Jump to content

Принцесса Изабелла Пармская

Принцесса Изабелла Пармская
Эрцгерцогиня Австрии
Изабелла носит богато украшенное серебряное платье с белым бантом на шее. Ее короткие волосы напудрены белым, с заплетенными в них черными кружевами, а на макушке у нее розовая роза. Она смотрит вдаль и держит цветы.
Портрет Жана-Марка Натье , 1758 год.
Рожденный 31 декабря 1741 г.
Дворец Буэн-Ретиро , Мадрид , Королевство Испания
Умер 27 ноября 1763 г. (27 ноября 1763 г.) (21 год)
Хофбург , Вена , Эрцгерцогство Австрийское , Священная Римская империя
Похороны
Супруг
Проблема
Имена
Русский : Изабелла Мария Луиза Антуанетта Бурбон-Пармская.
Немецкий : Изабелла Мария Людовика Антония фон Бурбон-Парма.
Английский : Изабель-Мария-Луиза-Антуанетта Бурбон-Пармская.
Дом Бурбон-Парма
Отец Филипп, герцог Пармы
Мать Луиза Элизабет из Франции

Изабелла Бурбон-Пармская ( испанский : Изабель Мария Луиза Антоньета , немецкий : Изабелла Мария Людовика Антония французский : Изабель -Мария-Луиза-Антуан ; 31 декабря 1741 — 27 ноября 1763) была принцессой Пармы . и инфантой Испании , из Дома Бурбон-Пармская как дочь Филиппа, герцога Пармского , и Луизы-Элизабет Французской . Она стала эрцгерцогиней Австрии II и наследной принцессой Богемии в 1760 году , и Венгрии выйдя замуж за эрцгерцога Австрии Иосифа, будущего императора Священной Римской империи Иосифа .

Она была плодовитой писательницей, и за три года ее брака сохранилось девятнадцать отдельных произведений (некоторые из них незаконченные). В них она обсуждала философию, религию, этику , политику, дипломатию, военную теорию, мировую торговлю, образование и воспитание детей, человеческую культуру и общество, а также положение женщин. В своих произведениях (которые она держала в секрете) она выступала за интеллектуальное равенство женщин. Ни одно из ее сочинений при ее жизни не было опубликовано; ее «Méditations chrétiennes» («Христианские размышления») были опубликованы в 1764 году, через год после ее смерти. Некоторые из ее личной переписки и других работ были опубликованы биографами и историками.

Хотя муж любил ее, она не в полной мере отвечала на его чувства и находила большее удовлетворение в своих (вероятно, романтических , возможно, сексуальных ) отношениях со своей невесткой , эрцгерцогиней Марией Кристиной . Несмотря на ее популярность при венском дворе, стыд и вина, внушаемые ей неспособностью ответить взаимностью на чувства мужа, усугубленные однополым влечением, которое она считала греховным , сделали ее несчастной. Одинокое детство с требовательными и неласковыми опекунами , внезапная потеря матери, тяжелые роды и два выкидыша за десять месяцев, а затем и четвертая беременность - все это отрицательно сказалось на ее физическом и психическом здоровье. Ее описывали как меланхоличную и испытывающую суицидальные мысли , а биографы предположили, что она страдала депрессией или биполярным расстройством , к которым она, вероятно, была генетически предрасположена. Она умерла в возрасте двадцати одного года от оспы .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Рождение и семья

[ редактировать ]

Инфанта Изабель Мария Луиза Антуанетта [примечание 1] Испанский родился 31 декабря 1741 года во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде , Королевство Испания , и был первым ребенком инфанта Филиппа Испанского и его жены Луизы-Элизабет Французской (известной как «мадам Инфанте»). [1]

Два малыша, один в белом, другой в бело-золотом на красном фоне, играют с маленькой собачкой.
Изабелла (справа) со своей кузиной Марией Изабель Аной Неаполитанской и Сицилийской на «Семья Филиппа V» картине Луи Мишеля ван Лоо .

Родители Изабеллы когда-то были двоюродными братьями и сестрами, разница в возрасте составляла семь лет: ее матери было двенадцать, а отцу девятнадцать лет, когда они поженились. Будучи первенцем французского Людовика XV , Елизавета считала ниже себя выходить замуж за любого, кто не был монархом или прямым наследником , в то время как Филипп был лишь третьим сыном Филиппа V Испанского . Элизабет была амбициозной и волевой, в отличие от своего мужа, и вскоре взяла на себя ведущую роль в браке, работая через свои французские и испанские контакты, чтобы обеспечить себе более высокое положение. [2] и больше власти для Дома Бурбонов. [3] У нее были спорные отношения со своей свекровью Элизабет Фарнезе , фактической правительницей Испании, которая чувствовала угрозу со стороны нее в ее влиянии на сына, но они работали вместе, чтобы продвинуть карьеру Филиппа. [4]

Элизабет было четырнадцать, когда она родила Изабеллу после тяжелых родов двухдневных . Два месяца спустя Филипп уехал сражаться в Войне за австрийское наследство и больше не видел свою семью, пока его ребенку не исполнилось восемь лет. Ее мать не проявляла особой привязанности к Изабелле и, вероятно, считала ребенка обузой. [5]

Ранняя жизнь в Мадриде

[ редактировать ]

Первые семь лет своей жизни Изабелла воспитывалась при мадридском дворе бабушки и дедушки по отцовской линии. Ее бабушка, королева Елизавета, любила ее и проявляла интерес к ее развитию, сообщая о ее самочувствии и поведении в ежедневных письмах отсутствующему сыну. [6] Когда ей было три года, Изабелла начала закатывать истерики . В ответ ее мать отчитала ее так строго, что королева Елизавета сравнила это с военными учениями. Это единственное зарегистрированное взаимодействие между матерью и дочерью в этот период; письма никогда не указывают на то, что Элизабет тепло относилась к своему ребенку, но показывают, что она была с ней нетерпелива. Сообщается, что она нашла Изабеллу «упрямой» и «невыносимой». [7]

Королевская чета восседает в роскошном мраморном зале на тронах, королева в украшенном драгоценностями белом шелковом платье, положив руки на красную подушку и держа корону. Король в серебристо-голубом военном мундире смотрит на жену.
Бабушка и дедушка Изабеллы по отцовской линии, король Испании Филипп V и королева Елизавета Фарнезе в 1739 году.

После того, как она была отнята от груди , забота и образование Изабеллы были поручены ая (гувернантке), вдове французского происхождения Марии Каталине, маркизе Гонсалес (урожденной Мари-Катрин де Басскур-Гриньи, позже suo jure маркиза Боргетто ; 1693–1770). ). Маркиза сохранила сильное чувство этикета и иерархии со своей предыдущей должности почетной дамы Барбары Португальской , тети Изабеллы по браку. [8]

Согласно ее неопубликованной автобиографии, Изабелла была энергичным и озорным ребенком, всегда шумным, «прыгающим, карабкающимся, падающим», ломающим мебель и украшения. Ее любимыми занятиями были гонка за бабочками , верховая езда и выполнение трюков на веревке, но ей также нравилось писать, петь и рисовать. Чтобы улучшить ее поведение, ее ая запретила ей доступ к веревкам, лошадям и качелям. «Что делать в этой печальной ситуации? [...] Но я, наконец, научилась быть разумной», — прокомментировала Изабелла уже взрослой. С тех пор она развлекалась молча, а позже вспоминала, что ее «голова всегда витала в облаках, занимая одновременно сто тысяч идей». [8]

охарактеризовала ее детство как «одинокое и суровое» Она росла единственным ребенком до десяти лет, без товарищей по играм и под строгим контролем. Ее биограф Элизабет Бадинтер . У нее сложилась тесная связь со своей айей , что вызвало ревность ее матери. Образование Изабеллы было сосредоточено на современных идеалах принцесс. В 1746 году французский посланник в Мадриде похвалил ее «достоинство», заявив, что в возрасте четырех лет она уже знала, «кто она, кому она принадлежит и кем она должна стать однажды». В то же время он отметил холодность ее матери по отношению к Изабелле. [9]

Посещение Версаля

[ редактировать ]
Молодая девушка с короткой стрижкой в ​​белом платье с красными и золотыми украшениями и кружевами стоит на фоне пейзажа.
Изабелла в 1749 году в возрасте семи лет на портрете Жана-Марка Наттье, написанном во время ее пребывания в Версале.

