Апостол Варфоломей
Апостол Варфоломей | |
---|---|
Апостол и мученик | |
Рожденный | 1 век нашей эры Кана , Галилея, Римская империя |
Умер | в. 69/71 г. н.э. Альбанополис , Королевство Армения [1] [2] [3] [4] |
Почитается в | Все христианские конфессии, почитающие святых |
Главный храм |
|
Праздник |
|
Атрибуты |
|
Покровительство |
|
Варфоломей [а] был одним из двенадцати апостолов Иисуса согласно Новому Завету . Большинство ученых сегодня отождествляют Варфоломея с Нафанаилом . [6] который появляется в Евангелии от Иоанна (1:45–51; ср. 21:2). [7] [8] [9]
Ссылки на Новый Завет
[ редактировать ]Имя Варфоломей ( греческое : Βαρθολομαῖος , транслитерированное «Варфоломей») происходит от императорского арамейского языка : בר-תולמי бар-Толмай «сын Талмая ». [10] или «сын борозд». [10] Варфоломей указан в Новом Завете среди Двенадцати Апостолов Иисуса в трёх синоптических Евангелиях : Матфея , [11] Отметка , [12] и Люк , [13] и в Деяниях Апостолов . [14]
Традиция
[ редактировать ]Евсевий Кесарийский в «Церковной истории » (5:10) утверждает, что после Вознесения Варфоломей отправился в миссионерское путешествие в Индию, где оставил после себя копию Евангелия от Матфея. Традиция повествует, что он служил миссионером в Месопотамии и Парфии , а также, по другим сведениям, в Ликаонии и Эфиопии . [15] Народные предания гласят, что Варфоломей проповедовал Евангелие в Индии, а затем отправился в Великую Армению. [10]
Миссия в Индию
[ редактировать ]О миссии святого Варфоломея в Индии существуют два древних свидетельства. Это Евсевий Кесарийский (начало IV века) и святой Иероним (конец IV века). Оба они ссылаются на эту традицию, говоря о сообщении о визите святого Пантена в Индию во II веке. [16] Исследования отца А. К. Перумалила С. Дж. и Мораеса показывают, что район Бомбея на побережье Конкан , регион, который, возможно, также был известен как древний город Калян , был полем миссионерской деятельности святого Варфоломея. Раньше среди ученых было по крайней мере скептическое мнение об апостольстве святого Варфоломея в Индии. Столлингс (1703 г.), Неандер (1853 г.), Хантер (1886 г.), Рэй (1892 г.), Залески (1915 г.) поддержали его, в то время как такие ученые, как Соллериус (1669 г.), Карпентье (1822 г.), Гарнак (1903 г.), Медликотт (1905 г.) , Мингана (1926), Терстон (1933), Аттуотер (1935) и т. д. этого не делают. Главный аргумент заключается в том, что Индию, о которой говорят Евсевий и Иероним, следует идентифицировать как Эфиопию или Счастливую Аравию . [16]
В Армении
[ редактировать ]Считается, что вместе со своим собратьем-апостолом Иудой «Фаддеем» Варфоломей принес христианство в Армению в I веке. Таким образом, оба святых считаются покровителями Армянской Апостольской Церкви . Согласно этим традициям, Варфоломей — второй Католикос-Патриарх Армянской Апостольской Церкви . [17]
Христианская традиция предлагает три версии смерти Варфоломея: «Одна говорит о том, что его похитили, избили до потери сознания и бросили в море, чтобы он утонул . Другая версия утверждает, что он был распят вверх ногами , а другая говорит, что с него заживо содрали кожу и обезглавили в Альбаке. или Альбанополис , недалеко от Баку , Азербайджан. [18] или Башкале , Турция». [19]
Согласно эллинской традиции, Варфоломей был казнен в Альбанополисе в Армении, где он принял мученическую смерть за то, что обратил Полимия, местного царя, в христианство. Разгневанный обращением монарха и опасающийся реакции римлян, брат царя Полимия, принц Астиаг, приказал пытать и казнить Варфоломея. Однако эта версия истории кажется антиисторической, поскольку нет никаких записей об армянском царе из династии Аршакидов в Армении с именем «Полимий». В других рассказах о его мученической кончине царем называют либо Агриппу (отождествляемого с Тиграном VI ), либо Санатрука , царя Армении. [20]
13-го века Варфоломеевский монастырь был известным армянским монастырем, построенным на предполагаемом месте мученической смерти Варфоломея в Васпуракане , Великая Армения (ныне на юго-востоке Турции). [21]
В современном Азербайджане
[ редактировать ]Церковь Святого Варфоломея (Баку) была построена в 1892 году на пожертвования местного христианского населения на месте, где, как считалось, был замучен апостол Варфоломей. [22] Считается, что в этом районе возле Девичьей башни около 71 года нашей эры язычники были распяты и убиты апостолом Варфоломеем. [23] Церковь продолжала действовать до 1936 года, когда ее снесли в рамках советской кампании против религии.
