Мария Бургундская
Мэри | |
---|---|
герцогиня Бургундская | |
Царствование | 5 января 1477 г. - 27 марта 1482 г. |
Предшественник | Карл I |
Преемник | Филипп IV |
Рядом | Максимилиан |
Рожденный | 13 февраля 1457 г. Брюссель , Брабант , Бургундские Нидерланды |
Умер | 27 марта 1482 г. Замок Вейнендале , Фландрия , Бургундские Нидерланды | ( 27 лет
Похороны | Церковь Богоматери, Брюгге , Бельгия. |
Супруг | |
Проблема более... | |
Дом | Валуа-Бургундия |
Отец | Карл Смелый |
Мать | Изабелла Бурбонская |
Мария Бургундская ( французский : Marie de Bourgogne ; голландский : Maria van Bourgondië ; 13 февраля 1457 — 27 марта 1482), по прозвищу Богатая , была членом Дома Валуа-Бургундии , которая управляла рядом государств , в которые входили герцогства Бургундские. Лимбург , Брабант , Люксембург , графства Намюр , Голландия , Эно и другие территории, с 1477 года и до своей смерти в 1482 году. [1] [2] [3]
Будучи единственным ребенком Карла Смелого , герцога Бургундского, и его жены Изабеллы Бурбонской , Мария унаследовала бургундские земли в возрасте 19 лет после смерти своего отца в битве при Нанси 5 января 1477 года. [4] Чтобы противостоять аппетиту французского короля Людовика XI к ее землям, она вышла замуж за Максимилиана Австрийского , от которого у нее было двое детей. Брак удержал значительную часть бургундских земель от распада, но также сменил династию Валуа на Габсбургов ( само Бургундское герцогство вскоре стало владением Франции). [5] [6] Это был поворотный момент в европейской политике, приведший к соперничеству между Францией и Габсбургами , которое продлилось веками. Спустя много времени после смерти Марии ее муж стал императором Священной Римской империи . Их сын стал королём Кастилии Филиппом I , а дочь Маргарита стала герцогиней Савойской .
Ранние годы
[ редактировать ]Мария Бургундская родилась в Брюсселе, в герцогском замке Куденберг , в семье Карла Смелого , тогда известного как граф Шароле, и его жены Изабеллы Бурбонской . Ее рождение, по словам придворного летописца Жоржа Шастеллана , сопровождалось раскатами грома, доносившимися с ясного сумеречного неба. Ее крестным отцом был Людовик, дофин Франции , находившийся в то время в изгнании в Бургундии; он назвал ее в честь своей матери Марии Анжуйской . Реакция на рождение ребенка была неоднозначной: дедушка ребенка, герцог Филипп Добрый , не был впечатлен и «предпочел не присутствовать на [ крещении ], поскольку оно предназначалось только для девочки », тогда как ее бабушка Изабелла Португальская была в восторге от рождения ребенка. внучки. [7] Ее внебрачная тетя Анна была назначена ответственной за образование Мэри, а Жанну де Клито назначила ее гувернанткой. Жанна в дальнейшем осталась другом Мэри и была одной из ее самых постоянных спутниц.
Предполагаемый наследник
[ редактировать ]Филипп Добрый умер в 1467 году, и отец Марии взял на себя управление Бургундским государством. Поскольку на момент вступления на престол у ее отца не было живых сыновей, Мария стала его предполагаемой наследницей . Ее отец контролировал обширные и богатые владения, состоящие из герцогства Бургундского , Свободного графства Бургундии и большинства Нидерландов . В результате ее руки и сердца с нетерпением добивались несколько принцев. Первое предложение поступило от ее отца, когда ей было всего пять лет, в данном случае выйти замуж за будущего короля Фердинанда II Арагонского . Позже к ней подошел Чарльз, герцог Беррийский ; его старший брат, король Франции Людовик XI, был сильно раздражен поступком Карла и пытался воспрепятствовать необходимому папскому разрешению на кровное родство .
Как только Людовику удалось произвести на свет наследника мужского пола, пережившего младенчество, будущего короля Франции Карла VIII , Людовик захотел, чтобы именно он женился на Марии, хотя он был на тринадцать лет моложе Марии. Николай I, герцог Лотарингии , был на несколько лет старше Марии и контролировал герцогство, расположенное рядом с территорией Бургундии, но его план объединить свои владения с ее владениями рухнул с его смертью в 1473 году (у него начались боли в животе за три дня до его смерти). подозрение на смерть; [8] Другим женихом был Джордж Плантагенет, герцог Кларенс (поддерживаемый его сестрой Маргаритой Йоркской ), но его брат Эдуард IV, король Англии , воспрепятствовал браку как по политическим, так и по личным причинам (первоначально он хотел поддержать своего зятя Энтони Вудвилл ). Этот шаг короля разозлил герцога, который, казалось, потерял контроль и возобновил конфликты со своим братом, что в конечном итоге привело к его смерти. [9] [10]
Царствование
[ редактировать ]Мария приняла на себя управление владениями своего отца после его поражения в битве и смерти 5 января 1477 года. Король Франции Людовик XI воспользовался возможностью попытаться завладеть собственно герцогством Бургундским, а также регионами Франш-Конте , Пикардия и Артуа .
Она призвала свой народ оставаться верным Бургундскому дому (до сих пор сохранились письма, которые Мария писала герцогству Бургундскому и Аррасу с просьбой о поддержке). [11] Людовик XI захватил Аррас, но люди отказались подчиниться без ее одобрения. Восемнадцать горожан были обезглавлены королем, когда они были обнаружены пытавшимися навестить ее. Он приказал массовое изгнание и переименовал город во Францию. [12]
Король Франции очень хотел, чтобы Мария вышла замуж за его сына Карла и таким образом обеспечила бы наследство Нидерландов своим наследникам, при необходимости силой оружия. К февралю 1477 года ни ее советники, ни Генеральные штаты не предполагали, что смогут противостоять французской армии. Канцлер Гюгоне возглавил делегацию, чтобы обсудить перспективу брака Марии с шестилетним дофином (впоследствии королем Карлом VIII). Переговоры закончились неудачей, поскольку Людовик XI потребовал неприемлемых условий, включая капитуляцию герцогства Бургундского и французских территорий, приобретенных Филиппом Добрым и Карлом Смелым. Затем король выдал ее секретные письма горожанам Гента, которые затем схватили двух мужчин, имена которых были в этих письмах - Гюгоне и сира д'Амберкура , двух самых влиятельных советников ее отца, и, несмотря на ее мольбы, казнили их 3 Апрель 1477 г. Затем они забрали и других ее советников. [13] [14] Кенигсбергер подозревает, что Людовик XI мог подделать письма. [15]
Великая привилегия
[ редактировать ]Мария была вынуждена подписать хартию прав, известную как « Великая привилегия» , в Генте 10 февраля 1477 года, по случаю ее официального признания наследницей отца (« Радостный въезд »). По этому соглашению провинции и города Фландрии , Брабанта , Эно и Голландии восстановили все местные и общинные права, которые были отменены указами герцогов Бургундских в их попытках создать централизованное государство по французской модели из их разрозненные владения в Нидерландах. В частности, парламент Мехелена (официально созданный Карлом Смелым в 1470 году) был упразднен и заменен существовавшим ранее органом власти Парижского парламента , который считался подходящим противовесом посягательству на централизацию, предпринятую как Карлом Смелым, так и Карлом Смелым. Филипп Добрый. Герцогиня также должна была взять на себя обязательство не объявлять войну, не заключать мир и не повышать налоги без согласия этих провинций и городов, а только нанимать на официальные должности местных жителей. Великая привилегия также определила, что нидерландский язык будет языком объединенных Генеральных штатов.
Свадьба
[ редактировать ]Вскоре Мария сделала свой выбор среди множества претендентов на ее руку, выбрав эрцгерцога Максимилиана Австрийского (будущего императора Священной Римской империи Максимилиана I), который стал ее соправителем. [16] Брак состоялся в Генте 19 августа 1477 года, ей было 20 лет, а он был на два года моложе. [17] Брак Марии с домом Габсбургов положил начало двухвековому раздору между Францией и Габсбургами, борьбе, кульминацией которой стала Война за испанское наследство в 1701–1714 годах.
