Jump to content

Творчество и психическое здоровье

Композитор Людвиг ван Бетховен, возможно, страдал биполярным расстройством . [1] [2]

Связь между творчеством и психическим здоровьем широко обсуждалась и изучалась психологами и другими исследователями на протяжении веков. Можно провести параллели, чтобы связать творчество с основными психическими расстройствами , включая биполярное расстройство , аутизм , шизофрению , большое депрессивное расстройство , тревожное расстройство , ОКР и СДВГ . Например, исследования [3] [4] продемонстрировали корреляцию между творческими профессиями и людьми, живущими с психическими заболеваниями. не обязательно наличие психического заболевания творчества Есть случаи, подтверждающие идею о том, что психическое заболевание может способствовать творчеству, но также общепризнано, что для существования .

Было высказано предположение, что существует связь между творчеством и психическими заболеваниями. Большое депрессивное расстройство встречается среди драматургов, романистов, биографов и художников чаще, чем среди населения в целом. [5] Связь между психическим заболеванием и творчеством впервые появилась в академической литературе в 1970-х годах, но предположения о связи между «безумием» и «гениальностью» восходят, по крайней мере, ко временам Аристотеля , которому Сенека приписывает афоризм «Ни один великий ум никогда не существовал без примеси безумия». [6] Слово «гений» может относиться к литературному гению, творческому гению, научному гению, «всестороннему» гению и т. д. [7] Древние греки считали, что творчество исходило от богов, в частности от Муз (мифических олицетворений искусств и наук, девяти дочерей Зевса ). В аристотелевской традиции гений рассматривался с физиологической точки зрения, и считалось, что одно и то же человеческое качество, возможно, отвечает как за выдающиеся достижения, так и за меланхолию. [8] По этой теме у писателей-романтиков были схожие идеалы, и лорд Байрон приятно выразился: «Мы, представители этого ремесла, все сумасшедшие. На одних влияет веселье, на других - меланхолия, но все более или менее тронуты».

Говорят, что люди с психическими заболеваниями демонстрируют способность видеть мир по-новому и оригинально; буквально, видеть то, что другие не могут. [9] Однако для этого людям не обязательно иметь психическое заболевание.

Исследования

[ редактировать ]

На протяжении многих лет творческие искусства, от изобразительного искусства и письма до музыки и драмы, использовались в терапии тех, кто выздоравливает от психического заболевания или зависимости. [10] [11]

Другое исследование показало, что повышенный уровень креативности чаще встречается среди людей с шизотипическим расстройством личности , чем среди людей с шизофренией или людей без диагнозов психического здоровья. В то время как дивергентное мышление было связано с двусторонней активацией префронтальной коры , у шизотипических людей была обнаружена гораздо большая активация правой префронтальной коры. [12] В этом исследовании была выдвинута гипотеза, что такие люди лучше получают доступ к обоим полушариям, что позволяет им быстрее создавать новые ассоциации. В соответствии с этой гипотезой, амбидекстрия также чаще встречается у людей с шизотипическим расстройством личности, а также у людей, страдающих шизофренией. [ нужна ссылка ]

Три исследования Марка Бэти и Адриана Фернэма продемонстрировали взаимосвязь между шизотипическими расстройствами. [13] [14] и гипоманиакальная личность [15] и несколько различных мер творчества. В частности, беглость дивергентного мышления, биографический перечень творческого поведения, а также самооценка креативности.

Особенно сильные связи были выявлены между творческими способностями и расстройствами настроения , особенно маниакально-депрессивным расстройством (также известным как биполярное расстройство ) и депрессивным расстройством (также известным как униполярное расстройство ). [16] В книге « Прикосновение к огню: маниакально-депрессивное заболевание и артистический темперамент » Кей Редфилд Джеймисон подводит итоги исследований частоты расстройств настроения у писателей , поэтов и художников . Она также исследует исследования, которые выявляют расстройства настроения у таких известных писателей и художников, как Эрнест Хемингуэй (который застрелился после электросудорожной терапии ), Вирджиния Вульф (которая утопилась, когда почувствовала надвигающийся депрессивный эпизод), композитор Роберт Шуман (умерший в психиатрическая больница) и знаменитый художник Микеланджело .

Исследование Саймона Кьяги и других изучило 300 000 человек с шизофренией, биполярным расстройством или униполярной депрессией, а также их родственников, и обнаружило чрезмерную представленность в творческих профессиях людей с биполярным расстройством, а также недиагностированных братьев и сестер людей с шизофренией или биполярным расстройством. [17] Среди людей с диагнозом шизофрения не было общего чрезмерного представительства, но было чрезмерное представительство представителей творческих профессий. Не было никакой связи между людьми с униполярной депрессией и их родственниками. [17]

Исследование, проведенное шведскими исследователями из Каролинского института с участием более миллиона человек, выявило ряд корреляций между творческими занятиями и психическими заболеваниями. У писателей был более высокий риск возникновения тревоги и биполярных расстройств, шизофрении, униполярной депрессии и злоупотребления психоактивными веществами , и они почти в два раза чаще, чем население в целом, совершали самоубийство. Танцоры и фотографы также чаще страдали биполярным расстройством. [18]

Однако, как более широкая группа, представители творческих профессий (определяемых как «научные и художественные профессии») не чаще страдают психическими расстройствами, чем другие люди, хотя у них с большей вероятностью был близкий родственник с расстройством, включая анорексию. и, в некоторой степени, аутизм , сообщает Журнал психиатрических исследований . [18]

Исследования в этой области обычно ограничиваются наборами перекрестных данных. Одним из немногих исключений является экономическое исследование благосостояния и творческой деятельности трех известных композиторов музыки на протяжении всей их жизни. [19] Эмоциональные показатели получены из писем, написанных Вольфгангом Амадеем Моцартом , Людвигом ван Бетховеном и Ференцем Листом , и результаты показывают, что негативные эмоции оказали причинное влияние на творческую деятельность изучаемых художников.