С 6 января по 7 октября 1749 года Изабелла жила в Версале , а мать навещала свою семью по пути в их новый дом, Парму . [10] Будучи единственной внучкой Людовика XV и королевы Марии Лещинской в ​​то время, ее баловали бабушка и дедушка и тети , окружая ее большим вниманием и привязанностью, чем она получала раньше. Роскошь и жизнерадостность французского двора были для нее шоком после более строгих придворных испанских обычаев. [11]

В восемь лет Изабелле разрешили участвовать в придворных функциях вместе с королевской семьей. [11] Она посещала театр , оперу , балы и концерты . Поля В «Воспоминаниях» д'Альбера де Люина отмечается, что ей, похоже, не нравились эти выступления, и ее считали «робкой». [12] В то время Изабелле было удобнее говорить по-испански (которому она научилась благодаря своему ая), чем по-французски (который она использовала со своей матерью и бабушкой по отцовской линии). [13]

Со временем Изабелла адаптировалась к новому окружению и начала получать от этого удовольствие. Ей нравилось сопровождать свою бабушку королеву Марию в салон де ла Пэ представления опер, пьес или музыки. , где почти ежедневно устраивались [14] Она была в восторге от того, что с ней обращались как с французской королевской принцессой : королевская гвардия приветствовала ее, если она проходила мимо них, и она сидела в идентичном кресле, в котором сидели ее мать и тети. Однажды она выступала в квартире дофины Марии , Жозефы Саксонской вызвав всеобщее одобрение. [15] После пребывания в Версале она начала переписываться со своей материнской семьей, и ее основным языком стал французский. [16]

Мнение Изабеллы о французах

[Французы] энергичны и остаются такими до гроба. [...] Их книги остроумны, их разговоры тоже; немногие нации настолько одарены в этом. Их дух блестящ и пламенен, он способен с быстротой и точностью проектировать все, он огромен, он все понимает, он точен, мало что ускользает от него, он изобретателен во всем.

Изабелла Пармская, Размышления об образовании, цитирует Бадинтера

Подростковый возраст в Парме

[ редактировать ]

После Экс-ла-Шапельского договора 1748 года отец Изабеллы стал герцогом Пармы — титул, ранее принадлежавший семье его матери. [17] Это сделало Изабеллу принцессой Пармы и членом нового Дома Бурбонов-Пармы . Она прибыла в свой новый дом вместе с матерью 20 ноября 1749 года. [18]

Семья сидит в роскошном салоне. Мать, женщина средних лет в белом, сидит впереди слева, рядом с ней отец в коричневом с золотой вышивкой. Позади них и справа Изабелла в светло-фиолетовом цвете показывает отцу рисунок. По другую сторону пары двое маленьких детей, играющих мечом: мальчик в синем и девочка в желтом. Пожилая женщина, гувернантка детей, также видна сзади в крайнем правом углу снимка.
Изабелла (стоит, в светло-фиолетовом платье) с семьей в 1757 году, в возрасте 16 лет.

Парма обеднела, а ее дворцы Фарнезе лежали в руинах. Хотя Изабелла высоко ценила испанцев и французов, она считала итальянцев «несведущими в искусстве мышления» и хотела покинуть страну, как только она приедет. [18] Ее мать также жаловалась на свое новое положение, поскольку она не могла выполнять обязанности по дому, и часто плакала из-за своей относительной бедности. Возмущаясь потерей статуса, она сосредоточилась на организации престижных браков для своих детей. [19] Она хотела сделать Изабеллу либо королевой Испании, либо императрицей Священной Римской империи и дважды посещала Версаль для переговоров: один раз между августом 1752 года и октябрем 1753 года. [20] затем летом 1757 года, когда она умерла. Оба раза она оставила мужа и детей в Парме. [19] [21]

В 1751 году у родителей Изабеллы родилось двое детей: Фердинанд (20 января) и Луиза (9 декабря). [18] Изабелла, похоже, не завидовала привязанности, которую ее мать проявляла к своим младшим детям, и ей нравилось быть в компании. [22] Во время длительного отсутствия Элизабет Изабелла сообщила о благополучии своих братьев и сестер их отцу и бабушке по материнской линии. Герцог жил отдельно от своих детей каждый год в течение семи месяцев в Герцогском дворце Колорно, чтобы быть ближе к лучшим охотничьим угодьям. Изабелла отправила ему короткие записки с подробным описанием режима сна и прорезывания зубов у двух младенцев. В период с ноября по апрель Филипп жил со своими младшими детьми в Палаццо делла Пилотта , а Изабелла оставалась со своей айей в Палаццо дель Джардино . [22]

Фасад желтого дворца эпохи Возрождения под голубым небом, перед ним белая мраморная статуя.
Дом Изабеллы в Парме, Палаццо дель Джардино.

Хотя Изабелла наверняка обменивалась письмами со своей матерью, они были утеряны. [23] Примерно в это же время двое ее друзей расспросили Элизабет о ее холодности по отношению к старшему ребенку. Она ответила, что ее «характер был слишком серьезным», чтобы «подружиться с [своей] дочерью», и что, по ее мнению, Изабелла должна быть «удовлетворена» проявленной к ней привязанностью, особенно из-за «в остальном холодного характера Элизабет». [23] официально призвал ее Несколько месяцев спустя маршал Франции Адриен Морис де Ноай проявить больше нежности к Изабелле, поскольку существовали опасения, что новости о холодном обращении с ней, распространившиеся на иностранные суды, могут уменьшить шансы на политически выгодный брак. . Французский посол в Парме заверил Ноаля, что Изабелле уделяется больше внимания, в то время как Элизабет протестовала против своей материнской любви, говоря, что «весь мир, я считаю, должен увидеть, как сильно я ее люблю». Для тех, кто меня знает, это несомненно». [24]

Образование

[ редактировать ]

В Парме образование Изабеллы продолжилось под руководством маркизы Гонсалес. [25] Летом 1749 года при поддержке матери ее отец нанял Пьера Серу , хорошо образованного французского комедийного писателя с опытом работы репетитором , чтобы он управлял своим имуществом и обучал свою дочь истории, литературе и французскому языку. [26] В 1754 году мадридский суд выразил обеспокоенность по поводу его религиозности и потребовал, чтобы его заменил иезуит , а после некоторого сопротивления со стороны Елизаветы (которая опасалась, что член ордена будет стремиться контролировать ее сына) — французский иезуит Томас Фюмерон . был выбран для наблюдения за образованием детей, особенно Фердинанда. После отъезда Серу в апреле 1754 года к Изабелле не было назначено ни одного педагога. [27] В 1757 и 1758 годах для ее брата Фердинанда были наняты губернатором и наставником соответственно: Огюст де Кералио , солдат и учёный, и аббат Бонно де Кондильяк , философ и близкий друг Руссо , Дидро и Даламбера . [28]

Мальчик-подросток в позолоченных красных придворных одеждах, с белыми волосами, стоящий рядом со столом с глобусом на нем, с различными военными наградами.
Фердинанд, младший брат Изабеллы между 1765 и 1769 годами.

