Принцесса Изабелла Пармская
Принцесса Изабелла Пармская | |||||
---|---|---|---|---|---|
Эрцгерцогиня Австрии | |||||
![]() Портрет Жана-Марка Натье , 1758 год. | |||||
Рожденный | 31 декабря 1741 г. Дворец Буэн-Ретиро , Мадрид , Королевство Испания | ||||
Умер | 27 ноября 1763 г. Хофбург , Вена , Эрцгерцогство Австрийское , Священная Римская империя | (21 год) ||||
Похороны | |||||
Супруг | |||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Дом | Бурбон-Парма | ||||
Отец | Филипп, герцог Пармы | ||||
Мать | Луиза Элизабет из Франции |
Изабелла Бурбон-Пармская ( испанский : Изабель Мария Луиза Антоньета , немецкий : Изабелла Мария Людовика Антония французский : Изабель -Мария-Луиза-Антуан ; 31 декабря 1741 — 27 ноября 1763) была принцессой Пармы . и инфантой Испании , из Дома Бурбон-Пармская как дочь Филиппа, герцога Пармского и Луиза-Элизабет Французская . Она стала эрцгерцогиней Австрии II и наследной принцессой Богемии в 1760 году , и Венгрии выйдя замуж за эрцгерцога Австрии Иосифа, будущего императора Священной Римской империи Иосифа .
Мыслитель эпохи Просвещения , она была плодовитой писательницей, и за три года ее брака сохранилось девятнадцать отдельных произведений (некоторые из них незаконченные). В них она обсуждала философию, религию, этику , политику, дипломатию, военную теорию, мировую торговлю, образование и воспитание детей, человеческую культуру и общество, а также положение женщин. В своих произведениях (которые она держала в секрете) она выступала за интеллектуальное равенство женщин. Ни одно из ее сочинений при ее жизни не было опубликовано; ее «Méditations chrétiennes» («Христианские размышления») были опубликованы в 1764 году, через год после ее смерти. Некоторые из ее личной переписки и других работ были опубликованы биографами и историками.
Хотя муж любил ее, она не в полной мере отвечала на его чувства и находила большее удовлетворение в своих (вероятно, романтических , возможно, сексуальных ) отношениях со своей невесткой , эрцгерцогиней Марией Кристиной . Несмотря на ее популярность при венском дворе, стыд и вина, внушаемые ей неспособностью ответить взаимностью на чувства мужа, усугубленные однополым влечением, которое она считала греховным , сделали ее несчастной. Одинокое детство с требовательными и неласковыми опекунами , внезапная потеря матери, тяжелые роды и два выкидыша за десять месяцев, а затем и четвертая беременность - все это отрицательно сказалось на ее физическом и психическом здоровье. Ее описывали как меланхоличную и испытывающую суицидальные мысли , а биографы предположили, что она страдала депрессией или биполярным расстройством , к которым она, вероятно, была генетически предрасположена. Она умерла в возрасте двадцати одного года от оспы .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рождение и семья
[ редактировать ]Инфанта Изабель Мария Луиза Антуанетта [ примечание 1 ] Испанский и родился 31 декабря 1741 года во дворце Буэн Ретиро в Мадриде и был первым ребенком инфанта Филиппа Испанского его жены Луизы-Элизабет Французской (известной как «мадам Инфанте»). [ 1 ]

Родители Изабеллы когда-то были двоюродными братьями и сестрами, разница в возрасте составляла семь лет: ее матери было двенадцать, а отцу девятнадцать лет, когда они поженились. Будучи первенцем французского короля Людовика XV , мадам Инфанте считала ниже своего достоинства выйти замуж за любого, кто не был монархом или прямым наследником , а Филипп был всего лишь третьим сыном Филиппа V Испанского . Мадам Инфанте была амбициозной и волевой, в отличие от своего мужа, и вскоре взяла на себя ведущую роль в браке, работая через свои французские и испанские контакты, чтобы обеспечить себе более высокое положение. [ 2 ] и больше власти для Бурбонов. [ 3 ] У нее были спорные отношения со своей свекровью Элизабет Фарнезе , фактической правительницей Испании, которой она угрожала своим влиянием на сына, но они вместе работали над продвижением карьеры Филиппа. [ 4 ]
Мадам Инфанте было четырнадцать, когда она родила Изабеллу после тяжелых родов двухдневных . Два месяца спустя Филипп уехал сражаться в Войне за австрийское наследство и больше не видел свою семью, пока его ребенку не исполнилось восемь лет. Ее мать не проявляла особой привязанности к Изабелле и, вероятно, считала ребенка обузой. [ 5 ]
Ранняя жизнь в Мадриде
[ редактировать ]Первые семь лет своей жизни Изабелла воспитывалась при мадридском дворе бабушки и дедушки по отцовской линии. Ее бабушка, королева Елизавета, любила ее и проявляла интерес к ее развитию, сообщая о ее самочувствии и поведении отсутствующему сыну. [ 6 ] Судя по этим письмам, ее мать никогда не проявляла к Изабелле теплоты и была с ней нетерпелива; когда ребенок устраивал истерики , она наказывала ее так строго, что королева Елизавета назвала это «военной тренировкой». Сообщается, что мадам Инфанте считала Изабеллу «упрямой» и «невыносимой». [ 7 ] Изабеллу доверили айе ( гувернантке), вдове французского происхождения маркизе Гонсалес (Мари-Катрин де Басскур-Гриньи, позже suo jure маркиза Боргетто ; 1693–1770). Маркиза сохранила сильное чувство этикета и иерархии со своей предыдущей должности почетной дамы Барбары Португальской . [ 8 ] Изабелла установила тесную связь со своей айей , что вызвало ревность ее матери. [ 9 ]

Образование Изабеллы было построено на современных идеалах принцесс. [ 9 ] Применение телесных наказаний было приказано ее отцом и одобрено ее матерью. [ 10 ] Согласно ее неопубликованной автобиографии, она была энергичным и озорным ребенком, всегда шумным, «прыгающим, карабкающимся, падающим», ломающим мебель и украшения. Ее любимыми занятиями были гонка за бабочками , верховая езда и выполнение трюков с веревкой, а также она любила писать, петь и рисовать. Пытаясь улучшить ее поведение, Гонсалес запретил ей доступ к веревкам, лошадям и качелям. «Что делать в этой печальной ситуации? […] Но я, наконец, научилась быть разумной», — прокомментировала Изабелла уже взрослой. Она начала молча развлекать себя, вспоминая позже, что ее «голова всегда витала в облаках, занимая одновременно сто тысяч идей». [ 8 ] В 1746 году французский посланник похвалил ее «достоинство», заявив, что в четыре года она уже знала, «кто она, кому принадлежит и кем она должна стать однажды». Он также отметил холодность ее матери по отношению к Изабелле. охарактеризовала ее детство как «одинокое и суровое» Она росла единственным ребенком до десяти лет, без товарищей по играм и под строгим контролем. Элизабет Бадинтер . [ 9 ]
Посещение Версаля
[ редактировать ]С 6 января по 7 октября 1749 года Изабелла жила в Версале , навещая свою материнскую семью по пути в Парму . [ 11 ] Будучи (тогда) единственной внучкой Людовика XV и королевы Марии Лещинской , она была окружена большим вниманием и любовью, чем получала раньше. Роскошь и жизнерадостность французского двора были для нее шоком после более строгих придворных испанских обычаев. [ 12 ] В восемь лет ей разрешили участвовать в судебных заседаниях. [ 12 ] и посещать театр , оперу , балы и концерты . Поль д'Альбер де Люин записал, что ей, похоже, не нравились эти выступления, и ее считали «робкой». [ 13 ] В это время Изабелле было удобнее говорить по-испански (которому она научилась благодаря своему ая ), чем по-французски (который она использовала со своей матерью и бабушкой по отцовской линии). [ 14 ]
Со временем Изабелла начала получать удовольствие от своего пребывания. Ей нравилось сопровождать королеву Марию в салон де ла Пэ на оперы, спектакли и концерты. [ 15 ] и она была в восторге от того, что с ней обращались как с французской королевской принцессой : королевская гвардия приветствовала ее, и она усадилась в такое же кресло, как и ее мать и тети. Однажды она выступила в квартире Марии Жозефы Саксонской и вызвала всеобщее одобрение. [ 16 ] После пребывания в Версале она переписывалась со своей материнской семьей, и ее основным языком стал французский. [ 17 ]
[Французы] энергичны и остаются такими до могилы. [...] Их книги остроумны, их разговоры тоже; немногие нации настолько одарены в этом. Их дух блестящ и пламенен, он способен с быстротой и точностью проектировать все, он огромен, он все понимает, он точен, мало что ускользает от него, он изобретателен во всем.