психологический стресс препятствует спонтанному творчеству. Также было обнаружено, что [20] [21] Фактически, Роберт Эпштейн описывает это как убийцу творчества. Вместо этого люди должны работать над развитием творческих способностей, как и любого другого навыка. Он обнаружил, что фиксация ваших идей, поиск вызовов, расширение ваших знаний и окружение себя теми, кто делает то же самое, помогают творчеству расти, а не сосредотачиваться на стрессе. [20] [22]

В исследовании 2005 года, проведенном в Медицинской школе Стэнфордского университета, креативность оценивалась путем показа детям фигур различной сложности и симметрии и опроса, нравятся они им или не нравятся. Исследование впервые показало, что выборка детей, страдающих биполярным расстройством или находящихся в группе высокого риска по нему, как правило, больше не любит простые или симметричные символы. Дети родителей с биполярным расстройством, которые сами не страдали биполярным расстройством, также получили более высокие оценки неприязни. [23]

Исследование Салли Энн Гросс и Джорджа Масгрейва показало, что высокий уровень тревоги и депрессии среди музыкантов может быть объяснен, по крайней мере частично, характером условий их работы. [4]

Настроение и творчество

[ редактировать ]

Было проведено множество исследований взаимосвязи настроения и креативности с очень разными результатами. Некоторые исследования, кажется, показывают корреляцию между позитивным настроением ( аффектом ) и повышенной креативностью. [24] Другие исследования показывают, что негативное настроение коррелирует с повышенной креативностью. В одном из таких исследований делается вывод: «Негативные настроения сигнализируют о том, что статус-кво проблематичен и что необходимо приложить дополнительные усилия, чтобы придумать новые и полезные идеи». [25] Спор не является бинарным: некоторые исследования показывают, что как положительные, так и отрицательные эмоции играют роль в творчестве. [26] [27] Кроме того, связь между настроением и творчеством редко бывает прямой; скорее, пребывание в определенном настроении заставляет или побуждает людей совершать определенные действия, которые делают их более творческими в данный момент. Например, было показано, что негативные эмоции увеличивают количество размышлений и размышлений человека, что затем может сделать его более творческим. [28]

Биполярное расстройство

[ редактировать ]

Биполярное расстройство может стимулировать творческие способности, поскольку маниакальные эпизоды могут включать длительные периоды повышенного уровня энергии. Первое эмпирическое исследование по этой теме было проведено Нэнси Андреасен в 1970-х годах. Она ожидала, что корреляция будет между творчеством и шизофренией. Вместо этого она обнаружила, что на самом деле существует корреляция между творческими способностями и расстройствами настроения. В частности, 80% ее выборки пережили хотя бы один серьезный эпизод. [29] В своем последующем исследовании, проведенном 15 лет спустя, она обнаружила, что у 43% пациентов было диагностировано биполярное расстройство, а двое покончили жизнь самоубийством. [30] В своей книге «Прикосновение к огню » американский клинический психолог Кей Редфилд Джеймисон написала, что 38% писателей и поэтов лечились от определенного типа расстройства настроения , а 89% творческих писателей и художников пережили «интенсивные, высокопродуктивные и творческие эпизоды». ". Они характеризовались «выраженным увеличением энтузиазма, энергии, уверенности в себе, скорости умственных ассоциаций, беглости мысли и повышенного настроения». [31] Хотя мания характеризуется безрассудным и, возможно, саморазрушительным поведением, в более легких формах энергия и свободное мышление мании могут способствовать творчеству. [32]

Существует целый ряд типов биполярного расстройства. У людей с биполярным расстройством I типа наблюдаются тяжелые эпизоды мании и депрессии с периодами хорошего самочувствия между эпизодами. Тяжесть маниакальных эпизодов может означать, что человек серьезно инвалиден и не может практически выражать обостренное восприятие и полет мыслей и идей. Люди с биполярным расстройством II типа испытывают более легкие периоды гипомании, во время которых полет идей, более быстрые мыслительные процессы и способность воспринимать больше информации могут быть преобразованы в искусство, поэзию или дизайн. [33] В исследовании, проведенном Шапиро и Вайсбергом, они обнаружили, что не депрессивные эпизоды, а выход из них стимулируют творческие способности. В частности, самооценка, возникающая у человека во время гипомании, заставляет его быть более уверенным в себе и дает ему уверенность в творчестве. [34]

Широко распространено мнение, что голландский художник Винсент Ван Гог страдал биполярным расстройством. Среди других известных творческих людей с биполярным расстройством — Кэрри Фишер , Деми Ловато , Канье Уэст , Стивен Фрай (у которого циклотимия , более легкая и хроническая форма биполярного расстройства), [35] Мэрайя Кэри , Жако Пасториус , Кэтрин Зета-Джонс , Жан-Клод Ван Дамм , Рональд Браунштейн , [36] [37] и Пэтти Дьюк . [38]