Изабелла была официально наставлена ​​своими духовниками , отцами Фумероном и Белградом, только в житиях святых . Ее образование было сосредоточено на рисовании, живописи и музыке; она преуспела в пении, игре на скрипке и клавесине . [29] Хотя нет никаких доказательств того, что она посещала лекции Кералиона и Кондильяка, Бадинтер утверждает, что ее более поздние знания военной теории , истории и идеалов Просвещения показывают, что она это делала. [30] Во время переговоров о ее браке австрийские наблюдатели сообщили, что Изабелла говорит на четырех языках, изучает науки и карты и следит за военными передвижениями в продолжающихся войнах. [31] В 1758 году французский историк Пьер-Жан Гросли посетил Парму и описал Изабеллу как «одно из главных чудес» города, поскольку она обладала «выдающимся талантом» во всех «полезных и приятных искусствах», а также «хорошим талантом». познание мира». [32]

Изабелла, вероятно, была свидетельницей жестокости Кералио и Кондильяка, но особенно последнего, по отношению к ее брату. Несмотря на свою прогрессивную идею обучения посредством игр и репутацию революционного педагога, он регулярно избивал Фердинанда розгой или пинал его ногами. В своих «Размышлениях о образовании » Изабелла осуждала то, как воспитывался ее брат, изображая и его, и Кондильяка, не называя их. В зрелом возрасте она поддерживала переписку с Кералио, но почти не упоминала настоятеля. [33]

Жизнь в Вене

[ редактировать ]

Брак с эрцгерцогом Иосифом

[ редактировать ]

Мария Терезия, императрица Священной Римской империи , проводила брачную политику, намереваясь укрепить отношения между домами Бурбонов и Габсбургов . Под влиянием мадам де Помпадур Людовик XV также решил изменить союзы и объединить силы с Австрией против Великобритании и Пруссии в дипломатической революции . [34] В конце 1751 года канцлер принц Кауниц , ближайший советник Марии Терезии, приказал губернатору Милана государственный отправиться в Парму и доложить об Изабелле, считавшейся будущей невестой одного из (тогда) трех сыновей императрицы. Он был удовлетворен ее способностями, говоря, что она танцевала «грациозно и умело», играла на музыкальных инструментах, уже говорила по-французски, по-испански и по-итальянски и изучала латынь . [35]

В выборе супруги Иосиф опирался на совет матери и не был в восторге от брака из-за своего низкого мнения о женщинах. Его помолвка с кузиной Изабеллы, Марией Луизой Испанской , была расторгнута под предлогом того, что он влюбился в Изабеллу, хотя это решение было политическим решением его матери. Со стороны невесты переговоры вела ее мать. Контракт был заключен летом 1759 года, во время последнего пребывания Елизаветы в Версале. Вскоре после этого, в возрасте тридцати двух лет, она заразилась оспой и умерла, опустошив свою дочь. [36] кто мог бы в это время поверить, что и она умрет молодой. [37]

Мальчик-подросток в позолоченной красной придворной мантии, с седыми волосами.
Эрцгерцог Иосиф в 1755 году.

После обручения оба двора решили подождать, пока молодая пара сможет повзрослеть. Смерть Элизабет еще больше задержала реализацию планов. [38] Изабелла начала изучать немецкий язык , как сообщается, посвящая этому языку семь часов в день. Губернатору Милана было поручено подготовить для венского двора подробное описание ее характера. Он хвалил Изабеллу как «красивую» и «добрую», «достойную», но никогда не «аффектированную». Она хорошо прогрессировала в немецком языке и любила читать, но «не хотела казаться ученым». Хотя ей нравилось музицировать и танцевать на балах, она не любила карточные игры , верховую езду или охоту , предпочитая в качестве физических упражнений быстрые прогулки. Вдохновленная своей бабушкой Марией Лещинской, она раздавала большую часть своего дохода бедным и стремилась угодить своей будущей свекрови, императрице. [39] Похоже, что Изабелла методично готовилась к своему будущему, обращая внимание на политическую ситуацию в Габсбургской монархии и на продолжающуюся войну с Пруссией . Чтобы угодить своей новой семье, она была готова притворяться и манипулировать. [40]

Иосиф писал другу, что сделает все, чтобы завоевать уважение и доверие невесты, но считает невозможным для него быть «покладистым, изображать из себя любовника», так как это противоречит его натуре, никогда не понимающей романтической любви. . Мысли о приближающейся свадьбе заставляли его «дрожать» и чувствовать меланхолию. [41]

Я чрезвычайно беспокоюсь о своем будущем счастье; Я, конечно, не из любопытства или звериной похоти вступаю в это [брачное] состояние; только мысль о долге приводит меня к этому, что стоит мне бесконечно и противно мне. [...] Жертва государства, я жертвую собой, надеясь, что Бог воздаст мне...

Эрцгерцог Иосиф в письме от 28 сентября 1760 г. цитирует Бадинтера.

После брака по доверенности Изабелла была отправлена ​​​​с Йозефом Венцелем I, принцем Лихтенштейна в Вену в конце 1760 года. [42] Хотя ей было жаль прощаться со своей семьей, она была рада покинуть Парму. [39] Мария Терезия отказалась позволить кому-либо из своих бывших сотрудников сопровождать ее. [40] была наедине с отцом, братьями и сестрами, духовником и Аей , она плакала. На публике Изабелла скрывала свою печаль, но когда она в последний раз [40]

Свадебные торжества в изображении ван Мейтенса
Гигантский зал с позолоченными белыми стенами и столом с тремя ветвями посередине, окруженный толпой. Четыре человека сидят под высоким золотым навесом, остальные — рядом с двумя более длинными ветвями. Большинство людей стоят. Люстры и потолок украшены розовыми и белыми цветами и зелеными листьями, а на двух балконах играет оркестр красного цвета.
Публичный свадебный ужин и банкет в крыле Редуте Хофбурга. Сидит только императорская семья: император и императрица посередине, Иосиф справа от них, а Изабелла слева.
Гигантская публика смотрит на невидимую сцену. Все они одеты в яркие платья. Люстры и потолок украшены розовыми и белыми цветами и зелеными листьями.
Серенада там же. Императорская семья сидит в первом ряду вместе с юным Вольфгангом Амадеем Моцартом . На самом деле композитор в то время не присутствовал, а прибыл в Вену лишь два года спустя, в 1762 году.

Они путешествовали из Пармы через Альпы , и на границе их встретила овдовевшая графиня Эрдёди , Антония Баттихани , ее недавно назначенный оберхофмейстерин . 1 октября рота достигла замка недалеко от Вены. [43] где их принял ее тесть, Франциск I, император Священной Римской империи . Они вместе отправились в замки Лаксенбурга , где встретились с остальными членами императорской семьи. Изабелла очаровала почти всех. Ее жених, который неоднократно заявлял, что больше боится брака, чем сражений, как сообщается, покраснел, увидев ее, и теперь не мог дождаться свадьбы. [44] Хотя это может быть преувеличением, как утверждает Бадинтер, она быстро соблазнила Джозефа своим послушанием и позволением ему почувствовать интеллектуальное превосходство над ней. [45]

Император, императрица, эрцгерцоги и эрцгерцогини также были очарованы ею. Эрцгерцогиня Мария Кристина писала, что она никогда не знала никого столь же привлекательного, как Изабелла, поскольку у нее были «красивые глаза и волосы, красивый рот и грудь восхитительной формы». [44] Императрица Мария Тереза ​​​​заявляла, что она идеальна, и было общепринято, что она превзошла все ожидания, будучи красивой и интересной, хотя и не была «обычной красавицей» со своей загорелой кожей . [46] Единственным человеком, который ее не любил, была старшая эрцгерцогиня Мария Анна , которая была второй придворной дамой после императрицы, но теперь была заменена Изабеллой. Она завидовала тому, что ее обожали, хотя семья всегда относилась к ней с пренебрежением. [47]

Бесчисленные экипажи и всадники маршируют перед венским пейзажем.
Аллегорическое . изображение свадебного кортежа работы Мартина ван Мейтенса Показанной здесь площади не существовало, дома были исключены из изображения, чтобы лучше продемонстрировать шествие.

Свадьбу отпраздновал в церкви Августинекирхе нунций Виталиано Борромео 6 октября. [48] было организовано декоративное освещение с почти тремя тысячами фонарей, горящими между Хофбургом и Хофбургом и Штефансдомом Стефансдомом , и таким же количеством белых восковых свечей, выстроенных в две линии, в комплекте с факелами В ту ночь во дворе дворца между . В Хофбурге состоялся публичный банкет Изабеллы , на котором была использована посуда из чистого золота из приданого . Празднества длились несколько дней и были отмечены серией картин Мартина ван Мейтенса можно будет увидеть в Зале церемоний дворца Шенбрунн . , которые с 2024 года [49] Все это было организовано, несмотря на продолжающуюся Семилетнюю войну, истощающую казну , поскольку Мария Терезия хотела отвлечь внимание и продемонстрировать богатство своей империи. [50]

Семейная жизнь и отношения с мужем

[ редактировать ]
Спальня, где молодая женщина в белом лежит на розовой кровати с балдахином. Рядом с ней, наклонившись к ней, сидит мужчина в сером пальто. Женщина в белом сидит посередине и кормит спеленутого ребенка, а молодая женщина в синем смотрит на нее. Рядом с ними кроватка.
Джозеф у постели Изабеллы после рождения дочери Марии Терезии. Он был рядом с ней во время родов. [51]

Хотя Джозеф полюбил Изабеллу и был внимательным мужем, она не ответила ему полностью взаимностью. Как эрцгерцогиня считала своим долгом как можно скорее произвести на свет наследника, и в конце 1761 года она забеременела. Хотя беременность и роды вызвали у нее беспокойство, она испытала облегчение от того, что не разочаровала свою семью. Она беспокоилась, что не сможет выдержать боль, но вела себя ожидаемым образом, «без чувствительности и гримас», как писала Мария Терезия. [51]

Молодая женщина в простом белом платье и голубом пальто сидит рядом с позолоченным столом с фруктами. Волосы у нее напудренные белым с заплетенными в них черными кружевами. Рядом с ней бежит малышка в светло-розовом платье с маленькой черной собачкой и белым попугаем.
Изабелла с дочерью Марией Терезией.

