Питер Джон Оливи
Питер Джон Оливи , также Пьер де Жан Оливи или Петрус Джоаннис Оливи [а] (1248 – 14 марта 1298), французский францисканский богослов и философ, который, хотя и умер, исповедуя веру Римско -католической церкви , оставался противоречивой фигурой в спорах вокруг бедности в начале 14 века. Во многом это произошло из-за его взгляда на то, что францисканский обет бедности также влек за собой usus pauper ( т. е . «бедное» или «ограниченное» использование товаров). Хотя современные францисканцы в целом соглашались с тем, что usus pauper важен для францисканского образа жизни, они не соглашались с тем, что это было частью их обета бедности. Его поддержка строгого взгляда на церковную бедность сыграла роль в идеологии групп, которые стали известны как духовные францисканцы или фратичелли.
Биография
[ редактировать ]Родившийся в Сериньяне , епархия Безье , в 1247/48 году, в двенадцать лет он поступил в орден младших братьев в Безье , учился в Монпелье, а затем поступил в Парижский университет. Он присутствовал там в 1268 году, когда Бонавентура давал свои Collationes de septem donis Spiritus Santi , и, вероятно, все еще был там в 1273 году на Collationes Бонавентуры в Гексамероне . [1] Вернувшись в родную провинцию, он преподавал в разных местах и, вероятно, находился в Нарбонне около 1277–79.
Во время подготовки Николая III буллы Exiit qui Seminat летом 1279 года Оливи сопровождал своего провинциального министра в Италию, но сам не входил в состав комиссии, работавшей над буллой. Его попросили кратко выразить свое мнение относительно францисканской бедности, но он составил гораздо более длинные вопросы о евангельском совершенстве. По возвращении в Лангедок он был принят на должность преподавателя философии в Университет Монпелье, но позже обратился к изучению Священных Писаний. Он написал ряд библейских комментариев: Бытие, Исаия, Иов, Матфей, Иоанн, Послание к Римлянам и Откровение , среди других. [2] Один оппонент (названный «братом Ар.», которого следует идентифицировать с Арно Гайяром, тогдашним холостяком, вернувшимся из Парижа) выразил свое несогласие со взглядами Оливи на францисканский обет бедности, что побудило его написать « Трактат о плохом использовании» ( De usu paupere ). [3] Спор между двумя молодыми богословами разгорелся по самым разным вопросам. [4] который привлек внимание генерального капитула Страсбурга в 1282 году . Записана только судьба Оливи, но оба, вероятно, были отстранены от преподавания. Его учение было рассмотрено семью францисканскими богословами в Париже, которые сначала составили список ошибок ( Littera septem sigillorum ), а затем обосновали его с помощью свитка ( rotulus ). [5] цитат из произведений Оливи.
Оливи защищался в нескольких ответах (1283–1285 гг.), И, наконец, Генеральный капитул Монпелье (1287 г.) принял решение в его пользу. Новый генеральный настоятель Матфей Акваспартский направил его лектором по богословию в монастырь Санта-Кроче во Флоренции . Затем преемник Матфея, Раймон Гофреди , отправил Оливи обратно в Монпелье в качестве лектора по богословию. На генеральном капитуле Парижа в 1292 году Оливи снова дал объяснения, которые, по-видимому, оказались удовлетворительными. Он провел свои последние годы в монастыре Нарбонна , читая лекции и написав свой шедевр по Апокалипсису Иоанна , редактируя свой комментарий к « Словам Петра Ломбарда» , ведя переписку и действуя в качестве пастора сообщества «духовных» францисканцев и набожных мирян. Он умер в окружении своих друзей, которые фамильярно называли его «Святым Петром» после искреннего исповедания своей католической веры (опубликовано Wadding ad, 1297, № 33) 14 марта 1298 года.