Шизофрения

[ редактировать ]

Люди с шизофренией живут с позитивными, негативными и когнитивными симптомами. Позитивные симптомы ( психотическое поведение, которого нет у здоровых людей) включают галлюцинации , бред , расстройства мышления и движения . Негативные симптомы (ненормальное функционирование эмоций и поведения) включают, среди прочего, плоский аффект , ангедонию . Когнитивные симптомы включают проблемы с исполнительными функциями , вниманием и памятью. [39] Одним из художников, известных своей шизофренией, был француз Антонен Арто , основатель движения «Театр жестокости» . В книге «Безумие и модернизм» (1992) клинический психолог Луи А. Сасс отметил, что многие общие черты шизофрении – особенно фрагментация, пренебрежение авторитетами и множественность точек зрения – также являются определяющими чертами современного искусства . [40] Однако было обнаружено, что те, у кого он есть, наиболее креативны либо до, либо после активных периодов, а не во время них. [41]

Многочисленные научные исследования изучают связь между снижением скрытого торможения и психопатологией острой фазы шизофрении. Это наводит на мысль о корреляции между психопатологией и творчеством, но не должно интерпретироваться как причинно-следственная связь. [42]

[ редактировать ]

В беседе с Кристофером Ланганом в 2002 году психолог-педагог Артур Дженсен заявил, что связь между творчеством и психическим расстройством «хорошо исследована и доказана как факт», написав, что шизотимические характеристики несколько чаще встречаются у философов, математиков и ученых. чем в общей популяции. [43] [ ненадежный дополнительный источник? ] В исследовании 2015 года исландские ученые обнаружили, что люди творческих профессий на 25% чаще имеют варианты генов, повышающие риск биполярного расстройства и шизофрении . [44] сооснователь deCODE Genetics говорит: «Часто, когда люди создают что-то новое, они в конечном итоге балансируют между здравомыслием и безумием. Я думаю , Кари Стефанссон что эти результаты подтверждают концепцию безумного гения». [45]

Биполярное расстройство

[ редактировать ]

Многие известные исторические личности, одаренные творческими талантами, возможно, страдали биполярным расстройством. Людвиг ван Бетховен , Канье Уэст , Вирджиния Вульф , Эрнест Хемингуэй , Исаак Ньютон , Джуди Гарланд , Жако Пасториус и Роберт Шуман — вот некоторые люди, чью жизнь исследовали с целью обнаружения признаков расстройства настроения. [46] Во многих случаях креативность и мания – непреодолимые приступы, которые часто испытывают биполярные люди – имеют некоторые общие черты, такие как склонность к « нестандартному мышлению », полет идей, ускорение мышления и повышенное восприятие визуальной, слуховой информации. и соматические стимулы.

Было обнаружено, что мозг творческих людей более открыт для стимулов окружающей среды из-за меньшего количества скрытого торможения — бессознательной способности человека игнорировать неважные стимулы. Хотя отсутствие этой способности связано с психозом, было также обнаружено, что она способствует оригинальному мышлению. [47] [ ненадежный медицинский источник? ]

Многие люди с биполярным расстройством могут испытывать сильные эмоции как во время депрессивной, так и во время маниакальной фазы, что потенциально способствует творчеству. [48] [ ненадежный медицинский источник? ] Поскольку мания и гипомания могут уменьшить социальную заторможенность, исполнители, страдающие биполярным расстройством, могут стать более смелыми и смелыми во время эпизода. Другие авторы могут проявлять характеристики, часто связанные с психическими заболеваниями, которые не обязательно эквивалентны полномасштабному маниакальному эпизоду. [49] [ ненадежный медицинский источник? ]

Посмертный диагноз

[ редактировать ]

Некоторым творческим людям посмертно диагностировали биполярное или униполярное расстройство на основании биографий, писем, переписки, рассказов того времени или других анекдотических материалов, особенно в Кей Редфилд Джеймисон книге «Прикосновение огнем: маниакально-депрессивное заболевание и артистический темперамент». . [50] [ ненадежный медицинский источник? ] В книге «Прикосновение огнем» представлен аргумент о том, что биполярное расстройство и аффективные расстройства в целом [51] [ ненадежный медицинский источник? ] можно обнаружить у непропорционально большого числа людей творческих профессий, таких как актеры , художники , комики , музыканты , писатели , исполнители и поэты .

Ученые также предполагают, что художник Микеланджело жил в депрессии. [52] [53] В книге « Знаменитые депрессивные люди: десять исторических очерков » М. Дж. Ван Либург утверждает, что элементы депрессии заметны в некоторых скульптурах и поэзии Микеланджело. Ван Либург также черпает дополнительную поддержку из писем Микеланджело своему отцу, в которых он заявляет:

«Я веду жалкое существование и не думаю ни о жизни, ни о чести — то есть от этого мира; я живу, утомленный громадными трудами и окруженный тысячей тревог. И так я прожил уже около пятнадцати лет и ни разу не имел у меня ни часа счастья. ." [54]

Положительная корреляция

[ редактировать ]

Несколько недавних клинических исследований также показали, что существует положительная корреляция между креативностью и биполярным расстройством, хотя взаимосвязь между ними неясна. [55] [56] [57] Темперамент может быть промежуточной переменной . [56] Также было установлено, что амбиции связаны с творческим потенциалом у людей с биполярным спектром. [58] Может ли музыка вызвать у вас заболевание? Измерение цены музыкальных амбиций [4] Салли Энн Гросс и Джордж Масгрейв предполагают, что высокий уровень тревоги и депрессии среди музыкантов может быть объяснен, по крайней мере частично, характером условий работы музыкантов.