Ее беременность протекала тяжело, со многими физическими симптомами, сопровождавшимися депрессией и стойким страхом смерти . Ситуация усугублялась тем, что ее муж не понимал ее проблем. [52] 20 марта 1762 года она родила дочь, эрцгерцогиню Марию Терезию , названную в честь ее бабушки по отцовской линии. Придворный радовался рождению первого внука императорской четы, а Иосиф особенно обожал малыша. [53] Неизвестно, как Изабелла относилась к своему ребенку, но она упомянула его только один раз в своей интимной переписке (которая не была написана для полупубличного потребления в принимающем суде) и никогда в своих частных письмах; подруга отметила, что ее любовь к ребенку «не проявлялась внешне». [54]

Вскоре она снова забеременела, у нее случился выкидыш в августе 1762 года и в январе 1763 года. Мария Терезия посоветовала Иосифу подождать шесть месяцев, прежде чем снова пытаться завести сына, чтобы Изабелла могла выздороветь. [55] Второй выкидыш держался в секрете (суд утверждал, что она никогда не была беременна), но, по сообщениям французского посла, Мария Терезия и Жозеф находились «в очень тяжелом состоянии». Он написал, что Изабелла «здорова», но несколько дней оставалась прикованной к постели. [55] Беременность и выкидыши усугубили ее депрессию и подорвали волю к жизни. Ее страх перед смертью усугублялся риском родов. [56] В начале марта королю Франции сообщили, что она психологически нездорова, все еще оплакивает свой последний выкидыш и проявляет физические симптомы: она была «чрезвычайно худой», имела «почти постоянный» «сухой кашель» и боль в боках. Был сделан вывод, что ее здоровью «серьезная угроза», и посол считал, что ее «душу» необходимо успокоить. [54]

Между тем любовь мужа и свекрови к ней росла, и кажется, что Изабелла нашла в императрице материнскую фигуру. [57] Она, кажется, хорошо скрывала свою независимость и свои революционные убеждения, подчиняясь и мужу, и свекрови. [55]

Слава Богу, наша дорогая и очаровательная доченька поправилась и здорова. За десять месяцев она родила и случилась два выкидыша. Это слишком усердно. Поэтому я желаю ей отдохнуть шесть месяцев, чтобы восстановить силы. Прошу вас не выказывать ей никакого желания иметь внука. Она слишком привыкла подчиняться.

- Мария Терезия, письмо герцогу Пармскому от 18 января 1763 г., [55]

Отношения с эрцгерцогиней Марией Кристиной

[ редактировать ]
Молодая женщина в простом белом платье, черном фартуке и белой кепке сидит на фоне небольших картин. Она ткет на маленьком ткацком станке.
Мария на автопортрете 1765 года.

Ее невестка, эрцгерцогиня Мария Кристина «Мария» или «Мими», была лучшим другом и самым близким, если не только доверенным лицом Изабеллы, в Вене . Она была третьим выжившим ребенком императорской четы, менее чем на пять месяцев моложе Изабеллы и любимым ребенком императрицы. Она была умна и склонна к творчеству. У них быстро сложились близкие отношения. [58] проводя вместе так много времени, что заслужили сравнение с Орфеем и Эвридикой . [59] Несмотря на то, что они жили в одном дворце, они ежедневно обменивались письмами и небольшими записками. Сохранились только те, что написаны Изабеллой (те, что написала Мари, были сожжены после ее смерти), но и их насчитывается почти двести. [60]

Кажется, Изабелла вскоре почувствовала романтическое и сексуальное влечение к Мари. Чувства последнего развивались более постепенно и оставались более сдержанными. [61] Она оправлялась от любви к Луи Евгению Вюртембергскому после того, как их отношения разорвала Мария Терезия, которая считала его ниже эрцгерцогини. [62] Вскоре после прибытия Изабеллы, в октябре или ноябре 1760 года, она начала игриво ухаживать за Марией, написав, что «любовь, этот жестокий бог, мучает ее» и что смерть будет «безусловно сладкой», за исключением того, что она не сможет больше любить Мари. [63]

В начале их отношений она обращалась к Мари формально, называя ее [m]adame, ma chère Sœur , «моя леди, моя дорогая сестра», но вскоре начала называть ее mon cher ange , «мой дорогой ангел», mon plus précieux trésor. , «мое самое драгоценное сокровище», «ма утешение» , «мое утешение» и многие другие прозвища. Она регулярно изображала их двоих гетеросексуальной парой. В этих изображениях Мария была Эвридикой и Изабель Орфей ; часто она использовала имена пар из современных комедий или называла себя любовницей («амант») Мими. [63]

Молодая женщина в изысканном розовом платье с белыми кружевами, розовыми лентами и украшениями с бриллиантами. В руке у нее веер; она сидит на простом фоне и смотрит прямо на зрителя. Волосы у нее длинные и напудренные.
Мария на портрете 1762 года, приписываемом Мартину ван Мейтенсу.

Две женщины договорились встретиться в укромных местах, и Изабелла писала Мари короткие записки во время мессы . Они подарили друг другу современные туалеты , стулья с отверстием, под которое ночные горшки можно было поставить , и Изабелла отметила, что надеется, что Мари будет думать о ней каждый раз, когда она ими воспользуется. Если погода не позволяла Джозефу отправиться на охоту , невестки торопливыми разочарованными записками отменяли свидание. [64] Они боялись сохранить свои отношения в секрете; в письме от марта 1761 года Изабелла напомнила Мари о своем «данном слове» никогда ни о чем не говорить (она не уточняет, о чем), потому что «нет ничего в мире постыднее, чем идти против природы». [65]

Хотя ранее историки считали горячую лексику этих писем модным и эмоциональным выражением дружеской любви, позже стало ясно, что у них был тайный лесбийский роман. [58] Ганс Банкл, проанализировавший письма, пришел к выводу, что «жена наследника престола была влюблена, причем, как она писала, в ярости , до безумия». Только не с мужем, а с его сестрой». [66] Элизабет Бадинтер, опубликовавшая письма Изабеллы, сказала, что желание обладать объектом своей любви, боль разлуки с ней, одержимость возлюбленной, ревность и зависимость — рассматриваются как характеристики романтически-сексуальных отношений как в 18 й столетия и с тех пор — были очевидны в их переписке. [61]

Кажется, Мари была более сдержанной, чем Изабелла, но она ответила на ее чувства. Их общее восприятие гомосексуализма как греховного привело к чувству вины. Изабелле также было стыдно за то, что она не ответила на любовь мужа и не выполнила свой «долг» жены. [67] Это усугубило ее депрессию и убедило ее, что единственным выходом является смерть. [42] Она писала Мари, что «только Всевышний знает, с какой радостью я бы рассталась с этой жизнью, в которой Ему ежедневно причиняют обиды». [68]

