Апостольская бедность
Апостольская бедность – это христианская доктрина, исповедуемая в тринадцатом веке вновь образованными религиозными орденами , известными как нищенствующие ордена , в прямой ответ на призывы к реформе Римско- католической церкви . При этом эти ордена пытались прожить свою жизнь без владения землей и накопления денег, следуя наставлениям, данным семидесяти ученикам в Евангелии от Луки (10:1-24), и преуспели в разной степени. аскетического Папы Пасхалия II Решение спора об инвеституре в его радикальном Конкордате 1111 года с императором, отвергнутом кардиналами, заключалось в том, что духовенство Германии должно передать императорской короне свои феодальные владения и светские должности. [1] Пасхал оказался последним из пап-григорианистов.
Провокационный [2] Доктрина была вызовом богатству церкви и вызванным ею опасениям по поводу последующей коррупции: отвергнутая церковной иерархией, она нашла сочувствующую аудиторию среди недовольных бедняков XII, XIII и XIV веков. [3]
Доктрина апостольской бедности была осуждена как ересь в 1323 году, но продолжала оставаться источником споров. [4]
История [ править ]
Апостольские братья [ править ]
В Северной Италии, Испании и Франции [5] прежде всего, религиозное движение людей под названием «Апостольские братья» было активным сторонником этой идеи. Слово «апостольский», используемое для описания членов Братства, также использовалось как ярлык для людей из аналогичных религиозных сект. [6]
Униженный [ править ]
Одной из групп, которая была основным сторонником апостольской бедности, были Хумилиати , «Смиренные». Основанные торговцем шерстью, они основали общины, разбросанные по Италии и Франции, организованные по принципу простого образа жизни мирян, которые делились своими товарами, оставаясь при этом семейными единицами. Они оставались преимущественно мирским движением и пришли к отрицанию авторитета иерархии и духовенства . объявила их еретиками По этой и другим причинам позднее католическая церковь .
Часто предполагается [ кем? ] что святой Франциск Ассизский был вдохновлен своим движением сформировать францисканцев , стремясь подражать бедности Иисуса Христа и донести его послание через простую жизнь и пример, строго придерживаясь при этом верований католической церкви. Святой Доминик основал аналогичный орден — Орден проповедников , более известный как доминиканцы .
Вальденсы [ править
Где-то в 1170-х годах богатый торговец тканями, известный как Вальдес или Питер Уолдо, пережил религиозное обращение, которое приписывают тому, что он услышал, как менестрель пересказал историю святого Алексея. [7] Выслушав этот рассказ, Вальдес посетил мастера-теолога, чтобы определить самый верный путь к спасению, на что теолог ответил, что он должен следовать Священному Писанию; в частности, Матфея 19:21: «Если хочешь пройти весь путь, то пойди и продай все, что имеешь, и раздай нищим». [8] Затем Вальдес, обеспечив свою семью, раздал все свое имущество и вёл жизнь в апостольской бедности. Он перевел Евангелие и начал открыто проповедовать, приобретя множество последователей, которые тоже вели жизнь в апостольской бедности; эти мужчины и женщины стали известны как вальденсы. Уолтер Мэп, хотя и критиковал отсутствие у вальденсов образования и, следовательно, их неспособность проповедовать, признал, что они действительно жили в состоянии бедности, сравнимой с состоянием апостолов, описывая их как не имеющих «постоянного дома... ничего не владеющих и имеющих все». в общем, как Апостолы, нагие, следующие за нагим Христом». [9]
Францисканцы [ править ]
Францисканцам было разрешено Папой Григорием IX иметь нечленов, которые будут заботиться об их материальных нуждах, в то время как сами монахи не будут владеть ничем и будут использовать только в соответствии с обетом бедности то, что им было дано. С самого начала развивались две тенденции. Некоторые монахи, называемые Зеланти, ведя более изолированную и простую жизнь, строго соблюдали бедность, предписанную завещанием святого Франциска. Другие жили в монастырях в городах, ухаживали за примыкающими к ним церквями и имели необходимое богослужебное оснащение, а также посвящали себя учебе и проповеди, что требовало использования книг. Они соблюдали францисканское правило в соответствии с его интерпретациями, официально сделанными Папами. Уже Григорий IX указывал, что завещание святого Франциска не обязывает монахов по совести. Папа Иннокентий IV разрешил францисканцам назначать «прокуроров» для покупки, продажи и управления переданными им товарами. Бонавентура , ставший генеральным министром в 1257 году, пытался примирить две тенденции, и его иногда называют вторым основателем Ордена, которому он дал свои первые Общие конституции. [10] Конфликты со светским духовенством и мирскими преподавателями в университетах привели к обвинениям в лицемерии в отношении профессии бедности со стороны посторонних, а также со стороны тех членов ордена, которые раньше назывались Зеланти, но которых затем стали называть как Спиритуалы, из-за их связи с Эпохой Духа, начало которой, апокалиптического писателя Иоахима Фиорского, должно было прийти в 1260 году. по предсказанию [11]
