Jump to content

Французская скульптура

Французская скульптура

Французская скульптура была оригинальной и влиятельной составляющей мирового искусства со времен Средневековья. Первые известные французские скульптуры относятся к эпохе верхнего палеолита . Французская скульптура первоначально копировала древнеримские образцы, затем нашла свою оригинальную форму в убранстве готической архитектуры . Французские скульпторы создали важные произведения скульптуры в стиле барокко для украшения Версальского дворца . В 19 веке скульпторы Огюст Роден и Эдгар Дега создали более личный и нереалистичный стиль, который проложил путь модернизму в 20 веке, а также скульптуре Пабло Пикассо , Жоржа Брака , Марселя Дюшана и Жана Арпа .

Предыстория

[ редактировать ]

Самые ранние бесспорные образцы скульптуры принадлежат ориньякской культуре , располагавшейся в Европе и Юго-Западной Азии и действовавшей в начале верхнего палеолита . Помимо создания некоторых из самых ранних известных наскальных рисунков , люди этой культуры разработали изящные каменные орудия, изготовили подвески, браслеты, бусы из слоновой кости и костяные флейты, а также трехмерные статуэтки. [1] [2]

Две из крупнейших доисторических скульптур можно найти в пещерах Тук-д'Одобер во Франции, где около 12–17 000 лет назад скульптор использовал каменный инструмент, похожий на лопаточку, и пальцы, чтобы смоделировать пару больших бизонов из глины на фоне известняковой скалы. . [3]

В ранней скульптуре были распространены человеческие формы и животные, часто в виде барельефа. Фигуры выражали эмоции и часто искажались; формы женщин часто были странно тучными. Венера Лоссельская — один из самых ранних примеров. [4] С началом мезолита количество фигуративной скульптуры уменьшилось, и преобладали животные, выражающие подвижность и энергичность. [4] В период позднего мезолита скульптура стала менее реалистичной и обратилась к абстрактным, декоративно-декоративным формам, которые продолжались в бронзовом и железном веках. Приход кельтов, лигуров и иберийских народов радикально не изменил стиль. Человеческие формы обычно представляли собой просто стилизованные силуэты. На побережье Средиземного моря скульпторы выполнили фризы с изображением сидящих, скрестив ноги, воинов и различных божеств. [4]

Галло-римская и каролингская

[ редактировать ]

Римское завоевание Галлии привнесло римский стиль, отличающийся реализмом и прославлением величия и силы. Галло-римские скульпторы Галлии видоизменили римский стиль, сделав его более тонким и личным. Процветала скульптура в виде статуэток, бронзовых ваз и предметов на бытовую и религиозную тематику. Раннехристианская символика вскоре появилась в скульптурных произведениях, таких как саркофаги, но церковные лидеры, опасавшиеся возвращения к поклонению идолам, в значительной степени не одобряли ее. [5]

Галльская скульптура продемонстрировала влияние не только римской скульптуры, но и эллинской скульптуры из мастерских центральной Италии. Характерным примером является статуя Медеи в Музее Арля I века. [6]

Вторжение в Римскую Галлию бургундов, кельтов, вестготов замедлило развитие скульптуры за пределами традиционных декоративных конструкций. Эпоха Карла Великого восстановила определенный престиж искусству, но скульптура не была оригинальной или искусной, и после смерти Карла Великого мало важных скульптур появлялось до правления династии Капетингов (987–1328). [5]

Романская скульптура

[ редактировать ]

При династии Капетингов Королевству Франции постепенно вернулось спокойствие, стабильность и процветание. Реформа церкви и основание новых религиозных орденов привели к важным заказам скульптур, особенно для нового аббатства Клюни (1088–1108) бенедиктинского ордена. Другие аббатства по всей Франции подражали использованию скульптурных украшений.

