Джейкоб Молешотт
Джейкоб Молешотт | |
---|---|
![]() Девиз внизу нему. Народное самоуправление – его волшебная сила, горе тому, кто прикоснётся к | |
Рожденный | Якобус Альбертус Виллебрордус Молешотт 9 августа 1822 г. |
Умер | 20 мая 1893 г. | (70 лет)
Национальность | Голландский |
Образование | Гейдельбергский университет |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | Немецкий материализм [1] |
Учреждения | Гейдельбергский университет Университет Цюриха Туринский университет Римский университет |
Основные интересы | Философия науки |
Джейкоб Молешотт (9 августа 1822 — 20 мая 1893) был голландским физиологом и писателем по вопросам питания и диетологии . Он был известен своими философскими и политическими позициями в отношении научного материализма и против витализма . Он видел необходимость участия ученых в политическом мышлении. Он был членом Немецкой академии наук Леопольдина (с 1884 г.). Хотя он родился в Нидерландах, он учился в Германии, а затем много писал на итальянском языке, особенно о «scienza positiva».
Жизнь
[ редактировать ]
Якобус Альбертус Виллебрордус Молешотт родился в Хертогенбосе , Нидерланды , в семье врача Джоаннеса Франциска Габриэля Молешотта (1793–1857) и Элизабет Антонии (или Антонетты) ван дер Монде (1795–1866). [4] Он пошел в школу в Клевсе , где выучил греческий и латынь, и его поддержал директор школы Фердинанд Хельмке. Его учитель латыни и греческого языка Мориц Флейшер также познакомил его с гегелевской философией. [5] Отец Молешотта скептически относился к религии и отговаривал своего сына от религии и поощрял естественные науки в раннем возрасте. Молешотт изучал медицину в Гейдельбергском университете, в отличие от своего отца, который уехал в Лейден. Он изучал ботанику у Теодора Бишоффа и химию у Вильгельма Дельфа . Анатомию преподавал Фридрих Тидеман (1781–1861), а физиологию – Леопольд Гмелин (1788–1853). [6] Его научным руководителем был Якоб Генле , где он получил докторскую степень в 1845 году. В этот период он также стал активным участником кружка Иоганна Кристиана Каппа. Он встретил Юстуса Либиха в Гиссене и Лоренца Окена в Берне и начал формировать сети. Он перевел произведение Йоханнеса Мюлдера , которое подарил Габриэлю Густаву Валентину в Берне. Он передал работу Валентина Тидеману. Он переехал в Утрехт в 1845 году и стал помощником Малдера. Он обсуждал физиологию зрения с Франциском Корнелисом Дондерсом (1818–1889). [7] Вскоре он вернулся в Гейдельбергский университет, заинтересовавшись работой Малдера в области питания и работая приват-доцентом. Молешотт также интересовался социализмом как средством улучшения питания людей. Дебаты между Либихом и Малдером обострили отношения Молешотта с Либихом. Либих считал, что в качестве топлива для организма служат только углеводы, в то время как Молешотт включал в себя роль белков и жиров. [8] Он читал лекции по физиологии, начиная с 1847 года, и опубликовал «Physiologie der Nahrungsmittel» (1850), получившую похвалу, в том числе от Александра фон Гумбольдта . [9] Он также уделял особое внимание экспериментальным методам. Затем он расширил его серией публичных лекций, открытых для всех, кто занимается антропологией экспериментальными методами. [10] Университет по приказу Министерства внутренних дел Бадена объявил Молешотту выговор за его радикальную политическую позицию, «жестокий материализм» и атеизм, что привело к его отставке в 1854 году. [11] Рядом с Карлом Фогтом и Людвигом Бюхнером Молешотт находился в центре общественных дебатов о материализме в Германии в 1850-х годах. [12]
Молешотт провел два года без академической должности и начал работать над 15-томными «Исследованиями о природе человека и животных» . [13] Он также написал биографию Георга Форстера, которого назвал народным ученым. [14] , ставшая популярной у Вильгельмины Фелиг В 1856 году кулинарная книга под названием Frankfurter Kochbuch (позже Kochbuch für's Deutsche Haus) , была основана на теориях питания Либиха и Молешотта. [15] Молешотт советовал потреблять белки ежедневно. Молешотта Другая женщина, Матильда Райхардт-Стромберг, написала эссе о морали посредством рационального мышления, а не религии, используя «Kreislauf des Lebens» . [16] Молешотт получил должность профессора физиологии в Цюрихском университете в 1856 году. Он и его жена выучили итальянский язык, находясь в Цюрихе. Затем он переехал в Турин (1861 г.), где особенно активно участвовал в построении связей между швейцарскими, немецкими и итальянскими исследователями. В 1867 году он получил итальянское гражданство. Он продолжал популяризировать науку и, в частности, физиологию. В 1876 году он был назначен сенатором. В 1878 году он переехал в Ла Сапиенцу в Риме (1879) в качестве профессора экспериментальной физиологии. [17] Он использовал свое политическое положение, чтобы поддержать позицию адвоката Лидии Поэт, которой было отказано на том основании, что она женщина. [18] Он также выступал против антисемитизма. [19] а также Macinato или налог на зерно. [20] 9 июня 1889 года он выступил с публичной речью по поводу открытия статуи Джордано Бруно в Ватикане вместе с речью Гаэтано Трецца (1828-1892). Он поддерживал роль рациональной мысли в борьбе с нетерпимостью церкви. [21]
Молешотт женился на Софи Стрекер в 1849 году, и у них родилось два сына и три дочери. Она была поэтом-любителем и помогала редактировать произведения Молешотта. В Италии она страдала мелахолией и покончила жизнь самоубийством в 1891 году. [22] Молешотт умер в Риме.