В первые годы 14 века конфликт между спиритуалами и монастырскими францисканцами достиг апогея. [12] [13] Спиритуалы, которых в 13 веке возглавлял Иоахимист Питер Оливи , заняли более крайние позиции, которые в некоторых глазах дискредитировали понятие апостольской бедности и привели к осуждению со стороны Папы Иоанна XXII . [14]
В своей булле Exiit qui Seminat от 14 августа 1279 года Папа Николай III подтвердил договоренность, уже установленную Папой Григорием IX, согласно которой все имущество, переданное францисканцам, перешло в собственность Святейшего Престола , который предоставил монахам простое пользование им. В булле говорилось, что отречение от владения всем сущим «как индивидуально, так и сообща, ради Бога, похвально и свято; и Христос, показывая путь совершенствования, учил его словом и подтверждал примером, и первый основатели Церкви воинствующей, как они черпали ее из самого источника, распространяли ее по каналам своего учения и жизни желающим жить совершенно». [15] [16] [17] Папы Климента V Булла Exivi de Paradiso от 20 ноября 1312 г. [18] не удалось достичь компромисса между двумя фракциями. [11] Преемник Климента V, Папа Иоанн XXII был полон решимости подавить то, что он считал крайностями спиритуалов, которые горячо отстаивали мнение, что Христос и его апостолы не владели абсолютно ничем, ни по отдельности, ни вместе, и которые цитировали Exiit qui seminat в поддержку своей точки зрения. [19] В 1317 году он официально осудил группу из них, известную как Фратичелли. [11]
26 марта 1322 года Иоанн снял запрет на обсуждение буллы Николая III. [20] [21] и поручил экспертам изучить идею бедности, основанную на убеждении, что Христос и апостолы ничем не владели. Эксперты разошлись между собой, но большинство осудило эту идею на том основании, что она осуждает право Церкви на собственность. [11] Францисканский капитул, состоявшийся в Перудже в мае 1322 года, заявил об обратном: «Говорить или утверждать, что Христос, указывая путь совершенствования, и Апостолы, следуя этим путем и подавая пример другим, желающим вести совершенную жизнь, , не имевшие ничего ни по отдельности, ни совместно, ни по праву собственности и доминиума , ни по личному праву, мы сообща и единогласно объявляем не еретическими, а истинными и кафолическими». [11] Буллой Ad conditorem canonum от 8 декабря того же года: [22] Иоанн XXII, заявляя, что «нелепо было притворяться, что каждое яйцо и кусок хлеба, подаренные и съеденные братьями Меньшими, принадлежали Папе Римскому», [23] заставил их принять право собственности, отменив соглашение, согласно которому все имущество, переданное францисканцам, принадлежало Святому Престолу , который предоставлял монахам простое пользование им. Таким образом, он разрушил фиктивную структуру, которая придавала жизни монахов-францисканцев вид абсолютной бедности. [24] структура, которая «освободила францисканцев от морального бремени законной собственности и позволила им практиковать апостольскую бедность без неудобств реальной бедности». [25] А 12 ноября 1323 года он издал короткую буллу Cum internonnullos : [26] который объявил «ошибочным и еретическим» учение о том, что Христос и его апостолы не имели никакого имущества. [17] [19] [27]
Влиятельные члены ордена протестовали, в том числе генерал-министр Михаил Чезенский , английский провинциал Уильям Оккам и Бонагратия Бергамо . В 1324 году Людовик Баварский встал на сторону спиритуалов и обвинил Папу в ереси. В ответ на аргумент своих оппонентов о том, что булла Николая III Exiit qui Seminat была фиксированной и безотзывной, Иоанн XXII издал буллу Quia quorundam от 10 ноября 1324 г. [28] в котором он заявил, что из слов буллы 1279 года нельзя заключить, что у Христа и апостолов ничего не было, добавив: «Действительно, скорее можно заключить, что евангельская жизнь, прожитая Христом и апостолами, не исключала некоторых владений в общим, поскольку жизнь «без собственности» не требует, чтобы живущие таким образом не имели ничего общего».