Самые ранние скульптурные украшения на алтарях и внутренних поверхностях церквей, на перемычках, над дверными проемами и особенно на капителях колонн, которые обычно украшались изображениями библейских персонажей, реальных или мифических животных. Большая часть работы была почти плоской, с небольшой попыткой реалистичности. Некоторые из самых ранних романских скульптур во Франции находятся в аббатстве Сен-Жени-де-Фонтен (1019–1020 гг.) В восточных Пиренеях. Перемычка над дверным проемом изображает Христа на престоле в раме, поддерживаемой двумя ангелами, в окружении апостолов. Формы апостолов определяются формой арок, в которые они втиснуты. [7] Этот рисунок «Христос в величии» над центральным дверным проемом стал обычным явлением для церквей и соборов по всей Франции в романско-готический период. [8]

В более поздний романский период скульптуру часто использовали в самых важных точках, например на фасадах, чтобы подчеркнуть линии строения. Часто использовались геометрические рисунки (круги, квадраты, треугольники). Пространства были заполнены фигурами, которые часто были искажены так, что казалось, что они танцуют. Скульптура была наиболее обильна на капителях колонн и порталах, где она использовалась для представления очень сложных и обширных библейских историй. Скульпторы также изображали большое количество животных, как реальных, так и воображаемых, в том числе химер , сирен , львов и самых разных монстров. Воображение обычно преобладало над реализмом. [9]

Юго-запад Франции, вокруг Тулузы , имел особый стиль, более яркий и активный, чем север. Замечательная группа романской скульптуры находится в убранстве базилики Сен-Сернен в Тулузе , датируемой концом 11 - началом 12 века. Фигуры гораздо более реалистичны, и в них умело используются тени и свет, чтобы подчеркнуть детали. Одной из самых выдающихся работ является алтарный престол, подписанный скульптором Бернардусом Гельдвинусом. Он также создал семь скульптурных рельефов, найденных в амбулатории собора. [7]

Другие замечательные образцы романской скульптуры находятся на тимпане и капителях колонн монастыря аббатства Муассак в Моссаке, Тарн и Гаронна, а также на колоннах церкви аббатства Сен-Мари в Суйяке в департаменте Ло . Скульпторы Бургундии также создали уникальные работы для украшения тамошних церквей, особенно для Сен-Филибер де Турню аббатства (около 1100 г.). Типан аббатства Везле , паломническая церковь, посвященная Папой в 1132 году, демонстрирует современное состояние романской скульптуры конца романского и начала готического периода. [7]

Готическая скульптура

[ редактировать ]

В начале XII века во Франции началось обновление скульптурных стилей. За мирные годы рождаемость значительно возросла, и потребовались более крупные церкви и соборы. Собор заменил аббатство в качестве главного религиозного учреждения, а епископ заменил аббата в качестве основной фигуры, определяющей художественный стиль. Интерьеры церквей были выше, с большими окнами и наполнены светом, что требовало создания скульптур другого типа. Внешний вид также был намного выше, и требовалось, чтобы скульптуры были видны и читаемы снизу. Скульпторы отказались от экзотической листвы, заимствованной из более ранних скульптурных стилей, таких как акант и пальметто, в пользу более местных форм, таких как узор из виноградных листьев и дубовых листьев. Человеческие формы больше не искажались и не подвергались пыткам, чтобы соответствовать пространству; они приобрели более естественный вид. Ожидалось, что скульптура будет представлять собой книгу, написанную на камне, которую смогут читать прихожане. Аббат Сужер , руководивший строительством первого готического аббатства в Сен-Дени, заметил: «Искусство ведет человеческие души, используя материальные вещи, чтобы достичь нематериального». Одним из готических скульптурных нововведений, заимствованным у древних греков, была колонна в форме человеческой фигуры. Другим было использование в скульптуре различных мифических существ, таких как горгулья и химера , чтобы предупредить верующих об опасностях за пределами церкви. (Горгульи также имели практическое применение: отбрасывали дождевую воду от стен.) [10]

Ренессанс

[ редактировать ]

В 14 веке археологические раскопки в Риме и Флоренции привели к повторному открытию классической скульптуры и началу эпохи Возрождения. Небольшие бронзовые модели классических произведений были импортированы и проданы богатым французским покровителям, а французские художники начали посещать Италию, чтобы увидеть все своими глазами. Карл VIII привез в Париж художников из Неаполя и Флоренции. Людовик XII нанимал итальянских скульпторов. Франциск I пригласил Леонардо да Винчи , Франческо Приматиччо и Бенвенуто Челлини работать во Франции. Они сформировали новый стиль и школу искусств, Школу Фонтенбло , для украшения его замка. Он отправил Приматиччо обратно в Италию, чтобы приобрести формы классической скульптуры; он вернулся со 133 ящиками скульптур. Несмотря на эту итальянскую конкуренцию, самые известные французские скульпторы, в том числе Лижье Ришье и Мишель Коломб , продолжали работать в традиционном готическом стиле, особенно над скульптурами гробниц. Мишель Коломб построил элегантную гробницу Франциска II, герцога Бретани. (1502–07) со статуей его дочери Анны Бретонской в ​​роли Пруденс рядом с ним. Ришье создал особенно готическую скульптуру святого-мученика - Трупную гробницу Рене Шалонского, изображающую Рене Шалонского таким, каким он будет выглядеть через три года после смерти: разложившийся труп, держащий в руке собственное сердце. [11]

