Спектр теистической вероятности
Часть серии о |
Неверие |
---|
популяризированный Ричардом Докинзом в книге «Иллюзия Бога» , Спектр теистической вероятности, представляет собой способ категоризации убеждений относительно вероятности существования божества .
Атеизм, теизм и агностицизм
[ редактировать ]JJC Смарт утверждает, что различие между атеизмом и агностицизмом неясно, и многие люди, которые страстно называли себя агностиками, на самом деле были атеистами. Он пишет, что в основе этой неверной характеристики лежит необоснованный философский скептицизм , который не позволяет нам претендовать на знание мира. [1] Вместо этого он предлагает следующий анализ:
Давайте рассмотрим уместность или неправильность того, что кто-то (назовем его « Филон ») называет себя теистом, атеистом или агностиком. Я бы предложил, если Филон оценивает различные правдоподобия так, что на имеющихся у него доказательствах вероятность теизма близка к единице, ему следует назвать себя теистом, а если она окажется близкой к нулю, ему следует назвать себя атеистом и если это выходит где-то посередине, ему следует называть себя агностиком. В отношении этой классификации нет строгих правил, поскольку границы размыты. В случае необходимости, подобно мужчине средних лет, который не уверен, называть ли себя лысым или не лысым, ему следовало бы объясниться более подробно. [1]
Формулировка Докинза
[ редактировать ]
В книге «Бог как иллюзия » Ричард Докинз утверждает, что «существование Бога — это научная гипотеза, как и любая другая». Далее он предлагает непрерывный «спектр вероятностей» между двумя крайностями противоположной уверенности, который может быть представлен семью « вехами ». Докинз предлагает определенные утверждения, чтобы обобщить свое место в спектре теистической вероятности. Этими «вехами» являются: [2]
- Сильный теист. 100% вероятность Бога. Как говорил Карл Юнг : «Я не верю, я знаю».
- Де-факто теист . Очень высокая вероятность, но ниже 100%. «Я не знаю наверняка, но я твердо верю в Бога и живу, исходя из предположения, что Он существует».
- Склоняюсь к теизму. Выше 50%, но не очень много. «Я очень неуверен, но я склонен верить в Бога».
- Совершенно беспристрастно. Ровно 50%. « Бога совершенно равновероятны». Существование и несуществование
- Склоняюсь к атеизму. Ниже 50%, но не очень низко. «Я не знаю, существует ли Бог, но я склонен относиться к этому скептически».
- Де-факто атеист. Очень низкая вероятность, но не равна нулю. «Я не знаю наверняка, но я думаю, что Бог очень невероятен, и я живу, исходя из предположения, что его нет».
- Убежденный атеист. «Я знаю, что Бога нет, с таким же убеждением, как Юнг знает, что он есть».
Докинз утверждает, что, хотя кажется, что существует множество людей, которые относят себя к «1» из-за строгости религиозной доктрины против сомнений, большинство атеистов не считают себя «7», потому что атеизм возникает из-за отсутствия доказательств, а доказательства всегда можно изменить мнение думающего человека. В печати Докинз называл себя «6». В интервью Биллу Махеру , а затем Энтони Кенни он предположил, что «6,9» будет более точным. [3] [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смарт, Джек (2004). «Атеизм и агностицизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 28 апреля 2007 г.
- ^ Докинз, Ричард (2006). Бог-обман . Бантамские книги. п. 50. ISBN 0-618-68000-4 .
- ^ «Ричард Докинз о Билле Махере» . Ютуб. 11 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г. Проверено 15 июня 2012 г.
- ^ Бингхэм, Джон (24 февраля 2012 г.). «Ричард Докинз: Я не могу быть уверен, что Бога не существует» . Телеграф . Проверено 24 февраля 2012 г.