Изабелла Пармская, Размышления об образовании , цитирует Бадинтера
Подростковый возраст в Парме
[ редактировать ]
После Экс-ла-Шапельского договора 1748 года отец Изабеллы стал герцогом Пармы — титул, ранее принадлежавший семье его матери. [ 18 ] Изабелла прибыла туда со своей матерью 20 ноября 1749 года; Парма обеднела, а ее дворцы лежали в руинах. Хотя Изабелла высоко ценила испанцев и французов, она считала итальянцев «несведущими в искусстве мышления» и хотела немедленно покинуть страну. [ 19 ] Ее мать возмущалась потерей статуса и относительной бедностью и сосредоточилась на организации престижных браков для своих детей. [ 20 ] Она дважды посещала Версаль, чтобы договориться о браке с Изабеллой, с августа 1752 по октябрь 1753 года. [ 21 ] затем летом 1757 года, когда она умерла. Оба раза она оставила мужа и детей в Парме. [ 20 ] [ 22 ]
В 1751 году у родителей Изабеллы было двое детей: Фердинанд (20 января) и Луиза (9 декабря). [ 19 ] к которым их мать проявляла больше привязанности. Изабелла, похоже, не ревновала и любила компанию. [ 23 ] Во время отсутствия мадам Инфанте Изабелла сообщала о благополучии своих братьев и сестер их отцу и бабушке по материнской линии. Герцог жил отдельно от своих детей каждый год в течение семи месяцев в Герцогском дворце Колорно, чтобы быть ближе к лучшим охотничьим угодьям. Изабелла отправила ему короткие записки с подробным описанием режима сна и прорезывания зубов у двух младенцев. В период с ноября по апрель Филипп жил со своими младшими детьми в Палаццо делла Пилотта , а Изабелла оставалась со своей айей в Палаццо дель Джардино . [ 23 ]

Хотя Изабелла наверняка обменивалась письмами со своей матерью, они были утеряны. [ 24 ] Примерно в это же время ее друзья расспрашивали мадам Инфанте о ее холодности по отношению к старшему ребенку. Она ответила, что ее «характер был слишком серьезным», чтобы «подружиться с [своей] дочерью». Она считала, что Изабелле следует «довольствоваться» проявленной к ней привязанностью из-за «холодного характера» мадам Инфанте. [ 24 ] официально призвал ее Маршал Франции Адриен -Морис де Ноай проявлять больше любви к Изабелле, поскольку существовали опасения, что новости о холодном обращении с ней, распространившиеся на иностранные суды, могут уменьшить шансы на политически выгодный брак. Французский посол в Парме заверил Ноай, что Изабелле уделяется больше внимания, а мадам Инфанте протестовала против своей материнской любви: «Весь мир должен увидеть […], как сильно я ее люблю». Для тех, кто меня знает, это несомненно». [ 25 ]
Образование
[ редактировать ]Летом 1749 года родители Изабеллы наняли Пьера Серу, образованного французского комедийного писателя с опытом работы репетитором , чтобы тот управлял их имуществом и обучал Изабеллу истории, литературе и французскому языку. [ 26 ] В 1754 году по требованию мадридского двора (обеспокоенного религиозностью Серу) его заменил французский иезуит Томас Фюмерон. После отъезда Серу в апреле 1754 года к Изабелле не был назначен педагог, только ее брат Фердинанд. [ 27 ] В 1757 и 1758 годах для него были наняты соответственно губернатор и наставник: Огюст де Кералио , солдат и учёный, и аббат Бонно де Кондильяк, философ и близкий друг Руссо , Дидро и Даламбера . [ 28 ] Изабелла получила наставления от своих духовников , отцов Фумерона и Белграда, в житиях святых , и она продолжала заниматься рисованием, живописью и музыкой со своим ая ; она преуспела в пении и игре на скрипке и клавесине . [ 29 ] Хотя нет никаких доказательств того, что она посещала лекции Кералиона и Кондильяка, Бадинтер утверждает, что ее более поздние знания военной теории , истории и идеалов Просвещения показывают, что она это делала. [ 30 ]
Изабелла, вероятно, была свидетельницей жестокости Кералио и Кондильяка, особенно последнего, по отношению к ее брату. Несмотря на свою прогрессивную идею обучения посредством игр и репутацию революционного педагога, он регулярно избивал Фердинанда розгой или пинал его. В своих «Размышлениях о образовании » Изабелла осудила воспитание ее брата, анонимно изображая и его, и Кондильяка. В зрелом возрасте она поддерживала переписку с Кералио, но редко упоминала настоятеля. [ 31 ]
Жизнь в Вене
[ редактировать ]
Брак с эрцгерцогом Иосифом
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Мария Терезия, императрица Священной Римской империи , проводила брачную политику, намереваясь укрепить отношения между Бурбонами и Габсбургами . Под влиянием мадам де Помпадур Людовик XV решил изменить союзы и присоединиться к Австрии против Великобритании и Пруссии в дипломатической революции . Старший сын императрицы, Иосиф, не проявлял энтузиазма по поводу брака из-за своего низкого мнения о женщинах и полагался на советы своей матери в выборе невесты. Его помолвка с кузиной Изабеллы, Марией Луизой Испанской , была разорвана под предлогом того, что он влюбился в Изабеллу, хотя решение было политическим, принятое его матерью. Со стороны невесты переговоры вела мадам Инфанте. Контракт был оформлен летом 1759 года в Версале. Вскоре после этого, в возрасте тридцати двух лет, мадам Инфанте умерла от оспы , опустошив ее дочь. [ 32 ] кто мог бы в это время поверить, что и она умрет молодой. [ 33 ]
После обручения стороны решили подождать, чтобы молодая пара повзрослела. Смерть Элизабет еще больше задержала реализацию планов. [ 34 ] Изабелла начала изучать немецкий язык , посвящая этому языку семь часов в день. Ей очень хотелось угодить будущей свекрови императрице. [ 35 ] Похоже, что Изабелла методично готовилась к своему будущему, обращая внимание на политическую ситуацию в Габсбургской монархии и на продолжающуюся войну с Пруссией . Чтобы угодить своей новой семье, она была готова притворяться и манипулировать. [ 36 ] Ее жених Иосиф писал другу, что постарается завоевать «уважение и доверие» невесты, но считал невозможным для себя быть «приятным, изображать из себя любовника», так как это противоречило его «природе», которая никогда не понимал романтической любви. Мысли о приближающейся свадьбе заставляли его «дрожать» и чувствовать меланхолию. [ 37 ]
Я чрезвычайно беспокоюсь о своем будущем счастье; Я, конечно, не из любопытства или звериной похоти вступаю в это [женатое] состояние; только мысль о долге приводит меня к этому, что стоит мне бесконечно и противно мне. [...] Жертва государства, я жертвую собой, надеясь, что Бог воздаст мне...