Первым крупным французским скульптором эпохи Возрождения был Жан Гужон (1510–1565), также известный графический иллюстратор, чьи работы в виде барельефа прекрасно передали и усовершенствовали итальянский стиль. Он прибыл в Париж в 1544 году и тесно сотрудничал с архитектором Пьером Леско над украшением Лувра , Фонтена Невинных , нескольких фигур для фасада ратуши в Париже и группы барельефов «Времена года». сделан для фасада внутреннего двора отеля Жака де Лижери, который сейчас находится в музее Карнавале в Париже. Гужон был протестантом и в 1562 году, когда начались религиозные войны во Франции , он уехал из Франции в Италию, где, как полагают, и умер в 1563 году. [11]

Среди других известных скульпторов французского Возрождения был Пьер Бонтемпс (1505–1568), сотрудничавший с архитектором Филибером Делормом . Он был главным создателем скульптуры гробницы Франциска I , которая продемонстрировала его точное знание анатомии и способность ярко изображать множество сражений, сцен и личностей на пятидесяти четырех отдельных барельефах вокруг основания гробницы. могила. [11]

Жермен Пилон (1535–1590) был еще одной важной фигурой. Он был учеником Бонтемпса, ярого сторонника католической стороны в религиозных войнах и контрреформах. Он также был отличным портретистом и изучал анатомию и детализацию. Его основные работы включали памятник сердцу Генриха II Французского , основанный на рисунке Франческо Приматиччо , гробницы Генриха II Французского и Екатерины Медичи , а также множество других религиозных произведений.

Французская скульптура конца XVI века во многом основывалась на древнеримских моделях. Бартелеми Приер был учеником Пилона и королевским скульптором Генриха IV , а Жак Сарразен был придворным скульптором Людовика XIII . Они учились в Риме и копировали римские модели. Два брата Франсуа Анжье и Мишель Анжье также долгое время учились в Риме. Их работы были очень изысканными и близкими к совершенству в исполнении, но им не хватало оригинальности, эмоциональности и драматизма. Главным стилистическим новшеством во французской скульптуре стало появление конной статуи короля на коне, предназначенной для размещения на центральных городских площадях. Первым примером была бронзовая конная статуя французского Генриха IV с лошадью работы Жана де Булоня, французского скульптора, нанятого во Флоренции Медичи, и короля работы Фердинандо Такки , его ученика. Статуя была разрушена во время Французской революции. [12]

17 век и эпоха Людовика XIV.

[ редактировать ]

Правление Людовика XIV (1643-1715) во многом совпало с эпохой барочной скульптуры , но французский король сопротивлялся стилю барокко. Великий мастер скульптуры в стиле барокко Бернини совершил одну поездку в Париж и раскритиковал работы французских скульпторов как «стиль маленький, грустный и мрачный». Он сделал статую короля, увидел, что его план фасада Лувра отвергнут, и уехал через шесть месяцев. Вместо этого Людовик XIV и его министры использовали более классический стиль скульптуры как метод иллюстрации величия короля и его правления. Французская королевская академия живописи и скульптуры была создана в 1648 году. Студентам в качестве руководства была дана декларация короля: «Я доверяю вам самую драгоценную вещь в мире: мою славу». [13] Король запустил один из крупнейших скульптурных проектов за всю историю — украшение Версальского дворца , его обширных садов и многочисленных фонтанов. Большинство ведущих французских скульпторов были заняты изготовлением скульптур для Версаля. Королевский художник Шарль Лебрен задавал сюжеты, скульпторы — модели, они утверждались королем, и для показа в парке были созданы полномасштабные гипсовые модели. По прошествии месяцев или лет последние работы отливали из бронзы или вырезали из мрамора. [14]