Когда у них было время, пара баловала себя танцами, охотой, музыкой и любовью к животным. Мэри пыталась научить его катанию на коньках, но он с трудом овладел этим. Они вместе читали романсы. [19] [20] Вскоре после свадьбы она принесла соколов в их спальню (которую они делили вместо того, чтобы жить в отдельных квартирах и в которой уже была собака). [21] Мэри сама нянчила детей, заказывала меню и обедала с купцами из Дижона. [22] [23] Мэри болела за своего мужа на турнирах, во время которых он показал себя великолепным борцом не только в силовых подвигах, но и в роскоши, которую он расточал на снаряжение, лошадей, аксессуары и украшения. [24] [25] Сначала они разговаривали друг с другом на латыни. [26]
По словам Хемерса и Сатча, первоначальный брачный контракт предусматривал, что Максимилиан не сможет унаследовать ее бургундские земли, если у них будут дети - это означает, что тот факт, что у пары родились наследники, позже доставит Максимилиану неприятности. [27] [28] Некоторые сообщают, что первоначальный брачный контракт предусматривал, что только общие дети Марии и Максимилиана могли претендовать на ее бургундское наследство после ее смерти. Но через месяц после их свадьбы она внесла поправку, согласно которой Максимилиан был назначен наследником в случае, если у них не будет детей - пункт, от которого поместья попытаются отказаться после ее смерти. [29] [30]
Соправление с Максимилианом
[ редактировать ]Рядом с Максимилианом позиции Марии стали сильнее как в политическом, так и в военном отношении. Хотя у него не было ни денег, ни армии, ни поддержки со стороны Империи, ни предшествующего опыта управления, его компетентность в военных вопросах и его престиж как сына императора повысили стабильность ее королевств. Он взял на себя руководство военными действиями, касающимися как военных, так и финансовых деталей. [31]
К этому времени бургундская сторона потеряла немало военачальников из-за дезертирства во Франции как до, так и после смерти Карла Смелого. Утрата герцогства Бургундского подкосила весь костяк правительства, состоявший из высших администраторов и военачальников, выходцев из франкоязычной знати Бургундии и Пикардии. [32] [33] Филипп Клевский , ее двоюродный брат и друг детства (который был выдвинут кандидатом в женихи Марии его отцом Адольфом Клевским ; по слухам, Мария и Филипп были бывшими любовными интересами, хотя это оспаривается Арье де Фу), которого она была назначена генеральным штатгальтером в 1477 году, теперь исполняла обязанности лейтенанта Максимилиана на посту адмирала Нидерландов. [34] [35] Несмотря на репутацию бургундского двора как роскошного и богатого, Карл Смелый потерял все свое состояние в трех последних катастрофических кампаниях. Нидерланды были богаты, но сословия не хотели платить. Более того, бургундское государство потеряло четверть своих налоговых поступлений, а из-за новых ограничений - половину своих государственных доходов в целом. [32] Таким образом, первоначальное финансовое положение было очень напряженным, и Марии пришлось заложить много своих семейных реликвий для финансирования их армии. [36] Ей также пришлось уступить требованиям сословий относительно некоторых их привилегий в обмен на окончательную поддержку войны Максимилиана против Франции. [37]
Вайолет Соен показывает, что Марии с помощью политических манипуляций удалось привязать могущественную семью Кро . к короне [38]
Мария не вернула себе герцогство Бургундское, оккупированное французским королем, но смогла сохранить оставшиеся земли нетронутыми. [39] [40] [41] В 1478–1479 годах Максимилиан провёл поход против французов и отвоевал Ле Кенуа , Конде и Антуан . [42] Он разгромил французские войска при Гинегате (современный Энгинегат ) 7 августа 1479 года. [43] Несмотря на победу, ему пришлось отказаться от осады Теруана и распустить свою армию либо потому, что нидерландцы не хотели, чтобы он стал слишком сильным, либо потому, что его казна была пуста. Кроме того, он проявил такую же безжалостность, как и Карл, в подавлении восстаний в Нидерландах. [44] снова вспыхнули конфликты Когда между Крюками и Тресками , эрцгерцог смог взять конфликт под контроль и обеспечить доминирование Трески, игнорируя при этом Великую Привилегию. [45] После пятилетнего перерыва (поскольку большинство участников либо погибли в войнах Карла Смелого, либо бежали во Францию), [46] Орден Золотого руна также был реорганизован Максимилианом как новым правителем ордена. [47]
Однако в браке Мария сохранила свое политическое первенство. Ее подданные с подозрением смотрели на статус иностранца Максимилиана и его военные амбиции. Они опасались, что он продлит войну, чтобы вернуть себе герцогство Бургундское. [48] а также что новые успехи укрепят его и сделают вторым пришествием Карла Смелого, чье наследие оставило у них чувство отвращения – страх, который окажется небезосновательным, учитывая его автократические и милитаристские тенденции во время его позднего регентства. [49] Более того, по мнению Филиппа де Коммина , Максимилиан был слишком молод, на чужбине, был «воспитан очень плохо» и поэтому не имел ни малейшего представления о том, как вести дела государства. [50] Мэри и Маргарет пытались научить его французскому и голландскому языкам, но он оказался ленивым учеником. Мария сопровождала Максимилиана во многих путешествиях, выступая в роли буфера между немецкоязычным принцем и его подданными. [51] По словам Хуана Луиса Вивеса, почти современного автора, когда ее подданные обращались к ней по политическим вопросам, она советовалась со своим мужем, «чью волю она считала законом», но она всегда могла управлять всем в соответствии со своими собственными желаниями и Максимилианом. кроткий муж, никогда не станет противиться ее воле. [52] Она управляла внутренними делами и присутствовала на всех собраниях, где паре нужно было собрать доходы. Чеканка бургундских монет показала, что Максимилиан никогда не был наделен официальным статусом, которого современные королевские мужья, такие как Фердинанд Арагонский, достигали во владении своих жен. [53] Судя по всему, она могла навязать супругу свою волю и в военных вопросах, как показали те два раза, когда она пыталась это сделать. В одном случае, описанном Максимилианом в рукописи «Вейскунига » , его советники пытались помешать ему развязать войну против более сильной французской армии, сосредоточившейся на фронте, но он был полон решимости осуществить ее. Советники обратились за помощью к Мэри, которая сказала ему, что он может идти, но сначала должен вернуться, чтобы попрощаться с ней. Когда он вернулся, она тут же заперла его в собственной квартире. После долгих переговоров он согласился вместо этого пойти на танцы, и его отпустили. [54] В своих официальных изображениях и представлениях она была представлена как активная, властная правительница, обычно верхом на коне и с ястребом. Она приняла более пацифистский образ, чем ее отец, но ее положение как законной правительницы подчеркивалось, в то время как Максимилиан, вооруженный и бронированный, обычно располагался позади своей жены. Это контрастировало с профильными портретами, которые Максимилиан заказал во время своего более позднего правления в качестве императора, где она часто изображалась пассивной стороной. [55]
Чтобы заручиться поддержкой правительства, она больше всего сосредоточилась на публичных выступлениях, особенно на публичных проявлениях благочестия. [56] [57]
Зима 1482 года была суровой, и Франция объявила соляную блокаду, но политическая ситуация в Нидерландах в целом была положительной; французская агрессия была временно остановлена, и внутренний мир в значительной степени был восстановлен. [58]
Ближе к концу ее правления произошло событие, которое обострило раскол между центральным правительством и другими фракциями: убийство Йехана (или Яна) ван Дадизеле 20 октября 1481 года. В то время прозвучали гневные обвинения против Максимилиана и других фракций. Филипс ван Хорн (1421–1488), лорд Гаасбека, один из его ближайших советников. [59] [60] В 2023 году письмо, написанное Фредериком ван Хорном и сохранившееся в архиве Гелдерса (найденное Хемерсом и ван Дрилом), показывает, что ван Хорн был человеком, совершившим убийство. По словам ван Хорна, после убийства Дадизеля Мэри написала ему письмо, в котором заявила, что Дадизел был злодеем и предателем, который пытался заменить ее и верных слуг Максимилиана людьми, которых он выбрал, по своему усмотрению, и что она воспримет убийство как месть за себя. Хемерс полагает, что она сама, похоже, готовилась убить Дадизела (в том случае, если ван Хорн был честен в отношении письма Мэри - в то время он пытался оправдать свой поступок и добиться помилования), но на самом деле преступником не была. В конечном итоге Мэри решила помиловать и защитить Фредерика ван Хорна. Это решение позже помогло привести к фламандскому восстанию против Максимилиана (1482–1492) . [61]
Смерть и наследие
[ редактировать ]В 1482 году соколиную охоту в лесу возле замка Вейнендале организовал Адольф Клевский, сеньор Равенштейн живший в замке . Мария любила верховую езду и охотилась с Максимилианом и придворными рыцарями, когда ее лошадь споткнулась, сбросила ее в канаву, а затем приземлилась на нее сверху, сломав ей спину. Она умерла через несколько недель, 27 марта, от внутренних повреждений, составив подробное завещание. Она была похоронена в церкви Богоматери в Брюгге 3 апреля 1482 года. Она была беременна. [а]
Максимилиан был опустошен. Сначала она скрыла степень своей травмы, чтобы успокоить его. Когда он продолжал проявлять неконтролируемое горе, ей пришлось вытеснить его из своей комнаты, чтобы она могла обсудить государственные вопросы со своей знатью, по поводу чего она попросила их сдержать клятву верности ему и своим детям. Максимилиана не было рядом, когда она произнесла свои последние слова. [66] [67]
Обанкротившийся двор удостоил ее славных похорон, поскольку Максимилиан по этому случаю переплавил столовое серебро. [68]
Ее двухлетняя дочь Маргарита Австрийская была напрасно отправлена во Францию, чтобы выйти замуж за дофина, в попытке угодить Людовику XI и убедить его не вторгаться на территории, принадлежавшие Марии.
Людовик поспешил возобновить военные действия с Максимилианом и вынудил его согласиться на Аррасский договор 1482 года , по которому Франш-Конте и Артуа на время перешли под французское правление, но были восстановлены по Санлисскому договору 1493 года. который установил мир в Нидерландах. Брак Марии с Габсбургами оказался катастрофой для Франции, поскольку бургундское наследство позже привело ее к конфликту с Испанией и Священной Римской империей .