Бронзовый бюст работы Этторе Феррари был установлен в Туринском университете 9 июня 1893 года с памятной речью Чезаре Ломброзо, который перевел «Kreislauf des Lebens» Молешотта на итальянский язык. [23]
Сочинения
[ редактировать ]Молешотт объяснил происхождение и состояние животных действием физических причин. Он был атеистом , что привело к его отстранению от преподавания в Гейдельбергском университете. [24] Его характерными формулами были «нет мысли без фосфора » и «мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь ».
Его основные работы включают:
- Учение о пище. Для народа (Эрланген, 1850 г.; 3-е издание, Эрланген, 1858 г.)
- Физиология пищи (1850 г.; второе издание, 1859 г.)
- Физиология обмена веществ у растений и животных (1851 г.)
- Круг жизни (1852 г.; пятое издание, 1887 г.)
- Георг Форстер, народный натуралист . (1854)
- Исследования естественных наук о людях и животных (1856–93), продолженные после его смерти Колозанти и Фубини.
- О человеческой жизни (1861–67), сборник очерков.
- Физиологический альбом (1861 г.)
- Совет и утешение во время холеры (1864 г.; третье издание, 1884 г.)
- О влиянии смешанного и хроматического света на выдыхание углекислоты животным организмом (1879 г.), с Фубини.
- Кляйне Шрифтен (1880–87), собрание очерков и обращений.
- Для моих друзей (1894)
Архив Джейкоба Молешотта хранится в публичной библиотеке Archiginnasio Болоньи . [25] [26] [27]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оуэн Чедвик, Секуляризация европейского разума в девятнадцатом веке , издательство Кембриджского университета, 1990, стр. 165: «В 1850-е годы немецкие... ученые вели полемику, известную... как материалистическая полемика. Она была особенно связана с именами Фогта, Молешотта и Бюхнера» и стр. 173: «Французы были удивлены, увидев Бюхнера и Фогта... [Т] французы были удивлены немецким материализмом».
- ^ Джон Пауэлл, Дерек В. Блейкли, Тесса Пауэлл (ред.), Биографический словарь литературных влияний: девятнадцатый век, 1800–1914 , Greenwood Publishing Group, 2001, «Павлов, Иван Петрович (1849–1936)».
- ^ Ван Раак, Рональд. « Почитай забытого философа Джейкоба Молешотта » . Журнал «Философия» . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ Менегелло (2017): 40.
- ^ Менегелло (2017): 44.
- ^ Менегелло (2017): 47.
- ^ Менегелло (2017): 57-60.
- ^ Менегелло (2017): 77.
- ^ Менегелло (2017): 82.
- ^ Менегелло (2017): 63.
- ^ Менегелло (2017): 86-88.
- ^ Даум , Популяризация науки , стр. 210, 293–99, 355, 379, 415–6, 426, 443, 456–57, 503.
- ^ Менегелло (2017): 92.
- ^ Менегелло (2017): 97.
- ^ Менегелло (2017): 122.
- ^ Менегелло (2017): 123.
- ^ Менегелло (2017): 224-225.
- ^ Менегелло (2017): 229-240.
- ^ Менегелло (2017): 240-245.
- ^ Менегелло (2017): 306-308.
- ^ Менегелло (2017): 338-348.
- ^ Менегелло (2017): 70-71.
- ^ Менегелло (2017): 394-408.
- ^ Хармке Камминга (1995). Наука и культура питания, 1840-1940 гг . Родопи. п. 31. ISBN 978-90-5183-818-3 .
Например, гораздо более заметен атеизм Молешотта, и он объявляет абсурдным мнение Либиха о том, что понимание законов природы неизбежно приводит нас к идее Существа, познаваемого только через откровение.
- ^ «Архив Джейкоба Молешотта» (на итальянском языке).
- ^ «Специальный фонд Джейкоба Молешотта» (на итальянском языке).
- ^ Буси, Патриция (1 сентября 2011 г.). «Молесхотт в Biblioteca dell'Archiginnasio в Болонье. История архивного фонда и обычные критерии» . Критический журнал итальянской философии . 7 (3): 588 . Проверено 18 мая 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Андреас Даум , Популяризация науки в XIX веке: гражданская культура, научное образование и немецкая общественность, 1848–1914 гг . Мюнхен: Ольденбург, 1998, ISBN 3-486-56337-8 , 2-й. издание 2002 г., включая краткую биографию Молешотта.
- Фредрик Грегори: научный материализм в Германии девятнадцатого века , Springer, 1977, ISBN 90-277-0760-Х
- Менегелло, Лаура (2017). Джейкоб Молешотт - Транснациональная биография. Наука, политика и популяризация в Европе девятнадцатого века . Расшифровка Верлага. дои : 10.1515/9783839439708 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). «Молесшотт, Джейкоб». Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Краткая биография и библиография в Виртуальной лаборатории Института истории науки Макса Планка.
- Ежемесячник популярной науки, том 49. Эскиз Джейкоба Молешотта