Jump to content

Тойерт спасибо

Титульный лист издания 1553 г.
на дереве Гравюра Леонарда Бека

Тойерданк ( Teuerdank, Tewerdanck, Teuerdannckh ) — поэтическое произведение, сочинение которого приписывается императору Священной Римской империи Максимилиану I (1486-1519). Написанное на немецком языке, оно рассказывает беллетризованную и романтизированную историю путешествия Максимилиана, чтобы жениться на Марии Бургундской в ​​1477 году. Опубликованное стихотворение сопровождалось 118 гравюрами на дереве, выполненными художниками Леонардом Беком , Гансом Бургкмайром , Гансом Шойфелейном и другими. [1] Его недавно разработанный черный шрифт оказал большое влияние.

Полное название в первом (1517 г.) издании — « Приключения и часть рассказов достойного , доблестного и знаменитейшего героя и рыцаря лорда Тойерданка». [2]

Максимилиан I и его отец Фридрих III были частью того, что должно было стать длинной чередой императоров Священной Римской империи из Дома Габсбургов . Максимилиан был избран королем римлян в 1486 году и стал преемником своего отца после его смерти в 1493 году.

Во время своего правления Максимилиан поручил ряду ученых- гуманистов и художников помочь ему в завершении ряда проектов в различных формах искусства, призванных прославить для потомков его жизнь и деяния, а также дела его предков Габсбургов. [3] [4] Он назвал эти проекты Гедехтнус («Мемориал»). [4] [5] и включал серию стилизованных автобиографических произведений, одним из которых был «Тойерданк» , другими были поэма «Фрейдал» и рыцарский роман «Вайскуниг» . [3]

Состав и публикация

[ редактировать ]

Опубликованный в 1517 году «Тойерданк», вероятно, был написан самим Максимилианом. [6] Возможно, его также написал капеллан Максимилиана Мельхиор Пфинцинг. [7] или его секретарь Маркс Трейцсауэрвайн, хотя и под пристальным руководством Максимилиана. [8] Вместо этого Джулия Бартрум утверждает, что «текст был составлен и стихосложен Сигизмундом фон Дитрихштейном и Марксом Трейцзауэрвайном. Он был отредактирован и подготовлен к публикации» Пфинцингом, и текст был закончен к 1514 году. [1]

Первое издание 1517 года было небольшим, большинство экземпляров было дорого напечатано на пергаменте для распространения среди немецких князей и других сановников и близких соратников Максимилиана. Второе, более крупное издание последовало в 1519 году. Всего было девять оригинальных изданий, последнее из которых было опубликовано в 1693 году. [9] Современные факсимильные издания включают издание Ташена . В Австрийской национальной библиотеке имеются рукописные тексты и корректурное издание с гравюрами на дереве. [1] сохранились некоторые подготовительные рисунки художников.

, на немецком языке было еще относительно мало печатных книг «Тойерданк» Когда впервые был опубликован . Новый шрифт для произведения, разработанный Винценцем Рокнером , оказал значительное влияние на развитие стиля фрактур . [10]

Содержание

[ редактировать ]
Унфало подвергает Тойерданка опасности из пушки: Тойерданка приглашают осмотреть ствол пушки открытым пламенем, что заставляет пушку произвести выстрел, хотя быстрая реакция Тойерданка спасает его. [11]
По настоянию Фюрвиттига Тойерданк вставляет ногу в полировальный круг. В реальной жизни это произошло, когда Максимилиану было 14 лет и он находился во Фрайбурге со своим отцом. Колесо сорвало с озорного мальчика остроконечный башмак и проглотило бы его ногу или даже все тело, если бы он не отдернулся изо всех сил. [12]

«Тойерданк» — имя главного героя произведения. Имя можно перевести как «благородная или рыцарская мысль». [13] Опираясь на романы о короле Артуре , [6] в нем рассказывается в романтизированных стихах художественная история Максимилиана (в роли Тойерданка), который отправился в герцогство Бургундское в 1477 году, чтобы жениться на своей будущей невесте, Марии Бургундской , и последующие восемь лет его жизни в качестве правителя герцогства. . [8] [14] В основном история рассказывает о свадебном путешествии молодого рыцаря Тойерданка, который преодолевает множество испытаний и невзгод, чтобы добраться до своей невесты, королевы Эренрайх. [8] [15] [16]

В своем путешествии Тойерданку угрожают три бургундских капитана (которые олицетворяют три возраста человека: Фюрвиттиг (или Фюрвиц) означает молодость и безрассудство, свойственное молодым людям; Унфало (или Unfall) представляет несчастные случаи, с которыми столкнется зрелый человек; а Нейдельхарт (или Нейдхарт) символизирует зависть, вызванную положением, которое принесет старость. [17]

В конце истории Фюрвиттига обезглавливают, Унфало вешают, а Нейдельхарта сбрасывают с балкона. [18] Теуэрданк достигает своей невесты и просит ее руки, но она отправляет его в крестовый поход против неверных, которые теперь угрожают ее королевству, прежде чем брак может быть заключен. [19]

Бернхард Стригель — император Максимилиан I, Мария Бургундская, Филипп Красивый , будущие императоры Карл и Фердинанд , будущий Людовик II Венгерский . Гартманн связывает фигуру Марии Бургундской в ​​Тойерданке с этой картиной, на которой она представлена ​​как прародительница.

