Могила Изабеллы Бурбонской
Могила Изабеллы Бурбонской | |
---|---|
![]() | |
Материал | |
Размер |
|
Созданный | Между 1475 и 1476 годами |
Период/культура | Позднее Средневековье , Северное Возрождение. |
Текущее местоположение |
|
Идентификация | Плееранты: БК-АМ-33 |
Могила Изабеллы Бурбонской была погребальным памятником, построенным для Изабеллы Бурбонской , члена Дома Валуа-Бургундских , тогдашней правительницы Бургундского государства . О ней мало что известно из-за ее смерти от туберкулеза в 1465 году в возрасте 31 года. Ее памятник был заказан ее дочерью Марией Бургундской и построен в Брюсселе где-то между 1475 и 1476 годами Яном Борманом и Ренье ван Тьененом. Первоначально помещенный в церкви аббатства Св. Михаила в Антверпене в 1476 году, он был разобран в августе 1566 года во время иконоборческой ярости , когда части были либо разрушены, либо разграблены. Другие элементы гробницы были утрачены во время Французской революции, когда была разрушена сама церковь.
Гробница сделана из черного мрамора и бронзы и первоначально содержала 24 статуэтки плеурантов (скорбящих или плачущих), расположенных в нишах Изабеллы под изображением , десять из которых (пять мужчин и пять женщин) сохранились до наших дней. [ 1 ] Лица и одежда скорбящей индивидуализированы и основаны на ее прямых предках, скопированы с ныне утраченных гробниц Людовика II, графа Фландрского (умер в 1384 г.) и Жанны Брабантской (умер в 1406 г.), следовательно, их одежда имеет гораздо более ранний фасон.
Сохранившиеся элементы включают чучело в амбулатории собора Богоматери в Антверпене и десять плерантов в Рейксмузеуме в Амстердаме.
Смерть Изабеллы Бурбонской.
[ редактировать ]
Изабелла Бурбонская родилась ок. 1434 г. как вторая дочь Карла I, герцога Бурбонского и Агнессы Бургундской , герцогини Бурбонской и Овернской и дочери Иоанна Бесстрашного , герцога Бургундского между 1404 и 1419 гг. Изабелла воспитывалась при дворе своего дяди Филиппа Хорошо , и стал его любимцем. [ 2 ] В 1454 году она вышла замуж за своего кузена Карла Смелого и стала его второй женой. Хотя брак был политически мотивирован как часть перемирия между Карлом I и Карлом Смелым, пара полюбила друг друга и прославилась своей верностью друг другу. [ 3 ]

О жизни Изабеллы мало что известно, отчасти потому, что она умерла в возрасте 31 года после многомесячной болезни туберкулезом . [ 3 ] Ее муж не смог присутствовать на ее похоронах в Брюгге, поскольку он наблюдал за последствиями своей успешной битвы против своего давнего врага Людовика XI в битве при Монлери . [ 3 ] Ее единственной дочери Марии Бургундской (1457–1482) было восемь лет, когда умерла ее мать. В возрасте 19 лет она унаследовала бургундские земли и стала последней представительницей Дома Валуа-Бургундских после смерти своего отца в битве при Нанси в январе 1477 года. Она вышла замуж за Максимилиана I, императора Священной Римской империи (Максимилиана Австрийского), в возрасте 20 лет. [ 4 ] Мария была широко признанной покровительницей искусств и заказала могилу своей матери в свой восемнадцатый день рождения в 1475 году. [ 2 ] Она курировала и одобрила многие элементы его дизайна, как она позже сделала с гробницей своего дяди Жака де Бурбона (то есть Якова I, графа Ла Марша ). [ 5 ]
Историки искусства обычно приписывают отливки Ренье ван Тиенену (род. 1465), которые, вероятно, были основаны на резьбе по дереву Яна Бормана ( ок . 1479–1520). [ 6 ] [ 7 ] Ван Тиенен также был сборщиком налогов и бургомистром и часто создавал скульптуры по заказу бургундского двора. [ 2 ] Борман был также хорошо известен в Брюсселе , и его часто приписывают резным скульптурам Благовещения (завершенным в 1426–1428 годах) в церкви Святой Марии Магдалины ( Église Sainte-Marie-Madelei ) в Турне , полихромным художником Робером Кампеном . [ 8 ] [ А ]
Провенанс
[ редактировать ]Гробница была разрушена во время иконоборческой ярости 1566 года , когда она была сильно повреждена и разобрана грабителями, а многие из оригинальных 24 бронзовых статуэток были уничтожены или украдены. [ 12 ] Остальные 10 появляются в c. Опись Яна де Воса из Амстердама 1691 года и записана как перешедшая к его сыну Питеру де Восу в 1691 году. [ 12 ] Статуэтки хранились в Кунсткамере амстердамской ратуши (Принсенхоф) с 1808 по 1887 год. [ 12 ] С 1887 года они были переданы в аренду Рейксмузеуму. [ 13 ] Сейчас чучело находится в соборе Богоматери в Антверпене. [ 14 ]
