Кай Нильсен (философ)
Кай Нильсен | |
---|---|
Рожденный | Маршалл, Мичиган , США | 15 мая 1926 г.
Умер | 7 апреля 2021 г. | (94 года)
Альма-матер | Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл Университет Дьюка |
Род занятий | Профессор философии, автор |
Кай Нильсен (15 мая 1926 — 7 апреля 2021) — американский профессор философии Университета Калгари , в последнее время почётный . Он специализировался на натурализме , метафилософии , этике , аналитической философии , социальной и политической философии . Нильсен также писал о философии религии и был защитником современного атеизма . Он также был известен своей защитой утилитаризма , написав в ответ на Бернарда Уильямса его критику со стороны .
Биография
[ редактировать ]Кай Эдвард Нильсен родился 15 мая 1926 года в Маршалле, штат Мичиган , недалеко от Батл-Крика, штат Мичиган , и вырос в Молине, штат Иллинойс . [1]
Его отец был из Копенгагена , Дания, и говорил на датском и шведском языках. [2] Как он позже сказал о своем отце: «Мой отец был датским иммигрантом, который приехал в Нью-Йорк, когда ему было пятнадцать. Он тогда не знал ни слова по-английски. Его отдали в первый класс школы, и он ненавидел это». Что он мог сделать? Он не мог говорить по-английски, и вот он был с этими маленькими англоговорящими детьми. Ему было пятнадцать, а им было пять или шесть лет. Он бросил школу и, как и вы, добился успеха. тогда еще мог бы сделать». [3]
Его мать была американкой, но, по словам Нильсена, она «была метисом. Ее мать была родом из озера Сен-Жан, хотя сама она никогда не говорила по-французски. Ее мать рано иммигрировала в Соединенные Штаты, прежде чем она научилась говорить». [3] Чтобы проиллюстрировать разницу между своей матерью и отцом, он рассказал следующую историю: «За несколько лет до Второй мировой войны друг моего отца, который был его подчиненным в страховой компании, где мой отец был суперинтендантом, был приглашен наш летний дом. Это было во время боксерского поединка Джо Луиса и Макса Шмелинга. Мы были в нашем летнем доме, на одной стене которого висел большой американский флаг, а на другой — большой датский флаг. Это друг моего отца, которому я звонил. Дядя Перси начал говорить о Гитлере (борьба Луиса и Шмелинга была большим немецко-американским делом) и сказал: «Ну, было одно хорошее дело, которое Гитлер сделал в борьбе с евреями». Моя мать встала и вышла из комнаты, а когда он ушел, она сказала моему отцу, чтобы он никогда больше не впускал дядю Перси в дом». [3]
Воспитание
[ редактировать ]В интервью, данном позже в своей жизни, Нильсен объяснил, что побудило его стать «левыми (тогда я бы никогда не назвал это так)», рассказав две истории из своего детства о классе и расе: «Я вырос в маленьком городке Среднего Запада. Американский город во время Великой депрессии, где, будучи маленьким мальчиком, я увидел ряд вещей, которые оставили на мне свой след. Мои родители жили в финансовом отношении во время Великой депрессии, как и до нее, так и после нее. горничная, которая забирала за нами, особенно за мной. Но через овраг от нашего дома жила группа бедных людей, и, как вы знаете, дети поступают, я ходил домой после школы с некоторыми из своих одноклассников, чтобы поиграть с ними в мяч. В одном из домов, которые я посетил, у них был единственный мяч, который они связали веревкой. Я помню, что дом был неотапливаемым, а лицо матери выглядело изуродованным. Мебели почти не было. Отец был в дороге и смотрел. на работу. Многие дома в нашем городе были такими. Но когда я приходил домой, у меня была горничная, которая подбирала мою одежду и книги, куда бы я их ни бросал. У меня было тепло, комфорт и много еды. Я не мог поверить, что эта разница может быть правильной. Тогда я понял, что что-то не так с обществом, которое допускает это. У меня были разные осознания