В 1493 году умер император Фридрих III. Максимилиан стал фактическим лидером Империи и передал контроль над Нидерландами своему сыну и сыну Марии Филиппу. К этому времени восстания против власти Максимилиана были подавлены силой и была установлена сильная герцогская монархия. Он позаботился о том, чтобы во время инаугурации их сына Филипп подтвердил только права, предоставленные территориям ко времени Филиппа Доброго. [69]
Ольга Караскова резюмирует научные мнения о правлении Марии следующим образом:
Мария Бургундская как правительница, по-видимому, не является темой для исследования, поскольку ее короткое правление – зажатое между наиболее важными фигурами ее воинственного отца Карла Смелого и ее внушительного супруга Максимилиана Австрийского – часто маргинализируется исследователями. Несколько неоднозначная фигура, образ которой витает где-то в пространстве, ограниченном двумя противоположными концепциями, — неопытная и слабая герцогиня, всего лишь пешка в великой политической игре между Францией и Священной Римской империей, и самоуверенная юная принцесса, знавшая что она хотела и сумела диктовать свою волю, восхваляемую ее биографами, Мария до сих пор остается в целом в тени своих ближайших родственников, несмотря на обильные публикации, касающиеся герцогства Бургундского. [70]
В 2019 году она была добавлена в Канон Нидерландов . Комитет, возглавляемый Джеймсом Кеннеди, пояснил, что «ее брак с Габсбургами на протяжении веков определял международное положение Нидерландов». и что «ее личность и снисходительность ее правительства» сохранили «единство основных регионов Бургундских Нидерландов», даже если большинство функций главы государства выполнял энергичный муж. [71] [72] Историк Йелле Хемерс считает, что из нее не следует превращать икону феминизма. [73]
Максимилиан имел обыкновение описывать Марию как Великую Даму, которая могла стоять рядом с ним как государыня. [74] [75] Преданность жителей Нидерландов Марии (часто идеализируемая как земное изображение Девы Марии) помогла Максимилиану, их детям и центральному правительству в неспокойный период после ее смерти. [76] [б]
В искусстве и популярной культуре
[ редактировать ]Искусство и легенды под властью Марии, Максимилиана и Габсбургов
[ редактировать ]- Легенда о Фаусте во многом основана на легенде о Марии, Максимилиане и священнике, настоятеле и гуманисте Иоганне Тритемии (1462–1516), которого многие подозревали в некромантстве. В своем отчете 1507 года Тритемий был первым автором, который упомянул исторического доктора Фауста. Будучи вызванным ко двору императора в 1506 и 1507 годах, он также помог «доказать» троянское происхождение Максимилиана. В своем «Тишредене», изданном в 1569 году, Мартин Лютер пишет о маге и некроманте (под которым понимается Тритемий), который вызвал Александра Великого и других античных героев, а также покойную жену императора Марию Бургундскую, чтобы развлечь Максимилиана. [79] В своем отчете 1585 года Огюстен Лерхаймер (1522–1603) пишет, что после смерти Марии Тритемия вызвали, чтобы утешить опустошенного Максимилиана. Тритемий вызвал тень Марии, которая при жизни выглядела точно так же, как и она. Максимилиан также узнал на ее шее родимое пятно, о котором знал только он. Однако он был обезумел из-за этого опыта и приказал Тритемию никогда больше не делать этого. Анонимный отчет 1587 года изменил историю до менее симпатичной версии. Императором стал Карл V , который, несмотря на то, что знал об опасности черной магии, приказал Фаусту воскресить Александра и его жену из смерти. Чарльз увидел, что у женщины есть родинка, о которой он слышал. [80] Позже женщина из самой известной истории стала Еленой Троянской . [81]
При жизни любимыми символами Марии, которые часто ассоциировались с ее официальным образом, были сокол и лошадь. Энн М.Робертс отмечает, что сокол, казалось, заменял меч (который ее дедушка и отец использовали для своих печатей), который обозначал ее статус и доблесть, а также, по-видимому, приравнивал ее навыки охотницы к навыкам ее мужа как охотника. военачальник. [83] Также, по словам Робертса, посмертные портреты, созданные во время более позднего правления ее мужа (которых было гораздо больше), демонстрируют совершенно другой образ: он имел тенденцию использовать портреты в профиль, на которых она изображалась в молодости (с меньшими личными чертами и узнаваемыми только по ней). предметы, такие как хеннин , парчовая одежда, ожерелья и броши), добродетельная, набожная, пассивная невеста, богатством которой он обладал и мог распоряжаться по своему усмотрению, и для которой он создал мифологию романтической любви между ними. [84]
Ольга Караскова также полагает, что то, как она была поставлена на первое место и ее печать, наложенная на его в своих печатях, похоже, указывает на ее представление о себе и то, какой она хотела, чтобы ее видели современники. [85] Во время более позднего правления Максимилиана он заказал множество изображений Марии для различных целей. По мнению Карасковой, символ сокола не исчез, а вернулся, поскольку Максимилиану нужно было отстоять свое право и право наследования своих потомков. В публичных портретах образ Марии с соколом вернулся однажды во время инаугурации Карла V. Кроме того, Максимилиан заказал портреты Филиппа Красивого и Карла V с соколами (устанавливая таким образом связь между ними и Марией), поэтому ему пришлось зависят от иконографии, созданной Марией и связанной с ней, не изгладившейся из памяти современников. В Старом Молитвеннике Максимилиана Австрийского ( l'Ancien livre de prières de Maximilien d'Autriche , 1486, Вьенна, ОНБ, Код. 1907, ф. 61в) имеется изображение трех соколов, которые как бы символизируют Марию, Филиппа Красавица и Максимилиан: Мария была с Филиппом, пока Максимилиан преследовал другую птицу, символически защищающую жену и ребенка, рядом с немецким орлом и объединенным гербом Домов Австрии и Бургундии. [86] Максимилиан также имел тенденцию фактически «продвигать» Марию до статуса Императрицы в этих посмертных изображениях: на изображении, созданном Йоргом Кёльдерером при подготовке статуи Марии в кенотафе Максимилиана, был изображен герб, включающий символы ее мужа как короля римляне или император Священной Римской империи (что она не могла использовать в жизни). [87]
Существовал также тип иконографии, созданный Бернхардом Штригелем для личного пользования императора (вместо использования в качестве политической декларации для публики): Мария, также представленная в имперском стиле как его императрица, королева Эренрайх и вечная спутница, была показана с соколами за окном и сценой охоты на ее корсаже, что, казалось, подразумевало куртуазную любовь и дни счастья для императора. Эта иконография также, по-видимому, связана с диптихом «Портрет императора Максимилиана и его семьи» работы Бернхарда Стригеля (упомянутым ниже). [89]
В Часослове Марии и Максимилиана (Берлин, С.М., Kupferstichkabinett, Ms. 78 B 12, ф. 220 об.) сокол и сцена охоты были показаны не как проявление политического значения, а лишь как трагедия. Караскова предполагает, что совпадение, соединившее любимый способ изображения герцогини и способ ее смерти, должно было оказать влияние как на иллюстратора, так и на заказчика, в данном случае на Максимилиана. [90] [91] [92] Согласно документальному фильму «Der letzte Ritter» Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF), в разговорах с их дочерью Маргарет император ассоциировал зов сокола с «самым черным днем в своей жизни» (хотя он оставался страстным сокольничим – в своем кенотаф, где также находятся статуи Марии и его, пояс деда Марии, Филиппа Доброго, отображает изображение сокольничих-мужчины и сокольничих-женщин). [75] [93]
Караскова комментирует, что тип профильных портретов, которые Робертс считает продуктом предпочтений Максимилиана (которые также представляли ее молодой и богатой), по-видимому, существовал и копировался еще при ее жизни и связывал ее с ее предками, особенно с Филиппом Смелым. у кого тоже были такие профильные портреты. [94] После женитьбы на Бьянке Марии в 1494 году Максимилиан также представился обеим своим женам одновременно. Была заметная тенденция, наиболее ярко выраженная в изображениях генеалогических древ (одно введено в эксплуатацию в 1497 году, а другое десятью годами позже): внешне группа выглядела сплоченной, но Максимилиан повернулся спиной к Бьянке лицом к матери своих детей ( Унтерхольцнер также отмечает, что Максимилиан всегда концентрировался на детях своего первого брака с точки зрения политики престолонаследия, несмотря на то, что позже это было очень рискованно, поскольку мать его единственных (законных) детей Мария Бургундская стала только более важной) . [95] [96]
Позже ее дети Филипп и Маргарет предпочитали использовать изображения бесспорных герцогов (которые демонстрировались в общественных местах) вместо изображений спорной герцогини, чтобы укрепить свое правление, но это не значит, что они проявляли к ней эмоциональное отвержение, как показано знаменитым диптихом, заказанным Маргарет в память о ее матери и созданным Яном Мостартом в 1520 году. [97] Однако Карл V сосредоточил внимание на своих предках по отцовской линии, особенно на Максимилиане и Марии как истинных прародителях своего дома. [98] Сокол также вернулся, и ее роль герцогини Бургундской также была подчеркнута. [99]
- Массивные полуавтобиографические произведения (выполненные по заказу Максимилиана, который, вероятно, также был их основным автором). [100] ), как эпические поэмы «Тойерданк» и «Фрейдал» , а также рыцарский роман «Вайскуниг», отчасти являются данью их любви и браку. В роли королевы Эренрайх (Богатая честью) в Тойерданке Мария призвала рыцаря Тойерданка (Благородная мысль, альтер-эго Максимилиана) отправиться в крестовый поход. [101]
Еще при жизни она стала центром культа, связывавшего ее с Девой Марией. В то время для молодых женщин не было ничего необычного в том, чтобы ассоциироваться с Богородицей, но сходство их имен сделало это более легким и провоцирующим в случае с Марией. После ее смерти и Максимилиан, и ее бургундские подданные посвятили этому культу много произведений искусства и пропаганды.
