Филиппо Липпи
Филиппо Липпи | |
---|---|
Рожденный | Филиппо Липпи в. 1406 |
Умер | 8 октября 1469 г. | ( 1469-10-08 )
Национальность | итальянский |
Другие имена | Липпо Липпи |
Известный | Живопись , фреска инновационный натурализм |
Заметная работа | Мадонна с Младенцем на троне , Благовещение |
Движение | Раннее Возрождение |
Филиппо Липпи О.Карм. ( ок. 1406 – 8 октября 1469), также известный как Липпо Липпи , был итальянским художником эпохи Возрождения ( Кватроченто пятнадцатый век) и священником -кармелитом . Он был раннего Возрождения мастером живописной мастерской , обучавшим многих живописцев. Сандро Боттичелли и Франческо ди Песелло (прозванный Песеллино) были одними из его самых выдающихся учеников. [1] Его сын, Филиппино Липпи , также учился у него и помогал в некоторых поздних работах.
Биография
[ редактировать ]Липпи родился во Флоренции в 1406 году в семье мясника Томмазо и его жены. Он остался сиротой, когда ему было два года, и был отправлен жить к своей тете. [2] Мона Лапачча. [ нужна ссылка ] Поскольку она была слишком бедна, чтобы вырастить его, она поместила его в соседний монастырь кармелитов, когда ему было восемь лет. Там он начал свое образование. В 1420 году он был принят в новициат Ордена Братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель, широко известного как кармелиты, в Приорате Богоматери с горы Кармель во Флоренции , а в следующем году принял религиозные обеты в Ордене. , в шестнадцать лет. Он был рукоположен в священники примерно в 1425 году и оставался в монастыре до 1432 года. [2] Джорджо Вазари , первый историк искусства эпохи Возрождения, пишет в своих «Жизнеописаниях художников» , что Липпи вдохновился стать художником, наблюдая за работой Мазаччо в церкви Кармине. Ранние работы Липпи, особенно «Мадонна Тарквиния» (Национальная галерея, Рим), демонстрируют влияние Мазаччо. [3] Вазари пишет о Липпи: «Вместо того, чтобы учиться, он проводил все свое время, рисуя картинки в своих книгах и книгах других». [4] Из-за интереса Липпи настоятель решил дать ему возможность научиться живописи.
В 1432 году Филиппо Липпи покинул монастырь, хотя и не был освобожден от обетов. В письме, датированном 1439 годом, он описывает себя как беднейшего монаха Флоренции, которому поручено содержание шести племянниц на выданье. [6]
По словам Вазари, Липпи затем отправился в Анкону и Неаполь , где был схвачен берберийскими пиратами и содержался в качестве раба. Сообщается, что его навыки рисования портретов помогли в конечном итоге освободить его. [7] Луи Жилле, пишущий для Католической энциклопедии , считает этот рассказ и другие подробности о Липпи «несомненно, не чем иным, как романом». [2]
С возвращением Липпи во Флоренцию в 1432 году его картины стали популярными, что обеспечило поддержку семьи Медичи, заказавшей «Благовещение» и « Семь святых» . Козимо Медичи пришлось заключить его в тюрьму, чтобы заставить работать, и даже тогда художник сбежал с помощью веревки, сделанной из его листов. Его выходки привели его к финансовым трудностям, из которых он, не колеблясь, выпутался с помощью подделки документов. [2] В его жизни было много подобных историй о судебных процессах, жалобах, нарушенных обещаниях и скандалах. [3]
В 1441 году Липпи написал алтарь для монахинь Сант-Амброджо , который сейчас является выдающейся достопримечательностью Флорентийской академии и прославлен в Браунинга известном стихотворении « Фра Липпо Липпи» . На картине изображена коронация Богородицы среди ангелов и святых, в том числе среди многих монахов-бернардинцев. Одна из них, расположенная справа, представляет собой фигуру в пояс, первоначально считавшуюся автопортретом Липпи, на что указывает надпись is perfecit opus на ангельском свитке. [1] Позже считалось, что это портрет благотворителя, заказавшего картину. [8]
В 1452 году Липпи был назначен капелланом монахинь монастыря Святой Марии Магдалины во Флоренции .
Записано, что фра Филиппо жил в Прато (недалеко от Флоренции) в июне 1456 года, чтобы писать фрески в хоре собора. В 1458 году, занимаясь этой работой, он приступил к созданию росписи для монастырской часовни Святой Маргариты в этом городе, где познакомился с Лукрецией Бути , прекрасной пансионеркой или послушницей Ордена и дочерью флорентийцев Катериной Чакки. и Франческо Бути. Липпи просила, чтобы ей разрешили позировать для фигуры Мадонны (или, возможно, Святой Маргариты). Липпи вступил с ней в половую связь, похитил ее в свой дом. Она осталась там, несмотря на попытки монахинь вернуть ее. [ нужна ссылка ] В результате этих отношений в 1457 году у них родился сын Филиппино Липпи, который стал известным художником вслед за своим отцом. [6] а также дочь Алессандра в 1465 году. Лукреция считается моделью для многих его картин с изображением Мадонны, а также Саломеи в одном из его монументальных произведений.