Характерное обучение
[ редактировать ]Взгляд на литературную деятельность Оливи показывает, что — учитывая его относительно короткую жизнь в пятьдесят лет, постоянную преподавательскую деятельность и потерянные годы, когда он жил под облаком этого «монаха Ара». над ним — что он был удивительно продуктивен. Ближайший современник заявил, хотя и не совсем точно, что он написал комментарии к каждой книге Библии: он так и не осуществил свой план комментировать пророчество Даниила или послания к Коринфянам.
Лангобарда» — Оливи прокомментировал «Приговоры большую часть Книги III и IV, а также всю Книгу II , в которой он продемонстрировал себя непревзойденным сторонником свободной воли человека. Он также был видным критиком Аверроэса. Его косвенный фрагментарный комментарий к I книге Ломбардии , De Deo Cognoscendo, Ломбардских предложений опубликован как приложение к комментарию к Книге II (стр. 525–554). Его аргумент здесь доводит онтологический аргумент Ансельма до его полноты, утверждая превосходное совершенство ( summe infinitum ) всех атрибутов Бога способом, аналогичным и отражающим «чрезмерную герменевтику» Апокалипсиса Оливи ( см. Льюис, Откровение Оливи , « «Сверхизобильная герменевтика Оливи»).
Мысли Оливи и большое количество его работ о «евангельской бедности» широко обсуждались и сделали его лидером так называемых «духовных францисканцев», часто оклеветанных папством XIV века и другими, более заинтересованными в богатстве, чем в духовность евангельского самообладания. Он был последовательным сторонником и практиком святой жизни, которой учил Иисус, которой жили апостолы и восстановленной в церкви Франциском Ассизским, однако не допуская личного экстремизма, который характеризовал некоторых фигур-скелетов. Работа Оливи над контрактами демонстрирует его способность мыслить вне сферы религии, а также его уравновешенное и разумное отношение к правильному использованию денег. Оливи интересовался не только философией, но и практическими вопросами. Его работа «О продаже, покупке, ростовщичестве и реституции» , или, проще говоря, «О контрактах » (как в последнем издании С. Пирона, 2012 г.), содержит тонкое обсуждение ценообразования рисков и вероятностей в связи с оценкой компенсации, причитающейся за принудительное реквизирование. собственности. [6] Эта работа заслужила Оливи место в истории развития мышления о правильном использовании капитала.
Переосмысление Оливи значения Библии в ее собственных терминах, помимо аристотелевских категорий, в некоторых случаях привело к обновлению опоры на простое значение текста, а в других случаях к беспрецедентной богословской изобретательности. Оливи был уникален в XIII веке, например, в реализации еврейского качества Апокалипсиса ( ср. Льюис, Откровение Оливи, «Оливи и евреи»). Он определил «144 000 Друзей Агнца» (Откр. 7:4-8, 14:1-5) как еврейское воинственное крыло Церкви Последнего Времени. Очарованный еврейской музыкой, Оливи описал два крыла апокалиптической армии, иудеев и язычников, играющих на арфах и поющих в унисон двойную песнь — Песнь Моисея и Агнца (Откр. 15:3). Оливи предвидел воссоединение евреев и язычников в едином народе Божьем в конце, как это было в начале. Совершенно противоположно тому, как это сделали церковники и члены королевской семьи, которые в 1306 году, всего через восемь лет после смерти Оливи, привели Францию и соседей Оливи к очередному спазму европейского антисемитизма.
Наследие и споры
[ редактировать ]Споры продолжились и после его смерти. Его друзья, как монахи, так и миряне, почитали своего лидера и даже почитали его могилу как могилу святого; с другой стороны, генеральный капитул Лиона в 1299 году приказал собрать его сочинения и сжечь как еретические.
