Jump to content

Заслуги (христианство)

В богословии христианском заслуга ( лат . «meritum» ) — это доброе дело , совершенное «претендующее на будущую награду от благодатного Бога ». [1] Роль человеческих заслуг в христианской жизни является предметом спора между католиками и протестантами . Заслуги имеют сходство с Тавабом в исламе.

В христианстве и католики, и лютеране утверждают, что «только по благодати, по вере в спасительное дело Христа, а не по каким-либо заслугам с нашей стороны, мы приняты Богом и получаем Святого Духа, который обновляет наши сердца, снаряжая и призывая нас». к добрым делам». [2] Католическая церковь далее учит: «Когда католики подтверждают «похвальный» характер добрых дел, они хотят сказать, что, согласно библейскому свидетельству, за эти дела обещана награда на небесах. Их намерение состоит в том, чтобы подчеркнуть ответственность людей. за свои действия, а не для того, чтобы оспаривать характер этих дел как даров и тем более отрицать, что оправдание всегда остается незаслуженным даром благодати». [2]

Римский католицизм «говорит о заслугах тремя разными способами»: достойные заслуги (которые Бог венчает свободно), [3] соответствующие заслуги (необязательная награда, которая может привести к освящающей благодати ), [4] и сверхвозможные заслуги (даются за то, что они сделали сверх того, что требуется от христианина). [5]

Реформаторская доктрина, с другой стороны, уделяет больше внимания заслугам Христа, которые люди получают через божественную благодать . [5] Протестанты обычно учат, что заслуги никогда не могут быть использованы для зарабатывания или достижения спасения: «Поскольку христиане оправдываются только верой, их положение перед Богом никоим образом не связано с личными заслугами . Добрые дела и практическая святость не дают оснований для принятия». с Богом». [6] «Единственная заслуга, которую Бог принимает за спасение, — это заслуга Иисуса Христа; ничто из того, что человек когда-либо может сделать, не может заслужить расположение Бога или добавить что-либо к заслугам Христа». [7]

католицизм

[ редактировать ]

В католической философии заслуга (понимаемая как свойство доброго дела, дающее право его деятелю на получение вознаграждения) — это спасительный акт по своему безошибочному , который Бог, во чьем служении совершается работа, может обещанию воздать должное. награда (prœmium, merces).

Природа заслуг

[ редактировать ]

Заслуги существуют только в произведениях, которые положительно хороши. Отношение между заслугами и наградой дает внутреннюю причину, по которой в вопросе службы и ее вознаграждения руководящей нормой может быть только добродетель справедливости , а не бескорыстная доброта или чистое милосердие; ибо было бы уничтожено само понятие награды, если бы мы представляли ее как бесплатный дар щедрости (ср. Рим., 11:6). Если же спасительные деяния могут в силу божественной справедливости дать право на вечную награду, то это возможно только потому, что они сами имеют свой корень в безвозмездной благодати и, следовательно, по самой своей природе зависят в конечном счете от благодати, как и Собор Трент решительно заявляет (Sess. VI, cap. xvi, в Denzinger , 10-е изд., Freiburg, 1908, n. 810): «Господь... Чья щедрость ко всем людям настолько велика, что Он будет иметь все, которые являются Его собственными дарами, будут их заслугами».

Этика и теология четко различают два вида заслуг:

  • Condign заслуга или заслуга в строгом смысле этого слова ( meritum adœquatum sive de condigno ), и
  • или квази- достоинство соответствующее

