Фелипе Бигарни


Фелипе Бигарни (ок. 1475 – 10 ноября 1542), также известный как Фелипе Вигарни , Фелипе Бигерни или Фелипе де Боргонья и т. д. и иногда называемый Эль Боргоньон ( Бургоньон ), был скульптором, родившимся в Бургундии (Франция), но который сделал карьеру в Испании и был одним из ведущих скульпторов испанского Возрождения . Он также был архитектором.
Его работы демонстрируют влияние фламандского , бургундского и итальянского Возрождения . Он приобрел большой престиж, работая в различных частях Испании, что привело к тому, что он стал главным скульптором и резчиком собора Бургоса . Он также сыграл роль в создании многих важных произведений для Короны Кастилии , одновременно управляя несколькими студиями, и таким образом стал довольно богатым.
Биография
[ редактировать ]Молодость
[ редактировать ]Бигарни родился в Лангре , Бургундия, около 1475 года. В юности он прибыл в Италию и, судя по всему, учился в Риме. В результате влияние итальянского Возрождения можно найти даже в его ранних готических скульптурах.
Жизнь в Испании
[ редактировать ]В 1498 году, примерно в возрасте 23 лет, он совершил паломнический путь в Сантьяго , остановившись в Бургосе. [ 1 ] Там он выполнил технически точные рельефы главного ретрохора собора, что привело к дальнейшим контрактам и пожизненной карьере в Испании. В конечном итоге он работал во всех скульптурных жанрах того времени, создавая как скульптуры, так и украшения, работая как с камнем, так и с деревом.
В 1499 году Бигарный спроектировал основную конструкцию главного алтаря Толедского собора . [ 2 ] для чего с ним заключил контракт кардинальный архиепископ Франсиско Хименес де Сиснерос . [ 3 ] Он также подготовил фигуру святого Марка-евангелиста и согласился вылепить несколько рельефов для алтаря, что и сделал между этим временем и 1504 годом. [ 4 ] В те же годы он также выполнил скульптуры святых Августина , Варвары , Григория , Иеронима , Иоанна Крестителя и Успения для алтаря Университета Саламанки . Затем он начал планировать часовню Святилища собора Паленсии , дав понять, что, хотя большую часть работы будут выполнять другие в его студии, лица и руки он будет лепить лично. 12 декабря 1506 года Бигарни поставил семнадцать скульптур (среди них полихромный святой Антонин Памьерский , титульный святой собора), а 19 октября 1509 года он поставил оставшиеся девять фигур. Они были собраны на главном алтаре собора. В 1509 году он вернулся в Бургос, чтобы работать с Андресом де Нахера над хорами собора Бургоса, проект был завершен в 1512 году. Ему и его мастерской приписывают панели верхнего ряда боковых стульев.
В 1513 году он спроектировал балдахин гробницы Доминика де ла Кальсада для собора Санто-Доминго-де-ла-Кальсада (в Санто-Доминго-де-ла-Кальсада , Ла-Риоха , Испания); его проект выполнил Хуан де Расинес . [ 5 ]
В 1516 году он начал работу над главным входом и главным алтарем церкви Святого Фомы в Аро, Ла-Риоха , завершенную в 1519 году. В том же году он также некоторое время жил в Касаларрейне , Ла-Риоха, где, возможно, участвовал в строительстве. монастыря Ла Пьедад , хотя документальных подтверждений этому нет.
В этот же период он выполнил профильный рельеф кардинала Сиснероса, который сейчас можно увидеть в Мадридском университете Комплутенсе . [ 6 ] Есть также документальные свидетельства подобного рельефа Антонио де Небриха .
Бигарни женился на Марии Саес Пардо, вдове с сыновьями, эмигрировавшей в Америку; у них было еще пятеро детей. Первый из них, Грегорио Пардо , родившийся в 1517 году, был единственным, кто последовал за своим отцом в карьере. [ 1 ] сотрудничая с ним до конца его жизни и продолжая работу студии Бигарни в епархии Толедо . Его влияние распространилось на большую часть скульптуры в Бургосе и по всей Кастилии в первой трети 16 века и было еще сильнее в середине века, вплоть до возникновения католицизма .