Генеральный совет Вены в 1312 г. установил в Decretal Fidei catholicæfundamento (Bull. Franc., V, 86) католическое учение против трех пунктов учения Оливи, правда, без упоминания автора. Эти моменты относились к моменту, когда тело Христа на кресте было пронзено копьем, к способу соединения души с телом и к крещению младенцев. В 1318 году монахи, выступавшие против Оливи, дошли до того, что разрушили могилу Оливи, что является осквернением, и предположительно они бросили его тело в реку Роне. В следующем году против него были предприняты еще два шага: его сочинения были абсолютно запрещены Генеральным капитулом Марселя, а специальная комиссия богословов рассмотрела «Lectura super Apocalypsim» Оливи и отметила шестьдесят предложений как еретические, главным образом цитаты Иоахима Флорского ( см. Иоахима Флорского . Текст см. Балузиус-Манси, «Разное», II, Лукка, 1761, 258–70, ср. также Генри Денифле , «Chartularium Universitatis Parisiensis», II, i, Париж, 1891, 238–9; ). В 1326 году эти приговоры были осуждены Папой Римским. Иоанн XXII использование их императором Людовиком IV Баварским в его Обращении к Заксенхаузену (1324 г.). , когда внимание Папы привлекло [7] Хотя Оливи никогда официально не был признан еретиком, его имя было включено как запрещенный автор в несколько изданий «Индекса запрещенных книг» . [8] Франц Эрле считает ( Архив, III , 440), что Оливи не был нечестивым еретиком, каким его изображали в некоторых сочинениях своих оппонентов, и утверждает (там же, 448), что разоблачение его богословского учения было скорее тактической мерой. противников строгих принципов бедности и реформ, исповедуемых Оливи. Ясно, что Оливи во многих пунктах следует учению св. Бонавентуры , но столь же ясно и то, что в своей Lectura super Apocalypsim он был последовательным последователем Иоахима , чего для некоторых было достаточно, чтобы заклеймить его как еретика.
Сочинения
[ редактировать ]Многочисленные работы Оливи, многие из которых сейчас подвергаются критическому редактированию, можно разделить на шесть классов:
1. Философские произведения
- Бернхард Янсен (ред.). Вопросы во второй книге Sententiarum 3 vols. [= Сумма вопросов, II]. Кваракки , Колледж Св. Бонавентуры, 1922–1926 гг.
- Фердинанд Делорм (ред.). О чтении книг философов . Антонианум 16 (1941): 31–44.
- Фердинанд Делорм (ред.). Что такое право или собственность ? Антонианум 20 (1945): 309–330. Пересмотренное издание, С. Пирон, Оливиана , 5 , 2016 г., онлайн: http://journals.openedition.org/oliviana/882
- Стивен Браун (ред.). Логические вопросы . Традицио 42 (1986): 337–388.
- Сильвен Пирон (ред.). Вопрос о речи ангелов . Оливия , 1 год, 2003 г.
- Сильвен Пирон (ред., пер.) Tractatus de Contractibus.Traité des contrats . Париж, Les Belles-Lettres, 2012. Английский перевод: Райан Торнтон, Майкл Кусато (пер.) Трактат о контрактах , Сен-Бонавентура (Нью-Йорк), Публикации Францисканского института, 2016. Португальский перевод: Джойс Беатрис да Коста, Луис Альберто де Бони (транс). Договор о контрактах . Порту, Edições Affrontamento, 2016.
- С. Пирон (ред.). Вопрос о божественной воле и знании , Вопрос об идеях , Оливиана , 6, 2020 г., онлайн: http://journals.openedition.org/oliviana/977
- Джакомо Тодескини . Францисканский трактат по политической экономии: Пьетро ди Джованни Оливи «De emptionibus etnditionibus, De usuris, De restitutionibus» . Рим: Итальянский исторический институт средневековья. 1980.
2. Экзегетические и герменевтические труды.
- Марко Бартоли, Super Lamentationum Ieremie (ред.). в «Падении Иерусалима». Комментарий Джованни Оливи к «Книге плача Петра» . Рим, ISIME, 1991.
