Jump to content

Принцесса Изабелла Пармская

Принцесса Изабелла Пармская
Эрцгерцогиня Австрии
Изабелла носит богато украшенное серебряное платье с белым бантом на шее. Ее короткие волосы напудрены белым, с заплетенными в них черными кружевами и розовой розой на макушке. Она смотрит вдаль и держит цветы.
Портрет Жана-Марка Натье , 1758 год.
Рожденный 31 декабря 1741 г.
Дворец Буэн-Ретиро , Мадрид , Королевство Испания
Умер 27 ноября 1763 г. (27 ноября 1763 г.) (21 год)
Хофбург , Вена , Эрцгерцогство Австрийское , Священная Римская империя
Похороны
Супруг
Проблема
Имена
Английский : Изабелла Мария Луиза Антуанетта Бурбон-Пармская.
Немецкий : Изабелла Мария Людовика Антония фон Бурбон-Парма
Английский : Изабель-Мария-Луиза-Антуанетта Бурбон-Пармская.
Дом Бурбон-Парма
Отец Филипп, герцог Пармы
Мать Луиза Элизабет из Франции

Изабелла Бурбон-Пармская ( испанский : Изабель Мария Луиза Антоньета , немецкий : Изабелла Мария Людовика Антония французский : Изабель -Мария-Луиза-Антуан ; 31 декабря 1741 — 27 ноября 1763) была принцессой Пармы . и инфантой Испании , из Дома Бурбон-Пармская как дочь Филиппа, герцога Пармского и Луиза-Элизабет Французская . Она стала эрцгерцогиней Австрии II и наследной принцессой Богемии в 1760 году , и Венгрии выйдя замуж за эрцгерцога Австрии Иосифа, будущего императора Священной Римской империи Иосифа .

Мыслитель эпохи Просвещения , она была плодовитой писательницей, и за три года ее брака сохранилось девятнадцать отдельных произведений (некоторые из них незаконченные). В них она обсуждала философию, религию, этику , политику, дипломатию, военную теорию, мировую торговлю, образование и воспитание детей, человеческую культуру и общество, а также положение женщин. В своих произведениях (которые она держала в секрете) она выступала за интеллектуальное равенство женщин. Ни одно из ее сочинений при ее жизни не было опубликовано; ее «Méditations chrétiennes» («Христианские размышления») были опубликованы в 1764 году, через год после ее смерти. Некоторые из ее личной переписки и других работ были опубликованы биографами и историками.

Хотя муж любил ее, она не в полной мере отвечала на его чувства и находила большее удовлетворение в своих (вероятно, романтических , возможно, сексуальных ) отношениях со своей невесткой , эрцгерцогиней Марией Кристиной . Несмотря на ее популярность при венском дворе, стыд и вина, внушаемые ей неспособностью ответить взаимностью на чувства мужа, усугубленные однополым влечением, которое она считала греховным , сделали ее несчастной. Одинокое детство с требовательными и неласковыми опекунами , внезапная потеря матери, тяжелые роды и два выкидыша за десять месяцев, а затем и четвертая беременность - все это отрицательно сказалось на ее физическом и психическом здоровье. Ее описывали как меланхоличную и испытывающую суицидальные мысли , а биографы предположили, что она страдала депрессией или биполярным расстройством , к которым она, вероятно, была генетически предрасположена. Она умерла в возрасте двадцати одного года от оспы .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Рождение и семья

[ редактировать ]

Инфанта Изабель Мария Луиза Антуанетта [ примечание 1 ] Испанский и родился 31 декабря 1741 года во дворце Буэн Ретиро в Мадриде и был первым ребенком инфанта Филиппа Испанского его жены Луизы-Элизабет Французской (известной как «мадам Инфанте»). [ 1 ]

Два малыша, один в белом, другой в бело-золотом на красном фоне, играют с маленькой собачкой.
Изабелла (справа) со своей кузиной Марией Изабель Аной Неаполитанской и Сицилийской на «Семья Филиппа V» картине Луи Мишеля ван Лоо .

Родители Изабеллы когда-то были двоюродными братьями и сестрами, разница в возрасте составляла семь лет: ее матери было двенадцать, а отцу девятнадцать лет, когда они поженились. Будучи первенцем французского короля Людовика XV , мадам Инфанте считала ниже своего достоинства выйти замуж за любого, кто не был монархом или прямым наследником , а Филипп был всего лишь третьим сыном Филиппа V Испанского . Мадам Инфанте была амбициозной и волевой, в отличие от своего мужа, и вскоре взяла на себя ведущую роль в браке, работая через свои французские и испанские контакты, чтобы обеспечить себе более высокое положение. [ 2 ] и больше власти для Бурбонов. [ 3 ] У нее были спорные отношения со своей свекровью Элизабет Фарнезе , фактической правительницей Испании, которой она угрожала своим влиянием на сына, но они вместе работали над продвижением карьеры Филиппа. [ 4 ]

Мадам Инфанте было четырнадцать, когда она родила Изабеллу после тяжелых родов двухдневных . Два месяца спустя Филипп уехал сражаться в Войне за австрийское наследство и больше не видел свою семью, пока его ребенку не исполнилось восемь лет. Ее мать не проявляла особой привязанности к Изабелле и, вероятно, считала ребенка обузой. [ 5 ]

Ранняя жизнь в Мадриде

[ редактировать ]

Первые семь лет своей жизни Изабелла воспитывалась при мадридском дворе бабушки и дедушки по отцовской линии. Ее бабушка, королева Елизавета, любила ее и проявляла интерес к ее развитию, сообщая о ее самочувствии и поведении отсутствующему сыну. [ 6 ] Судя по этим письмам, ее мать никогда не проявляла к Изабелле теплоты и была с ней нетерпелива; когда ребенок устраивал истерики , она наказывала ее так строго, что королева Елизавета назвала это «военной тренировкой». Сообщается, что мадам Инфанте считала Изабеллу «упрямой» и «невыносимой». [ 7 ] Изабеллу доверили айе ( гувернантке), вдове французского происхождения маркизе Гонсалес (Мари-Катрин де Басскур-Гриньи, позже suo jure маркиза Боргетто ; 1693–1770). Маркиза сохранила сильное чувство этикета и иерархии со своей предыдущей должности почетной дамы Барбары Португальской . [ 8 ] Изабелла установила тесную связь со своей айей , что вызвало ревность ее матери. [ 9 ]

Молодая девушка с короткой стрижкой в ​​белом платье с красными и золотыми украшениями и кружевами стоит на фоне пейзажа.
Изабелла в 1749 году в возрасте семи лет на портрете Жана-Марка Наттье, написанном во время ее пребывания в Версале.

Образование Изабеллы было построено на современных идеалах принцесс. [ 9 ] Применение телесных наказаний было приказано ее отцом и одобрено ее матерью. [ 10 ] Согласно ее неопубликованной автобиографии, она была энергичным и озорным ребенком, всегда шумным, «прыгающим, карабкающимся, падающим», ломающим мебель и украшения. Ее любимыми занятиями были гонка за бабочками , верховая езда и выполнение трюков с веревкой, а также она любила писать, петь и рисовать. Пытаясь улучшить ее поведение, Гонсалес запретил ей доступ к веревкам, лошадям и качелям. «Что делать в этой печальной ситуации? […] Но я, наконец, научилась быть разумной», — прокомментировала Изабелла уже взрослой. Она начала молча развлекать себя, вспоминая позже, что ее «голова всегда витала в облаках, занимая одновременно сто тысяч идей». [ 8 ] В 1746 году французский посланник похвалил ее «достоинство», заявив, что в четыре года она уже знала, «кто она, кому принадлежит и кем она должна стать однажды». Он также отметил холодность ее матери по отношению к Изабелле. охарактеризовала ее детство как «одинокое и суровое» Она росла единственным ребенком до десяти лет, без товарищей по играм и под строгим контролем. Элизабет Бадинтер . [ 9 ]

Посещение Версаля

[ редактировать ]

