Фрейдал

«Фрейдал» — незавершенное иллюстрированное прозаическое повествование, написанное по заказу императора Священной Римской империи Максимилиана I в начале 16 века. Это был романтический аллегорический рассказ об участии Максимилиана в серии рыцарских турниров под видом одноименного героя сказки Фрейдала. По сюжету Фрейдал принимает участие в турнирах, чтобы доказать, что он достоин жениться на принцессе, которая является вымышленным изображением покойной жены Максимилиана, Марии Бургундской .
Текст так и не был завершен, хотя черновик рукописи хранится в Австрийской национальной библиотеке . Было создано более 200 высококачественных рисунков для использования в качестве эскизов планирования, 203 из которых хранятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия , а небольшое количество других хранится в Британском музее и Библиотеке Ватикана . На основе этих рисунков придворными живописцами было создано 256 миниатюрных картин , а 255 сохранились в иллюминированной рукописи — Фрейдала турнирной книге , хранящейся в Художественно-историческом музее в Вене . На этих миниатюрах ярко запечатлены различные типы рыцарских поединков, которые были популярны в то время, а также придворные маскарады или «празднества», которые проводились в конце дня после каждого турнира. Это самая обширная из существующих визуальных записей позднесредневековых турниров и придворных маскарадов.
Написанный рассказ и иллюстрации так и не были объединены в одно произведение, как первоначально задумал Максимилиан. Фрейдал сохранился в виде трех отдельных элементов: черновика неполного текста, чертежей планирования и турнирной книги.
Фон
[ редактировать ]
Максимилиан I и его отец Фридрих III были частью того, что впоследствии стало длинной чередой императоров Священной Римской империи из Дома Габсбургов . Максимилиан был избран королем римлян в 1486 году; после смерти своего отца в 1493 году он унаследовал трон Священной Римской империи. [ 2 ]
Во время своего правления Максимилиан поручил ряду ученых- гуманистов и художников помочь ему в завершении серии проектов в различных формах искусства, призванных увековечить его жизнь и деяния, а также поступки его предков Габсбургов. [ 3 ] Он назвал эти проекты Гедехтнус («Мемориал»). [ 4 ] и включил серию стилизованных автобиографических произведений: «Фрейдал» , прозаический романс «Вайскуниг» , поэму «Тойерданк» . [ 3 ]
Фрейдал и Тойерданк тесно связаны между собой и вместе дают аллегорическое описание событий, приведших к женитьбе Максимилиана на Марии Бургундской в 1477 году. [ 5 ] Мария умерла пять лет спустя, в 1482 году. [ 6 ] Во Фрейдале , который отчасти является данью уважения Марии, [ 7 ] одноименный герой преследует свою прекрасную даму, участвуя в турнирах . [ 8 ] «Тойерданк» по сути является продолжением, в котором герой преодолевает опасности на пути к своей свадьбе. [ 5 ] У Фрейдала комедийный тон, который контрастирует с Тойерданком , который больше похож на трагедию. [ 9 ]
Тема Фрейдала отражает пожизненный энтузиазм Максимилиана к рыцарским турнирам. Свой первый турнир он посетил в 14 лет и был очарован его традициями и зрелищностью. [ 8 ] Он организовал множество турниров, основные из которых были проведены в честь его свадьбы с Марией Бургундской в 1477 году, коронации на престол римского короля в 1486 году и по случаю Первого Венского конгресса в 1515 году. [ 8 ] Что необычно для могущественного правителя, Максимилиан сам часто участвовал в турнирах. [ 10 ] Первый турнир, в котором он участвовал, состоялся в 1485 году, когда ему было 26 лет. [ 11 ] и он продолжал до 1511 года, когда ему было за 50. [ 10 ] Его склонность к рыцарским турнирам способствовала тому, что он получил прозвище «последний рыцарь». [ 8 ]

Создание и история
[ редактировать ]Максимилиан принял ведущее участие в создании Фрейдала . [ 13 ] имя, происходящее от Фрейд-альба , что означает «белый радостный молодой человек». [ 14 ] Судя по всему, он начал планировать работу в 1502 году, когда поручил своему придворному портному Мартину Труммеру «нарисовать в книге все те костюмы, которые еще можно было увидеть на спектаклях, организованных его величеством». [ 15 ] «Маммери» — придворный маскарад или костюмированный танец позднего Средневековья. [ 16 ]
