Jump to content

Собор Св. Варфоломея, Пльзень

Координаты : 49 ° 44'51 "N 13 ° 22'39" E  /  49,7475 ° N 13,3776 ° E  / 49,7475; 13,3776
Собор Святого Варфоломея
Собор Святого Варфоломея
Собор Святого Варфоломея находится в Чехии.
Собор Святого Варфоломея
Собор Святого Варфоломея
Расположение в Чехии
49 ° 44'51 "N 13 ° 22'39" E  /  49,7475 ° N 13,3776 ° E  / 49,7475; 13,3776
Расположение Пльзень
Страна Чешская Республика
Номинал Римско-католический
Веб-сайт а .в соборе .org
История
Прежнее имя (а) Церковь Святого Варфоломея
Статус Активный
Основан 1295
Преданность Апостол Варфоломей
Архитектура
Функциональное состояние Кафедральный собор и приходская церковь
Обозначение наследия Национальный культурный памятник Чехии
Архитектурный тип Церковь
Стиль Готика
Годы постройки 14 век
Технические характеристики
Длина 57,6 м (189 футов 0 дюймов)
Ширина 26,0 м (85 футов 4 дюйма)
Высота 46 м (150 футов 11 дюймов)
Количество шпилей 1
Высота шпиля 102,3 м (335 футов 8 дюймов)
Администрация
епархия Пльзень
Духовенство
Епископ(ы) Фрэнсис Радковский

Собор Святого Варфоломея ( чеш . Katedrála svatého Bartoloměje ), первоначально церковь Святого Варфоломея, — готическая церковь, расположенная на главной площади в Пльзене , Чехия . Вероятно, он был основан вместе с городом около 1295 года. Кафедральным собором костёл стал в 1993 году, когда Пльзеньская епархия была создана . В 1995 году он был признан национальным памятником культуры Чешской Республики .

История церкви/собора

[ редактировать ]

Кафедральный собор Св. Варфоломея был основан, вероятно, одновременно с городом Пльзень около 1295 года. Первоначально он был лишь филиалом Церкви Всех Святых в Злобе , которая является частью района Роудна. Покровителем обеих церквей был чешский король; в 1310 году король Богемии Генрих (1265–1335) даровал патронатное право Тевтонскому ордену . Однако в том же году король был изгнан из Чехии, и Орден не посмел воспользоваться своими правами. Тевтонский орден окончательно добился соблюдения этого права от Иоанна Богемского (1296–1346) в 1322 году. Однако следующая проблема возникла в связи с конфликтом по поводу пресвитерии с Церковью Всех Святых, который в 1342 году закончился в пользу Тевтонского ордена. поэтому дома духовенства , вероятно, стали поводом для начала церковного строительства. Тевтонский орден оставался его покровителем до 1546 года, когда вышеупомянутое право покровительства получил город Пльзень. Пльзеньская епархия была основана Папой Иоанном Павлом II 31 мая 1993 года, а затем приходская церковь стала собором, городской церковью епископа .

Происхождение церкви

[ редактировать ]

Точная дата начала его строительства неизвестна, но самое старое дошедшее до нас упоминание относится к 1307 году, когда горожанин Вольфрам Цвиниллингер завещал солодовильно-сушильную фабрику св. Варфоломею с условием отслужить церковную мессу от имени его душа. Таким образом, можно предположить, что церковь могла быть основана примерно в том же году, что и город Пльзень – вскоре после 1295 года. Однако где она стояла, неизвестно. Размещение церкви на рыночной площади было весьма необычным решением. Строительство церкви началось с пресвитерия после 1342 года. Пресвитерий кажется короче по сравнению с обычными пропорциями типичного пресвитерия. Это вызвано его частичным разрушением при строительстве нефа и боковых приделов. Пресвитерий доходил до первой пары колонн нефа, поэтому размер пресвитерия пришлось скорректировать. Столбы должны были быть короче, что было изменено после 1360-х годов, главным образом из-за расширения пресвитерия.

Главный неф и боковые приделы строились примерно с 1375 года. Сначала был установлен фасад с двойной башней, а затем он продолжился в сторону уже стоящего пресвитерия. Планировалось построить две башни, северную и южную, причем южная так и не была достроена.