С 6 января по 7 октября 1749 года Изабелла жила в Версале , навещая свою материнскую семью по пути в Парму . [ 11 ] Будучи (тогда) единственной внучкой Людовика XV и королевы Марии Лещинской , она была окружена большим вниманием и любовью, чем получала раньше. Роскошь и жизнерадостность французского двора были для нее шоком после более строгих придворных испанских обычаев. [ 12 ] В восемь лет ей разрешили участвовать в судебных заседаниях. [ 12 ] и посещать театр , оперу , балы и концерты . Поль д'Альбер де Люин записал, что ей, похоже, не нравились эти выступления, и ее считали «робкой». [ 13 ] В это время Изабелле было удобнее говорить по-испански (которому она научилась благодаря своему ая ), чем по-французски (который она использовала со своей матерью и бабушкой по отцовской линии). [ 14 ]

Со временем Изабелла начала получать удовольствие от своего пребывания. Ей нравилось сопровождать королеву Марию в салон де ла Пэ на оперы, спектакли и концерты. [ 15 ] и она была в восторге от того, что с ней обращались как с французской королевской принцессой : королевская гвардия приветствовала ее, и она усадилась в такое же кресло, как и ее мать и тети. Однажды она выступила в квартире Марии Жозефы Саксонской и вызвала всеобщее одобрение. [ 16 ] После пребывания в Версале она переписывалась со своей материнской семьей, и ее основным языком стал французский. [ 17 ]

Мнение Изабеллы о французах

[Французы] энергичны и остаются такими до могилы. [...] Их книги остроумны, их разговоры тоже; немногие нации настолько одарены в этом. Их дух блестящ и пламенен, он способен с быстротой и точностью проектировать все, он огромен, он все понимает, он точен, мало что ускользает от него, он изобретателен во всем.

Изабелла Пармская, Размышления об образовании , цитирует Бадинтера

Подростковый возраст в Парме

[ редактировать ]
Семья сидит в роскошном салоне. Мать, женщина средних лет в белом, сидит впереди слева, рядом с ней отец в коричневом с золотой вышивкой. Позади них и справа Изабелла в светло-фиолетовом цвете показывает отцу рисунок. По другую сторону пары двое маленьких детей, играющих мечом: мальчик в синем и девочка в желтом. Пожилая женщина, гувернантка детей, также видна сзади в крайнем правом углу снимка.
Изабелла (стоит, в светло-фиолетовом платье) с семьей в 1757 году, в возрасте 16 лет.

После Экс-ла-Шапельского договора 1748 года отец Изабеллы стал герцогом Пармы — титул, ранее принадлежавший семье его матери. [ 18 ] Изабелла прибыла туда со своей матерью 20 ноября 1749 года; Парма обеднела, а ее дворцы лежали в руинах. Хотя Изабелла высоко ценила испанцев и французов, она считала итальянцев «несведущими в искусстве мышления» и хотела немедленно покинуть страну. [ 19 ] Ее мать возмущалась потерей статуса и относительной бедностью и сосредоточилась на организации престижных браков для своих детей. [ 20 ] Она дважды посещала Версаль, чтобы договориться о браке с Изабеллой, с августа 1752 по октябрь 1753 года. [ 21 ] затем летом 1757 года, когда она умерла. Оба раза она оставила мужа и детей в Парме. [ 20 ] [ 22 ]

Фасад желтого дворца эпохи Возрождения под голубым небом, перед ним белая мраморная статуя.
Дом Изабеллы в Парме, Палаццо дель Джардино .

В 1751 году у родителей Изабеллы было двое детей: Фердинанд (20 января) и Луиза (9 декабря). [ 19 ] к которым их мать проявляла больше привязанности. Изабелла, похоже, не ревновала и любила компанию. [ 23 ] Во время отсутствия мадам Инфанте Изабелла сообщала о благополучии своих братьев и сестер их отцу и бабушке по материнской линии. Герцог жил отдельно от своих детей каждый год в течение семи месяцев в Герцогском дворце Колорно, чтобы быть ближе к лучшим охотничьим угодьям. Изабелла отправила ему короткие записки с подробным описанием режима сна и прорезывания зубов у двух младенцев. В период с ноября по апрель Филипп жил со своими младшими детьми в Палаццо делла Пилотта , а Изабелла оставалась со своей айей в Палаццо дель Джардино . [ 23 ]

Мальчик-подросток в позолоченных красных придворных одеждах, с напудренными белыми волосами, стоит рядом со столом с глобусом на нем и различными военными наградами.
Фердинанд, брат Изабеллы между 1765 и 1769 годами.

Хотя Изабелла наверняка обменивалась письмами со своей матерью, они были утеряны. [ 24 ] Примерно в это же время ее друзья расспрашивали мадам Инфанте о ее холодности по отношению к старшему ребенку. Она ответила, что ее «характер был слишком серьезным», чтобы «подружиться с [своей] дочерью». Она считала, что Изабелле следует «довольствоваться» проявленной к ней привязанностью из-за «холодного характера» мадам Инфанте. [ 24 ] официально призвал ее Маршал Франции Адриен -Морис де Ноай проявлять больше любви к Изабелле, поскольку существовали опасения, что новости о холодном обращении с ней, распространившиеся на иностранные суды, могут уменьшить шансы на политически выгодный брак. Французский посол в Парме заверил Ноай, что Изабелле уделяется больше внимания, а мадам Инфанте протестовала против своей материнской любви: «Весь мир должен увидеть […], как сильно я ее люблю». Для тех, кто меня знает, это несомненно». [ 25 ]

Образование

[ редактировать ]

Летом 1749 года родители Изабеллы наняли Пьера Серу, образованного французского комедийного писателя с опытом работы репетитором , чтобы тот управлял их имуществом и обучал Изабеллу истории, литературе и французскому языку. [ 26 ] В 1754 году по требованию мадридского двора (обеспокоенного религиозностью Серу) его заменил французский иезуит Томас Фюмерон. После отъезда Серу в апреле 1754 года к Изабелле не был назначен педагог, только ее брат Фердинанд. [ 27 ] В 1757 и 1758 годах для него были наняты соответственно губернатор и наставник: Огюст де Кералио , солдат и учёный, и аббат Бонно де Кондильяк, философ и близкий друг Руссо , Дидро и Даламбера . [ 28 ] Изабелла получила наставления от своих духовников , отцов Фумерона и Белграда, в житиях святых , и она продолжала заниматься рисованием, живописью и музыкой со своим ая ; она преуспела в пении и игре на скрипке и клавесине . [ 29 ] Хотя нет никаких доказательств того, что она посещала лекции Кералиона и Кондильяка, Бадинтер утверждает, что ее более поздние знания военной теории , истории и идеалов Просвещения показывают, что она это делала. [ 30 ]

Изабелла, вероятно, была свидетельницей жестокости Кералио и Кондильяка, особенно последнего, по отношению к ее брату. Несмотря на свою прогрессивную идею обучения посредством игр и репутацию революционного педагога, он регулярно избивал Фердинанда розгой или пинал его. В своих «Размышлениях о образовании » Изабелла осудила воспитание ее брата, анонимно изображая и его, и Кондильяка. В зрелом возрасте она поддерживала переписку с Кералио, но редко упоминала настоятеля. [ 31 ]

Жизнь в Вене

[ редактировать ]
Мальчик-подросток в позолоченной красной придворной мантии, с седыми волосами.
Эрцгерцог Иосиф в 1755 году.