- Дэвид Флуд, Гидеон Гал (ред.). Петр Иоанн Оливи о Библии. Пять принципов в Священном Писании, Постилла у Исаии и в 1 Коринфянам . Св. Бонавентура, Нью-Йорк, Публикации Францисканского института, 1997.
- Йоханнес Шлагетер (ред.). Экспозиция в «Песне Песней» . Гроттаферрата, Frati editori di Quaracchi, 1999.
- Дэвид Флуд (ред.). Петр Иоанн Оливий о Деяниях апостолов . Сент-Бонавентура, Нью-Йорк, Публикации Францисканского института, 2001.
- Йоханнес Шлагетер (ред.). Лекция по Притчам, Лекция по Экклезиасту . Гроттаферрата, Frati editori di Quaracchi, 2003.
- Дэвид Флуд (ред.). Петр Иоанна Оливи в книге Бытия . Сент-Бонавентура, Нью-Йорк, Публикации Францисканского института, 2006 г.
- Ален Буро (ред.). Лекции по посланиям Павла , Бреполс (Corpus Christianorum Continuation Mediaevalis, 233), 2010.
- Фортунато Иоццелли (ред.). Лекции о Луке и Лекции о Марке , Grottaferrata, Frati Editori di Quaracchi-Fondazione Collegio San Bonaventura, 2010.
- Сильвен Пирон (ред.). Лекция о Матфее, пролог , Оливиана 4 (2012): http://oliviana.revues.org/498
- Уоррен Льюис (редактор), Lectura super Apocalypsim , Сен-Бонавентура, Нью-Йорк, Публикации Францисканского института, 2015; Английское издание, «Петр Джона Оливи: комментарий к Апокалипсису – перевод, примечания и введение», 2017 г.
- Ален Буро (ред.), Лекция об Иове , Брепольс (Corpus Christianorum Continuation Medievalis, 275), 2015.
- Стефано Дефрая (ред.) Любые пять, среди прочего, текстовые вопросы. Гроттаферрата, Frati editori di Quaracchi, 2002.
3. Богословские труды
- Бернхард Янсен (ред.). Вопросы о познании Бога (Приложение), стр. 453–554. в вопросах во второй книге Sententiarum 3 vols. [= Сумма вопросов, II]. Кваракки, Колледж Св. Бонавентуры, 1922–1926 гг.
- Фердинанд Делорм (ред.). Вопрос об ангельских влияниях в Бонавентуре. Сопоставления в «Гексамероне» и некоторых избранных бонавентурианцах . Кваракки, 1934, стр. 363–412.
- Акилино Эммен, Эрнст Штадтер (ред.). Вопросы о воплощении и искуплении. Вопросы о добродетелях. Гроттаферрата, Колледж Сан-Бонавентура, 1981 год.
- Пьетро Маранези (ред.). Вопросы относительно последнего из суммы более 4 предложений . Гроттаферрата: Editions Collegii S. Bonaventure, 2004.
- Мишель Маккароне. (ред.) « Неопубликованный вопрос Оливи о непогрешимости Папы ». ( Quaestiones de Perfectione Evangelica 12 ). Журнал Церкви в Италии . 3 (1949): 309–343.
- Ливариус Олигер (ред.). «Вопрос и письмо Петра Иоанна Оливи об отставке Папы Селестины V ». ( QPE 13 ) . Францисканская история 11 (1918): 340–366.
- Марко Бартоли (ред.). Вопросы римского понтифика. Гроттаферрата, издательство Frati Quaracchi, 2002.
- Пьер Пеано (ред.). "La Quaestio брата Петри Иоанниса Оливи sur l'indulgence de la Portiuncule", Францисканский исторический архив . 74 (1981): 64-76.
4. Труды по соблюдению правила святого Франциска и евангельскому совершенствованию.
- Дэвид Флуд (ред.). Комментарий к правилам Питера Оливи . Издание и презентация. Висбаден, Ф. Штайнер, 1972.