Эрцгерцог Австрии Иосиф, цитирует Бадинтера
Свадьба
[ редактировать ]После брака по доверенности Изабелла была отправлена в Вену с Йозефом Венцелем I, принцем Лихтенштейна , в конце 1760 года. [ 38 ] Хотя ей было грустно прощаться со своей семьей, она была рада покинуть Парму. [ 35 ] Мария Терезия отказалась позволить кому-либо из своих бывших сотрудников сопровождать ее. [ 36 ] была наедине с отцом, братьями и сестрами, духовником и Аей , она плакала. На публике Изабелла скрывала свою печаль, но когда она в последний раз [ 36 ] Они путешествовали из Пармы через Альпы , и на границе их встретила ее оберхофмейстерин , овдовевшая графиня Эрдёди , Антония Баттихани . 1 октября они достигли замка недалеко от Вены, где их принял тесть Изабеллы Франциск I, император Священной Римской империи .
Император сопровождал Изабеллу в замки Лаксенбурга , где она познакомилась с остальными членами императорской семьи. Ее жених, который неоднократно заявлял, что больше боится брака, чем сражений, как сообщается, покраснел, увидев ее, и не мог дождаться свадьбы. Хотя это может быть преувеличением, как утверждает Бадинтер, она быстро соблазнила Джозефа своим послушанием и позволением ему почувствовать интеллектуальное превосходство над ней. [ 39 ] Мария Терезия заявила, что Изабелла «идеальна», и все согласились, что она превзошла все ожидания. Единственным человеком, который ее не любил, была старшая эрцгерцогиня Мария Анна , которая была второй придворной дамой, но теперь была заменена Изабеллой. Она завидовала своей популярности, хотя семья всегда относилась к ней с пренебрежением. [ 40 ]

Свадьбу отпраздновал в церкви Августинекирхе нунций Виталиано Борромео 6 октября. [ 41 ] Хофбургом и Штефансдомом было организовано декоративное освещение с почти тремя тысячами фонарей, горящими между Хофбургом и Штефансдомом , и таким же количеством белых восковых свечей, выстроенных в две линии, в комплекте с факелами В ту ночь во дворе дворца между . В Хофбурге состоялся публичный банкет из чистого золота , на котором была использована посуда Изабеллы из приданого . Празднования длились несколько дней и были отмечены в серии картин Мартина ван Мейтенса можно будет увидеть в Зале церемоний дворца Шенбрунн . , которые с 2024 года [ 42 ] Это было организовано, несмотря на продолжающуюся Семилетнюю войну, истощающую казну , поскольку Мария Терезия хотела отвлечь внимание и продемонстрировать богатство своей империи. [ 43 ]
Семейная жизнь и отношения с мужем
[ редактировать ]
Хотя Джозеф полюбил Изабеллу и был внимательным мужем, она не ответила ему полностью взаимностью. Как эрцгерцогиня считала своим долгом как можно скорее произвести на свет наследника, и в конце 1761 года она забеременела. Хотя беременность и роды вызвали у нее беспокойство, она испытала облегчение от того, что не разочаровала свою семью. Она беспокоилась, что не сможет выдержать боль, но вела себя ожидаемым образом, «без чувствительности и гримас», по словам Марии Терезии. [ 44 ]

Ее беременность протекала тяжело и сопровождалась множеством физических симптомов, депрессией и страхом смерти . Ситуация усугублялась тем, что ее муж не понимал ее проблем. [ 45 ] 20 марта 1762 года она родила эрцгерцогиню Марию Терезию (названную в честь ее бабушки по отцовской линии). Неизвестно, как Изабелла относилась к своему ребенку, но она упомянула его только один раз в своей интимной переписке (которая не была написана для полупубличного потребления в принимающем суде) и никогда в своих частных письмах; подруга отметила, что ее любовь к ребенку «не проявлялась внешне». [ 46 ]
В августе 1762 года и в январе 1763 года у нее случился выкидыш . Мария Терезия посоветовала Джозефу подождать шесть месяцев, прежде чем снова пытаться завести сына, чтобы Изабелла могла выздороветь. Второй выкидыш держался в секрете, но, по словам французского посла, Мария Терезия и Жозеф находились «в очень тяжелом положении». Он написал, что Изабелла «здорова», но уже несколько дней прикована к постели. [ 47 ] Выкидыши усугубили ее депрессию и подорвали ее волю к жизни. Ее страх перед смертью каждый раз усугублялся риском родов. [ 48 ] В начале марта 1763 года во Франции сообщили, что она психологически нездорова, все еще оплакивает свой последний выкидыш и проявляет физические симптомы: она была «чрезвычайно худой», у нее был «почти постоянный» «сухой кашель» и боли в боках. Был сделан вывод, что ее здоровье находится под «серьезной угрозой» и что ее «душу» необходимо «успокоить». [ 46 ]
Между тем любовь мужа и свекрови к ней росла, и кажется, что Изабелла нашла в императрице материнскую фигуру. [ 49 ] Похоже, она хорошо скрывала свою независимость и свои революционные убеждения, подчиняясь как мужу, так и свекрови. [ 47 ] Биографы описывают ее как живущую «двойной жизнью» как «освобожденного интеллектуала» и «покорной молодой женщины». Несмотря на ее личные сомнения, современники считали, что она вела себя так, как и ожидалось от жены, и в роли принцессы у нее было «острое чувство долга». [ 50 ]
Слава Богу, наша дорогая и очаровательная доченька поправилась и здорова. За десять месяцев она родила и случилась два выкидыша. Это слишком усердно. Поэтому я желаю ей отдохнуть шесть месяцев, чтобы восстановить силы. Прошу вас не выказывать ей никакого желания иметь внука. Она слишком привыкла подчиняться.