Брак с эрцгерцогом Иосифом

[ редактировать ]

Мария Терезия, императрица Священной Римской империи , проводила брачную политику, намереваясь укрепить отношения между Бурбонами и Габсбургами . Под влиянием мадам де Помпадур Людовик XV решил изменить союзы и присоединиться к Австрии против Великобритании и Пруссии в дипломатической революции . Старший сын императрицы, Иосиф, не проявлял энтузиазма по поводу брака из-за своего низкого мнения о женщинах и полагался на советы своей матери в выборе невесты. Его помолвка с кузиной Изабеллы, Марией Луизой Испанской , была разорвана под предлогом того, что он влюбился в Изабеллу, хотя решение было политическим, принятое его матерью. Со стороны невесты переговоры вела мадам Инфанте. Контракт был оформлен летом 1759 года в Версале. Вскоре после этого, в возрасте тридцати двух лет, мадам Инфанте умерла от оспы , опустошив ее дочь. [ 32 ] кто мог бы в это время поверить, что и она умрет молодой. [ 33 ]

После обручения стороны решили подождать, чтобы молодая пара повзрослела. Смерть Элизабет еще больше задержала реализацию планов. [ 34 ] Изабелла начала изучать немецкий язык , посвящая этому языку семь часов в день. Ей очень хотелось угодить будущей свекрови императрице. [ 35 ] Похоже, что Изабелла методично готовилась к своему будущему, обращая внимание на политическую ситуацию в Габсбургской монархии и на продолжающуюся войну с Пруссией . Чтобы угодить своей новой семье, она была готова притворяться и манипулировать. [ 36 ] Ее жених Иосиф писал другу, что постарается завоевать «уважение и доверие» невесты, но считал невозможным для себя быть «приятным, изображать из себя любовника», так как это противоречило его «природе», которая никогда не понимал романтической любви. Мысли о приближающейся свадьбе заставляли его «дрожать» и чувствовать меланхолию. [ 37 ]

Я чрезвычайно беспокоюсь о своем будущем счастье; Я, конечно, не из любопытства или звериной похоти вступаю в это [женатое] состояние; только мысль о долге приводит меня к этому, что стоит мне бесконечно и противно мне. [...] Жертва государства, я жертвую собой, надеясь, что Бог воздаст мне...

Эрцгерцог Австрии Иосиф, цитирует Бадинтера

Свадебные торжества в изображении ван Мейтенса
Гигантский зал с позолоченными белыми стенами и столом с тремя ветвями посередине, окруженный толпой. Четыре человека сидят под высоким золотым навесом, остальные — рядом с двумя более длинными ветвями. Большинство людей стоят. Люстры и потолок украшены розовыми и белыми цветами и зелеными листьями, а на двух балконах играет красный оркестр.
Публичный свадебный ужин и банкет в крыле Редуте Хофбурга. Сидит только императорская семья: император и императрица посередине, Иосиф справа от них, а Изабелла слева.
Гигантская публика смотрит на невидимую сцену. Все они одеты в яркие платья. Люстры и потолок украшены розовыми и белыми цветами и зелеными листьями.
Серенада там же. Императорская семья сидит в первом ряду вместе с юным Вольфгангом Амадеем Моцартом . На самом деле композитор в то время не присутствовал, а прибыл в Вену только два года спустя, в 1762 году.

После брака по доверенности Изабелла была отправлена ​​в Вену с Йозефом Венцелем I, принцем Лихтенштейна , в конце 1760 года. [ 38 ] Хотя ей было грустно прощаться со своей семьей, она была рада покинуть Парму. [ 35 ] Мария Терезия отказалась позволить кому-либо из своих бывших сотрудников сопровождать ее. [ 36 ] была наедине с отцом, братьями и сестрами, духовником и Аей , она плакала. На публике Изабелла скрывала свою печаль, но когда она в последний раз [ 36 ] Они путешествовали из Пармы через Альпы , и на границе их встретила ее оберхофмейстерин , овдовевшая графиня Эрдёди , Антония Баттихани . 1 октября они достигли замка недалеко от Вены, где их принял тесть Изабеллы Франциск I, император Священной Римской империи .

Император сопровождал Изабеллу в замки Лаксенбурга , где она познакомилась с остальными членами императорской семьи. Ее жених, который неоднократно заявлял, что больше боится брака, чем сражений, как сообщается, покраснел, увидев ее, и не мог дождаться свадьбы. Хотя это может быть преувеличением, как утверждает Бадинтер, она быстро соблазнила Джозефа своим послушанием и позволением ему почувствовать интеллектуальное превосходство над ней. [ 39 ] Мария Терезия заявила, что Изабелла «идеальна», и все согласились, что она превзошла все ожидания. Единственным человеком, который ее не любил, была старшая эрцгерцогиня Мария Анна , которая была второй придворной дамой, но теперь была заменена Изабеллой. Она завидовала своей популярности, хотя семья всегда относилась к ней с пренебрежением. [ 40 ]

Бесчисленные экипажи и всадники маршируют перед венским пейзажем.
Аллегорическое . изображение свадебного кортежа работы Мартина ван Мейтенса Показанная здесь площадь не существовала, а существующие дома были исключены из изображения, чтобы продемонстрировать шествие.

Свадьбу отпраздновал в церкви Августинекирхе нунций Виталиано Борромео 6 октября. [ 41 ] Хофбургом и Штефансдомом было организовано декоративное освещение с почти тремя тысячами фонарей, горящими между Хофбургом и Штефансдомом , и таким же количеством белых восковых свечей, выстроенных в две линии, в комплекте с факелами В ту ночь во дворе дворца между . В Хофбурге состоялся публичный банкет из чистого золота , на котором была использована посуда Изабеллы из приданого . Празднования длились несколько дней и были отмечены в серии картин Мартина ван Мейтенса можно будет увидеть в Зале церемоний дворца Шенбрунн . , которые с 2024 года [ 42 ] Это было организовано, несмотря на продолжающуюся Семилетнюю войну, истощающую казну , поскольку Мария Терезия хотела отвлечь внимание и продемонстрировать богатство своей империи. [ 43 ]

Семейная жизнь и отношения с мужем

[ редактировать ]
Спальня, где молодая женщина в белом лежит на розовой кровати с балдахином. Рядом с ней, наклонившись к ней, сидит мужчина в сером пальто. Женщина в белом сидит посередине и кормит спеленатого ребенка, а молодая женщина в синем смотрит на нее. Рядом с ними кроватка.
Джозеф у постели Изабеллы после рождения дочери Марии Терезии. Он был рядом с ней во время родов. [ 44 ]

Хотя Джозеф полюбил Изабеллу и был внимательным мужем, она не ответила ему полностью взаимностью. Как эрцгерцогиня считала своим долгом как можно скорее произвести на свет наследника, и в конце 1761 года она забеременела. Хотя беременность и роды вызвали у нее беспокойство, она испытала облегчение от того, что не разочаровала свою семью. Она беспокоилась, что не сможет выдержать боль, но вела себя ожидаемым образом, «без чувствительности и гримас», по словам Марии Терезии. [ 44 ]

Молодая женщина в простом белом платье и голубом пальто сидит рядом с позолоченным столом с фруктами. Ее волосы напудрены белым с заплетенными в них черными кружевами. Рядом с ней бежит малышка в светло-розовом платье с маленькой черной собачкой и белым попугаем.
Изабелла с дочерью Марией Терезией.

Ее беременность протекала тяжело и сопровождалась множеством физических симптомов, депрессией и страхом смерти . Ситуация усугублялась тем, что ее муж не понимал ее проблем. [ 45 ] 20 марта 1762 года она родила эрцгерцогиню Марию Терезию (названную в честь ее бабушки по отцовской линии). Неизвестно, как Изабелла относилась к своему ребенку, но она упомянула его только один раз в своей интимной переписке (которая не была написана для полупубличного потребления в принимающем суде) и никогда в своих частных письмах; подруга отметила, что ее любовь к ребенку «не проявлялась внешне». [ 46 ]

В августе 1762 года и в январе 1763 года у нее случился выкидыш . Мария Терезия посоветовала Джозефу подождать шесть месяцев, прежде чем снова пытаться завести сына, чтобы Изабелла могла выздороветь. Второй выкидыш держался в секрете, но, по словам французского посла, Мария Терезия и Жозеф находились «в очень тяжелом положении». Он написал, что Изабелла «здорова», но уже несколько дней прикована к постели. [ 47 ] Выкидыши усугубили ее депрессию и подорвали ее волю к жизни. Ее страх перед смертью каждый раз усугублялся риском родов. [ 48 ] В начале марта 1763 года во Франции сообщили, что она психологически нездорова, все еще оплакивает свой последний выкидыш и проявляет физические симптомы: она была «чрезвычайно худой», у нее был «почти постоянный» «сухой кашель» и боли в боках. Был сделан вывод, что ее здоровье находится под «серьезной угрозой» и что ее «душу» необходимо «успокоить». [ 46 ]

Между тем любовь мужа и свекрови к ней росла, и кажется, что Изабелла нашла в императрице материнскую фигуру. [ 49 ] Похоже, она хорошо скрывала свою независимость и свои революционные убеждения, подчиняясь как мужу, так и свекрови. [ 47 ] Биографы описывают ее как живущую «двойной жизнью» как «освобожденного интеллектуала» и «покорной молодой женщины». Несмотря на ее личные сомнения, современники считали, что она вела себя так, как и ожидалось от жены, и в роли принцессы у нее было «острое чувство долга». [ 50 ]

Слава Богу, наша дорогая и очаровательная доченька поправилась и здорова. За десять месяцев она родила и случилась два выкидыша. Это слишком усердно. Поэтому я желаю ей отдохнуть шесть месяцев, чтобы восстановить силы. Прошу вас не выказывать ей никакого желания иметь внука. Она слишком привыкла подчиняться.

