Жестяное остекление
Оловянная глазурь — это процесс придания глазурованным керамическим изделиям керамической глазури белого, блестящего и непрозрачного цвета, которую обычно наносят на красную или желтовато-коричневую глиняную посуду . Оловянная глазурь представляет собой обычную свинцовую глазурь с добавлением небольшого количества оксида олова. [1] Непрозрачность и белизна оловянной глазури способствуют ее частому украшению. Исторически это делалось в основном перед однократным обжигом, когда цвета смешивались с глазурью, но с 17 века также использовались надглазурные эмали с легким вторым обжигом, что позволяло получить более широкий диапазон цветов. [2] Майолика , майолика , фаянсовая посуда и фаянс — одни из терминов, используемых для обозначения распространенных типов глазурованной керамики .
Альтернативой является свинцовая глазурь , основная глазурь которой прозрачна; в некоторых типах керамики используются оба. [3] Однако, если изделия покрыты только свинцом, глазурь во время обжига становится жидкой и может растекаться или образовывать лужи. Цвета, нарисованные на глазури, также могут расплываться или расплываться. Оловянное остекление позволяет избежать этих проблем. [4]
Эта техника зародилась на Ближнем Востоке и достигла Европы в период позднего средневековья , достигнув пика в майолике итальянского Возрождения . [5] Он никогда не использовался в керамике Восточной Азии. Оксид олова до сих пор ценится в глазури как замутнитель и как белый краситель. [6] Оксид олова издавна использовался для производства белой, непрозрачной и блестящей глазури. [7] [8] Помимо придания матовости, оксид олова также находит применение в качестве стабилизатора цвета в некоторых пигментах и глазури. [8] Незначительные количества также используются в проводящих фазах в некоторых электротехнических фарфоровых глазурях. [8] [9]
История
[ редактировать ]Самая ранняя керамика с оловянной глазурью, по-видимому, была изготовлена в Аббасидском Ираке (750-1258 гг. н. э.)/ Месопотамии в 8 веке, ее фрагменты были раскопаны во время Первой мировой войны во дворце Самарры примерно в пятидесяти милях к северу от Багдада . [1] Из Месопотамии оловянные глазури распространились в исламский Египет (868–905 гг. н.э.) в течение X века, а затем в Андалузскую Испанию (711–1492 гг. н.э.), что привело к максимальному развитию исламской люстровой посуды . [10] [11]
История оловянной глазури в исламском мире является спорной. Одной из возможных причин более раннего производства изделий, покрытых оловянной глазурью, можно объяснить торговлю между Империей Аббасидов и древним Китаем с 8 по 9 века и далее, что привело к имитации белого китайского керамогранита местными исламскими гончарами. [12] Другим может быть местное производство глазури, а не иностранное влияние, что подтверждается сходством химических и микроструктурных особенностей доисламских белых непрозрачных глазурей и первых изделий, покрытых оловом. [10]
С Ближнего Востока оловянная глазурь распространилась по исламскому миру в Испанию . В 13 веке оловянные глазури достигли Италии , где самое раннее упоминание об их использовании относится к 1330-м годам. [13] что привело к появлению итальянской майолики . Среди прочих, Лука делла Роббиа , родившийся во Флоренции около 1400 года, использовал оксид олова в качестве замутнителя в глазури. [14] Гончары начали рисовать полихромные картины на белой непрозрачной поверхности с помощью оксидов металлов, например оксида кобальта, и изготавливать люстры . Беловатый обожженный корпус делфтской посуды и английской майолики придавался белому цвету и, следовательно, имитировал внешний вид китайского фарфора за счет нанесения глазури, матовой и окрашенной в белый цвет за счет добавления оксида олова. [15] [16]
К концу XVIII века снижение цен на фарфор , а также на новые английские изделия из крема и родственные им виды, более прочные, легкие и часто более дешевые, чем традиционные фаянсовые изделия, очень сильно ударило по производству глазурованных изделий, а также по производству «полезных» изделий. производство декоративных изделий почти прекратилось, так что «к 1850 году эта промышленность почти вымерла» во Франции. [17] В 1947 году Артур Лейн писал, что «теперь [сделано в Европе] только в нескольких местах, чтобы обеспечить туристов сувенирами». [18]
Процесс изготовления и цвета.