В 1519 году Максимилиан выдал привилегию, которая предоставила Иоганну Шёнспергеру [ де ] исключительные права на печать и запретила несанкционированную печать (пиратство), но это мало что сделало, чтобы предотвратить быстрое превращение произведения в общедоступную условно-бесплатную программу. Элейн Теннант полагает, что это отражало атмосферу свободы для всех первого века полиграфической промышленности Священной Римской империи. [20]

Мартин Лютер воспринял любовное повествование как метафору взглядов правителя на важные вопросы, касающиеся правления. Это вдохновило Лютера на создание интерпретации Песни песней , согласно которой преданность Соломона невесте следует понимать как преданность Богу. [21]

Х.Г.Кёнигсбергер комментирует, что главный герой изображен сверхчеловеческим по физической силе, но, похоже, ему не хватает дальновидности. [22]

Зиглинде Хартманн считает эту работу отражением немецкой традиции миннесанга . Хартманн полагает, что, хотя Максимилиан был модернизатором в политике и применял новые методы печати, содержание произведения, построение персонажей и структура повествования не обязательно следуют этому духу, но являются весьма традиционалистскими. Главный женский персонаж (Эренрайх или Мария Бургундская) является инициатором: история начинается с ее рождения, и именно она приказывает главному герою (жениху Тойерданку) прийти и служить ей, а не он сватается к ней; она представлена ​​как доминирующий партнер, в то время как он активен и прославляется, но подчиняется; тот факт, что королева в конце истории остается девственницей, придает ей ауру мистификации: с одной стороны, она прародительница; с другой стороны, она остается безупречной и неограниченной. Хартманн отмечает, что Анастасий Грюн при описании сцены смерти Максимилиана в «Der letzte Ritter » (1830). уловил это значение и [23] [24]

Иллюстрации

[ редактировать ]

Из 118 гравюр на дереве Бек разработал 77, а также корректировал их другими, когда Максимилиан просил внести изменения, что случалось очень часто - более половины гравюр на дереве демонстрируют значительные изменения между изданиями 1517 и 1519 годов, отчасти потому, что он также изменил текст. Ханс Шойфелейн спроектировал 20, Бургкмайр — 13, а другие — Вольф Траут , Ханс Вайдиц и Эрхард Шён . Некоторые из них остаются без указания авторства. [25]

Йост де Негкер , лучший резчик того периода, был главным резчиком со своими помощниками, и ему платили 4 гульдена за блок, а также неизвестную гонорар, тогда как художники получали только 2 гульдена за рисунки для трех гравюр, хотя это была гораздо более быстрая работа. [26] Сохранилось длинное письмо, написанное Негкером Максимилиану в 1512 году, в котором говорится о его гонораре и договоренностях, и Джулия Бартрум говорит, что «Императорские комиссии позволили резчику блоков и печатнику Йосту де Негкеру поднять статус своей профессии на беспрецедентно высокий уровень». ." [27]

Шрифт Тойерданк

[ редактировать ]