Подборка цитат Изабеллы из писем Мари, которые Бадинтер приводит в поддержку любовного романа.
Французский оригинал или *французский перевод немецкого оригинала, выполненный Badinter английский перевод
Я люблю тебя до обожания, и мое счастье — любить тебя и быть уверенным в тебе. Я люблю тебя до точки поклонения, и мое счастье — любить тебя и быть уверенным в твоей любви.
Я влюблен в тебя как сумасшедший, святой или дьявольский, я люблю тебя и буду любить до гроба. Я люблю тебя, как сумасшедшая, свято или дьявольски, я люблю тебя и буду любить до гроба.
Я очень хочу задушить тебя ласками. Я очень склонен задушить тебя ласками.
От тебя у меня кружится голова […] Я в самом жестоком состоянии, пот течет по лбу, я задыхаюсь… От тебя у меня кружится голова […] Я в самом жестоком состоянии, пот течет по лбу, я задыхаюсь...
Я трахаю тебя изо всех сил, но уже не подбородком. Я целую тебя изо всех сил, но уже не в подбородок.
Я трахаю тебя, что бы ты ни трахал. Я целую все, что ты позволяешь мне целовать.
Мы могли бы просто целоваться, пока не устанем. Вполне может случиться так, что мы поцелуем друг друга до [смертельного] изнеможения.
Я трахаю твою маленькую задницу архангела.* Целую твою архангельскую задницу.
Я трахаю твою очаровательную задницу, стараясь не предложить тебе свою, которая немного испорчена. Я целую твою прекрасную задницу, стараясь не предложить тебе свою, что немного беспорядочно.
Лицо немного болит, а любимое место нет. Лицо немного болит, а любимое место нет.
Все, что меня беспокоит в эту минуту, — это сказать, если бы я только мог видеть ее, какая бы это не была сладость, какое бы счастье, какое внутреннее удовлетворение я бы не почувствовал, если бы я мог с таким изяществом и притягательностью созерцать этот вздернутый нос, который так часто увлекал меня, этот рот, так подходящий для утешения поцелуями, эти глаза, чей язык так трогателен. […] Я забываю, где я, я забываю тех, с кем я. […] Я думаю только об этом новом желании, которое я стремлюсь удовлетворить любой ценой. Все, что занимает меня в этот час, — это сказать, если бы я только мог видеть ее, какую бы это была сладость, какое счастье, какое внутреннее удовлетворение я бы почувствовал, если бы я мог только созерцать этот повернутый с такой грацией и привлекательностью нос, который так часто увлекали меня, этот рот, так подходящий для утешения поцелуями, эти глаза, чей язык так трогателен. […] Я забываю, где я, я забываю тех, с кем я. […] Я думаю только об этом новом желании, которое я стремлюсь удовлетворить, какой бы ценой это ни было.

Отношения с эрцгерцогиней Марией Анной

[ редактировать ]
Сидящая молодая женщина в красной юбке со светло-фиолетовыми цветами, белой рубашке с изысканной шнуровкой, темно-желтым шарфом и черно-серебряным головным убором на напудренных белой пудрой волосах.
Марианна в современном портрете.

Хотя большая часть ее семьи любила и уважала ее, ее отношения со старшей невесткой, эрцгерцогиней Марией Анной , известной как Марианна, с самого начала были плохими и только ухудшались. Изабеллу считали красивой, а Марианну все считали наименее привлекательной среди сестер; ее хвалили как милую и очаровательную, в то время как мать, братья и сестры всегда игнорировали Марианну. [69] Инфанта была умна и образована, а изучение наук было для Марианны убежищем от одинокой и спорной семейной жизни, интерес, связывавший ее с отцом, который теперь тоже обожал Изабеллу. Изабелла также была лучшей певицей и скрипачкой, чем эрцгерцогиня. Марианна считала Изабеллу своей соперницей еще до ее приезда в Австрию и приветствовала ее холодно, даже почти не протянув руку при первой встрече. [47]

Холодность Марианны, мотивированная ревностью и чувством неполноценности, задела Изабеллу, которая решила ей не доверять. Она считала Марианну «фальшивым», «двуличным» и «лицемерным» человеком. [47] Кажется, Марианна была единственной, кто подозревал любовную связь между Изабеллой и Мари, и она шпионила за ними. Во многих письмах Изабеллы к Марии она предупреждала ее, чтобы она держала их разговоры в безопасности от Марианны, и ее короткая диссертация под названием Les Charmes de la fausse amitié , «Чары ложной дружбы», была о ней. Две женщины публично обменялись объятиями, поцелуями и комплиментами. [70] Их холодность, медленно переходящая во враждебность, [71] ухудшил и без того далекие отношения между Марианной и Жозефом, и после смерти Изабеллы он так и не простил сестре нелюбви к жене. [72] Как император и глава семьи, он использовал свою власть, чтобы отомстить ей. [70]

Смерть и последствия

[ редактировать ]

По обычаю, введенному Марией Терезией, императорский двор проводил лето в Шенбрунне . В 1763 году было записано, что Изабелла не хотела возвращаться. [73] Она была на шестом месяце беременности и считала, что может вынашивать близнецов. [54] и сообщения о случаях оспы были сделаны вокруг Вены. 18 ноября, через четыре дня после переезда в Вену, у Изабеллы поднялась температура , и вскоре ей поставили диагноз «оспа». Императрицу, которая ухаживала за ней, попросили покинуть спальню, поскольку она еще не заболела и, следовательно, могла заразиться. После этого о ней позаботились Джозеф, Марианна и Мари (ее муж и две его сестры). [74] Из-за лихорадки начались роды, и 22 ноября она родила вторую дочь. По ее просьбе малышку окрестили Марией Кристиной, но она умерла в тот же день. [75]

Три серых декоративных саркофага, стоящие рядом друг с другом, четвертый под саркофагом в центре.
Могила Изабеллы (в центре) и могила ее дочери Кристины внизу. На переднем плане — саркофаг ее старшей дочери Марии Терезии, на заднем — второй жены Иосифа, Жозефы .

После рождения Изабелла редко была в сознании и проявляла «мужество», граничащее с безразличием к ее возможной смерти. [74] Запах, исходивший из ее спальни, был настолько сильным, что большинство людей не могли пройти мимо ее двери, но Джозеф без перерыва заботился о ней. 26 ноября врачи сообщили ему, что Изабелла находится в агонии и умерла на рассвете следующего дня, за месяц и три дня до своего двадцать второго дня рождения. Поскольку ее тело все еще было заразным , его быстро похоронили без вскрытия и бальзамирования . [75] и помещен в Хранилище Марии Терезии Императорского склепа . Гроб ее дочери Кристины был поставлен под ее гробом. [75] [76]

Смерть Изабеллы, а также смерть от оспы трех или четырех императорских детей, а также страдания, которым подверглось большинство членов семьи из-за этой болезни, способствовали решению Марии Терезии в 1768 году провести вариоляцию младших членов семьи и последующему принятию практика в Австрии. [77]

Молодая блондинка в зеленовато-голубом платье и белой кепке. Ее платье украшено белым кружевом, зеленовато-синими бантами и золотой вышивкой.
Дочь Изабеллы, Мария Терезия.

Влияние на мужа

[ редактировать ]

Джозеф был опустошен ее смертью и так и не оправился полностью. [78] В 1765 году он женился повторно по настоянию матери на Марии Жозефе Баварской , которая физически отталкивала ее и с которой он плохо обращался, несмотря на ее попытки приспособиться к нему. Она умерла от оспы после двух лет брака. [60] Он обожал своего единственного ребенка, Марию Терезию , которая умерла от плеврита в 1770 году в возрасте семи лет. Хотя любовь, которую он испытывал к своей жене, помогла ему развить более позитивные качества, после ее смерти он закрылся от мира. Он стал еще более саркастичным, раздражительным и агрессивным, чем был до женитьбы. [45]

Я потерял все. Моей обожаемой жены и единственного друга больше нет. (...) Какая страшная разлука! Смогу ли я это пережить? Да и только для того, чтобы быть несчастной всю жизнь. (...) Нет ничего, что мне снова понравилось бы.

- Эрцгерцог Австрии Иосиф в письме своему тестю Филиппу, герцогу Пармскому.

Влияние на эрцгерцогиню Марию Кристину

[ редактировать ]

Нет никаких записей о реакции Мари на смерть Изабеллы. [79] Она нянчила ее до самой смерти и заботилась о дочери, пока она не умерла в детстве. Согласно письму Марии Терезии, Изабелла незадолго до смерти передала свои бумаги свекрови, сказав, что Джозефу «не все было видно». Императрица попросила графиню Эрдёди, оберхофмейстерина Изабеллы , собрать и сжечь все сочинения Изабеллы, заявив, что это будет ее «величайшая услуга», которую она когда-либо оказала императорской семье. [80]

Семья сидела за столом и играла в карты. Слева стоит молодой человек в красном, а посередине женщина средних лет, позади нее стоит молодая женщина в розовом. Справа от стола стоит еще одна молодая женщина в синем.
Изабелла с мужем, свекровью и невесткой Мари.