В 1457 году он был назначен рекомендательным ректором ( Rettore commendatario ) Сан-Квирико в Легнайе , от учреждений которого он время от времени получал значительную прибыль. Несмотря на эти прибыли, Липпи всю свою жизнь изо всех сил пытался вырваться из бедности.
Завершение жизни Липпи прошло в Сполето , где ему было поручено нарисовать сцены из жизни Богородицы для апсиды собора . Его сын Филиппино работал помощником в мастерской на строительстве. В полукуполе апсиды изображено Коронование Богородицы с ангелами, сивиллами и пророками . Эта серия, которая не совсем равна серии в Прато, была завершена после смерти Липпи помощниками под руководством его товарища-кармелита Фра Диаманте .
Липпи умер в Сполето примерно 8 октября 1469 года. Способ его смерти является предметом споров. Говорили, что папа предоставил Липпи разрешение жениться на Лукреции, но прежде чем разрешение пришло, Липпи был отравлен возмущенными родственниками Лукреции или, по другой версии, родственниками кого-то, кто заменил ее в привязанностях художника. [6]
Работает
[ редактировать ]Фрески хора собора Прато , изображающие истории святых Иоанна Крестителя и святого Стефана на двух главных фасадных стенах, считаются наиболее важными и монументальными произведениями Фра Филиппо, особенно фигура танцующей Саломеи, которая имеет явное сходство с более поздними работами Сандро Боттичелли , его ученика, и Филиппино Липпи , его сына, а также со сценой, показывающей церемониальный траур по трупу Стефана. Считается, что на этом последнем изображен портрет художника, но существуют разные мнения относительно того, какая именно фигура. Изображение танцующей Саломеи на изображении «Пира Ирода» считается портретом Лукреции. На торцевой стене хора изображены Св. Джованни Гуальберто и Св. Альберто, а в своде находятся монументальные изображения четырех евангелистов. [6]
Для Джерминиано Ингирами из Прато он написал «Смерть святого Бернара». Его главный алтарь в этом городе — Рождество в трапезной Св. Доменико — Младенец на земле, которому поклоняются Богородица и Иосиф, между Святыми Георгием и Домиником, на скалистом пейзаже, с играющими пастухами и шестью ангелами в небе. . « Видение святого Бернара» хранится в Национальной галерее Лондона .
В Уффици находится прекрасная картина Богородицы, также называемая «Липпина» , поклоняющаяся младенцу Христу, которого держат два ангела. Моделью Богородицы является Лукреция. Бывший лектор галереи, историк искусства Рокки Руджеро называет картину «одной из самых красивых картин итальянского Возрождения» и утверждает, что, возможно, Липпи «является первым итальянским художником с истинной чувствительностью к женской красоте». [9]
Картину Богородицы с Младенцем и ангелом , которая также находится в галерее Уффици, приписывают Липпи, но это спорно. [1] [10]
Филиппо Липпи умер в 1469 году во время работы над фресками « Сцены из жизни Девы Марии» 1467–1469 годов в апсиде собора Сполето . Фрески изображают Благовещение, Похороны, Поклонение Младенцу и Коронацию Богородицы. [10] Группа свидетелей, изображенных на похоронах, включает автопортрет Липпи и его помощников, Фра Диаманте и Пьера Маттео д'Амелия вместе с его сыном Филиппино. Липпи был похоронен на правой стороне трансепта, рядом с памятником, построенным по заказу Лоренцо Медичи. [4]
Франческо ди Песелло (по прозвищу Песеллино) и Сандро Боттичелли были среди его самых выдающихся учеников, участвовавших в его мастерской. [1]
Избранные работы
[ редактировать ]- Мадонна на троне с Младенцем (Мадонна Тарквинийская) (1437 г.) – Панель, темпера, 151 х 66 см, Galleria Nazionale d'Arte Antica , Рим
- Пьета (1437–1439) – Панель, темпера, 86 х 107 см, Музей Польди Пеццоли , Милан.
- Мадонна с младенцем и святыми (1438 г.) – Панно, 208 х 244 см, Лувр , Париж
- Святой Иероним в покаянии (ок. 1439 г.) – Панель, темпера, 54 х 37 см, Музей Линденау , Альтенбург
- Благовещение с двумя коленопреклоненными дарителями (ок. 1440 г.) – Масло, панель, 155 x 144 см, Galleria Nazionale d'Arte Antica, Рим
- Благовещение Мартелли (ок. 1440 г.) – Панель, темпера, 175 х 183 см, Сан-Лоренцо, Флоренция
- Алтарь послушника (ок. 1440–1445) – Панель, темпера, 196 х 196 см, Уффици, Флоренция.
- Коронация Богородицы Сант-Амброджо (1441–1447) – Панель, темпера, 200 х 287 см, Уффици , Флоренция.
- Благовещение (ок. 1443–1450) – Дерево, 203 х 185,3 см, Старая пинакотека, Мюнхен.