В 1519 году он сотрудничал с Алонсо Берругете над могилой кардинала Хуана Сельваджио в Сарагосе ; пара, вероятно, продолжила сотрудничество над Королевской часовней Гранады , которую Бигарни, судя по всему, помогал проектировать в 1521 году, но он не принимал активного участия в строительстве.
Сотрудничество с Диего де Силоэ
[ редактировать ]По возвращении в Бургос он начал сотрудничество с бургальцем Диего де Силоэ , вернувшимся в 1519 году после учебы в Италии. У Бигарни и Диего де Силоэ было сильное соперничество, хотя последний всегда преобладал. В 1523 году они выполнили алтарь Святого Петра в Капилье-де-лос-Кондестабль («Часовня констеблей», что соответствует титулу коннетабля Кастилии ) собора Бургоса. В той же часовне между 1523 и 1526 годами для главного алтаря создали фигуры «Введение Иисуса во храм» , считающиеся одним из самых красивых произведений испанского Возрождения. Не позднее 1534 года Бигарни также выполнил лежачие скульптуры в часовне Педро Фернандеса де Веласко, 2-го графа Аро и его жены.
Осознавая свою известность и престиж в городе, Бигарни поселился в Бургосе на постоянное жительство, сначала в здании в районе Сан-Хуан, а затем в выдающемся доме рядом с Каса-де-ла-Монеда. [ 1 ] В 1524 году он заключил контракт на работу над могилой каноника Гонсало Диеса де Лерма , также в Бургосском соборе, в Капилле де ла Презентасьон («Часовня Сретения»). Эта очень выразительная скульптура демонстрирует влияние Диего де Силоэ.
Хотя документальных подтверждений нет, считается, что в эти годы он завершил алтарный образ Сантьяго-де-ла-Пуэбла ( провинция Саламанка ) и скульптуры Вирхен -де-ла-Силья (Дева Мария с младенцем Христом и юным Иоанном Креститель ) и Богородицы с Младенцем для церкви Успения в Эль-Барко-де-Авила . Последняя, изображенная в начале статьи, сейчас находится в Национальном музее скульптуры в Вальядолиде . Художественное сходство позволяет предположить, что могила каноника Диего Бильбао и алтарь в приходе Карденуэла Риопико также созданы Бигарни.
В 1526 году книга «Медидас дель Романо» Диего де Сагредо , одна из первых испаноязычных книг по архитектуре, высоко оценила скульптуру Бигарни, что привело к получению заказов из различных частей Испании.
В 1527 году он завершил алтарный образ «Спуск» или «Колонна» в Толедском соборе, который он, вероятно, начал в 1520 году. Эта работа также находится под сильным влиянием Силоэ, хотя вскоре после этого их рабочие отношения подошли к концу из-за разногласий по поводу контракта. построить башню церкви Успения Богоматери в Санта-Мария-дель-Кампо , что привело к успешному иску Силоэ против Бигарни. [ 7 ]
Спустя годы
[ редактировать ]В 1530 году он дал заключение по работе собора Саламанки . Между 1531 и 1533 годами он вылепил гробницу епископа Алонсо де Бургоса для часовни Коллегио- де-Сан-Грегорио в Вальядолиде (ныне здесь находится Национальный музей скульптуры). В то время эта гробница пользовалась большим уважением, но, оглядываясь назад, считается, что она не входит в число лучших его работ. В 1534 году он изваял гробницу Педро Мансо, епископа Осмы , для монастыря Сан-Сальвадор-де-Онья .
Когда его жена Мария умерла, он вскоре снова женился в 1535 году на Франциске Веласко.