Condign заслуга предполагает равенство между служением и отдачей; оно измеряется коммутативной справедливостью (justitia commutativa) и, таким образом, дает реальное право на вознаграждение. Соответствующие заслуги из-за своей недостаточности и отсутствия внутренней пропорциональности между услугой и вознаграждением требуют вознаграждения только на основании справедливости . Это раннесхоластическое различие и терминология, развившаяся в спорах с пелагианами и полупелагианами , была вновь подчеркнута Иоганном Экком , знаменитым противником Мартина Лютера (ср. Грейинг, «Joh. Eck als junger Gelehrter», Мюнстер, 1906, стр. 153 кв.). Существенная разница между «meritum de condigno» и «meritum de congruo» основана на том факте, что, помимо тех работ, за которые требуется вознаграждение под страхом нарушения строгой справедливости (как в контрактах между работодателем и работником, при купле-продаже и т. д.), существуют являются также другие достойные произведения, которые имеют право на вознаграждение или почести в лучшем случае по соображениям справедливости (ex œquitate) или просто распределительная справедливость (ex iustitia distributiva), как в случае с пособиями и военными наградами . С этической точки зрения разница практически сводится к тому, что если удержать награду за достойные заслуги , то это нарушает права и справедливость и вытекает из этого обязанность совести возместить ущерб , в то время как в случае соответствующих заслуг , удержание вознаграждения не влечет за собой ни нарушения права , ни обязательства по восстановлению, а является просто преступлением против того, что уместно, или вопросом личной дискриминации (acceptio personarum). Следовательно, вознаграждение за соответствующие заслуги всегда зависит в значительной степени от доброты и щедрости дающего, хотя и не просто от его доброй воли.

В христианской теологии человек не обладает ничем своим; все, что он имеет и все, что он делает, — это дар Божий , и, поскольку Бог бесконечно самодостаточен, нет никаких преимуществ или выгод, которые человек мог бы принести ему своими услугами. Следовательно, со стороны Бога не может быть и речи только о безвозмездном обещании награды за определенные добрые дела. За такие дела он обязан обещанной наградой не по справедливости или беспристрастности, а потому, что он добровольно связал себя, т. е. из-за своих собственных качеств правдивости и верности . Только на этом основании мы вообще можем говорить о Божественной справедливости и применять принцип: Do ut des (ср. св. Августин, Serm. clviii, c. ii, в PL, XXXVIII, 863).

Условия заслуг

[ редактировать ]

В католическом учении для всех истинных заслуг существует семь условий, четыре из которых относятся к похвальному труду, два – к действующему лицу, которое заслуживает, и одно – к Богу, который вознаграждает.

Чтобы быть достойным, работа должна быть нравственно хорошей, нравственно свободной, сделанной с помощью действительной благодати и вдохновленной сверхъестественным мотивом.

Что касается второго требования, т. е. моральной свободы, то из этики ясно, что действия, вызванные внешней силой или внутренним принуждением, не могут заслуживать ни награды, ни наказания. Аксиомой уголовного права является то, что никто не может быть наказан за проступок, совершенный без свободной воли; точно так же и доброе дело может быть похвальным и заслуживающим награды только тогда, когда оно исходит из свободного волеизъявления. Таково учение Христа (Мф., 19, 21): «Если хочешь быть совершенен, пойди, продай, что имеешь, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах».

Необходимость третьего условия, т. е. влияния действительной благодати , ясна из того, что всякое действие, заслуживающее неба, очевидно, должно быть сверхъестественным, как сверхъестественно и само небо, и что, следовательно, оно не может быть совершено без помощи предваряющих и содействующая благодать, которая необходима даже праведным. Строго сверхъестественная судьба Блаженного Видения, к которой должен стремиться христианин, требует путей и средств, которые полностью лежат за пределами того, что является чисто естественным (см. БЛАГОДАТЬ).

Наконец, необходим сверхъестественный мотив, поскольку добрые дела должны быть сверхъестественными не только в отношении их объекта и обстоятельств, но и в отношении цели, ради которой они совершаются (ex Fine). Но в определении необходимых качеств этого мотива богословы расходятся во мнениях. В то время как одни требуют мотива веры ( motivum fidei ), чтобы иметь заслуги, другие требуют, кроме того, мотива милосердия ( motivum caritatis ) и, таким образом, усложняя условия, значительно ограничивают объем похвальных дел (как различают от просто добрых дел). Другие же считали единственным условием заслуг то, что доброе дело праведника, имеющего уже привычную веру и милосердие, будет сообразным с Божественным законом и не требует никакого другого особого мотива.

