохранилось полностью «О воздержании» , за исключением финала четвертой книги. [3]

Содержание

[ редактировать ]

В первой книге « О воздержании от употребления в пищу животных » Порфирий кратко излагает несколько аргументов против вегетарианства. Он опровергает эти аргументы, используя агонистические образы, метафоры и словарный запас. Он считает, что воздержание от мяса является важнейшим элементом философии Платона , и указывает на традиционное вегетарианство греческих философов, таких как Эмпедокл и Пифагор . [3] [8]

Порфирий утверждает, что на Кастриция Фирма повлияли аргументы стоиков и эпикурейцев против «этической необходимости вегетарианской диеты». [6] Порфирий отвергает позицию стоиков, согласно которой справедливость была бы нарушена, если бы человечество не имело статуса выше статуса других животных. [9] Он использует критику Плутарха по поводу жестокости стоиков по отношению к животным , чтобы опровергнуть аргументы, в том числе аргументы Клодия Неаполитанского из его утраченной работы «Против вегетарианцев» . [3]

Порфирий следует аскетическому предположению Плотина о том, что наслаждение тела отвращает душу от истинного блага и интеллектуального совершенства души. [6] Его аргументы в пользу воздержания от употребления в пищу животных основаны на цели освободиться от чувственной сферы и тела. [10] проживая жизнь, максимально приближенную к разумному царству. [8] По логике Порфирия, употребление животных есть ненужная роскошь и удовлетворение тела и, следовательно, иррациональной стороны души. [6]

В «О воздержании » Порфирий обращается к философам, а не к спортсменам, которые, как предполагается, черпают физическую силу, потребляя мясо.

Порфирий также выступает за вегетарианскую диету как за вопрос справедливости, поскольку он считает несправедливым причинение вреда существам, которые не имеют намерения причинить людям вред. [10] [11] Порфирий утверждает, что забой животных особенно несправедлив и что для достижения очистительной справедливости необходима вегетарианская диета. [6] Некоторые из аргументов Порфирия распространяются на использование продуктов животного происхождения и имеют сходство с современными принципами этического веганства : [12]

Если же кто-нибудь все же подумает, что уничтожать животных несправедливо, то такой человек не должен употреблять ни молока, ни шерсти, ни овец, ни меда. Ибо как ты причиняешь вред человеку, отнимая у него одежду, так и ты причиняешь вред овце, стригу ее. Ибо шерсть, которую вы возьмете из него, — его одежда. Молоко также производилось не для вас, а для детенышей животного, у которого оно есть. Пчела также собирает мед в пищу себе; которым вы, отнимая, управляете в свое удовольствие.

В Книге I Порфирий специально выступает за вегетарианскую диету для философов, ясно понимая, что его рассуждения не направлены на чернорабочих, спортсменов, солдат или матросов. Порфирий, похоже, разделял распространенное в то время убеждение, что физическую силу можно получить, потребляя мясо, и что тем, кто нуждается в силе, следует разрешить есть мясо. [13] [6] Порфирий также пишет, что болезнь можно вылечить с помощью вегетарианской диеты. Он рассказывает, что его друг Рогацианус восемь лет был прикован к постели, прежде чем вылечился с помощью диеты без мяса. [13]

Древнегреческая краснофигурная керамика, изображающая Гермеса, ведущего козла на жертвоприношение, IV век до нашей эры.