Среди крупнейших скульпторов, украшавших сады, были Франсуа Жирардон (1628–1715), Антуан Куасевокс (1640–1720) и Жан-Батист Тюби (1635–1700). Койсейвокс, помимо изготовления фонтанов, изготовил прекрасные портретные бюсты короля и его главных министров. Он также создал скульптуры, изображающие членов двора или знати в мифологических костюмах, например, герцогиню Бургундскую, представленную как богиня охоты Диана. Почти все крупные скульпторы того периода, в том числе Койсевокс, Жирардон, Жан-Луи Лемуан (1665–1755) и Эдме Бушардон (1698–1762), также создавали монументальные конные статуи короля для королевских площадей в крупных городах, включая площадь Вандом и площадь Победы в Париже.

В последние годы правления Людовика XIV войны истощили казну, и крупных скульптурных заказов стало мало. Король обратил свое внимание на украшение своего замка Марли , построенного как более тихое убежище от Версаля. Статуи там включали работы Куасевокса и его учеников, в том числе Николя Кусту , а вскоре после его правления - знаменитую пару лошадей работы Гийома Кусту (1739–1745), чьи копии теперь украшают начало Елисейских полей .

Среди других известных скульпторов того периода - Пьер Пюже из Марселя, один из лучших скульпторов стиля французского барокко . Он учился и работал в Риме, и его работы отображали движение и сильные эмоции, и он использовал змеевидную фигуру , восходящую спиральную структуру, которая предполагала движение и легкость, что было характерно для скульптуры итальянского барокко. Некоторые примеры, в том числе «Персей и Андромеда» (1684 г.) и Милон Кротонский (1682 г.), были помещены в сады Версаля и сейчас находятся в Лувре. [15]

Восемнадцатый век: неоклассицизм и рококо

[ редактировать ]

Двумя доминирующими французскими скульпторами 18 века были Жан-Батист Пигаль и один из его учеников Жан-Антуан Гудон . Пигаль не смог получить Римскую премию, но работал в студии Франсуа Лемуана и уехал в Италию, где создал свою первую знаменитую работу: Меркьюри, надевающий кроссовки . Он создал множество натуралистических скульптур, в том числе «Любовь и дружба для мадам де Помпадур » и памятник Людовику XV верхом на лошади для города Реймса . Он порвал с холодной формальностью классицизма с Могилой маршала Мориса де Саксенского , заказанной Людовиком XV, Пигаль изобразил маршала не лежащим на могиле, а очень живым и активным, в окружении символических фигур персонажей и животных, в том числе знамена, голландская львица и английский леопард, а также фигура мертвого Геркулеса, символизирующая самого маршала; скульптура представляла собой театральную сцену, высеченную в камне. Пигаль также создал прекрасные портретные статуи и бюсты, в том числе обнаженную статую Вольтера, выражающую его скромность и человечность. [14]

Портретные бюсты стали чрезвычайно популярны. Жан-Антуан Гудон (1714–1785) был учеником Пигаля и специализировался на бюстах, путешествовал по Европе и Соединенным Штатам, где сделал точные бюсты Джорджа Вашингтона и Бенджамина Франклина . Он измерял лица своих моделей для точности, особенно работая над деталями глаз, чтобы обеспечить реалистичность и живое выражение. Огюстен Пажу сделал пять разных бюстов мадам Дюбарри . [16]

Правление Людовика XV и покровительство мадам де Помпадур привели к повороту в сторону неоклассицизма. Основные королевские заказы обычно отправлялись двум признанным официальным королевским скульпторам Жану-Луи Лемуану (1665-1755) и его сыну Жану-Батисту Лемуану , который был одним из лучших портретистов того периода, а также Огюстену Пажу , но мадам Помпадур давал заказы новому поколению скульпторов, в том числе Этьену Морису Фальконе и Жаку Кафьери , получившим международную известность. Он был приглашен российской императрицей Екатериной Великой для создания монументальной статуи Петра Великого верхом на лошади, известной как «The». Медного всадника и в Пруссию для изготовления скульптур для садов Фридриха Великого в парке Сан-Суси в Потсдаме .