[ редактировать ]Хотя рецепт оловянных глазурей может различаться в разные места и периоды, процесс производства оловянных глазурей аналогичен. Вообще говоря, первым этапом производства оловянных глазурей является смешивание олова и свинца с целью образования оксидов, которые затем добавляются в матрицу глазури (например, щелочно-силикатная глазурь) и нагреваются. [19] После охлаждения смеси оксид олова кристаллизуется, как было упомянуто выше, образуя так называемые белые глазури с оловянным матом. Кроме того, основа оловянных изделий обычно представляет собой известковые глины которых , содержащие 15-25% СаО, коэффициент теплового расширения близок к коэффициенту теплового расширения оловянных глазурей, что позволяет избежать образования трещин в процессе обжига. [20] [21] С другой стороны, известковая глина, обожженная в окислительной атмосфере, дает желтоватый цвет, что снижает концентрацию используемого оксида олова. [22]
Белая непрозрачная поверхность делает оловянную глазурь хорошей основой для расписного декора. В качестве украшения применяются оксиды металлов, чаще всего оксид кобальта для синего цвета, оксид меди для зеленого, оксид железа для коричневого, диоксид марганца для пурпурно-коричневого и сурьмы для желтого. Поздняя итальянская майолика смешивала оксиды для создания детальных и реалистичных полихромных картин, называемых историато . К этим оксидам современные гончары могут добавлять порошкообразные керамические краски, изготовленные из комбинаций оксидов, иногда фриттированных . [23] В шестнадцатом веке использование тонких и смешанных цветов, которые не были достаточно сильными, чтобы проникнуть сквозь непрозрачную глазурь, сделало возможным тонкий контроль тональных оттенков, и поэтому живопись приходилось выполнять на поверхности глазури, что затем становится обычным способом. Росписи по глазурованным изделиям. [1]
Этот метод использовался до 18 века, и на английском языке его часто называют французским названием grand feu . Изделия обжигались дважды: сначала только глиняный корпус, затем еще раз, после нанесения глазури и красок. Краски, нанесенные поверх глазури, сливались с ней при обжиге (эта техника отличается от подглазурной росписи прозрачными глазурями). [24] Недостаток заключался в том, что только узкая группа пигментов давала хорошие цвета после обжига при относительно высоких температурах до 1000 °C. К ним относятся синий кобальт , темно-фиолетовый марганец , медно-зеленый, сурьмяно- желтый, а также очень сложные железо-красные и коричневые цвета, из которых только некоторые гончары могли сделать хороший красный цвет. [25]
В 18 в. надглазурные эмали стали применять так же, как и на фарфоре ; Эту технику по-английски часто называют petit feu , когда речь идет о фаянсе (итальянское название — piccolo fuoco ). Был возможен гораздо более широкий диапазон цветов, но после того, как обожженные и глазурованные изделия были окрашены, требовался третий обжиг, при более низкой температуре, возможно, 750 ° C и 850 ° C. [26]
В современных версиях керамические сосуды подвергаются обжигу в бисквите, обычно при температуре от 900 до 1000 °C. Обожженный сосуд погружают в жидкую суспензию глазури , которая прилипает к нему, оставляя после высыхания гладкую и впитывающую поверхность. На эту поверхность кистью наносятся краски, изготовленные из оксидов, смешанных с водой до консистенции акварельной краски, иногда с добавлением связующего вещества, такого как гуммиарабик . Необожженная глазурь впитывает пигмент, как фреска , что затрудняет исправление ошибок, но сохраняет яркие цвета оксидов при обжиге. Глазурованные и декорированные сосуды возвращаются в печь для второго обжига, обычно при температуре от 1000 до 1120 °C (более высокие температуры, используемые современными гончарами). Люстрированные изделия подвергаются третьему обжигу при более низкой температуре, что требует тонкого контроля количества кислорода в атмосфере печи и, следовательно, печи с пламенным обжигом.
