Франсуа де Ла Мот Ле Вайер

Французская и франкоязычная литература |
---|
по категориям |
История |
Движения |
Писатели |
Страны и регионы |
Порталы |
Франсуа де Ла Мот Ле Вайер (англ. Французский: [də la mɔt lə veje] , август 1588 — 9 мая 1672) — французский писатель, известный под псевдонимом Орозиус Туберо . Он был принят во Французскую академию в 1639 году и был наставником Людовика XIV .
Ранние годы
[ редактировать ]Ле Вайер родился и умер в Париже , член дворянской семьи штата Мэн . Его отец был адвокатом парижского парламента и автором любопытного трактата о функциях послов, озаглавленного Legatus, seu De legatorum privilegiis, officio et munere libellus (1579 г.), иллюстрированного в основном античной историей. Франсуа сменил своего отца в парламенте, но оставил свой пост около 1647 года и посвятил себя путешествиям и художественной литературе . [ 1 ]
Литературная карьера
[ редактировать ]Его «Соображения о французском красноречии» (1638 г.) обеспечили ему поступление во Французскую академию , а его « De l'instruction de Mgr. «Дофин» (1640) привлек внимание Ришелье . В 1649 году Анна Австрийская поручила ему воспитание своего второго сына, а затем и завершение образования Людовика XIV , которым очень пренебрегали. Результатом его педагогической работы стала серия книг, в которую вошли «География», «Риторика», «Мораль», «Экономика», «Политика», «Логика» и «Физика принца» (1651–1658). Король наградил своего наставника, назначив его историографом Франции и государственным советником. Ла Мот Ле Вайер унаследовала библиотеку Мари де Гурне , переданную от Мишеля де Монтеня . [ 1 ]
Скромный, скептический, а иногда и непристойный в своих латинских произведениях и стихах, он стал персоной грата при французском дворе, где распутство в идеях и морали приветствовалось с удовольствием. Помимо своих образовательных работ, он написал Jugement sur les anciens et principaux historiens grecs et latins (1646); трактат под названием « Du peu de certitude qu’il ya en histoire» (1668), который в каком-то смысле знаменует начало исторической критики во Франции; и скептические «Диалоги» , опубликованные посмертно под псевдонимом Орасиус Туберон. Неполное издание его сочинений вышло в Дрездене в 1756–1759 гг. [ 1 ] Он сыграл важную роль в популяризации скептицизма и Секста Эмпирика , в частности, которого он называл «божественным Секстом» (почти богохульство в католической Франции во времена Короля-Солнца, что стоило ему более высокого государственного поста). [ нужна ссылка ]
Мольер был его близким другом, и ходят слухи, что большая часть иконоборческой сатиры в его пьесах была вдохновлена эрудированной и дикой (хотя и тщательно скрываемой) критикой Ле Вайером религиозного лицемерия, выраженной во второй версии его шедевра «Тартюф» (1667) — которую (по словам Роберта Макбрайда) Ла Мот Ле Вайер защищала в едком и анонимном «Письме о комедии». l'Imposteur (1667) против религиозной фракции при дворе Людовика XIV. [ 2 ] Мишель Фуко использовал это произведение как важный материал в своем знаменитом эссе « Государственность ». [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2017 г. ) |
- ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Макбрайд, Мольер и его первый Тартюф (издательство Манчестерского университета, 2005), ISBN 0907310575
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ла Мот ле Вайер, Франсуа де ». Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 131. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Недавнее издание избранных критических трактатов:
- Об отечестве и иностранцах и других маленьких скептических трактатах , изд. Филипп-Жозеф Салазар , Париж: Desjonquères, 2003.
- Роберт МакБрайд, Письмо о комедии Самозванца , приписываемое Ле Вайеру. Дарем: Даремский университет Press, 1994.