Ризница была построена на северной стороне пресвитерия вместе с башней. Стены нефа и боковых приделов были полностью построены до начала гуситских войн (около 1420-х гг.). Высота северной башни не превышала высоты карниза . Церковь имела только сруб в виде высокого шатра с башней для колоколов меньшего размера. Это позволило использовать церковь еще до ее завершения.

Эпоха после гуситских войн

[ редактировать ]

Строительство церкви продолжилось и после гуситских войн . Боковые порталы были надстроены в начале 15 века. После 1476 года неф и боковые приделы были перекрыты сетчатыми сводами на круглых опорах. Архитектор, которым, вероятно, был господин Эрхард Бауэр из Айхштетта (15 век в Айхштетте – 1493 г.), изменил первоначальный план, поскольку колонны были спроектированы так, чтобы располагаться по углам. В это время от строительства южной башни уже отказались, поскольку это противоречило эстетическим взглядам эпохи. Впоследствии неф и боковые приделы были перекрыты шатровой крышей , завершившейся небольшой башней, которая была лишь немногим меньше будущей северной башни (она в то время еще строилась). Часовня Штернберга, важная часть церкви, была пристроена к южной части пресвитерия в 1470-х и 1480-х годах. Предполагалось, что она будет служить погребальной часовней семьи Штернберг [ де ] . Автором был Ганс Шписс (умер в 1503 г.), работавший на короля. Владислав II на закрытом замке Кршивокла в то время. В 1472 году , был похоронен Ярослав Штернбергский [ cs ] в церкви, вероятно, в только что построенной часовне (1220–1287) . В этом же году к южному порталу была пристроена прихожая, детали убранства которой соответствовали убранству часовни. В 1525 году сильный пожар уничтожил Пльзень, и сгорел каркас крыши церкви. Впоследствии, в 1528 году, шатровую крышу заменили двускатной, сохранившейся до наших дней. Северная прихожая была пристроена в первой трети XVI века и немного менее декоративна, чем часовня Штернберга и южная прихожая. эпохи Возрождения Мансардные окна были построены в 1580 году.

18 века до наших дней

[ редактировать ]

Во второй половине XVIII века органный чердак был расширен. 6 февраля 1835 года удар молнии вызвал пожар в северной башне. Два года спустя башня была заново перекрыта под руководством строителя Франтишека Филоуса (*1799-1869) – это была лишь упрощенная копия оригинальной постготической крыши.

В 1870 году в результате бури восточный фронтон обрушился на пресвитерий и капеллу Штернбергов — он сбросил купол вместе с замковым камнем . Реконструкцию в 1879-1883 годах возглавил архитектор Йозеф Мокер (1835-1899) – он был специалистом по пуристским реконструкциям и своими работами оказал влияние на чешский готический пуризм во 2-й половине 19 века. Помимо ремонта свода пресвитерия, он заменил главный старый барочный алтарь на новый, спроектированный им самим, что было характерно для той эпохи. Он удалил старые мансардные окна эпохи Возрождения с крыш и более 24 алтарей, преимущественно в стиле барокко, из интерьера.

прошла масштабная реставрация костела и капеллы Штернберг В 1914–1920 годах под руководством архитектора Камиля Гильберта (1869–1933), который также отвечал за отделку собора Святого Вита в Праге, . Последняя до сих пор реконструкция церкви произошла в 1987 году. Проект статического закрепления церкви и башни, а также ремонта кровли выполнил архитектор Шантавы.

Расположение и архитектурное описание

[ редактировать ]

Расположение

[ редактировать ]

Церковь расположена на северной стороне площади, что является довольно необычным для той эпохи местом. В большинстве запланированных городов (не только в западной Чехии) церковь располагалась за пределами площади, рядом с городским валом. Основной причиной этого была гораздо более спокойная и тихая атмосфера, чем на городском рынке.

Архитектурное описание

[ редактировать ]

Общее описание

[ редактировать ]

Храм задуман как зальная церковь с главным нефом и двумя боковыми приделами, с четырьмя пролетами и двухбашенными пролетами с западной стороны. На западе расположен пресвитерий с двумя купольными пролетами, замкнутыми в многоугольник с пятью сторонами двенадцатиугольника. Доступ к церкви осуществляется через главный вход на западном фасаде и два боковых входа с прихожей на северной и южной стороне церкви. Ризница . соединена с пресвитерией на севере вместе с палатальным хранилищем На южной стороне пресвитерия находится часовня Штернберга. Собор имеет длину 58 метров, ширину 30 метров и высоту 25 метров. Башня церкви имеет высоту 103 метра и является самой высокой церковной башней в Чехии.