Традиционные печи обжигались дровами, что требовало защиты горшков при обжиге глазури и блеска с помощью саггаров или обжига в муфельной печи. За исключением тех, кто занимается изготовлением блестящей посуды, современные гончары, занимающиеся оловянной глазурью, используют электрические печи.
Рекристаллизация оксида олова во время обжига свидетельствует о несколько разных методах на разных производственных площадках, поскольку на размер кристаллов, распределение и концентрацию могут влиять. Например, анализ исламских оловянных глазурей XIV века из восточной Испании показывает, что эти образцы могут быть изготовлены без фриттинга, поскольку неоднородное распределение оксидов олова может быть остатками исходных зерен оксидов олова. [27]
Взаимодействие между глазурью и телом также дает подсказку о различных процессах обработки и обжига. Как уже говорилось выше, суспензию оловянной глазури наносят на бисквит или бисквитную основу из известковой глины с высоким содержанием оксида кальция . Об этом можно судить по отсутствию захваченных пузырьков глазури. Если его нанести на необожженное изделие, карбонат кальция разложится, образуя углекислый газ , высвобождение которого из тела в глазурь приводит к образованию пузырьков в слоях глазури.
Текущее использование и альтернативы
[ редактировать ]Оксид олова широко используется в качестве глушителя в глазурях для сантехники. [28] Сообщается, что в этой заявке используются добавки до 6%. [29] Стоимость оксида олова значительно выросла во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.), что привело к поиску более дешевых альтернатив. [8] Первой успешной заменой стал цирконий , а затем циркон . [30] Хотя соединения циркония не так эффективны, их низкая цена привела к постепенному росту популярности с соответствующим сокращением использования оксида олова. Сегодня оксид олова находит ограниченное применение в глазурях, обычно его использование ограничивается специальными низкотемпературными применениями и гончарами-ремесленниками. [8] [31] Белизна, полученная в результате использования диоксида циркония, была описана как более клиническая, чем белизна оксида олова, и, следовательно, в некоторых применениях она предпочтительна. [32] Фабрика Koninklijke Tichelaar Makkum, или Royal Tichelaar Makkum, расположенная в Маккуме , Фрисландия, продолжает производство фаянсовой посуды с использованием глазурованной фаянсовой посуды . [33] [34]
Природа оловянной глазури
[ редактировать ]Только одно соединение олова, оксид олова (IV), диоксид олова (SnO 2 ), также называемый оловянной кислотой, [35] коммерчески используется для производства оловянной глазури.
После обжига оксид олова остается во взвешенном состоянии в стекловидной матрице глазури. Поскольку высокий показатель преломления олова отличается от стекловидной матрицы, свет рассеивается: отсюда и непрозрачность оловянной глазури. Вообще говоря, чем больше различаются показатели преломления между частицами и матрицей глазури, тем больше непрозрачность. Аналогичным образом, чем ближе размер частиц к длине волны света (100-1000 нм для видимого света ) и чем более неровная поверхность, тем больше степень помутнения.
Степень растворения увеличивается с увеличением температуры обжига, и, следовательно, степень непрозрачности уменьшается. [36] Хотя растворимость оксида олова в расплавах глазури зависит от других компонентов, она обычно низкая. Его растворимость повышают Na 2 O, K 2 O и B 2 O 3 и снижают CaO, BaO, ZnO, Al 2 O 3 и в ограниченной степени PbO. [7]
Некоторые исследования средневековой оловянной глазури показали, что размер частиц оксида олова, который выглядит как касситерит, составляет около нескольких сотен нанометров, что соответствует диапазону длин волн видимого света. [37] В некоторых случаях оксид олова представлен не только в виде мелких кристаллов, но и в виде агрегатов частиц. Эти факторы – высокий показатель преломления, низкая растворимость в глазури и размер частиц – делают оксид олова отличным глушителем.
