Марчин Руар

Марцин Руар (нем. Martin Ruar , лат. Ruarius ), псевдоним Аретий Криспинус ) (1589–1657) — социнианский писатель, сторонник религиозной терпимости и ректор Раковской академии с 1620 по 1622 год. [1]
Руар родился в Кремпе , Гольштейн, в семье лютеранского проповедника. Он учился в Альтдорфе , где познакомился и принял нетринитария Фаусто Соццини , а затем изучал право в Лейдене. Он был полиглотом, часто путешествовал по Дании, Франции, Италии, Нидерландам и странам Германии, пропагандируя нетринитарное учение и призывы к толерантности, публикуя публикации и заслужив репутацию одного из самых образованных людей своей эпохи. Ему предложили должность профессора в Кембридже , но он отклонил это предложение из-за требования признать Троицу . Он переехал в Польшу в 1614 году и был назначен ректором Раковской академии на три года в 1620-х годах, но подал в отставку из-за бремени преподавания и управления.
В 1631 году Руар переехал в Гданьск, где был священником немецкоязычной социнийской общины. Известный своими гуманистическими и либеральными взглядами, Руар не был доктринером и пытался примирить социниан с меннонитами-ремонстрантами. Путешествуя в Нидерланды, Руар установил контакты между польскими арианами и голландским ремонстрантским движением, а также с Якобом Арминием . [2] Однако его позиция против Троицы оставалась ясной, как и в обширной переписке с ремонстрантами, такими как министр Хазерсвуде Самуил Неранус , о Троице. [3]
В 1643 году Руар женился на дочери Мартина Восса из зажиточной и известной гданьской семьи и обратил в христианство свою жену, ее семью, друзей и многих горожан. Эти преобразования не ускользнули от внимания городского совета, большинство из которых принадлежало местной лютеранской церкви. После решения Сейма 1638 года, изгнавшего польских братьев из Ракова и закрывшего Раковскую Академию , городской совет Гданьска принял решение изгнать Руара. Однако как адвокат Руар потребовал официального суда, апеллируя к поддержке польских магнатов, которые были покровителями « Польских братьев» . Руар утверждал, что учение его веры, ошибочно названное «арианством», на самом деле основано на Библии. Городской совет уступил, при условии, что Руар должен прекратить обращать лютеран. Через пять лет Руар получил от короля Владислава IV Вазы свидетельство о неприкосновенности и снова начал обращать лютеранских горожан города, что в 1643 году повлекло за собой дальнейшее изгнание из Гданьска - вместе со своим тестем Воссом, врачом Флорианом Крузиусом, Даниэлем Цвикер, секретарь совета Ладебах и восьмидесятилетний парикмахер Вернер Дэвид Бюттель со своими семьями.
Сначала Руар отправился в Варшаву, где пытался заручиться поддержкой дела социниан, утверждая, что его депортация стала началом религиозных преследований в Польше. Хотя ему условно разрешили вернуться в Гданьск, отныне Руар предпочитал жить за городом, в Страшине, где он провел остаток своей жизни, сочиняя, проповедуя, переписываясь с общиной в Гданьске и с учеными за рубежом под защитой гетман Станислав Конецпольский . В этот период он снова много и свободно путешествовал, посетив Англию и Италию. Он умер в Страшине под Гданьском.
Руар был сторонником отделения церковной власти от естественных наук. В 1643 году Марин Мерсенн искал у Я. Фабрициуса (студента из Гданьска в Париже, по-видимому, не имевшего отношения к астроному), социнианина, с которым Мерсенн мог переписываться по поводу коперниканского гелиоцентризма Пьера Гассенди , и был представлен Руару. Однако Руар уже был знаком с работами Гассенди и ответил Мерсенну, что такие вопросы следует оставить на усмотрение науки, а не ждать решения церкви. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хмай, Людвик: Марцин Руар: исследование истории религиозного рационализма в Польше 1921, стр. 154
- ^ Богдан Суходольский История польской культуры 1986 стр. 105
- ^ Пит Виссер Социнианство в Нидерландах, стр. 312.
- ^ Сильвия Мурр Гассенди и Европа 1592-1792, Том 63, стр. 302