- Коронация Марсуппини (после 1444 г.) – Панель, темпера, 172 х 251 см, Пинакотека Ватикана , Рим
- Благовещение (1445–1450 гг.) – Масло, панель, 117 х 173 см, Галерея Дориа Памфили , Рим.
- Благовещение (ок. 1449–1459) – Панель, темпера, 68 х 151,5 см, Национальная галерея, Лондон.
- Семь Святых (ок. 1449–1459) – Панель, темпера, 68 х 151,5 см, Национальная галерея, Лондон.
- Мадонна с Младенцем (ок. 1452 г.) – Панно, диаметр 135 см, Галерея Питти , Флоренция.
- Похороны святого Иеронима (ок. 1452–1460) - Панель, темпера, 268 х 165 см, Museo dell'Opera del Duomo, собор Прато.
- Сказки о святых Стефане и Иоанне Крестителе (1452–1465) - цикл фресок, собор Прато.
- Мадонна дель Чеппо (ок. 1452–1453) – Панно, 187 х 120 см, Городской музей, Прато.
- Мадонна с Младенцем (ок. 1455 г.) – Панно, Уффици, Флоренция.
- Поклонение в лесу (конец 1450-х гг.) – Панно, 127 х 116 см, Государственные музеи , Берлин
- Мадонна Палаццо Медичи-Риккарди (1466–1469) – Панель, темпера, 115 х 71 см, Палаццо Медичи-Риккарди , Флоренция
- Сцены из жизни Девы Марии (1467–1469) – Фреска апсиды собора Сполето.
- Мадонна с Младенцем (около 1446–1447 гг.), Художественный музей Уолтерса [11]
- Триптих Мадонны Смирения со святыми
Галерея
[ редактировать ]-
Рождество (ок. 1445 г.), Национальная художественная галерея.
-
Коронация Богородицы (1441–1447).
-
Портрет женщины с мужчиной у створки (около 1440 г.), Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
-
Мадонна Палаццо Медичи-Риккарди (1466 г.)
-
Портрет женщины (1445 г.), Картинная галерея.
-
Мадонна с Младенцем со сценами из жизни святой Анны (1452 г.), деталь
-
Мадонна с младенцем, последовательница фра Филиппо Липпи и Франческо Песеллино
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Россетти 1911 , с. 742.
- ^ Перейти обратно: а б с д Жилле, Луи. «Филиппо Липпи». Католическая энциклопедия . Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. Дата обращения 4 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Фра Филиппо Липпи», Национальная галерея, Лондон.
- ^ Перейти обратно: а б «Филиппо Липпи», Виртуальная галерея Уффици.
- ^ «Мадонна с Младенцем» . Художественный музей Уолтерса .
- ^ Перейти обратно: а б с д Россетти 1911 , с. 741.
- ^ Грин, Роберт (2000). 48 законов власти . Книги о пингвинах. стр. 187 . ISBN 0-14-028019-7 .
- ^ Браунинг, Роберт (2004). Роберт Браунинг: Избранные стихи . Англия: Книги Пингвинов. п. 311. ИСБН 978-0-140-43726-3 .
- ^ Руджеро, Рокки, Мадонна с младенцем и двумя ангелами, Фра Липпо Липпи , Оживление искусства и истории, rockyruggiero.com, по состоянию на 10 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Роулендс, Элиот. «Липпи» . Оксфордское искусство онлайн . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ «Мадонна с Младенцем» . Художественный музей Уолтерса . Проверено 26 сентября 2021 г.
- свободном доступе : Россетти, Уильям Майкл (1911). « Липпи св Фра Филиппо Липпи ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 741–742. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Канадай (1969). Жизни художников Том. 1 . Нью-Йорк: Нортон и компания.
- Кляйнер, Фред С.; Мамия, Кристиан Дж. (2005). Искусство сквозь века . Томсон и Уодсворт. ISBN 0534167055 .
- Хартт, Фредерик (1980). История искусства итальянского Возрождения . Лондон: Темза и Гудзон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Руда, Джеффри (1993). Фра Филиппо Липпи: жизнь и творчество . Лондон: Phaidon Press. ISBN 0714838896 .
Исторические романы
[ редактировать ]- Горжусь, Линда (2012). Подарок для мага . Годстоу Пресс. ISBN 9781907651038 . [Литературный роман о Филиппо Липпи и Козимо Медичи.]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- www.FraFilippoLippi.org 75 работ Филиппо Липпи
- Пол Джордж Коноди , Филиппо Липпи , Лондон: TC & EC Jack; Нью-Йорк: Фредерик А. Стоукс, 1911.
- Итальянская живопись: Флорентийская школа , каталог коллекции, содержащий информацию о Липпи и его работах (см. страницы: 92–94).
- Фра Филиппо Липпи в Национальной галерее искусств
- Итальянские художники эпохи Возрождения.
- Художники из Флоренции
- Художники кватроченто
- 1406 рождений
- 1469 смертей
- Итальянские художники-мужчины
- Кармелиты
- Итальянские римско-католические священники XV века
- Католические художники
- Похороны в соборе Сполето
- Жители Флорентийской республики XV века.
- Итальянские художники XV века.
- Рабы 15 века