Турский собор
Турский собор | |
---|---|
Собор Святого Гатиана Турского | |
Русский : Турский собор Сен-Гатьен | |
![]() Турский собор | |
![]() | |
Расположение | Тур , Эндр и Луара |
Страна | ![]() |
Номинал | Костел |
Веб-сайт | www |
История | |
Статус | Кафедральный собор |
Преданность | Гатиан Турский |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Архитектурный тип | церковь |
Стиль | Французская готика |
Новаторский | 1170 |
Завершенный | 1547 |
Технические характеристики | |
Длина | 100 метров (330 футов) |
Ширина | 28 метров (92 фута) |
Количество башен | 2 |
Высота башни | 68 метров (223 фута) (север) 69 метров (226 футов) (юг) |
Администрация | |
Архиепископия | Туры |
Приход | Сен-Морис |
Духовенство | |
Архиепископ | Бернар-Николя Обертен ( фр .) |
Турский собор ( французский : Cathédrale Saint-Gatien de Tours ) — римско-католическая церковь, расположенная в Туре , Эндр и Луара , Франция , и посвященная Святому Гатиану . Это резиденция архиепископов Тура , столичный собор Тур церковной провинции . Она была построена между 1170 и 1547 годами. На момент начала строительства церковь располагалась у южного конца моста через реку Луару , на дороге из Парижа на юго-запад Франции . С 1862 года он является классифицированным историческим памятником . [1] С 1905 года он принадлежит французскому государству, исключительные права на использование которого имеет католическая церковь. [2]
История
[ редактировать ]
На том же месте существовали три более ранних собора. Первый, посвященный святому Морису , был построен епископом Лидорием с 337 по 371 год. Он сгорел в 558 году, был перестроен епископом Григорием Турским и повторно освящен в 590 году. Его расположение - на юго-западном углу замка . , или старые римские стены, в результате вход в собор стал частью старой римской городской стены. [3] Примерно в 1160 году было начато строительство еще одного сооружения в анжуйском стиле. Он сильно пострадал от пожара и так и не был достроен. [4]
Работа хора возобновилась примерно в 1220 году и получила финансовую помощь от Людовика IX , или Святого Людовика. Хор и трансепт были перестроены между 1240 годом и началом 14 века с использованием частей нижних стен романской конструкции. Нижние части были в основном выполнены в стиле ранней готики, а верхние стены - в более позднем искусственном стиле. В конце 14 века трансепт был завершен. В 1356 году собор был вновь посвящен святому Гатиану . [4]
Дальнейшие работы и строительство башен были прерваны Столетней войной (1337–1453 гг.). Неф был закончен только в 15 веке архитекторами Жаном де Даммартеном , Жаном Папеном и Жаном Дюраном. при финансовой поддержке Карла VII и герцога Бретани Жана V. В 1484 году были завершены нижние порталы. Две новые башни были возведены недалеко от старых городских стен. Позднеримская окружающая стена видна в разрезе позади башен с севера. Первая башня была построена в 1534 году, а вторая — в 1547 году, и французского Возрождения . ее короны украшены чертами [4]
Очень медленное строительство собора привело к появлению местной поговорки: «... только до тех пор, пока собор не будет закончен», что означает что-то особенно долгое и труднодостижимое. Это также означало, что здание представляет собой сложный образец французского религиозного типа архитектуры с 13 по 16 век.

В 1787 году, в ответ на доктрины Ватикана, призывающие сделать интерьеры церквей более открытыми и гостеприимными, юбе, или перегородка для хора, отделявшая хор от нефа, была удалена. В 1793 году, во время Французской революции, якобинцы разбили статуи на портале церкви. Церковь была национализирована и превращена в Храм Разума до правления Наполеона I. В 1848 году были восстановлены части собора, в том числе портальная скульптура. [5]
Капитальная реставрация собора началась в 1993 году. Реставрация органов завершилась в 1996 году и началась с верхних окон. В период с 2010 по 2013 год была завершена реставрация северного трансепта и окна-розы, отреставрировано двести квадратных метров В соборе были добавлены новые окна, посвященные Святому Мартину. В 2018 году был открыт новый главный алтарь. [6]
Архитектура
[ редактировать ]Внешний вид – западный фасад
[ редактировать ]- Порталы западного фронта
- Фронтон Западного фронта
- Тимпан центрального портала
Западный фасад собора представляет собой гармоничное сочетание трех совершенно разных архитектурных стилей. Нижние стены башен и центральный блок фасада вплоть до треугольного фронтона были построены в сдержанном романском стиле, затем вместе с контрфорсами были покрыты гораздо более витиеватым и плотным ярким декором. [7]
Трансепты и апсида
[ редактировать ]- Шевет собора
- северный трансепт и окно-роза с распоркой
- Дополнительные контрфорсы на северном трансепте
Стороны собора усилены массивными аркбутанами, увенчанными шпилями для придания им дополнительного веса. Шевет собора в восточной части очень необычен для готических соборов, поскольку к нему не прикреплено никаких других построек.