В начале использования оксида олова его рассматривали в основном как скользящий слой между глазурью и керамическим телом. Это можно было видеть на микрофотографиях, сделанных с помощью СЭМ , некоторых более ранних исламских глазурованных керамических изделий, в которых частицы оксида олова сконцентрированы на границе раздела, а также присутствуют волластонит , диопсид и воздушные пузырьки в качестве других глушителей. [38] Микроанализ более поздних оловянных глазурей показывает распределение оксида олова по глазури, а не только на границе раздела, что указывает на то, что оксид олова действительно действует как глушитель, а не только как слой поверхностного покрытия. [38]
Свинец обычно вводят в глазури вместе с оксидом олова. Реакция между свинцом и оксидом олова приводит к рекристаллизации оксида олова. [37] и, таким образом, увеличивает степень непрозрачности глазурей, матированных оловом, по сравнению с матовым стеклом, покрытым оловом. Высокое соотношение PbO/SnO 2 часто встречается в древних глазурях. В процессе обжига оксид свинца реагирует с кварцем примерно при 550 °C с образованием PbSiO 3 , который затем реагирует с оксидом олова с образованием оксида свинца-олова (PbSnO 3 ) при температуре выше 600 °C. После образования оксида свинца-олова плавление PbSiO 3 , PbO и PbSnO 3 происходит при температуре в диапазоне от 700 °С до 750 °С, что приводит к растворению PbSnO 3 до SnO 2 . Степень кристаллизации SnO 2 увеличивается с повышением температуры. При нагревании или охлаждении рекристаллизация происходит до тех пор, пока не исчерпается запас олова. При втором нагревании свинец в виде оксида свинца уже не реагирует с оксидом олова с образованием силиката свинца, поэтому рекристаллизованный касситерит (SnO 2 ) остается нерастворенным и выпадает в осадок в глазури. и Скорость зарождения роста осадков зависит от температуры и времени. Размер частиц образующегося касситерита также зависит от температуры и меньше, чем тот, который использовался в самом начале. Это меньший размер частиц рекристаллизованного SnO. 2 в глазури, который увеличивает непрозрачность оловянных глазурей. Помимо увеличения непрозрачности, высокое соотношение оксида свинца и оксида олова также снижает температуру плавления глазурей, что приводит к более низкой температуре обжига во время производства. [39]
Технология жестяной глазури
[ редактировать ]Анализы и рецепты
[ редактировать ]Самые ранние оловянные глазури Ближнего Востока использовали кальция , свинца и натрия соединения в качестве флюсов в сочетании с кремнеземом в кремнеземе. Исламская непрозрачная белая глазурь была проанализирована и приведена ниже как формула Зегера: [40]
- PbO=0,32
- СаО=0,32
- К 2 О=0,03
- Na2O = 0,29
- MgO=0,04
- Al 2 O 3 =0,03
- SiO 2 =1,73
- SnO 2 =0,07
В этом рецепте добавление щелочи помогает повысить твердость поверхности, а также уточнить цвет глазури. С развитием оловянных глазурей значительное количество оксида олова указывает на его намеренное добавление в качестве глушителя. включающий использование трех ингредиентов, был дан в трактате Абу'л-Касима из Персии в 14 веке: стеклянная фритта из кварца и поташа , свинцово-оловянная окалина и обжиг известняка Рецепт , и кварца. [41] В дальнейшем, с распространением оловянных глазурей, основным фоном в оловянных глазурях постепенно стал свинец, хотя небольшая доля щелочи все же вводилась для повышения