- Мария Терезия, письмо герцогу Пармскому, 18 января 1763 г., [ 47 ]

Отношения с эрцгерцогиней Марией Кристиной

[ редактировать ]
Молодая женщина в простом белом платье, черном фартуке и белой кепке сидит на фоне небольших картин. Она ткет на маленьком ткацком станке.
Мария на автопортрете 1765 года.

Ее невестка, эрцгерцогиня Мария Кристина (известная как Мария) была лучшим другом и единственным доверенным лицом Изабеллы в Вене . Мария была третьим выжившим ребенком императорской четы, менее чем на пять месяцев моложе Изабеллы и любимым ребенком императрицы. Она была умна и склонна к творчеству. У них быстро сложились близкие отношения. [ 51 ] проводя вместе так много времени, что заслужили сравнение с Орфеем и Эвридикой . [ 52 ] Несмотря на то, что они жили в одном дворце, они ежедневно обменивались письмами и небольшими записками, что Фрейермут связывает с популярностью интимной переписки и эпистолярных романов . в то время [ 50 ] Сохранилось двести писем Изабеллы (переписки Марии были сожжены после ее смерти). [ 53 ]

Кажется, Изабелла вскоре почувствовала романтическое, а возможно, и сексуальное влечение к Мари. Чувства последнего развивались постепенно и оставались более сдержанными. [ 54 ] Она оправлялась от любви к Людовику Евгению Вюртембергскому после того, как их отношения разорвала Мария Терезия, которая считала его ниже эрцгерцогини. [ 55 ] Вскоре после прибытия Изабеллы, в октябре или ноябре 1760 года, она начала игриво ухаживать за Марией, написав, что «любовь, этот жестокий бог, мучает [ред]» ее и что смерть будет «несомненно сладкой», если не считать невозможности любить. Мари больше нет. [ 56 ] В начале их отношений она обращалась к Мари формально, называя ее «госпожа, моя дорогая сестра», но вскоре начала называть ее «мой дорогой ангел», «мое самое драгоценное сокровище» или «мое утешение». [ 56 ] Мари Обычными прозвищами были mon Alte («мой старый [один]») и mon âne , mein Engerl или Eserl (все слова означают осла ). Однажды она попросила Изабеллу называть ее baadwaschl , что на венском жаргоне означает мочалку , предмет с эротическим подтекстом. [ 50 ] Изабель регулярно изображала их двоих как гетеросексуальную пару, например, Марию в роли Эвридики , а Изабель Орфей , или использовала имена пар из современных комедий. Она называла себя «любовницей» ( amant ) Мими. [ 56 ] Изабелла сочетала модную в письмах между близкими друзьями превосходную степень с искренними знаками своей одержимости и обожания Мари. [ 50 ]

Молодая женщина в изысканном розовом платье с белыми кружевами, розовыми лентами и украшениями с бриллиантами. В руке у нее веер; она сидит на простом фоне и смотрит прямо на зрителя. Волосы у нее длинные и напудренные.
Мария на портрете 1762 года, приписываемом Мартину ван Мейтенсу.

Две женщины договорились встретиться в укромных местах, и Изабелла писала Мари короткие записки во время мессы . Они подарили друг другу современные туалеты (стулья с отверстием, под которым можно было поставить ночные горшки ), и Изабелла отметила, что надеется, что Мари будет думать о ней каждый раз, когда она им воспользуется. Если погода не позволяла Джозефу отправиться на охоту , невестки торопливыми разочарованными записками отменяли встречу. [ 57 ] Они боялись сохранить свои отношения в секрете; в марте 1761 года Изабелла напомнила Мари о своем «данном слове» никогда ни о чем не говорить (она не уточняет, о чем), потому что «нет ничего в мире постыднее, чем идти против природы». [ 58 ]

Кажется, Мари была более сдержанной, чем Изабелла, но она ответила на ее чувства. Их общее восприятие гомосексуализма как греховного привело к чувству вины. Изабелле также стало стыдно за то, что она не ответила взаимностью на любовь мужа, не выполнила свой «долг» жены. Это усугубило ее депрессию и убедило ее, что единственным выходом является ее смерть. [ 38 ] Она писала Мари, что «только Всевышний знает, с какой радостью я бы рассталась с этой жизнью, в которой Ему ежедневно причиняют обиды». [ 59 ] После смерти Мари была найдена миниатюра Изабеллы и ее дочери в ее молитвеннике . На его оборотной стороне она написала дату и причину смерти Изабеллы, назвав ее «лучшим и самым верным другом», который «жил как ангел и умер как [ангел]». [ 60 ]

Перед смертью Изабелла сказала свекрови, что «не все видно» Джозефу среди ее бумаг. Императрица попросила графиню Эрдёди, оберхофмейстерина Изабеллы , сжечь сочинения Изабеллы; неизвестно, почему этого не произошло. [ 61 ] Письма, написанные ей Изабеллой, остались среди бумаг Мари. Ее муж, Альберт Казимир, герцог Тешенский , воспринимал их как доказательство «исключительной дружбы» между его женой и «несравненной принцессой». [ 62 ] По состоянию на 2024 год письма находятся в Национальном архиве Венгрии . Частично они были опубликованы Альфредом Риттером фон Арнетом , архивариусом габсбургских бумаг, в конце XIX века. й век. Другое подвергнутое цензуре издание было включено в книгу Джозефа Граски « Die Persönlichkeit der Infantin von Parma» 1959 года «Личность инфанты Пармской». В 2008 году Элизабет Бадинтер опубликовала полную сохранившуюся переписку с аннотациями . [ 63 ]

Оценка отношений учеными

[ редактировать ]
Семья сидела за столом и играла в карты. Слева стоит молодой человек в красном, а посередине женщина средних лет, позади нее стоит молодая женщина в розовом. Справа от стола стоит еще одна молодая женщина в синем.
Изабелла с мужем, свекровью и невесткой Мари.

Хотя более ранние историки отвергали язык писем как модное выражение дружбы, позже стало общепринятым, что у них был романтический, возможно, сексуальный роман. [ 51 ] Бадинтер утверждает, что в их переписке проявлялись собственнические желания, чувство боли из-за разлуки с другим, «одержимость любимым», ревность и зависимость, которые рассматривались как характеристики романтически-сексуальных отношений как в 18 веке, так и с тех пор. [ 54 ] Поддерживая идею о том, что Изабелла испытывает гомосексуальное влечение, но не гетеросексуальное, она написала в своем «Трактате о людях» , что, хотя ни один мужчина не может жить без женщин, любая женщина может жить без мужчин. [ 50 ]

Фрейермут утверждает, что большинство выражений, использованных Изабеллой, были регулярными в сложной переписке того времени, и подчеркивает, что выражение «намерение à la rage» , то есть любить до безумия, используется как для Мари, так и для ее Oberhofmeisterin . Тем не менее она согласна с другими биографами в том, что письма передают «интуитивную потребность» в интимной близости и «исключительную страсть», особенно благодаря их частоте (часто несколько писем в день) и «двусмысленным» фразам. Изабелла использовала смесь слов, обозначающих платоническую и романтическую любовь, чтобы замаскировать свое влечение, нейтрализуя глаголы, относящиеся к сексуальным или романтическим чувствам, сопровождая их глаголами, подходящими для дружбы, например: «Я тоскую [je languis de] по любви [amour]» , для дружбы [amitié] , как пожелаешь, и навсегда». Она полагалась на французское местоимение on («один»), чтобы сделать свои заявления безличными: «когда кто-то видит тебя [on vous voit] , он больше не может быть [on ne plus peut être] занят ничем, кроме твоих чар». Фрейермут утверждает, что, хотя европейцы в 18 веке обсуждали эти симптомы, считавшиеся «отвратительными», более свободно, чем в 21 веке, комфортная манера описания Изабеллой ее диарея после родов («Я обгадила [chié] всю [свою сорочку ]») предполагают, что они были физически, возможно, сексуально интимны друг с другом. [ 50 ]