Экстерьер

[ редактировать ]

Облицовочным материалом собора служат тесаные блоки песчаника, добываемые в каменоломнях к северу от исторического ядра. Кладка опоясана цоколем по всему периметру и заканчивается в верхней части карнизом.

Западный фасад первоначально был задуман как двухбашенный. Башни должны были поддерживаться мощными колоннами, доходящим до карнизов обеих башен. В конечном итоге это произошло только на реализованной северной башне. В случае недостроенной южной башни столбы заканчиваются прямо под карнизом, несущим крышу, в отличие от опорных столбов стен, заканчивающихся несколько ниже. В плане этажа столбы проградуированы один раз, высотой 16 м. На южной башне представлены те же небные карнизы, что и на северной башне. Окна нижних этажей заостренные, окна верхних этажей прямоугольные. Окна рядом с табуретом-колокольчиком снова заострены. Над ними расположены часы.

В средней части западного фасада расположен готический остроконечный портал со стеклянным тимпаном , внешний архивольт портала опоясан крокетами , завершающимися навершием . Накладки портала были использованы для размещения статуй Девы Марии и Иоанна Богослова , которые вместе с Христом на кресте создали группу «Распятие». Между порталом и карнизом пола расположена ниша с барочной статуей Святого Варфоломея . Над порталом расположено остроконечное окно с неоготическим узором . Простой фронтон среднего нефа также может быть включен в западный фасад.

На боковых фасадах, северном и южном, можно обнаружить лишь небольшие различия – они очень похожи на остальные фасады. В западном углу башни находятся опорные колонны, а фасады разделены на пять полей другими колоннами. Первое поле возле западного угла решено так же, как и западный двухбашенный фасад. Остальные поля содержат остроконечные окна, которые разделены на четыре части во втором и пятом поле, одинаково для обоих фасадов. В третьем поле с южной стороны имеется семичастное окно. На северной стороне расположено шестичастное окно. В четвертом поле количество частей снова другое – на юге окно четырёхчастное, на севере двухчастное. В накладках всех окон можно обнаружить глубокие вырезы . Узоры в основном бывают искусственными, сферическими и клеверными.

Хотя боковые порталы сейчас располагаются внутри аванзалов, изначально они были задуманы как часть фасада, поэтому важно описывать их вместе с фасадами. Южный портал богаче северного, поскольку раньше он выходил на большую площадь площади. Поэтому гораздо важнее была декоративность этой детали. Отдельные стержни заостренной накладки выступают из небольших плинтусов. Подкладка непрерывно переходит в квадратное окаймление. Крокет используется как украшение как архивольтов, так и бордюра. Северный портал устроен очень похоже.

В период с 15 по 16 века на обоих порталах были прихожие. Прихожая в южной части церкви имеет пятиугольный план с вершиной на углу, украшенной внизу изображением (вероятно, автопортретом строителя Ганса Шписса). Посетитель попадает в прихожую через два заостренных портала с накладками в форме тора и каветто. Над квадратными дверными проемами имеются перемычки. На стенах прихожей имеется сегментация, подобная той, что использована в капелле Штернберга. Прихожая на северной стороне имеет прямоугольную форму, немного выходящую за границу колонн. Входы имеют профилированные накладки, стержни которых выступают из плинтусов. Над карнизом находится аттик , форма зубцов которого обеспечивает сток воды. Прихожая перекрыта односкатной крышей с двускатным мансардным окном.

Пресвитерий церкви довольно мал по сравнению с размером церкви. Его каменную кладку окружает цоколь, завершающийся карнизом подоконника. Окна пресвитерия разделены на две части, за исключением осевого окна, которое трехчастное. Их узоры очень похожи, основным мотивом является сферический треугольник , например, в случае среднего окна, украшенного двойными или тройными створками. Два окна на севере и одно окно на юге замурованы. В случае с южным окном это произошло за счет корректировки соединения пресвитерия с нефом, который был расширен за пределы первоначального плана. Столбы пресвитерия меньше столбов в других частях собора. Они тройные, односкатные крыши наверху имеют небольшие фронтоны. Мы видим украшения в виде щитов со немецкого рыцаря знаками .