плавкости . Никаких конкретных рецептов, намекающих на оловянную глазурь в Испании, в древних архивах не обнаружено. Однако недавние исследования показали, что, по крайней мере, с 10 века нашей эры большинство исламских белых глазурей в Испании представляли собой свинцово-кремнеземные глазури с оксидом олова в качестве глушителя. То есть ни щелочных, ни свинцово-щелочных глазурей не обнаружено. [27] Пиккольпассо записал несколько глазурей, использовавшихся в Италии в 1550-х годах, все вариации свинцовых, оловянных, известковых, содовых и калийных глазурей. Считается, что ранние испанские глазури были похожими. [1]
Анализ Зегера оловянной глазури начала 20 века: [42]
- PbO=0,52
- СаО=0,16
- К 2 О=0,03
- Na2O = 0,29
- Al 2 O 3 =0,15
- SiO 2 =2,77
- SnO 2 =0,23
Более свежий рецепт: [1]
- Свинцово- бисиликатная фритта : 74%
- Китайская глина : 10%
- Уайтинг : 2%
- Кремень , обожженный: 4%
- Оксид олова : 10%
И еще: [8]
- Калиевый полевой шпат : 65%
- Известняк : 11%
- Кремнезем : 11%
- Оксид цинка : 9%
- Оксид олова : 4%
В качестве красителя глазури
[ редактировать ]В сочетании с соединениями хрома добавление к глазури 0,5–1,5% оксида олова приводит к розовому цвету, причем такие глазури известны как хромоловянные розовые. [43] [44] В сочетании с небольшими добавками оксида цинка и оксида титана добавление оксида олова до 18% в свинцовые глазури может обеспечить сатинированную или пергаментную поверхность. [31] Температуры обжига таких глазурей низкие, в районе 950–1000 °С из-за различной степени растворения отдельных оксидов. [8] Количество оксида олова, используемого для цветных глазурей, зависит от непрозрачности выбранного хромофора и интенсивности желаемого цвета; если требуется глубокий цвет, понадобится меньше глушителя, чем для пастельных оттенков. [45]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Кайгер-Смит, Алан, Керамика с оловянной глазурью в Европе и исламском мире: 1000-летняя традиция майолики, фаянса и фаянса , Лондон, Фабер и Фабер, 1973 г. ISBN 0-571-09349-3
- ^ Лейн, 1-2
- ^ Например, полихромная делфтская посуда ; Сэвидж, 160
- ^ Переулок, 1
- ^ Переулок, 3
- ^ «Книга Глейзера» - 2-е издание. ABSearle.The Техническая Пресса Limited. Лондон. 1935 год.
- ^ Перейти обратно: а б «Керамические глазури» Третье издание. CWParmelee и CGHarman. Cahners Books , Бостон, Массачусетс. 1973.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Технология глазурования керамики». Дж. Р. Тейлор и А. С. Булл. Институт керамики и пергамской прессы . Оксфорд. 1986.
- ^ «Топроводящие глазури. Часть 2: Использование полупроводниковых оксидов с контролируемой валентностью и разработка глазурей на основе оксида олова». ДББиннс. Британская ассоциация исследований керамики RP652. 1973.
- ^ Перейти обратно: а б Мейсон, Р.Б. и М.С. Тайт, «Начало помутнения оловом керамических глазурей», Журнал археологической науки 39:41-58, 1997.
- ^ Борджиа, И., Б. Брюнетту, А. Сгамеллонти, Ф. Шокоуи, П. Олиай, Дж. Рахиги, М. Ламехи-рахти, М. Меллини и К. Вити. 2004 г.
- ^ Клейманн, Б. 1986
- ^ «Керамические глазури» CWParmelee. Промышленные публикации, Inc. Чикаго. 1948 год.
- ^ «Гончарное дело и керамика». Э.Розенталь. Книги Пеликана. Хармондсворт. 1949 год.
- ^ «Гончарное дело и керамика». Э.Розенталь. Книги Пеликана . Хармондсворт. 1949 год.
- ^ «Керамика» CJNoke и HJPlant. Сэр Исаак Питман и сыновья, Ltd. Лондон. 1924 год.