- В Часослове Марии Бургундской (1477 г.), который был заказан для нее (вероятно, сначала Маргаритой Йоркской, а затем Максимилианом, который, будучи новым мужем или новым отцом, начал прославлять свою жену и сына как изображения Богородица и Иисус), [102] Дева играет заметную роль. Образ, вызывающий научные споры, - это изображение Марии, сидящей на подоконнике и воображающей или имеющей мистическое видение, в котором она сама и ее фрейлины преклоняют колени перед Богородицей и младенцем Христом. Богородица здесь является стержнем перекрывающейся религиозной функции Книги и четок. [103] Это также ранний пример ассоциации Марии Бургундской и Девы Марии. Натали Харрис Блустоун полагает, что, хотя эта ассоциация возникла еще при ее жизни, похоже, ее мотивировали другие. [104] Гленн Бургер отмечает, что «приведение телесной Марии Бургундской рядом с ее воображаемым преданным «я» и ее духовным аналогом, Девой Марией, выводит нас за пределы вещей такими, какие они есть, в телеологический способ прочтения, который стабилизирует временные и пространственные отношения идеологически удовлетворительным образом. " [105] [106] Мотив собаки, впоследствии неоднократно встречавшийся в изображениях Марии и Максимилиана (вместе или по отдельности), например, как часть ее саркофага или в Первом молитвеннике Максимилиана, также, кажется, впервые появился здесь. [107]
Ноа Турель утверждает, что Мария и ее мачеха Маргарет Йоркская действительно охотно присоединились к куртуазному «театру преданности», в котором Маргарет играла Святую Анну, а Марию — Деву, о чем свидетельствуют их действия и их самовставки в рукописи, связанные с с Крещением Филиппа Красивого (чьи претензии на территории по матрилинейному наследованию будут усилены благодаря этой ассоциации, которая также представляет его как младенца Иисуса). [108] Тюрель полагает, что причина, по которой летописец Оливье де ла Марш дал лишь краткое описание этого важного события, заключалась в том, что в качестве премьер-министра он, вероятно, должен был сопровождать Максимилиана на поле битвы во время крещения. [109]
- В Жана Молине произведении «Науфраж де ла Пюсель » (1477 г.) Пюсель была аллегорией как Девы Марии, так и Марии Бургундской. После смерти отца «Пюселле» осталась отвечать за свой корабль, который подвергся нападению китов и других морских монстров, представлявших Францию. Ее спутница Кер Леаль утешала ее примерами женщин-воинов, таких как Семирамида , Зенобия , Артемизия или Жанна д'Арк . Однако он подчеркнул историю Манекины Жана , Воклена которая преодолела свои обстоятельства пассивным сопротивлением страданию. Здесь пассивное сопротивление было изображено в хорошем свете, поскольку Молине связал его со стабильным временем при деде Марии Филиппе Добром , которого в произведениях Молине часто противопоставляли Карлу Смелому , правление которого привело Бургундию к разорению. Наконец появился орел (символ Максимилиана) и спас корабль. [111] [112] Когда Молине изображал их как языческих божеств, как, например, в «Бержье без Сула» (1485), Мария изображалась как Луна (Луна, Диана), Максимилиан был Аполлоном, Фебом, Титаном или королем Илиона, Филипп был Юпитером, Маргарита Австрийская была Венерой, в то время как королем Франции был Пан, а королем Англии — Нептун. [113] [114]
Мотив Богородицы и Орла снова можно будет увидеть во время «радостного въезда» Максимилиана в Антверпен (1478 г.) на одной из картин, представленных ему городом. Был показан орел, предлагающий девушке свою кровь. Символом Антверпена и Бургундии также была Дева, а орел был символом Дома Габсбургов. Сообщество Антверпена (позже его верного союзника в его более позднем бурном регентстве), казалось, приветствовало Максимилиана как своего спасителя, но также хотело тонко напомнить ему об ограничениях его полномочий и его ответственности как правителя вместе с Марией. [115]
- В одной из Альбрехта Дюрера самых известных работ «Праздник Розария » Дева Мария (изображение Марии Бургундской) была изображена держащей младенца Иисуса (изображение Филиппа Красивого ), возлагая четки на голову коленопреклоненного человека. Максимилиан. Когда в 1475 году в Кёльне было основано Братство Розария, Максимилиан и его отец Фридрих III присутствовали и были одними из первых его членов. Уже в 1478 году в «Le chappellet des Dames » Молине, как бургундский придворный летописец, возложил символические четки на голову Марии Бургундской. [119] Точно так же в 1518 году, за год до собственной смерти императора, по заказу Златко, епископа Венского , Дюрер написал «Смерть Богородицы» , которая также была сценой предсмертного одра Марии Бургундской, с Максимилианом, Филиппом Испанским. , Златко и другие знатные люди вокруг дивана. Филипп был представлен как молодой святой Иоанн, а Максимилиан поклонился как один из апостолов. Последний раз работу видели на распродаже коллекции Фриса в 1822 году. [120] [121]
- Знаменитый диптих большой семьи Максимилиана (после 1515 года), написанный Бернхардом Стригелем , называет Марию Бургундскую «Марией Клеофой, считающейся сестрой Девы Марии», в то время как Максимилиан был назван Клеофой, братом Иосифа. [122] Эта картина, вероятно, была заказана в ознаменование двойной свадьбы 1516 года (между Габсбургами и Венгерским домом), а затем завещана ученому Йоханнесу Куспиниану в знак императорской милости (она станет частью его семейного алтаря). [123]
- Рукопись Аламира VatS 160 , хоровая книга, отправленная Папе Льву X в качестве подарка, вероятно, членом бургундско-габсбургской семьи или человеком, близким к Максимилиану, содержит многочисленные ссылки на связь между Девой Марией и Марией Бургундской. Например, произведение (ум. 1505) Missa Ave regin celorum композитора Якоба Обрехта — это дань уважения как Деве Марии, так и Марии Бургундской. Здесь Мария стала умершей Небесной Матерью, Другом и Царицей императора Максимилиана. [124]
Более поздние изображения
[ редактировать ]- Мария была главной героиней романа «Секретная история Марии де Бургонь» Шарлотты -Роуз де Комон де Ла Форс 1674 года . Произведение вошло в моду литературной сказки той эпохи, которую с энтузиазмом приветствовали современники. [125]
- В девятнадцатом веке вместе со своим внуком Карлом V , художниками Гансом Мемлингом и Яном ван Эйком Мария стала мощным национальным символом Бельгии, представляя эпоху, когда «национальные интересы считались процветающими». Изображения также имели местное измерение, показывая, что отдельные города «принимают великое и хорошее». [126] Популярным образом была сцена посещения Марией Мемлинга (которую Грэм и Уинтл сравнивают с отношениями между Максимилианом I и Дюрером в немецком воображении или между принцессой Оранской и Бартоломеусом ван дер Хельстом в изображениях голландских художников. Первый художник, изобразивший этой сценой был Никез де Кейзер в 1847 году, за которым последовал Эдуард Уоллес в 1860-х годах (в обоих случаях местом посещения была больница Святого Иоанна). [127]
- Мэри была главной героиней одноименного романа 1833 года «Мария Бургундская, или Гентское восстание» Джорджа Пейна Рейнсфорда Джеймса . В романе она была изображена как олицетворение материнского феодализма, которого придерживался автор. [128]
- О ее жизни немецкий драматург Герман Герш написал одноактную комедию в 1853 году и пятиактную трагедию в 1860 году. Другие персонажи включают Максимилиана, фон Равенштейна, леди Холлвин, Иоанна Клевского и т. Д. [129] [130] [131]
- В романе 1912 года «Поездки Иеронима: Эпизоды из жизни рыцаря и шута при дворе Максимилиана, короля римлян» , написанном Анной Коулман Лэдд , Мария когда-то была любима шутом и рыцарем Иеронимом, который служил своему полу- брат Максимилиан. [132] [133]
- Среди главных исторических картин художника Антона Петтера (1791–1858) есть две картины с участием Марии и Максимилиана: одна - «Der Einzug Kaiser Maximilians I.in Gent» (1822, Бельведер, Вена), на которой Мария подарила мужу своего сына. а другой - «Кайзер Максимилиан I и Мария фон Бургунд» , описывающий их встречу (1813 г., Йоаннеум в Граце). [134] [135]