К концу 18 века клиентура скульптуры изменилась. Растущий класс банкиров, торговцев и других богатых профессионалов искал скульптуры для своих домов. Скульпторы работали с различными материалами, в том числе с глазурованным фарфором Севрской мануфактуры , который можно было изготавливать сериями, а также изготавливали бронзовые изделия меньшего размера в нескольких отливках. включая многочисленные отливки из бронзы. Крупнейшие скульпторы, в том числе Пигаль и Фальконе, создавали серии для Севрской мануфактуры. Распространён был театральный стиль рококо ; Темами небольших произведений обычно были пасторальные, романтические и мифологические сцены с амурами, пастушками и сатирами, очарованием и легкой чувственностью. Клод Мишель , также известный как Клодион, был мастером этого жанра, работая в основном с терракотой. Он создал многочисленные скульптуры переплетающихся нимф, сатиров и вакханок из терракоты. [17]

Французская революция привела к крупномасштабному разрушению скульптуры; конные статуи королей и скульптурные фасады готических соборов были снесены или испорчены. Во время правления Наполеона появилось несколько скульпторов, в том числе Шино, Шоде и Картелье, но их работы были полностью омрачены работой итальянского скульптора Антонио Кановы в тот же период. Наполеон пригласил Канову в Париж, где Канова сделал полуобнаженную статую императора в образе Марса, но вскоре он вернулся в Рим и встретил более благодарную публику. [16]

Девятнадцатый век

[ редактировать ]

Первыми крупными фигурами французской скульптуры XIX века были Антуан-Луи Барье (1795–1875) и Франсуа Рюд (1784–1855), каждый из которых оторвался от классических моделей и идеалов XVIII века. Барье получил наибольшую известность как портретист животных, которых он изображал с большим реализмом, часто объединяясь в группы с людьми. Среди его работ — скульптурное оформление Июльской колонны на площади Бастилии и четырёх групп на фасаде павильона Денон Лувра ( 1854). Сюжетами Руде были не дворяне, а простые люди, изображенные реалистично, не в классических позах. Это появилось в его первой важной скульптуре молодого неаполитанского мальчика-рыбака (1833 г.) и в его самой известной работе « Отъезд добровольцев » (1836 г.) - барельефе на основании новой Триумфальной арки. , ставший классическим образцом движения романтизма . Его портретные бюсты ведущих личностей, таких как Жак-Луи Давид , изображали их не идеализированными, а демонстрирующими вершину эмоций. [18]

Скульптор Оноре Домье (1808-1879) занял уникальное место в скульптуре XIX века, создав серию скульптурных портретов членов французского парламента, беспощадно карикатурно и сатирически изображающих их.

Жан-Батист Карпо (1827-1865) был самым выдающимся французским скульптором периода правления Наполеона III , уловившим дух Второй империи. Сначала он учился у Руде, где научился точности и натурализму, затем, по предложению Руде, в более традиционной Академии, где он был учеником Барье, он изучил стиль Возрождения Микеланджело и выиграл Римскую премию. Его статуя Уголина-мыслителя вызвала скандал, который прославил его. Вместе со своим другом архитектором Шарлем Гарнье он выполнил свою самую известную работу по скульптурному оформлению фасада Оперы Гарнье в Париже, «Гений танца» , полную страсти и энергии, которая шокировала более консервативных парижан. Он также создал знаменитую работу Флоры для фасада Лувра и скульптуру для Фонтена обсерватории к югу от Люксембургского сада . [18]

Жюль Далу (1838-1902), ученик Карпо, последовал за ним как важный скульптор-монументалист, Триумф Республики (1889), посвященный столетию Французской революции, на площади Нации .

Эдгар Дега использовал скульптуру как инструмент для своей живописи. Когда он умер, в его мастерской было обнаружено около ста пятидесяти терракотовых и восковых скульптур танцовщиц, женщин за туалетным столиком и других предметов. Очевидно, он использовал эти скульптуры и модели для изучения эффектов света. Его скульптуры, часто нежно раскрашенные и с тканевыми юбками, передавали грацию, движение и характер танцоров так же точно, как и его картины. [19]