- Мария Терезия, письмо герцогу Пармскому, 18 января 1763 г., [ 47 ]
Отношения с эрцгерцогиней Марией Кристиной
[ редактировать ]
Ее невестка, эрцгерцогиня Мария Кристина (известная как Мария) была лучшим другом и единственным доверенным лицом Изабеллы в Вене . Мария была третьим выжившим ребенком императорской четы, менее чем на пять месяцев моложе Изабеллы и любимым ребенком императрицы. Она была умна и склонна к творчеству. У них быстро сложились близкие отношения. [ 51 ] проводя вместе так много времени, что заслужили сравнение с Орфеем и Эвридикой . [ 52 ] Несмотря на то, что они жили в одном дворце, они ежедневно обменивались письмами и небольшими записками, что Фрейермут связывает с популярностью интимной переписки и эпистолярных романов . в то время [ 50 ] Сохранилось двести писем Изабеллы (переписки Марии были сожжены после ее смерти). [ 53 ]
Кажется, Изабелла вскоре почувствовала романтическое, а возможно, и сексуальное влечение к Мари. Чувства последнего развивались постепенно и оставались более сдержанными. [ 54 ] Она оправлялась от любви к Людовику Евгению Вюртембергскому после того, как их отношения разорвала Мария Терезия, которая считала его ниже эрцгерцогини. [ 55 ] Вскоре после прибытия Изабеллы, в октябре или ноябре 1760 года, она начала игриво ухаживать за Марией, написав, что «любовь, этот жестокий бог, мучает [ред]» ее и что смерть будет «несомненно сладкой», если не считать невозможности любить. Мари больше нет. [ 56 ] В начале их отношений она обращалась к Мари формально, называя ее «госпожа, моя дорогая сестра», но вскоре начала называть ее «мой дорогой ангел», «мое самое драгоценное сокровище» или «мое утешение». [ 56 ] Мари Обычными прозвищами были mon Alte («мой старый [один]») и mon âne , mein Engerl или Eserl (все слова означают осла ). Однажды она попросила Изабеллу называть ее baadwaschl , что на венском жаргоне означает мочалку , предмет с эротическим подтекстом. [ 50 ] Изабель регулярно изображала их двоих как гетеросексуальную пару, например, Марию в роли Эвридики , а Изабель Орфей , или использовала имена пар из современных комедий. Она называла себя «любовницей» ( amant ) Мими. [ 56 ] Изабелла сочетала модную в письмах между близкими друзьями превосходную степень с искренними знаками своей одержимости и обожания Мари. [ 50 ]

Две женщины договорились встретиться в укромных местах, и Изабелла писала Мари короткие записки во время мессы . Они подарили друг другу современные туалеты (стулья с отверстием, под которым можно было поставить ночные горшки ), и Изабелла отметила, что надеется, что Мари будет думать о ней каждый раз, когда она им воспользуется. Если погода не позволяла Джозефу отправиться на охоту , невестки торопливыми разочарованными записками отменяли встречу. [ 57 ] Они боялись сохранить свои отношения в секрете; в марте 1761 года Изабелла напомнила Мари о своем «данном слове» никогда ни о чем не говорить (она не уточняет, о чем), потому что «нет ничего в мире постыднее, чем идти против природы». [ 58 ]
Кажется, Мари была более сдержанной, чем Изабелла, но она ответила на ее чувства. Их общее восприятие гомосексуализма как греховного привело к чувству вины. Изабелле также стало стыдно за то, что она не ответила взаимностью на любовь мужа, не выполнила свой «долг» жены. Это усугубило ее депрессию и убедило ее, что единственным выходом является ее смерть. [ 38 ] Она писала Мари, что «только Всевышний знает, с какой радостью я бы рассталась с этой жизнью, в которой Ему ежедневно причиняют обиды». [ 59 ] После смерти Мари была найдена миниатюра Изабеллы и ее дочери в ее молитвеннике . На его оборотной стороне она написала дату и причину смерти Изабеллы, назвав ее «лучшим и самым верным другом», который «жил как ангел и умер как [ангел]». [ 60 ]
Перед смертью Изабелла сказала свекрови, что «не все видно» Джозефу среди ее бумаг. Императрица попросила графиню Эрдёди, оберхофмейстерина Изабеллы , сжечь сочинения Изабеллы; неизвестно, почему этого не произошло. [ 61 ] Письма, написанные ей Изабеллой, остались среди бумаг Мари. Ее муж, Альберт Казимир, герцог Тешенский , воспринимал их как доказательство «исключительной дружбы» между его женой и «несравненной принцессой». [ 62 ] По состоянию на 2024 год письма находятся в Национальном архиве Венгрии . Частично они были опубликованы Альфредом Риттером фон Арнетом , архивариусом габсбургских бумаг, в конце XIX века. й век. Другое подвергнутое цензуре издание было включено в книгу Джозефа Граски « Die Persönlichkeit der Infantin von Parma» 1959 года «Личность инфанты Пармской». В 2008 году Элизабет Бадинтер опубликовала полную сохранившуюся переписку с аннотациями . [ 63 ]
Оценка отношений учеными
[ редактировать ]
Хотя более ранние историки отвергали язык писем как модное выражение дружбы, позже стало общепринятым, что у них был романтический, возможно, сексуальный роман. [ 51 ] Бадинтер утверждает, что в их переписке проявлялись собственнические желания, чувство боли из-за разлуки с другим, «одержимость любимым», ревность и зависимость, которые рассматривались как характеристики романтически-сексуальных отношений как в 18 веке, так и с тех пор. [ 54 ] Поддерживая идею о том, что Изабелла испытывает гомосексуальное влечение, но не гетеросексуальное, она написала в своем «Трактате о людях» , что, хотя ни один мужчина не может жить без женщин, любая женщина может жить без мужчин. [ 50 ]
Фрейермут утверждает, что большинство выражений, использованных Изабеллой, были регулярными в сложной переписке того времени, и подчеркивает, что выражение «намерение à la rage» , то есть любить до безумия, используется как для Мари, так и для ее Oberhofmeisterin . Тем не менее она согласна с другими биографами в том, что письма передают «интуитивную потребность» в интимной близости и «исключительную страсть», особенно благодаря их частоте (часто несколько писем в день) и «двусмысленным» фразам. Изабелла использовала смесь слов, обозначающих платоническую и романтическую любовь, чтобы замаскировать свое влечение, нейтрализуя глаголы, относящиеся к сексуальным или романтическим чувствам, сопровождая их глаголами, подходящими для дружбы, например: «Я тоскую [je languis de] по любви [amour]» , для дружбы [amitié] , как пожелаешь, и навсегда». Она полагалась на французское местоимение on («один»), чтобы сделать свои заявления безличными: «когда кто-то видит тебя [on vous voit] , он больше не может быть [on ne plus peut être] занят ничем, кроме твоих чар». Фрейермут утверждает, что, хотя европейцы в 18 веке обсуждали эти симптомы, считавшиеся «отвратительными», более свободно, чем в 21 веке, комфортная манера описания Изабеллой ее диарея после родов («Я обгадила [chié] всю [свою сорочку ]») предполагают, что они были физически, возможно, сексуально интимны друг с другом. [ 50 ]
Подборка цитат Изабеллы из писем Мари, которые Бадинтер приводит в поддержку любовного романа. | |
---|---|
Французский оригинал или *французский перевод немецкого оригинала, выполненный Badinter | английский перевод |
Я люблю тебя до обожания, и мое счастье — любить тебя и быть уверенным в тебе. | Я люблю тебя до точки поклонения, и мое счастье — любить тебя и быть уверенным в твоей любви. |
Я влюблен в тебя как сумасшедший, святой или дьявольский, я люблю тебя и буду любить до гроба. | Я люблю тебя, как сумасшедшая, свято или дьявольски, я люблю тебя и буду любить до гроба. |
Я очень хочу задушить тебя ласками. | Я очень склонен задушить тебя ласками. |
От тебя у меня кружится голова […] Я в самом жестоком состоянии, пот течет по лбу, я задыхаюсь… | От тебя у меня кружится голова […] Я в самом жестоком состоянии, пот течет по лбу, я задыхаюсь... |
Я трахаю тебя изо всех сил, но уже не подбородком. | Я целую тебя изо всех сил, но уже не в подбородок. |
Я трахаю тебя, что бы ты ни трахал. | Я целую все, что ты позволяешь мне целовать. |
Мы могли бы просто целоваться, пока не устанем. | Вполне может случиться так, что мы поцелуем друг друга до [смертельного] изнеможения. |
Я трахаю твою маленькую задницу архангела.* | Целую твою архангельскую задницу. |
Я трахаю твою очаровательную задницу, стараясь не предложить тебе свою, которая немного испорчена. | Я целую твою прекрасную задницу, стараясь не предложить тебе свою, что немного беспорядочно. |