Следующим событием стал заказ эскизов планирования всего произведения, созданного в течение следующих десяти лет. Они были нарисованы ручкой на пергаментной бумаге коричневыми и черными чернилами с акварелью поверх черного мела и острием. [ 15 ] Коллекция из 203 из них хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 17 ] Небольшое количество дополнительных рисунков хранится в Британском музее и Библиотеке Ватикана . Сохранились инструкции Максимилиана по предметам, которые следует иллюстрировать, а также его собственные исправления некоторых доказательств. [ 15 ]
В 1511 году Максимилиан продиктовал часть текста своему секретарю Максу Тритсаурвейну. [ 13 ] (или Маркс Трейцсауэрвайн [ 18 ] ), а в следующем году написал: « Фрейдал наполовину задуман, большую часть которого мы сделали в Кельне». [ 15 ] Работа так и не была завершена, [ 19 ] однако и текст существует только в черновом виде. [ 20 ] Текст рукописи, продиктованный Трейтцсауэрвайном и исправленный рукой Максимилиана, хранится в Австрийской национальной библиотеке в Вене . [ 21 ]

Хотя текст так и не был доработан, 256 миниатюр высокого качества . [ 20 ] на основе планировочных эскизов были созданы между 1512 и 1515 годами для иллюстрации текста. [ 5 ] Они были нарисованы на бумаге гуашью с золотыми и серебряными бликами поверх ручки, карандаша и грифеля. [ 5 ] две дюжины анонимов [ 9 ] придворные художники под руководством императорского мастера-портного. [ 19 ] Все картины, кроме одной, хранятся в иллюминированной рукописной «турнирной книге», хранящейся в Музее истории искусств в Вене. [ 5 ] Оставшаяся картина отсутствует по крайней мере с 1600 года. [ 5 ]
Работу предполагалось напечатать и опубликовать с гравюрами на дереве, созданными на основе миниатюр. [ 19 ] Хотя Максимилиану так и не удалось это сделать, [ 19 ] а текст остался лишь черновиком, пять иллюстраций были отпечатаны пробно. [ 20 ] Это были гравюры на дереве, сделанные примерно в 1516 году Альбрехтом Дюрером , хотя резка была несколько грубой. Шестая гравюра на дереве приписывается Лукасу Кранаху Старшему . [ 22 ] Один из блоков гравюры на дереве сохранился и хранится в Kupferstichkabinett Berlin . [ 23 ]
В наше время иллюминированная рукописная турнирная книга Музея истории искусств издавалась дважды. Многотомное издание под редакцией Квирина фон Лейтнера ( де ) выходило в Вене поэтапно в период с 1880 по 1882 год. [ 13 ] [ 24 ] В 2019 году немецкое издательство Taschen опубликовало всю турнирную книгу в одном томе под редакцией Штефана Краузе. [ 9 ] [ 25 ]
Содержание
[ редактировать ]Повествование
[ редактировать ]
На основе проекта текста, хранящегося в Австрийской национальной библиотеке, [ 27 ] [ 28 ] история представляет собой отчет о серии турниров Максимилиана , в которых Фрейдал – молодой рыцарь и литературное альтер-эго – демонстрирует свою доблесть в бою, чтобы заслужить честь и славу. [ 29 ] и завоевать руку принцессы. [ 20 ] Фрейдал — сын «могущественного принца» и рожден с «благородной добродетелью»; его геральдические цвета — белый, красный и черный, символизирующие чистоту, огонь и храбрость. [ 29 ]
Повествование начинается с того, что три знатные дамы приглашают Фрейдала принять участие в турнирах. [ 20 ] Описание шестидесяти четырех турниров следует по ритуальной и повторяющейся схеме. [ 29 ] Каждый из них проводится в одном из лучших дворов страны и включает в себя три мероприятия: два разных типа рыцарских турниров; пеший бой; и бал-маскарад. [ 20 ] Фрейдал участвует в каждом турнире и почти всегда побеждает. [ 13 ] После завершения всех турниров Фрейдал получает письмо от одной из благородных дам, которая, как выяснилось, является могущественной королевой; в письме она признается в любви к нему. Повествование заканчивается тем, что Фрейдал отправляется на ее поиски, а затем Тойерданк переходит к следующей истории. [ 20 ]
Произведение отражает тщеславие Максимилиана, примером которого является стихотворение, которое является частью проекта текста: [ 7 ]
Это сделал доблестный Фрейдал.
В рыцарских подвигах славы
Таким образом, делая прославленным
Слава его имени.
Его добродетели и его доброта
Явны для всех;
Его многочисленные славные триумфы
В наклоне, в масках и мяче...