В 1535 году капитул Толедского собора запросил проекты хоров собора у Бигарни, а также у Диего де Силоэ, Хуана Пикардо и Алонсо Берругете. В конечном итоге 1 января 1539 года они заключили контракт с Бигарни и Берругете на создание по тридцать хоров каждый. Бигарный создал их на стороне Евангелиста, а также на стороне Архиепископа. [ 8 ]
В 1536 году он подписал контракт, предусматривавший, что в течение следующих двух лет он изготовит две гробницы: одну для Диего де Авельянеды, епископа Туи (в монастыре Святого Иеронима в Эспехе ( провинция Сория ), а другую для его отца (ныне хранится в Алькала-де-Энарес ). [ 9 ] Однако в 1539 году они еще не были построены, поскольку он взял на себя другие проекты. Эти фигуры в раунде были переданы по субподряду Энрике де Маэстрике . [ 9 ] Они были среди работ, оставшихся незавершенными на момент его смерти, и были завершены Хуаном де Гомесом . Могила Диего де Авельянеды была куплена испанским государством в 1932 году для Национального музея скульптуры. [ 9 ]
В 1541 году он заключил контракт на изготовление алтаря для больницы Санта-Крус в Толедо (ныне музей), но он так и не был выполнен. Он умер в 1542 году, оставив после себя запланированные или незавершенные работы в Толедо (где Берругете продолжал свою работу), Пеньяранде-де-Дуэро , Вальпуэсте и Бургосе. Во всех этих местах у него были открыты студии, в каждой из которых были доверенные делегаты, руководившие в его отсутствие. Среди них были Маезе Энрике , Себастьян де Салинас , Хуан де Гойас , его сын Грегорио Пардо и, самое главное, Диего Гильен , который был женат на одной из невесток Бигарни.
Потомки
[ редактировать ]От Марии Саес Пардо у него было пятеро детей, в том числе скульптор Грегорио Пардо и Клара, известная в Бургосе своей красотой и получившая прозвище «la niña de plata» («серебряная девушка»). От Франциски Веласко у него было еще пятеро детей.
Работает
[ редактировать ]Наибольшее количество работ Бигарни находится в Бургосе, где он прожил большую часть своей жизни, и в Толедо, где у него была самая известная студия.
Скульптуры
[ редактировать ]Бигарный работал преимущественно как скульптор, и именно как скульптор он прославился при жизни.
Бургосский собор
[ редактировать ]
Рельеф дороги на Голгофу
[ редактировать ]Первой работой Багарни в Бургосе стал огромный рельеф для капитула собора, изображающий Путь на Голгофу , который использовался для украшения центральной настенной панели ретрохора Бургосского собора. Он начал эту работу в 1498 году и закончил в марте 1499 года, уложившись в срок, на который заключил контракт, и получив за контракт 200 дукатов плюс еще 30 дукатов в знак признательности за превосходство своей работы. Работа имела большое влияние, поскольку она выходила за рамки стиля поздней готики и включала первый в Испании образец орнамента эпохи Возрождения на пилястрах Иерусалимских ворот, который включал классические мотивы, намекающие на подвиги Геркулеса . Это привело к появлению новых заказов на скульптуры в Бургосе.
Два дополнительных рельефа в ретрохоре
[ редактировать ]Затем капитул заказал два горельефа для двух других панелей ретрохора. Первый представлял Распятие ; второй – Снятие с креста и Воскресение Иисуса . Оба были завершены в 1503 году.
Три рельефа демонстрируют ранний стиль Бигарни, на который во многом повлиял стиль поздней готики Северной Европы. Фигуры благородны, позы и жесты драматичны, выражения лица сильные и трогательные. Были также элементы эпохи Возрождения, такие как движение и диагональная композиция первой панели. Плохое качество камня для скульптур собора Бургоса с годами привело к серьезным повреждениям, хотя больше это касается Апостолов, выполненных Симоном де Колония и его мастерской, чем работ Бигарни.
