Бартоломе Ордонес
Бартоломе Ордоньес ( Бургос , ок. 1480 — Каррара , 6 декабря 1520) — испанский скульптор эпохи Возрождения .
Жизнь и работа
[ редактировать ]
Мало что известно об Ордоньесе до последних пяти лет его жизни. В его завещании указано, что он был идальго, родившимся в Бургосе , и что в этом городе у него была сестра по имени Марина. Если предположить, что это верно, то он вырос бы в период первого расцвета испанского Возрождения , где работали такие пионеры, как Андрес де Нахера , под влиянием Хиля де Силоэ , который учился в Италии , и Доменико Фанчелли , который был родом из Италия. [ 1 ]
В 1515 году он основал студию в Барселоне в сопровождении трех итальянских скульпторов по мрамору, которые приехали с ним: Симона де Беллалана, Викторио Когоно и Хуана Флорентино. Даже тогда мы ничего не знаем о его реальной работе в течение следующих двух лет. Капитул собора поручил ему 7 мая 1517 года построить хоры и мраморный ретрохор собора Барселоны . Несколько месяцев спустя ему и Хуану Пети Моне было поручено создать группу скульптур, изображающих Погребение Иисуса для больницы Санта-Креу ; этот кусок не сохранился. Украшение хора проводилось в рамках подготовки к сессии Ордена Золотого руна , которой Карл I Испанский (Карл V, император Священной Римской империи) должен был председательствовать в соборе в марте 1519 года. Эта первая задокументированная работа Ордоньеса предполагала сотрудничество. итальянскими помощниками в его мастерской, Моне, и, ввиду масштабности и срочности работы, опытными резчиками по дереву, вероятно, среди них Силоэ, но единство стиля и единообразное мастерство показывает, что Ордоньес был сильным лидером. [ 2 ] Верхняя часть хора изображает сцены из Ветхого Завета — Эмбаркция Ноя и Жертвоприношение Исаака — и Нового Завета — Христос на Голгофе , Низложение Христа , [ примечание 1 ] и Воскресение , а также Четыре Евангелиста и Семь добродетелей . Все они отличаются своим качеством, а также иконографическим своеобразием в представлении Деве Марии пророков , искупленных из ада воскресшим Христом.
Эта работа над собором Барселоны выполнялась в два этапа. После только что описанного этапа Ордоньес совершил задокументированный визит в Неаполь , начиная с 11 декабря 1517 года, во время которого вместе с Диего Силоэ он работал в часовне Караччоло ди Вико церкви Святого Иоанна Карбонара. Несмотря на некоторые противоречивые традиционные приписывания этой работы, письмо 1524 года, написанное Пьетро Суммонте, без всякой ошибки подтверждает, что оба испанца работали над часовней, и хотя в письме говорится только о алтаре, ввиду сходства с архитектурной организацией ретрохора церкви Кафедральный собор Барселоны, мраморная обшивка и архитектура круглой часовни (позже повторенной собором Гуадикс ), вероятно, также могут быть отнесены к Ордоньесу. Алтарный образ включает превосходный рельеф, изображающий Поклонение волхвов , с тонкой пирамидальной композицией, напоминающей Леонардо да Винчи , очень сбалансированной и совершенной, почти живописной, техникой. Возможно, это не единственная работа Ордоньеса в Неаполе: считается, что он спроектировал и выполнил погребальные памятники Галеаццо Пандоне в церкви Сан-Доменико-Маджоре и Андреа Бонифачо Чикаро в церкви Святых Северина и Сосия.