Северная часть пресвитерия соединена с ризницей с многоэтажным хранилищем. Он покрыт односкатной крышей, части разделены подоконным карнизом. В углу между нефом и пресвитерием из ризницы выходит труба, внутри которой находится винтовая лестница, ведущая на чердак над пресвитерием. Окна северной стороны не расположены друг над другом, причиной тому является иное решение сводов в интерьере. Внешний вход украшен небольшим портиком в неоготическом стиле. На восточной стороне на каждом из двух этажей имеется двустворчатое остроконечное окно.

На южной стороне пресвитерия находится часовня Штернберга, закрытая с трех сторон. По углам расположены опорные столбы, а между ними в каждом из трех полей размещены окна. Над карнизом подоконника колонны украшены треугольными фронтонами, завершающимися башенками. Ажуры окон имеют схожие мотивы из искусственного шелка. Часовня покрыта шатровой крышей.

Интерьер

[ редактировать ]
Интерьер

Пресвитерий секционирован линейными грушевидными балочными опорами, непрерывно переходящими в балдахинный свод. Вход в пресвитерий снабжен триумфальной аркой , выше самого пресвитерия. Перепад высот решен плоскостью с изображением Иисуса Христа как судьи на Страшном суде. В ризницу и капеллу ведут два неоготических портала с накладками в виде остроконечной арки с крошками на внешней части и навершием наверху. Своды украшены картинами Карла Йобста 1883 года.

Запланированный двухбашенный фасад в интерьере представлен массивными колоннами с поперечными профилями, обращенными в главный неф заостренными полуколоннами. Свод под южной башней решен простой четырехконечной звездой со средними поперечными ребрами. Входное пространство сводчато четырехконечным звездным сводом, дополненным диагональным крестом с грушевидными опорами.

Внутреннее пространство нефов по периметру окружено подоконным карнизом, переходящим в цилиндрические опоры с консолями наверху. С этого момента опоры свода проходят вверх. В южном приделе восточной стены находится остроконечный входной портал в капеллу Штернбергов. Окна вдоль нефов, по четыре с каждой стороны церкви, имеют характерный цилиндрический профиль в накладках.

Свод нефа поддерживается цилиндрическими колоннами, стоящими на круглом постаменте. Под этими колоннами, вероятно, находятся основания оригинальных столбов с квадратными профилями, похожими на форму ступней опор триумфальной арки, что предполагает ту же архитектурную концепцию. Столбы под башней также свидетельствуют о более позднем изменении плана свода, поскольку кувшины ребер свода показывают первоначальный план использования крестового свода. В них используется ажурный свод, поэтому эти ребра пришлось дополнительно точить и дублировать.

С западной стороны приделов, в пространстве между башнями, расположена церковь-галерея высотой около 8 м. К концу XVI века его расширили за счет решеток свода, поддержанных поперечными колоннами. Другие изменения были внесены в 1760-х годах, когда церковная галерея была расширена до пространства нефа.

Ризница расположена на первом этаже, в районе пристройки к северной части пресвитерия. Он имеет прямоугольную форму и включает в себя два сводчатых поля. В большем поле — звездчатый сетчатый свод, в меньшем — простой крестовый свод. Ребра свода имеют аналогичный грушевидный профиль. В юго-западном углу ризницы находится винтовая лестница, ведущая в хранилище над ризницей.

Первоначально хранилище функционировало как альмарий, а затем как ажурный склад для хранения ценных богослужебных предметов. Пространство сводчатое с двумя полями крестовых сводов. По некоторым неточностям можно сказать, что они, вероятно, были построены для разных помещений. В пространство хранилища они были вставлены дополнительно. Ребра снова имеют грушевидный профиль.

Лестница ведет на чердак над пресвитерием. По современным произведениям искусства можно сделать вывод, что эта часть лестницы была пристроена примерно во время реконструкций 1879–1883 ​​годов, что видно и по несколько иной форме этой лестницы, чем та, что ведёт из ризницы в хранилище.

Описание украшений

[ редактировать ]

Самым ценным украшением костела является аргиллитовая скульптура Пльзеньской Мадонны (около 1390 г.) посреди главного псевдоготического алтаря по проекту архитектора Йозефа Мокера . Необыкновенным произведением готического искусства по дереву является также монументальная группа статуй «Голгофа» 1460-х годов. В правой части костела находится вход из главного нефа в позднеготическую капеллу Штернберга, где также расположен Чешский алтарь – в стиле модерн работа резчика Яна Кастнера . В церкви мы также можем найти красочные витражи , такие как окно с мотивом Голгофы местного художника Йозефа Мандла или работы других влиятельных художников.

