Фронтонная скульптура
Фронтонная скульптура — форма архитектурной скульптуры, предназначенная для установки в тимпане — пространстве, ограниченном архитектурным элементом, называемым фронтоном . Первоначально являвшаяся особенностью древнегреческой архитектуры , фронтонная скульптура начиналась как средство украшения фронтона в его простейшей форме: низкий треугольник, похожий на фронтон , над горизонтальным основанием или антаблементом . [2] Однако по мере развития классической архитектуры на основе древнегреческой и римской архитектуры развивались и разновидности фронтонной скульптуры. Скульптура может быть как отдельно стоящей, так и рельефной , в этом случае она крепится к задней стенке фронтона. Харрис в «Иллюстрированном словаре исторической архитектуры» определяет фронтон как «В классической архитектуре треугольный фронтон крыши над горизонтальным карнизом, часто заполненный скульптурой». Фронтоны также можно использовать для украшения дверей или окон. [3]
В романской архитектуре , а очень часто в готической архитектуре , тимпан обычно имеет полукруглую верхнюю часть, а скульптурные группы, обычно с религиозными сюжетами, адаптируются к новым пространствам. В эпоху Возрождения вернулись треугольные фронтоны, как и постепенно появившиеся внутри них скульптурные группы, которые стали очень популярными для важных зданий 19 века.
История
[ редактировать ]Древнегреческая архитектура
[ редактировать ]Фронтон начинается в древнегреческой архитектуре ; середины пятого века до нашей эры По словам поэта Пиндара , это было коринфское изобретение. [4] Возможно, он был разработан специально для размещения скульптуры, которая с начала VI века стала «обычной (хотя и никогда не обязательной)» в дорических храмах; в ионических это была «редкость». [5] Отличие древнегреческого храма от храмов других, более древних культур Ближнего Востока заключалось в том, что визуальный эффект и украшение экстерьера превосходили интерьеры и экстерьеры за главным фасадом. [6] Как и другие формы внешнего декора, такие как статуи, антефиксы и акротерии , фронтонные скульптуры изначально были терракотовыми и цветными. [7]
«Самая ранняя сохранившаяся фронтонная композиция» раннего архаического периода находилась в храме Артемиды на Корфу около 580–570 гг. до н.э. [8] [9] Большие части скульптурной группы находятся в Археологическом музее Корфу , включая центральную фигуру крылатой горгоны Медузы в окружении двух присевших львов. Рихтер указывает, что «слабыми местами являются отсутствие согласованных действий и единства, а также смехотворно малый масштаб второстепенных фигур по сравнению с центральной Горгоной». [9]
Горгоны и головы горгон были наиболее распространенными ранними фронтонными скульптурами как архитектурная версия горгонейон апотропного амулета , который, как говорят, и Афина , и Зевс носили в качестве подвески . [10] Греческие храмы со скульптурами на фронтоне обычно располагали их на обоих концах храма и, как правило, имели контрастные сцены: одна, возможно, мирная сцена с божествами, а другая - битва или драматическая сцена из мифологии.
