Мадонна с Младенцем (Липпи)
Мадонна с Младенцем (Липпина) | |
---|---|
![]() | |
Художник | Филиппо Липпи |
Год | в. 1450–1465 гг. |
Середина | Темпера на панели |
Размеры | 92 см × 63,5 см (36 × 25,0 дюйма) |
Расположение | Галерея Уффици , Флоренция |
Мадонна с Младенцем (итал. Madonna col Bambino e angeli или Lippina ) — картина итальянского художника эпохи Возрождения Филиппо Липпи . Дата ее исполнения неизвестна, но большинство искусствоведов сходятся во мнении, что она была написана в последний период карьеры Липпи, между 1450 и 1465 годами. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Это одна из немногих работ Липпи, которая была выполнена не с помощью его мастерской и послужила влиятельной моделью для более поздних изображений Мадонны с Младенцем, в том числе Сандро Боттичелли . Картина находится в галерее Уффици , Флоренция , Италия, и поэтому среди искусствоведов ее обычно называют «Мадонна Уффици». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]
Фра Филиппо родился в 1406 году во Флоренции в бедной семье, где его отец был мясником. Он поступил в монастырь вместе со своим братом в раннем возрасте. Позже он был переведён в монастырь в Прато , и здесь влюбился в монахиню Лукрецию Бути , от которой у него родилось двое детей. Он столкнулся с еще большей проблемой, когда его покровители заявили, что фра Филиппо не выполнил его контракты. Основными покровителями Фра Филиппо были Медичи . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Заказ и точная дата исполнения картины неизвестны. В 1457 году Джованни Медичи захотел подарить панно королю Неаполя и поручил фра Филиппо нарисовать его. Фра Филиппо, работавший в то время в Прато, решил временно вернуться в свою резиденцию во Флоренции, чтобы работать над этим проектом. Фра Филиппо написал Джованни письма, из которых следует, что художник отказался от проекта из-за отсутствия финансирования. Хотя историк искусства Ульманн считает, что фра Филиппо подарил Джованни Мадонну Уффици, чтобы поблагодарить его за посредничество между ним и королем Неаполя, Эдвард К. Стратт утверждает, что это мнение неверно. Однако он также утверждает, что Мадонна Уффици, по всей вероятности, была казнена примерно в это время, когда фра Филиппо находился во Флоренции. Об этом также свидетельствуют приемы, которые Фра Филиппо использовал для создания этой картины: резкость исполнения и смелые цвета подчеркивают, как на художника повлияла техника живописи. фресковая живопись . Поскольку он приобрел такие техники, работая в соборе Прато , задолго до переезда во Флоренцию, Стратт считает, что фра Филиппо, должно быть, написал эту картину после того, как работал в соборе. [ 3 ]
Мадонну традиционно отождествляют с Лукрецией Бути, как и большинство Мадонн Фра Филиппо. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]
Другая возможная интерпретация картины заключается в том, что необычный размер, возможно, связан с личным событием, таким как рождение его сына Филиппино (1457 г.): однако, если бы Филиппино было выбрано в качестве модели для ангела на переднем плане, панель могла бы датируется примерно 1465 годом. [ 7 ]
Надпись XVIII века на задней стороне панели свидетельствует о присутствии картины на вилле Медичи дель Поджио Императоре в то время . 13 мая 1796 года он поступил в коллекцию великих герцогов во Флоренции, которая легла в основу будущего музея Уффици. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]
Мадонна Уффици ассоциируется со вкусом нового века, поскольку Мадонна «красивее и моднее, чем любая из более ранних Мадонн Филиппо». [ 1 ] Группа Мадонны с Младенцем, что необычно для того периода, помещена перед открытым окном, за которым виден пейзаж, вдохновленный фламандской живописью . [ 7 ] Мадонна сидит на стуле у окна дома, расположенного на вершине холма, откуда открывается вид на сложный пейзаж «равнин, далеких гор, города и залива». Ее глаза направлены вниз, а руки сложены в молитве перед младенцем Иисусом , которого держат два ангела. На ней сложная прическа с мягкой вуалью и жемчугом: эти элементы вместе с ее костюмом олицетворяют элегантность середины 1400-х годов и повторно использовались в многочисленных работах конца 15 века во Флоренции. [ 1 ] Более того, как и во многих картинах эпохи Возрождения , волосы Мадонны сбриты назад, потому что «лоб [был] объектом особой красоты», напоминавшим «сияющую, красиво оправленную жемчужину». [ 1 ]

Эта Мадонна похожа на другие Мадонны того же художника. Например, оно тесно связано с « Мадонной Питти тондо» Фра Филиппо , но лишено «патетической девичьей прелести» тондо Питти и, скорее, обладает «более женственным и зрелым типом красоты». [ 6 ]