- ^ Лейн, 17
- ^ Лейн, v, 1 (цитируется)
- ^ Кэнби, SR 1997
- ^ Тите, MS 1991
- ^ Равальоли, А., А. Кеажевски, М.С. Тайт, Р.Р. Берн, П.А. Симпсон и Г.К. Бояни. 1996 год
- ^ Тите, М.С., Фристоун, И. и Мэнсон, Р.Б., «Свинцовая глазурь в древности - методы производства и причины использования», археометрия , 1998, 40:241-260.
- ^ Связь Поттеров
- ^ Макнаб, 11; переулок, 1
- ^ Переулок, 1; Варелла, 4; Куттс, 15–17; Луна
- ^ Лейн, 1-2; Варелла, 4; Луна
- ^ Перейти обратно: а б Молера, Дж., М. Вендрелл-Саз и Дж. Перес-Арантеги. 2001 г.
- ^ Технология глазури керамики. Дж. Р. Тейлор и AC Bull. Институт керамики и пергамской прессы. Оксфорд. 1986 год
- ^ «Сантехника». Д. Удача. Gruppo Editoriale Faenza Editrice spa . Флоренция. 2000.
- ^ «Технология глазури керамики». Дж. Р. Тейлор и А. С. Булл. Институт керамики и пергамской прессы . Оксфорд. 1986 год
- ^ Перейти обратно: а б «Керамические глазури». Ф.Зингер и В.Л.Немецкий. Боракс Консолидэйтед Лимитед . Лондон. 1960.
- ^ «Наука для гончаров и эмалировщиков». К.Шоу. АХ и АВРид. Веллингтон. 1973 год
- ^ Клей/Стекло/Керамика . 13, №4, 1992. Стр.103-106.
- ^ "Дом" . ticelaar.nl .
- ^ «Трактат о керамической промышленности». Э.Бурри. Четвертое издание. Скотт, Гринвуд и сын . Лондон. 1926.
- ^ «Трактат о керамической промышленности». Э.Бурри. Четвертое издание. Скотт, Гринвуд и сын. Лондон. 1926.
- ^ Перейти обратно: а б Молера Дж., Праделл Т., Сальвадо Н. и Вендрелл-Саз М. «Свидетельства рекристаллизации оксида олова в непрозрачных свинцовых глазулях», Журнал Американского керамического общества , 1999, 82:2871-2875.
- ^ Перейти обратно: а б Мэнсон, Р.Б. и М.С. Тайт, «Начало помутнения оловом керамической глазури», Journal of Archaeological Science 39:41-58, 1997.
- ^ Тайт, М.С., Т. Праделл и А. Шортленд. 2008 год
- ^ аль-Саад, З. 2002 г.
- ^ Аллан, Дж. 1973
- ^ «Учебник по керамическим расчетам». У.Джексон. Longhmans, Green And Co. Лондон. 1904.
- ^ «Введение в технологию гончарного дела». П.Радо. Институт Керамики . Оксфорд. 1968.
- ^ «Технология глазури керамики». Дж. Р. Тейлор и А. С. Булл. Институт керамики и пергамской прессы. Оксфорд. 1986.
- ^ «Керамические глазури» CWParmelee. Industrial Publications, Inc. Чикаго. 1948 год.
Библиография
[ редактировать ]- аль-Саад, З. 2002. Химический состав и технология производства коллекции различных типов исламской глазури, найденной в Иордании. Журнал археологической науки 29:803-810.
- Аллан, Дж. 1973. Трактат Абуль-Касима о керамике. Иран 9:111-120.
- Борджиа И., Б. Брюнетту, А. Сгамеллонти, Ф. Шокоуи, П. Олиаи, Дж. Рахиги, М. Ламехи-рахти, М. Меллини и К. Вити. 2004. Характеристика украшений иранской люстры (10–13 веков). Прикладная физика A 79 (257-261).