В течение следующих десятилетий были внесены усовершенствования в дизайн и резьбу фронтонной скульптуры, небольшого «фронтона Гидры» в Афинах (около 570 г. до н. э.), «фронтона Синей Бороды из «старого храма Афины»», Сифнийской сокровищницы в Дельфах (около 525 г. до н. э.). ), Мегарская сокровищница в Олимпии (около 520–510 гг. до н. э.), храм Афаи в Эгине (около 500–480 гг. до н. э.), храм Зевса в Олимпии (около 465–460 гг. до н. э., остатки восточного фронтона Храм Зевса в Олимпии находятся в местном музее) и другие, но «они недолго удовлетворяли греческого скульптора». Наконец, в фронтонах Парфенона (ок. 438–432 гг.) «мы достигаем кульминации греческой фронтонной композиции». После Парфенона нет выдающейся фронтонной композиции, по крайней мере, известной сейчас. [9]
На позднем или эллинистическом этапе этрусского искусства , примерно после 300 г. до н. э., были представлены группы в греческом стиле, но из терракоты , а не из камня; некоторые большие фрагменты из них сохранились. [11] Римляне также использовали терракоту, [12] но и камень для величайших храмов. в Мраморная амазономахия храме Аполлона Сосиана в Риме, фрагменты которой были раскопаны в 1930-х годах, считается греческим произведением V века до нашей эры, удаленным римлянами из храма в I веке нашей эры. намеки на недавнюю битву при Акциуме . Были предложены [13] Группа по окончательному восстановлению Капитолийского храма Юпитера Оптимуса Максима известна по литературным описаниям и изображениям в других произведениях искусства, но ни одно из них не сохранилось. [14]
Парфенон
[ редактировать ]Западный фронтон Парфенона изображал борьбу Афины и Посейдона за Аттику, а восточный фронтон — рождение Афины. [15] Археологи-классики, начиная с Иоахима Винкельмана Иоганна « Geschichte der Kunst des Alterthums» (опубликовано в 1764 году), признали греческую фронтонную скульптуру, в частности фронтоны Парфенона, эталоном высочайшего качества искусства древности. [16] Для Мартина Шеде, писавшего в 1923 году, остатки известняковых фронтонов, хотя и «действительно сильно разрушенные», представляли собой «высшее художественное достижение двух поколений самого артистичного народа», ценность которого невозможно было переоценить. [17] Писатель-путешественник Соломон Чарльз Кейнс Смит специально назвал «Три судьбы» восточного фронтона «высшим сохранившимся достижением греческой скульптуры». [18] а для современника Винклемана Эннио Квирино Висконти фронтоны Парфенона «соответствовали критериям лучших художников лучшего периода». [19] Композиции Парфенона считаются выдающимся произведением классического фронтонного декора. [20]
Осведомленность о фронтонах Парфенона, почти единственном классическом образце, который практически сохранился на месте до эпохи Возрождения и, в конечном итоге, имел большое влияние, лишь постепенно увеличивалась в Западной Европе. Впервые они были нарисованы (хотя и неточно) в 1436 году Чириако де Пицциколли . Он значительно вырос за 17 век, тем более, что многочисленные тщательные рисунки были сделаны в Афинах в 1674 году Жаком Керри , членом мастерской Шарля Лебрена , который был отправлен в свиту Шарля Мари Франсуа Олье, маркиза де Нуантеля , Посол Франции в Константинополе делает рисунки. Они были сделаны до того, как скульптуры были сильно повреждены взрывом в 1687 году. Все рисунки достигли Парижа к возвращению Керри в 1679 году и содержат важные доказательства первоначального внешнего вида разрушенных частей. [21]
Британский музей хранит в своей постоянной коллекции 17 фигуративных фронтонных скульптур Парфенона, как часть так называемого Элгинского мрамора . [22] Остальная часть фронтонной скульптуры Парфенона сейчас выставлена в Музее Акрополя в Афинах.
Постклассический
[ редактировать ]Скульптуры над перемычками продолжали производиться и даже стали более распространенными в постклассических архитектурных стилях, но в последнее время средневековые образцы не стали называть «фронтонными скульптурами», хотя это технически правильно. «Рельефы тимпана» - более распространенный термин, поскольку сейчас они в основном имеют относительно низкий рельеф и меньше натурального размера, поскольку они расположены ниже по зданию, над дверными проемами и поэтому ближе к наблюдателю, чем в классических храмах. Они обычно обрамлены круглыми вершинами в романской архитектуре и остроконечными арками в готической архитектуре . В обоих случаях композиция часто располагалась ярусами, со множеством маленьких фигур, составляющих христианскую сцену, иногда в которой доминировал гораздо более крупный Христос в Величестве или Дева Мария . внизу часто имеются поддерживающие фигуры На архивольтах по бокам и на перемычке .