Шрифт Theuerdank , также называемый Theuerdank Fraktur , является старейшей формой шрифта Fraktur в типографике. Его самое раннее появление в книгопечатании датируется 1512 годом. Впервые он был использован для печати произведений молитвенника Максимилиана I и Теуэрданка , от которого и получил свое название. [28]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Бартрум, 147
  2. ^ факсимильное издание: digital-sammlungen.de .Название издания 1553 года: Честные и мужественные дела, рассказы и приключения доблестного рыцаря и благородного лорда Тойерданка » (Франкфурт, Кристиан Эгенольф, 1553).
  3. ^ Перейти обратно: а б Ватанабэ-О'Келли, Хелен (12 июня 2000 г.). Кембриджская история немецкой литературы . Издательство Кембриджского университета. п. 94. ИСБН  978-0-521-78573-0 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Вестфаль, Сара (20 июля 2012 г.). «Кунигунде Баварский и «завоевание Регенсбурга»: политика, гендер и общественная сфера в 1485 году» . В Эмдене, Кристиан Дж.; Мидгли, Дэвид (ред.). Изменение восприятия публичной сферы . Книги Бергана. п. 35. ISBN  978-0-85745-500-0 .
  5. ^ Кляйншмидт, Харальд (январь 2008 г.). Повелевающие волнами: Император Максимилиан I, поиски островов и преобразование европейского мира Картина Около 1500 года . Антикварный форум. п. 162. ИСБН  978-90-6194-020-3 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Брейден К. Фридер (1 января 2008 г.). Рыцарство и идеальный принц: турниры, искусство и доспехи при испанском дворе Габсбургов . Издательство Государственного университета Трумэна. п. 152. ИСБН  978-1-935503-32-3 .
  7. ^ Джули Гардэм (февраль 2005 г.). «Максимилиан I и Мельхиор Пфинцинг: Тойерданк» . Специальные коллекции Университета Глазго . Проверено 1 октября 2015 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Жан Беренжер (22 июля 2014 г.). История империи Габсбургов 1273-1700 гг . Рутледж. п. 121. ИСБН  978-1-317-89570-1 .
  9. ^ Бартрум, 147-148.
  10. ^ Мировая цифровая библиотека , Библиотека Конгресса.
  11. ^ Бенеке, Герхард (26 июня 2019 г.). Максимилиан I (1459-1519): Аналитическая биография . Рутледж. п. 30. ISBN  978-1-000-00840-1 . Проверено 22 июля 2022 г.
  12. ^ «Максимилиан I». www.freiburgs-geschichte.de . Проверено 22 июля 2022 г.
  13. ^ Эдит А. Райт, «Тейерданк императора Максимилиана», The Boston Public Library Quarterly 10 (1958), стр. 10. 137 . Сам Пфинцинг предполагает, что название следует понимать как указание на то, что «юноша все свои мысли отдал рыцарским делам».Хотя личное имя Теуэрданк ( teuer «дорогой» + dank «мысль») не засвидетельствовано в фактическом использовании, это правдоподобное образование. dank «мысль» является хорошо подтвержденным элементом немецких личных имен (Förstemann 1856, 1149 ), и tiur «дорогой» также засвидетельствован, но фонетически неотличим от tiur «олень» (Förstemann 1856, 337 ).
  14. ^ Мартин Биддл; Салли Бэдэм (2000). Круглый стол короля Артура: археологическое исследование . Бойделл и Брюэр. п. 470. ИСБН  978-0-85115-626-2 .
  15. ^ Лаутан, Ховард (14 июня 2022 г.). Тойерданк: Иллюстрированный эпос о рыцаре Возрождения . Рутледж. п. 33. ISBN  978-0-429-62067-6 . Проверено 22 июля 2022 г.
  16. ^ Бенеке 2019 , стр. 30, 31.
  17. ^ Ежеквартальный журнал Бостонской публичной библиотеки . Попечители. 1958. с. 137 . Проверено 22 июля 2022 г.
  18. ^ Рисунки, Отдел гравюр Британского музея; Доджсон, Кэмпбелл (1911). Каталог ранних немецких и фламандских гравюр на дереве, хранящихся в Отделе гравюр и рисунков Британского музея . Попечители. п. 125 . Проверено 22 июля 2022 г.
  19. ^ Мадар, Хизер Кэтрин Сюзанна (2003). История стала видимой: визуальные стратегии в мемориальном проекте Максимилиана I. Калифорнийский университет, Беркли. п. 13 . Проверено 22 июля 2022 г.
  20. ^ Теннант, Элейн К. (27 мая 2015 г.). «Продуктивный прием: Тойерданк в шестнадцатом веке». Максимилиан Румесверк . стр. 314, 340. doi : 10.1515/9783110351026-013 . ISBN  978-3-11-034403-5 . Проверено 22 июля 2022 г.
  21. ^ Фрелих, Карлфрид (21 сентября 2014 г.). Ощущение Священного Писания: колесница Аминадава и затруднения библейской интерпретации . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-7080-3 . Проверено 22 июля 2022 г.
  22. ^ Кенигсбергер, Х.Г. (22 ноября 2001 г.). Монархии, Генеральные штаты и парламенты: Нидерланды в пятнадцатом и шестнадцатом веках . Издательство Кембриджского университета. п. 53. ИСБН  978-0-521-80330-4 . Проверено 22 июля 2022 г.
  23. ^ Хартманн, Зиглинде. «Император Максимилиан как литератор. Профессор доктор Зиглинда Хартманн» . Ютуб .
  24. ^ Зиглинде, Хартманн. «Император Максимилиан как литератор. Последний рыцарь и последний фаворит» . kvk.bibliothek.kit.edu . Проверено 22 июля 2022 г.
  25. ^ Паршалл, 208; Бартрум, 147
  26. ^ Паршалл, 207–208; Бартрум, 147
  27. ^ Бартрум, 130
  28. ^ Фриц Функе (2012). Книговедение: обзор истории книг (на немецком языке). Уолтер де Грюйтер и Ко КГ. п. 223. ИСБН  978-3-11-094929-2 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бартрум, Джулия (1995). Немецкие гравюры эпохи Возрождения 1490-1550 гг . Издательство Британского музея. ISBN  978-0714126043 .
  • Паршалл, Питер; Ландау, Дэвид (1996). Гравюра эпохи Возрождения: 1470-1550 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300068832 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe486f03f1ca9e8b10d1ecb4d8a4cf6f__1709152080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/6f/fe486f03f1ca9e8b10d1ecb4d8a4cf6f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theuerdank - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)