Почитание
[ редактировать ]Армянская Апостольская Церковь почитает святых Варфоломея и Святого Фаддея как своих святых покровителей.
Восточная Православная Церковь чтит Варфоломея 11 июня. [24] Варфоломея также почитают 25 августа в память перенесения мощей Варфоломея. [25] Его также почитают как одного из двенадцати апостолов 30 июня. [26]
Следовательно, Русская Православная Епархия Баку и Азербайджана [27] почитает святого Варфоломея как покровителя Азербайджана и считает его носителем христианства в регионе Кавказской Албании , современного Азербайджана . 24 августа здесь торжественно отмечают праздник Апостола как христианские миряне, так и церковные деятели. [28]
В Синаксарии Коптской Православной Церкви Александрии Варфоломея мученичество отмечается в первый день коптского календаря (т. е. в первый день месяца Тут ), который в настоящее время приходится на 11 сентября (что соответствует 29 августа по юлианскому календарю). календарь ).
В нынешнем римском общем календаре праздник Святого Варфоломея приходится на 24 августа. [29]
Апостола Варфоломея вспоминают в англиканской церкви на празднике 24 августа. [30] [31]
Реликвии
[ редактировать ]Писатель VI века Теодор Лектор утверждал, что примерно в 507 году византийский император Анастасий I Дикор передал тело Варфоломея городу Дарас в Месопотамии, который он недавно заново основал. [32] Существование реликвий на Липари , небольшом острове у побережья Сицилии , в части Италии, контролируемой из Константинополя, объяснил Григорий Турский. [33] его тело чудесным образом вынесло туда. Большой кусок его кожи и множество костей, хранившиеся в соборе Святого Варфоломея в Липари, были перевезены в Беневенто в 838 году, где до сих пор хранятся в базилике Сан-Бартоломео. Часть мощей была передана в 983 году Отто II, императором Священной Римской империи , в Рим, где она хранится в Сан-Бартоломео алл'Изола , который был основан на месте храма Асклепия , в языческие времена важного римского медицинского учреждения. центр. Эта связь с медициной привела к тому, что имя Варфоломея со временем стало ассоциироваться с больницами. [34] Часть предполагаемого черепа Варфоломея была перенесена во Франкфуртский собор , а рука почиталась в Кентерберийском соборе . [ нужна ссылка ] Патриарх В 2003 году Константинопольский Варфоломей I привез в Баку часть останков святого Варфоломея в дар азербайджанским христианам, и сейчас эти останки хранятся в соборе Святых Жен-Мироносиц . [35]
Святому Варфоломею приписывают несколько чудес. [36]
Искусство и литература
[ редактировать ]В художественных изображениях Варфоломея чаще всего изображают держащим содранную кожу и нож, которым с него содрали кожу. [37] Хорошо известный пример этого представлен в Микеланджело » «Страшном суде .
Нередко Варфоломея изображают обтягивающим тело собственной кожей. [38] Более того, в испанской живописи распространены изображения Варфоломея с прикованным демоном. [38]
Св. Варфоломей — самый известный христианский мученик, содранный с кожи; [39] В XVI веке изображения снятия кожи с Варфоломея были популярны, и эта деталь стала практически константой иконографии. [38] [37] Отголосок концентрации на этих деталях можно найти в средневековой геральдике относительно Варфоломея, где изображены «сдирающие кожу ножи с серебряными лезвиями и золотыми ручками на красном поле». [40]
Святой Варфоломей часто изображается в роскошных средневековых рукописях. [41] Принимая во внимание, что рукописи на самом деле сделаны из содранной и обработанной кожи, они сохраняют сильную визуальную и когнитивную ассоциацию со святым в средневековый период. [41]
Флорентийский художник Пачино ди Бонагида изображает свое мученичество в сложной и яркой композиции в своем «Лаударио Сант-Аньезе», сборнике итальянских гимнов, выпущенном для Компании Сант-Аньезе ок. 1340 . [39] В пятисценном, основанном на повествовании изображении трое мучителей сдирают кожу с ног и рук Варфоломея, пока он обездвижен и прикован цепью к воротам. Справа святой носит собственную кожу, обвязанную вокруг шеи, и молится на коленях перед камнем, а его отрубленная голова лежит на земле.
