Николя Шантерейн
Николау Шантерен (также называемый Николя Шантерен или Николя де Шантерен) (ок. 1485–1551) был французским скульптором и архитектором, работавшим в основном в Португалии и Испании.
Предполагается, что он родился в Нормандии , Франция. Неясно, проходил ли он обучение во Франции или Италии. Однако его стиль по сути французский, несмотря на использование ломбардских орнаментов.
Сантьяго де Компостела (1511-1516)
[ редактировать ]Шантерен впервые упоминается в документе из Сантьяго-де-Компостела , в котором говорится, что ему была выплачена плата за вырезание 15 из 16 статуй в натуральную величину в период с 13 августа 1511 по 1513 год в колоннах трансепта Реальной больницы (Hostal de Los Рейес Католикос, основанный в 1492 году). Эти статуи представляют влияние итальянского Возрождения в Галисии .
Вифлеем (1517-1518 гг.)
[ редактировать ]
западный портал монастыря Жеронимуш в Белене
К январю 1517 года он и его помощник работали генеральными подрядчиками у западного портала монастыря Жеронимуш в Белене . Вероятно, это было его первое задание в Португалии. Когда он прибыл, опорные кронштейны уже были украшены в стиле поздней готики маленькими ангелочками, держащими герб сбоку от короля , армиллярной сферой и тремя цветущими ветками сбоку от королевы.
Он заполнил выступы по обе стороны портала статуями, среди которых король Мануэль I и его вторая жена Мария Арагонская , оба стояли на коленях в нише под богато украшенным балдахином . Их окружают святые покровители Св. Иероним и Иоанн Креститель. Затем он украсил тимпан Благовещением , причем , Рождеством и Крещением каждая сцена располагалась в крошечной нише. Два ангела, держащие герб Португалии, закрывают архивольт .
Коимбра (1518–1527)
[ редактировать ]Шантерен уехал в 1518 году в Коимбру , еще один из главных художественных центров Португалии в эпоху Великих географических открытий . Он работал там над реконструкцией августинского монастыря Санта-Крус вместе с Диого Пиресом Младшим и под руководством Диого де Кастильо .
Его репутация росла так быстро, что уже в 1519 году король Мануэль I назначил его своим личным скульптором ( Imagaginario de Pedraria ) с сопутствующей пенсией и привилегиями. К тому времени он уже считался самым важным скульптором того, что должно было называться «Школой Коимбры», в которую входили Жан де Руан ( Жоао де Руан ), Жак Букс , Филипп Удар , Диого Франсиско , Перо Анес , Диого Фернандес, Жоау Фернандеш, Жоау де Кастильо и Диогу де Кастильо .
Его первой скульптурной работой были гробницы по обе стороны главного алтаря первых двух португальских королей, Афонсу I и его преемника Санчо I. Короли лежат на своих гробницах, одетые в полные доспехи, со сложенными в молитве руками, а у их ног лев или собака (символ верности). Их безмятежное выражение лица таково, что можно подумать, что они спят. Гробницы расположены в больших нишах, богато украшенных статуями, цветами и медальонами в стиле поздней готики и раннего ренессанса, на вершине которых расположены кресты Ордена Христа .

Обветшалые статуи Апостолов и Учителей Церкви на портале, сделанные между 1522 и 1525 годами, были вырезаны Николау Шантереном и Жаном де Руаном. Это самая символичная часть всего монастырского ансамбля, гармонирующая художественные элементы мануэлино с другими чертами, вдохновленными эпохой Возрождения.
Но богато украшенная многоугольная кафедра (1521 г.) в частной часовне монастыря считается шедевром Шантерена и одной из самых красивых кафедр эпохи Возрождения в мире. Вокруг сидящих Учителей Церкви можно найти ниши, балдахины, пилястры и антаблементы.