Психические заболевания и дивергентное мышление

[ редактировать ]

В 2017 году доцент кафедры психиатрии Гейл Сальц заявила, что увеличение количества расходящихся мыслей у людей с легкими и умеренными психическими заболеваниями приводит к увеличению творческих способностей. Зальц утверждал, что «колеблющееся внимание и мечтательное состояние» при СДВГ, например, «является также источником весьма оригинального мышления   … Руководители таких компаний, как Ikea и Jetblue, страдают СДВГ. Нестандартное мышление, высокий уровень энергии и расторможенность — все это может быть положительным результатом их [состояния]». [59] Риск мании также способствовал творческим достижениям. [60] потому что «когда скорость мышления увеличивается, словесные ассоциации формируются более свободно, как и полет идей , потому что маниакальный ум менее склонен фильтровать детали, которые в нормальном состоянии были бы отброшены как не имеющие значения». [40]

[ редактировать ]

Исследования визуализации мозга постоянно сообщают, что низколатентное торможение связано с оригинальностью, творческой личностью и высоким уровнем творческих достижений. Также были проведены генетические исследования для рассмотрения генетических связей между творчеством и психопатологией. Несколько генов, которые были отмечены как связанные с некоторыми формами психопатологии, также связаны с творчеством. К ним относятся полиморфизмы генов DRD2 и DRD4, гена 5HT2a и гена NRG1. [42]

Корреляция, но не причинно-следственная связь

[ редактировать ]

Некоторые исследования предполагают устойчивую связь между творческими способностями и людьми с легкими формами биполярного расстройства или семейным анамнезом биполярного расстройства, но не с полномасштабным биполярным расстройством I типа. Эти данные еще раз подтверждают, что творческие личности чаще находятся в легкой части спектра психозов, но не выходят за эту точку неоднократно. В одном исследовании говорится, что «только повышенный уровень шизотипии и склонности к психозу, обнаруженный у людей с дивергентным мышлением или имеющих некоторые признаки шизотипии, способствует творческим достижениям, но не полномасштабной шизофрении». В другой статье говорится, что «вероятно, психопатология и творчество тесно связаны между собой; у них много общих черт и предшественников, но явная психопатология может быть отрицательно связана с творчеством». [42]

Эти корреляции могут быть частично обусловлены общими факторами уязвимости между креативностью и психопатологией, включая нейронную гиперсвязность, выраженность новизны, когнитивную расторможенность и эмоциональную лабильность. Существуют также общие факторы окружающей среды, которые могут одновременно повысить потенциал творческих способностей и уязвимость к психопатологии. Эти факторы продолжают стимулировать дальнейшие исследования, такие как исследование « Тревожность и неблагоприятные жизненные события в профессиональных творческих группах и популяциях с ранним психозом» (Crabtree et al. [61] ).

Творчество и душевное благополучие

[ редактировать ]

Существует популярное в индийской культуре убеждение, что «глубокая боль усиливает творческие способности, а творческие действия могут действительно помочь залечить раны». [42] Целебная сила творчества часто проявляется в повседневной жизни, поскольку творчество часто поощряется как способ улучшить благосостояние. Для многих людей творчество помогает преодолеть психические кризисы, травмирующие события и депрессию. [62] [ нужна страница ] Творчество также может оказать невероятное влияние на психическое здоровье и благополучие, не только помогая людям найти смысл и значимость, но и повышая целеустремленность. [63]

Известные личности

[ редактировать ]

Это список людей, чьи творческие способности связаны с их психическим здоровьем.

  • Джон Нэш (1928–2015) был американским экономистом, известным своим вкладом в теорию игр , у которого была диагностирована параноидальная шизофрения. Пройдя несколько различных курсов лечения и терапии в течение нескольких десятилетий, Нэш фактически отказался от дальнейшего психиатрического вмешательства и постепенно приспособился к борьбе со своими симптомами без использования лекарств; в конце концов он вернулся в свою область и получил Нобелевскую премию по экономике в 1994 году.
  • Джоан Гринберг (род. 1932) — американская писательница, написавшая « Я никогда не обещала вам розарий» (1964), автобиографический отчет о своих подростковых годах в Честнат-Лодж, где она работала с Фридой Фромм-Райхманн . В то время ей поставили диагноз шизофрения, хотя два психиатра, исследовавшие самоописание Гринберг в книге в 1981 году, пришли к выводу, что у нее не шизофрения, а сильная депрессия и соматизированное расстройство . [64] В повествовании постоянно проводится различие между психическим заболеванием главной героини и ее художественными способностями. Гринберг непреклонна в том, что ее творческие способности процветали вопреки, а не благодаря ее состоянию:

Я написал [ Я никогда не обещал вам розовый сад ] как способ описать психическое заболевание без той романтизации [ sic ], которой оно подверглось в шестидесятые и семидесятые годы, когда люди принимали ЛСД, чтобы имитировать то, что, по их мнению, было освобождающим опытом. В те времена люди часто путали творчество с безумием. В безумии нет творчества; безумие — противоположность творчеству, хотя люди могут быть творческими, несмотря на то, что они психически больны.