В 1766 году Мария вышла замуж за принца Альберта Казимира Саксонского . Она была единственной из детей императрицы, выбравшей себе супруга. [81] После ее смерти была найдена миниатюра Изабеллы и ее дочери Марии Терезии в ее молитвеннике . На его оборотной стороне она написала дату и причину смерти Изабеллы, а также то, что она была ее «лучшим и самым верным другом», который «жил как ангел и умер как ангел». [79]

Письма, которые написала ей Изабелла, также были найдены среди бумаг Мари и прочитаны ее мужем, а затем переданы в семью. Альберт воспринял эти письма как доказательство «исключительной дружбы» между его любимой женой и «несравненной принцессой». [82] По состоянию на 2024 год письма находятся в Национальном архиве Венгрии . Частично они были опубликованы (за исключением пяти писем, в которых подробно описывались телесные функции писателя) Альфредом Риттером фон Арнетом , архивариусом габсбургских бумаг, в конце XIX века. й век. Еще одно подвергнутое жесткой цензуре издание было включено в книгу Йозефа Граски « Die Persönlichkeit der Infantin von Parma» 1959 года , «Личность инфанты Пармской», опубликованную в Mitteilungen des Österreichischen Staatsarchivs , «Бюллетене австрийских государственных архивов». В 2008 году Элизабет Бадинтер опубликовала сохранившуюся переписку полностью с примечаниями и собственную биографию Изабеллы. [83]

Сочинения

[ редактировать ]

Со времени замужества Изабелла оставила множество произведений, анализирующих свою жизнь, свою философию и состояние окружающего мира. Она написала свою собственную автобиографию под названием Les Aventures de l'étourderie , «Приключения изумления». В своих «Христианских размышлениях» , опубликованных по приказу Марии Терезии в 1764 году, [84] она размышляла о религиозных вопросах и смерти с католической точки зрения. Она планировала более обширное исследование под названием «Об обычаях народов», смогла написать только его первую часть (о древних египтянах но перед смертью ). В более короткой диссертации она резюмировала усилия венского двора по присоединению Габсбургской монархии к мировой торговле. [85] Другая короткая диссертация под названием Les Charmes de la fausse amitié , «Чары ложной дружбы», была посвящена ее невестке Марианне, с которой у нее были враждебные отношения. [86]

Женщина средних лет и маленькая девочка в парке. На женщине простое синее платье, а ее дочь, прислоненная к ее ногам, в белом. Они обе держат в руках светло-розовые розы, а их волосы уложены в строгую прическу, напудренные белым.
Изабелла с матерью.

Мысли об образовании

[ редактировать ]

Ее «Размышления об образовании» заключались в отказе Изабеллы от «традиционного» (современного) воспитания детей и, в частности, в осуждении жестоких наставников ее брата, а также их родителей, поручивших им ответственность. Она возложила на родителей полную ответственность за своих детей, назвав тех, кто позволяет незнакомцам воспитывать своих детей, «ленивыми, равнодушными и слабыми». [87] Основой ее педагогики было избегание авторитаризма и телесных наказаний . [88]

Она считала, что авторитарное воспитание делало детей «жестокими, упрямыми и резкими» как сразу, так и во взрослом возрасте, поскольку их лишали опыта «добровольного выполнения своих обязанностей» и оставляли только «насилие» в качестве поведенческого примера. Потеряв присущую им «добрую волю и доверие», они действовали из «рабейского страха перед унижением». Злоупотребление родительской властью, по ее мнению, приводит к тому, что дети, считающие себя рабами, становятся «бесчувственными и самонасмешливыми», чтобы справиться с этим. [88]

Она считала телесные наказания бесполезными и даже опасными, формой дисциплины, берущей начало в «жестоких сердцах» и «низких чувствах» педагогов, а также в «ложном убеждении», что люди не лучше животных. По ее мнению, применение насилия в отношении детей свидетельствует лишь о «непонимании» и педагогическом таланте взрослых. Нарисовав портрет своего брата Фердинанда , не назвав его имени, она пришла к выводу, что удары внушают детям ненависть и желание лгать и «отомстить». [89]

Вместо этих методов, которые, по ее словам, в то время набирали популярность, она выступала за доброту, «почти неизвестную сегодня», поскольку она рассматривалась как «слабость, недостаток твердости и разума». [89]

О судьбах принцесс

[ редактировать ]

В исследовании «Судьба принцесс » Изабелла писала, что принцесса была «жертвой неудачной политики министра», принесенной в жертву во имя предполагаемого общественного блага. Она раскритиковала идею объединения стран посредством браков, утверждая, что это не может привести к прочному союзу. [85] В заключение она сказала, что принцесса может сделать свое «печальное положение» «завидным», взывая к воле Бога и служа Ему. [90]

Чего ожидать дочери великого князя? [...] Уже при рождении она является рабыней предрассудков народа; она рождена только для того, чтобы подвергнуться этому хаосу почестей, этому этикету, связанному с величием. [...] Ее положение лишает ее знания [тех], кем она окружена. [...] Звание, которое она носит, не только не приносит ей ни малейшего преимущества, но лишает ее величайшего удовольствия жизни. [...] [О] обязана жить на свете, у нее почти нет знакомых и друзей. [...]
Это еще не все. В конце концов, они хотят выдать ее замуж. Поэтому она обречена оставить все позади: свою семью, свою родину, и ради кого? Для незнакомца, для человека, характер и образ мыслей которого она не знает, для родных, которые, возможно, будут смотреть на нее только с ревностью, а в лучшем случае с подозрением.

- Эрцгерцогиня Изабелла Австрийская, Судьба принцесс, [91]

Трактат о мужчинах

[ редактировать ]
Двое молодых людей с напудренными белыми волосами, один в бело-красной, другой в черно-золотой военной форме, стоят рядом со статуей греческой или римской богини.
Ее муж Джозеф (справа) с братом Леопольдом в 1769 году на портрете Помпео Батони.

Изабелла написала критическую статью, исследующую статус и поведение мужчин в современном патриархальном европейском обществе, под названием Traité sur les hommes Трактат о мужчинах»). Она утверждала, что женщины так же хороши и способны, как и мужчины, если не больше, и высмеивала мужской пол. С юмором она описала мужчин как «бесполезных животных», которые существуют только для того, чтобы «делать плохие вещи, быть нетерпеливыми и создавать замешательство». Основываясь на своем опыте и, возможно, на своем мнении о муже, она пришла к выводу, что мужчины «лишены чувств и любят только себя». По ее мнению, человек рожден для того, чтобы думать, а вместо этого проводит свою жизнь «развлекаясь, крича, играя в героев, бегая взад и вперед, иными словами, не делая ничего, кроме того, что льстит его самолюбию или не требует от него никаких мыслей». [92]

Она резюмировала, почему, по ее мнению, мужчины все же стоят выше женщин в обществе: во-первых, чтобы «их недостатки могли заставить [женские] добродетели сиять ярче», во-вторых, чтобы становиться лучше с каждым днем ​​и, в-третьих, «чтобы их можно было терпеть в мир, из которого, если бы они не держали в своих руках всю власть, они были бы полностью изгнаны». В заключение Изабелла заявила, что «рабство» женщин вызвано тем, что мужчины чувствуют, что женщины превосходят их. [86] [93]

Совет Марии.

[ редактировать ]

Изабелла написала длинное письмо своей невестке и возможному любовнику эрцгерцогине Марии Кристине в рамках подготовки к смерти, поскольку она была уверена, что умрет молодой, и даже с нетерпением ждала этого. Conseils à Marie («Советы Мари») состояли из описаний членов их семей и способов установления с ними хороших отношений. По ее мнению, ее муж был «не в первую очередь эмоциональным» и считал обычные выражения любви, такие как нежность или объятия, лестью или даже лицемерием . Она описала своего тестя, императора Франциска, как «благородного, добросердечного» человека и «надежного, настоящего друга», но склонного прислушиваться к плохим советчикам. Об императрице Марии Терезии «какое-то недоверие она писала, что в ее любви к детям смешано и кажущаяся холодность». Она заявила, что ее смерть не станет большой потерей для ее свекрови, но, тем не менее, причинит ей боль и что она «перенесет всю дружбу, которую она испытывает к [Изабелле] к [Мари]». [94]

Личность и внешний вид

[ редактировать ]
Четверо детей вокруг стола: малыш в синем платье слева, подросток в розовом сидит и рисует, справа от нее стоит девочка и помогает ей. Справа стоит мальчик 6 лет в бело-красной военной форме с книгой.
Дочь Изабеллы Мария Терезия (слева) со своими младшими тетями и дядей по отцовской линии Марией Каролиной , Марией Антонией и Максимилианом Франциском в 1763 году на портрете Мартина ван Мейтенса.