Часовня констеблей
[ редактировать ]Вместе с Диего де Силоэ Бигарни построил алтарь часовни констеблей Кастилии. Лежачие скульптуры констебля Педро Фернандеса де Веласко и его жены Менсии де Мендоса-и-Фигероа вылеплены из каррарского мрамора . [ 10 ]
Другие вклады
[ редактировать ]Вместе с Андресом де Нахерой и, возможно, Гильеном де Оландой , Бигарни спроектировал и выполнил рельефы для хоров собора Бургоса (1505–1512), используя мотивы из Ветхого и Нового Заветов и житий христианских святых. Бигарный спроектировал и выполнил алебастровую гробницу каноника Гонсало де Лерма в капелле Сретения (1524 г.).
Другие работы
[ редактировать ]
- Главный алтарь Толедского собора (1500–1503 гг.). Выполнено в сотрудничестве с Диего Копином де Оландой . Готический стиль этого скульптурного и архитектурного комплекса контрастирует с ренессансным стилем «Снятия с креста» в том же соборе.
- Алтарь Университета Саламанки (1503 г.).
- Скульптура алтаря главного придела Паленсийского собора (1505–1507). Считается, что Бигарни относительно мало участвовал в работе своей студии; только лица — его собственная работа.
- Для кардинала Сиснероса в Алькала-де-Энарес (1512 г.).
- Алтарь часовни королей в церкви Сан-Гиль-Абад (начало 16 века). И архитектура, и скульптура сочетают в себе традиции поздней готики с некоторыми элементами эпохи Возрождения. Его вдохновением послужила Капилья-де-ла-Буэна-Маньяна («Часовня доброго утра») в том же приходе.
- Алтарь собора Алькала-де-Энарес и два алтаря Торрелагуны (муниципалитет, который сейчас является частью Мадрида, начало 16 века). По заказу кардинала Сиснероса и исполнен вместе с Леоном Пикардо .
- Алтарь дона Гутьерре де Мье и для церкви Сервера-де-Писуэрга ( провинция Паленсия , 1513 г.).
- Алтарь посвящения святому Варфоломею (1514 г.). Это было для алтаря братства Святого Варфоломея в церкви Святого Стефана в Бургосе. Считается, что Леон Пикардо взял на себя роспись интерьера церкви. Он постоянно работал с Бигарным. Сейчас произведение находится в церкви Сан-Лесмес ( Сент-Алони ) в Бургосе. Он состоит из статуи Святого Варфоломея, серии расписных панелей и архитектурного ансамбля в стиле Платереско.
- Вход и главный алтарь церкви Святого Фомы в Аро, Ла-Риоха (1516–1519). Оба они были построены в сотрудничестве с Иньиго Фернандесом де Веласко . [ 11 ] Алтарь был разрушен в результате обрушения части здания во время строительства.
- Могила кардинала Хуана Сельваджио , Сарагоса (1519 г.), созданная в сотрудничестве с Алонсо Берругете.
- Главный алтарь Королевской капеллы Гранады , построенный в честь католических монархов Фердинанда и Изабеллы. Он участвовал в этой работе в 1521 году и, хотя он не был основным дизайнером, он сыграл фундаментальную роль в дизайне комплекса, над которым Алонсо Берругете и Якопо Торни . также работали
- Алтарь Нисхождения или Пилар в соборе Толедо (1520–1527).
- Часть хоров Толедского собора (1539–1542 гг.).
- Скульптуры для дворца Пеньяранда де Дуэро .
Атрибуции, в отношении которых есть сомнения
[ редактировать ]Хотя Бигарни традиционно считается украшением монастыря Нуэстра-Сеньора-де-ла-Пьедад в Касаларрейне , и известно, что он проживал в Касаларрейне в 1519 году, нет никаких документальных свидетельств того, что он или его резчик Матиас работали над этой церковью. Хосе Марти-и-Монсо в исследовании искусства и архитектуры Аро и Касаларрейны выступил против вероятности того, что Бигарни или его студия работали над монастырем, и современные специалисты в целом согласны с этим вердиктом. [ 12 ]
Архитектура
[ редактировать ]Хотя Бигарни в первую очередь был скульптором, он также был и архитектором; он не добился сопоставимого успеха, получив комиссионные в этой области. Считается, что он представил проекты пересекающегося фонаря ( кимборрио ) собора Бургоса и арки Санта-Мария, также в Бургосе. Он предложил проект башни церкви Успения Богоматери в Санта-Мария-дель-Кампо , но он не был выбран.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Фелипе Бигарни», Реал Академия истории.