Заслуживающий агент должен одновременно находиться в состоянии паломничества ( status viœ ) и в состоянии благодати ( status gratiœ ). Под состоянием странствования следует понимать нашу земную жизнь; смерть как естественный (хотя и не необходимый по существу) предел замыкает время заслуг. Время посева ограничено этой жизнью; жатва отложена до следующего дня, когда никто не сможет сеять ни пшеницу, ни куколку. Мнение, высказанное некоторыми богословами (Хиршер, Шелл), что для некоторых классов людей все еще может существовать возможность обращения после смерти, противоречит открытой истине, согласно которой частное суждение ( judicium партикуляре ) определяет мгновенно и окончательно, является ли будущее должно быть либо вечным счастьем, либо вечным несчастьем (ср. Клейтген , «Theologie der Vorzeit», II, 2-е изд., Мюнстер, 1872, стр. 427 кв.). Крещенные дети, умершие до достижения разумного возраста , принимаются на небеса без каких-либо заслуг на единственном праве наследования ( titulus hœreditatis ); однако у взрослых есть дополнительный титул награды ( titulus mercedis ), и по этой причине они будут наслаждаться большей мерой вечного счастья.

Кроме состояния странничества, для заслужения требуется состояние благодати (т. е. обладание освящающей благодатью), ибо только праведные могут быть «сынами Божиими» и «наследниками небесных» (ср. Рим., VIII). , 17). В притче о виноградной лозе Христос прямо объявляет «пребывание в нем» необходимым условием «приношения плода»: «Пребывающий во Мне, и Я в нем, тот же приносит много плода» (Ин., 15, 5); и этот постоянный союз со Христом осуществляется только освящающей благодатью. В противоположность Васкесу большинство богословов придерживаются мнения, что тот, кто более свят, получит большую заслугу за данное дело, чем тот, кто менее свят, хотя последние выполняют одну и ту же работу при совершенно одинаковых обстоятельствах и одинаковым способом. Причина в том, что более высокая степень благодати увеличивает богоподобное достоинство деятеля, и это достоинство увеличивает ценность заслуг.

Заслуга требует от Бога, чтобы Он принял (in actu secundo) добрую работу как заслуживающую похвалы, даже если работа сама по себе (in actu primo) и до ее принятия Богом уже действительно заслуживает похвалы. Богословы, однако, не пришли к единому мнению относительно необходимости этого условия. Скотисты считают , что все достоинство добрых дел зиждется исключительно на безвозмездном обещании Бога и Его свободном принятии, без которых даже самый героический поступок лишен заслуг и благодаря которым даже простые по природе добрые дела могут стать достойными похвалы.

лютеранство

[ редактировать ]

Мартин Лютер подчеркивал заслуги Христа, рассматривая оправдание как полностью дело Божие. Когда в Евангелии упоминается Божья праведность, это означает, что Бог объявляет праведным неправедного грешника, который верит в Иисуса Христа. [8] Праведность, которой человек оправдывается (объявляется праведным), — это не его собственная праведность (теологически собственная праведность), а праведность другого, Христа ( чужая праведность). «Вот почему только вера делает человека справедливым и исполняет закон», — сказал Лютер. «Вера – это то, что приносит Святого Духа через заслуги Христа». [9] Таким образом, вера для Лютера — это дар Божий и «… живая, смелая вера в Божью благодать, настолько уверенная в Божьем благоволении, что, доверяясь ей, человек тысячу раз рисковал бы смертью». [10] Эта вера охватывает праведность Христа и присваивает ее верующему. Он объяснил свою концепцию «оправдания» при подготовке к Тридентскому собору в своих «Смалькальдских статьях» :

Первая и главная статья такова: Иисус Христос, наш Бог и Господь, умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания (Римлянам 4:24-25). Он один — Агнец Божий, который берет на себя грехи мира ( Иоанна 1:29), и Бог возложил на Него грехи всех нас ( Исаия 53:6). Все согрешили и оправданы даром, без своих дел и заслуг, по Его благодати, через искупление во Христе Иисусе, в Его крови (Римлянам 3:23-25). В это необходимо верить. Это не может быть приобретено или постигнуто каким-либо другим трудом, законом или заслугами. Поэтому ясно и несомненно, что одна эта вера оправдывает нас... Ничего из этой статьи нельзя уступить или отказаться, хотя бы небо и земля и все прочее пали ( Мк. 13:31). [11]

Лютер выступил против мнения, что закон не предназначен для христиан в антиномическом споре с Иоганнесом Агриколой .