- Конная статуя Марии по имени Фландрия Ностра стоит на площади Золотого руна Мантплейн, созданная Жюлем Лаге . [136]
- В историческом романе года «Мария Бургундская: принцесса в цепях 1994 Андре Бессона » Мария любила Филиппа де Равенштейна (Филиппа Клевского), но ей пришлось пожертвовать своими чувствами из государственных соображений . [138] [139] [140]
- Максимилиан - Das Spiel von Macht und Liebe («Максимилиан: Игра силы и любви»), выпущенный в США под названием «Максимилиан и Мари Де Бургонь» или просто «Максимилиан» , немецко-австрийский исторический мини-сериал из трех частей 2017 года, режиссер Андреас Прочаска Фильм с Яннисом Нивенером в роли Максимилиана I и Кристой Тере в роли Марии Бургундской рассказывает историю их брака и любви. [141]
- «Максимилиан – настоящий рыцарь» — мюзикл 2019 года, написанный Флорианом и Ирен Шерц о Максимилиане и Марии Бургундской. [142] [143]
- В 2021 году ей посвящен документальный фильм под названием Marie de Bourgogne: seule contre tous («Мария Бургундская: одна против всех») в рамках (15-го сезона) программы « Секреты истории » и представлен Стефаном Берном . [144]
- В центре Брюгге есть огромная фреска (созданная в 2019 году), названная Марией Ван Бургондиэ (автор Иеремия Персин), с Марией Бургундской, которую до сих пор помнят как сильную и мягкую правительницу, в качестве центрального персонажа, изображенного в образе Иисуса. подобная фигуре с символами великих религий, в то время как Максимилиан, чье правление совпало (и способствовало) с началом 500-летнего упадка Брюгге, находится в облике Брюггского дурака («Брюгге Зот», символ Брюгге ), едущий на лебеде и держащий полумесяц . Также представлены другие символы Брюгге, такие как Базилика Святой Крови и Церковь Богоматери. [147] [148] [149]
- Австрийский художник Вильгельм Коллер нарисовал Гуго ван дер Гуса, пишущего портрет Марии Бургундской . Она изображена держащей на руках своего маленького сына, который играл с собакой. Эёрси отмечает, что картина перекликается со Святым Лукой, рисующим Богородицу. [150]
- Дэниел Стернефельд (1905–1986) сочинил при дворе Марии Бургундской» для «Песни и танцы камерной камеры или оркестра. [151]
- «Мируар де Мари» Максима Бенуа-Жаннена — роман 2021 года о ее жизни. [152]
- был установлен памятник В мае 2022 года в Джаббеке работы скульптора Ливии Канестраро, изображающий ее падение с лошади. [153]
Семья
[ редактировать ]Сын Марии Филипп унаследовал ее владения под опекой своего отца.
Проблема:
- Филипп Красивый (22 июля 1478 - 25 сентября 1506), который сменил свою мать на посту Филиппа IV Бургундского и стал Филиппом I Кастильским в результате брака с Иоанной Кастильской (известной в истории как «Хуана ла Лока»). [154]
- Маргарет (10 января 1480 — 1 декабря 1530) вышла замуж сначала за Хуана, принца Астурийского , сына и наследника короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы I Кастильской , а во вторую — за Филиберта II, герцога Савойского . [155]
- Франц или Франсуа (2 сентября 1481 г. - 26 декабря 1481 г.). [156] [157]
Родословная
[ редактировать ]Предки Марии Бургундской |
---|
Титулы
[ редактировать ]- Оружие до 1477 г.
- Оружие после 1477 г.
- 5 января 1477 - 27 марта 1482: герцогиня Бургундская (титульная)
- 5 января 1477 - 27 марта 1482: герцогиня Лотье.
- 5 января 1477 - 27 марта 1482: герцогиня Брабантская.
- 5 января 1477 - 27 марта 1482: герцогиня Лимбургская.
- 5 января 1477 – 27 марта 1482: герцогиня Люксембургская.
- 5 января 1477 - 27 марта 1482: герцогиня Гульденская.
- 5 января 1477 г. - 27 марта 1482 г.: графиня Фландрская.
- 5 января 1477 - 27 марта 1482: графиня Артуа.
- 5 января 1477 - 27 марта 1482: графиня Палатина Бургундская.
- 5 января 1477 г. - 27 марта 1482 г.: графиня Эно.
- 5 января 1477 - 27 марта 1482: графиня Голландия.
- 5 января 1477 г. - 27 марта 1482 г.: графиня Зеландская.
- 5 января 1477 - 27 марта 1482: графиня Намюр.
- 5 января 1477 г. - 27 марта 1482 г.: графиня Зутфен.
- 5 января 1477 г. - 27 марта 1482 г.: маркграфина Антверпенская.
См. также
[ редактировать ]- Генеалогическое древо герцогов Бургундских
- Другие политически важные несчастные случаи с лошадьми
- герцогини Бургундской Пиво
- Часы Марии Бургундской
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Янсен утверждает, что Мэри умерла беременной третьим ребенком, однако Хэнд утверждает, что к 1481 году у Мэри было трое детей. [64] [65]
- ^ "Преданность Семи Печалей очень ловко сыграла нанародные настроения усталости от войны и бургундский патриотизм, побуждая верующих объединить образ Девы Марии, оплакивающей своего единственного сына, с образом покойной герцогини Марии Бургундской. [...] В народной привилегии, выданной в 1511 году Максимилианом и о его внуке Карле братству Семи Печалей в Брюсселе рассказывалось: «Как во время скорби и раздора, которые пришли в наши Нидерланды вскоре после кончины... леди Марии Бургундской... благочестивого братства Семи Печалей Зародились и возникли скорби Пресвятой Владычицы Божией Матери, к которым тотчас же присоединились многие добрые люди во защиту нас, Максимилиана, наших детей и для общего блага наших земель; и у них была такая преданность этому, что... благодаря вышеупомянутой Богородице... были прекращены все вышеупомянутые невзгоды и раздоры и были объединены наши подданные в добром послушании и согласии». [77]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаар, Алиса ван де (2 сентября 2019 г.). Золотая середина языков: формирование голландского и французского языков в странах раннего Нового времени (1540–1620) . БРИЛЛ. п. 43. ИСБН 978-90-04-40859-3 . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Век голландского освещения рукописей . Издательство Калифорнийского университета. 14 апреля 1968 г. с. 6 . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Кои, Кристина (9 июня 2022 г.). Реформация в Нидерландах, 1500-1620 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 21. ISBN 978-1-316-51352-1 . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Воган 2004 , с. 127.
- ^ Грант, Нил (1970). Карл V, император Священной Римской империи . Ф. Уоттс. п. 22. ISBN 978-0-531-00937-6 . Проверено 12 ноября 2021 г. «Угроза распада Бургундского государства была предотвращена, и в конце концов Максимилиан даже расширил его границы».
- ^ Грейвс, Маргарита (6 июня 2014 г.). Парламенты Европы раннего Нового времени: 1400–1700 гг . Рутледж. стр. 43–44. ISBN 978-1-317-88433-0 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Тейлор 2002 , с. ?.
- ^ Кекевич, Маргарет Л. (31 октября 2008 г.). Добрый король: Рене Анжуйский и Европа пятнадцатого века . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. п. 230. ИСБН 978-1-4039-8820-1 . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ МакГиббон, Дэвид (15 апреля 2013 г.). Элизабет Вудвилл - Жизнь: реальная история «Белой королевы» . Эмберли Паблишинг Лимитед. ISBN 978-1-4456-1298-0 . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Брет, Дэвид (23 июля 2014 г.). Йоркистские короли и Войны роз: Часть первая: Эдуард IV . Лулу Пресс, Инк. с. 170. ИСБН 978-1-291-95954-3 . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Молинье, Огюст Эмиль Луи Мари (1904). Истоки французской истории от истоков до итальянских войн (1494 г.): Общее введение Валуа (продолжение) Людовик XI и Карл VIII (1461-1494) (на французском языке). Б.Франклин. п. 129 . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Кнехт, Роберт (1 апреля 2007 г.). Валуа: короли Франции 1328-1589 гг . А&С Черный. п. 105. ИСБН 978-1-85285-522-2 . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Клейман, Ирит Рут (22 марта 2013 г.). Филипп де Коммин: Память, предательство, текст . Университет Торонто Пресс. стр. 1301, 131, 149. ISBN. 978-1-4426-6324-4 . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Коммир, Энн; Клезмер, Дебора (1999). Женщины в мировой истории: Биографическая энциклопедия . Публикации Йоркина. п. 535. ИСБН 978-0-7876-4069-9 . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Кенигсбергер 2001 , стр. 49–51.
- ^ Кендалл 1971 , с. 319.
- ^ Армстронг 1957 , с. 228.
- ^ Эёрси 2020 , с. 29.