Северный трансепт собора необычен тем, что имеет два дополнительных контрфорса, поддерживающих северный фасад с окном-розой. К лицевой стороне окна-розы также прикреплена необычная перекладина, придающая ему дополнительную прочность.
Башни
[ редактировать ]- Ренессансный фонарь на Северной башне (1507 г.)
- Деталь фонаря северной башни
- Скульптура на внешней стороне башни
- Деталь южной башни
Две башни имеют высоту 69 и 70 метров. Части оснований башен датируются 12 веком. Лица башен покрыты очень сложным узором и декором в более позднем ярком стиле. Верхние части двух башен, завершающих конструкции, высотой 69 и 70 метров, являются ранними образцами архитектуры французского Возрождения . [7]
Интерьер
[ редактировать ]- План с датами строительства
- Своды нефа
- Хор
- Верхние окна
Неф имеет традиционные три уровня; галерея на первом этаже с большими колоннами, поддерживающими ребра сводчатого потолка; галерея среднего уровня, или трифорий , с окнами; и верхний уровень, или фонарь , с высокими окнами, заполняющими верхние стены стеклом. Неф имеет высоту 29 метров, но ширину меньше, чем у многих соборов, вероятно, из-за повторного использования более раннего романского фундамента. Своды покрыты оригинальной конструкцией крыши, построенной из деревянных балок 13 века в хоре и 15 века в нефе. [7]
В хоре до сих пор сохранились оригинальные пятнадцать окон 13-го века, на которых изображены сцены из жизни Христа, Апостолов и Святых, а также окна, на которых изображены профессии гильдий, которые внесли свой вклад в финансирование окон. Окно-роза в северном трансепте, построенное в начале 14 века, имеет необычную конструкцию. Его поместили в центр площади, уже заполненной витражами. Позже это вызвало трудности со стабильностью; внутри, посередине окна, разделяющего его на две части, пришлось построить контрфорс. Окно также поддерживается аркбутанами снаружи. [7]
Южный трансепт также имеет окно-розу и содержит оригинальный футляр органа 16-го века. Он был подарен Мартином де Боном и построен Барнабе Делану. Сейчас здесь находится орган XVIII века, построенный Клико. [7]
Искусство и декорирование
[ редактировать ]- Могила двух детей французского короля Карла VIII и Анны де Бретань (1506 г.)
- Деталь гробницы
В нефе находится монументальная гробница двух детей короля Франции Карла VIII и Анны Бретонской , умерших в младенчестве. Он был изготовлен в 1506 году Гийомом Реньо или Джироламо да Фьезоле и первоначально располагался в церкви Святого Мартина, а после Французской революции был перенесен в собор. [7] Гробница выполнена из каррарского мрамора в итальянском стиле . Лежачие статуи напоминают французскую средневековую традицию XV века (школа Мишеля Коломба ).
Витраж
[ редактировать ]- Младенчество Христа (13 в.)
- Витраж хора (нажмите 2 раза для увеличения)
- Раннее стекло - Христос, несущий крест (13 в.)
- Витраж Тура с декоративным орнаментом
- Витражи эпохи Возрождения в Туре (15 в.)
В 13 веке художники, работавшие над Турским собором, совершили маленькую революцию в дизайне витражей. Вместо того, чтобы все окно заполнялось множеством маленьких сценок из крошечных кусочков ярко окрашенного стекла, художники Тура начали делать окна из смеси разных типов стекла; традиционные иконографические сцены с библейскими фигурами были окружены стеклами из прозрачного или слегка окрашенного стекла, украшенными орнаментальными и растительными мотивами. Это послужило цели внести в интерьер гораздо большее количество света, а также выделить выбранные предметы, которые в противном случае терялись бы среди сотен других изображений. Этот стиль окон, представленный в Туре примерно в 1265 году, вскоре был использован в соборе Труа , а затем быстро распространился на другие соборы во Франции, а затем и в Англии. [8]
Эта революция в формате экспозиции сопровождалась еще более важной революцией в технике с использованием серебряной морилки - метода рисования на стекле эмалевыми красками, которые затем нагревались и наплавлялись на стекло. Это позволило более выразительным фигурам, штриховке и объемности приблизиться к живописи, чем к мозаике. Размеры кусков стекла стали больше, а количество свинцовых решеток в окне — меньше. Фигуры в витражах стали в реализме напоминать фигуры на средневековых миниатюрах. [9]
Розовые окна
[ редактировать ]- Внешний вид западного окна-розы
- Западное окно-роза
- Деталь западного окна-розы (нажмите 2 раза, чтобы увеличить)
- Южное окно-роза с органными трубами.