Подборка цитат Изабеллы из писем Мари, которые Бадинтер приводит в поддержку любовного романа.
Французский оригинал или *французский перевод немецкого оригинала, выполненный Badinter английский перевод
Я люблю тебя до обожания, и мое счастье — любить тебя и быть уверенным в тебе. Я люблю тебя до точки поклонения, и мое счастье — любить тебя и быть уверенным в твоей любви.
Я влюблен в тебя как сумасшедший, святой или дьявольский, я люблю тебя и буду любить до гроба. Я люблю тебя, как сумасшедшая, свято или дьявольски, я люблю тебя и буду любить до гроба.
Я очень хочу задушить тебя ласками. Я очень склонен задушить тебя ласками.
От тебя у меня кружится голова […] Я в самом жестоком состоянии, пот течет по лбу, я задыхаюсь… От тебя у меня кружится голова […] Я в самом жестоком состоянии, пот течет по лбу, я задыхаюсь...
Я трахаю тебя изо всех сил, но уже не подбородком. Я целую тебя изо всех сил, но уже не в подбородок.
Я трахаю тебя, что бы ты ни трахал. Я целую все, что ты позволяешь мне целовать.
Мы могли бы просто целоваться, пока не устанем. Вполне может случиться так, что мы поцелуем друг друга до [смертельного] изнеможения.
Я трахаю твою маленькую задницу архангела.* Целую твою архангельскую задницу.
Я трахаю твою очаровательную задницу, стараясь не предложить тебе свою, которая немного испорчена. Я целую твою прекрасную задницу, стараясь не предложить тебе свою, что немного беспорядочно.
Лицо немного болит, а любимое место нет. Лицо немного болит, а любимое место нет.
Все, что меня беспокоит в это время, — это сказать, если бы я только мог видеть ее, какая бы это не была сладость, какое бы счастье, какое внутреннее удовлетворение я бы не почувствовал, если бы я мог с таким изяществом и притягательностью созерцать этот вздернутый нос, который так часто увлекал меня, этот рот, так подходящий для утешения поцелуями, эти глаза, чей язык так трогателен. […] Я забываю, где я, я забываю тех, с кем я. […] Я думаю только об этом новом желании, которое я стремлюсь удовлетворить любой ценой. Все, что занимает меня в этот час, — это сказать, если бы я только мог видеть ее, какую бы это была сладость, какое счастье, какое внутреннее удовлетворение я бы почувствовал, если бы я мог только созерцать этот повернутый с такой грацией и привлекательностью нос, который так часто увлекали меня, этот рот, так подходящий для утешения поцелуями, эти глаза, чей язык так трогателен. […] Я забываю, где я, я забываю тех, с кем я. […] Я думаю только об этом новом желании, которое я стремлюсь удовлетворить, какой бы ценой это ни было.

Отношения с эрцгерцогиней Марией Анной

[ редактировать ]
Сидящая молодая женщина в красной юбке со светло-фиолетовыми цветами, белой рубашке с изысканной шнуровкой, темно-желтым шарфом и черно-серебряным головным убором на напудренных белой пудрой волосах.
Марианна на современном портрете.

Хотя большая часть ее семьи любила ее, ее отношения со старшей невесткой, эрцгерцогиней Марией Анной (известной как Марианна), только ухудшились. Изабеллу считали красивой, а Марианну считали наименее привлекательной эрцгерцогиней; Изабелла пользовалась популярностью, а мать, братья и сестры игнорировали Марианну. [ 64 ] Инфанта была умна и образована, и изучение наук было для Марианны убежищем от одинокой и противоречивой семейной жизни, интерес, который связывал ее с отцом, который теперь тоже обожал Изабеллу. Изабелла также считалась лучшей певицей и скрипачкой, чем эрцгерцогиня. Движимая ревностью и чувством неполноценности, Марианна рассматривала Изабеллу как соперницу еще до ее прибытия в Австрию и приняла ее холодно. [ 40 ]

Изабелла ответила недоверием. Она охарактеризовала Марианну как «двуличную» и « лицемерную ». [ 40 ] и написал о ней короткую диссертацию под названием Les Charmes de la fausse amitié , «Чары ложной дружбы». Тем не менее они публично обменялись объятиями, поцелуями и комплиментами. Марианна, кажется, была единственным человеком, который подозревал связь между Изабеллой и Мари, и она шпионила за ними. Изабелла часто предупреждала Мари, чтобы она берегла свои письма от Марианны. [ 65 ] Их холодность, переходящая во враждебность, [ 66 ] ухудшил и без того далекие отношения между Марианной и Жозефом, и он так и не простил сестре вражду с его женой. [ 67 ] Позже, будучи главой семьи, он использовал свою власть, чтобы изолировать ее и лишить ее материального обеспечения. [ 65 ]

Смерть и последствия

[ редактировать ]
Три серых декоративных саркофага, стоящие рядом друг с другом, четвертый под саркофагом в центре.
Могила Изабеллы (в центре) и могила ее дочери Кристины внизу. На переднем плане - саркофаг ее старшей дочери Марии Терезии, на заднем - второй жены Иосифа, Жозефы.

Императорский двор проводил лето в Шенбрунне . В 1763 году было записано, что Изабелла не хотела переезжать обратно в Хофбург . [ 68 ] Она была на шестом месяце беременности и считала, что может вынашивать близнецов ; [ 46 ] случаи оспы были зарегистрированы вокруг Вены. 18 ноября, через четыре дня после прибытия в Вену, у Изабеллы поднялась температура , и вскоре ей поставили диагноз «оспа». Императрицу, которая ухаживала за ней, уговорили покинуть комнату, поскольку она еще не заболела и, следовательно, могла заразиться. После этого о ней позаботились Джозеф, Марианна и Мари (ее муж и две его сестры). Из-за лихорадки начались роды, и 22 ноября она родила преждевременно. По ее просьбе малышку окрестили Марией Кристиной, но она умерла в тот же день. [ 69 ]

После рождения Изабелла редко была в сознании и проявляла «мужество», граничащее с безразличием к смерти. [ 69 ] 26 ноября врачи сообщили Джозефу, что Изабелла находится в агонии, и она умерла на рассвете следующего дня, за месяц до своего двадцать второго дня рождения. Поскольку ее тело все еще было заразным , оно было похоронено без вскрытия и бальзамирования в склепе Марии Терезии Императорского склепа . Гроб ее дочери Кристины был поставлен под ее гробом. [ 70 ] [ 71 ] Смерть Изабеллы, а также смерть от оспы трех или четырех императорских детей, а также страдания, которым подверглось большинство членов семьи из-за этой болезни, способствовали решению Марии Терезии в 1768 году провести вариоляцию младших членов семьи и последующему принятию практика в Австрии. [ 72 ]

Я потерял все. Моей обожаемой жены и единственного друга больше нет. (...) Какая страшная разлука! Смогу ли я это пережить? Да и только для того, чтобы быть несчастной всю жизнь. (...) Нет ничего, что мне снова понравилось бы.

Эрцгерцог Австрии Иосиф, письмо герцогу Пармскому [ 47 ]

Влияние на Джозефа и Марию Кристину

[ редактировать ]

Джозеф был опустошен ее смертью и так и не оправился полностью. [ 73 ] По настоянию матери он снова женился на Марии Жозефе Баварской в ​​1765 году, которая физически оттолкнула его и с которой он плохо обращался, несмотря на ее попытки приспособиться к нему. Она умерла от оспы после двух лет брака. [ 53 ] Он обожал своего единственного ребенка, Марию Терезию , которая умерла от плеврита в 1770 году в возрасте семи лет. Хотя любовь, которую он испытывал к своей жене, помогла развить его более позитивные качества, после ее смерти он стал еще более саркастичным , раздражительным и агрессивным , чем был до женитьбы. Нет никаких записей о реакции Мари на смерть Изабеллы. [ 60 ] Она заботилась о своей дочери, пока она не умерла в детстве, и вышла замуж за принца Альберта Казимира Саксонского в 1766 году. [ 74 ] Позже она написала, что смерть Изабеллы произошла «к великому сожалению всех, но прежде всего меня». [ 50 ]

Личность и внешний вид

[ редактировать ]
Молодая блондинка в зеленовато-голубом платье и белой кепке. Ее платье украшено белым кружевом, зеленовато-голубыми бантами и золотой вышивкой.
Дочь Изабеллы, Мария Терезия.