- ^ Грёссинг, Сигрид-Мария (2002). Максимилиан I: Император, Художник, Боец (на немецком языке). Амальтея. стр. 39, 72. ISBN. 978-3-85002-485-3 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Абернети, Сьюзен (17 января 2014 г.). «Мария, герцогиня Бургундская» . Медиевалисты.нет . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Лауро, Бригитта (2007). Могильники Габсбургов: памятники искусства европейской династии (на немецком языке). Брандштеттер. п. 108. ИСБН 978-3-85498-433-7 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Спайт, Роберт (1975). Путеводитель по Бургундии . Коллинз. п. 24. ISBN 978-0-00-216104-6 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Спайт, Роберт (1975). Путеводитель по Бургундии . Коллинз. п. 24. ISBN 978-0-00-216104-6 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Терджанян и др. 2019 , стр. 22 и 40.
- ^ Воссен, Карл (1982). Мария Бургундская: жемчужина короны Дома Габсбургов (на немецком языке). Зевальд. п. 146. ИСБН 978-3-512-00636-4 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Воссен 1982 , с. 104.
- ^ Сатч, Сьюзи Спикман (2010). «Политика и печать во времена Филиппа Красивого». В Вейсмане, Ханно; Вайсман, Анри Виллем; Келдерс, Энн (ред.). Книги в переходный период во времена Филиппа Красивого: рукописи и печатные книги в странах Нидерландов конца пятнадцатого и начала шестнадцатого века . Бреполи. п. 235. ИСБН 978-2-503-52984-4 . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Хамерс, Джелле (2009). Для общего блага: государственная власть и городские восстания во время правления Марии Бургундской (1477–1482) . Исд. п. 1. ISBN 978-2-503-52986-8 . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Линдси, Дж. О., изд. (1957). Новая Кембриджская современная история: 1713–1763 гг. Старый режим. том VII . Архив Кубка. п. 228 . Проверено 24 октября 2021 г.
- ^ Стейнмец, Грег (4 августа 2015 г.). Самый богатый человек, который когда-либо жил: жизнь и времена Джейкоба Фуггера . Саймон и Шустер. п. 78. ИСБН 978-1-4516-8857-3 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Хамерс, Джелле (2009). Для общего блага: государственная власть и городские восстания во время правления Марии Бургундской (1477–1482) . Исд. п. 23,25,26,38,41,100,266. ISBN 978-2-503-52986-8 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Лассальмони, Жан-Франсуа (2021). «Амабль Саблон дю Корай, Война, принц и его подданные. Финансы Бургундских Нидерландов при Марии Бургундской и Максимилиане Австрийском (1477-1493), Тюрнхаут, Бреполь, 2019, 632 стр., ISBN 978-2- 503-58098-2" . 2021/4 (68–4): 189–191. дои : 10.3917/rhmc.684.0191 . S2CID 247271703 . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Воан, Ричард; Паравичини, Вернер (2002). Карл Смелый: последний герцог Бургундии Валуа . Бойделл Пресс. стр. 232, 233. ISBN. 978-0-85115-918-8 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ де Фу, Арье (1937). Филипс Ван Клиф, Вклад в знание его жизни и характера, научная диссертация . Издательство Дж. Б. Уолтерса. стр. 15, 21, 22.
- ^ Сикинг, LHJ (1 января 2004 г.). Нептун и Нидерланды: государство, экономика и война на море в эпоху Возрождения . БРИЛЛ. стр. 66, 67. ISBN. 978-90-04-13850-6 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Ви, Х. Ван дер (29 июня 2013 г.). Рост рынка Антверпена и европейской экономики: четырнадцатый-шестнадцатый века . Springer Science & Business Media. п. 109. ИСБН 978-94-015-3864-0 . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ Терджанян и др. 2019 , с. 42.
- ^ Соен, Вайолет (январь 2021 г.). «14. Дом Кро и Марии Бургундской. Или Как удержать дворянскую элиту при бургундско-габсбургском дворе (1477-1482)» (PDF) . Мария Бургундская/Мария Бургундская . Бургундия. 31 : 237–250. doi : 10.1484/M.BURG-EB.5.122543 . ISBN 978-2-503-58808-7 . S2CID 244627826 . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Дэвис, Норман (27 октября 2011 г.). Исчезнувшие королевства: История полузабытой Европы . Пингвин Букс Лимитед. п. 52. ИСБН 978-0-14-196048-7 .
- ^ Терджанян и др. 2019 , стр. 42 и 64.
- ^ Спейкерс, Дж. Х. (2014). Наказан и исправлен в пример всем: Об обращении с мятежной знатью во время и после фламандских восстаний (1482-1492) . Лейденский университет. п. 102 . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ Лоудс, Джудит, изд. (1994). Средневековая история, Том 4 . История старта. п. 126. ИСБН 9781859431252 .
- ^ Голландия, Артур Уильям (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 922–923, см. стр. 922, строки пятая и шестая. . В
- ^ Дэвис 2011 , с. 52.
- ^ Блокманс, Виллем Питер; Блокманс, Вим; Превеньер, Уолтер (1999). Земли обетованные: Нидерланды под властью Бургундии, 1369–1530 гг . Издательство Пенсильванского университета. п. 199. ИСБН 978-0-8122-1382-9 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Терджанян и др. 2019 , с. 28.
- ^ Монтер, Уильям (24 января 2012 г.). Возвышение женщин-королей в Европе, 1300-1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 138. ИСБН 978-0-300-17807-4 .
- ^ Трейси, Джеймс Д. (14 ноября 2002 г.). Император Карл V, Импресарио войны: стратегия кампании, международные финансы и внутренняя политика . Издательство Кембриджского университета. п. 71. ИСБН 978-0-521-81431-7 . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ Эллис, Эдвард Сильвестр; Хорн, Чарльз Фрэнсис (1914). История величайших наций: всеобъемлющая история, простирающаяся от древнейших времен до наших дней, основанная на самых современных авторитетных источниках и включающая хронологические сводки и словари произношения для каждой нации; и знаменитые события мира, рассказанные в серии кратких зарисовок, образующих единую непрерывную историю истории и освещенных полной серией выдающихся иллюстраций из великих исторических картин всех стран . Ниглуч. п. 1903 год . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ Фрид, Йоханнес (13 января 2015 г.). Средневековье . Издательство Гарвардского университета. п. 501. ИСБН 978-0-674-05562-9 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Карсон, Патрисия (1990). Фландрия в творческих контрастах . Дэвидсфондс. п. 132. ИСБН 978-90-6152-545-5 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Юля-Анттила, Тупу (1970). Женщины-регентши Габсбургов в начале 16 века (PDF) . Университет Хельсинки. п. 36 . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Взлет 2012 , с. 138.
- ^ Караскова, Ольга (2014а). Мария де Бургундия и великое наследие: княжеская иконография перед вызовами переходной державы (1477–1530), Том 1 . Университет Лилль Норд де Франс, Университет Шарля де Голля – Лилль 3, Докторантура «Науки о человеке и обществе», Исследовательский центр IRHiS – UMR 8529, Институт исторических исследований Севера, Эрмитаж. стр. 139, 140 . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ Робертс, Энн М. (30 ноября 2017 г.). Дэвид С. Арефорд (ред.). Раскапывая средневековый образ: рукописи, художники, зрители: очерки в честь Сандры Хиндман . Рутледж. стр. 135–150. ISBN 978-1-351-15846-6 .
- ^ Церковь, католическая; Шпиринц, Николас; Национальная, Австрийская библиотека (1995). Часы Марии Бургундской: Codex Vindobonensis 1857, Вена, Австрийская национальная библиотека . Харви Миллер. ISBN 978-1-872501-87-1 . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ Демец, Лиза (1 сентября 2020 г.). «Мария Бургундская» . Брабантское наследие (на голландском языке) . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 824.
- ^ Уэйтман, Кристина (15 июня 2009 г.). Маргарет Йоркская: дьявольская герцогиня . Эмберли Паблишинг Лимитед. п. 50. ISBN 978-1-4456-0968-3 . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ Ганн, Стивен Дж.; Янсе, А. (2006). Суд как сцена: Англия и Нидерланды в позднем средневековье . Бойделл Пресс. п. 129. ИСБН 978-1-84383-191-4 . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ Хемерс, Йелле; ван Дрил, Мартен. «Нераскрытое дело раскрыто спустя 542 года благодаря открытиям в Архивах Гелдерса — Gelders Archives» . www.geldersarchief.nl . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ Босманс, Уорд (12 января 2022 г.). «Посол Австрии посещает выставку в Хоф ван Буслейден» . Het Nieuwsblad (на фламандском языке) . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ «Музей Мечела Хоф ван Буслейден встречает одного высокопоставленного посетителя за другим» . Het Nieuwsblad (на фламандском языке). 26 января 2022 г. . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Янсен, С. (17 октября 2002 г.). Чудовищный женский полк: женщины-правители в Европе раннего Нового времени . Спрингер. п. 81. ИСБН 978-0-230-60211-3 . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Рука 2017 , с. 34.
- ^ Кидвелл, Кэрол (1989). Марулл . Дакворт. п. 136. ИСБН 978-0-7156-2510-1 . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Костелло, Луиза Стюарт (1853). Мемуары Марии, молодой герцогини Бургундской, и ее современников . Р. Бентли. п. 388 . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Хамерс, Джелле (2014). Борьба за регентство над Филиппом Красивым: восстание, фракции и насилие в Брюгге, Генте и Ипре (1482-1488) (PDF) . Гент. п. 63. ИСБН 9789038224008 . Проверено 26 ноября 2021 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Blockmans, Blockmans & Prevenier 1999 , стр. 207.