Изабелла была умным и образованным человеком, интересовавшимся философией , моралью , музыкой, историей, физикой и метафизикой . [67] Она также была склонна к творчеству: рисовала, рисовала, пела, играла на скрипке (что было редкостью даже среди мужчин того времени), писала стихи и этюды. [95] Она изучала механику , работала на различных машинах и любила заниматься спортом. [96] Императорский двор и даже ее муж, ранее считавший общение с женщинами пустым времяпрепровождением , [97] считал ее остроумной собеседницей. Несмотря на ее застенчивый и сдержанный характер, она нравилась большинству людей. Она сознательно наблюдала за другими и анализировала их личности. [42]

Когда ее лучшая подруга и возможная любовница, эрцгерцогиня Мария Кристина, написала описание Изабеллы, среди ее отрицательных черт она упомянула предвзятость в пользу тех, кого любила, и нежелание менять свое мнение. Она также заявила, что Изабелле нравилось «мучить» людей, но как только она достигла своей цели и расстроила их, она была опустошена. [98]

Ее внешность была противоположностью того, что было модно среди знатных дам того времени: у нее была оливковая кожа и короткие волосы. [99]

Проблемы психического здоровья

[ редактировать ]

Изабеллу считали меланхоличной — современное название депрессивных тенденций. Несмотря на ее обычную живость и любовь к спорту, у нее бывали внезапные периоды, когда она не могла двигаться и сидела на одном месте, глядя перед собой. [99] Урсула Тамуссино предположила, что ее проблемы, вероятно, форма биполярного расстройства , были наследственными , поскольку у ее дедушки и отца были схожие симптомы. [100] Смерть матери также сильно подействовала на нее, и она убедилась, что с этого времени ей не прожить более четырех лет. [37] Обремененная браком, тяжелой беременностью и гомосексуальными желаниями, она стала склонна к суициду . В письме она призналась, что почувствовала бы «большое искушение» покончить жизнь самоубийством, если бы это не было запрещено церковью . В качестве причин этого она назвала то, что чувствовала себя «ни на что не годной», «делала только плохие вещи» и не видела никакого способа достичь спасения . [101] В 1763 году она заявила, что услышала голос, говорящий ей о близости ее смерти, который привел ее в «нежное, мирное, праздничное настроение», побудил ее делать что угодно и дал ей «таинственную власть над [самой собой]». [100]

Библиография

[ редактировать ]

Во время замужества Изабелла была плодовитой писательницей эссе и исследований. Ряд ее работ был найден среди бумаг ее невестки Марии Кристины ее вдовцом Альбертом Казимиром, герцогом Тешенским . [82] Затем они были помещены в семейный архив Габсбургов вместе с его комментариями. Он отметил, что другие работы Изабеллы были потеряны в результате кораблекрушения, ссылаясь на несчастный случай 1792 года, когда вещи пары перевозились из Роттердама в Гамбург . Граски и Тамуссино считают маловероятным существование дальнейших сочинений, «учитывая обилие того, что сохранилось». [102] Вместе с остальными семейными бумагами работа Изабеллы хранилась в Вене до Первой мировой войны , затем в резиденции Габсбургов в Мошонмадьяроваре , Венгрия. Там их повредил пожар в 1956 году. [102] По состоянию на 2024 год их можно найти в Национальном архиве Венгрии и Национальном архиве Австрии . Очень немногие из ее произведений когда-либо были опубликованы. Известно, что она также сочиняла музыку, несколько ее арий и од сохранились в Будапеште. [103]

Полная библиография сохранившихся произведений Изабеллы Пармской [103]
оригинальное (французское) название Английское название статус публикации/подробности местонахождение рукописи примечания
Совет Марии. Совет Марии опубликовано Бадинтером [104] Национальный архив Венгрии подробная характеристика членов императорской семьи и советы, как вести себя по отношению к ним; написано ее невестке Марии Кристине
Искусство писать письма Искусство письма не опубликовано Национальный архив Австрии встречается среди коротких произведений на разные темы
Приключения бездумья Приключения изумления не опубликовано, частично цитируется и анализируется Сэнгером [105] Национальный архив Венгрии автобиография
Прелести ложной дружбы Прелести ложной дружбы не опубликовано, частично цитируется и анализируется Сэнгером [106] Национальный архив Венгрии написано против ее невестки Марии Анны
Упражнения для ума Духовные упражнения не опубликовано Национальный архив Венгрии
Истинный Философ Истинный Философ не опубликовано, частично цитируется и анализируется Сэнгером [107] Национальный архив Венгрии
Христианские медитации Христианские медитации опубликовано в 1764 году по заказу Марии Терезии; доступно в Google Книгах ; частично процитировано и проанализировано Сэнгером [84] Национальный архив Австрии размышления на различные религиозные темы, особенно о смерти
Наблюдения за пруссаками Наблюдения за пруссаками не опубликовано, частично цитируется и анализируется Сэнгером [108] Национальный архив Венгрии
Размышления, сделанные в одиночестве Размышления, сделанные в одиночестве не опубликовано, частично цитируется и анализируется Сэнгером [109] Национальный архив Венгрии
Мысли об образовании Размышления об образовании не опубликовано, частично цитируется и анализируется Бадинтером [110] и Сэнгер [111] Национальный архив Австрии просвещенная философия образования, основанная на ее неблагоприятном детском опыте
Политические и военные замечания Политические и военные наблюдения не опубликовано, частично цитируется и анализируется Сэнгером [112] Палатинская библиотека, Парма комментарии о правительстве и войне
О судьбах принцесс О судьбах принцесс опубликовано Бадинтером [113] и Сэнгер [114] Национальный архив Венгрии аргумент против династических браков на политической и личной основе
Исторический трактат о морали Исторический трактат о нравах не опубликовано Национальный архив Венгрии незаконченный обзор человеческого общества и культурных практик
Трактат о религии Трактат о религии не опубликовано Национальный архив Австрии существует только расшифровка оригинала
Трактат о мужчинах Трактат о мужчинах не опубликовано, частично цитируется и анализируется Бадинтером [115] и Сэнгер [116] Национальный архив Венгрии аргумент против патриархального общества и за моральное и интеллектуальное равенство женщин
Общие представления о том, что надо хорошо воспитать принца Общие моменты, которые следует учитывать, чтобы хорошо воспитать принца не опубликовано Национальный архив Австрии включает немецкое исследование о том, как преподавать историю молодым эрцгерцогам.
Взгляды на торговлю Взгляды на торговлю не опубликовано Национальный архив Австрии
Пьесы о морали Пьесы о морали не опубликовано Национальный архив Австрии
Вопросы, которые следует задать, чтобы завоевать сердце эрцгерцога Вопросы, на которые нужно ответить, чтобы завоевать сердце эрцгерцога опубликовано Бадинтером [117] Национальный архив Венгрии руководство невестке Марии Кристине о том, как быть в хороших отношениях с мужем Иосифом

Проблема

[ редактировать ]

За три года брака с эрцгерцогом Иосифом у Изабеллы было четыре известных беременности. Два из них закончились выкидышем, а в результате двух живорождений родились две дочери, только одна из которых пережила младенчество , и ни одна из них не дожила до взрослой жизни. [67]

Имя Рождение Смерть Примечания
Эрцгерцогиня Мария Терезия Елизавета Филиппинская Луиза Жозефа Джоанна 20 марта 1762 г. 23 января 1770 г. Умер в 7 лет от плеврита . [45]
Безымянный ребенок август 1762 г. август 1762 г. Перенесла выкидыш.
Безымянный ребенок Январь 1763 г. Январь 1763 г. Перенесла выкидыш.
Эрцгерцогиня Мария Кристина 22 ноября 1763 г. 22 ноября 1763 г. Родился на три месяца раньше срока и умер вскоре после рождения.