Его подобных больше никогда не увидят. [ 30 ]
Однако описанные турниры основаны на реальных встречах Максимилиана. Об этом свидетельствует список лиц, причастных к этой истории, в первых семи декретах проекта текста, которые, как известно, были действительными придворными. [ 29 ]
Рукописная турнирная книга с подсветкой
[ редактировать ]
Миниатюры в рукописи турнирной книги иллюстрируют популярные в то время виды рыцарских поединков , как конных, так и пеших. [ 9 ] Фрейдал присутствует в каждом иллюстрированном бою, а его противник — историческая личность, с которой Максимилиан действительно сражался. [ 9 ] На каждом изображении в нижнем поле указано имя противника и других изображенных придворных. [ 12 ]
два типа рыцарских турниров — Реннен и Стехен . Для каждого турнира изображены [ 13 ] [ 20 ] Реннен , или «боевые поединки», — это случаи, когда копье имеет заостренный кончик, а Стехен , или «боевые поединки мира», — это случаи, когда копье имеет затупленный кончик. [ 32 ] [ 21 ] Внутри этих двух широких групп показаны одиннадцать подтипов. [ 20 ] В Welsches Gestecht (итальянском турнире мира) рыцарей разделяет доска, чтобы они могли ехать ближе друг к другу и с большей силой наносить противнику удары в лоб. Это приводит к впечатляющему раскалыванию копий. В Шарфреннене (боевом поединке с летающими щитами) щит показан свободно прикрепленным к нагруднику всадника с целью сместить его. Напротив, цель Анцогенреннена состоит в том, чтобы сбить противника с места, и его щит прикреплен к его доспехам. [ 20 ] ( Поединки Фельдреннен или Кампфреннен ) повторяют военные стычки, и всадники носят боевые доспехи. Самый редкий тип рыцарского турнира — это Кренреннен , где один всадник носит доспехи рыцарского турнира мира, но владеет копьем рыцарского турнира войны, а другой всадник имеет противоположную комбинацию. [ 16 ]
Один из самых зрелищных изображенных рыцарских поединков — Бундреннен (боевой поединок с летающими щитами без беворов ). [ 20 ] и его вариант Geschifttartschen-Rennen (боевой поединок с летающими и взрывающимися щитами). [ 33 ] В Бундреннене щит удерживается на нагруднике всадника с помощью сложного пружинного механизма, и при ударе противника в нужное место он выбрасывается высоко в воздух. [ 20 ] Geschifttartschen -Rennen усиливает зрелищность, прикрепляя к щиту несколько треугольных пластинок, которые, когда щит выбрасывается, отрываются и взрываются в воздухе, как фейерверк. [ 33 ] Максимилиан утверждал, что изобрел этот тип поединка. [ 8 ]

В каждом из турниров участники показаны в пешем бою. Используется разнообразное оружие, в том числе железные дубинки ( Айзенкольбен ), цепы ( Дришель ), мечи ( Турниершверт ). [ 34 ] и кинжалы. [ 35 ] Схватка также показана в рукописи. [ 13 ]
После каждого из шестидесяти четырех турниров идет сцена, изображающая мореску (танец-пантомиму) или другие послетурнирные праздники, в которых придворные мужчины, в том числе рыцари, участвовавшие в турнире, наряжаются для танца в различные экзотические костюмы. [ 19 ] Известные как «празднества», они были обычным явлением вечерних развлечений после турниров. [ 16 ] Хотя на иллюстрациях обычно изображены танцы — либо рядовые , либо хороводные , — иногда показаны и другие виды зрелищ, например бурлески малоизвестных придворных церемоний, вручение наград и потешные бои, например пикиный бой между крестьянами и ландскнехтами . [ 36 ]
Придворные мужчины в мумиях в рукописи, среди прочего, одеваются в костюмы в зависимости от национальности или этнической принадлежности, например турецкие , венецианские или бургундские костюмы, или в костюмы животных, таких как обезьяны и существа с птичьими головами. [ 19 ] В одном из представленных маскарадов участники-мужчины переодеваются и носят женские платья. [ 16 ]
В каждой сцене все мужчины одеты в одинаковые костюмы и обычно носят маски. Женщины, однако, всегда изображены в своей обычной придворной одежде. [ 19 ] На каждой из этих фотографий после турнира Фрейдал изображен с факелом и в маске. [ 19 ]
Сцены из Музея истории искусств Фрейдала, иллюминированная рукопись
Значение