Это заявление Гринберга первоначально появилось на странице Rose Garden на amazon.com и цитировалось во многих местах. [ ласковые слова ] включая «Убежище: сумасшедший дом середины века и его уроки о наших сегодняшних психически больных », Энох Каллауэй , доктор медицинских наук (Praeger, 2007), с. 82. [ нужна полная цитата ]
  • Брайан Уилсон (род. 1942), один из основателей американской рок-группы The Beach Boys , страдает биполярным и шизоаффективным расстройством . В 2002 году, после прохождения лечения, он рассказал о том, как лекарства влияют на его творческие способности, пояснив: «Я не могу ничего писать уже три года. Я думаю, что мне нужны демоны, чтобы писать, но демоны ушли. меня очень беспокоит. Я пробовал и пробовал, но никак не могу найти мелодию». [65]
  • Дэниел Джонстон (1961–2019) был американским певцом и автором песен, чью музыку часто связывали с его психологическими проблемами. В пресс-релизе, выпущенном его менеджером, журналистам было предложено воздержаться от описания Джонстона как "гения" из-за эмоциональной нестабильности музыканта. The Guardian Дэвид МакНэми из заявил, что «говорить что-либо критическое о Джонстоне почти табу. Это невероятно покровительственно. Во-первых, это делает невозможным любую честную оценку его работы». [66]
  • Марий Когой — словенский композитор, страдавший шизофренией.
  • Терри А. Дэвис (1969–2018) был американским программистом, который в одиночку создал и спроектировал целую операционную систему TempleOS , а также полные библиотеки 2D- и 3D-графики, язык программирования (HolyC) и компилятор. Хотя его замечания часто были непонятными или резкими, он был известен своей исключительной ясностью, если темой обсуждения были компьютеры. Он отказался от лекарств от шизофрении, потому что считал, что они ограничивают его творческие способности. [67] В 2017 году ОС была показана в рамках выставки стороннего искусства в Бургундии , Франция. [68]
  • Канье Уэст (1977 г.р.) — американский продюсер, рэпер, певец и модельер, страдающий биполярным расстройством. Креативность в его искусстве и его откровенные взгляды на различные темы иногда отчасти объясняются его биполярным расстройством. Уэст сказал о своем расстройстве: «Я могу просто сказать вам, что я чувствую в данный момент, и я чувствую усиленную связь со Вселенной, когда я набираю обороты. Это проблема со здоровьем. Это – это как растяжение связок. мозг, как если бы у кого-то вывихнута лодыжка, вы не будете на него больше давить. У нас, как только наш мозг доходит до точки растяжения, люди делают все, чтобы усугубить ситуацию». [69]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мартин Май, Франсуа (2007). Диагностика гения: жизнь и смерть Бетховена . McGill-Queen's Press. ISBN  978-0773578791 . Существует большая вероятность того, что у него были повторяющиеся депрессивные эпизоды, а также вероятно, что у него было то, что сейчас назвали бы биполярным расстройством.
  2. ^ Гудник, Пол Дж. (1998). Мания: клинические и исследовательские перспективы . Американский психиатрический паб. п. 15. ISBN  978-0880487283 .
  3. ^ Кьяга, Саймон; Ланден, Микаэль; Боман, Маркус; Хультман, Кристина М.; Лонгстрем, Никлас; Лихтенштейн, Пол (январь 2013 г.). «Психические заболевания, самоубийства и творчество: 40-летнее проспективное исследование всего населения». Журнал психиатрических исследований . 47 (1): 83–90. doi : 10.1016/j.jpsychires.2012.09.010 . ISSN   1879-1379 . ПМИД   23063328 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Масгрейв, Джордж; Гросс, Салли Энн (29 сентября 2020 г.). Может ли музыка вызвать у вас заболевание? Измерение цены музыкальных амбиций . Вестминстерский университет Press. дои : 10.16997/book43 . ISBN  978-1-912656-62-2 . S2CID   224842613 .
  5. ^ Гудвин, Ф. и Джеймисон, К.Р., Маниакально-депрессивное заболевание , Oxford University Press (Оксфорд, 1990), стр. 353.
  6. ^ Сенека «17.09.10». О спокойствии ума Проверено 17 мая 2024 г. или Аристотель» не было великого гения без примеси безумия
  7. ^ Кауфман, Джеймс С. «Два». Творчество и психические заболевания. Великобритания: Cambridge U House, 2014. 31–38. Распечатать.
  8. ^ Ромео, Ник (9 ноября 2013 г.). «Что такое гений?» . Ежедневный зверь . Проверено 16 мая 2017 г.
  9. ^ Андреасен, Северная Каролина (2011), «Путешествие в хаос: творчество и бессознательное» , Mens Sana Monographs, 9:1, стр. 42–53. Проверено 27 марта 2011 г.