В 1520 году вместе с Диого де Кастильо он ваял ренессансный портал монастыря Санта-Крус в Коимбре. Но эти статуи в натуральную величину сейчас сильно повреждены.
В 1522 году он получил заказ на ретабло из известняка Анса (местный известняк) для монастыря Сан-Маркос-де -Тентугал (недалеко от Коимбры). Он изображает, как и на портале Белена, коленопреклоненные фигуры дарителей, но на этот раз в стиле Ренессанса. Вероятно, он создал только главных фигур: главного судью Айриша Гомеша да Силву и его жену Гиомар де Кастро. Фигуры в «Положении Христа» он вылепил из глины, оставив резьбу своим помощникам.
присвоил ему В 1526 году король Жуан III почетный титул королевского герольда. В том же году он вылепил арку над дверью между монастырем и домом капитула Мостейру де Селас в Коимбре.
Поврежденный ретабль в ренессансной часовне Святого Петра в Старом соборе Коимбры также приписывают Шантерене. (иногда Жану де Руану). Центральная тема элегантных украшений и резьбы — Quo vadis ? (Куда ты идешь ?)
Лиссабон (1527–1533)
[ редактировать ]Король Жуан III, вероятно, привез с собой Шантерен к своему двору в Лиссабоне в 1527 году. Он приехал сюда, знакомясь с новыми художественными событиями в Европе, изучая архитектурные трактаты и импортированные гравюры. Это ярко проявляется в великолепном мраморном и алебастровом ретабле часовни Носа-Сеньора-да-Пена в Национальном дворце Пена в Синтре. Благодаря своей композиции и изысканной резьбе эта работа общепризнана как лучшая его работа, уже демонстрирующая первые признаки маньеризма .
Эвора (1533–1551)
[ редактировать ]С 1533 года он оставался при дворе в Эворе , вступая в ежедневные контакты с дворянами, гуманистами, такими как Андре де Резенде , и высшими церковными чинами.
В 1537 году он вылепил алебастровую гробницу архиепископа Эворы , Дона Афонсу де Португальского , и мраморную могилу Д. Дуарте да Коста , губернатора Бразилии , которые теперь выставлены в музее Эворы.
Проект церкви Носса-Сеньора-да-Граса в Эворе в 1542 году также приписывают Николау Шантерене и Мигелю Арруде .
Он умер в Эворе .
Заключение
[ редактировать ]В эволюции его творчества можно увидеть изменения, произошедшие в искусстве Испании и Португалии в первой половине 16 века. Нарушая многовековую традицию, он предпочитал общаться с учеными и гуманистами, чем с художниками своего дела.
Его влияние на португальскую скульптуру весьма ограничено, поскольку у него не было постоянной мастерской. Однако он имел некоторое влияние, что можно увидеть в работах скульпторов Жана де Руана и Диого Пиреса Младшего.
Ссылки
[ редактировать ]- Бенезит, Э. (1976). Словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов . Париж: Библиотека Gründ. ISBN 2-7000-0158-3 .
- Тернер, Дж. (1990). Словарь искусства Гроува . Издательство МакМиллан. ISBN 1-884446-00-0 .
- Х. М. Аскарате Ристори, «Королевская больница Сантьяго: работы и художники», в журнале Compostellanum, 1965, стр. 513.
- Педро Диас, Николау де Шантерен, скульптор эпохи Возрождения, Лиссабон, Publicaçoes Ciéncia e vida, 1987.
- Фернандо Хорхе Артур Грило о скульпторе Николау Шантерене (стр. 171–190) в каталоге: Баптиста Перейра, Фернандо Антонио, изд. От древнего мира к новым мирам: гуманизм, классицизм и известия об открытиях в Эворе (1516–1624). Лиссабон: CNCDP и Эвора: Муниципальная Камара, 1998. ISBN 972-8325-68-1 (каталог выставки, проходившей в Эворе в Музее ремесел (Селейро) с 24 июля 1998 г. по 20 января 1999 г.)