Еще одно изображение - это снятие кожи со святого Варфоломея в Псалтири Латтрелла ок. 1325 –1340. Там Варфоломей изображен лежащим на хирургическом столе в окружении мучителей, пока с него сдирают кожу золотыми ножами. [42]
Из-за характера своего мученичества Варфоломей является покровителем кожевенников и производителей , штукатуров , портных , кожевников , переплетчиков , фермеров , маляров , мясников перчаток. [43] [38] В произведениях искусства святой изображался со сдираемой кожей кожевниками, как, например, в Гвидо да Сиены ставенах-мощевиках с мучениками святого Франциска, святой Клер, святого Варфоломея и святой Екатерины Александрийской . [44] Популярный во Флоренции и других регионах Тосканы , святой также стал ассоциироваться с торговцами солью, маслом и сыром. [45]
«Мученичество святого Варфоломея» (1634 г.) Хузепе де Рибера изображает последние минуты жизни Варфоломея перед тем, как с него заживо содрали кожу. Зритель призван сопереживать Варфоломею, тело которого словно прорывается сквозь поверхность полотна, а раскинутые руки охватывают мистический свет, озаряющий его плоть. Его пронзительные глаза, открытый рот и молящая левая рука свидетельствуют об интенсивном общении с божественным; однако эта же рука привлекает наше внимание к орудиям его пыток, символически расположенным в форме креста. Зачарованный активной верой Варфоломея, палач, кажется, остановился в своих действиях, а его нахмуренный лоб и частично освещенное лицо наводят на мысль о моменте сомнения, о возможности обращения. [46] Изображение кончины Варфоломея на картине Национальной галереи существенно отличается от всех других изображений Риберы. Ограничив число участников главными героями рассказа (святым, его палачом, одним из осудивших его священников и одним из солдат, захвативших его), представив их в пояс и заполнив пространство картины, художник отказался от активной, подвижной композиции в пользу напряженной психологической драмы. Выступы по всем четырем краям показывают, что картина не была обрезана: Рибера задумал композицию как раз такую плотную, ограниченную презентацию, с отрезанными и прижатыми друг к другу фигурами. [47]
Хотя смерть Варфоломея обычно изображается в произведениях искусства религиозного характера, его история также использовалась для представления анатомических изображений человеческого тела, лишенного плоти. Пример этого можно увидеть в произведении Марко д'Аграте « Содранный со шкуры святого Варфоломея» (1562 г.), где Варфоломей изображен завернутым в собственную кожу, причем каждая мышца, вена и сухожилие четко видны, что служит четким описанием мышц и структуры тела. человеческое тело. [48]
Эта идея повлияла на некоторых современных художников, которые создали произведения искусства, изображающие анатомическое исследование человеческого тела, среди которых Гюнтера фон Хагенса » «Кожаный человек (2002) и » Дэмиена Херста ( «Изысканная боль 2006). В работе Гюнтера фон Хагенса под названием « Миры тела» фигура, напоминающая Варфоломея, держит свою кожу. Эта фигура изображена в реальных человеческих тканях (что стало возможным благодаря процессу пластинации Хагенса), чтобы рассказать общественности о внутренней работе человеческого тела и продемонстрировать влияние здорового и нездорового образа жизни. [49] В «Изысканной боли » (2006) Дэмиен Херст изображает Святого Варфоломея с высоким уровнем анатомической детализации: его содранная кожа накинута на правую руку, со скальпелем в одной руке и ножницами в другой. Включение ножниц было вдохновлено Тима Бертона фильмом «Эдвард руки-ножницы» (1990). [50]
Варфоломей играет роль в Фрэнсиса Бэкона « утопическом рассказе Новая Атлантида » о мифической изолированной земле Бенсалем, населенной людьми, приверженными разуму и натурфилософии. Примерно через двадцать лет после вознесения Христа жители Бенсалема находят ковчег, плывущий у их берега. В ковчеге находится письмо, а также книги Ветхого и Нового Заветов. В письме апостола Варфоломея говорится, что ангел велел ему спустить на воду ковчег и его содержимое. Таким образом ученые Бенсалема получают откровение Слова Божьего. [51]
- Микеланджело Изображение Сикстинской капеллы .