  10. ^ Мальчиоди, Кэти (30 июня 2014 г.). «Творческая арт-терапия и экспрессивная арт-терапия» . Психология сегодня . Проверено 12 сентября 2017 г.
  11. ^ Хинан, Дейдра (март 2006 г.). «Искусство как терапия: эффективный способ укрепления позитивного психического здоровья?». Инвалидность и общество . 21 (2): 179–191. дои : 10.1080/09687590500498143 . S2CID   43879929 .
  12. ^ Фолли, Брэдли С.; Пак, Сохи (декабрь 2005 г.). «Вербальная креативность и шизотипическая личность в отношении латерализации префронтального полушария: исследование поведенческих и оптических изображений в ближнем инфракрасном диапазоне» . Исследования шизофрении . 80 (2–3): 271–282. doi : 10.1016/j.schres.2005.06.016 . ПМК   2817946 . ПМИД   16125369 .
  13. ^ Бэти М. Фернхэм (2009). «Взаимосвязь творчества, шизотипии и интеллекта». Исследование индивидуальных различий . 7 : 272–284.
  14. ^ Бэти М., Фернхэм А. (2008). «Взаимосвязь между показателями креативности и шизотипии». Личность и индивидуальные различия . 45 (8): 816–821. дои : 10.1016/j.paid.2008.08.014 .
  15. ^ Фернем А., Бэти М., Ананд К., Мэнфилд Дж. (2008). «Личность, гипомания, интеллект и творчество». Личность и индивидуальные различия . 44 (5): 1060–1069. дои : 10.1016/j.paid.2007.10.035 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Андреасен, Нэнси К. (июнь 2008 г.). «Взаимосвязь творчества и расстройств настроения» . Диалоги в клинической неврологии . 10 (2): 251–255. doi : 10.31887/DCNS.2008.10.2/ncandreasen . ISSN   1294-8322 . ПМК   3181877 . ПМИД   18689294 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Кьяга, С.; Лихтенштейн, П.; Боман, М.; Хультман, К.; Лонгстрем, Н.; Ланден, М. (2011). «Творчество и психические расстройства: семейное исследование 300 000 человек с тяжелыми психическими расстройствами». Британский журнал психиатрии . 199 (5): 373–379. дои : 10.1192/bjp.bp.110.085316 . ПМИД   21653945 . S2CID   3769831 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Кьяга, Саймон; Ланден, Микаэль; Боман, Маркус; Хультман, Кристина М.; Лонгстрем, Никлас; Лихтенштейн, Пол (январь 2013 г.). «Психические заболевания, самоубийства и творчество: 40-летнее проспективное исследование всего населения». Журнал психиатрических исследований . 47 (1): 83–90. doi : 10.1016/j.jpsychires.2012.09.010 . ПМИД   23063328 .
  19. ^ Боровецкий, Кароль Ян (октябрь 2017 г.). «Как дела, мой дорогой Моцарт? Благополучие и творчество трёх знаменитых композиторов на основе их писем» (PDF) . Обзор экономики и статистики . 99 (4): 591–605. дои : 10.1162/REST_a_00616 . S2CID   55087600 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Новотни, Эми. «Наука творчества» . Американская психологическая ассоциация . Архивировано из оригинала 28 апреля 2019 г.
  21. ^ Байрон, Кристин; Хазанчи, Шалини; Назарян, Дебора (2010). «Взаимосвязь между стрессорами и творчеством: метаанализ, исследующий конкурирующие теоретические модели». Журнал прикладной психологии . 95 (1): 201–212. дои : 10.1037/a0017868 . ПМИД   20085417 . S2CID   207633449 .
  22. ^ Эпштейн, Роберт; Шмидт, Стивен М; Варфель, Регина (2008). «Измерение и тренировка творческих компетенций: проверка нового теста». Журнал исследований креативности . 20 :7–12. дои : 10.1080/10400410701839876 . S2CID   56165561 .
  23. ^ Симеонова, Диана (2005). «Творчество при семейном биполярном расстройстве» . Журнал психиатрических исследований . 39 (6): 623–631. doi : 10.1016/j.jpsychires.2005.01.005 . ПМИД   16157163 .
  24. ^ Грин, Терри Р.; Нойс, Хельга (1988). «Влияние положительного аффекта на творческое мышление и решение проблем у детей» . Психологические отчеты . 63 (3): 895–898. дои : 10.2466/pr0.1988.63.3.895 . ISSN   0033-2941 . S2CID   144354800 .
  25. ^ Джордж, Дженнифер М.; Чжоу, Цзин (2002). «Понимание того, когда плохое настроение способствует творчеству, а хорошее — нет: роль контекста и ясности чувств» . Журнал прикладной психологии . 87 (4): 687–697. дои : 10.1037/0021-9010.87.4.687 . ISSN   1939-1854 гг . ПМИД   12184573 .
  26. ^ Дэвис, Марк А. (2009). «Понимание связи между настроением и творчеством: метаанализ» . Организационное поведение и процессы принятия человеческих решений . 108 (1): 25–38. дои : 10.1016/j.obhdp.2008.04.001 . ISSN   0749-5978 .
