Пьер Аламир
Пьер Аламир (также Петрус Аламир ; вероятное имя при рождении Питер ван ден Хове ; [ 1 ] в. 1470 — 26 июня 1536) — немецко - голландский нотный переписчик, композитор , инструменталист, горный инженер, купец, дипломат и шпион эпохи Возрождения . Он был одним из самых опытных музыкальных писцов своего времени, и многие ныне известные произведения франко-фламандских композиторов обязаны своим существованием его знаменитым иллюминированным рукописным копиям; кроме того, он был шпионом при дворе Генриха VIII в Англии .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в семье торговцев в Нюрнберге , Баварии , Священной Римской империи приехал в семнадцать провинций , но в раннем возрасте . Аламир не было его настоящим именем; название представляло собой музыкальную отсылку: «А» (музыкальная высота) плюс слоги «ла», «ми» и «ре» (шесть, три и два ступени шкалы соответственно). Скорее всего, его настоящее имя было ван ден Хов (или Имхофф, Имхове), хотя подробностей о его семейном происхождении мало.
В конце 1490-х годов он начал получать заказы на работу в Нидерландах , например, в Хертогенбосе и Антверпене , где его впечатляющие навыки копирования и освещения музыки были сразу оценены по достоинству. Это был период, когда взрыв музыкального творчества в Нидерландах был на пике; этот регион производил больше композиторов, чем вся остальная Европа вместе взятая, и эти композиторы эмигрировали в другие регионы, особенно в королевские и аристократические дворы, у которых были средства нанять их.
К 1503 году Аламир уже создал издание музыки для Филиппа I Кастильского , а к 1509 году он был сотрудником эрцгерцога Карла, вскоре ставшего Карлом V, императором Священной Римской империи . Его рукописи должны были стать чрезвычайно ценными в качестве подарка, поскольку большая часть европейской знати в то время ценила музыку, и для предстоящих выборов императора Священной Римской империи нужно было купить много голосов.
Аламир переехал из Антверпена в Мехелен где-то между 1505 и 1516 годами. Хотя он часто путешествовал, Мехелен оставался его постоянным домом с 1516 года.
Карьера шпиона
[ редактировать ]Между 1515 и 1518 годами под прикрытием торговца рукописями, капеллана, певца и инструменталиста он путешествовал между Лондоном и континентом в качестве шпиона Генриха VIII против претендента на английский престол Ричарда де ла Поля , который в основном проживал в Меце . В этом предприятии ему помог фламандский в сэкбуты игрок Ганс Нагель . В июне 1516 года он отправился в Королевство Англия для обучения короля и кардинала Томаса Уолси , взяв с собой нотные рукописи и инструменты.
Однако Генрих VIII и Уолси перестали ему доверять и действительно вскоре узнали, что он работал контрразведчиком на самого де ла Поля; Аламир, дороживший своей головой, благоразумно не вернулся в Англию после этого открытия. Неудивительно, что в его рукописях представлены немногие английские композиторы.
В 1520-х годах Аламир был дипломатом и придворным, а также продолжал свою деятельность музыкального иллюстратора и переписчика. Он передавал письма между многими ведущими гуманистами того времени. Эразм охарактеризовал его как «небезумного», и частые непристойные комментарии Аламира о современных певцах и исполнителях подтверждают это; многие из его писем сохранились и наполнены эпиграммами и остроумными оскорблениями.
Музыка была не единственным его умением; он получил щедрую плату от имени датского короля Кристиана III за обучение «горному делу» (если только это не была метафора шпионажа; но более подробная информация об этом поручении не известна).
В 1534 году Аламир получил щедрую пенсию от Марии Австрийской , для которой он написал ряд рукописей в начале 1530-х годов, и после этого он исчезает из судебных протоколов. Он умер в Мехелене.
Содержание и местонахождение рукописи
[ редактировать ]В рукописях Аламира представлено большинство произведений первого ранга франко-фламандских композиторов, в том числе Иоганна Окегема , Жоскена де Пре , Пьера Мулю , Генриха Исаака , Адриана Виллаэрта и Пьера де ла Рю ; действительно, де ла Рю, любимый композитор Маргариты Австрийской , имеет, безусловно, больше всего произведений любого композитора, и почти все его произведения сохранились в коллекции рукописей Аламира.
Рукописи, скопированные Аламиром, можно найти во многих европейских библиотеках, в том числе в Габсбургов придворной библиотеке в Вене , в Лондоне (рукопись Генриха VIII), Ватикане (рукопись для папы Льва X ), Брюсселе , Мюнхене и Йене , где имеется Судебные книги Фридриха III, курфюрста Саксонии .
Только одно произведение с уверенностью приписывается Аламиру, четырехчастная инструментальная пьеса Tandernaken op den Rijn ; однако его очевидные навыки и опыт композитора позволяют предположить, что многие анонимные произведения того времени могут принадлежать ему.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Атлас, с. 274
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Герберт Келлман: «Пьер Аламир», Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Герберт Келлман: «Пьер Аламир», изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (по состоянию на 4 ноября 2005 г.), (доступ по подписке) (некоторая информация обновлена из более ранней записи Grove)
- Юджин Шреурс, Фонд Аламира, KU Левен, программные примечания к компакт-диску Naxos 8.554744: Рукописи A-La-Mi-Re : Фламандские полифонические сокровища для Карла V в исполнении Капиллы Фламенки
- Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN 0-393-97169-4
- Мария Р. Монтес, « Петрус Аламир. Музыка и интрига в эпоху Возрождения фламенко », в Синерисе. Музыковедческий журнал (исп).