[ редактировать ]Турнирные книги были характерной чертой куртуазной культуры позднего средневековья и эпохи Возрождения и содержат графическую запись рыцарских турниров и связанных с ними ритуалов. Яркие примеры включают Турнирную книгу короля Рене и турнирные книги курфюрстов Саксонии . [ 37 ] Иллюминированная рукопись Фрейдала важных считается одной из самых [ 37 ] и драгоценный [ 13 ] этого жанра. Будучи крупнейшей сохранившейся книгой о турнирах, она представляет собой беспрецедентный источник изображений рыцарских турниров периода позднего средневековья. [ 38 ] } Это также единственное место, на котором изображены захватывающие водопады. [ 8 ] Помимо иллюстраций самих поединков, он представляет собой замечательный каталог оружия, используемого во время турниров. [ 8 ] и это самая обширная из существующих записей о действе, раннем придворном маскараде. [ 16 ] Рукопись была включена в программу ЮНЕСКО « Память мира» . [ 39 ]
Однако «Фрейдал» задумывался как не только художественное произведение, но и политическая пропаганда. [ 40 ] В рамках того, что он называл своими «мемориальными проектами» или «Гедехтнус» , Максимилиан I использовал литературные и визуальные произведения, такие как «Фрейдал», для моделирования и улучшения своего общественного имиджа. [ 41 ] Традиционно считается, что Максимилиан делает это, оглядываясь назад и даже бредовым образом, возвращаясь к прежним временам. [ 42 ] В рамках этой точки зрения его цель воспринималась как компенсация ограничений его фактической власти за счет использования таких средств массовой информации, как печать, для максимизации своей имперской ауры. [ 41 ] Как сказал историк Ян-Дирк Мюллер ( де ), степень, в которой Максимилиан использовал эту стратегию, означала, что его двор «буквально существовал на бумаге: в значительной степени это было виртуальное количество». [ 41 ] Однако представление о том, что Максимилиан был неудачливым правителем, который занимался своими проектами Гедехтнуса либо потому, что был фантазером, либо для того, чтобы компенсировать свою слабость, было поставлено под сомнение. [ 42 ] По словам Клауса Альбрехта Шредера , Максимилиан был «самым могущественным монархом в мире в то время». [ 43 ] Все чаще его умелое использование новых средств массовой информации, таких как печатный станок, в пропагандистских целях рассматривается как часть его успеха в закладывании основ будущей власти Габсбургов. [ 42 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краузе 2014 , стр. 177–178.
- ^ Терджанян 2019 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б Ватанабэ-О'Келли 2000 , с. 94.
- ^ Кляйншмидт 2008 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Терджанян 2019 , с. 120.
- ^ Терджанян 2019 , с. 300.
- ^ Jump up to: а б Клефан 1995 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фримен 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д и Макларен 2019 .
- ^ Jump up to: а б Андерсон 2020 , стр. 192–193.
- ^ Андерсон 2017 , стр. 104–105.
- ^ Jump up to: а б Локк 2015 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Клефан 1995 , с. 87.
- ^ Штробль 1913 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Терджанян 2019 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с д и Терджанян 2019 , с. 122.
- ^ Терджанян 2019 , стр. 120, 123.
- ^ Кляйншмидт 2008 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Локк 2015 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Терджанян 2019 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Серебро 2002 , с. 63.
- ^ Курт 1963 , с. 36.
- ^ Терджанян 2019 , с. 129.
- ^ Лейтнер 1880–1882 .
- ^ Краузе 2019 .
- ^ Краузе 2014 , стр. 172, 174.
- ^ Терджанян 2019 , стр. 121, 122, примечание 2.
- ^ Сильвер 2002 , стр. 63–64.
- ^ Jump up to: а б с д Серебро 2002 , с. 64.
- ^ Клефан 1995 , с. 88, примечание
- ^ Краузе 2014 , стр. 175–176.
- ^ Джексон 2001 , с. 759.
- ^ Jump up to: а б Терджанян 2019 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Краузе 2014 , с. 179.
- ^ Краузе 2014 , с. 181.
- ^ Серебро 2013 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б Краузе 2014–2015 гг .
- ^ Терджанян 2019 , стр. 120–121.
- ^ Каталог сумок .
- ^ Барбер 1974 , с. 298.
- ^ Jump up to: а б с Мюллер 2003 , стр. 307–308.
- ^ Jump up to: а б с Уэйли 2012 , стр. 1237–1238.
- ^ Шредер 2012 , с. 14.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Натали (2017). Турнир и его роль в придворной культуре императора Максимилиана I (1459-1519) (доктор философии). Электронные диссертации «Белая роза» Университета Лидса.