Во второй книге Порфирий обращается к жертвоприношениям животных и к идее, что убийство животных выполняет долг перед богами. [8] Он предлагает аргументы против ритуальных жертвоприношений и демонстрирует, что вегетарианская диета не противоречит религиозным практикам. [6] Он утверждает, что даже если бы боги потребовали жертвоприношения, не было бы никакого обязательства потреблять мясо принесенного в жертву животного. [8]

Порфирий объясняет пифагорейский аргумент воздержания от мясоедения. Собрав воедино длинные отрывки из Теофраста утраченного труда «О благочестии» , [14] он утверждает, что животные и люди имеют душу и естественное родство и что принесение в жертву родственного существа — несправедливый поступок. [15]

Книга III De abstinentia посвящена моральному статусу животных и тому, как к ним можно применить концепцию справедливости. Главный аргумент Порфирия заключается в том, что существует моральное обязательство распространять справедливость на животных, поскольку они являются разумными существами . [6] В поддержку своей гипотезы Порфирий утверждает, что, поскольку анатомия, психология и патология животных схожа с людьми, вполне разумно заключить, что они также будут схожи в своей способности рассуждать . Он следует примеру Плутарха, предлагая бихевиористские доказательства рациональности животных, такие как общение и сложное, целенаправленное поведение. [6] Разъясняя разумность животных и ее человеческую интерпретацию, Порфирий пишет: «Если мы не понимаем, как действует животное, потому что не можем вникнуть в его рассуждения, мы не будем поэтому обвинять их в нерациональности». [16]

Порфирий отвергает аргумент стоиков о том, что животные, кроме человека, неразумны. Он пишет: «Мы не должны говорить, что дикие животные не могут мыслить, быть разумными или иметь логос , даже если их интеллект медленнее нашего, и они не думают так хорошо, как мы». [6] Порфирий указывает на взаимозависимость людей и животных благодаря «провиденциальному телеологическому замыслу космического Демиурга», который наделил естественным чувством справедливости. [6] Порфирий обсуждает пифагорейский принцип метемпсихоза (переселения души), делая вывод, что принесение в жертву одушевленных животных несправедливо. [15] [17]

В книге IV « О воздержании » Порфирий описывает возникновение вегетарианской диеты, начиная с обсуждения мифического Золотого века . Он опирается на изложение Дикеарха греческой истории, где воздержание от мясоедения было частью блаженной жизни, а роскошь, войны и несправедливость стали частью жизни людей только тогда, когда они начали резать животных. [1] Порфирий рассматривает вопрос о том, приводит ли систематическое убийство животных в обществе к утилитарному преимуществу. Он исследует исторические и этнографические примеры обществ, которые существовали на вегетарианской диете, и оценивает, были ли они практически осуществимы и способны ли к выживанию. [8] Он обращается к религиозным и культурным практикам различных народов, [18] включая египтян , ессеев , спартанцев , брахманов и гимнософистов . [19]

Заключение Книги IV не сохранилось и закончилось до обсуждения Порфирием вегетарианства в Древнем Риме и Греции.

«О воздержании от употребления в пищу животных» — влиятельный исторический документ, включающий в себя многие из тех же аргументов, которые используются сегодня в поддержку вегетарианства. [20] Хотя Порфирий не выступал за изменение существующих обычаев и законов, его противодействие традиционным жертвоприношениям животных было позицией, которая «должно казаться тревожно революционной» его современникам. [21]

На протяжении многих лет дебаты о философских основах вегетарианства возродили интерес к древнегреческой мысли по этому вопросу. [5] Многие идеи, выдвинутые Порфирием, например, что животные разумны и, следовательно, имеют право на справедливое обращение со стороны людей, были перенесены в современные аргументы в поддержку вегетарианства и прав животных . [20]

Римская фреска человека, готовящегося принести в жертву свинью. Из Виллы Мистерий в Помпеях, ок. 40 г. до н.э.

Историк Джиллиан Кларк пишет, что большая часть текста Порфирия представляет собой «отчет и обсуждение аргументов других людей, призванных выиграть спор, а не исследовать все последствия». [6] Она утверждает, что описание поведения животных Порфирием показывает конфликт между разумом и страстью:

Животные настолько руководствуются разумом в своих действиях, что часто, зная, что для их ловли используются приманки, они приближаются из-за неконтролируемого аппетита или из-за голода; будучи пойманными, и часто рассуждения побеждают, и их страсть угасает. Некоторые даже оскорбляют человеческое изобретение, мочась на него. [16]