Родословная

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Ее окрестили Марией Элизабетой Людовикой Антонией, латинской версией ее имени. В детстве она была известна как Донья Изабель или Изабелита; в зрелом возрасте, как Изабель. Формально она подписалась как Изабель-Мария-Луиза (французская) или Изабелла Мария Людовика (немецкая), никогда не используя Антонию, Антуан или Антуанетту. На могиле ее зовут Элизабет Мария.
  1. ^ Бадинтер 2008 , стр. 48, 134.
  2. ^ Латур 1927 , стр. 221–223.
  3. ^ Латур 1927 , с. 220.
  4. ^ Латур 1927 , с. 223.
  5. ^ Бадинтер 2008 , с. 13.
  6. ^ Бадинтер 2008 , стр. 13–14.
  7. ^ Бадинтер 2008 , с. 14.
  8. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 15.
  9. ^ Бадинтер 2008 , с. 16.
  10. ^ Латур 1927 , стр. 228–229.
  11. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 17.
  12. ^ Бадинтер 2008 , стр. 17–18.
  13. ^ Бадинтер 2008 , стр. 16, 18.
  14. ^ Бадинтер 2008 , стр. 18–19.
  15. ^ Бадинтер 2008 , стр. 19.
  16. ^ Бадинтер 2008 , стр. 20.
  17. ^ Андерсон 1996 , с. 198.
  18. ^ Jump up to: а б с Бадинтер 2008 , с. 21.
  19. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 22.
  20. ^ Бадинтер 2008 , стр. 22–23.
  21. ^ Тамуссино 1989 , с. 55.
  22. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 23.
  23. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 24.
  24. ^ Бадинтер 2008 , стр. 24–25.
  25. ^ Бадинтер 2008 , с. 26.
  26. ^ Бадинтер 2008 , стр. 26–27.
  27. ^ Бадинтер 2008 , с. 27.
  28. ^ Бадинтер 2008 , стр. 27–28.
  29. ^ Бадинтер 2008 , с. 28.
  30. ^ Бадинтер 2008 , стр. 28–29.
  31. ^ Бадинтер 2008 , с. 33.
  32. ^ Бадинтер 2008 , стр. 33–34.
  33. ^ Бадинтер 2008 , стр. 29–30.
  34. ^ Фальваи 2012 , с. 12.
  35. ^ Фальваи 2012 , с. 33.
  36. ^ Латур 1927 , с. 241.
  37. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 66.
  38. ^ Бадинтер 2008 , с. 34.
  39. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , стр. 34–35.
  40. ^ Jump up to: а б с Бадинтер 2008 , с. 36.
  41. ^ Бадинтер 2008 , стр. 39–40.
  42. ^ Jump up to: а б с Голдсмит 1935 , Глава двенадцатая.
  43. ^ Бадинтер 2008 , с. 38.
  44. ^ Jump up to: а б Фальваи 2012 , стр. 13–14.
  45. ^ Jump up to: а б с Фальваи 2012 , с. 40.
  46. ^ Фальваи 2012 , с. 38.
  47. ^ Jump up to: а б с Лейтнер 1994 , с. 70.
  48. ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 66.
  49. ^ «Изабелла Пармская» . Мир Габсбургов . Проверено 27 июля 2024 г.
  50. ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 64.
  51. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 51.
  52. ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 67.
  53. ^ Фальваи 2012 , с. 30.
  54. ^ Jump up to: а б с Бадинтер 2008 , с. 54.
  55. ^ Jump up to: а б с д Бадинтер 2008 , с. 53.
  56. ^ Тиммс 2018 .
  57. ^ Бадинтер 2008 , с. 52.
  58. ^ Jump up to: а б Фаркуар 2001 , с. 4.
  59. ^ Фрейзер, Антония (2002). «Рожденный подчиняться» . Мария-Антуанетта: Путешествие . Нью-Йорк: Anchor Books . п. 24. ISBN  978-1400033287 . OCLC   773606857 – через Интернет-архив .
  60. ^ Jump up to: а б Вовк 2010г .
  61. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 60.
  62. ^ Бадинтер 2008 , с. 61.
  63. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , стр. 60–61.
  64. ^ Фальваи 2012 , стр. 24–25.
  65. ^ Бадинтер 2008 , с. 64.
  66. ^ Фальваи 2012 , с. 26.
  67. ^ Jump up to: а б с Вайсенштайнер 1995 , с. 71.
  68. ^ Фальваи 2012 , с. 29.
  69. ^ Weissensteiner 1995 , стр. 35–36.
  70. ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , с. 40.
  71. ^ Вайсенштайнер 1995 , с. 39.
  72. ^ Лейтнер 1994 , с. 71.
  73. ^ Тамуссино 1989 , с. 248.
  74. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 55.
  75. ^ Jump up to: а б с Фальваи 2012 , стр. 34–36.
  76. ^ «Хранилище Марии Терезии» [Хранилище Марии Терезии]. Склеп капуцинов (на немецком языке) . Проверено 11 июня 2022 г.
  77. ^ Столлберг-Рилингер 2017 , стр. 507–514.
  78. ^ Фальваи 2012 , с. 36.
  79. ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , с. 74.
  80. ^ Бадинтер 2008 , с. 75.
  81. ^ Вайсенштайнер 1995 , стр. 74–76, 82.
  82. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , стр. 64–65.
  83. ^ Бадинтер 2008 , стр. 73, 146.
  84. ^ Jump up to: а б Сэнгер 2002 , стр. 277–280.
  85. ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , стр. 72–73.
  86. ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , с. 68.
  87. ^ Бадинтер 2008 , с. 30.
  88. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , стр. 30–31.
  89. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 31.
  90. ^ Бадинтер 2008 , с. 102.
  91. ^ Бадинтер 2008 , стр. 100–101.
  92. ^ Бадинтер 2008 , с. 47.
  93. ^ Фальваи 2012 , с. 18.
  94. ^ Вайсенштайнер 1995 , стр. 62–63.
  95. ^ Weissensteiner 1995 , стр. 71–72.
  96. ^ Фальваи 2012 , стр. 17–19.
  97. ^ Фальваи 2012 , с. 8.
  98. ^ Weissensteiner 1995 , стр. 69–70.
  99. ^ Jump up to: а б Фальваи 2012 , с. 11.
  100. ^ Jump up to: а б Вайсенштайнер 1995 , с. 72.
  101. ^ Weissensteiner 1995 , стр. 70–71.
  102. ^ Jump up to: а б Бадинтер 2008 , с. 73.
  103. ^ Jump up to: а б Тамуссино 1989 , стр. 306–308.
  104. ^ Бадинтер 2008 , стр. 237–252.
  105. ^ Сэнгер 2002 , стр. 285–289.
  106. ^ Сэнгер 2002 , с. 277.
  107. ^ Сэнгер 2002 , стр. 274–275.
  108. ^ Сэнгер 2002 , стр. 273–274.
  109. ^ Сэнгер 2002 , стр. 275–277.
  110. ^ Бадинтер 2008 , стр. 29–32.
  111. ^ Сэнгер 2002 , стр. 137–140.
  112. ^ Сэнгер 2002 , стр. 177–179.
  113. ^ Бадинтер 2008 , стр. 100–102.
  114. ^ Сэнгер 2002 , стр. 282–283.
  115. ^ Бадинтер 2008 , стр. 46–47.
  116. ^ Сэнгер 2002 , с. 281.
  117. ^ Бадинтер 2008 , стр. 107–109.
  118. ^ Генеалогия до степени включительно всех живущих в настоящее время королей и принцев суверенных домов Европы ( четвертой на французском языке). Бордо: Фредерик Гийом Бирнстиль. 1768. с. 96.

Источники

[ редактировать ]
  • Торма, Карой (январь 1884 г.). Абафи, Лайош; Соколи, Виктор (ред.). « Воспоминания о Дьёрдь Реттеги 1718-1767». Наша страна. Исторический вестник . 1 . 1884: 378–379 . Проверено 11 июня 2022 г. - из цифровой научной библиотеки Arcanum. {{cite journal}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )

Веб-страницы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 138fa2e0584bdf342fbd9b4f975c1cf2__1722738600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/f2/138fa2e0584bdf342fbd9b4f975c1cf2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Princess Isabella of Parma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)