- Статуя Варфоломея в архбазилике Святого Иоанна Латеранского работы Пьера Ле Гро Младшего .
- Статуя Святого Варфоломея работы Августа Вредова на крыше собора Хельсинки.
- С Варфоломея содрали кожу , картина Марко д'Аграте , 1562 г. ( Миланский собор )
- Мученичество святого Варфоломея, или Двойное мученичество Арис Калаизис , 2015 г.
- Щит с изображением трех свежевающих ножей, символа Святого Варфоломея, в церкви Доброго Пастыря (Роузмонт, Пенсильвания)
- Святой Варфоломей изображен на гербе Перттели.
Культура
[ редактировать ]Фестиваль в августе был традиционным поводом для рынков и ярмарок, таких как Варфоломеевская ярмарка , которая проводилась в Смитфилде, Лондон , со времен средневековья. [52] и который послужил сценой для Бена Джонсона 1614 года одноименной комедии .
Уличная ярмарка Святого Варфоломея проводится в Крюкерне , Сомерсет , ежегодно в начале сентября. [53] Ярмарка восходит к саксонским временам, и рынок крупнейших торговцев был записан в Книге судного дня . Считается, что уличная ярмарка Святого Варфоломея в Крюкерне получила свой устав во времена Генриха III (1207–1272). Самая ранняя сохранившаяся судебная запись была сделана в 1280 году и хранится в Британской библиотеке . [ нужна ссылка ]
В исламе
[ редактировать ]Коранический учениках рассказ об Иисуса не . включает их имена, номера или какие-либо подробные описания их жизни Мусульманская экзегеза , однако, более или менее согласуется со списком Нового Завета и утверждает, что среди учеников были Петр , Филипп , Фома , Варфоломей, Матфей , Андрей , Иаков , Иуда , Иаков Меньший , Иоанн и Симон Зилот . [54]
См. также
[ редактировать ]- Евангелие от Варфоломея
- Вопросы Варфоломея
- Деяния Андрея и Варфоломея
- Резня в день Святого Варфоломея
- Больница Святого Варфоломея
- Бертиль
- Святой апостол Варфоломей, покровитель архива
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Арамейский : ������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������; Древнегреческий : Βαρθολομαῖος , латинизированный : Варфоломей ; Латынь : Варфоломей ; Армянский : Բարթողիմէոս ; Коптский : ⲃⲁⲣⲑⲟⲗⲟⲙⲉⲟⲥ ; Иврит : בר-תולמי , латинизированный : bar-Tôlmai ; Арабский : Barthulmāwus , романизированный : Barthulmāwus
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Святой Варфоломей | Христианский апостол | Британика» . www.britanica.com . Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ Священные жизни, Вафоломей
- ^ Библейский словарь Эрдмана Дэвида Ноэля Фридмана, Аллена К. Майерса и Астрид Б. Бек, 2000, стр. 152: «... Варфоломей проповедовал индейцам и умер в Альбанополисе в Армении). Это было осуждено в Геласианском словаре. указ, упомянутый..."
- ↑ « Нерассказанная история церкви Нового Завета: Необыкновенное руководство к пониманию Нового Завета», Фрэнк Виола, стр. 170: «... один из Двенадцати избит и распят в Альбанополисе, Армения. ...»
- ^ Кертин, ДП (июль 2015 г.). Якобитский арабский синаксарий - Том I. Издательство Далкассян. ISBN 9781088061237 .
- ^ Грин, Макнайт и Маршалл 1992 , с. 180.
- ^ Что мы знаем о Нафанаиле – ученике без обмана? - Инструменты для изучения Библии
- ^ Познакомьтесь с Нафанаилом в Библии, «истинным израильтянином» - Изучите религии.
- ^ Раймонд Ф. Коллинз, «Нафанаил 3», в The Anchor Bible Dictionary , vol. 4 (Нью-Йорк: Даблдей), с. 1031.
- ^ Перейти обратно: а б с Батлер и Бернс 1998 , с. 232.