Философ Дэниел Домбровски утверждает, что Порфирий выдвинул аргумент из маргинальных случаев , то есть, что если животным не предоставлен моральный статус, то не должен быть предоставлен и «маргинальным случаям» людей, таких как младенцы, люди с тяжелыми когнитивными нарушениями и старческие люди. [5] Предположение Домбровского частично опирается на следующий отрывок из «О воздержании» :

Однако сравнивать растения с животными — значит нарушать порядок вещей. Ибо последние от природы чувствительны и приспособлены чувствовать боль, бояться и обижаться; из-за чего они также могут быть ранены. Но первые совершенно лишены ощущений, и вследствие этого с ними не может случиться ничего чужеродного, злого, вредного или вредного. Ибо ощущение есть принцип всякого союза... И не абсурдно ли это, поскольку мы видим, что многие из наших собственных видов живут одними чувствами, но не обладают интеллектом и разумом... но что с нашей стороны не оказывается никакой справедливости вол, который пашет, и собака, которую кормят вместе с нами, и животные, которые кормят нас своим молоком и украшают наши тела своей шерстью? Не является ли такое мнение в высшей степени иррациональным и абсурдным? [5]

Порфирия Большинство ученых интерпретируют «Об воздержании» как утверждение, что поедание животных несправедливо, поскольку они являются разумными существами, хотя неясно, последовательно ли Порфир придерживался этого убеждения. В произведении Порфирий использует в диалектических или риторических целях материал, расходящийся с его собственными теоретическими предположениями. [6] В других произведениях Порфирия, например, в «Исагоге» , его трактате по аристотелевской логике, он приводит аргумент, что нечеловеческие животные иррациональны. Джонатан Барнс и другие философы предложили способы устранения этого несоответствия, хотя такие ученые, как Дж. Фэй Эдвардс, отвергли этот вывод. [22]

Философ Оуэн Голдин заключает, что большинство аргументов Порфирия выдвигаются не ради животного, а, скорее, из собственных интересов. [6]

Рукописные традиции и переводы

[ редактировать ]

две различные рукописные традиции De abstinentia Сохранились . Хотя оба содержат множество ошибок и не соответствуют оригинальному тексту, манера выражения могла отличаться от оригинала больше, чем сама тема. Части работы широко цитировались в Евсевия Praeparatio evangelica (начало IV века), Кирилла Александрийского Contra Julianum ( ок. 420-х гг.) и Теодорита Graecarum Affectionum Curatio ( ок. конца 430-х гг.). Цитаты, часто отрывки, описывающие греческое язычество , ближе к оригинальному тексту, чем сохранившиеся рукописи. [с] [2] Немецкий ученый Август Наук в издании De Absentia 1886 года прокомментировал , что все существующие рукописи трактата происходят «от образца, который был уникальным и серьезно испорченным». [2]

Латинский перевод De abstinentia был опубликован Иоганном Бернардом Фелицианом (Джованни Феличиано) в Венеции в 1547 году. Первое издание , основанное на одной из греческих рукописей, было напечатано Пьеро Веттори во Флоренции в 1548 году. Кембриджское издание 1655 года, созданное Дж. Валентином. был первым, включившим разделение на главы, и сопровождался латинским переводом Лукаса Холстениуса . Издание Якоба де Роера 1767 года перепечатало перевод Иоганна Бернарда Фелициана и включило предположения Фридриха Людвига Абреша и Иоганна Якоба Райске . Наука Издание Тойбнера было опубликовано в 1860 году и снова в исправленном издании в 1886 году. [2]

английские переводы

[ редактировать ]

Неоплатоник Томас Тейлор перевел «De abstinentia» на английский язык в 1823 году. В своем комментарии Тейлор ссылается на издание текста Якобусом де Роером. [2] Джиллиан Кларк сделала перевод De abstinentia в 2000 году, который включает обширные комментарии. Его описывают как буквальный и «точный, но плавный». [21] [23]