- Аквилин Эммен, Фелисиано Симончоли (ред.). «Учение Оливи о созерцании, активной и смешанной жизни». ( QPE 1-4 ). Францисканские исследования, 60 (1963): 382–445; 61 (1964): 108–167.
- Аквилин Эммен (ред.). «Учение Оливи о религиозной ценности обетов». ( КПЭ 5 ) . Францисканцы, 63 (1966): 88–108.
- Аквилин Эммен (ред.). «Девственность и брак в оценке Оливи». ( КПЕ 6). Францисканские исследования , 64 (1967): 11-57.
- Йоханнес Шлагетер (ред.). Спасение бедных и гибель богатых. Петрус Йоханнис Оливи, OFM, Вопрос о высшем уровне бедности . ( КПЕ 8 ). Верль И. Вестфален, Дитрих-Кельде-Верлаг, 1989.
- Дэвид Берр (ред.). De usu paupere. Квестио и Трактат ( QPE 9 ). Флоренция-Перт, Лео С. Ольшки - Издательство Университета Западной Австралии, 1992.
- Дэвид Флуд (редактор) «Вопрос Питера Оливи о попрошайничестве, критическое издание ». ( QPE 10/15). Францисканская история, 87 (1994): 299–347.
- Дэвид Берр, Дэвид Флуд (ред.). «Питер Оливи: О собственности и доходах» . ( КПЕ 16 ). Францисканские исследования, 40 (1980): 18–58.
- Фердинанд Делорм (ред.). « Вопрос отца П. Дж. Оливи об обете исповедования какого-либо правила ». ( QPE 17 ).16 (1941): 131-164.
5. Апологетические произведения и письма
- Франц Эрле (ред.). Epistola ad Regis Siciliae Filios . Архив литературной и церковной истории средневековья , 3 (1887): 534–540.
- Альбанус Хейссе (ред.). О смерти брата Петра Иоанна и о том, что он сказал после причастия . «Описание Кодекса Лаврентьевской библиотеки Святого Креста plut. 31 sin. cod. 3», Францисканский исторический архив , 11 (1918): 267-269.
- Дамасе Лаберж (ред.). «Отец Петри Йоханнис Оливи, OFM, три самоизвиняющихся сочинения 1283 и 1285 годов» , Францисканский исторический архив, 28 (1935): 115–155, 374–407, 29 (1936): 98–141, 365– 395.
- Сильвен Пирон, Эльза Мармурштейн, Синтия Килмер (редакторы)», брату Р. . Францисканские исторические архивы, 91 (1998): 33–64.
6. Преданные дела
- Дионисио Пачетти (ред. ) Четыре вопроса о даме . Кваракки, Колледж Св. Бонавентуры, 1954 год.
- Рауль Манселли (ред.). Как каждый должен благодарить Бога за полученные от Него милости , Вооруженные воины , Информация Петра Иоанна , Средства против духовных искушений. Рим, Spirituali с самого начала в Провансе . ИСИМЭ, 1959, с. 274–290.
- Антонио Монтефуско «L'opuscolo Miles Armed di Pierre de Jean Olieu. Критический выпуск и комментарий» . Францисканские исследования . 108 (2011): 50-171.
Примечания
[ редактировать ]- ^ несколько различных французских реконструкций латинского имени Петрус Джоаннис Оливи Было предложено , в том числе Пьер де Жан Олье, Пьер Дежан Олье, Пьер Жанолье и т. Д. Он происходил из окситанскоязычного региона, и на окситанском языке его звали бы Пейре Йохан-Олиу. .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пайрон, Сильвен (2003). «Формирование интеллектуального проекта Оливи» . Оливиана .
- ^ Берр, Дэвид (1976). «Дата комментария Оливи к Матфею». Коллектанея Францискана .