В 1328 году Михаил Чезенский был вызван в Авиньон, чтобы объяснить непримиримость Ордена в отказе от приказов Папы и его соучастие с Людовиком Баварским. Михаил был заключен в тюрьму в Авиньоне вместе с Франческо д'Асколи, Бонагратиа и Уильямом Оккамом. В январе того же года Людовик Баварский вошел в Рим и был коронован императором. духовного францисканца Пьетро Райнальдуччи Три месяца спустя он объявил Иоанна XXII низложенным и назначил Папой . Францисканский капитул, открывшийся в Болонье 28 мая, переизбрал Михаила Чезенского, который двумя днями ранее бежал со своими товарищами из Авиньона. Но в августе Людовику Баварцу и его папе пришлось бежать из Рима из-за нападения Роберта, короля Неаполя . Лишь небольшая часть францисканского ордена присоединилась к противникам Иоанна XXII, а на общем капитуле, состоявшемся в Париже в 1329 году, большинство всех домов заявило о своем подчинении Папе. С буллой «Quia vir reprobus» от 16 ноября 1329 г. [29] Иоанн XXII ответил на нападки Михаила Чезенского на Ad conditorem canonum , Cum inter и Quia quorundam . В 1330 году подчинился антипапа Николай V, затем бывший генерал Михаил и, наконец, незадолго до его смерти, Оккам. [11]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Норман Ф. Кантор , 1992. Цивилизация Средневековья , стр. 262f.
- ^ «Провокационный»: Кантор 1992: 263.
- ^ Кантор 1992: 263.
- ↑ Культурный контекст картины Умберто Эко « Имя розы», действие которой происходит в 1327 году, представляет собой возобновление споров по этому вопросу и преследованию радикальных францисканцев.
- ^
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, находящейся в свободном доступе : Сакс, Гюго (1908). «Апостольские братья» . В Джексоне, Сэмюэл Маколи (ред.). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога . Том. 1 (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 243–244.
- ^ «Апостольский» . Британская энциклопедия . 20 июля 1998 г. Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Литтл, Лестер К. (1978). Религиозная бедность и прибыльная экономика в средневековой Европе . Интернет-архив. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-1213-4 .
- ^ Литтл, Лестер К. (1978). Религиозная бедность и прибыльная экономика в средневековой Европе . Интернет-архив. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-1213-4 .
- ^ Литтл, Лестер К. (1978). Религиозная бедность и прибыльная экономика в средневековой Европе . Интернет-архив. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-1213-4 .
- ^ «История францисканского движения (1)» . Архивировано из оригинала 5 августа 2011 г. Проверено 17 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «История францисканского движения (3)» . Архивировано из оригинала 22 мая 2013 г. Проверено 17 января 2013 г.
- ^ с. 172
- ^ Брук, Образ Святого Франциска , с. 100
- ^ Филип Д. Крей и др., Николай Лирский: Чувства Священного Писания (Brill 2000). ISBN 978-90-04-11295-7 ), с. 240.
- ^ Английский перевод 1 ; Архивировано 1 ноября 2011 г. в Wayback Machine, см. Английский перевод 2 и еще один перевод в книге Розалинд Б. Брук, «Образ Святого Франциска» (Cambridge University Press, 2006). ISBN 978-0-521-78291-3 ), с. 98.
- ^ Тирни , с. 70
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шац, Папское первенство (Литургическая пресса, Колледжвилл, Миннесота, 1996 г.) ISBN 978-0-8146-5522-1 ) стр. 117-118
- ^ Английский перевод 1 ; Архивировано 12 января 2012 г. в Wayback Machine, английский перевод 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кристофер Кляйнхенц, Средневековая Италия: энциклопедия (Routledge, 2003). ISBN 978-0-415-93930-0 ), т. 1, с. 373
- ^ Bull Quia nonnunquam. Архивировано 6 июня 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Брук, с. 100
- ^ «Английский перевод» . Архивировано из оригинала 12 января 2012 г. Проверено 12 октября 2011 г.
- ^ Брук, с. 101
- ^ Брук, стр. 100-101.
- ↑ Франс ван Лиер в The Medieval Review 06.10.24
- ^ Английский перевод 1 ; английский перевод 2
- ^ Тирни, с. 181
- ^ Английский перевод 1. Архивировано 12 января 2012 г. на Wayback Machine и английский перевод 2.
- ^ Английский перевод