De abstinentia - наиболее подробная из сохранившихся работ, посвященных вегетарианству классической античности. [23] Наряду с Пифагором и Плутархом Порфирий стал одним из самых известных вегетарианцев и сторонников этического вегетарианства своей эпохи. Кэтрин Роуэтт называет De abstinentia «сокровищницей доказательств философских размышлений о статусе животных, от досократиков до собственной школы Порфирия, неоплатонизма». [8]

Джон Мильтон ссылается на De abstintia в своей маске Comus 17-го века . [24] Уильям Меткалф , служитель вегетарианской Библейской христианской церкви опубликовал проповедь, вдохновленную « О воздержании , в 1821 году » Порфирия. министр Сильвестр Грэм , врач Уильям Олкотт и реформатор Амос Бронсон Олкотт . [20]

Вегетарианская литература часто цитирует аргументы De abstinentia и Порфирия. Он считал, что все создано для взаимной выгоды, а вегетарианство — способ сохранить вселенскую гармонию природы. [25]

Экологическая этика сообщества, предложенная Дж. Бэрдом Калликоттом, имеет сходство с описанием Порфирием естественной справедливости вследствие взаимозависимости людей и животных. [6]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также переводится как «О воздержании от животной пищи» , «О воздержании от убийства животных» , «О воздержании от одушевленных существ » и «О воздержании от употребления плоти» .
  2. ^ В академических исследованиях трактат часто упоминается по сокращению его латинского названия De abstinentia . [2]
  3. ^ Особенно цитаты Евсевия и Кирилла; Цитаты Феодорита были короче и обычно взяты из Евсевия. [2]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Коморовска, Иоанна (2021). «Пифагор, Плутарх, Порфирий и древняя защита вегетарианского выбора» . Справочник Routledge по веганским исследованиям . Рутледж. п. 16. ISBN  9781003020875 . Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Прометей Траст (1994). «Порфирий, О воздержании от животной пищи (1823) Предисловие к интернет-изданию» . Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г. - через Проект Тертуллиан.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Осек, Ева (2020). «Агон, агонистические образы и агонистическая аргументация в De Abstinentia Порфирия» . Конфликт и конкуренция: агон в Западной Греции: избранные очерки симпозиума 2019 года по наследию Западной Греции : 233–248. дои : 10.2307/j.ctv15tt78p.19 . S2CID   225632184 . Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  4. ^ Бриссон, Люк (2000). «Фирма Кастрициус». В Гуле, Ричард (ред.). Словарь античных философов (на французском языке). Полет. III (Новое изд.). Париж: изд. CNRS. п. 425. ИСБН  2271057485 . Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Домбровский, Дэниел А. (январь 1984 г.). «Вегетарианство и аргумент маргинальных случаев в порфире» . Журнал истории идей . 45 (1): 141–143. дои : 10.2307/2709335 . JSTOR   2709335 . ПМИД   11611354 . Архивировано из оригинала 17 января 2023 года . Проверено 21 января 2024 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Голдин, Оуэн (2001). «Порфир, природа и сообщество» . История философии Ежеквартальный журнал . 18 (4): 353–371. ISSN   0740-0675 . JSTOR   27744898 . Архивировано из оригинала 3 ноября 2023 года . Проверено 21 января 2024 г.
  7. ^ Пресс, Александр (2020). Справедливость, чистота, благочестие: чтение Порфирия о воздержании от одушевленных существ (тезис). Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Архивировано из оригинала 3 июня 2023 года . Проверено 21 января 2024 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Осборн, Кэтрин (январь 2007 г.). «О поедании животных: диетические правила Порфирия для философов» . Тупые звери и мертвые философы : 224–238. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199282067.003.0009 . ISBN  978-0-19-928206-7 . Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  9. ^ Ньюмайер, Стивен Т. (1999). «Говоря о зверях: стоики и Плутарх о животном разуме и современные аргументы против животных» . Quaderni Urbinati di Cultura Classica . 63 (3): 104. дои : 10.2307/20546612 . ISSN   0033-4987 . JSTOR   20546612 . Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эмильссон, Эййольфур (2022). «Порфир» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  11. ^ Туоминен, Миира (2015). «Почему нам нужны другие люди, чтобы быть счастливыми?». В поисках хорошей жизни : 241–264. doi : 10.1093/acprof:oso/9780198746980.003.0014 . ISBN  978-0-19-874698-0 .