27-я часовня путешествия святого Вита из Праги в Болеслав была посвящена Пльзеньской Мадонне. Эта часовня была основана в 1674–1690 годах. Дарителем этой часовни был Адольф Вратислав, императорский граф Штернберг, высший губернский судья. 17 ноября 2014 года на большую башню собора снова были поставлены колокола, за исключением одного, первоначально расплавленного в Нидерландах на вклад колокольного мастера из Збраслава Рудольфа Манушека-младшего.

Часовня Штернберга

[ редактировать ]

В начале 16 века к уже существовавшему собору Св. Варфоломея в Пльзене была пристроена капелла Штернберга. Его строительство произошло в основном благодаря определенным властным событиям. Дворянская семья Штернбергов выбрала это место местом вечного упокоения семьи.

Строители и владельцы

[ редактировать ]

К сожалению, время начала его строительства и имя строителя неизвестны. Однако одним из возможных авторов считается Ганс Шписс , который в то время работал у короля Владислава II в ближайшем замке Кршивоклат. Источник 1472 года подразумевает эту информацию, поскольку сообщает, что в это время Ярослав Штернбергский в замке – вполне возможно, в только что построенной часовне – был похоронен (сын Владислава Штернбергского). По архитектурным деталям можно сделать вывод о работе строителя собора Святого Вита, архитектора Камиля Гильберта , руководившего реставрацией церкви в 1914–1920 годах. Он также установил эпоху после 1510 года как наиболее вероятное время возникновения этого памятника, что также согласуется с прежними сообщениями о жизни семьи Штернбергов в Зеленой Горе и в целом в Пльзенской стране.

Историко-художественный анализ часовни также показывает, что ее строителем не был известный чешский строитель Бенедикт Рейт ; диковинки размеров часовни скорее указывают на соседний район Лужице. Там, в городе Цвиккау , расположен собор, построенный в ту же эпоху, что и часовня Штернберг, который демонстрирует поразительное сходство между этими двумя соборами. Поэтому возникает предположение, что его строителем был человек из Лужице. А поскольку не только Ладислав Штернбергский, но и его предшественники имели тесные связи с Лужице, возможно, что строитель часовни взял в руки знатока той области, где у него были лучшие связи и возможности.

Строитель выбрал для собора место с лучшими условиями. Это угол, берущий начало от соединения широкого правого нефа церкви с пресвитерием. Он обращен к тихой и солнечной южной части, обещая спокойную атмосферу для вечного отдыха семьи.

Экстерьер

[ редактировать ]

Высокая конструкция собора требовала, чтобы дополнительное здание было стройным и царственным. [ нужны разъяснения ] – технические возможности поздней готики были настолько обширны, что она очень легко выдержала это условие. Массивные каменные стены были умело скрыты строителем к началу XVI века, так что они полностью отошли на второй план.

Обращает на себя внимание необычное оформление нижней части – она «обшита» по всей ширине, то есть покрыта резным готическим узором . Над этой частью под окнами и по всему периметру расположен массивный выступ. Из этого выступа растут треугольные башенки , лежащие на опорных столбах. У каждого из столбов по четыре вершины — по бокам одна вершина побольше, спереди две поменьше, которые сходятся под острым углом . Большие вершины украшены узором – одна из них украшена круглой восьмиконечной звездой – знаком Штернберга. По краям и в углах к столбам добавлены стройные вершины.

В самой верхней части столбы слегка отступают, декор тот же, только несколько проще. Они оканчиваются не башенками, а косой палубой, называемой прилавком, над которой вырастают на значительную высоту массивные башенки. Они также выступают над главным карнизом часовни и их вес способствует увеличению сопротивления колонн, в которые сходятся арочные ребра каменного свода .

На юго-восточной стене над окном в левом углу расположен каменный знак семьи Штернбергов в декоративном навесе , также заканчивающемся башенкой.