Лицо немного болит, а любимое место нет. | Лицо немного болит, а любимое место нет. |
Все, что меня беспокоит в это время, — это сказать, если бы я только мог видеть ее, какая бы это не была сладость, какое бы счастье, какое внутреннее удовлетворение я бы не почувствовал, если бы я мог с таким изяществом и притягательностью созерцать этот вздернутый нос, который так часто увлекал меня, этот рот, так подходящий для утешения поцелуями, эти глаза, чей язык так трогателен. […] Я забываю, где я, я забываю тех, с кем я. […] Я думаю только об этом новом желании, которое я стремлюсь удовлетворить любой ценой. | Все, что занимает меня в этот час, — это сказать, если бы я только мог видеть ее, какую бы это была сладость, какое счастье, какое внутреннее удовлетворение я бы почувствовал, если бы я мог только созерцать этот повернутый с такой грацией и привлекательностью нос, который так часто увлекали меня, этот рот, так подходящий для утешения поцелуями, эти глаза, чей язык так трогателен. […] Я забываю, где я, я забываю тех, с кем я. […] Я думаю только об этом новом желании, которое я стремлюсь удовлетворить, какой бы ценой это ни было. |
Отношения с эрцгерцогиней Марией Анной
[ редактировать ]
Хотя большая часть ее семьи любила ее, ее отношения со старшей невесткой, эрцгерцогиней Марией Анной (известной как Марианна), только ухудшились. Изабеллу считали красивой, а Марианну считали наименее привлекательной эрцгерцогиней; Изабелла пользовалась популярностью, а мать, братья и сестры игнорировали Марианну. [ 64 ] Инфанта была умна и образована, и изучение наук было для Марианны убежищем от одинокой и противоречивой семейной жизни, интерес, который связывал ее с отцом, который теперь тоже обожал Изабеллу. Изабелла также считалась лучшей певицей и скрипачкой, чем эрцгерцогиня. Движимая ревностью и чувством неполноценности, Марианна рассматривала Изабеллу как соперницу еще до ее прибытия в Австрию и приняла ее холодно. [ 40 ]
Изабелла ответила недоверием. Она охарактеризовала Марианну как «двуличную» и « лицемерную ». [ 40 ] и написал о ней короткую диссертацию под названием Les Charmes de la fausse amitié , «Чары ложной дружбы». Тем не менее они публично обменялись объятиями, поцелуями и комплиментами. Марианна, кажется, была единственным человеком, который подозревал связь между Изабеллой и Мари, и она шпионила за ними. Изабелла часто предупреждала Мари, чтобы она берегла свои письма от Марианны. [ 65 ] Их холодность, переходящая во враждебность, [ 66 ] ухудшил и без того далекие отношения между Марианной и Жозефом, и он так и не простил сестре вражду с его женой. [ 67 ] Позже, будучи главой семьи, он использовал свою власть, чтобы изолировать ее и лишить ее материального обеспечения. [ 65 ]
Смерть и последствия
[ редактировать ]
Императорский двор проводил лето в Шенбрунне . В 1763 году было записано, что Изабелла не хотела переезжать обратно в Хофбург . [ 68 ] Она была на шестом месяце беременности и считала, что может вынашивать близнецов ; [ 46 ] случаи оспы были зарегистрированы вокруг Вены. 18 ноября, через четыре дня после прибытия в Вену, у Изабеллы поднялась температура , и вскоре ей поставили диагноз «оспа». Императрицу, которая ухаживала за ней, уговорили покинуть комнату, поскольку она еще не заболела и, следовательно, могла заразиться. После этого о ней позаботились Джозеф, Марианна и Мари (ее муж и две его сестры). Из-за лихорадки начались роды, и 22 ноября она родила преждевременно. По ее просьбе малышку окрестили Марией Кристиной, но она умерла в тот же день. [ 69 ]
После рождения Изабелла редко была в сознании и проявляла «мужество», граничащее с безразличием к смерти. [ 69 ] 26 ноября врачи сообщили Джозефу, что Изабелла находится в агонии, и она умерла на рассвете следующего дня, за месяц до своего двадцать второго дня рождения. Поскольку ее тело все еще было заразным , оно было похоронено без вскрытия и бальзамирования в склепе Марии Терезии Императорского склепа . Гроб ее дочери Кристины был поставлен под ее гробом. [ 70 ] [ 71 ] Смерть Изабеллы, а также смерть от оспы трех или четырех императорских детей, а также страдания, которым подверглось большинство членов семьи из-за этой болезни, способствовали решению Марии Терезии в 1768 году провести вариоляцию младших членов семьи и последующему принятию практика в Австрии. [ 72 ]
Я потерял все. Моей обожаемой жены и единственного друга больше нет. (...) Какая страшная разлука! Смогу ли я это пережить? Да и только для того, чтобы быть несчастной всю жизнь. (...) Нет ничего, что мне снова понравилось бы.
Эрцгерцог Австрии Иосиф, письмо герцогу Пармскому [ 47 ]
Влияние на Джозефа и Марию Кристину
[ редактировать ]Джозеф был опустошен ее смертью и так и не оправился полностью. [ 73 ] По настоянию матери он снова женился на Марии Жозефе Баварской в 1765 году, которая физически оттолкнула его и с которой он плохо обращался, несмотря на ее попытки приспособиться к нему. Она умерла от оспы после двух лет брака. [ 53 ] Он обожал своего единственного ребенка, Марию Терезию , которая умерла от плеврита в 1770 году в возрасте семи лет. Хотя любовь, которую он испытывал к своей жене, помогла развить его более позитивные качества, после ее смерти он стал еще более саркастичным , раздражительным и агрессивным , чем был до женитьбы. Нет никаких записей о реакции Мари на смерть Изабеллы. [ 60 ] Она заботилась о своей дочери, пока она не умерла в детстве, и вышла замуж за принца Альберта Казимира Саксонского в 1766 году. [ 74 ] Позже она написала, что смерть Изабеллы произошла «к великому сожалению всех, но прежде всего меня». [ 50 ]
Личность и внешний вид
[ редактировать ]
Изабелла интересовалась философией , моралью , музыкой, историей, физикой и метафизикой . [ 59 ] Она также была склонна к творчеству: рисовала, рисовала, пела, играла на скрипке и клавесине с удовольствием и талантом, писала стихи и этюды. [ 75 ] В 1758 году французский историк Пьер-Жан Гросли посетил Парму и описал Изабеллу как «одно из главных чудес» города из-за ее «выдающегося таланта» во всех «полезных и приятных искусствах» и ее «хорошего знания мира». [ 76 ] Фрейермут утверждает, что путешествия, которые она предприняла в детстве, и ее разнообразный опыт в Испании, Франции, Парме, а затем и в Австрии стимулировали ее интеллектуальное развитие и навыки критического мышления. [ 50 ]
Во время переговоров о ее браке австрийские наблюдатели сообщили, что Изабелла говорила по-французски, по-испански, по-итальянски и немного по-латыни, изучала науки и карты и следила за военными передвижениями в продолжающейся Третьей Силезской войне в Австрии . [ 77 ] Она также начала изучать немецкий язык. В отчете, подготовленном по заказу Марии Терезии, ее хвалили как «красивую» и «добрую», «достойную», но никогда не «аффектированную», называя ее «ангелом красоты и добра». [ 50 ] Она любила читать, но не «желала казаться ученым» — она могла выражать свой интеллект и знания, оставаясь при этом в соответствии с современными ожиданиями надлежащего женского поведения. [ 35 ] Современники ценили ее как «эрудицию» и добросердечие. [ 50 ] Ей нравилось танцевать на балах, но не карточные игры , верховая езда или охота (все популярные виды развлечений при европейских королевских дворах того времени), предпочитая в качестве физических упражнений быстрые прогулки. Вдохновленная своей бабушкой Марией Лещиньской , она раздавала большую часть своего дохода бедным. [ 35 ]
Несмотря на свой застенчивый и сдержанный характер, Изабелла нравилась большинству людей. Она сознательно наблюдала за другими и анализировала их личности, сильные и слабые стороны, чтобы построить с ними хорошие отношения. [ 38 ] Когда ее лучшая подруга и возможная любовница, эрцгерцогиня Мария Кристина , написала описание Изабеллы, среди ее отрицательных черт она упомянула предвзятость в пользу тех, кого любила, и нежелание менять свое мнение. Она также заявила, что Изабелле нравилось издеваться над людьми, но как только она достигла своей цели и расстроила их, она была опустошена. [ 78 ] Ее внешность была противоположностью того, что было модно среди знатных дам того времени: у нее была оливковая кожа , но тем не менее она считалась красивой.