- ^ Караскова, Ольга (18 декабря 2012 г.). «Ung Dressoir de cinq degrez: Мария Бургундская и построение образа женщины-правительницы». В Дресвине, Юлиана; Спаркс, Николас (ред.). Власть и пол в хрониках Средневековья и Возрождения . Издательство Кембриджских ученых. п. 318. ИСБН 978-1-4438-4428-4 . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Клейн, Коэн (2020). «Почему Мария Бургундская теперь принадлежит канонику Нидерландов?» . Де Гроен Амстердаммер (на голландском языке) . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ «Мария Бургундская» . Канон из Нидерландов . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ Распоэт, Эрик (20 августа 2019 г.). «Леди Ди без папарацци: «Не делайте Марию Ван Бургонди иконой феминизма» » . Site-Knack-NL (на голландском языке) . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ Висфлекер, Герман (1991). Максимилиан I: основы империи Габсбургов (на немецком языке). Издательство истории и политики. п. 356. ИСБН 978-3-486-55875-3 . Архивировано из оригинала 1 ноября 2021 года . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Манфред, Коррин (2017). «Максимилиан — Последний рыцарь» . Максимилиан — Последний рыцарь . Второе немецкое телевидение (ZDF). Архивировано из оригинала 1 ноября 2021 года . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ Штейн, Роберт; Поллманн, Джудит (2010). Сети, регионы и нации: формирование идентичности в нидерландских странах, 1300–1650 гг . БРИЛЛ. п. 138. ИСБН 978-90-04-18024-6 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Штейн и Поллманн 2010 , с. 139.
- ^ Караскова 2014 , с. 255.
- ^ Бранн, Ноэль Л. (1999). Тритемий и магическое богословие: глава полемики по поводу оккультных исследований в Европе раннего Нового времени . СУНИ Пресс. п. 165. ИСБН 9780791439616 . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Барон, Франк (2013). Фауст на суде: истоки «Истории» Иоганна Шписа в эпоху охоты на ведьм . Вальтер де Грюйтер. стр. 95–103. ISBN 9783110930061 . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Элвуд Ваас, Гленн (1941). Легендарный персонаж кайзера Максимилиана . Издательство Колумбийского университета. стр. 153–162 . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Караскова, Ольга (2014). Мария де Бургундия и великое наследие: княжеская иконография перед вызовами переходной державы (1477–1530), Том 1 . Университет Лилль Норд де Франс, Университет Шарля де Голля – Лилль 3, Докторантура «Науки о человеке и обществе», Исследовательский центр IRHiS – UMR 8529, Институт исторических исследований Севера, Эрмитаж. стр. 172–192 . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ Робертс 2017 , стр. 135–150.
- ^ Пирсон, Андреа (5 декабря 2016 г.). Женщины и портреты в Европе раннего Нового времени: пол, влияние, идентичность . Рутледж. стр. 79–87. ISBN 978-1-351-87226-3 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Караскова 2014а , с. 216.
- ^ Караскова 2014а , с. 330–339,373–375.
- ^ Караскова 2014а , с. 394-396.
- ^ Нёлль, Стефани А.; Остервейк, Софи (1 мая 2011 г.). Смешанные метафоры: Пляска смерти в средневековой и ранней современной Европе . Издательство Кембриджских ученых. п. 150. ИСБН 978-1-4438-7922-4 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Караскова 2014а , с. 396-397.
- ^ Караскова 2014а , с. 418-419.
- ^ Акбари, Сюзанна Конклин; Росс, Джилл (29 января 2013 г.). Концы тела: идентичность и общность в средневековой культуре . Университет Торонто Пресс. стр. 38–39. ISBN 978-1-4426-6139-4 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Кнёлль и Остервейк 2011 , с. 150.
- ^ Барш, Харальд (2003). Культурное достояние: СОКолиная охота. Заявление о внесении в национальный список нематериального культурного наследия в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО MISC/2003/CLT/CH14 (PDF) . ЮНЕСКО. п. 10 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Караскова 2014а , стр. 265–271.
- ^ Караскова 2014а , стр. 383–385.
- ^ Унтерхольцнер, Даниэла (2015). Бьянка Мария Сфорца (1472-1510): суверенный размах действий королевы на фоне двора, семьи и династии . Университет Леопольда Франценса, Инсбрук. стр. 1, 51, 132, 134, 135 . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Караскова 2014а , стр. 405–408.
- ^ Караскова 2014а , стр. 409–415.
- ^ Караскова 2014а , с. 413–417.
- ^ Ватанабэ-О'Келли, Хелен (12 июня 2000 г.). Кембриджская история немецкой литературы . Издательство Кембриджского университета. п. 94. ИСБН 978-0-521-78573-0 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Рэди, Мартин (12 мая 2020 г.). Габсбурги: взлет и падение мировой державы . Пингвин Букс Лимитед. п. 51. ИСБН 978-0-14-198719-4 . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Эёрси 2020 , стр. 20–36.
- ^ Майлз, Лаура Сетвейт (2020). Книга Девы Марии при Благовещении: чтение, интерпретация и преданность в средневековой Англии . Бойделл и Брюэр. п. 206. ИСБН 978-1-84384-534-8 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Блюстоун, Натали Харрис (1995). Двойное видение: взгляды на гендер и изобразительное искусство . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 78. ИСБН 978-0-8386-3540-7 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Бургер, Гленн (2018). Становление поведения: хорошие жены и мужья в позднем средневековье . Издательство Пенсильванского университета. п. 12. ISBN 978-0-8122-4960-6 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Эёрси, Анна (2020). « Образ а-ля Вьерж Мари»; «Часы Марии Бургундской, ее брак и ее художник Гуго ван дер Гус» . Acta Historiae Artium . 61 : 19–53. дои : 10.1556/170.2020.00002 . S2CID 234506689 . Проверено 8 ноября 2021 г. «В основе тенденции отождествлять Марию Бургундскую с Девой Марией лежала ситуация Бургундии и ее наследницы, которая понималась посредством аналогий с историей спасения. В Часослове фигуры двух Марий несколько раз объединяются в разнообразие способов (л. 14л, 19л, 43л, 94л, 99л). Гимн во славу небесных радостей Богородицы, органически связанный с изображением фронтисписа, представляет собой, таким образом, (также) песнопение вечного. блаженство молодой невесты».
- ^ Эёрси 2020 , стр. 20–36, 48.
- ^ Турель, Ноа (18 декабря 2012 г.). «Постановка суда: авто-иконичность и женский авторитет вокруг бургундского крещения 1478 года». В Дресвине, Юлиана; Спаркс, Николас (ред.). Власть и пол в хрониках Средневековья и Возрождения . Издательство Кембриджских ученых. стр. 343–374. ISBN 978-1-4438-4428-4 . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ Турель 2012 , с. 346.
- ^ Историческая ассоциация города Вены (1890 г.). Отчеты и сообщения Ассоциации древностей в Вене (на немецком языке). По заказу книжного магазина «Прандель и Мейер». стр. 88, 108, 109 . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Армстронг, Адриан (2000). Техника и технология: письменность, печать и поэтика во Франции, 1470–1550 гг . Кларендон Пресс. п. 41. ИСБН 9780198159896 . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Диксон, Ребекка (2006). «Утешительный намек в «Науфраже де ла Пусель» Жана Молине (1477)». Бюллетень французских исследований . 12 (1): 96–98. дои : 10.1093/frebul/ktl036 .
- ^ Сунтруп, Рудольф; Венстра, Ян Р.; Боллманн, Энн М. (2005). Средства символизма в позднем средневековье и начале Нового времени . П. Ланг. п. 203. ИСБН 9780820477145 . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Бергвайлер, Ульрике (1976). Аллегория в творчестве Жана Лемэра Бельжского . Библиотека Дроз. п. 153. ИСБН 9782600038584 . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Оверлает, Ким (2018). «Радостный въезд» эрцгерцога Максимилиана в Антверпен (13 января 1478 г.): анализ «самого элегантного и достойного» диалога» . Журнал средневековой истории . 44 (2): 231–249. дои : 10.1080/03044181.2018.1440622 . S2CID 165610800 .