В своем «Комментарии к Нагорной проповеди» 1532 года Мартин Лютер раскритиковал католическое учение о достойных заслугах . Он отметил, что, хотя награда, которую человек получает за соответствующие заслуги, намного больше, чем за соответствующие заслуги, виды добрых дел, которые, как говорят, достигают каждого типа заслуг, аналогичны. Лютер считал бессмысленным, что два типа заслуг могут быть получены одинаковыми действиями, когда польза от уважительных заслуг намного больше, чем выгода от соответствующих заслуг. [12]

Помимо более ранних догматических деклараций, данных на Втором Синоде Оранского 529 г. и на Четвертом Латеранском Соборе 1215 г. (см. Denzinger, 191, 430), Тридентский Собор поддержал традиционную доктрину заслуг, настаивая на том, что вечная жизнь является одновременно благодатью и и награда (сессия VI, гл. xvi, у Денцингера, н. 809). Оно осуждало как еретическое учение Лютера о греховности добрых дел (Сесс. VI, кан. XXV) и провозглашало догмой , что праведники в обмен на свои добрые дела, совершенные в Боге через заслуги Иисуса , должны ожидать вечного награда (мест. соч., кан. XXVI).

реформатский

[ редактировать ]

Согласно учению Кальвина (Instit., III, ii, 4), добрые дела являются «нечистотой и осквернением » (inquinamenta et sordes), но Бог прикрывает их врожденную безобразность покровом заслуг Христа и вменяет их в вину предопределены как добрые дела, чтобы Он мог воздать за них не жизнью вечной, но, самое большее, временной наградой.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Харви, Питер (2013). Введение в буддизм: учения, история и практики . Издательство Кембриджского университета. п. 44 . ISBN  9780521859424 . В христианском богословии «заслуга» относится к поступку бога, который считается претендующим на будущую награду от милостивого Бога, и эта идея плохо соответствует буддизму.
  2. ^ Перейти обратно: а б «От конфликта к общению. Совместное лютеранско-католическое празднование Реформации в 2017 году. Отчет Лютеранско-римско-католической комиссии за единство (2013)» . Святой Престол . Проверено 5 апреля 2017 г.
  3. ^ Вавриков, Джозеф П. (2016). Божья благодать и человеческое действие: «заслуга» в теологии Фомы Аквинского . Издательство Университета Нотр-Дам. п. 89. ИСБН  9780268096830 . В достойных заслугах, конечно, присутствует и щедрость Божия: Бог щедро вознаграждает добрые дела, соразмерные Богу.
  4. ^ Кросс, Ричард (1999). Дунс Скот . Издательство Оксфордского университета. п. 105 . ISBN  9780195352252 . В основе этого лежит утверждение о том, что наградой за достойные заслуги является вечная жизнь, а наградой за соответствующие заслуги является дар освящающей благодати ... Скот часто называет соответствующие заслуги не более чем расположением к получению награды.
  5. ^ Перейти обратно: а б Спроул, RC (2011). Основные истины христианской веры . Tyndale House Publishers, Inc. с. 205. ИСБН  9781414360348 .
  6. ^ «Оправдание верой» . Благодать Вам . Проверено 12 декабря 2019 г.
  7. ^ «Римский католицизм» . Благодать Вам . Проверено 12 декабря 2019 г.
  8. ^ Ярослав Пеликан и Гельмут Леманн, ред., «Сочинения Лютера» , 55 томов. (Сент-Луис и Филадельфия: издательство Concordia и Fortress Press, 1955–1986), 34:337
  9. ^ Определение веры Мартина Лютера
  10. ^ Предисловие к Римлянам
  11. ^ Лютер, Мартин. «Статьи Смалькальда» в «Конкордии: Лютеранские исповедания» . (Сент-Луис: Издательство Concordia, 2005, 289, Часть вторая, Статья 1.
  12. ^ Комментарий к Нагорной проповеди в переводе Чарльза А. Хэя, 1892 г., стр. 97.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58b7212817768c1bc8985716640927c9__1712892240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/c9/58b7212817768c1bc8985716640927c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Merit (Christianity) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)