Ренессанс и Барокко
[ редактировать ]Низкий треугольный фронтон был возрожден, первоначально в основном для главного фасада церквей, в архитектуре эпохи Возрождения , но сначала треугольный тимпан оставался простым или украшался только круглым окном, а иногда и круглым мотивом, например звездой. Собор в Пиенце (ок. 1460 г.) с гербом Папы Пия II является одним из самых ранних примеров, на котором изображен герб дарителя церкви. К следующему веку это стало обычным явлением, как, например, в базилике Святого Петра и церкви Джезу (завершено в 1584 году) в Риме. Геральдическая скульптура должна была оставаться чрезвычайно распространенной в тимпанах, особенно когда треугольный фронтон распространился на большие дома. [2]
Большинство зданий с фронтонами Андреа Палладио построены по более простым формулам, но некоторые из его вилл вокруг Венето имеют большие раскидистые фигуры, поддерживающие герб, так что большая часть тимпана заполнена. Примерами являются вилла Барбаро (завершена около 1558 г.) и вилла Эмо (1561 г.). Небольшой Темпьетто Барбаро рядом с виллой (ок. 1583 г.) представляет собой лепную композицию с восемью фигурами, заполняющими пространство; Как и некоторые другие примеры, он, похоже, был добавлен после того, как остальная часть здания была закончена, а дизайнер и скульптор неизвестны.
Подобные композиции остались редкостью в архитектуре барокко даже в самых величественных зданиях и несколько неожиданно чаще встречаются к северу от Альп , причем многие в протестантских странах. Примеры включают многолюдные сцены, все в рельефе, в соборе Святого Павла ( «Обращение Святого Павла» ), южный фасад дворца Хэмптон-Корт ( «Геркулес, торжествующий над завистью », Кая Сиббер ), [23] оба здания Кристофера Рена и Королевский дворец Амстердама (1655 г., построен как ратуша). Расширение Лувра при Людовике XIV включало в себя большое количество скульптур на фронтоне, заполняющих тимпан различной формы. Здания с военными связями могли окружать геральдические знаки с трофеями оружия и доспехов, заполняя все пространство, как во дворце Бленхейм и во многих центральноевропейских дворцах, таких как дворец Неборув (с обоих фасадов, лепной). ангелы по бокам или крылатые фигуры Победы , ремешки В противном случае остальную часть треугольника могли бы заполнить или другие орнаментальные мотивы.
Геральдические скульптуры
- Дворец Бленхейм , 1710-е годы, с трофеями оружия.
- Дворец Дзялыньских , Познань , Польша, 1773–1776 гг.
Неоклассицизм
[ редактировать ]Приход неоклассической архитектуры способствовал возвращению больших отдельно стоящих фигурных композиций на фронтонах важных зданий, причем Вильнюсский собор (к 1783 году) был одним из самых ранних в этом стиле. Они оставались популярными в 19 веке и теперь используются для строительства дополнительных типов зданий, таких как музеи, фондовые биржи, здания законодательных органов, суды, банки и ратуши. Аллегорические группы стали типичными для светских зданий. На фронтоне над главным входом в Британский музей находится «Прогресс цивилизации» сэра Ричарда Уэстмакотта , состоящий из пятнадцати фигур, установленный в 1852 году, намного позже главного здания. Сын Уэстмакотта изваял аналогичный фронтон Королевской биржи в Лондоне ; [2] как и более позднее здание Нью-Йоркской фондовой биржи (1903 г.), оно представляло собой аллегорию торговли. Группа в Пантеоне в Париже менялась трижды за первые 50 лет, меняясь между религиозной и патриотической тематикой по мере изменения политического ветра.
К 1874 году, пожалуй, самым амбициозным примером по размеру и количеству фигур была работа Филиппа Жозефа Анри Лемэра для церкви Мадлен в Париже. [24] Он представляет собой Страшный суд с Иисусом Христом в центре и был завершен между 1826 и 1834 годами; его длина составляет 125 футов (38 м), а высота на вершине - 23 фута (7,0 м). [25]
В Соединенных Штатах многие правительственные здания в Вашингтоне, округ Колумбия, вмещают большие группы людей, а также многочисленные Капитолии штатов и важные здания судов. Разработка Декларации независимости Мемориала Джефферсона , автор: Адольф Александр Вайнман (1943) является исключением из обычного аллегорического сюжета, изображая Комитет пяти за столом. [26] После Второй мировой войны было создано относительно немного новых групп.