этого. Видеть, например, людей, которые работали в Управлении рабочих проектов (проект администрации Рузвельта по созданию рабочих мест), стоящих в очередях, опираясь на лопаты. Я помню, как спросил своего отца (который был консерватором, хотя я в те дни никогда об этом не думал), когда мы проезжали мимо нашей большой машины – предшественника «Кадиллака» – «Кто эти люди?» И он сказал: «Люди, нанятые Рузвельтом для управления проектом работ. Они могли бы получить настоящую работу, если бы захотели. Им не обязательно жить на пособие по безработице». Именно такие переживания произвели на меня впечатление и укоренили то, что впоследствии стало моим поворотом влево, а позже и моим прочным социализмом. Если бы только мой отец прочитал книгу Эптона Синклера. Джунгли . Другой пример, вот этот расовый: один из моих близких друзей-школьников был чернокожим – негром, как мы тогда говорили. Однажды после школы я пригласил его пойти со мной домой поиграть. Когда мы вошли в дом, я заметил, что наша горничная, шведка, выглядела испуганной, увидев его. Когда он ушел, моя мать подошла ко мне и сказала: «Никогда больше не приводи Джорджа сюда». И мой отец, чтобы запечатлеть это, позвонил отцу Джорджа и сказал ему не позволять Джорджу возвращаться». [3]
Образование
[ редактировать ]Нильсен ходил в среднюю и среднюю школу в течение двух лет в Молине. Затем он перешел в Академию Св. Амвросия, часть Колледжа Св. Амвросия (ныне Университет Св. Амвросия (с 1987 г.)), в соседнем Давенпорте, штат Айова , потому что он хотел играть в их баскетбольной команде. [2] [3] Окончив среднюю школу, он три месяца провел в офицерской школе и последние два года Второй мировой войны служил в торговом флоте, на Тихом океане, на торговом судне. Однажды на них напал японский самолет, но они не пострадали. [2] После войны он два года учился в колледже Святого Амвросия. Св. Амвросий был католической школой. В то время Нильсен боролся с религиозными убеждениями после того, как во время войны прочитал некоторые философские книги: «После войны я вернулся в Сент-Амвросий, чтобы проучиться в колледже два года, прежде чем перешел в Университет Северной Каролины. Так что мой первый колледж (университет) был католической школой. Там на меня повлияли два человека: один был священником, который много знал о литературе и очень интересно о ней говорил. Другой был мирянином, приехавшим из Монреаля и получившим образование. в Университете Торонто – в колледже Св. Михаила – с Гилсоном и Маритеном. Его звали Фредерик Флинн, и он преподавал философию в этом маленьком католическом колледже. В то время вам приходилось изучать философию в католических школах. Возможно, вы до сих пор это делаете. Это было необходимо, и большинство студентов – большинство из которых были католиками – ненавидели это. Большинство курсов в этой школе были невероятно скучными, их преподавали священники по учебным пособиям, и большинство этих священников не очень интересовались философией. Я прошел курс у Флинна, который преподавал Платону, Аристотелю и Фоме Аквинскому. Он сильно отличался от остальных. Когда он говорил о Фоме Аквинском, вместо того, чтобы просто сказать, что доказательства работают, он сказал, что с ними есть проблемы. Мы поговорили о них, и он обнаружил, что меня интересуют эти вещи. К тому времени у меня были проблемы с религией, и он сказал мне, что мне следует также прочитать Скота, Оккама и Маймонида и прочитать самих философов, а не только руководства. Он произвел на меня впечатление и заинтересовал меня философией. Именно в это время я также прочитал Сантаяну, и это оказало на меня секуляризирующее воздействие. Мое предыдущее чтение Ницше и Дьюи во время войны имело аналогичный эффект. В тот период моей жизни во мне бурлило множество противоречивых течений». [3]