Окна довольно широкие, украшены разнообразными и поистине богатыми узорами с вискозными мотивами, каждое из которых разделено двумя стержнями. Крыша не сохранилась в своем первоначальном виде. До реконструкции это была только «аварийная» крыша – односкатная . Сегодня это новая шатровая шиферная крыша, которая полностью повторяет стройный контур часовни. Стропильная конструкция в основном чердачная, а в качестве материала использовалась сосновая древесина.

Интерьер

[ редактировать ]

Свод капеллы Штернбергов оформлен в виде восьмиконечной звезды, которую можно было найти на щите семьи Штернбергов. Из звезды выходят 7 подвешенных ребер. Они соединены глубоко под сводом декоративной шпилькой с фигурными мотивами, на которой снова виден знак Штернберга. Таким образом, принадлежность часовни была должным образом подчеркнута.

На южной стене возле напольной плитки расположены различные ниши . Одна из них, широкая и двойная, представляет собой так называемую седилию – сиденье для священника . Широкая сегментированная арочная ниша справа первоначально была закрыта решеткой и служила хранилищем богослужебной утвари. Подобная узкая, высокая и сужающаяся боковая ниша использовалась для особых предметов – например, свечей.

Первоначальный вход в часовню находился на севере, и можно было войти прямо в правый неф церкви. В 18 веке в церкви было два алтаря, по одному с каждой стороны – алтарь св. Варвары и св. Екатерины.

На восточной стороне часовни стоял главный алтарь на каменном столе готического профиля, сохранившемся до сих пор. Деревянная архитектура, которая когда-то была изображена на нем, к сожалению, исчезла. С начала 17 века, т. е. со времени перестройки капеллы Ладиславом Штернбергским, рядом с главным стояли еще два алтаря, которые, однако, не лежали на каменных столах; они были полностью деревянными. Эти алтари не были построены рядом со стенами, они касались их по бокам, так что один стоял немного впереди главного алтаря и рядом с северной стеной. Второй, наоборот, с противоположной стороны, с правой стороны к южной стене.

После реставрации начала 17 века часовня имела лишь живописное оформление. Подсчет картин впервые произошел в 1765 году. В это время на стороне послания висело «Святое Семейство» в черной рамке, а под ним еще одна картина « Скорбящая Богоматерь» . На евангельской стороне (слева) находилась большая картина, изображающая святого Иосифа на смертном одре, рядом с которым стояли Иисус и Мария с ангелами. У входа висела картина святой Розалии .

С начала 18 века в часовне также хранились скульптуры, используемые в религиозных процессиях. Рядом с главным алтарем располагались большие скульптуры Девы Марии с Иисусом и святым мучеником Себастьяном. В другом месте хранятся статуи Непорочного Зачатия , Святого Адальберта , епископа и мученика, и Святого Исидора . Еще была большая скульптура 12 апостолов, состоящая из трех частей. Значительные части церковных фресок сохранились до наших дней. Это знаки Лобковича и Штернберга с соответствующими надписями, украшающие северную стену. Тогда на западной и южной стене сохранилось несколько фигур Святых, свидетельствующих о первоначальном посвящении часовни. Есть Дева Мария, Святой Вацлав и Святая Варвара. Картины выполнены в натуральную величину, однако они выцветшие, запущенные и ждут тщательной реставрации.

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • СОКУП, Янв. Собор Святого Варфоломея в Пльзене. Пльзень: Агентство David a Jakub sro, 2012. 176 стр.
  • МЕНЦЛ, Вацлав. Чешская архитектура люксембургского периода. Прага 1948 г.
  • КОТРБА Виктор: Архитектура. Каталог архитектуры. В: ПЕШИНА Ярослав (ред.): Чешское готическое искусство 1350–1420 гг. Прага 1970, стр. 56–111.
  • ПОЧЕ, Эмануэль. Художественные памятники Богемии 3. Прага: Академия, 1980. 540 с.
  • ЛИБАЛ Доброслав. Готическая архитектура. В: История чешского изобразительного искусства I/1. Прага 1984, стр. 144–215.
  • ЛИБАЛ Доброслав. Каталог готической архитектуры Чехии до гуситских войн. Прага: Юникорнис, 2001.
  • ЛАБЕК, Ладислав. Штернберская часовня в Пльзене. Пльзень: Круг друзей антиквариата, 1924. 56 с.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e33d449052f6c438cc3ca06f840d39f7__1716661260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/f7/e33d449052f6c438cc3ca06f840d39f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cathedral of St. Bartholomew, Plzeň - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)