архитектурная терракота Иногда использовалась , как, например, в универмаге Harrods в Лондоне (застекленная компанией Royal Doulton ) и (в полихромии) в Художественном музее Филадельфии в 1930-х годах. В Музее Виктории и Альберта есть мозаичная группа. [2] для чего существуют средневековые итальянские прецеденты.
Формат
[ редактировать ]Гизела Рихтер в «Скульптурах и скульпторах греков » утверждает, что «группы фронтонов представляли особые трудности. Главными требованиями были: разместить в центре заметную фигуру или группу, поскольку здесь идет главный акцент; заполнить неуклюжее пространство из углов и составить фигуры для промежуточных частей постоянно уменьшающейся высоты, а композиция в целом должна была создать необходимое разнообразие линий и создать гармоничный эффект. Постепенная эволюция от примитивных изображений к чудесным решениям Парфенона. интересно наблюдать». [27]
Сами скульптуры могут представлять собой отдельно стоящие круглые статуи, стоящие на основании фронтона, или рельефные скульптуры , прикрепленные к его задней стене. [28] В качестве дополнительного физического ограничения в формате фронтона более глубокое углубление отбросит треугольное поле в более глубокую тень, а значит, фигуры должны быть выполнены с более глубоким рельефом или полностью круглыми. [29] Только фронтоны храма Афайи на Эгине и композиции Парфенона полностью отделаны по кругу, у других храмов задняя сторона скульптур закончена суммарно или грубо. [20] Некоторые статуи на фронтонах храма Зевса в Олимпии даже выдолблены для облегчения веса. [30]
Помимо скульптурного украшения тимпана , треугольной, а иногда и изогнутой части фронтона, на наклонных сторонах над фронтоном иногда размещались лежащие фигуры. [2] Альтернативно, вершина или вершина и оба угла могут быть увенчаны вертикальными элементами, называемыми акротериями, имеющими форму урн, пальметт или фигурных скульптур. [31] [32]
Уолтер Копленд Перри писал, что доказательством мощи греческого искусства является то, что скульпторы-классики не только преодолели жесткие ограничения формы фронтона, но и использовали их в свою пользу. [29] Композиционно ограничения, налагаемые как физической треугольной формой фронтона, так и традиционными темами, которые обычно используются для предмета, по словам Эрнеста Артура Гарднера , «столь же точно регламентированы, как ограничения сонета или спенсеровской строфы : художник имеет свободу только в определенных направлениях и не должен нарушать законы ритма». [33]
Во всех примерах, классических и современных, центральная область под вершиной неизбежно является самой высокой и просторной, естественным фокусом и будет содержать главные фигуры и фокус действия. Второстепенные фигуры уменьшаются в размере и значимости с обеих сторон по мере приближения к дальним углам у основания. Все известные классические примеры демонстрируют «единство действия» , хотя греческий географ Павсаний описывает скульптуру Праксителя , в которой Геракл появляется несколько раз в разных размерах. [29]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Любке, Вильгельм (1 января 1878 г.). История скульптуры с древнейших времен до современности: Тр. Ф.Э. Баннетт, Том 2 . Смит. п. 468 . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Спил, Боб. «Фронтонная скульптура» . www.speel.me.uk . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Харрис, Сирил М., редактор, Иллюстрированный словарь исторической архитектуры , Dover Publications Inc., Нью-Йорк, 1977 стр. 405
- ^ Лоуренс, 110. Лоуренс кажется несколько сомнительным по этому поводу; оригинальный текст утерян: «Загадочное заявление Пиндара, очевидно, утверждает, что это было коринфское изобретение…»
- ^ Лоуренс, 110, 138.
- ^ Лоуренс, 111–112.