- ^ Берр, Дэвид (1989). Оливи и францисканская бедность. Истоки спора об Usus Pauper . Издательство Пенсильванского университета.
- ^ Берр, Дэвид (1976). Преследование Питера Оливи . Труды Американского философского общества. ISBN 9780871696656 .
- ^ Пайрон, Сильвен (2006). «Цензоры и осуждение Пьера де Жана Оливи: расследование на полях Ватикана» . Сборники Французской Римской школы: Средние века . 118–2 (2): 313. doi : 10.3406/mefr.2006.9421 .
- ^ Дж. Франклин, Наука догадок: доказательства и вероятности до Паскаля , (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 2001), 265-267.
- ^ Пайрон, Сильвен (2002). Бонагразия де Бергамо, автор Allegationes на статьи, извлеченные Иоанном XXII из Lectura super Apocalipsim d'Olivi . Полет. 2. Рим: Edizioni Antonianum. стр. 1065–1087.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Александр VII (1664 г.). Список запрещенных книг Рим: Ex Typographia Reuerendae Camerae Apostolicae. п. 128
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Берр, Преследование Питера Оливи , Труды Американского философского общества, ns, 66, часть 5, 1976.
- Дэвид Берр, Оливи и францисканская бедность: истоки спора об Usus Pauper . (Серия «Средневековье».) Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 1989.
- Дэвид Берр, Мирное королевство Оливи. Чтение комментария к Апокалипсису, Филадельфия: University of Pennsylvania Press , 1993.
- Ален Буро и Сильвен Пирон (ред.), Пьер де Жан Оливи. Схоластическая мысль, духовное инакомыслие и общество , Париж: Врин, 1999.
- Роберт Дж. Каррис, «Петр Джона Оливи: комментарий к Евангелию от Марка», Сент-Бонавентура, Нью-Йорк: публикации Францисканского института, 2011. ISBN 978-1-57659-234-2 .
- Катрин Кениг-Пралонг, Оливье Риборди, Тициана Суарес-Нани (реж.), Пьер де Жан Оливи. Философ и теолог , Берлин, Де Грюйтер (Scrinium Friburgense 29 ), 2010; ср. С. Пирон, Профессия богослова по Оливи. Философия, теология, экзегеза и бедность , стр. 17–85 – доступно онлайн: http://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00530925/
- Уоррен Льюис, Откровение Оливи: введение в лекцию суперапокальпсима Питера Джона Оливи, Сент-Бонавентура, Нью-Йорк: публикации Францисканского института, 2022.
- Кевин Мэдиган, Оливи и интерпретация Матфея в эпоху высокого средневековья , University of Notre Dame Press, 2003.
- Антонио Монтефуско, Для издания опускулы Пьера де Жана Оливи: о корпусе и хронологии, Oliviana , 4 (2012), онлайн: http://oliviana.revues.org/555
- Сильвен Пирон, Olivi et les averroïstes, Фрайбургский журнал философии и теологии , 53–1 , 2006 г., стр. 251–309 – доступно в Интернете: http://halshs.ccsd.cnrs.fr/halshs-00089021
- С. Пирон, Цензоры и осуждение Пьера де Жана Оливи: расследование на полях Ватикана, Смеси французской римской школы , Средние века 118/2, 2006, стр. 313–373, доступно в Интернете: http://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00179543/.
- С. Пирон, «Хронология произведений Пьера де Жана Оливи», Оливиана , 6, 2020, онлайн: http://journals.openedition.org/oliviana/1035
- С. Пирон, Пьетро ди Джованни Оливи и францисканские спиритуалы , Милан: Edizioni Biblioteca Francescana, 2021.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дэвид Берр, The Olivi Page
- Паснау, Роберт; Тойванен, Юхана. «Питер Джон Оливи» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Оливиана. Духовные движения и диссидентство, 13 и 14 века (электронный журнал, посвященный Оливи и его кругу)
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Пьер Жан Оливи ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. [1]