Чучело и оставшиеся скорбящие были собраны вместе в 2021 году в рамках выставки Vergeet me niet в Рейксмузеуме («Не забывай меня» или «Помни меня»). [ 15 ]
Описание
[ редактировать ]чучело
[ редактировать ]
Изображение Изабеллы выполнено из бронзы и изображает ее голову, положенную на подушку, и руки, сложенные в молитве. Ее глаза открыты, и у нее длинные волнистые волосы. На ней дорогие украшения и модная одежда, в том числе диадема (разновидность полосатой короны). Две маленькие собачки у ее ног, как и другие надгробные скульптуры бургундского двора, олицетворяют ее верность браку. [ 2 ] Как и у скорбящих, ее лицо не является точным или «истинным» изображением, а идеализировано. [ 16 ]
чучела Как и у скорбящих, полихромность утрачена, но его структура находится в удовлетворительном состоянии. Ее руки - современная замена. [ 17 ]
Скорбящие
[ редактировать ]
Скорбящие изготовлены из бронзы, покрытой черной лаковой патиной , и имеют средний рост 55 см (22 дюйма). Некоторые из них частично повреждены, в том числе мужчина в меховой шапке, у которого нет левой руки. [ 19 ] Основание каждого содержит римские цифры , написанные белой краской, добавленные во время пребывания в Принсенхофе в качестве маркировки, указывающей порядок, в котором они должны были быть размещены. [ 20 ] В то время как Рейксмузеум упорядочивает десять выживших скорбящих в алфавитном порядке (A–J) , первоначальное расположение 24 фигур, вероятно, составляло восемь на каждой длинной стороне и две на обеих коротких сторонах.
Каждый представляет одного из предков Изабеллы, которые умерли несколько столетий назад. [ 12 ] [ 21 ] [ 22 ] Их изображения были непосредственно скопированы с почти идентичных, но ныне утраченных гробниц Людовика II, графа Фландрского (также известного как Луи де Мале; умер в 1384 году) и Жанны Брабантской (умерла в 1406 году). [ 23 ] Обе более ранние гробницы были разрушены во время бомбардировки Брюсселя в 1607 году , но известны по рисункам и письменным описаниям. [ 24 ]

Из десяти выживших скорбящих восемь являются копиями фигур из гробниц Маля и Брабанта. [ 16 ] Две фигуры (А и Б) были идентифицированы. Фигура А имеет на шее крест Святого Антония Великого и изображает ее прадеда Альбрехта Баварского (1336–1404). [ 25 ] [ 26 ] Фигура Б носит императорскую корону и держит державу (тогда символ суверенитета). [ 27 ] и представляет ее прапрадеда Людовика Баварского (умер в 1384 г.).
Мужские фигуры показаны в более активных позах, в том числе их ноги показаны в середине шага. Они держат в руках ряд объектов, отражающих их высокий статус, включая организацию или сферу (рисунок А). [ 19 ] Женская одежда отражает моду, популярную среди бургундской знати в начале 15 века. Их рукава и мантии исключительно длинные, а у большинства женщин волосы туго заколоты или выбриты, что отражает моду 15-го века, очевидную из портретов Рогира ван дер Вейдена и Петруса Кристуса . Плакальщицы одеты в дорогую и роскошную одежду. [ 19 ] в частности, фигура I хуппеланде разливается и собирается на полу; избыток, указывающий на ее богатство и статус. [ 28 ] Фигура H имеет частично выбритую голову и тюрбан, украшенный рядами жемчуга и брошью . Две женщины носят хуппеланды – длинные платья с пышным телом и широкими рукавами. [ 28 ]
Следующие соглашения об именах соответствуют нумерации каталога Рейксмузеума:
-
Рисунок A: Людовик Баварский (ум. 1384) в императорской короне и державе в руках. [ 27 ] Первоначально располагался спереди слева.
-
Рисунок B: Альбрехт Баварский (ум. 1404) с посохом. Он носит меховую шапку и фуппеланд с меховой отделкой. [ 26 ]
-
Рисунок D: Фигура в короне. У него длинный плащ и меховая шапка со свисающим воротником во всю длину. [ 30 ]
-
Рисунок E: Мужчина в шапероне (сложный капюшон, популярный в середине 15 века). У него богато украшенный пояс, а рукава необычайно широки и расширяются на концах. Крест на шее отражает орден Святого Антония . [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Могила Марии Изабеллы содержит много упоминаний о ее матери, включая герб (геральдический щит). [ 9 ] Расположение ангелов и изображений имеет аналогичную форму; [ 10 ] был построен ван Тиненом и сыном Бормана, Яном Борманом Младшим. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миколич (2017), с. 2
- ^ Jump up to: а б с д Миколич (2017), стр. 4
- ^ Jump up to: а б с Кининг (1994), с. 17
- ^ Армстронг (1957), с. 228
- ^ Робертс (1989), стр. 379, 390.