  12. ^ Казамитьяна, Хорди (2020). Этический веган: личный и политический путь к изменению мира . Сентябрьское издание. ISBN  978-1-912836-87-1 . Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 22 января 2024 г.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эдвардс, Дж. Фэй (22 мая 2019 г.). «Древние аргументы в пользу вегетарианства» . Журнал философов . Архивировано из оригинала 4 октября 2023 года . Проверено 21 января 2024 г.
  14. ^ Смит, Эндрю (2007). «Порфир – простор для переоценки» . Вестник Института классических исследований. Приложение (98): 13. ISSN   2398-3264 . JSTOR   43767967 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ньюмайер, Стивен Т. (1995). «Плутарх о моральных основах вегетарианства» . Классический взгляд . 72 (2): 41–43. ISSN   0009-8361 . JSTOR   43937700 . Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кларк, Джиллиан (2000). «Животные страсти» . Греция и Рим . 47 (1): 90. дои : 10.1093/gr/47.1.88 . ISSN   0017-3835 . JSTOR   826950 . Архивировано из оригинала 24 марта 2022 года . Проверено 21 января 2024 г.
  17. ^ Домбровский, Дэниел А. (2022). «Порфир, аргумент о перекрытии видов и рациональность» . Между видами . 25 (1, статья 2). Архивировано из оригинала 24 мая 2023 года . Проверено 21 января 2024 г.
  18. ^ Караманолис, Джордж; Шеппард, Энн (2007). «Введение: Исследования порфира» . Вестник Института классических исследований. Приложение (98): 1–5. ISSN   2398-3264 . JSTOR   43767966 . Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  19. ^ Ди Серио, Кьяра (2020). «Утопические элементы в «О воздержании» Порфирия». Студия Серанея. Журнал Исследовательского центра истории и культуры Средиземноморья и Юго-Восточной Европы имени Вальдемара Серана . 10 : 47–61. дои : 10.18778/2084-140X.10.03 . hdl : 11089/38895 .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эйви, Тори (28 января 2014 г.). «Эволюция вегетарианства | Историческая кухня» . PBS Еда. Архивировано из оригинала 4 октября 2018 года . Проверено 21 января 2024 г.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ван ден Берг, РМ (2003). «Обзор Порфирия: о воздержании от убийства животных» . Мнемозина . 56 (1): 90–91. ISSN   0026-7074 . JSTOR   4433411 .
  22. ^ Эдвардс, Дж. Фэй (2014). «Иррациональные животные в логических произведениях Порфирия: проблема консенсусной интерпретации «О воздержании» » . Фронезис . 59 (1): 22–43. дои : 10.1163/15685284-12341259 . ISSN   0031-8868 . JSTOR   24767950 . Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ньюмайер, Стивен Т. (2001). «Обзор Порфирия: о воздержании от убийства животных» . Классический взгляд . 78 (3): 143. ISSN   0009-8361 . JSTOR   43938477 . Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  24. ^ Шори, Пол (1906). «Греческий источник Мильтона» . Заметки о современном языке . 21 (6): 192. дои : 10.2307/2917100 . ISSN   0149-6611 . JSTOR   2917100 . Архивировано из оригинала 22 января 2024 года . Проверено 21 января 2024 г.
  25. ^ Уильямс, Ховард (1883). «Этика диеты - Катена» . Международный вегетарианский союз . Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 21 января 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf9f00d12d0862e12a00466e93401678__1712322540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/78/cf9f00d12d0862e12a00466e93401678.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
On Abstinence from Eating Animals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)