Изабелла интересовалась философией , моралью , музыкой, историей, физикой и метафизикой . [ 59 ] Она также была склонна к творчеству: рисовала, рисовала, пела, играла на скрипке и клавесине с удовольствием и талантом, писала стихи и этюды. [ 75 ] В 1758 году французский историк Пьер-Жан Гросли посетил Парму и описал Изабеллу как «одно из главных чудес» города из-за ее «выдающегося таланта» во всех «полезных и приятных искусствах» и ее «хорошего знания мира». [ 76 ] Фрейермут утверждает, что путешествия, которые она предприняла в детстве, и ее разнообразный опыт в Испании, Франции, Парме, а затем и в Австрии стимулировали ее интеллектуальное развитие и навыки критического мышления. [ 50 ]

Во время переговоров о ее браке австрийские наблюдатели сообщили, что Изабелла говорила по-французски, по-испански, по-итальянски и немного по-латыни, изучала науки и карты и следила за военными передвижениями в продолжающейся Третьей Силезской войне в Австрии . [ 77 ] Она также начала изучать немецкий язык. В отчете, подготовленном по заказу Марии Терезии, ее хвалили как «красивую» и «добрую», «достойную», но никогда не «аффектированную», называя ее «ангелом красоты и добра». [ 50 ] Она любила читать, но не «желала казаться ученым» — она могла выражать свой интеллект и знания, оставаясь при этом в соответствии с современными ожиданиями надлежащего женского поведения. [ 35 ] Современники ценили ее как «эрудицию» и добросердечие. [ 50 ] Ей нравилось танцевать на балах, но не карточные игры , верховая езда или охота (все популярные виды развлечений при европейских королевских дворах того времени), предпочитая в качестве физических упражнений быстрые прогулки. Вдохновленная своей бабушкой Марией Лещиньской , она раздавала большую часть своего дохода бедным. [ 35 ]

Несмотря на свой застенчивый и сдержанный характер, Изабелла нравилась большинству людей. Она сознательно наблюдала за другими и анализировала их личности, сильные и слабые стороны, чтобы построить с ними хорошие отношения. [ 38 ] Когда ее лучшая подруга и возможная любовница, эрцгерцогиня Мария Кристина , написала описание Изабеллы, среди ее отрицательных черт она упомянула предвзятость в пользу тех, кого любила, и нежелание менять свое мнение. Она также заявила, что Изабелле нравилось издеваться над людьми, но как только она достигла своей цели и расстроила их, она была опустошена. [ 78 ] Ее внешность была противоположностью того, что было модно среди знатных дам того времени: у нее была оливковая кожа , но тем не менее она считалась красивой.

Проблемы психического здоровья

[ редактировать ]

Изабеллу считали меланхоличной — современное название депрессивных тенденций. Несмотря на ее обычную живость и любовь к спорту, у нее бывали внезапные периоды, когда она не могла двигаться и сидела на одном месте, глядя перед собой. Тамуссино предположила, что ее проблемы, вероятно, форма биполярного расстройства , были наследственными , поскольку и у ее дедушки, и у ее отца были схожие симптомы. [ 79 ] Смерть матери сильно подействовала на нее, и она убедилась, что не проживет с этого времени более четырех лет. [ 33 ] Обремененная браком, тяжелой беременностью и гомосексуальными желаниями, она стала склонна к суициду . В письме она призналась, что почувствовала бы «большое искушение» покончить жизнь самоубийством, если бы это не было запрещено церковью . В качестве причин этого она назвала то, что чувствовала себя «ни на что не годной», «делала только плохие вещи» и не видела никакого способа достичь спасения . [ 80 ] В 1763 году она заявила, что услышала голос, говорящий ей о близости ее смерти, который привел ее в «нежное, мирное, праздничное» настроение, побудил ее «делать что угодно» и дал ей «таинственную власть над [самой собой]». ]'. [ 79 ]

Сочинения

[ редактировать ]
Женщина средних лет и маленькая девочка в парке. На женщине простое синее платье, а ее дочь, прислоненная к ее ногам, в белом. Они обе держат в руках светло-розовые розы, а их волосы уложены в строгую прическу, напудренные белым.
Изабелла с матерью.

Изабелла оставила множество произведений со времени замужества. В них она анализировала свою жизнь и окружающий мир. Ее первая сохранившаяся работа, Remarques politiques et militaires («Политические и военные наблюдения»), датирована 1758 годом, когда ей было семнадцать лет. [ 50 ] Она написала автобиографию под названием Les Aventures de l'étourderie , «Приключения изумления». В своих «Христианских размышлениях» , опубликованных по приказу Марии Терезии в 1764 году, [ 81 ] она размышляла о религиозных вопросах и смерти с католической точки зрения. Она планировала более обширное исследование под названием «Об обычаях народов» смогла написать только его первую часть (о древних египтянах , но перед смертью ). В более короткой диссертации она резюмировала усилия венского двора по присоединению Габсбургской монархии к мировой торговле. [ 82 ]

Мысли об образовании

[ редактировать ]

«Размышления об образовании» представляли собой отказ Изабеллы от современного воспитания детей из высшего сословия и скрытое осуждение ее собственных родителей и учителей, которых они наняли, особенно жестоких наставников ее брата Фердинанда . Она возложила на родителей полную ответственность за своих детей, назвав тех, кто позволяет чужакам воспитывать своих детей, "ленивыми, равнодушными и слабыми". [ 83 ]

Она отвергла авторитаризм и телесные наказания . [ 84 ] поскольку она считала, что они делают детей «жестокими, упрямыми и резкими» сразу и во взрослом возрасте. Она утверждала, что необъяснимые ограничения и суровые наказания лишают детей возможности «добровольно выполнять свои обязанности». Тогда их единственным поведенческим примером будет «насилие» (как в случае с ее братом). Она считала, что детям присуща «доброжелательность и уверенность», но те, кто воспитывается властно, научатся действовать из «рабейского страха перед унижением». По мнению Изабеллы, злоупотребление родительской властью заставляет детей думать о себе как о «рабах» и становиться «бесчувственными и насмешливыми», чтобы справиться со своей низкой самооценкой. [ 84 ]

Она считала телесные наказания (которые приняли ее родители) бесполезными и опасными, формой дисциплины, берущей начало в «жестоких сердцах» и «низких чувствах», основанных на «ложном убеждении», что люди «не лучше животных» и невозможно убедить разумом. По ее мнению, насилие над детьми показало отсутствие у взрослых «понимания» и педагогического таланта. Нарисовав анонимный портрет своего брата, она пришла к выводу, что избиения вызывают у детей «ненависть», нечестность и желание «отомстить». [ 85 ] Вместо этих методов, которые, по ее словам, в то время набирали популярность, она выступала за доброту, «почти неизвестную», поскольку считалась «слабостью, недостатком твердости и разума». [ 85 ]

О судьбах принцесс

[ редактировать ]
Двое молодых людей с напудренными белыми волосами, один в бело-красной, другой в черно-золотой военной форме, стоят рядом со статуей греческой или римской богини.
Ее муж Джозеф (справа) с братом Леопольдом в 1769 году на портрете Помпео Батони.

В исследовании «Судьба принцесс » Изабелла писала, что принцесса была «жертвой неудачной политики министра», принесенной в жертву во имя предполагаемого общественного блага. Она раскритиковала идею объединения стран посредством браков, утверждая, что это не может привести к прочному союзу. [ 82 ] В заключение она сказала, что принцесса может сделать свое «печальное положение» «завидным», взывая к воле Бога и служа Ему. [ 86 ]

Чего ожидать дочери великого князя? [...] Уже при рождении она является рабыней предрассудков народа; она рождена только для того, чтобы подвергнуться этому хаосу почестей, этому этикету, связанному с величием. [...] Ее положение лишает ее знания [тех], кем она окружена. [...] Звание, которое она носит, не только не приносит ей ни малейшего преимущества, но лишает ее величайшего удовольствия жизни. [...] [О] обязана жить на свете, у нее почти нет знакомых и друзей. [...]
Это еще не все. В конце концов, они хотят выдать ее замуж. Поэтому она обречена оставить все позади: свою семью, свою родину, и ради кого? Для незнакомца, для человека, характер и образ мыслей которого она не знает, для родных, которые, возможно, будут смотреть на нее только с ревностью, а в лучшем случае с подозрением.