- ^ Миколич (2017), стр. 1.
- ^ Арнаде (2009), с. 166
- ^ Кэмпбелл (1988), с. 170
- ^ Робертс (1989), с. 382
- ^ Робертс (1989), стр. 390, 376.
- ^ Робертс (1989), с. 378
- ^ Jump up to: а б с д « Плакальщики из гробницы Изабеллы Бурбонской ». Рейксмузеум . Проверено 23 декабря 2022 г.
- ^ Морганштерн (2000), с. 411
- ^ Морганштерн (2000), с. 239
- ^ « Помни меня ». Рейксмузеум, 2021. Проверено 2 января 2023 года.
- ^ Jump up to: а б Миколич (2017), стр. 6
- ^ Миколич (2017), с. 5
- ^ Кэмпбелл (1988), стр. 167–168.
- ^ Jump up to: а б с « Аудио из мультимедийной экскурсии ». Рейксмузеум. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Миколич (2017), с. 7
- ^ Перкинсон (2002), с. 696
- ^ Морганштерн (2000), с. 211
- ^ Панофски (1964), с. 62
- ^ Кэмпбелл (1988), с. 163
- ^ Миколич (2017), с. 8
- ^ Jump up to: а б « Каталог № БК-АМ-33-Б ». Рейксмузеум. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б « Каталог № БК-АМ-33-А ». Рейксмузеум. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Миколич (2017), стр. 10
- ^ « Каталог № BK-AM-33-C ». Рейксмузеум. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ " Каталог № БК-АМ-33-Д " . Рейксмузеум. Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ " Каталог № БК-АМ-33-Е " . Рейксмузеум. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ " Каталог № БК-АМ-33-Ф " . Рейксмузеум. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ « Каталог № БК-АМ-33-Г ». Рейксмузеум. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ « Каталог № BK-AM-33-H ». Рейксмузеум. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ « Каталог № БК-АМ-33-И ». Рейксмузеум. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ « Каталог № BK-AM-33-J ». Рейксмузеум. Проверено 11 февраля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]
- Адамс, Энн; Баркер, Джессика (ред.). « Возвращение к памятнику: пятьдесят лет со дня создания надгробной скульптуры Панофского ». Лондон: Институт искусств Курто , 2016.
- Армстронг, Чарльз Артур Джон. « Бургундские Нидерланды, 1477–1521 гг. », В: Поттер, Джордж Ричард (редактор), Новая Кембриджская современная история, том I. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1957. ISBN 978-0-5210-4541-4
- Арнаде, Питер (ред.). «Перечитывая Хейзингу: осень средневековья, век спустя». Амстердам: Издательство Амстердамского университета, 2019. ISBN 978-9-0485-3409-8
- Кэмпбелл, Лорн . «Могила Иоанны, герцогини Брабантской». Исследования Возрождения , том. 2, нет. 2, 1988. JSTOR 24409392.
- Давенпорт, Миллия. Книга костюма . Нью-Йорк: Корона, 1948 год.
- Джексон Харви, Мэри. «Смерть и династия в комиссиях по гробницам Бульона». Художественный бюллетень , том 74, вып. 2 июня 1992 г. JSTOR 3045872.
- Джуги, Софи. Скорбящие: скульптура гробницы Бургундского двора . Париж: 1; Первое издание, 2010 г. ISBN 978-0-3001-5517-4
- Кининг, Кристиан. «Риторика утраты. Пример смерти Изабеллы де Бурбон (1465 г.)». Средневековье , нет. 27, 1994. JSTOR 43026850.
- Миколич, Аманда. « Модные скорбящие: бронзовые статуэтки из Рейксмузеума » (каталог выставки). Кливленд, Огайо: Художественный музей Кливленда, 2017 г.
- Морганштерн, Энн МакГи. «Готические гробницы родства во Франции, Нидерландах и Англии». Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2000. ISBN 978-0-2710-1859-1
- Нэш, Сьюзи . Искусство Северного Возрождения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2008. ISBN 978-0-1928-4269-5
- Панофски, Эрвин . Скульптура гробницы . Лондон: Гарри Абрамс, 1964. ISBN 978-0-8109-3870-0
- Перкинсон, Стивен. «От «Art De Memoire» к искусству портретной живописи: печатные книги с изображениями шестнадцатого века». Журнал шестнадцатого века , том 33, вып. 3 мес, осень 2002 г. JSTOR 4144020.
- Робертс, Энн. «Хронология и политическое значение гробницы Марии Бургундской». Художественный бюллетень , том 71, вып. 3, 1989. JSTOR 3051135.
- Шолтен, Фриц. «Плакальщики Изабеллы: десять статуй из бургундской гробницы». Амстердам: Рейксмузеум, 2007. ISBN 978-9-07145-0822