Самый известный французский скульптор XIX века Огюст Роден (1840-1917) желал быть учеником Карпо, но ему это не удалось, хотя позже он и позаимствовал у Карпо одного из сюжетов Уголена-Мыслителя . Он действительно стал учеником Барье, который был его учителем рисования. Его необыкновенные способности к внимательному наблюдению в сочетании со способностью использовать свет и выражать эмоции очень быстро сделали его знаменитым, хотя и быстро вызвали критику. все его основные общественные работы подверглись нападкам. Среди его самых известных работ — «Мыслитель» , «Граждане Кале » и «Бальзак» . Ко времени Парижской выставки 1900 года у него было так много команд, что он работал в основном как моделист, нанимая большую студию помощников для изготовления статуй. Он задумал свою знаменитую статую «Мыслитель » в 1881–1882 годах и представил полноразмерную модель в 1904 году в Салоне изящных искусств. В итоге было изготовлено двадцать восемь отливок статуи. [18] Ближе к концу жизни он создал еще более влиятельную работу — скульптурный портрет Оноре де Бальзака . Роден был выбран для заказа писателем Эмилем Золя. Роден экспериментировал с множеством различных вариантов костюмов и поз, начиная с 1891 года, и наконец решил изобразить не внешность, а дух и мысли Бальзака, через преувеличение его черт. Работа вызвала скандал, когда была представлена ​​в 1898 году и отклонена Салоном Национального общества изящных искусств. Подписка покрыла стоимость модели, выставленной на авеню Фридланд в 1902 году. Окончательной бронзовой версии, установленной на пересечении авеню Распай и Монпарнас в 1939 году, Роден так и не увидел. [20]

Ученики Родена модифицировали и создавали новые вариации, многие из которых выражали ощущение движения, скорости и перемен, ощущавшихся в конце века. Среди этих скульпторов была ученица и любовница Родена Камилла Клодель (1864-1943).

Двадцатый век – Конец правил

[ редактировать ]

Годы с 1900 по 1914 годы были периодом необычайных экспериментов в скульптуре, нарушающих все прежние правила и традиции. В Париж съезжались художники со всего мира и из французских провинций. Антуан Бурдель (1861-1929) был учеником Родена, чье творчество охватило два столетия и иллюстрировало переход к новым стилям. Его стилизованные барельефы в Театре Елисейских полей (1910–12) сочетались с новым архитектурным стилем ар-деко . Среди важных скульпторов начала века был Аристид Майоль (1861-1944), который начинал как художник, а затем переключился на скульптуру. Он особенно изображал в естественной и чувственной форме обнаженную женскую фигуру. Жермен Ришье (1902-1959), ученица Бурделя, создавала странные гибриды человеческих и животных форм. Ее работы выражали нервозность и напряжение. [21]

Франсуа Помпон , работавший в студии Родена, унаследовал роль скульптора-анималиста, которую занимал Байр, хотя, в отличие от Байрле, он не интересовался реализмом. Он упростил и очистил формы, ища только сущность животного.

Многие из крупнейших художников-модернистов начала 20 века также экспериментировали со скульптурой; в их число входили Анри Матисс , Андре Дерен , Фернан Леже , Жорж Брак и другие. У них не было формального образования или опыта работы скульпторами, и они с большим или меньшим успехом не следовали ни одному из традиционных правил. [21]

Использование новых и необычных материалов было обычным явлением во многих скульптурах 20 века. Анри-Жорж Адам создавал очень большие абстрактные произведения из бетона, такие как его 22-метровый «Сигнал» в Музее изящных искусств в Гавре . [22]

Самой знаменитой и противоречивой работой 20-го века, вероятно, был «Фонтан» , выставленная на Выставку независимых художников в Нью-Йорке в 1917 году — работа французского художника Марселя Дюшана . Это был обычный писсуар, купленный Дюшаном и предложенный Дюшаном как произведение искусства. Организаторы выставки неохотно приняли его, поскольку любой скульптор, заплативший гонорар, мог показать свою работу, но она так и не была выставлена ​​напоказ и вызвала огромный скандал в мире искусства, как и планировал Дюшан.

Гастон Лашез также, казалось, высмеивал традиции классической скульптуры своими надутыми обнаженными телами. [23]

Сезар Бальдаччини (1921–1998) — выдающийся деятель французской скульптуры второй половины ХХ века. Сезар был в авангарде движения нуво-реализма с его радикальными сжатиями (уплотненные автомобили, выброшенный металл или мусор), расширениями (скульптуры из пенополиуретана) и фантастическими изображениями животных и насекомых.

Среди других выдающихся скульпторов, работавших в Париже в 20 веке, были румын Константин Брынкузи , итальянец Амедео Модильяни , Жан Арп , швейцарец Жан Тингили и Ники де Сен-Фалль .