- ^ 10:1–4
- ^ 3:13–19
- ^ 6:12–16
- ^ 1:13
- ^ Британская энциклопедия , Micropædia. том. 1, с. 924. Чикаго: Британская энциклопедия, Inc., 1998. ISBN 0-85229-633-9 .
- ^ Перейти обратно: а б «Миссия святого апостола Варфоломея в Индии» . Насранис . 10 октября 2014 года . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ Гилман, Ян; Климкейт, Ханс-Иоахим (11 января 2013 г.). Христиане в Азии до 1500 года . Рутледж. ISBN 9781136109782 .
- ^ В житии апостола Варфоломея Баку идентифицируется как Албан. Некоторые историки предполагают, что Баку во времена существования Кавказской Албании назывался Альбанополисом.
- ^ Теунис 2003 , с. 306.
- ^ Кертин, ДП (январь 2014 г.). Мученичество святого Варфоломея: греческая, арабская и армянская версии . Издательство Далкассян. ISBN 9798868951473 .
- ^ «Состояние армянских исторических памятников в Турции» . раа.ам. Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ «Варфоломей, апостол Иисуса, могила которого найдена в Баку» . gyarinfo.az Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ "Проповедь Святого Апостола Варфоломея" . udi.az . Retrieved 28 April 2021 .
- ^ «Апостол Варфоломей Двенадцати» . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 11 июня 2023 года . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ «Возвращение мощей апостола Варфоломея из Анастасиополя в Липари» . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 21 июля 2023 года . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ «Собор святых, славных и всевальных Двенадцати Апостолов» . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 30 июня 2023 года . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ «24 июня – День памяти святого Варфоломея, небесного хранителя Баку» . pravlavie.az
- ^ «Православные, живущие в Азербайджане, почтили память святого Варфоломея» . interfax.az .
- ^ «24 АВГУСТА – ПРАЗДНИК СВЯТОГО АПОСТОЛА БАРТАЛЬМЫ» . catholic.az .
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Дамо-Сантьяго 2014 .
- ^ Смит и Читам 1875 , с. 179.
- ^ Григорий, Во славу мучеников , i.33.
- ^ Аттуотер и Джон 1995 .
- ^ «ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ВАРФОЛОМЕЙ ПРИШЕЛ В АЗЕРБАЙДЖАН» . azertag.az 16 апреля 2003 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Золотая легенда: Житие апостола Варфоломея» . www.christianiconography.info . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Крейн 2014 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д Георгий 2003 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Миттман и Шакка 2017 , стр. VIII, 141.
- ^ Сообщение 2018 г. , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Кей 2006 , стр. 35–74.
- ^ Миттман и Шакка 2017 , стр. 42.
- ^ Бисселл 2016 .
- ^ Декер и Киркланд-Айвз 2017 , стр. ii.
- ^ Запад 1996 .
- ^ «Мученичество святого Варфоломея» . nga.gov . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ ДеГрация и Гарберсон 1996 , стр. 410.
- ^ «Статуя Святого Варфоломея в Миланском соборе» . Дуомо ди Милано . 29 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 31 октября 2018 года . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ «Философия» . Миры тела . Архивировано из оригинала 9 июня 2019 года . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ Доркин 2003 .
- ^ Бэкон 1942 .
- ^ Кавендиш 2005 .
- ^ «О ярмарке» . Чартерная ярмарка Крюкерна, Сомерсет - (ранее уличная ярмарка Св. Варфоломея) . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ Ноэгель и Уилер 2002 , стр. 86: Мусульманская экзегетика называет учеников Иисуса Петром, Андреем, Матфеем, Фомой, Филиппом, Иоанном, Иаковом, Варфоломеем и Симоном.
Источники
[ редактировать ]- Аттуотер, Дональд; Джон, Кэтрин Рэйчел (1995). Словарь святых Penguin . Пингвин. ISBN 978-0-14-051312-7 .
- Бэкон, Фрэнсис (1942). Новая Атлантида . Нью-Йорк: У. Дж. Блэк.
- Бенедикт XVI (4 октября 2006 г.). «Общая аудитория» . vatican.va . Проверено 24 августа 2020 г.
- Бисселл, Том (1 марта 2016 г.). «Самое жестокое мученичество» . Ежеквартальный журнал Лэпэма . Проверено 24 августа 2020 г.
- Батлер, Албан; Бернс, Пол (1998). Жития святых Батлера: август . А&С Черный. ISBN 978-0-86012-257-9 .