Затем Нильсен перешел в Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл , где получил степень бакалавра наук с отличием , защитив диссертацию о Джеймсе Джойсе. [4] Во время своего пребывания в Чапел-Хилл Нильсен радикализировался: «В Университете Северной Каролины существовала сегрегация не только по расовому, но и по половому признаку. Первоначально в UNC были только студенты мужского пола (за исключением аспирантуры). Так было и тогда, когда он учился в Чапел-Хилл. Я преподавал в Гамильтон-колледже и Амхерст-колледже. Думаю, сейчас в США [2012] осталось только две мужские школы, но тогда их было много. Но в Северной Каролине тоже была расовая сегрегация. в либеральном Университете Северной Каролины и Университете Дьюка вообще не было чернокожих студентов. Это называлось «отдельные, но равные». Но это, конечно, было неправдой. К тому времени я был восприимчив к этому, поэтому присоединился к различным вызывающим движениям, особенно радикальным, хотя в глазах истеблишмента все они были радикальными движениями. что я быстро стал очень радикальным». [3]
В том же интервью Нильсен описал себя как жертву расистского запугивания: «Во время президентской гонки в США Генри Уоллес (а не Джордж Уоллес), который был вице-президентом при Трумэне, сформировал новую партию и баллотировался на пост президента. студенческое движение, поддерживающее Уоллеса (Уоллес был своего рода социал-демократом, но его партия совершила тактическую ошибку, приняв помощь от Коммунистической партии США, и это положило им конец). Поль Робсон, черный и видный член Коммунистической партии, был красноречивым человеком. Сторонник Уоллеса. Я видел, как Пол Робсон играл главную роль в «Отелло» в Сан-Франциско во время войны, когда я еще служил на службе. Помню, я тогда ответил: «Господи, что это?» Я был очарован. Мы, студенты в Чапел-Хилл, организовали приезд Поля Робсона в кампус, чтобы выступить в поддержку Уоллеса и этой третьей партии. Но он был членом Коммунистической партии и к тому времени был внесен в черный список университета. много либеральных колебаний, в конце концов сказали, что мы не можем встретиться в лекционном зале, который мы планировали, и с их первоначальным соглашением. Итак, мы пошли на пустой участок, принадлежавший заправочной станции в центре Чапел-Хилл, которая закрылась на вечер. представил Робсона, и он там говорил. За это той ночью мне сожгли крест перед моим домом». [3]
Нильсен учился в аспирантуре по философии в соседнем Университете Дьюка в Дареме, Северная Каролина , и получил докторскую степень в Дьюке в 1959 году. [5] В те годы в университете он также опубликовал роман. [2]
Преподавательская карьера
[ редактировать ]Нильсен преподавал в Гамильтон-колледже, а затем был принят на работу в Амхерст-колледж , где он преподавал в течение трех лет на факультете философии и религии. После встречи с Сидни Хуком в Амхерсте его пригласили поступить на философский факультет Нью-Йоркского университета , где он в конечном итоге стал заведующим кафедрой. Во время войны во Вьетнаме он переехал в Университет Калгари. [6]
Нильсен был членом Королевского общества Канады. [5] и бывший президент (в 1983 году) Канадской философской ассоциации . [7]
Нильсен также был одним из основателей Канадского философского журнала . [8]
В 1973 году Нильсен был одним из тех, кто подписал Гуманистический манифест II . [9]
Он написал или отредактировал более 40 книг по таким темам, как марксизм , метафилософия , этическая и политическая теория. [5]
В 2007 году была опубликована книга «Разум и эмансипация: очерки философии Кая Нильсена » под редакцией Мишеля Сеймура и Маттиаса Фрича с участием Энтони Кенни , Николаса Вольтерсторфа , Ричарда Рорти и Стивена Люкса , среди других. Эта книга была издана после конференции в честь Нильсена, прошедшей в октябре 2003 года в Университете Конкордия .
