Jump to content

Лука делла Роббиа

Мадонна с Младенцем и ангелами с улицы Виа дель Аньоло во Флоренции, 1470 г., Барджелло, Флоренция

Роббиа ( / ˌ d ɛ l ə ˈ r ɒ bi ə Лука делла / , также США : /- ˈ r b -/ , [1] [2] [3] Итальянский: [ˈluːka della ˈrobbja, - ˈrɔb-] ; 1399/1400–1482) — итальянский скульптор эпохи Возрождения из Флоренции . Делла Роббиа известен своими красочными скульптурами, покрытыми оловянной глазурью терракотовыми , техникой, которую он изобрел и передал своему племяннику Андреа делла Роббиа и внучатым племянникам Джованни делла Роббиа и Джироламо делла Роббиа . Хотя он был ведущим скульптором по камню, после развития своей техники в начале 1440-х годов он работал в основном с терракотой. [4] В его большой мастерской производились как менее дорогие произведения, отлитые по формам в нескольких вариантах, так и более дорогие, единичные, смоделированные по индивидуальному заказу.

Мадонна с розовым кустом, 1450–1460, Барджелло , Флоренция.

Яркая полихромная глазурь сделала его творения более долговечными и выразительными. [4] Его работы отличаются скорее очарованием, чем драматизмом работ некоторых его современников. Две его знаменитые работы — «Рождество» ( ок. 1460 г. ) и «Мадонна с младенцем» ( ок. 1475 г. ). Его самая известная работа из камня - это также его первый крупный заказ - хоровая галерея Кантория во Флорентийском соборе (1431–1438). [5]

хвалил Делла Роббиа Его соотечественник Леон Баттиста Альберти за гениальность, сравнимую с гениальностью скульпторов Донателло и Лоренцо Гиберти , архитектора Филиппо Брунеллески и художника Мазаччо . Причисляя его к современным художникам такого уровня, Альберти отметил интерес и силу работ Луки в мраморе и бронзе, а также в терракотах, всегда связанных с его именем. [5]

Биография

[ редактировать ]
Кантория (поющий лофт) Лука делла Роббиа, 1431-38, его первый известный заказ - Museo dell'Opera del Duomo , Флоренция.
Одна из панелей Кантории

Вазари , Гаурико и некоторые другие ранние писатели дают противоречивые сведения о юности, обучении и ранних работах Луки делла Роббиа. Он родился во Флоренции в семье члена Arte della Lana шерстяных мастеров ( гильдии ). По словам историка искусства Вазари, он, возможно, учился на ювелира у Леонардо ди Сер Джованни, прежде чем работать с Гиберти над знаменитыми дверями флорентийского баптистерия . Он находился под сильным влиянием Донателло , а в 1420-х годах архитектор Филиппо Брунеллески использовал его для скульптуры на своих зданиях.

Его важный заказ на Канторию («Поющую галерею»; 1431–1438) Флорентийского собора был получен до того, как он присоединился к гильдии скульпторов Arte dei Maestri di Pietra e Legname (для рабочих по камню и дереву) в 1432 году. По словам Вазари, Медичи Семья несла ответственность за обеспечение ему комиссии. [4] [6]

Скульптура

[ редактировать ]

Его первым документально подтвержденным заказом была Кантория («Поющая галерея»; 1431–1438) для Флорентийского собора . [7] За семь лет, которые понадобились делла Роббиа для вырезания рельефов под руководством Брунеллески , развивался его стиль. Если самые ранние резные панели довольно симметричны и лишены движения, то на более поздних панно движения певцов становятся гораздо более очевидными и динамичными. В Поющей галерее дети поют, танцуют и музицируют, чтобы «славить Господа» словами 150-го псалма. Их фигуры одновременно живы, прекрасно наблюдаются и изящно объединены в группы, соответствующие десяти панелям галереи. Было замечено, что продвинутый характер работ Кантории утвердил мастерство Луки делла Роббиа в обработке камня, а также обеспечил ему место крупного флорентийского художника и исследователя натурализма эпохи Возрождения. [4]

В следующие два десятилетия делла Роббиа выполнил такие заказы, как серия небольших мраморных рельефов (1437 г.) для колокольни Флорентийского собора; и, в сотрудничестве с Микелоццо , большой проект бронзовых дверей для ризницы собора. Эти двери были закончены только в 1469 году; их опора на несколько фигур, помещенных в простые, упорядоченные композиции на плоской поверхности, резко контрастирует со сложными живописными эффектами более известных дверей баптистерия Лоренцо Гиберти .