  27. ^ Баас, Маттейс; Де Дре, Карстен К.В.; Нейстад, Бернард А. (2008). «Метаанализ 25 лет исследований креативности настроения: гедонистический тон, активация или регуляторный фокус?» . Психологический вестник . 134 (6): 779–806. дои : 10.1037/a0012815 . ISSN   1939-1455 . ПМИД   18954157 .
  28. ^ Ду, Ин; Ян, Илун; Ван, Сюэвэй; Се, Конг; Лю, Чуньюй; Ху, Вэйпин; Ли, Ядан (20 января 2021 г.). «Положительная роль негативного настроения в творчестве: возможности в условиях кризиса эпидемии COVID-19» . Границы в психологии . 11 : 600837. doi : 10.3389/fpsyg.2020.600837 . ISSN   1664-1078 . ПМЦ   7854895 . ПМИД   33551914 .
  29. ^ Бертон, Нил (2012). «Биполярное расстройство и творчество» . Психология сегодня .
  30. ^ Андреасен, Нэнси (1987). «Творчество и психические заболевания: показатели распространенности среди писателей и их родственников первой степени». Американский журнал психиатрии . 144 (10): 1288–1292. дои : 10.1176/ajp.144.10.1288 . ПМИД   3499088 .
  31. ^ Р., Джеймисон, Кей (1996). Прикосновение к огню: маниакально-депрессивное заболевание и артистический темперамент . Саймон и Шустер. ISBN  978-0684831831 . OCLC   445006821 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  32. ^ Р., Дэвид Г. Майерс (1994). Психология: 4-е издание . Стоит издательства.
  33. ^ Паркер, Г., (ред.) «Биполярное расстройство II типа: моделирование, измерение и управление», Cambridge University Press (Кембридж, 2005).
  34. ^ Шапиро, Памела Дж; Вайсберг, Роберт В. (1999). «Творчество и биполярный диатез: общие поведенческие и когнитивные компоненты». Познание и эмоции . 13 (6): 741–762. дои : 10.1080/026999399379069 .
  35. ^ «Циклотимия (циклотимическое расстройство) – Симптомы и причины» . Клиника Мэйо . Проверено 7 ноября 2018 г.
  36. ^ «Франц Штрассер и Дэвид Ботти (2013-1-7). «Дирижер с биполярным расстройством о музыке и психических заболеваниях», BBC News» .
  37. ^ «Дэвид Грэм для Associated Press (27 декабря 2013 г.). «Для этого оркестра игра музыки имеет терапевтический эффект», The Boston Globe» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2019 г. Проверено 24 февраля 2019 г.
  38. ^ «Известные люди с биполярным расстройством» . 11 апреля 2018 г. Проверено 7 ноября 2018 г.
  39. ^ "Шизофрения" . www.nimh.nih.gov . Проверено 27 ноября 2015 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б Фрей, Анжелика (3 мая 2017 г.). «Новый отчет о мании Роберта Лоуэлла рискует прославить ее» . Гипераллергический . Проверено 16 мая 2017 г.
  41. ^ Бертон, Нил (2012). «Шизофрения и творчество» . Психология сегодня .
  42. ^ Перейти обратно: а б с д Редди, ИндлаРамасубба; Украини, Джатин; Индла, Вишал; Украини, Варша (2018). «Творчество и психопатология: две стороны одной медали?» . Индийский журнал психиатрии . 60 (2): 168–174. doi : 10.4103/psychiatry.IndianJPsychiatry_129_18 . ISSN   0019-5545 . ПМК   6102953 . ПМИД   30166672 .
  43. ^ Дискуссии о гениальности и интеллекте . Мега Фонд Пресс. 2002. Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 г. Проверено 9 июля 2017 г.
  44. ^ Пауэр, Роберт (2015). «Полигенные показатели риска шизофрении и биполярного расстройства предсказывают творческие способности» . Природная неврология . 18 (7): 953–955. дои : 10.1038/nn.4040 . ПМИД   26053403 . S2CID   12605788 .
  45. ^ Сэмпл, Ян (8 июня 2015 г.). «Новое исследование утверждает, что обнаружило генетическую связь между творчеством и психическими заболеваниями» . Хранитель . Проверено 14 июля 2020 г.
  46. ^ Гудник, П.Дж. (ред.) Мания: клинические и исследовательские перспективы. Американская психиатрическая пресса, Вашингтон, 1998.
  47. ^ Карсон, Шелли (2003). «Снижение скрытого торможения связано с увеличением творческих достижений у высокофункциональных людей». Журнал личности и социальной психологии . 85 (3): 499–506. дои : 10.1037/0022-3514.85.3.499 . ПМИД   14498785 . S2CID   3968611 .
  48. ^ «Связаны ли гений и безумие? Современные ответы на древний вопрос | Psychiatric Times» . Архивировано из оригинала 19 марта 2012 г. Проверено 2 августа 2008 г.
  49. ^ Дин Кейт Саймонтон (июнь 2005 г.). «Связаны ли гений и безумие? Современные ответы на древний вопрос» . Психиатрические времена . Архивировано из оригинала 3 июня 2013 г. Проверено 20 февраля 2007 г.
  50. ^ Кей Редфилд Джеймисон (1996). Прикосновение к огню: маниакально-депрессивное заболевание и художественный темперамент . Свободная пресса. ISBN  978-0-684-83183-1 .
  51. ^ Джеймисон, КР, Прикосновение к огню , Free Press (Нью-Йорк, 1993), стр. 82 и далее.