- Эрцгерцогиня Изабелла Австрийская, Судьба принцесс, [ 87 ]

Трактат о мужчинах

[ редактировать ]

Изабелла написала критическую статью, исследующую статус и поведение мужчин в современном патриархальном европейском обществе, под названием Traité sur les hommes Трактат о мужчинах»). Она утверждала, что женщины столь же хороши и интеллектуально развиты, как и мужчины, а может быть, даже лучше, и высмеивала мужской пол. С юмором она описала мужчин как «бесполезных животных», которые существуют только для того, чтобы «делать плохие вещи, быть нетерпеливыми и создавать замешательство». Основываясь на своем опыте и, возможно, на своем мнении о муже, она пришла к выводу, что мужчины «лишены чувств и любят только себя». По ее мнению, человек рожден для того, чтобы думать, а вместо этого проводит свою жизнь «развлекаясь, крича, играя в героев, бегая взад и вперед, иными словами, не делая ничего, кроме того, что льстит его самолюбию или не требует от него никаких мыслей». [ 88 ] Она резюмировала, почему, по ее мнению, мужчины тем не менее были выше женщин в обществе: чтобы их «недостатки могли заставить [женские] добродетели сиять ярче», чтобы они становились лучше с каждым днем ​​и «терпеливы в мире, от которого, если они не держат в своих руках всю власть, их полностью сошлют». Изабелла пришла к выводу, что «рабство» женщин вызвано тем, что мужчины чувствуют, что женщины превосходят их. [ 89 ]

Совет Марии.

[ редактировать ]

Изабелла написала длинное письмо своей невестке и возможной возлюбленной эрцгерцогине Марии Кристине Готовясь к смерти, . Conseils à Marie («Совет Мари») состоит из описаний членов их семей и способов установления с ними хороших отношений. По ее мнению, ее муж был «не в первую очередь эмоциональным человеком» и считал обычные проявления любви, такие как нежность или объятия, лестью или лицемерием. Она описала своего тестя, императора Франциска, как «благородного, добросердечного» человека и «надежного, настоящего друга», но склонного прислушиваться к плохим советчикам. Об императрице Марии Терезии «какое-то недоверие она писала, что в ее любви к детям смешано и кажущаяся холодность». Она заявила, что ее смерть не станет большой потерей для ее свекрови, но, тем не менее, причинит ей боль и что она «перенесет всю дружбу, которую она испытывает к [Изабелле] к [Мари]». [ 90 ]

Библиография

[ редактировать ]

Во время замужества Изабелла была плодовитой писательницей эссе и исследований. Ряд ее работ был найден среди бумаг ее невестки Марии Кристины ее вдовцом Альбертом Казимиром, герцогом Тешенским . [ 62 ] Затем они были помещены в семейный архив Габсбургов вместе с его комментариями. Он отметил, что другие работы Изабеллы были потеряны в результате кораблекрушения, ссылаясь на несчастный случай 1792 года, когда вещи пары перевозились из Роттердама в Гамбург . Граски и Тамуссино считают маловероятным существование дальнейших сочинений, «учитывая обилие того, что сохранилось». [ 91 ] Вместе с остальными семейными бумагами работа Изабеллы хранилась в Вене до Первой мировой войны , затем в резиденции Габсбургов в Мошонмадьяроваре , Венгрия. Там их повредил пожар в 1956 году. [ 91 ] По состоянию на 2024 год их можно найти в Национальном архиве Венгрии и Национальном архиве Австрии . Лишь немногие из ее произведений были опубликованы. Она также сочиняла музыку, несколько ее арий и од сохранились в Будапеште. [ 92 ]

Полная библиография сохранившихся произведений Изабеллы Пармской [ 92 ]
оригинальное (французское) название Английское название статус публикации/подробности местонахождение рукописи примечания
Совет Марии. Совет Марии опубликовано Бадинтером [ 93 ] Национальный архив Венгрии подробная характеристика членов императорской семьи и советы, как вести себя по отношению к ним; написано ее невестке Марии Кристине
Искусство писать письма Искусство письма неопубликованный Национальный архив Австрии встречается среди коротких произведений на разные темы
Приключения бездумья Приключения изумления неопубликовано, частично цитируется и анализируется Сэнгером [ 94 ] Национальный архив Венгрии автобиография
Прелести ложной дружбы Прелести ложной дружбы неопубликовано, частично цитируется и анализируется Сэнгером [ 95 ] Национальный архив Венгрии написано против ее невестки Марии Анны
Упражнения для ума Духовные упражнения неопубликованный Национальный архив Венгрии
Истинный Философ Истинный Философ неопубликовано, частично процитировано и проанализировано Сэнгером [ 96 ] Национальный архив Венгрии
Христианские медитации Христианские медитации опубликовано в 1764 году по заказу Марии Терезии; доступно в Google Книгах ; частично процитировано и проанализировано Сэнгером [ 81 ] Национальный архив Австрии размышления на различные религиозные темы, особенно о смерти
Наблюдения за пруссаками Наблюдения за пруссаками неопубликовано, частично процитировано и проанализировано Сэнгером [ 97 ] Национальный архив Венгрии
Размышления, сделанные в одиночестве Размышления, сделанные в одиночестве неопубликовано, частично процитировано и проанализировано Сэнгером [ 98 ] Национальный архив Венгрии
Мысли об образовании Размышления об образовании неопубликовано, частично процитировано и проанализировано Бадинтером [ 99 ] и Сэнгер [ 100 ] Национальный архив Австрии просвещенная философия образования, основанная на ее неблагоприятном детском опыте
Политические и военные замечания (1758 г.) Политические и военные наблюдения неопубликовано, частично процитировано и проанализировано Сэнгером [ 101 ] Палатинская библиотека, Парма комментарии о правительстве и войне
О судьбах принцесс О судьбах принцесс опубликовано Бадинтером [ 102 ] и Сэнгер [ 103 ] Национальный архив Венгрии аргумент против династических браков на политической и личной основе
Исторический трактат о морали Исторический трактат о нравах неопубликованный Национальный архив Венгрии незаконченный обзор человеческого общества и культурных практик
Трактат о религии Трактат о религии неопубликованный Национальный архив Австрии существует только расшифровка оригинала
Трактат о мужчинах Трактат о мужчинах неопубликовано, частично процитировано и проанализировано Бадинтером [ 104 ] и Сэнгер [ 105 ] Национальный архив Венгрии аргумент против патриархального общества и за моральное и интеллектуальное равенство женщин
Общие представления о том, что надо хорошо воспитать принца Общие моменты, которые следует учитывать, чтобы хорошо воспитать принца неопубликованный Национальный архив Австрии включает немецкое исследование о том, как преподавать историю молодым эрцгерцогам.
Взгляды на торговлю Взгляды на торговлю неопубликованный Национальный архив Австрии
Пьесы о морали Пьесы о морали неопубликованный Национальный архив Австрии
Вопросы, которые следует задать, чтобы завоевать сердце эрцгерцога Вопросы, на которые нужно ответить, чтобы завоевать сердце эрцгерцога опубликовано Бадинтером [ 106 ] Национальный архив Венгрии руководство невестке Марии Кристине о том, как быть в хороших отношениях с мужем Иосифом

Проблема

[ редактировать ]

За три года брака у Изабеллы было четыре известных беременности. Два из них закончились выкидышем, и у двоих родились дочери, только одна из которых пережила младенчество и ни одна из них не дожила до взрослой жизни. [ 59 ]

Имя Рождение Смерть Примечания
Эрцгерцогиня Мария Терезия Елизавета Филиппинская Луиза Жозефа Джоанна 20 марта 1762 г. 23 января 1770 г. Умер в 7 лет от плеврита . [ 107 ]
Безымянный ребенок август 1762 г. август 1762 г. Перенесла выкидыш.
Безымянный ребенок Январь 1763 г. Январь 1763 г. Перенесла выкидыш.
Эрцгерцогиня Мария Кристина 22 ноября 1763 г. 22 ноября 1763 г. Родился на три месяца раньше срока и умер вскоре после рождения.