Примечания и цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ П. Мелларс, Археология и расселение современных людей в Европе: деконструкция ориньякского периода, Эволюционная антропология , том. 15 (2006), стр. 167–82.
  2. ^ де Лаэт, Зигфрид Дж. (1994). История человечества: Предыстория и начало цивилизации . ЮНЕСКО. п. 211. ИСБН  978-92-3-102810-6 .
  3. ^ Кляйнер, Фред (2009). Искусство Гарднера сквозь века: западная перспектива, Том 1 . п. 36. ISBN  978-0-495-57360-9 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Жанколя, Французская скульптура , с. 1
  5. ^ Перейти обратно: а б Жанколя, Французская скульптура , с. 2-3
  6. ^ Жорж и Даваль, Жан-Люк, Античная скульптура XX века (2013), с. 220
  7. ^ Перейти обратно: а б с Томан 2015 , стр. 258–263.
  8. ^ Жанколас 1992 , с. 3-4.
  9. ^ Дючер 1998 , с. 42.
  10. ^ Жанколя, Французская скульптура , стр. 4-5
  11. ^ Перейти обратно: а б с Жанколя, Французская скульптура (1992), с. 6-8)
  12. ^ Жанколя, Французская скульптура (1992), стр. 7
  13. ^ Жанколя, Французская скульптура (1992), стр. 8)
  14. ^ Перейти обратно: а б Жанколя, Французская скульптура (1992), с. 8-10)
  15. ^ Лагранж, Леон, Пьер Пюже - Художник - Скульптор - Декоратор сосудов Didier et Cie, Париж (1868) (на французском языке)
  16. ^ Перейти обратно: а б Жанколя, Французская скульптура (1992), с. 10-11
  17. ^ Дюби, Жорж и Даваль, Жан-Люк, La Sculpture de l'Antiquité au XXe Siècle , (2013), стр. 821–22
  18. ^ Перейти обратно: а б с Жанколя, Французская скульптура (1992), с. 11-13)
  19. ^ Жанколя, Французская скульптура (1992), стр.13
  20. ^ Дюби, Жорж и Даваль, Жан-Люк, Античная скульптура двадцатого века , стр. 944–946
  21. ^ Перейти обратно: а б Жанколя, Французская скульптура (1992), с. 11-14
  22. ^ Дюби, Жорж и Даваль, Жан-Люк, Скульптура от античности до 20-го века (2013), с. 1046
  23. ^ Жанколя, Французская скульптура (1992), стр. 11-14.

Библиография

[ редактировать ]
  • Броквиль, Винсент (2017). La Petit Larousse de l’Histoire de l’Art (на французском языке). Ларусс. ISBN  978-2-03-5936-39-4 .
  • Жанколя, Клод (1992). Французская скульптура . Париж: CELIV. ISBN  2-86535-162-9 .
  • Гуси, Уве, Раздел скульптуры в стиле барокко в L'Art Baroque – Architecture – Sculpture – Peinture (французский перевод с немецкого), HF Ulmann, Кёльн, 2015. ( ISBN   978-3-8480-0856-8 )
  • Дюби, Жорж и Даваль, Жан-Люк, Скульптура от античности до 20 века , (французский перевод с немецкого), Taschen, (2013), ( ISBN   978-3-8365-4483-2 )
  • Лагранж, Леон, Пьер Пюже - Художник - Скульптор - Декоратор сосудов Didier et Cie, Париж (1868) (на французском языке)
  • Дюшер, Роберт (1998). Характеристика стилей (на французском языке). Фламмарион. ISBN  2-08-011539-1 .
  • Эрланд-Бранденбург, Ален (2005). Романское искусство – европейский вызов (на французском языке). Галлимар. ISBN  2-07-030068-4 .
  • Миньон, Оливье (2017). Французская архитектурная культура – ​​аббатства, церкви, соборы и замки (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN  978-27373-7611-5 .
  • Томан, Рольф (2015). L'Art Roman – Архитектура, Скульптура, Живопись (на французском языке). ХФ Ульманн. ISBN  978-3-8331-1039-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a8d18e14082a3fbdeaaadc3e2ae8604__1710257820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/04/2a8d18e14082a3fbdeaaadc3e2ae8604.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
French sculpture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)