Проблемы психического здоровья
[ редактировать ]Изабеллу считали меланхоличной — современное название депрессивных тенденций. Несмотря на ее обычную живость и любовь к спорту, у нее бывали внезапные периоды, когда она не могла двигаться и сидела на одном месте, глядя перед собой. Тамуссино предположила, что ее проблемы, вероятно, форма биполярного расстройства , были наследственными , поскольку и у ее дедушки, и у ее отца были схожие симптомы. [ 79 ] Смерть матери сильно подействовала на нее, и она убедилась, что не проживет с этого времени более четырех лет. [ 33 ] Обремененная браком, тяжелой беременностью и гомосексуальными желаниями, она стала склонна к суициду . В письме она призналась, что почувствовала бы «большое искушение» покончить жизнь самоубийством, если бы это не было запрещено церковью . В качестве причин этого она назвала то, что чувствовала себя «ни на что не годной», «делала только плохие вещи» и не видела никакого способа достичь спасения . [ 80 ] В 1763 году она заявила, что услышала голос, говорящий ей о близости ее смерти, который привел ее в «нежное, мирное, праздничное» настроение, побудил ее «делать что угодно» и дал ей «таинственную власть над [самой собой]». ]'. [ 79 ]
Сочинения
[ редактировать ]
Изабелла оставила множество произведений со времени замужества. В них она анализировала свою жизнь и окружающий мир. Ее первая сохранившаяся работа, Remarques politiques et militaires («Политические и военные наблюдения»), датирована 1758 годом, когда ей было семнадцать лет. [ 50 ] Она написала автобиографию под названием Les Aventures de l'étourderie , «Приключения изумления». В своих «Христианских размышлениях» , опубликованных по приказу Марии Терезии в 1764 году, [ 81 ] она размышляла о религиозных вопросах и смерти с католической точки зрения. Она планировала более обширное исследование под названием «Об обычаях народов» смогла написать только его первую часть (о древних египтянах , но перед смертью ). В более короткой диссертации она резюмировала усилия венского двора по присоединению Габсбургской монархии к мировой торговле. [ 82 ]
Мысли об образовании
[ редактировать ]«Размышления об образовании» представляли собой отказ Изабеллы от современного воспитания детей из высшего сословия и скрытое осуждение ее собственных родителей и учителей, которых они наняли, особенно жестоких наставников ее брата Фердинанда . Она возложила на родителей полную ответственность за своих детей, назвав тех, кто позволяет чужакам воспитывать своих детей, "ленивыми, равнодушными и слабыми". [ 83 ]
Она отвергла авторитаризм и телесные наказания . [ 84 ] поскольку она считала, что они делают детей «жестокими, упрямыми и резкими» сразу и во взрослом возрасте. Она утверждала, что необъяснимые ограничения и суровые наказания лишают детей возможности «добровольно выполнять свои обязанности». Тогда их единственным поведенческим примером будет «насилие» (как в случае с ее братом). Она считала, что детям присуща «доброжелательность и уверенность», но те, кто воспитывается властно, научатся действовать из «рабейского страха перед унижением». По мнению Изабеллы, злоупотребление родительской властью заставляет детей думать о себе как о «рабах» и становиться «бесчувственными и насмешливыми», чтобы справиться со своей низкой самооценкой. [ 84 ]
Она считала телесные наказания (которые приняли ее родители) бесполезными и опасными, формой дисциплины, берущей начало в «жестоких сердцах» и «низких чувствах», основанных на «ложном убеждении», что люди «не лучше животных» и невозможно убедить разумом. По ее мнению, насилие над детьми показало отсутствие у взрослых «понимания» и педагогического таланта. Нарисовав анонимный портрет своего брата, она пришла к выводу, что избиения вызывают у детей «ненависть», нечестность и желание «отомстить». [ 85 ] Вместо этих методов, которые, по ее словам, в то время набирали популярность, она выступала за доброту, «почти неизвестную», поскольку считалась «слабостью, недостатком твердости и разума». [ 85 ]
О судьбах принцесс
[ редактировать ]
В исследовании «Судьба принцесс » Изабелла писала, что принцесса была «жертвой неудачной политики министра», принесенной в жертву во имя предполагаемого общественного блага. Она раскритиковала идею объединения стран посредством браков, утверждая, что это не может привести к прочному союзу. [ 82 ] В заключение она сказала, что принцесса может сделать свое «печальное положение» «завидным», взывая к воле Бога и служа Ему. [ 86 ]
Чего ожидать дочери великого князя? [...] Уже при рождении она является рабыней предрассудков народа; она рождена только для того, чтобы подвергнуться этому хаосу почестей, этому этикету, связанному с величием. [...] Ее положение лишает ее знания [тех], кем она окружена. [...] Звание, которое она носит, не только не приносит ей ни малейшего преимущества, но лишает ее величайшего удовольствия жизни. [...] [О] обязана жить на свете, у нее почти нет знакомых и друзей. [...]
Это еще не все. В конце концов, они хотят выдать ее замуж. Поэтому она обречена оставить все позади: свою семью, свою родину, и ради кого? Для незнакомца, для человека, характер и образ мыслей которого она не знает, для родных, которые, возможно, будут смотреть на нее только с ревностью, а в лучшем случае с подозрением.- Эрцгерцогиня Изабелла Австрийская, Судьба принцесс, [ 87 ]
Трактат о мужчинах
[ редактировать ]Изабелла написала критическую статью, исследующую статус и поведение мужчин в современном патриархальном европейском обществе, под названием Traité sur les hommes (« Трактат о мужчинах»). Она утверждала, что женщины столь же хороши и интеллектуально развиты, как и мужчины, а может быть, даже лучше, и высмеивала мужской пол. С юмором она описала мужчин как «бесполезных животных», которые существуют только для того, чтобы «делать плохие вещи, быть нетерпеливыми и создавать замешательство». Основываясь на своем опыте и, возможно, на своем мнении о муже, она пришла к выводу, что мужчины «лишены чувств и любят только себя». По ее мнению, человек рожден для того, чтобы думать, а вместо этого проводит свою жизнь «развлекаясь, крича, играя в героев, бегая взад и вперед, иными словами, не делая ничего, кроме того, что льстит его самолюбию или не требует от него никаких мыслей». [ 88 ] Она резюмировала, почему, по ее мнению, мужчины тем не менее были выше женщин в обществе: чтобы их «недостатки могли заставить [женские] добродетели сиять ярче», чтобы они становились лучше с каждым днем и «терпеливы в мире, от которого, если они не держат в своих руках всю власть, их полностью сошлют». Изабелла пришла к выводу, что «рабство» женщин вызвано тем, что мужчины чувствуют, что женщины превосходят их. [ 89 ]
Совет Марии.