Вероятно, одной из самых важных существующих работ Луки из мрамора является гробница Беноццо Федериги , епископа Фьезоле . Выполненная в 1454–1456 годах, гробница первоначально была помещена в церковь Сан-Панкрацио во Флоренции , но в 1783 году перенесена в Сан-Франческо-ди-Паола на дороге Беллосгуардо за городом. В 1898 году ее снова перенесли в церковь Санта-Тринита. во Флоренции. Изображение епископа в спокойной позе лежит на саркофаге , украшенном изящными рельефами ангелов, держащих венок с надписью. Вверху — трехчетвертные фигуры Христа между Иоанном и Богородицей обычного типа. Все окружено прямоугольной рамой из расписной плитки. На каждой плитке эмалевыми пигментами нарисован букет цветов и фруктов ярких реалистичных цветов. Хотя букет цветов на каждой из них написан на одной плите, грунт каждой плитки состоит из отдельных кусочков, вероятно, потому, что пигмент грунта при обжиге требовал разной степени тепла по сравнению с той, которая необходима для эмалевой росписи центра. [5]

Терракота

[ редактировать ]
Посещение, 1445 г., Сан-Джованни-Фуорицивитас, Пистойя, деталь.

Самая ранняя сохранившаяся отдельно стоящая скульптура Делла Роббиа - это белая, глазурованная терракота, «Посещение» в церкви Сан-Джованни Фуорицивитас в Пистойе, датируемая 1445 годом. Хотя дата первой работы Делла Роббиа из цветной глазурованной терракоты неизвестна, он продемонстрировал контроль над этот медиум обеспечил ему два крупных заказа для Флорентийского собора: большие рельефы Воскресения ( также 1445 г.) и Вознесения Христа (1446 г.). Гибкая среда из обожженной глины, покрытая «налетом» остеклованного свинца и очищенных минералов, позволила получить блестящую, полированную поверхность, способную отражать свет и цвет, что прекрасно подходило для архитектурной скульптуры. [8] Будь то оживление огромного мрачного пространства собора или серия «Двенадцать апостолов» , украшающая девственные поверхности небольшой капеллы Пацци (1443–1450) во Флоренции, рельефы Делла Роббиа в этой технике достигли высокого уровня мастерства.

Работая с помощниками, в том числе с членами своей семьи, делла Роббиа до конца своей жизни создал ряд декоративных рельефов и запрестольных образов. Одним из, пожалуй, лучших примеров является эмалированный терракотовый потолок (1466 г.) часовни кардинала Португалии в Сан-Миниато, Флоренция. Еще один рельеф, приобретенный Музеем Виктории и Альберта в 1861 году: [9] демонстрирует его свободное использование цвета: огромный медальон с гербом Рене Анжуйского и другие геральдические знаки; он окружен замысловатым венком из ярких фруктов и цветов, включая яблоки, лимоны, апельсины и еловые шишки. Этот медальон был установлен на фасаде дворца Пацци в ознаменование визита Рене во Флоренцию в 1442 году. [5]

Его работы были очень популярны в его время, и многие из них были отправлены за пределы Флоренции; более крупные можно было разобрать для облегчения транспортировки. В 1446 году он купил большой дом с мастерской, которая оставалась основой семейной мастерской до 1520-х годов. [4]

В 1471 году Лука делла Роббиа был избран президентом Флорентийской гильдии скульпторов, но отказался из-за своего возраста и немощи. Однако его избрание продемонстрировало очень высокое уважение, которым он пользовался среди современников. [5] Он умер во Флоренции в феврале 1482 года. взяв с собой большую часть своих секретов изготовления глазури на основе олова . [10] [11]

  1. ^ «делла Роббиа» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 31 мая 2019 г.
  2. ^ "делла Роббиа, Лука" (США) и «делла Роббиа, Лука» . Оксфордские словари Британско-английского словаря . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 2 декабря 2020 года.
  3. ^ «Делла Роббиа» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 31 мая 2019 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Джентилини, Джанкарло (15 июля 2008 г.). «Лука делла Роббиа» . Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. [ мертвая ссылка ]
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Миддлтон, Джон Генри ; Бертон, Уильям (1911). " Делла Роббиа против Луки делла Роббиа В Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 966.
  6. ^ Вазари, Джорджо (1991). Жизнь художников . Перевод Бонданеллы, Джулии Конэуэй; Бонданелла, Питер. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 66-73 . ISBN  978-0-19-953719-8 .
  7. Руджеро, Рокки, «Кантория» Луки делла Роббиа , «Оживление искусства и истории» , по состоянию на 13 марта 2022 г.
  8. Britannica.com, Лука делла Роббиа , глазурь на терракотовых скульптурах, по состоянию на 27 августа 2012 г.
  9. ^ Эванс, Марк (1981). «Герб Рене Анжуйского работы Луки делла Роббиа, около 1466-78 гг.» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 11 мая 2015 г.
  10. ^ Джентилини Г., Петруччи Ф. и Доместичи Ф. (1998). Делла Роббиа . Джунти Редактор. ISBN  9788809015876 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Ван Линберг (2008). Интеллектуальная собственность и открытый исходный код . О'Рейли. ISBN  9780596517960 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 393899068799c887dc3a7675cea49147__1721674440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/47/393899068799c887dc3a7675cea49147.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Luca della Robbia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)