  52. ^ Вольф, Пол Л. (2005). «Влияние болезней, лекарств и химикатов на творчество и продуктивность известных скульпторов, художников-классиков, композиторов классической музыки и авторов» . Архивы патологии и лабораторной медицины . 129 (11): 1457–1464. дои : 10.5858/2005-129-1457-TEODDA . ПМИД   16253027 . Проверено 30 сентября 2023 г.
  53. ^ Аршад, Мухаммед; Фицджеральд, Майкл (май 2004 г.). «Был ли у Микеланджело (1475–1564) высокофункциональный аутизм?» . Журнал медицинской биографии . 12 (2): 115–120. дои : 10.1177/096777200401200212 . ISSN   0967-7720 . ПМИД   15079170 . S2CID   6805357 .
  54. ^ Ван Либург, MJ (1988). Знаменитые депрессивники: десять исторических очерков . Роттердам: Издательство Эразмус. стр. 19–26. ISBN  9789052350073 .
  55. ^ Сантоса СМ, ​​Стронг СМ, Новаковска С, Ван П.В., Реннике СМ, Кеттер Т.А. (июнь 2007 г.). «Повышение творческих способностей у пациентов с биполярным расстройством: контролируемое исследование». J Аффект Беспорядка . 100 (1–3): 31–9. дои : 10.1016/j.jad.2006.10.013 . ПМИД   17126406 .
  56. ^ Перейти обратно: а б Ример З., Гонда Х, Ример А. (2006). «[Творчество и психические заболевания]». Психиатр Хунг (на венгерском языке). 21 (4): 288–94. ПМИД   17170470 .
  57. ^ Новаковска С., Стронг СМ, Сантоса СМ, ​​Ван П.В., Кеттер Т.А. (март 2005 г.). «Сходства и различия темперамента у пациентов с эвтимическим расстройством настроения, творческого контроля и здорового контроля». J Аффект Беспорядка . 85 (1–2): 207–15. дои : 10.1016/j.jad.2003.11.012 . ПМИД   15780691 .
  58. ^ Джонсон, СЛ; Мюррей, Дж; Хоу, С; Штауденмайер, П.Дж.; Фриман, Массачусетс; Михалак, Э.Э.; КРЕСТ.BD. (2015). «Творчество связано с амбициями во всем биполярном спектре» . J Аффект Беспорядка . 178 (1 июня): 160–4. дои : 10.1016/j.jad.2015.02.021 . ПМЦ   7187909 . ПМИД   25837549 .
  59. ^ Сальц, Гейл (16 апреля 2017 г.). «Чтобы избавиться от клейма психического заболевания, нам нужно признать, насколько оно сложное, а иногда и прекрасное» . Кварц . Проверено 17 мая 2017 г.
  60. ^ Руитер, Маргина; Джонсон, Шери Л. (январь 2015 г.). «Мания риска и креативность: мультиметодическое исследование роли мотивации» . Журнал аффективных расстройств . 170 : 52–58. дои : 10.1016/j.jad.2014.08.049 . ISSN   0165-0327 . ПМИД   25233239 .
  61. ^ Крэбтри, Джули; Хадсон, Дженнифер Л.; Ньютон-Джон, Тоби (01 октября 2020 г.). «Тревога и неблагоприятные жизненные события в профессиональных творческих группах и популяциях с ранним психозом» . Психиатрия . 83 (4): 328–343. дои : 10.1080/00332747.2020.1777816 . ISSN   0033-2747 . ПМИД   32946338 . S2CID   221798069 .
  62. ^ Холм-Хадулла, Райнер Матиас (2023). Творческая трансформация отчаяния, ненависти и насилия . SpringerBriefs по психологии. дои : 10.1007/978-3-031-27384-1 . ISBN  978-3-031-27384-1 . S2CID   258245169 .
  63. ^ Чжао, Жунцзюнь; Тан, Живэнь; Лу, Фанг; Син, Цян; Шен, Ванбин (17 января 2022 г.). «Обновленная оценка дихотомической связи между творчеством и психическим здоровьем» . Границы в психиатрии . 12 : 781961. doi : 10.3389/fpsyt.2021.781961 . ISSN   1664-0640 . ПМК   802834 . ПМИД   35111087 .
  64. ^ Собель, Дава (17 февраля 1981 г.). «Шизофрения в популярных книгах: исследование дает слишком много надежд» . Нью-Йорк Таймс .
  65. ^ О'Хаган, Шон (6 января 2002 г.). «Особый фильм: История мальчика » . Обзор, Обозреватель . № 6 января 2002 г. С. 1–3.
  66. ^ МакНэми, Дэвид (10 августа 2009 г.). «Миф о гениальности Дэниела Джонстона» . Хранитель .
  67. ^ Кассель, Дэвид (23 сентября 2018 г.). «Тревожное наследие Терри Дэвиса, «Божьего одинокого программиста» » . Новый стек .
  68. ^ Годен, Филипп (13 января 2013 г.). "Диагональ де л'арт - АРТ БРЮТ 2.0" . Либерасьон (на французском языке). Архивировано из оригинала 19 апреля 2017 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
  69. ^ «Канье Уэст откровенно рассказывает о своей борьбе с биполярным расстройством: «Это похоже на растяжение мозга» » . www.cbsnews.com . 30 мая 2019 г. Проверено 5 октября 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4255f85ff15cd1fe441f15efa041ea65__1722831240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/65/4255f85ff15cd1fe441f15efa041ea65.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Creativity and mental health - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)