[ редактировать ]Изабелла написала длинное письмо своей невестке и возможной возлюбленной эрцгерцогине Марии Кристине Готовясь к смерти, . Conseils à Marie («Совет Мари») состоит из описаний членов их семей и способов установления с ними хороших отношений. По ее мнению, ее муж был «не в первую очередь эмоциональным человеком» и считал обычные проявления любви, такие как нежность или объятия, лестью или лицемерием. Она описала своего тестя, императора Франциска, как «благородного, добросердечного» человека и «надежного, настоящего друга», но склонного прислушиваться к плохим советчикам. Об императрице Марии Терезии «какое-то недоверие она писала, что в ее любви к детям смешано и кажущаяся холодность». Она заявила, что ее смерть не станет большой потерей для ее свекрови, но, тем не менее, причинит ей боль и что она «перенесет всю дружбу, которую она испытывает к [Изабелле] к [Мари]». [ 90 ]
Библиография
[ редактировать ]Во время замужества Изабелла была плодовитой писательницей эссе и исследований. Ряд ее работ был найден среди бумаг ее невестки Марии Кристины ее вдовцом Альбертом Казимиром, герцогом Тешенским . [ 62 ] Затем они были помещены в семейный архив Габсбургов вместе с его комментариями. Он отметил, что другие работы Изабеллы были потеряны в результате кораблекрушения, ссылаясь на несчастный случай 1792 года, когда вещи пары перевозились из Роттердама в Гамбург . Граски и Тамуссино считают маловероятным существование дальнейших сочинений, «учитывая обилие того, что сохранилось». [ 91 ] Вместе с остальными семейными бумагами работа Изабеллы хранилась в Вене до Первой мировой войны , затем в резиденции Габсбургов в Мошонмадьяроваре , Венгрия. Там их повредил пожар в 1956 году. [ 91 ] По состоянию на 2024 год их можно найти в Национальном архиве Венгрии и Национальном архиве Австрии . Лишь немногие из ее произведений были опубликованы. Она также сочиняла музыку, несколько ее арий и од сохранились в Будапеште. [ 92 ]
оригинальное (французское) название | Английское название | статус публикации/подробности | местонахождение рукописи | примечания |
---|---|---|---|---|
Совет Марии. | Совет Марии | опубликовано Бадинтером [ 93 ] | Национальный архив Венгрии | подробная характеристика членов императорской семьи и советы, как вести себя по отношению к ним; написано ее невестке Марии Кристине |
Искусство писать письма | Искусство письма | неопубликованный | Национальный архив Австрии | встречается среди коротких произведений на разные темы |
Приключения бездумья | Приключения изумления | неопубликовано, частично цитируется и анализируется Сэнгером [ 94 ] | Национальный архив Венгрии | автобиография |
Прелести ложной дружбы | Прелести ложной дружбы | неопубликовано, частично цитируется и анализируется Сэнгером [ 95 ] | Национальный архив Венгрии | написано против ее невестки Марии Анны |
Упражнения для ума | Духовные упражнения | неопубликованный | Национальный архив Венгрии | |
Истинный Философ | Истинный Философ | неопубликовано, частично процитировано и проанализировано Сэнгером [ 96 ] | Национальный архив Венгрии | |
Христианские медитации | Христианские медитации | опубликовано в 1764 году по заказу Марии Терезии; доступно в Google Книгах ; частично процитировано и проанализировано Сэнгером [ 81 ] | Национальный архив Австрии | размышления на различные религиозные темы, особенно о смерти |
Наблюдения за пруссаками | Наблюдения за пруссаками | неопубликовано, частично процитировано и проанализировано Сэнгером [ 97 ] | Национальный архив Венгрии | |
Размышления, сделанные в одиночестве | Размышления, сделанные в одиночестве | неопубликовано, частично процитировано и проанализировано Сэнгером [ 98 ] | Национальный архив Венгрии | |
Мысли об образовании | Размышления об образовании | неопубликовано, частично процитировано и проанализировано Бадинтером [ 99 ] и Сэнгер [ 100 ] | Национальный архив Австрии | просвещенная философия образования, основанная на ее неблагоприятном детском опыте |
Политические и военные замечания (1758 г.) | Политические и военные наблюдения | неопубликовано, частично процитировано и проанализировано Сэнгером [ 101 ] | Палатинская библиотека, Парма | комментарии о правительстве и войне |
О судьбах принцесс | О судьбах принцесс | опубликовано Бадинтером [ 102 ] и Сэнгер [ 103 ] | Национальный архив Венгрии | аргумент против династических браков на политической и личной основе |
Исторический трактат о морали | Исторический трактат о нравах | неопубликованный | Национальный архив Венгрии | незаконченный обзор человеческого общества и культурных практик |
Трактат о религии | Трактат о религии | неопубликованный | Национальный архив Австрии | существует только расшифровка оригинала |
Трактат о мужчинах | Трактат о мужчинах | неопубликовано, частично процитировано и проанализировано Бадинтером [ 104 ] и Сэнгер [ 105 ] | Национальный архив Венгрии | аргумент против патриархального общества и за моральное и интеллектуальное равенство женщин |
Общие представления о том, что надо хорошо воспитать принца | Общие моменты, которые следует учитывать, чтобы хорошо воспитать принца | неопубликованный | Национальный архив Австрии | включает немецкое исследование о том, как преподавать историю молодым эрцгерцогам. |
Взгляды на торговлю | Взгляды на торговлю | неопубликованный | Национальный архив Австрии | |
Пьесы о морали | Пьесы о морали | неопубликованный | Национальный архив Австрии | |
Вопросы, которые следует задать, чтобы завоевать сердце эрцгерцога | Вопросы, на которые нужно ответить, чтобы завоевать сердце эрцгерцога | опубликовано Бадинтером [ 106 ] | Национальный архив Венгрии | руководство невестке Марии Кристине о том, как быть в хороших отношениях с мужем Иосифом |
Проблема
[ редактировать ]За три года брака у Изабеллы было четыре известных беременности. Два из них закончились выкидышем, и у двоих родились дочери, только одна из которых пережила младенчество и ни одна из них не дожила до взрослой жизни. [ 59 ]
Имя | Рождение | Смерть | Примечания |
---|---|---|---|
Эрцгерцогиня Мария Терезия Елизавета Филиппинская Луиза Жозефа Джоанна | 20 марта 1762 г. | 23 января 1770 г. | Умер в 7 лет от плеврита . [ 107 ] |
Безымянный ребенок | август 1762 г. | август 1762 г. | Перенесла выкидыш. |
Безымянный ребенок | Январь 1763 г. | Январь 1763 г. | Перенесла выкидыш. |
Эрцгерцогиня Мария Кристина | 22 ноября 1763 г. | 22 ноября 1763 г. | Родился на три месяца раньше срока и умер вскоре после рождения. |
Родословная
[ редактировать ]Предки принцессы Изабеллы Пармской [ 108 ] |
---|
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ее окрестили Марией Элизабетой Людовикой Антонией, латинской версией ее имени. В детстве она была известна как Донья Изабель или Изабелита; в зрелом возрасте, как Изабель. Формально она подписывалась как Изабель-Мария-Луиза (французская) или Изабелла Мария Людовика (немецкая), никогда не используя Антонию, Антуан или Антуанетту. На могиле ее зовут Элизабет Мария.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бадинтер 2008 , стр. 48, 134.
- ^ Латур 1927 , стр. 221–223.
- ^ Латур 1927 , с. 220.
- ^ Латур 1927 , с. 223.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 13.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 13–14.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с Бадинтер 2008 , с. 16.
- ^ Пикант, Саймон (1970). «L’Âge d’or» («Золотой век»). L'Aile des Princes. Les filles de Louis XV [ Дочери Людовика XV: Крыло принцев ]. Арто. п. 200 . Проверено 15 августа 2024 г. - из Интернет-архива .
- ^ Латур 1927 , стр. 228–229.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 17.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 17–18.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 16, 18.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 18–19.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 19.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 20.
- ^ Андерсон 1996 , с. 198.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 22.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 22–23.