- Кайгер-Смит, Алан, Керамика с оловянной глазурью в Европе и исламском мире: 1000-летняя традиция майолики, фаянса и фаянсовой посуды (Фабер и Фабер, 1973) ISBN 0-571-09349-3
- Кайгер-Смит, Алан, Глянцевая керамика: техника, традиции и инновации в исламе и западном мире (Фабер и Фабер, 1985) ISBN 0-571-13507-2
- Кэнби, С.Р. 1997. «Исламская посуда». В книге «Гончарное дело в процессе становления: мировые керамические традиции » под редакцией И. Фристоуна и Д. Геймстера . Лондон: Издательство Британского музея.
- Куттс, Ховард, Искусство керамики: европейский дизайн керамики, 1500–1830 гг ., 2001, издательство Йельского университета, ISBN 0300083874 , 9780300083873, книги Google
- Харрис, Дэвид, Путеводитель по итальянской керамике (Музей Дж. Пола Гетти совместно с British Museum Press, 1993)
- Клейманн, Б. 1986. История и развитие глазурей для ранней исламской керамики. В материалах 24-го международного симпозиума по археометрии под редакцией Дж. С. Олина и М. Дж. Блэкмана. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института.
- Лейн, Артур, французский фаянс , 1948, Faber & Faber
- Мейсон, Р.Б. и М.С. Тайт. 1997. «Начало оловянного помутнения гончарных глазурей». Археометрия 39:41-58.
- Макнаб, Джесси, Французское керамическое искусство семнадцатого века , 1987, Метрополитен-музей, ISBN 0870994905 , 9780870994906, книги Google
- Молера Дж., Т. Праделл, Н. Сальвадо и М. Вендрелл-Саз. 1999. «Свидетельства рекристаллизации оксида олова в непрозрачных свинцовых глазурях». Журнал Американского керамического общества 82: 2871-2875.
- Молера, Дж., М. Вендрелл-Саз и Дж. Перес-Арантеги. 2001. «Химические и текстурные характеристики оловянной глазури в исламской керамике из восточной Испании». Журнал археологической науки 28:331-340.
- Луна, Ирис, «Французский фаянс», на Хронологии истории искусств Хайльбрунна, 2016, Нью-Йорк: Метрополитен-музей , онлайн
- Пиккольпассо, Чиприано, Три книги о гончарном искусстве (перевод А. Кейгера Смита и Р. Лайтбауна) (Scolar Press, 1980) ISBN 0-85967-452-5
- Равальоли А., А. Кеажевски, М.С. Тайт, Р.Р. Берн, П.А. Симпсон и Г.К. Бояни. 1996. Физико-химическое исследование некоторых глазурей из Мойолики из Романьи и Неаполя. Фреэнца 82:18-29.
- Сэвидж, Джордж, «Керамика сквозь века» , «Пингвин», 1959 г.
- Тите, М.С. 1991. «Технологические исследования керамики итальянского Возрождения». В итальянской керамике эпохи Возрождения: статьи, написанные в рамках коллоквиума в Британском музее под редакцией Т. Уилсона. Лондон: Публикации Британского музея.
- Тайт, М.С., И. Фристоун и Р.Б. Мэнсон. 1998. "Свинцовые глазури в древности - способы производства и причины использования". археометрия 40:241-260.
- Тайт, М.С., Т. Праделл и А. Шортленд. 2008. Открытие, производство и использование глушителей на основе олова в стекле, эмалях и глазури, начиная с позднего железного века: переоценка. Журнал археологической науки 50:67-84.
- Варелла, Евангелия А., Наука о сохранении культурного наследия: применение инструментального анализа , 2012, Springer Science & Business Media, ISBN 3642309852 , 9783642309854, книги Google
- Вендрел М., Дж. Молера и М.С. Тайт. 2000. Оптические свойства оловянных глазурей. Археометрия 42:325-340.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карнеги, Дафна, Фаянсовая посуда с оловянной глазурью (A&C Black/Chilton Book Company, 1993) ISBN 0-7136-3718-8