- Андерсон, Натали (2020). «Власть и зрелищность: Турнир при дворе Максимилиана I» . В Мюррее, Алан В.; Уоттс, Карен (ред.). Средневековый турнир как зрелище: турниры, рыцарские поединки и па-д'арм 11.00-16.00 . Бойделл Пресс. ISBN 978-1-78327-542-7 .
- Барбер, Ричард В. (1974). Рыцарь и рыцарство . Бойделл Пресс. ISBN 978-0-85115-041-3 .
- Клефан, Роберт Колтман (1995) [1919]. Средневековый турнир . Курьерская корпорация. ISBN 978-0-486-28620-4 .
- Фриман, Лаура (4 мая 2019 г.). «Радость рыцарского турнира» . Зритель . Проверено 9 января 2020 г.
- Джексон, Уильям (2001). «Турниры». В джипе, Джон М. (ред.). Средневековая Германия: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-66540-7 .
- Кляйншмидт, Харальд (2008). Повелевающие волнами: Император Максимилиан I, поиски островов и преобразование европейского мира Картина Около 1500 года . Брилл. ISBN 978-90-6194-020-3 .
- Краузе, Стефан (2014–2015). «Фрейдал, Турнирная книга императора Максимилиана I: Вашингтонская рукопись» . Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
- Краузе, Стефан (2014). "Рыцарская игра как рыцарь Фрейдальб произошла от рыцарского духа - Турнирная книга Фрейдала Император Максимилиан I." . В Гааге Сабина; и др. (ред.). Император Максимилиан I: последний рыцарь и придворный турнир . Шнелл и Штайнер. ISBN 978-3-7954-2842-6 .
- Краузе, Стефан, изд. Турнирная книга императора Максимилиана I. Ташена. ISBN 978-3-8365-7681-9 .
- Курт, Вилли (1963). Полное собрание гравюр на дереве Альбрехта Дюрера . Курьерская корпорация. ISBN 978-0-486-21097-1 .
- Лейтнер, Квирин фон, изд. Фрейдал. Турниры и празднества императора Максимилиана I. Хольцхаузен.
- Локк, Ральф П. (2015). Музыка и экзотика от Возрождения до Моцарта . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-01237-0 .
- Макларен, Иона (25 мая 2019 г.). «Фрейдал: комикс XVI века, передающий азарт рыцарских поединков» . Телеграф . Проверено 4 января 2020 г.
- Мюллер, Ян-Дирк (2003). «Суд императора Максимилиана I» . В Госмане, Мартин; и др. (ред.). Князья и княжеская культура: 1450-1650 Том. 1 . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-13572-7 .
- Шредер, Клаус Альбрехт (2012). «Предисловие и благодарности». У Мишеля, Ева; Стернат, Мария Луиза (ред.). Император Максимилиан I и эпоха Дюрера (PDF) . Престель; Альбертина. ISBN 978-3-7913-5172-8 .
- Сильвер, Ларри (2002). «Сияющие доспехи: император Максимилиан, рыцарство и война». В Кунео, Пиа Ф. (ред.). Искусные армии, красивые битвы: искусство и война в Европе раннего Нового времени . Брилл. ISBN 978-90-04-11588-0 .
- Сильвер, Ларри (2013). «Цезарь Люденс: император Максимилиан I и средневековье ВАННФ» . В Саксе, Бенджамин К.; Голд, Пенни Шайн (ред.). Культурные видения: Очерки истории культуры . БРИЛЛ. ISBN 978-90-420-0490-0 .
- Штробль, Джозеф (1913). Исследования литературной деятельности императора Максимилиана I. Георга Реймера. ISBN 978-3-11-148391-7 .
- Ташенский каталог. «Легендарные сказания об императоре Максимилиане I» . Ташен .
- Терджанян, Пьер, изд. (2019). Последний рыцарь: искусство, доспехи и амбиции Максимилиана I. Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-674-7 .
- Ватанабэ-О'Келли, Хелен (2000). Кембриджская история немецкой литературы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78573-0 .
- Уэйли, Иоахим (2012). «Хайнц Нофлачер, Майкл А. Чисхолм и Бертран Шнерб, ред. Максимилиан И. (1459–1519): Восприятие - Переводы - Гендер ». Обзор. Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 65 (4). дои : 10.1086/669392 . S2CID 163874672 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фрейдал. Император Максимилиан I. Турниры и празднества 1880-1882 годов, издание (К. фон Лейтнер, ред.) из Интернет-архива.
- Музей истории искусств: Фрейдал - Турнирная книга императора Максимилиана I (на немецком языке)
- Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия: Фрейдала рисунки
- Фрейдал. Средневековые игры. Книга турниров императора Максимилиана I , Ташенский каталог (на английском языке)