- ^ Тамуссино 1989 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 24.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 24–25.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 26–27.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 27.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 27–28.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 28.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 28–29.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 29–30.
- ^ Латур 1927 , с. 241.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 66.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д Бадинтер 2008 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б с Бадинтер 2008 , с. 36.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б с Голдсмит 1935 , Глава двенадцатая.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с Лейтнер 1994 , с. 70.
- ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 66.
- ^ «Изабелла Пармская» . Мир Габсбургов . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 51.
- ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с Бадинтер 2008 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с д Бадинтер 2008 , с. 53.
- ^ Тиммс 2018 .
- ^ Бадинтер 2008 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Фрейермут, Сильви (2012). «Изабелла Бурбон-Пармская и риторика желания» ( PDF) . В Ле Геннек, Франсуа (ред.). Женщины Света и Тьмы. Un premier feminisme (1774–1830) [ Женщины света и теней: первый феминизм (1774–1830) ] (на французском языке). Приятно: Editions Vaillant. стр. 81–91. ISBN 9782916986357 . Проверено 15 августа 2024 г. - через ОРБилу.
- ^ Jump up to: а б Фаркуар 2001 , с. 4.
- ^ Фрейзер, Антония (2002). «Рожденный подчиняться» . Мария-Антуанетта: Путешествие . Нью-Йорк: Anchor Books . п. 24. ISBN 978-1400033287 . OCLC 773606857 – через Интернет-архив .
- ^ Jump up to: а б Вовк 2010г .
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 60.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с Бадинтер 2008 , стр. 60–61.
- ^ Фальваи 2012 , стр. 24–25.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с Вайсенштайнер 1995 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , с. 74.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , стр. 64–65.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 73, 146.
- ^ Weissensteiner 1995 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , с. 40.
- ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 39.
- ^ Лейтнер 1994 , с. 71.
- ^ Тамуссино 1989 , с. 248.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 55.
- ^ «Хранилище Марии Терезии» [Хранилище Марии Терезии]. Склеп капуцинов (на немецком языке) . Проверено 11 июня 2022 г.
- ^ Фальваи 2012 , стр. 34–36.
- ^ Столлберг-Рилингер 2017 , стр. 507–514.
- ^ Фальваи 2012 , с. 36.
- ^ Вайсенштайнер 1995 , стр. 74–76, 82.
- ^ Weissensteiner 1995 , стр. 71–72.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 33–34.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 33.
- ^ Weissensteiner 1995 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , с. 72.
- ^ Weissensteiner 1995 , стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б Сэнгер 2002 , стр. 277–280.
- ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , стр. 72–73.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 31.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 102.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 100–101.
- ^ Бадинтер 2008 , с. 47.
- ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 68.
- ^ Вайсенштайнер 1995 , стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Тамуссино 1989 , стр. 306–308.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 237–252.
- ^ Сэнгер 2002 , стр. 285–289.
- ^ Сэнгер 2002 , стр. 277.
- ^ Сэнгер 2002 , стр. 274–275.
- ^ Сэнгер 2002 , стр. 273–274.
- ^ Сэнгер 2002 , стр. 275–277.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 29–32.
- ^ Сэнгер 2002 , стр. 137–140.
- ^ Сэнгер 2002 , стр. 177–179.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 100–102.
- ^ Сэнгер 2002 , стр. 282–283.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 46–47.
- ^ Сэнгер 2002 , стр. 281.
- ^ Бадинтер 2008 , стр. 107–109.
- ^ Фальваи 2012 , с. 40.
- ^ Генеалогия до степени включительно всех живущих в настоящее время королей и принцев суверенных домов Европы ( четвертой на французском языке). Бордо: Фредерик Гийом Бирнстиль. 1768. с. 96.
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]
- Андерсон, Мэтью Смит (23 января 1996 г.). Война за австрийское наследство, 1740–1748 гг . Лонгман. п. 198. ИСБН 978-0582059504 . ОСЛК 30358032 .
- Бойтлер, Джиджи (1 декабря 1999 г.). Императорские склепы П. П. Капуцинов в Вене (Капуцинский склеп) . Бойтлер Хельденштерн. ISBN 978-3950058413 .
- Бадинтер, Элизабет , изд. (2008). «Изабелла Бурбон-Пармская [1741–1764]». «Я умираю от любви к тебе…». Письма эрцгерцогине Марии Кристине. 1760–1763 (на французском языке). Талландье. ISBN 9782847345087 . LCCN 2008478877 . ОСЛК 261400711 . ОЛ 23391459М .
- Фаркуар, Майкл (1 мая 2001 г.). «Нечестивый брак» . Сокровищница королевских скандалов: шокирующие правдивые истории о самых злых, самых странных и самых распутных королях, королевах, царях, папах и императорах в истории . Книги о пингвинах . п. 91. ИСБН 978-0140280241 .
- Голдсмит, Маргарет (1935). «Глава двенадцатая» . Мария Терезия Австрийская . Великобритания. Архивировано из оригинала 11 июня 2022 года . Проверено 11 июня 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Латур, Тереза-Луи (1927). «Дочери Людовика XV» . Принцессы, дамы и салоньеры времен Людовика XV . Перевод Клегга, Айви Э. Кеган Пол, Trench, Trubner & Co., Ltd., стр. 216–242 . Проверено 10 июня 2022 г.
- Лейтнер, Тея (1994). «Золушка. Мария Анна (1738–1789)» [Золушка. Мария Анна (1738–1789)]. Забытые дети Габсбургов [ Забытые дети Габсбургов ]. Перевод Гергея, Эржебет. Басня. ISBN 963-8169885 .
- Сэнгер, Эрнест (2002). Изабель Бурбон-Пармская. Принцесса и смерть [ Изабелла Бурбон-Пармская. Принцесса и смерть ] (на французском языке). Расинские издания. ISBN 2-87386-276-9 .
- Столлберг-Рилингер, Барбара (16 марта 2017 г.). Мария Терезия. Императрица в свое время. Биография [ Мария Терезия. Императрица в свое время. Биография ] (на немецком языке). Бека CH ISBN 978-3406697487 .
- Тамуссино, Урсула (1989). Изабелла Пармская. Жена Иосифа II [ Изабелла Пармская. Жена Иосифа II ] (на немецком языке). Австрийское федеральное издательство. ISBN 978-3215070686 . Проверено 29 января 2023 г.
- Вовк, Джастин С. (20 января 2010 г.). В руках судьбы. Пять трагических правителей, детей Марии Терезии . iUniverse . ISBN 978-1450200813 .
- Вайссенштайнер, Фридрих (1995). «Мария Кристина. Любимица Марии Терезии» [Мария Кристина. Фаворит Марии Терезии]. на ( Дочери Марии Терезии венгерском языке). Перевод Санто, Юдит. Басня. стр. 63–74. ISBN 963-6540292 .
Веб-страницы
[ редактировать ]- Мучлехнер, Мартин. «Свадебный альбом – Женитьба Иосифа II на Изабелле Пармской» . Мир Габсбургов . Проверено 11 июня 2022 г.
- «Изабелла Пармская» . Мир Габсбургов . Проверено 11 июня 2022 г.
- «Хранилище Марии Терезии» [Хранилище Марии Терезии]. Склеп капуцинов (на немецком языке) . Проверено 11 июня 2022 г.
- Райс, «Влюбленные женщины: Орфей Глюка как источник романтического утешения в Вене, Париже и Стокгольме»
- Тиммс, Элизабет Джеймс (14 мая 2018 г.). «Меланхоличная принцесса: Изабелла Пармская» . Королевский Централ . Проверено 10 июня 2022 г.