Нильсен умер в апреле 2021 года в возрасте 94 лет. [6] [10]
Публикации
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Пессимизм интеллекта, оптимизм воли: политическая философия Кая Нильсена , под редакцией Дэвида Рондела и Алекса Сагера, 2012. ISBN 978-1-55238-530-2
- Витгенштейновский фидеизм? (совместно с ДЗ Филипс ), 2006 г. ISBN 0-334-04005-1
- Атеизм и философия , 2005. ISBN 1-59102-298-3
- Глобализация и справедливость , 2002. ISBN 1-59102-054-9
- Натурализм и религия , 200., ISBN 1-57392-853-4
- Эксплуатация , 2001. ISBN 0-391-04000-6
- Зачем быть моральным? , 1997. ISBN 0-87975-519-9
- Натурализм без основ , 1996. ISBN 1-57392-076-2 4
- О трансформации философии: метафилософское исследование. 1995, ISBN 0-8133-0666-3
- Существует ли Бог?: Дебаты между теистами и атеистами (совместно с Дж. П. Морлендом ), 1993. ISBN 978-0879758233
- Бог и обоснование морали , 1991. ISBN 0-7766-0328-0
- После упадка традиции: Рорти, критическая теория и судьба философии , 1991. ISBN 0-8133-8044-8
- Этика без Бога , 1990. ISBN 0-87975-552-0
- Бог, скептицизм и современность , 1989. ISBN 0-7766-0241-1
- Марксизм и моральная точка зрения: мораль, идеология и исторический материализм , 1989. ISBN 0-8133-0653-1
- Равенство и свобода: защита радикального эгалитаризма , 1986. ISBN 0-8476-7516-5
- Философия и атеизм , 1985. ISBN 0-87975-289-0
- Введение в философию религии , 1983. ISBN 0-312-43310-7
- Маркс и мораль , 1981. ISBN 0-919491-01-4
- Скептицизм , 1973. ISBN 0-333-10263-0
- Этика без Бога, 1973 г. , исправленное издание 1990 г. ISBN 978-0879755522
- Разум и практика: современное введение в философию , 1971. ISBN 0-06-044836-9
- Современная критика религии , 1971. ISBN 0-333-06963-3
- Этика без Бога , 1971. ISBN 0-301-73021-0
Статьи и главы книг
[ редактировать ]Nielsen см. списки на личной домашней странице , домашней странице Калгари и подробную информацию на Philpapers .
Книги о Нильсене
[ редактировать ]- Разум и эмансипация: Очерки философии Кая Нильсена , под редакцией Мишеля Сеймура и Матиаса Фрича, 2007, ISBN 978-1-59102-418-7
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кай Эдвард Нильсен» . Оксфордский справочник . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сеймур, Мишель. «Обмен с Каем Нильсеном - Часть 1: Жизнь в философии» . Ютуб . Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рондель, Дэвид; Сагер, Алекс; Нильсен, Кай, ред. (2012). Пессимизм интеллекта, оптимизм воли: политическая философия Кая Нильсена . Университет Калгари Пресс. стр. 401–435, «Интервью с Каем Нильсеном о политической философии». ISBN 978-1-55238-530-2 .
- ^ Биографическая справка КАЯ НИЛЬСЕНА (сокращенная)
- ^ Jump up to: а б с «Нильсен, Кай 1926- | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Факультет философии | Университет Калгари» . phil.ucalgary.ca . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Президенты» . CPA-ACP . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Канадский философский журнал» . Кембриджское ядро . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Гуманистический манифест II» . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 г.
- ^ «Памяти: Кая Нильсена» . Новости . 09.04.2021 . Проверено 12 апреля 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Пойман, Л. Моральная жизнь , ОУП, 2001. ISBN 0-19-516608-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1926 рождений
- 2021 смертей
- Атеисты 20-го века
- Атеисты 21 века
- Американские атеисты
- Атеизм в Канаде
- Философы-атеисты
- Академический состав Университета Конкордия
- Консеквенциалисты
- Канадские критики религий
- Выпускники Университета Дьюка
- Люди из Маршалла, Мичиган
- Люди из Молина, Иллинойс
- Философы из Иллинойса
- Философы из Мичигана
- Американские философы религии
- Канадские политические философы
- Социальные философы
- Академический состав Университета Калгари
- Утилитаристы
- Рационалисты
- Президенты Канадской философской ассоциации