- Северная роза с арматурой
Собор имеет три окна-розы на западном фасаде и на двух концах трансепта. Самым оригинальным является северный трансепт, установленный в начале 14 века. Роза была установлена в квадратной части окна, уже застекленной. там, где была установлена роза, возникли проблемы с устойчивостью, и ее пришлось укреплять вертикальной каменной перекладиной за окном, разделяющей ее пополам, и дополнительными контрфорсами снаружи. [7]
Орган
[ редактировать ]- Орган в южном трансепте.
- Деталь органных труб и украшения
- Органист за клавишными
Орган расположен в южном трансепте. Корпус и украшения датируются 16 веком. Инструмент, стоящий сейчас на месте, был изготовлен в 18 веке семейной фирмой, основанной Робертом Клико . [7]
Колокола
[ редактировать ]Собор имеет четыре главных колокола, расположенных в южной башне. Бурдон . , самый большой и самый глубокий по звучанию, — Christus, изготовленный в 1749 году и весящий 1900 килограммов Первоначально он висел в соседнем аббатстве Святого Павла в Кормери . В 1793 году, во время революции, большинство церковных колоколов было конфисковано и переплавлено на пушки и другое вооружение. Городам разрешили иметь только один колокол, предупреждающий о пожаре. Жители Кермери оказали сопротивление и перевезли колокол в другой город, чтобы сохранить его. Наконец, в 1807 году его перевезли в Тур и установили в башне.
Остальные три колокола:
- Морис (1350 килограммов, 1864 г.);
- Гатьен (980 килограммов, 1884 г.),
- Мартин (310 килограммов, 14 век). [10]
Монастырь Ла Псалетт и дворец архиепископа
[ редактировать ]- Готико-ренессансный монастырь Ла Псалетт, присоединенный к собору.
- Круглая лестница монастыря Ла Псалетт (1524 г.)
- Бывший дворец архиепископа, ныне Музей изящных искусств Тура .
К северу от собора находится небольшой монастырь , построенный в эпоху Возрождения, известный как монастырь Псалетты , в связи с его функцией школы, где преподавали пение псалмов. Он был построен между 1442 и 1524 годами. Он имеет три галереи, расположенные у северной стены собора. Здесь также есть скрипторий , где создавались рукописи, построенный в 1520 году и обслуживаемый лестницей; и библиотека со сводчатым потолком, где можно увидеть несколько фресок 13 и 14 веков. [11] Это было раннее появление стиля французского ренессанса , который недавно был представлен на лестнице замка Блуа в соседней долине Луары . [7]
К югу от собора находится бывший дворец архиепископа, построенный в начале 18 века, который сейчас стал Музеем изящных искусств Тура . Первоначально он также был построен напротив галло-римской городской стены IV века. В нем есть один зал 11 века и еще один зал 12 века. На стене второго зала находится балкон, с которого оглашались приговоры церковного суда. [12]
Захоронения
[ редактировать ]- Арчибальд Дуглас, 4-й граф Дуглас, герцог Турень , похоронен вместе со своим сыном сэром Джеймсом Дугласом в хоре после битвы при Вернее в 1424 году.
Галерея
[ редактировать ]- Главный алтарь и хор
- Звуки и свет - Кафедральный собор Тура
См. также
[ редактировать ]Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ База Мериме : Собор Сен-Морис, Сен-Гатьен , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ www
.parish-cathedral-tours .fr |Интернет-сайт собора Сен-Гатьен - ^ Конфигурация также найдена в Суассоне после Суассонского собора.
- ^ Jump up to: а б с Лурс 2018 , с. 411.
- ^ www
.parish-cathedral-tours .fr |Интернет-сайт собора Сен-Гатьен - ^ www
.parish-cathedral-tours .fr |Интернет-сайт собора Сен-Гатьен - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лурс 2018 , с. 412.
- ^ Брисак 1994 , с. 66-67.
- ^ Брисак 1994 , с. 34-35.
- ^ См. статью о соборе во французской Википедии ( https://fr.wikipedia.org/wiki/Cathédrale_Saint-Gatien_de_Tours ).
- ^ Путеводитель по наследию во Франции , (2002) Центр национальных памятников, стр. 224
- ^ Путеводитель по наследию во Франции , (2002) Центр национальных памятников, стр. 224
Библиография
[ редактировать ]- Путеводитель по наследию во Франции (на французском языке). Éditions du Patrimoine, Центр национальных памятников. 2002. ISBN 978-2-85822-760-0 .
- Лур, Матье (2018). Словарь соборов (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2755-807653 .
- Брисак, Катрин (1994). Витраж (на французском языке). Издания де Ла Мартиньер. ISBN 2-73-242117-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на французском языке) Structurae.de
- (на немецком и французском языках) Gotik-Romanik.de - фотографии и план собора
- (на английском языке) план, подробные цветные фотографии.
- (на французском языке) Собор Сен-Гатьен в Туре - patrimoine-histoire.fr