- ^ Лоуренс, 111, 138.
- ^ Бэррон, Джон, Введение в греческую скульптуру , Schocken Books, Нью-Йорк, 1981, стр.16.
- ^ Перейти обратно: а б с Рихтер 1941 , с. 119.
- ^ Василика, Элени (1998). Греческое и римское искусство в музее Фицуильяма , издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-62557-2
- ^ Кристофани, Маури и др. «Этрусск.», 2 (в), Grove Art Online , Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Веб. 28 апреля 2016 г. Требуется подписка
- ^ «Зал фронтона» , Капитолийский музей , Рим.
- ^ Анализ научной дискуссии о храмовых скульптурах ( Bolletino Telematico dell'Arte , на итальянском языке)
- ^ Рельеф Марка Аврелия, приносящего жертву в четвертом храме Юпитера Оптимуса Максима.
- ^ Тити, Катарина (2023). Мраморы Парфенона и международное право . стр. 40–41. дои : 10.1007/978-3-031-26357-6 . ISBN 978-3-031-26356-9 . S2CID 258846977 .
- ^ Коротко, Эрнест Генри (1 января 1908 г.). История скульптуры . Э.П. Даттон. п. 248 . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Шеде, Мартин (1 января 1923 г.). Афинский Акрополь . Шец и Паррисий. п. 21 . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Смит, Соломон Чарльз Кейнс (1 января 1914 г.). Греческое искусство и национальная жизнь . Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 276 . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Марвин, Миранда (1 января 2008 г.). Язык муз: диалог римской и греческой скульптуры . Публикации Гетти. п. 132. ИСБН 9780892368068 . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пейшото, Великобритания, 2022. Классические фронтонные композиции: постпарфенонские фронтоны V века и их значение. МА дисс. Афинский национальный университет имени Каподистрии. https://www.academia.edu/89686234/Classical_Pedimental_Compositions_the_5th_ Century_Post_Parthenonian_Pediments_and_their_Meanings
- ^ «Рисунки Керри» , Лоуренс Шейф.
- ^ «Скульптуры Парфенона» . Британский музей . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Страница Института Курто
- ^ Имперский географический справочник: Общий географический, физический, политический, статистический и описательный словарь с приложением, доводящим географическую информацию до самых последних дат, Том 2 . Блэки. 1 января 1874 г. с. 583 . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Шедд, Джулия Энн Кларк (1 января 1881 г.). Знаменитые скульпторы и скульптура . Джей Ар Осгуд. п. 267 . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Разработка Декларации независимости от SIRIS.
- ^ Судья, с. 118
- ^ Уэбб, Памела А., Эллинистическая архитектурная скульптура: фигуральные мотивы в Западной Анатолии и на Эгейских островах , The University of Wisconsin Press, Мэдисон, Висконсин, 1996, стр. 23–25.
- ^ Перейти обратно: а б с Перри, Уолтер Копленд (1 января 1882 г.). Греческая и римская скульптура: популярное введение в историю греческой и римской скульптуры . Лонгманс, Грин. стр. 213–214 . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Пейшото, Великобритания, 2022. Классические фронтонные композиции: постпарфенонские фронтоны V века и их значение. МА дисс. Афинский национальный университет имени Каподистрии. п. 10-16. https://www.academia.edu/89686234/Classical_Pedimental_Compositions_the_5th_ Century_Post_Parthenonian_Pediments_and_their_Meanings
- ^ Харрис, Сирил М. (1983). Иллюстрированный словарь исторической архитектуры . Курьерская компания. п. 5. ISBN 9780486244440 .
- ^ «акротерион - архитектура» .
- ^ Прайс, Мэтлак, «Проблема фронтона», Архитектурный форум , июль 1925 г., том XLIII, номер 1, стр. 1.
Ссылки
[ редактировать ]- Лоуренс, AW , Греческая архитектура , 1957, Пингвин, История искусства Пеликана
- Рихтер, Гизела, Массачусетс, Скульптура и скульпторы греков , Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 1929 г., второе издание 1941 г.