- Кавендиш, Ричард (9 сентября 2005 г.). «Последняя Варфоломеевская ярмарка в Лондоне» . История сегодня . Том. 55, нет. 9.
- Крейн, Томас Фредерик (2014). Сказки из Италии: Когда христианство встретило Италию . М&Дж. ISBN 979-11-951749-4-2 .
- Дамо-Сантьяго, Корасон (28 августа 2014 г.). «С апостола Варфоломея заживо содрали кожу за распространение своей веры» . БизнесЗеркало . Проверено 24 августа 2020 г.
- Декер, Джон Р.; Киркланд-Айвс, Митци (2017). «Смерть, пытки и разбитое тело в европейском искусстве, 1300–1650» . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-57009-1 .
- ДеГрация, Дайан; Гарберсон, Эрик (1996). Итальянская живопись семнадцатого и восемнадцатого веков . Эдгар Питерс Боурон, Питер Люкхарт, Митчелл Мерлинг. Национальная художественная галерея. ISBN 978-0-89468-241-4 .
- де Воражин, Якобус ; Даффи, Имон (2012). Золотая легенда: Чтения о святых . Перевод Уильяма Грейнджера Райана. Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-4205-6 .
- Доркин, Молли (2003), «Сотбис», Oxford Art Online , Oxford University Press, doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.t079852
- Фабрициус, Иоганн Альберт (1703). Кодекс апокрифов Нового Завета: собран, исправлен и проиллюстрирован свидетельствами, цензурой и наблюдениями . сумматиб Б. Шиллер.
- Фенлон, Джон Фрэнсис (1907). Католическая энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Георгий, Роза (2003). Святые в искусстве . Публикации Гетти. ISBN 978-0-89236-717-7 . OCLC 50982363 .
- Грин, Джоэл Б.; Макнайт, шотландец; Маршалл, И. Ховард (1992). Словарь Иисуса и Евангелий: Сборник современных библейских исследований . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-1777-1 .
- Кей, С. (2006). «Оригинальный скин: сдирание кожи, чтение и размышления в легенде о святом Варфоломее и других произведениях». Журнал исследований средневековья и раннего Нового времени . 36 (1): 35–74. дои : 10.1215/10829636-36-1-35 . ISSN 1082-9636 .
- Лилич, Мередит Парсонс (2011). Готический витраж Реймсского собора . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-0-271-03777-6 .
- Мейер, Джон П. (1991). Маргинальный еврей: соратники и конкуренты . Даблдэй. ISBN 978-0-385-46993-7 .
- Миттман, Аса Саймон; Шакка, Кристина (2017). Трейси, Ларисса (ред.). Сдирание кожи в досовременном мире: практика и репрезентация . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-84384-452-5 .
- Ногель, Скотт Б.; Уилер, Брэннон М. (2002). Исторический словарь пророков в исламе и иудаизме . Лэнхэм, доктор медицины: Пугало. ISBN 978-0-8108-4305-9 .
- Пост, В. Эллвуд (2018). Святые, знаки и символы . Папамоа Пресс. ISBN 978-1-78720-972-5 .
- Смит, Дуайт Муди (1999). Комментарии Абингдона к Новому Завету . Том. 4: Джон. Абингдон Пресс. ISBN 978-0-687-05812-9 .
- Смит, Уильям; Читам, Сэмюэл (1875). Словарь христианских древностей: A-Juv . Дж. Мюррей.
- Спилман, Фрэнсис (2017). Двенадцать: Жития и легенды апостолов . Лулу.com. ISBN 978-1-365-64043-8 .
- Теунис, Д.А. (2003). Секрет сатаны: разоблачение мастера обмана и отца лжи . АвторДом. ISBN 978-1-4107-3580-5 .
- Уэст, Ширер (1996). Путеводитель Блумсбери по искусству . Блумсбери. OCLC 246967494 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хэнкс, Патрик; Ходжес, Флавия; Хардкасл, Кейт (2016). Словарь имен . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-880051-4 .
- Перумалил, AC (1971). Апостолы в Индии . Джайпур: Институт подготовки учителей Ксавьера.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мученичество святого и славного апостола Варфоломея , приписываемое Псевдо-Авдиасу , одному из малых Отцов Церкви
- Связи Святого Варфоломея в Индии
- Святой Варфоломей на веб-сайте христианской иконографии ».
- «Житие апостола Варфоломея» в Кэкстонском переводе « Золотой легенды»