По возвращении в Барселону в начале 1519 года он женился на Каталине Калаф. Его пребывание в Барселоне не продлилось: осенью того же года он уехал в Каррару . Однако за это время он работал над мраморной скульптурой ретрохора Барселонского собора; он не завершил эту работу, которую в конечном итоге завершил в 1562 году Педро Вильяр . Это было организовано как дорическая колоннада, увенчанная балюстрадой , возвышающейся над неукрашенным основанием; скульптуры располагались в пространствах между колоннами. Эта богато украшенная работа демонстрирует аспекты, совпадающие с капеллой Караччоло. Ордоньес составил рельефы, изображающие исповедание веры святой Евлалии перед судьями (показывающее сильное влияние Микеланджело ) и момент ее мученической кончины, в которой пламя, далекое от того, чтобы поглотить ее целомудренное обнаженное тело, обращается против палачей. Изображение, связанное со святым Севером, также принадлежит ему, но изображения святого Олегария и святого Раймунда Пеньяфортского датируются 17 веком. [ 3 ]
Другими возможными его работами в Испании являются алебастровый рельеф « Святая беседа» в Епархиальном музее Барселоны , плохо законченный, и «Воскресение в ретрохоровой капелле собора Валенсии» . 1 мая 1519 года он заключил контракт на работу, ранее заключенную с Доменико Фанчелли : гробницы Филиппа I и Иоанны Кастильских в Гранаде и кардинала Сиснероса в Алькала-де-Энарес , а также, согласно его последней воле, гробницы некоторых из Фонсека. семья. Он поехал в Каррару с намерением вернуться в Барселону, но после смерти жены открыл новую студию в Карраре; он там лихорадочно работал, но сам умер в следующем году.
Он оставил могилу Иоанны и Фелипе для Королевской часовни Гранады почти завершенной. Его работа намного превосходила работу Фанчелли, которого он, несомненно, вдохновил на изменение своего стиля, когда вернулся к боковым стенам гробницы, над которой на блюде изображены святой Иоанн Апостол , святой Иоанн Богослов , архангел Михаил. , и Святой Андрей по углам - лежачие формы монархов, изображенных с идеализированными лицами. Каждая секция основного корпуса гробницы украшена рельефами; наиболее примечательными работами Ордоньеса являются « Рождение» , « Поклонение королей» , « Агония в саду» и «Снятие с креста» , но есть и множество других фигур и декоративных элементов.
Гробница кардинала Сиснероса, оставшаяся незавершенной, низкого качества; Лежащая фигура кардинала была завершена, строгая и реалистичная, с видом портрета. Эта гробница, построенная для часовни Мадридского университета Комплутенсе , похожа на королевскую гробницу, но меньше ее; медали заполнены докторами Испанской церкви , а святые покровители монархов заменены латинскими отцами , а в нишах расположены эмблемы гуманитарных наук.
Гробницы Фонсека в Коке , провинция Сеговия , представляют меньший художественный интерес, обмен частями между двумя основными гробницами затруднял различие работ Фанчелли и Ордоньеса до окончательного выяснения атрибуции Мануэлем Гомесом Морено. , приписывая Ордоньесу гробницы Алонсо де Фонсека и его матери, а также гробницы архиепископа де Фонсека. Севильский Алонсо де Фонсека и епископ Бургоса Хуан Родригес де Фонсека ; последнее полностью задокументировано как работа Ордоньеса или его студии. Богоматерь с Младенцем и Святой Иоанн (первоначально в монастыре Святого Иеронима в Саморе , ныне в соборе Саморы ), согласно Гомесу Морено, упоминаются в описи его студии Фонсекас.

Примечания
[ редактировать ]- ^ То есть помещение тела Иисуса либо на плиту (как на этом изображении), либо на руки его матери сразу после Снятия с креста.
- ^ Большая энциклопедия на каталонском языке, том 15, 2004 г., Барселона, издание 62, ISBN 84-297-5443-1
- ^ Рамон Триадо, Жоан, стр.33
- ^ Рамон Триадо, Джоан с. 34
Ссылки
[ редактировать ]- Части этой статьи переведены из статьи в испаноязычной Википедии, которая, в свою очередь, включает материалы из Гран-энциклопедии Риальп . Разрешение позволило использовать этот материал в рамках GFDL . Разрешение было отозвано в апреле 2008 года, поэтому мы не можем добавлять дополнительный контент из этой энциклопедии (хотя ее можно использовать в качестве обычного справочного материала).
- Рамон Триадо, Жоан (1998). «Шестнадцатый век: от культового гуманизма к реформаторскому гуманизму». Искусство Каталонии, Современная скульптура (на каталонском языке). Барселона: Edicions L'isard. ISBN 84-89931-03-8 .