- ^ Аувера, Йост Вандер; Драге, Мишель; Рубенс, Питер Пауль; Балис, Арнут; Спранг, Сабина ван; Кальк, Мишель Ван (2007). Рубенс: гений за работой: новый взгляд на произведения Питера Пауля Рубенса в Королевских музеях изящных искусств Бельгии . Издательство Ланну. п. 242. ИСБН 978-90-209-7242-9 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Мартин, Джон Руперт (1972). Украшения для Pompa Introitus Ferdinandi . Файдон. п. 75. ИСБН 978-0-7148-1433-9 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Караскова, Ольга (2014б). Мария де Бургундия и великое наследие: княжеская иконография перед вызовами переходной державы (1477–1530), Том 2 . Университет Лилль-Норд-де-Франс, Университет Шарля-де-Голля – Лилль 3, Докторантура «Науки о человеке и обществе», Исследовательский центр IRHiS – UMR 8529, Институт исторических исследований Севера, Эрмитаж . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Ван дер Хайде, Клаас (2019). «Много путей должен пройти хоровой сборник, прежде чем он достигнет Папы Римского?» . Средневековая и ранняя современная музыка из Нидерландов . 11 (1–2): 47–70. дои : 10.1484/J.JAF.5.118980 . S2CID 213740615 . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Дюрер, Альбрехт; Рассел, Питер (2016). Delphi Полное собрание сочинений Альбрехта Дюрера (иллюстрировано) . Делфи Классика. п. 159. ИСБН 9781786564986 . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Джеймсон (Анна), миссис (1898). Легенды о Мадонне . Хоутон, Миффлин. п. 344 . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Уэлш, Дженнифер (2016). Культ Святой Анны в Европе средневековья и раннего Нового времени . Тейлор и Фрэнсис. п. 141. ИСБН 9781134997800 . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Берд, Майкл С. (1995). Искусство и межрелигиозный диалог: шесть перспектив . Университетское издательство Америки. стр. 13, 14. ISBN. 978-0-8191-9555-5 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Ван дер Хайде 2019 , стр. 63–65.
- ^ Буллард, Ребекка; Карнелл, Рэйчел (24 марта 2017 г.). Тайная история в литературе, 1660-1820 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 209. ИСБН 978-1-107-15046-1 . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Грэм, Дженни; Винтл, Майкл (1 января 2013 г.). «8. Изображение патриотизма: образ художника-героя и бельгийского национального государства, 1830–1900». Историческое воображение в Британии и Нидерландах девятнадцатого века . стр. 174, 188. doi : 10.1163/9789004241862_010 . ISBN 9789004241862 .
- ^ Грэм и Винтл, 2013 , с. 188.
- ^ Кинг, Маргарет Ф.; Энгель, Эллиот (3 января 2016 г.). Викторианский роман до Виктории: британская художественная литература во время правления Вильгельма IV 1830-37 гг . Спрингер. стр. 102, 103. ISBN. 978-1-349-17604-5 . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Библиотека, Бостонская публичная библиотека (1895 г.). Бюллетень . п. 182 . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Херш, Герман (1853). Мария Бургундская: комедия в 1 действии (на немецком языке). Напечатано C. Wolf & Sohn . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Херш, Герман (1860). Мария Бургундская: пьеса в пяти действиях (на немецком языке). Зауэрландер . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Лэдд, Анна Коулман (1912). Иероним едет: эпизоды из жизни рыцаря и шута при дворе Максимилиана, короля римлян . Макмиллан и Компания, Лимитед . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Беллман . 1912 год . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Джоаннеум, Штирийский государственный музей (1911 г.). Штирийский государственный музей Йоаннеум и его коллекции: с одобрения Государственного комитета налоговой марки к 100-летию со дня основания Иоаннеума, под ред. от Попечительского совета Государственного музея (на немецком языке). Книжный магазин Ульриха Мозера (И. Мейергоф) Кук придворный книготорговец. п. 358 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Брайан, Майкл (1904). Словарь художников и граверов Брайана . Макмиллан. п. 105 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Тернер, Кристофер (2002). Путеводитель для посетителей достопримечательностей Брюгге: Бельгия . Hunter Publishing, Inc. с. 76. ИСБН 978-1-84306-032-1 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «Церкви» . БЕЛЬГИЯ (на польском языке) . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Бессон, Андре (1994). Мария де Бургундия: принцесса в цепях (на французском языке). Новые латинские издания. п. 6.ISBN 978-2-7233-0480-1 . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Аллард, Ивон (1987). Исторический роман: руководство для чтения (на французском языке). Преамбула. п. 66. ИСБН 978-2-89133-078-7 . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Брумхолл, Сьюзен; Спинкс, Дженнифер (13 мая 2016 г.). Женщины раннего Нового времени в странах Нидерландов: феминизирующие источники и интерпретации прошлого . Рутледж. п. 19. ISBN 978-1-317-14680-3 . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Пикард, Майкл (12 января 2017 г.). «Быть Максимилианом» . Драматический ежеквартальный журнал .
- ^ «Мюзикл «Максимилиан – настоящий рыцарь» » . maximilian2019.tirol/ .
- ^ «Собственное производство: Император на сцене Нойклостера» . www.noen.at (на немецком языке). 1 февраля 2019 г.
- ^ «Тайны истории — Мария Бургундская: одна против всех» . FranceTvPro.fr (на французском языке) . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Зрелище мира/Реалии (на французском языке). Французская газетная компания. 2001. с. 24 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ «От Maison J. Calvet & Co до Порт-Мари-де-Бургонь» . Город Бон (на французском языке) . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ KW, Редакционная статья (25 апреля 2019 г.). «Художник уличного искусства Стэн Слаббинк оживляет четырех дураков из Брюгге возле Занда» (на голландском языке). KW.be. Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Триеннале Брюгге (2021). Триеннале Брюгге 2021 (PDF) . Триеннале в Брюгге. стр. 18, 20 . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ «ДжамзДжемезон» . Легендз . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Эёрси 2020 , с. 41.
- ^ Делар, Марк; Комперс, Йорис (2006). Фламандская симфоническая музыка с 1950 года: исторический обзор, обсуждение избранных произведений и инвентарь . Матрица, Центр документации новой музыки. п. 72. ИСБН 978-90-77717-03-5 . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Бенуа-Жаннен, Максим (2021). Зеркало Мари Бургундии! Цикл Дома Валуа . Намюр: издания Le Cri. ISBN 9782871067399 .
- ^ NWS, VRT (8 мая 2022 г.). «Новая статуя «Падение лошади» в Яббеке: вдохновлена фатальным падением герцогини Марии Ван Бургундской» . vrtnws.be (на голландском языке) . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Инграо 2000 , с. 4.
- ^ Уорд, Протеро и Литес 1934 , с. таблица 32.
- ^ Скофилд, Кора Л. (23 апреля 2019 г.). Жизнь и правление Эдуарда Четвертого (Том 2): король Англии и Франции и лорд Ирландии . Рутледж. п. 198. ИСБН 978-0-429-61418-7 . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Бенеке, Герхард (26 июня 2019 г.). Максимилиан I (1459-1519): Аналитическая биография . Рутледж. п. 5. ISBN 978-1-000-00840-1 . Проверено 10 ноября 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Армстронг, Чарльз Артур Джон (1957). «Бургундские Нидерланды, 1477-1521» . В Поттере, Джордж Ричард (ред.). Новая Кембриджская современная история . Том. Я. Кембридж в University Press. ISBN 978-0521045414 .
- Хэнд, Джони М. (2017). Женщины, рукописи и идентичность в Северной Европе, 1350–1550 гг . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-53653-0 .
- Инграо, Чарльз В. (2000). Габсбургская монархия, 1618–1815 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108499255 .
- Кендалл, Пол Мюррей (1971). Людовик XI . WW Norton Co. Inc. ISBN 978-0393302608 .
- Кенигсбергер, Гельмут Георг (2001). Монархии, Генеральные штаты и парламенты: Нидерланды в пятнадцатом и шестнадцатом веках . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521803304 .
- Тейлор, Алин С. (2002). Изабель Бургундская . Роуман и Литтлфилд Ко. ISBN 978-1568332277 .
- Терджанян, Пьер; Байер, Андреа; Брандоу, Адам Б.; Демец, Лиза; Кирхгоф, Чассика; Краузе, Стефан; Месслинг, Гвидо; Моррисон, Элизабет; Ногейра, Элисон Манжес; Пфаффенбихлер, Матиас; Зандбихлер, Вероника; Шеффер, Делия; Шольц, Питер; Сила, Роланд; Сильвер, Ларри; Спира, Фрейда; Влаттниг, Роберт; Вольф, Барбара; Зенц, Кристина (2 октября 2019 г.). Последний рыцарь: искусство, доспехи и амбиции Максимилиана I. Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-674-7 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- Воган, Ричард (2004). Карл Смелый: последний герцог Бургундии Валуа . Бойделл Пресс. ISBN 978-0851159188 .
- Уорд, Адольф Уильям; Протеро, Джордж Уолтер; Литс, Стэнли, ред. (1934). Кембриджская современная история . Том. XIII. Кембридж в University Press.
- Дворянство Бургундских Нидерландов
- Дом Валуа-Бургундия
- Французское дворянство suo jure
- 1457 рождений
- 1482 смерти
- Дворянство из Брюсселя
- Герцоги Бургундии
- Герцоги Брабанта
- Герцоги Гельдерские
- Герцоги Люксембурга
- Графы Фландрии
- Графы Артуа
- Французские графини
- Французские католики
- Графы Эно
- Графы Голландии
- Графы Шароле
- Графы Бургундии
- Маркграфы Намюра
- Женщины XV века из Священной Римской империи
- Смерти в результате несчастного случая, связанного с верховой ездой, в Бельгии
- Женщины-монархи XV века
- Карл V, император Священной Римской империи
- Максимилиан I, император Священной Римской империи
- Правящие герцогини
- Царствующие графини XV века
- Герцоги XV века в Европе
- Матери кастильских монархов
- Матери леонских монархов