- ^ Первое уведомление о Фелипе Бигарни в Толедо исходит от Переса Седано, Документальные данные... , I, с. 21 и цитируется И. Домингесом Бордоной в «Фелипе Бигарни. Краткое изложение известных на данный момент данных», Boletín de la Sociedad Española de Excursiones , 1914, стр. 21. 269.
- ^ Парро, Толедо... , I, с. 61, без цитирования документального источника и указания дат, упоминает исследование планов алтаря Фелипе Бигарни и Альфонсо Санчеса , скульпторов из окрестностей Бургоса и Аранды соответственно. Первые контакты Сиснероса с Бигарни могли произойти только поздней весной 1497 года или, что более вероятно, между летом 1498 года и осенью 1499 года, когда архиепископ дважды был в Бургосе и когда Бигарни выполнил первые три панели Бургосского собора, новые рельефы, несомненно, повлияли на решение Сиснероса привлечь его к работе над алтарем (Кастильо Ореха, «La selección del encargo...", стр. 795-797)
- ↑ С 1500 года Педро де Гумиэль участвовал во всех решениях, касающихся изменений в главной часовне и строительстве алтаря, и был свидетелем заключения контракта на сцены, устроенные с Бигарни для центрального ряда алтаря, двух верхних из которых он однозначно приписывает Бигарному. Archivo de obra y fabrica , Архив собора Толедо, сиг. 795, годы 1500–1501, л. XXVI.
- ^ Гробница Санто-Доминго , Виртуальный центр Сервантеса, Институт Сервантеса.
- ^ Retrato del cardenal Cisneros. Архивировано 13 января 2010 г. в Wayback Machine , artehistoria.jcyl.es.
- ^ Церковь Успения Богоматери Санта-Мария-дель-Кампо. Архивировано 28 июля 2011 г. в Wayback Machine , www.turismoburgos.org.
- ^ Эухенио Льягуно-и-Амирола и Хуан Агустин Сеан Бермудес, Новости архитекторов и архитектуры Испании с момента ее восстановления , Королевская типография (1829 г.). п. 170. Доступно в Интернете в Google Книгах .
- ^ Jump up to: а б с Могила дона Диего де Авельянеды, епископа Туя Могила дона Диего де Авельянеды, епископа Туи , Национальный музей скульптуры (Вальядолид), первоначально на http://museoescultura.mcu.es/coleccion/obras/vigarny.html , в архиве в Интернет-архиве 11 мая 2008 г.
- ^ Кармен Мансо Порто, «Лежащая скульптура Педро Фернандеса де Веласко, собор Бургоса, 116:118 в Аврааме Рубио Селаде Изабель ла Католика в Real Academia de la Historia , второе издание (2004), Real Academia de la Historia, ISBN 84-95983-54-0 , с. 118. Доступно в Интернете через Google Книги .
- ↑ Его причастность задокументирована судебными исками между Бигарни и французским резчиком Матиасом из-за неуплаты за выполненную работу. Свидетельство от 12 июля 1519 года в Аро, еще одно позже в Бургосе и еще одно 26 августа 1520 года перед канцелярией Вальядолида.
- ^ Марти и Монсо, Джозеф (ок. 1900-е гг.). Историко-художественные исследования . Вальядолид: Леонардо Миньо Пресс. стр. 100-1 51–56.
Ссылки
[ редактировать ]- Разные авторы (2008). Ибаньес Перес, Альберто К.; Пайо, Рене-Хесус (ред.). От готики к ренессансу (на испанском языке). Сберегательный банк Католического круга Бургоса. ISBN 978-84-89805-25-5 .
- Энциклопедия GER - Фелипе Бигарни