Ангел справа — одна из самых любопытных частей картины: он смотрит на зрителя с «плутовой улыбкой, более выражающей озорство, чем серафическое совершенство». [ 3 ] Его поза не похожа на ангельскую, и он как будто не играет свою роль, а кажется самым настоящим ребенком. [ 6 ]
Техника
[ редактировать ]Большое окно, расположенное за Мадонной, помогает уменьшить разрыв между зрителем и фигурами, которые также расположены очень близко к плоскости, что помогает зрителю почувствовать себя частью картины. [ 2 ]
Фра Филиппо, Фон фрески созданный им во время его пребывания в Прато, влияет на эту картину из-за цвета и невнимания к деталям. Цвета нанесены смелыми мазками, которые выглядят почти независимыми друг от друга, что показывает, что фра Филиппо «очень мало заботился о том, чтобы обеспечить гармоничное смешение различных оттенков», что характерно для фресок. Композиция картины имеет пирамидальную форму, а передний и задний планы расположены таким образом, что можно предположить, что на фра Филиппо также повлияли методы Донателло . школы [ 3 ]

Из его более ранних картин видно, что Фра Филиппо находился под влиянием Мазаччо . [ 8 ] Однако в «Мадонне» Уффици светотени Мазаччо исчезли, и фигуры теперь освещены мягким свечением с резкими тенями. Это значительно снижает ощущение объема, свойственное ранним картинам Фра Филиппо. [ 1 ]
Символизм
[ редактировать ]Эта картина содержит религиозные символы : за окном скалы и морской берег, которые являются повторяющимися темами в картинах флорентийского Возрождения. Берег моря, вероятно, отсылает к титулу Девы Марии «морская звезда и пристань нашего спасения», а скалы отсылают к рассказам о пророке Данииле . [ 1 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Ангел справа всегда имел особое значение для историков искусства. Мэрилин Лавин утверждает, что Мадонну Уффици «следует понимать как изображение брака Христа и Девы Марии». По мнению Барнаби Нюгрена, тот факт, что Мадонна не держит ребенка, а скорее его преподносят ей, опровергает интерпретацию Лавина. Однако Бернард Беренсон утверждает, что «отношения между женихом и невестой - это не отношения Девы Марии и Христа, а скорее отношения отдельной благочестивой души и Бога». [ 4 ] Наконец, Джонатан Джонс утверждает, что Мадонна — «одна из самых красивых картин эпохи Возрождения» и пример гуманизации религии, восходящей к Джотто . По его мнению, фра Филиппо этой картиной делает отношения между Мадонной и ребенком отношениями настоящей матери и младенца. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хартт, Фредрик. История искусства итальянского Возрождения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси и Нью-Йорк: Prentice-Hall, Inc. и Harry N. Abram, Inc.
- ^ Jump up to: а б Нигрен, Барнаби. «Una cosa che non e': перспектива и юмор в картинах Флиппо Липпи». Оксфордское искусство .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стратт, Эдвард (1901). Фра Филиппо Липпи . Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- ^ Jump up to: а б с Нигрен, Барнаби (осень 2008 г.). «ДРУГ ЖЕНИХА ИЛИ ЛЮБОВНИК НЕВЕСТЫ?: АНГЕЛ-РУКОВОДИТЕЛЬ В «МАДОННЕ УФФИЦИ» ФИЛИППО ЛИППИ ». Заметки по истории искусства . 28 (1). JSTOR 23207967 .
- ^ Jump up to: а б «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами Филиппо Липпи» .
- ^ Jump up to: а б с д Джонс, Джонатан. «Мадонна с Младенцем и двумя ракурсами, Филиппо Липпи» . Хранитель . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Фра Филиппо Липпи» . Smarthistory в Академии Хана . Проверено 14 марта 2013 г.
- ^ Беренсон, Бернард (1959). Итальянские художники эпохи Возрождения . Кромвель-Плейс, Лондон: The Phaidon Press.
Источники
[ редактировать ]- Беренсон, Бернард (1959). Итальянские художники эпохи Возрождения . Кромвель-Плейс, Лондон: The Phaidon Press.
- Фосси, Глория (2004). Офисы . Флоренция: Прибыла.
- Хартт, Фредрик. История искусства итальянского Возрождения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси и Нью-Йорк: Prentice-Hall, Inc. и Harry N. Abram, Inc.
- Джонс, Джонатан. « Мадонна с Младенцем и двумя ангелами , Филиппо Липпи» . Хранитель . Проверено 30 октября 2015 г.
- Нигрен, Барнаби (осень 2008 г.). «ДРУГ ЖЕНИХА ИЛИ ЛЮБОВНИК НЕВЕСТЫ?: АНГЕЛ-РУКОВОДИТЕЛЬ В «МАДОННЕ УФФИЦИ» ФИЛИППО ЛИППИ ». Заметки по истории искусства . 28 (1). JSTOR 23207967 .
- Нигрен, Барнаби. «Una cosa che non e': перспектива и юмор в картинах Флиппо Липпи». Оксфордское искусство .
- « Мадонна с Младенцем и двумя ангелами Филиппо Липпи» .
- Стратт, Эдвард (1901). Фра Филиппо Липпи . Лондон: Джордж Белл и сыновья.
Внешние ссылки
[ редактировать ]