Родословная

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Ее окрестили Марией Элизабетой Людовикой Антонией, латинской версией ее имени. В детстве она была известна как Донья Изабель или Изабелита; в зрелом возрасте, как Изабель. Формально она подписывалась как Изабель-Мария-Луиза (французская) или Изабелла Мария Людовика (немецкая), никогда не используя Антонию, Антуан или Антуанетту. На могиле ее зовут Элизабет Мария.
  1. ^ Бадинтер 2008 , стр. 48, 134.
  2. ^ Латур 1927 , стр. 221–223.
  3. ^ Латур 1927 , с. 220.
  4. ^ Латур 1927 , с. 223.
  5. ^ Бадинтер 2008 , с. 13.
  6. ^ Бадинтер 2008 , стр. 13–14.
  7. ^ Бадинтер 2008 , с. 14.
  8. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 15.
  9. ^ Jump up to: а б с Бадинтер 2008 , с. 16.
  10. ^ Пикант, Саймон (1970). «L’Âge d’or» («Золотой век»). L'Aile des Princes. Les filles de Louis XV [ Дочери Людовика XV: Крыло принцев ]. Арто. п. 200 . Проверено 15 августа 2024 г. - из Интернет-архива .
  11. ^ Латур 1927 , стр. 228–229.
  12. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 17.
  13. ^ Бадинтер 2008 , стр. 17–18.
  14. ^ Бадинтер 2008 , стр. 16, 18.
  15. ^ Бадинтер 2008 , стр. 18–19.
  16. ^ Бадинтер 2008 , стр. 19.
  17. ^ Бадинтер 2008 , стр. 20.
  18. ^ Андерсон 1996 , с. 198.
  19. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 21.
  20. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 22.
  21. ^ Бадинтер 2008 , стр. 22–23.
  22. ^ Тамуссино 1989 , с. 55.
  23. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 23.
  24. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 24.
  25. ^ Бадинтер 2008 , стр. 24–25.
  26. ^ Бадинтер 2008 , стр. 26–27.
  27. ^ Бадинтер 2008 , с. 27.
  28. ^ Бадинтер 2008 , стр. 27–28.
  29. ^ Бадинтер 2008 , с. 28.
  30. ^ Бадинтер 2008 , стр. 28–29.
  31. ^ Бадинтер 2008 , стр. 29–30.
  32. ^ Латур 1927 , с. 241.
  33. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 66.
  34. ^ Бадинтер 2008 , с. 34.
  35. ^ Jump up to: а б с д Бадинтер 2008 , стр. 34–35.
  36. ^ Jump up to: а б с Бадинтер 2008 , с. 36.
  37. ^ Бадинтер 2008 , стр. 39–40.
  38. ^ Jump up to: а б с Голдсмит 1935 , Глава двенадцатая.
  39. ^ Бадинтер 2008 , с. 38.
  40. ^ Jump up to: а б с Лейтнер 1994 , с. 70.
  41. ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 66.
  42. ^ «Изабелла Пармская» . Мир Габсбургов . Проверено 27 июля 2024 г.
  43. ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 64.
  44. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 51.
  45. ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 67.
  46. ^ Jump up to: а б с Бадинтер 2008 , с. 54.
  47. ^ Jump up to: а б с д Бадинтер 2008 , с. 53.
  48. ^ Тиммс 2018 .
  49. ^ Бадинтер 2008 , с. 52.
  50. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Фрейермут, Сильви (2012). «Изабелла Бурбон-Пармская и риторика желания» ( PDF) . В Ле Геннек, Франсуа (ред.). Женщины Света и Тьмы. Un premier feminisme (1774–1830) [ Женщины света и теней: первый феминизм (1774–1830) ] (на французском языке). Приятно: Editions Vaillant. стр. 81–91. ISBN  9782916986357 . Проверено 15 августа 2024 г. - через ОРБилу.
  51. ^ Jump up to: а б Фаркуар 2001 , с. 4.
  52. ^ Фрейзер, Антония (2002). «Рожденный подчиняться» . Мария-Антуанетта: Путешествие . Нью-Йорк: Anchor Books . п. 24. ISBN  978-1400033287 . OCLC   773606857 – через Интернет-архив .
  53. ^ Jump up to: а б Вовк 2010г .
  54. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 60.
  55. ^ Бадинтер 2008 , с. 61.
  56. ^ Jump up to: а б с Бадинтер 2008 , стр. 60–61.
  57. ^ Фальваи 2012 , стр. 24–25.
  58. ^ Бадинтер 2008 , с. 64.
  59. ^ Jump up to: а б с Вайсенштайнер 1995 , с. 71.
  60. ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , с. 74.
  61. ^ Бадинтер 2008 , с. 75.
  62. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , стр. 64–65.
  63. ^ Бадинтер 2008 , стр. 73, 146.
  64. ^ Weissensteiner 1995 , стр. 35–36.
  65. ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , с. 40.
  66. ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 39.
  67. ^ Лейтнер 1994 , с. 71.
  68. ^ Тамуссино 1989 , с. 248.
  69. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 55.
  70. ^ «Хранилище Марии Терезии» [Хранилище Марии Терезии]. Склеп капуцинов (на немецком языке) . Проверено 11 июня 2022 г.
  71. ^ Фальваи 2012 , стр. 34–36.
  72. ^ Столлберг-Рилингер 2017 , стр. 507–514.
  73. ^ Фальваи 2012 , с. 36.
  74. ^ Вайсенштайнер 1995 , стр. 74–76, 82.
  75. ^ Weissensteiner 1995 , стр. 71–72.
  76. ^ Бадинтер 2008 , стр. 33–34.
  77. ^ Бадинтер 2008 , с. 33.
  78. ^ Weissensteiner 1995 , стр. 69–70.
  79. ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , с. 72.
  80. ^ Weissensteiner 1995 , стр. 70–71.
  81. ^ Jump up to: а б Сэнгер 2002 , стр. 277–280.
  82. ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , стр. 72–73.
  83. ^ Бадинтер 2008 , с. 30.
  84. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , стр. 30–31.
  85. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 31.
  86. ^ Бадинтер 2008 , с. 102.
  87. ^ Бадинтер 2008 , стр. 100–101.
  88. ^ Бадинтер 2008 , с. 47.
  89. ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 68.
  90. ^ Вайсенштайнер 1995 , стр. 62–63.
  91. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 73.
  92. ^ Jump up to: а б Тамуссино 1989 , стр. 306–308.
  93. ^ Бадинтер 2008 , стр. 237–252.
  94. ^ Сэнгер 2002 , стр. 285–289.
  95. ^ Сэнгер 2002 , стр. 277.
  96. ^ Сэнгер 2002 , стр. 274–275.
  97. ^ Сэнгер 2002 , стр. 273–274.
  98. ^ Сэнгер 2002 , стр. 275–277.
  99. ^ Бадинтер 2008 , стр. 29–32.
  100. ^ Сэнгер 2002 , стр. 137–140.
  101. ^ Сэнгер 2002 , стр. 177–179.
  102. ^ Бадинтер 2008 , стр. 100–102.
  103. ^ Сэнгер 2002 , стр. 282–283.
  104. ^ Бадинтер 2008 , стр. 46–47.
  105. ^ Сэнгер 2002 , стр. 281.
  106. ^ Бадинтер 2008 , стр. 107–109.
  107. ^ Фальваи 2012 , с. 40.
  108. ^ Генеалогия до степени включительно всех живущих в настоящее время королей и принцев суверенных домов Европы ( четвертой на французском языке). Бордо: Фредерик Гийом Бирнстиль. 1768. с. 96.

Источники

[ редактировать ]

Веб-страницы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 37bea97b1ce8f2cab92aa8a0652c3add__1723480440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/dd/37bea97b1ce8f2cab92aa8a0652c3add.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Princess Isabella of Parma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)